Огнем и ключом: что произошло на авианосце «адмирал кузнецов»

Что известно о пожаре

Как сообщили в Следственном комитете Мурманской области, к 14:30 мск пожар локализовали военнослужащие из состава экипажа корабля, которые сопровождали ремонтные работы, а также пожарные судоремонтного завода. Во время возгорания на судне работали около 400 человек, они были эвакуированы.

По информации ТАСС со ссылкой на экстренные службы, пострадали 10 человек, шесть из них находятся в реанимации: это члены экипажа корабля и сотрудники судоремонтного завода. Большинство пострадавших отравились продуктами горения, один получил черепно-мозговую травму. Состояние лишь одного пострадавшего оценивается как легкой степени тяжести.

По информации Baza, во время возгорания пропал капитан третьего ранга, командир дивизиона аварийно-спасательных работ Виктор Измайлов, он отвечал за ремонт «Адмирала Кузнецова». Его поиски продолжаются. Всего пропавшими числится трое человек, 12 пострадавших отправлены в мурманские больницы, причина – «отправление продуктами горения».

Пожарный, работающий на месте ЧП, сообщил корреспонденту Север.Реалии, что на 17.25 пожар продолжался, «до очага возгорания ещё не добрались, трое человек не найдены».

Задержание во Франции и экстрадиция в РФ

5 июля 2013 года экс-чиновник был задержан французской полицией по запросу российских правоохранительных органов на курорте Сан-Тропе на Лазурном берегу Франции. Сообщалось, что при задержании у него изъяли несколько поддельных паспортов. 22 июля Генпрокуратура РФ направила в Министерство юстиции Франции официальный запрос о выдаче Алексея Кузнецова. В России был наложен арест на его имущество (восемь земельных участков в Подмосковье, две квартиры в Москве, два автомобиля). Также Генпрокуратура РФ направила запрос об аресте в Куршевеле двух отелей — Crystal и Pralong, купленных на деньги Кузнецова, общей стоимостью €45 млн. В Швейцарии был наложен арест на недвижимое имущество и банковские счета экс-чиновника на общую сумму более 10 млн швейцарских франков. С декабря того же года дело о выдаче экс-министра рассматривал апелляционный суд города Экс-ан-Прованс.

16 января 2014 года апелляционный суд рекомендовал удовлетворить запрос РФ о выдаче Алексея Кузнецова, посчитав несостоятельными утверждения защиты о политическом характере дела. Адвокаты обжаловали это решение, и 9 апреля кассационный суд Франции направил постановление об экстрадиции экс-чиновника на пересмотр в апелляционный суд Лиона.

17 октября 2014 года суд Лиона удовлетворил запрос Генпрокуратуры России об экстрадиции Кузнецова. Спустя несколько дней стало известно, что суд города Альбервиль арестовал отели в Куршевеле, приобретенные на деньги Алексея Кузнецова, в целях их возможной конфискации в пользу России. В 2015 году кассационный суд Франции признал решение лионского суда законным.

13 апреля 2017 года Алексей Кузнецов был освобожден из-под стражи апелляционным судом Лиона, который счел, что ожидание решения об экстрадиции в Россию превысило сроки, предусмотренные 5-й статьей Европейской конвенции по правам человека. Бывший министр находился под домашним арестом и круглосуточным наблюдением в Париже. 21 ноября премьер-министр Франции Эдуар Филипп подписал декрет о выдаче Алексея Кузнецова России. В свою очередь экс-министр Подмосковья обжаловал это решение. Рассмотрение жалобы заняло больше года, 28 декабря 2018 года ее отклонил Государственный совет Франции.

3 января 2019 года Генеральная прокуратура РФ сообщила, что Франция удовлетворила запрос об экстрадиции Алексея Кузнецова. В сопровождении сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний и российского бюро Интерпола он был экстрадирован в Россию и помещен в СИЗО №1 («Матросская Тишина»). На следующий день Главное управление по расследованию особо важных дел СК России предъявило бывшему министру финансов Подмосковья официальное обвинение в мошенничестве, растрате и легализации денежных средств по ст. 159, 160 и 174.1 УК РФ.

Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов

Порт приписки: Мурманск-35Введён в эксплуатацию: 20 января 1991 года

Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов

— 61 390 т наибольшее; 59 100 т полное; 53 050 т нормальное; 46 540 т стандартное

Размеры авианосца Адмирал Кузнецов

— Длина: 270 м по ватерлинии; 306,45 м наибольшая- Ширина: 33,41 м по ватерлинии; 71,96 м наибольшая- Высота: 64,49 м габаритная- Высота борта (от КВЛ): 31,42 м в носу; 25,7 м на миделе; 25,7 м в корме- Осадка Средняя (от ОП): при стандартном водоизмещении 8,05 м; при нормальном водоизмещении 8,97 м; при полном водоизмещении 9,76 м- Наибольшая: 10,4 м- Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Двигатели авианосца Адмирал Кузнецов

— Котлотурбинная, четырёхвальная- Паровые турбины: 4 ГТЗА ТВ-12-4- Количество котлов: 8 котлов КВГ-4

Мощность- Паротурбины: 4 × 50 000 л.с.- Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт- Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт- Движитель: 4 пятилопастных винта- Скорость хода: 29 узлов (54 км/ч) наибольшая; 18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода; 14 узлов (26 км/ч) экономического хода

Дальность плавания

— При скорости: 29 узлов — 3850 миль; 18 узлов — 7680 миль; 14 узлов — 8417 миль- Автономность плавания: 45 суток

Экипаж авианосца Адмирал Кузнецов

— 1980 человек, в том числе: 520 офицеров; 322 мичмана; 1138 матросов.

Ремонт «Адмирала Кузнецова» и другие ЧП

30 октября 2018 года при выводе «Адмирала Кузнецова» во время ремонта крейсера затонул плавучий док – ПД-50. ЧП произошло на 82-м судоремонтном заводе в поселке Росляково Мурманской области. Тогда упали два башенных крана, один из них на палубу авианосца. Погиб механик завода.

Российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» во время ремонта

Тогда в ОСК утверждали, что ЧП не повлияет на сроки завершения ремонта и модернизации крейсера «Адмирал Кузнецов». Позднее, по информации военного издания Flotprom, выяснилось, что во время падения крана авианосец получил 52 повреждения. По оценке ОСК, ликвидация этих последствий обойдется в сумму около 70 млн рублей.

Военный журналист Александр Гольц считает, что история ремонта крейсера «Адмирал Кузнецов», конечно, войдет в анналы Военно-морского флота в той же степени, как и его «поход к берегам Сирии» (в октябре 2016 года крейсер «Адмирал Кузнецов» проследовал к берегам Сирии через пролив Ла-Манш: след черного дыма за кораблем, который растянулся на сотни метров, вызвал много шуток. – СР).

– Если из первого <похода в Сирию> можно, так сказать, сделать героическую эпопею, то ремонт «Кузнецова» превратился в какую-то череду аварий, катастроф, которые, увы, на мой взгляд, говорят о степени подготовки и уровне порядка как на самом Северном флоте, так и на промышленных предприятиях, где проходит ремонт «Адмирала Кузнецова». Несколько месяцев назад рухнул кран и практически вывел из строя навсегда единственный плавучий док, в котором находился этот крейсер. Сейчас этот пожар в энергетической установке, и уже военные, не стесняясь, говорят о том, что загорелось топливо, которое почему-то находилось в большом количестве на ремонтируемом корабле, что раскаленный металл стал капать на палубу и так далее. Все это говорит об очень невысоком уровне порядка во всем, что происходит вокруг «Адмирала Кузнецова», – считает Гольц.

«Адмирал Кузнецов», 21 октября 2016 года

Гольц называет ситуацию вокруг ремонта корабля «лихорадочной активностью», которая приводит к ненужному ажиотажу и подобным происшествиям.

По словам Войтенко, в целом у крейсера «Адмирал Кузнецов» ​тяжелая и мрачная история, связанная с многочисленными авариями и ЧП.

– Сколько там народу погибло – просто неизвестно, надо, наверное, специально подсчитывать, но много. По моим подсчетам, погибших десятки. Какой-то неудачный корабль, беспрерывно от несчастья к несчастью. Вообще вся эта серия неудачная. Его близнецов, которых продали в Индию и Китай, тоже преследуют несчастья. В России только самые упоротые патриоты пытаются его расхваливать, хотя и критических материалов о нем среди российских экспертов очень много. Критикуют его и в военных изданиях, которые не отличаются особой критикой российских вооруженных сил, – говорит Войтенко.

«Адмирал Кузнецов» вошел в состав Североморского флота в 1990 году, спустя пять лет после спуска на воду на Черноморском судостроительном заводе. Длина авианесущего крейсера – 306 метров, наибольшая ширина – 72 метра, полное водоизмещение – 59 000 тонн. Помимо авиакрыла (истребители Су-33 и МиГ-29К, а также вертолеты Ка-52, Ка-29 и Ка-27) крейсер вооружен противокорабельными крылатыми ракетами П-700 «Гранит», зенитно-ракетными комплексами «Клинок» и «Каштан».

КР в мобильном

Контракт на ремонт и модернизацию корабля был подписан в апреле 2018 года, его выполняет 35-й СРЗ (входит в состав Центра судоремонта «Звездочка»). Стоимость работ составит 60 млрд рублей. По изначальному плану они должны завершиться к концу 2020 года, а после испытаний корабль должен вернуться в состав ВМФ в 2021 году.​ В декабре 2019 года Алексей Рахманов заявил, что по новому графику работы на крейсере завершатся в 2022 году.

История проекта

В послевоенный период в руководстве СССР, Министерства обороны и ВМФ не существовало единого взгляда на необходимость авианосцев и возможные способы их применения. Часть политиков, промышленников и военачальников (в том числе министр обороны маршал Андрей Гречко и министр судостроительной промышленности Борис Бутома) выступали за строительство крупных атомных авианосцев, аналогичных американским типа Nimitz. Оппоненты (среди них — главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков и сменивший в 1976 году. Гречко на посту министра обороны Дмитрий Устинов) указывали на высокую стоимость программы строительства авианесущих кораблей, отсутствие внятной концепции их использования и делали акцент на развитие подводного флота, в первую очередь — атомных субмарин. В результате до 1980-х годов в составе ВМФ СССР отсутствовали авианосцы, рассчитанные на самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой.

Для противолодочной борьбы, которая была объявлена приоритетом надводных сил ВМФ СССР, строились противолодочные крейсера проектов 1123 и 1143, на которых базировались вертолеты, а также самолеты вертикального взлета-посадки Як-38. По боевым возможностям эти машины уступали обычным самолетам, что заставило руководство ВМФ в начале 1970-х годов вернуться к планам создания крупного авианосца, способного обеспечивать ведение боевых действий авиации на значительном удалении от баз флота. Предлагалось построить атомный авианосец водоизмещением до 80 тыс. т, с авиапарком до 70 летательных аппаратов (проект 1160 «Орел»). В дальнейшем проект подвергался многочисленным изменениям, в конце 1970-х годов работа над ним была прекращена.

Взамен было решено построить авианосец, взяв за основу авианесущий крейсер проекта 1143 и оснастив его оборудованием для взлета и посадки «обычной» авиации. Также разработчики отказались от использования атомной энергоустановки. Проект 11435 был разработан в начале 1980-х гг. в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне — Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Василия Аникиева. В процессе проектирования специалисты отказались от установки на корабле катапульт — вместо них авианосец оснащен носовым трамплином, что ограничивает взлетный вес летательных аппаратов.

Кроме того, на авианесущем корабле было установлено мощное ударное вооружение — ракеты П-700 «Гранит». В результате проект 11435 был классифицирован ВМФ как «тяжелый авианесущий крейсер» (ТАКР; по другой версии, это было сделано для обхода положения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, которое запрещало проход через них авианосцев).

Первоначально предполагалось назвать головной корабль «Советский Союз» (в 1930-е годы такое же имя предполагалось присвоить первому линкору советской постройки, не завершенному в связи с началом Великой Отечественной войны). В 1982 году авианосец получил название «Рига» (традиционно советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик). В конце 1982 году переименован в «Леонид Брежнев» (после смерти генерального секретаря ЦК ЦКСС). В 1987 году, в начале перестройки и осуждения «эпохи застоя» ТАКР сменил имя на «Тбилиси». С октября 1990 года — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — в честь Николая Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в 1939-1947 и 1951-1955 годах.

Почему «Адмирал Кузнецов» дымит

В Сети, особенно на Западе, долго потешались над тем, как при проходе Ла-Манша из трубы «Адмирала Кузнецова» валил черный дым. «Дымит, как паровоз», «дымит, как самовар», — сыпали шутками острословы.

Некоторые военные эксперты, в том числе весьма уважаемые, даже предположили, что у корабля что-то не в порядке с ходовой частью.

https://youtube.com/watch?v=Yq0-YntYmbA

Дыму из трубы «Адмирала Кузнецова», однако, нашлось совершенно другое объяснение.

«У черного дыма («шапки»), исходящего из трубы военного корабля, есть простое объяснение, которое вовсе не имеет отношения к плохому техническому состоянию энергетической установки, — пишет блогер с ником Комендор Флотский. — Крейсер, на котором я служил, давал «шапку» лишь тогда, когда он сам хотел этого. А точнее, когда появления над кораблем «шапки» требовала неписаная флотская военная традиция или какой-то особый случай. «Шапка» черного дыма, исходящая из трубы военного корабля, как бы говорит всем: «Я иду!»

https://youtube.com/watch?v=qiD20XOlcUc

Возможно, «Адмирал Кузнецов», проходя Ла-Манш, послал недвусмысленный сигнал при помощи дымной «шапки», и сигнал этот был адресован нашим «партнерам» по НАТО. А какой именно, им предстоит догадаться самим.

Версии о причинах возгорания

По словам президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова, причиной пожара на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» мог стать «человеческий фактор» во время сварочных работ.

«Произошло попадание окалины на нижние палубы. В связи с наличием демонтированного оборудования и пожароопасных жидкостей на этой палубе произошло локальное возгорание», – рассказал он «Интерфаксу». Оценить ущерб от случившегося можно после того, как пожар полностью потушат и можно будет пройти в пострадавшие отсеки, добавил он.

Эксперт по судоходству Михаил Войтенко рассказал сайту Север.Реалии, что пожары во время ремонта происходят часто, не только на военных кораблях, но и на гражданских, и в этом плане крейсер «Адмирал Кузнецов» не стал исключением.

Пожар на крейсере «Адмирал Кузнецов»

– Это ремонт, и в ремонте, особенно на военных кораблях, и далеко не только российских, а по всему миру какие-то такие ЧП, пожары и прочее нередки. Пожары вообще – самое частое ЧП во время ремонта, не только военных кораблей, но и гражданских. Сварщик или кто-то ответственный не усмотрел за необходимыми противопожарными мерами безопасности, ну и что? К крейсеру это не имеет отношения. Все говорят просто: хватит уже его мучить и мучить всех, не пора ли ему просто уже на покой, – сказал Войтенко.

БОЛЬШЕ ПО ТЕМЕ:

Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»

«Адмирал Кузнецов» на ремонте

Эксплуатация авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» изначально осуществлялась в сложных экономических условиях. Первый период характеризуется продолжительными испытаниями и затяжными ремонтами. Позднее акцент смещен на участие в учениях и боевых дежурствах. Восстановительные работы проводятся после каждого крупного перехода.

Участие в учениях и боевых условиях

Первый этап эксплуатации корабля проходил с 1992 до 1994 года, в конце 1995 судно вышло на боевую службу в Средиземное море, почти два года затем провело в ремонте.

В 1998 крейсер принимал участие в масштабных учениях, в 1999 дважды выходил на боевую подготовку. Участвовал в учениях 2000 года, в которых затонул К-141 «Курск», принимал участие в поисковых и спасательных операциях.

В 2001-04 корабль находился на плановом ремонте. Затем участвовал в месячном походе в Северную Атлантику в составе нескольких других судов. В 2005-07 продолжил нести боевую службу, после чего до 2008 вновь возглавил поход группы кораблей в Атлантический океан и Средиземное море.

В конце 2016 и начале 2017 «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи у берегов Сирии. С борта корабля совершено около 420 боевых вылетов с ударами по позициям террористов. В феврале 2017 корабль вернулся на место постоянной дислокации в Североморске. 23 февраля 2020 крейсер получил Орден Ушакова.

В 2017-20 году корабль проходит модернизацию и замену ряда оборудования. Ожидается, что после окончания работ срок службы судна будет увеличен на 10 лет. Возврат в состав флота ориентирован на 2021 год. Сколько эти работы продлятся на практике — неизвестно.

Автор статьи:

Парпурин Вадим

«Произошёл скачок напряжения»

В пресс-службе ответственного за ремонт корабля Центра судоремонта «Звёздочка» сообщили ТАСС, что причиной происшествия стал скачок напряжения в ходе операции по спуску «Адмирала Кузнецова» на воду.

«Произошёл скачок напряжения с берега, из-за этого встали насосы, и произошло нерасчётное погружение дока в воду», — рассказал начальник пресс-службы «Звёздочки» Евгений Гладышев.

При этом в компании «Колэнерго» накануне предупреждали о возможных кратковременных отключениях электроэнергии в различных районах Мурманска и Североморска 29—30 октября из-за проведения аварийно-восстановительных работ.

В то же время холдинг «Россети» по итогам внутренней проверки не выявил нарушений энергоснабжения на предприятии. «Сети, питающие подстанцию завода, отработали в штатном режиме. С 12:00 29 октября по 11:30 30 октября отключений в сетях филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» Колэнерго», питающих 82-й судоремонтный завод в Росляково, не было», — сообщили в компании.

Говоря о повреждениях, которые получил ТАВКр в результате инцидента, Гладышев сообщил РИА Новости, что на палубу корабля с плавучего дока ПД-50 упал строительный кран. При этом повреждения получила только ремонтируемая часть палубы авианосца.

В свою очередь, глава Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов заявил ТАСС, что нанесённый авианесущему крейсеру ущерб объёмный, но не дорогостоящий и не повлияет на сроки ремонта ТАВКр.

«70 тонн упало на палубу. Падение 70-тонной конструкции оставило дыру 4×5 м. Но это структурная конструкция корабля, которая ремонтируется легко и быстро, то есть у нас нет ощущения, что ущерб нанесён палубным конструкциям сколь-либо существенный», — отметил Рахманов.

Глава ОСК отметил, что специалисты оценивают объёмы ущерба в результате падения крана с высоты около 15 метров

Однако уже можно сказать, что это произошло на участках, которые не связаны с эксплуатацией какого-то «жизненно важного» оборудования крейсера

«Уже были заявления Объединённой судостроительной корпорации о том, что каких-то повреждений, которые способны повлиять на сроки выполнения работ по «Адмиралу Кузнецову», нет», — сказал он, комментируя произошедшее.

  • Reuters

Глава ОСК подтвердил версию, согласно которой произошло отключение внешнего напряжения во время вывода корабля из дока, после чего вода начала поступать в правую часть ПД-50. Это, по словам Рахманова, вызвало крен, из-за которого началось «неконтролируемое снижение двух подъёмных механизмов».

«Это ответственность тех, кто сейчас контролирует 82-й завод, поскольку они отвечали за доковую операцию. В общем, мы знали о том, что состояние дока не очень хорошее. Я не хотел бы сейчас оценивать, насколько это большой риск, мы выполняли эти работы по договору с 82-м заводом», — добавил глава ОСК.

Отмечается, что специалисты должны в кратчайшие сроки получить ответ на вопрос, будет ли восстановлена работоспособность дока, и если да, то когда это произойдёт. «Если ответ будет отрицательный, мы начнём прорабатывать альтернативные варианты, связанные с техникой и технологией завершения ремонтных работ на корабле», — заявил Рахманов.

При этом источник ТАСС в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что операция по подъёму затонувшего плавучего дока может занять от полугода до года.

«Поскольку при затоплении плавдока образовался его крен, то он, скорее всего, лежит на боку, что, конечно, затруднит операцию. С учётом опыта подъёма АПЛ «Курск» операция по подъёму ПД-50 займёт минимум полгода, а может затянуться и на год», — добавил источник ТАСС.

Он добавил, что, помимо ПД-50, в Северодвинске есть примерно такой же док (ПД-1), который может принимать для ремонта крупные надводные корабли первого ранга, такие как «Адмирал Кузнецов» или тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

Напомним, что ремонт и модернизация «Адмирала Кузнецова» начались в Мурманске в апреле 2018 года. Все необходимые работы должны быть завершены в 2020 году, чтобы в 2021-м корабль вернулся в состав Северного флота.

Боевое крещение на Ближнем Востоке

С ноября 2016 года по 6 января 2017 года «Адмирал Кузнецов» принимал участие в операции войск РФ в Сирии. Это было первое участие авианосца в реальных боевых действиях. Как позднее рассказал командующий российской группировкой войск в Сирии генерал-полковник Андрей Картаполов, лётчики морской авиации тогда выполнили 420 боевых вылетов, из них 117 осуществлялись ночью. По словам командующего, самолёты, базировавшиеся на «Кузнецове», разбомбили 1252 объекта террористов. При этом не обошлось и без потерь. Катастрофу потерпели с интервалом в один месяц два истребителя-бомбардировщика — Су-33 и МиГ-29К. Оба ЧП произошли в тот монет, когда самолёты осуществляли посадку. При этом в обоих случаях пилоты успели катапультироваться.

После сирийского похода президент России Владимир Путин наградил авианосец «Адмирал Кузнецов» Орденом Ушакова. А в октябре 2017 года началась его модернизация на Мурманском судоремонтном заводе.

  • МиГ-29КУБ с опущенным гаком

Заслуженный пилот России, член Комиссии при президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения Юрий Сытник считает, что одной из основных задач при ремонте авианосца станет усовершенствование механизмов, отвечающих за посадку истребителей МиГ-29К/КУБ на его палубу.

Также по теме


На замену «Мистралям»: к 2030 году Россия получит три авианесущих корабля

ВМФ России получит отечественную замену французским «Мистралям». К 2025 году планируется закончить строительство двух универсальных…

«Это мероприятие мало того что требует специфических навыков от лётчика, оно ещё и сопряжено с тяжёлыми перегрузками для организма. Если с первого захода истребитель после касания шасси палубы не смог зацепится за специальное устройство, которое его тормозит, пилот вынужден резко увеличивать скорость и снова взлетать, чтобы избежать катастрофы. Это приводит к потому, что у большинства лётчиков палубной авиации после 5—7 лет службы зачастую происходит компрессионный перелом позвоночника», — пояснил эксперт в беседе с RT.

По его словам, ситуация улучшилась после присоединения Крыма к России, где есть специальная тренировочная база, позволяющая будущим пилотам военно-морской авиации отрабатывать посадку на палубу.

«Однако ремонт «Кузнецова», усовершенствование его палубы и других элементов, связанных с посадкой, должны ещё больше снизить риск аварий», — отметил Сытник.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector