«крейсер путина»: «маршал устинов» и череда неудач на пути к севастополю
Содержание:
Модернизации и переоборудования
С 1994 по 17 декабря 1997 года — плановый ремонт на петербуржском АО «Северная верфь». В ходе ремонта была заменена главная энергетическая установка.
С июля 2011 года по октябрь 2016 года корабль проходил ремонт и модернизацию в Центре судоремонта «Звёздочка» (город Северодвинск). В ходе работ на крейсере были смонтированы новые РЛС с фазированными антенными решётками: трёхкоординатная РЛС дальнего обнаружения «Подберёзовик» и станция «Фрегат-М2М», оптимизированная для обнаружения низколетящих целей. Также по плану были выполнены доковые работы, ремонт главной энергетической установки и общекорабельных систем, освидетельствование и ремонт магистральных кабелей с заменой задефектованных участков. Всего было заменено более 150 км кабельных трасс, отремонтированы и заменены все шесть газотурбогенераторов, опреснительная установка, успокоители качки, линии валов, винты, камбузное оборудование; приведены в порядок внутренние помещения корабля. Осенью 2016 года обновлённый крейсер успешно прошёл в акватории Белого моря программу испытаний, после которых вернулся в боевой состав Северного флота.
Технические характеристики
Водоизмещение судна — 11 тысяч тонн при общей длине 187 метров. Главная энергетическая установка мощностью 113 тысяч л.с. обеспечивает максимальную скорость хода в 32 узла. Дальность похода — 8000 морских миль. Запас топлива и пропитания гарантирует месячное автономное плавание экипажу корабля (480 человек). На всем протяжении корпус имеет двойное дно, пространство которого заполнено топливными резервуарами.
«Маршал Устинов» — ракетный крейсер с выраженной трехостровной надстройкой. Фок- и грот-мачты выполнены в форме пирамидальных башен. Грамотное разнесение погребов боезапаса, оборудование их автоматизированными системами пожаротушения и затопления гарантирует плавучесть судна при критическом повреждении любых трех отсеков из четырнадцати (кроме машинных).
В кормовой части главной палубы расположены вертолетная площадка и ангар с 30-тонной антенной ЗРК «Форт».
Первый этап модернизации
Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.
Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.
Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.
Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».
Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.
С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.
Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.
Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.
«С военно-морской точки зрения, это скандал»
На фоне отчетов об «успешно проведенных» учениях у берегов Севастополя о ситуации с поломкой российского крейсера «Маршал Устинов» российские СМИ практически не пишут, хотя журналисты вряд ли могли обойти вниманием один из главных российских ракетных крейсеров, на котором был оборудован штаб для наблюдения Путина за ходом военных учений. Главный редактор украинского информационного агентства Black Sea News Андрей Клименко в комментарии Крым.Реалии высказал предположение, что неудачи экипажа привели к тому, что Путин был вынужден возвращаться из Турции в Севастополь самолетом, хотя первоначально мог планироваться морской переход
«Моя версия такова: крейсер прибыл в Стамбул с целью стать парадной резиденцией Путина для ответного приема Эрдогана. Путин принял бы его на борту ракетного крейсера и, возможно, вернулся бы на нем в Севастополь. Это было бы в его стиле: вспомним полеты Путина на истребителе», – сказал Андрей Клименко.
Президент России Владимир Путин (л) и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (п) в Стамбуле, 8 января 2020 года
Эксперт напомнил, что «Маршал Устинов» дважды предпринимал безуспешные попытки причалить к берегу.
«Крейсер сначала пытались поставить к причалу прямо у дворца Долмабахче в Босфоре. Он там чуть не спилил носом набережную и потом ушел в Мраморное море. На следующий день его пытались поставить к парадному причалу мыса Сарайбурну – там военный причал, куда обычно становятся иностранные военные корабли. Но и туда не смогли. Конечно, это выглядит – особенно с точки зрения турок – просто смешно, потому что к тем причалам становятся океанские лайнеры по триста метров в длину. С военно-морской точки зрения, это скандал», – рассказал Крым.Реалии Клименко.
Андрей Клименко
По его мнению, инцидент мог привести к смене планов российского руководства.
«Моя версия такова: командир крейсера «получил по шапке» и корабль пошел в Севастополь сам. Понятно, что после таких инцидентов, о которых, несомненно, доложили главнокомандующему, для его охраны стало ясно, что рисковать нельзя, раз они в Босфоре такой ляп дважды допустили. Поэтому Путин улетел самолетом. Крейсер пошел сам, ход у него быстрый, и сегодня утром он взял Путина на борт и вышел пострелять в море», – сказал Андрей Клименко.
История «Атлантов»
Техническая документация проекта (руководители А.К. Перьков и В.И. Мутихин) была утверждена в августе 1974 года. Боевые суда этой серии предназначались для противодействия ударным группам и отдельным кораблям вероятного противника, укрепления поисковых противолодочных соединений, выполнения функций коллективной противовоздушной обороны в составе конвоев.
Судно было заложено в 1978 году, вторым по счету, как «Адмирал флота Лобов». В 1986 году корабль получил свое сегодняшнее имя и вошел в состав Северного флота.
Крейсеры «Москва» и «Варяг» несут службу, соответственно, на Черноморском и Тихоокеанском флотах России. Четвертый — «Украина», при разделе доставшийся Незалежной, так и не покинул верфи Николаева.
Неудачи «Маршала Устинова» на Босфоре
Тем временем у «Маршала Устинова» началась череда неудач. По сообщениям, крейсер дважды не смог причалить к пристани и дважды возвращался на якорную стоянку в Мраморном море.
По сообщениям, крейсер не смог причалить «из-за сильного ветра». В то же время российский эксперт, редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко сообщил Крым.Реалии, что, по словам моряков, которые часто проходят Босфор, в тот день ветер был не настолько сильным, чтобы доставить проблемы крейсеру
Войтенко обратил внимание на видео, опубликованное очевидцами, которое, по его словам, свидетельствует о том, что проблема была, «скорее всего, с рулевым механизмом»
Михаил Войтенко в комментарии Крым.Реалии назвал инцидент с неудачной швартовкой российского крейсера «конфузом» и выразил недоумение по поводу того, что об этом практически не пишут российские СМИ, хотя ранее российские издания неоднократно публиковали информацию об этом крейсере как о «мощнейшем российском корабле».
При этом эксперт допустил: поначалу предполагалось, что в Стамбуле президент Турции вместе с Путиным посетит «Маршал Устинов» и что крейсер будет находиться у берегов Сирии во время визита российского президента в Дамаск. Однако инциденты со швартовкой нарушили эти планы.
«Я не завидую «Маршалу Устинову», вплоть до последнего матроса, если это так. Но похоже, что так и есть, а иначе почему все молчат? Конечно, конфуз очень неприятный. Его так все воспевают, а он элементарно не смог пришвартоваться», – сказал Михаил Войтенко.
После стоянки в районе Мода в Мраморном море «Маршал Устинов» поднял якорь и направился к Черному морю, переправившись через Босфор во второй половине дня 8 января.
«Демонстрация военной мощи России»
Российский военный эксперт Александр Гольц в комментарии Крым.Реалии назвал прошедшие учения у берегов Севастополя «демонстрацией военной мощи России».
«Это демонстрация способности российского флота создать мощную группировку – а там было до 30 боевых кораблей – и способности вести боевые действия как раз в Черном море, которое волей-неволей превращается в район военного противостояния НАТО и России. Это было довольно масштабное мероприятие с пусками крылатых ракет «Калибр», пуском гиперзвуковой ракеты «Кинжал», – сказал он.
Александр Гольц
При этом Александр Гольц не считает участие российского президента в учениях экстраординарным событием.
«Путин регулярно участвует в военных маневрах. Он очень любит красоваться на фоне кораблей, самолетов, танков. Это закономерно: когда у страны нет больших успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, военная мощь – это то, чем руководство страны предлагает россиянам гордиться», – подчеркнул военный эксперт.
Примечания
- Данные о суммарной мощности энергоустановки крейсеров проекта 1164 разнятся в разных источниках; значение в 110000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича. Согласно этим данным, суммарная мощность каждого из двух агрегатов М21 складывается из: форсажных (основных) газовых турбин ДТ59 — 2 по 22500 л. с.; маршевой газовой турбины ДС71 — 7000 л. с.; паровой турбины утилизационного контура — 3000 л. с., итого 55000 л. с. на один агрегат и 110000 л. с. на энергоустановку в целом.
- Данные о дальности хода экономическим ходом в разных источниках расходятся; цифра в 7500 миль приведена в «Боевых кораблях мира» Александрова и Апалькова, в то время как в «Советском ВМФ» Бережного указана дальность в 8070 миль.
- Данные о численности экипажа в 485 человек взята из «Боевых кораблей мира» Александрова и Апалькова. Встречаются и другие данные — например, в «Советском ВМФ» Бережного указана численность экипажа 610 человек.
- В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы корабля. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.