«адмирал кузнецов»: последние новости, где он сейчас, вооружение, почему дымит
Содержание:
Сравнение с конкурентными
Кроме России, лидирующие позиции по вооружению «на воде» к 2017 году занимает США, а Китай стремительно наращивает военный потенциал. Поэтому, для проведения точного сравнения, рассмотрим представителей авианосцев каждой страны. От США – модель «Нимитц», от Китая – «Ляонин».
Конечно, главная задача авианесущего крейсера заключается в максимальном использовании их при наступлении войны. Причем вариантов здесь тоже несколько: при наличии слабо вооруженного противника и при войне в крупных масштабах.
Авианосец «Нимитц»
Для сравнения показателей трех авианосцев при наличии слабого противника лучше всего подойдет анализ их интегральных индексов:
- У крейсера «Адмирал Кузнецова» индекс равен 0,3.
- У крейсера «Нимитц» индекс равен 0,35.
- У крейсера «Ляонин» индекс равен 0,27.
При крупномасштабной войне:
- У крейсера «Адмирал Кузнецова» индекс равен 0,25.
- У крейсера «Нимитц» индекс равен 0,28.
- У крейсера «Ляонин» индекс равен 0,21.
Таким образом, сравнительный анализ показ, что российский и китайский корабли уступают в обоих показателях американскому аналогу.
Авианосец «Ляонин»
Еще одним важным фактором для анализа выступает продолжительность ведения боя до полного расхода запасов на корабле. «Нимитц» в этом случае выдерживает неделю, «Адмирал Кузнецов» — пять-шесть суток, «Ляонин» теоретически так же способен выдержать в среднем пять суток. И снова лидирующую позицию занимает «Нимитц».
Вывод, конечно, очевиден, и американский авианосец обладает рядом преимуществ перед российским, он более функционален и подготовлен. Но все же делать однозначную оценку нельзя, поскольку не все зависит от корабля, большую роль играют истребители, размещенные на нем.
Адмирал Кузнецов
Изготовленный в СССР авианосец имеет интересную историю постройки. Изначально в 1979 году инженерное бюро подготовило эскизы для строительства крейсера, их одобрил С. Горшков (командующий в то время военно-морским флотом), но впоследствии поступило решение о кардинальных изменениях проекта. Таким образом, из-за всех задержек в проектировании, на воду корабль спустили только в 1987 году.
Максимальное водоизмещение 61390 тонн, длина 306 м, ширина 72 м, высота 64,5 м. Как и большинство военных кораблей, которые годами служат и принимают участие в боевых операциях, корпус должен быть дополнительно защищен. Так, на «Адмирал Кузнецов» установлено бронирование из высокопрочной стали, с трехслойной противоторпедной защитой 4,5 м, которая в состоянии выдержать прямое попадание четырехсот килограммового ТНТ снаряда.
Мощный корабль оснастили навигационным комплексом «Бейсур», радиолокационной системой «Марс Пассат», «Фрегат МА», «Подкат», «Вайгач» и «Резистор». Для связи установили БИУС «Лесоруб», «Буран 2», ГАК «Полином», ГАК «Звезда М1» и комплекс РЭБ «Созвездие». Как видно, электроникой судно напичкано до зубов, ну, а насчет вооружения, здесь все еще серьезней. На борту расположились зенитная артиллерия на 48 тысяч снарядов, противолодочная боевая установка на 60 бомб. Ракеты «Гранит» 256 шт., «Кинжал» 192 шт. Так как, судно является авианесущим, то на нем одновременно имеют возможность находиться 50 самолетов и вертолетов.
Приводит в движение этого военного «монстра» силовая установка, состоящая из четырех паротурбин общей мощностью 200 тысяч лошадиных сил и девяти турбогенераторов по 1500 кВт. При этом максимальную скорость судно развивает до 54 км/ч, а автономность плавания 45 суток.
Авианосец за время службы в ВМФ совершил шесть плаваний по Средиземному морю, а один раз побывал в Северной Атлантике. В 2000 году был задействован в операции по спасению подводной лодки «Курск». В 2016 году пришлось принимать участие в боевых действиях против военных террористических группировок «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» на землях Сирии. Во время похода с борта корабля совершено 420 вылетов боевых самолетов, при этом поражено 1252 террористических объектов.
Промежуточное решение
Если предположить, что «Кузнецов» сможет встать в док в Белокаменке в 2020 году, то завершение его ремонта в 2021-м не представляет какой-то нерешаемой задачи. Вместе с тем, ограниченность работ (известно, что от глубокой модернизации корабля было решено отказаться), ставит перспективы дальнейшего использования авианосца под сомнение.
«Не все считают продолжение ремонта целесообразным», — отметил собеседник «Известий» в военном ведомстве. «Есть разные мнения, в том числе и сводящиеся к тому, что на эти деньги лучше построить пару фрегатов или атомную субмарину», — добавил он.
По мнению собеседника редакции, «Кузнецов», если и вернется в строй, скорее всего будет использоваться в качестве учебного корабля и в дальние походы больше отправляться не будет.
«Возможно оптимальным был бы его перевод на Черное море, где в силу лучших климатических условий «Кузнецов» мог бы более эффективно выполнять задачи учебного авианосца, но это имеет смысл только в случае принятия принципиального решения о заказе нового авианесущего корабля для ВМФ России», — отметил собеседник редакции.
Кузнецов
Фото: commons.wikimedia.org/Mil.ru
То же самое касается и планов глубокой модернизации авиагруппы корабля, недавно обнародованных в ряде СМИ. В соответствии с этими планами истребители МиГ-29КР/КУБР и Су-33 должны получить новое оборудование, обеспечивающее обмен информацией в реальном времени. «Глубокая модернизация имеет смысл для МиГ-29КР/КУБР, для Су-33, основу прицельного комплекса которых составляет морально устаревшая РЛС Н-001 «Меч», способная выдавать целеуказание одновременно не более чем на две цели, смысл есть только при условии замены радара, которая не целесообразна на столь возрастных машинах», — отметил собеседник редакции.
По мнению специалиста перспективы палубной авиации в настоящее время связаны, помимо совершенствования недавно поставленных палубных МиГ-29, с продолжением разработки нового самолета по теме ПАК КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), но эта разработка также прямо зависит от наличия решения о постройке нового авианосца.
От «Риги» до «Адмирала»
Строительство «Кузнецова» началось в 1982 году. Корабль стал следующей ступенью в развитии авианесущих крейсеров проекта 1143.5. Его ключевая особенность — палуба, рассчитанная как на самолёты с вертикальным взлётом и посадкой, так и на истребители, которым необходима взлётная полоса. За свою историю корабль неоднократно менял название. При проектировании ему было присвоено имя «Рига», однако после смерти генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева крейсер переименовали в честь главы СССР. После начала испытаний корабль получил новое имя — «Тбилиси», под таким названием прошли его испытания. В частности, на нём впервые в истории морской военной авиации Советского Союза была совершена посадка «по-самолётному», то есть горизонтально.
- Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море
- РИА Новости
Однако официально в состав ВМФ СССР корабль был включён после его очередного, на этот раз последнего переименования. Он получил имя «Адмирал Кузнецов». Вскоре он чуть не оказался в составе ВМС Украины, которая в тот момент отделялась от СССР. Президент республики Леонид Кравчук осенью 1991 года заявил, что раз авианосец строили на Николаевском заводе, то он является собственностью Киева. Однако командир корабля не согласился с таким решением и вывел «Кузнецова» в море. Часть команды решила присягнуть украинской республике и осталась на берегу. А корабль обогнул Европу и прибыл в Мурманскую область, где был официально зачислен в состав Северного флота ВМФ РФ.
В 1990-е годы авианосец в среднем по три — четыре месяца проводил в море, участвуя в различных походах и учениях. В 2001—2004 годах был проведён плановый ремонт. А с декабря 2011-го по май 2014 года «Адмирал Кузнецов» провёл длительный поход в Средиземное море, к берегам Сирии.
Возврат к идеям создателей
Член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ полковник запаса Виктор Мураховский, в свою очередь, отметил, что после модернизации может принципиально измениться концепция применения «Адмирала Кузнецова» в боевых действиях.
Также по теме
«Мы можем построить всё»: нужны ли российскому флоту новые авианосцы
После завершения первого боевого похода крейсера «Адмирал Кузнецов» в России активно обсуждается необходимость появления в составе ВМФ…
«Хочу подчеркнуть, что это не авианосец в полном смысле слова, а авианесущий крейсер. Изначально основным его ударным средством были противокорабельные ракеты, а авиация базировалась на палубе, в первую очередь для того, чтобы отражать авианалёты на корабельную группировку, в которую этот корабль входил. Другое дело, что потом самолёты решили сделать основной ударной силой данного корабля. Но нужно понимать, что эффективность от такого решения будет не очень высока, потому что проектировался «Кузнецов» для другого», — заявил эксперт.
По его словам, МиГ-29К/КУБ, который планируют сделать основным летательным аппаратом, базирующимся на авианесущем крейсере, предназначен в первую очередь для уничтожения самолётов противника.
«А это говорит о том, что наше военное руководство, вероятнее всего, планирует использовать «Кузнецова» в соответствии с теми задачами, под которые он изначально и строился. Он будет прикрывать другие корабли в Средиземном море или же где-то ещё», — заявил Мураховский.
- Корабельный истребитель Су-33 ВКС РФ во время взлёта с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»
- РИА Новости
Он добавил, что идеальным вариантом модернизации корабля была бы установка на него атомной силовой установки вместо дизельной.
«Однако это потребует глубокой перестройки «Кузнецова», фактически создания нового авианосца. Поэтому дешевле и целесообразнее провести капитальный ремонт имеющихся двигателей, а также оснастить корабль новым оборудованием», — сказал Мураховский.
При этом специалист подчеркнул, что не разделяет точку зрения ряда экспертов и журналистов, что от «Адмирала Кузнецова» необходимо отказаться в силу его дороговизны и того факта, что он морально устарел.
Аналогичной точки зрения придерживается и Сытник.
«Поскольку мы имеем базу ВМФ в Тартусе, поскольку Средиземное море имеет для нашей безопасности крайне большое значение, авианосец нам там очень даже нужен. «Лишние» 2—3 десятка самолётов позволят нам следить за атомными лодками США, вести наблюдение за ситуацией, осуществлять мероприятие радиоэлектронной борьбы. После завершения модернизации «Кузнецов» может принести нашему ВМФ ещё много пользы», — заключил лётчик.
Что известно о пострадавших
Погиб военнослужащий-контрактник Северного флота, сообщили в четверг вечером в пресс-службе флота. «В ходе ликвидации очага задымления один из военнослужащих Северного флота погиб. Поиск офицера из состава службы живучести корабля продолжается», — цитирует сообщение Интерфакс.
Ранее представитель экстренных служб региона сказал РИА Новости, что число пострадавших при пожаре на авианесущем крейсере увеличилось до 12 человек, идут поиски трех человек.
Десяти военнослужащим после пожара оказана медпомощь, их здоровью ничто не угрожает, говорилось в предыдущем сообщении Северного флота. Источник агентства Интерфакс сообщал, что все пострадавшие госпитализированы, состояние одного из них оценивается как тяжелое.
Что известно о причинах пожара
Единственный российский авианесущий крейсер с сентября 2018 года находился на плановом ремонте в плавучем доке (ПД-50) на 82-м заводе в поселке Росляково (Мурманск). В октябре прошлого года произошел сбой в подаче электричества, в результате чего док резко ушел под воду, а упавший кран повредил часть палубы корабля.
Как сообщил глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, пожар начался при выполнении регламентных согласованных сварочных работ.
«На борту корабля проводилась замена энергетического оборудования, в результате сварки искра упала в трюмное помещение, где находилось разлитое топливо. Произошло возгорание», — сказал Рахманов. Он уточнял, что пострадавших среди гражданских специалистов в результате пожара нет.
В пресс-службе центра судоремонта «Звездочка» уточнили, что пожар начался в трюме первого энергоотсека корабля.
Нимиц
Авианосец – разработка США. Начали строить с 1968 года. Корабль получился большой (длина 333 метра, максимальная ширина 78), надежный и самое главное, не такой дорогой как его предшественник – Энтерпрайз. Стоимость изготовления, по разным источникам, вышла около нескольких сотен миллионов долларов. Поэтому было принято решение поставить проект на поток и выпустить в общем количестве десять подобных авианосцев. Каждому присвоен индивидуальный номер и имя: №68 Нимиц 1968г, №69 Эйзенхауер 1970г, №70 Винсон 1975г, №71 Рузвельт 1981г, №72 Линкольн 1984г, №77 Буш 2003г и другие.
Чем позднее был выпущен корабль, тем современнее использовалась “начинка” (электроника, безопасность, силовые установки, вооружение и т.п.) и тем самым, дороже выходили затраты на постройку. Так, например последний №77, выпущенный в 2003 году стоил 6,2 миллиардов долларов США.
Нимиц не только большой, но и тяжелый корабль. Одних боеприпасов находится на борту 1954 тонны. Силовая установка атомная – два ядерных реактора A4W (общая мощность 260 тысяч лошадиных сил) и четыре дизельных двигателя на 10 720 л. с. Таким образом, авианосец с легкостью способен развить скорость до 30 узлов, а без дозаправки находиться в плавании десять лет. Для защиты от вражеских снарядов корпус зашит 64 миллиметровой специальной тканью Кевлар.
Площадка для авиагруппы разделена на несколько зон: взлетная и посадочная полосы, парковка. Соответственно, каждая из них оснащена специальным оборудованием. Так, на взлетной полосе установлены четыре паровых катапульты для запуска самолетов.
Для защиты корпуса корабля от реактивных выхлопов авиации, предусмотрен барьер, вентилируемый путем подачи холодной воды непосредственно с борта. На посадочной полосе установлены специальные канатные тормоза и самое главное, есть электронное устройство, помогающее в условиях плохой видимости без участия пилота приземлить самолет на борт. Система автоматической посадки называется ACLS. В парковочной зоне одновременно помещаются 86 боевых летательных аппарата.
В случае, если понадобится отразить атаку на авианосец или нанести удар непосредственно со штатных орудий, то на борту расположено мощное вооружение. Это четыре зенитно-артиллерийских комплекса «Вулкан Фаланкс» 20 мм и три ракетных установки “Си Спароу”. В процессе модернизации на Нимиц поместили трехтрубный 324-мм торпедный аппарат.
Управляет кораблем, а также поддерживает его в боевом состоянии, экипаж из 3200 человек, состав авиагруппы – 2480. Для жизнедеятельности людей в трюме оборудованы каюты, столовая, морозильная комната для долгого хранения продуктов.
Вооружение
Вооружение «Адмирала Кузнецова» заслуживает отдельного внимания. Основа крейсера — комплекс противокорабельных ракет (ПКРК) «Гранит». Двенадцатигранные ракеты расположены в пусковых установках, относящихся к шахтному типу. Ракеты достигают расстояния в 550 километров, с весом в 750 килограмм каждая. Также крейсер оборудован двумя реактивно-бомбовыми установками, в составе каждой имеется 60 глубинных бомб.
И все же это не главное вооружение авианосца. Основу составляют боевые самолеты, расположенные на корабле в составе 50 штук, 50% которых представляют собой истребители, остальная половина вертолеты. Однако на практике количество сокращено до 37 единиц.
https://youtube.com/watch?v=Y2QPqrH6bS4
Если же говорить о зенитном вооружении, то его стоит классифицировать на 3 типа:
- Наличие ракетно-артиллерийского комплекса, в состав которого входят 256 ракет, достигающих расстояния до 8 000 метров, и 48 000 снарядов, с дальностью полета до 4 000 метров.
- Наличие зенитно-ракетного комплекса, в состав которого входит 192 ракеты, достигающих расстояния до 12 000 метров.
- Наличие скорострельных установок, в состав которых входит 48 000 снарядов.
Также корабль оснащен дополнительным оборудованием, направленным на обнаружение опасности или предоставлением связи с центральным аппаратом управления.
Почему «Адмирал Кузнецов» дымит
В Сети, особенно на Западе, долго потешались над тем, как при проходе Ла-Манша из трубы «Адмирала Кузнецова» валил черный дым. «Дымит, как паровоз», «дымит, как самовар», — сыпали шутками острословы.
Некоторые военные эксперты, в том числе весьма уважаемые, даже предположили, что у корабля что-то не в порядке с ходовой частью.
https://youtube.com/watch?v=Yq0-YntYmbA
Дыму из трубы «Адмирала Кузнецова», однако, нашлось совершенно другое объяснение.
«У черного дыма («шапки»), исходящего из трубы военного корабля, есть простое объяснение, которое вовсе не имеет отношения к плохому техническому состоянию энергетической установки, — пишет блогер с ником Комендор Флотский. — Крейсер, на котором я служил, давал «шапку» лишь тогда, когда он сам хотел этого. А точнее, когда появления над кораблем «шапки» требовала неписаная флотская военная традиция или какой-то особый случай. «Шапка» черного дыма, исходящая из трубы военного корабля, как бы говорит всем: «Я иду!»
https://youtube.com/watch?v=qiD20XOlcUc
Возможно, «Адмирал Кузнецов», проходя Ла-Манш, послал недвусмысленный сигнал при помощи дымной «шапки», и сигнал этот был адресован нашим «партнерам» по НАТО. А какой именно, им предстоит догадаться самим.
Предыдущие инциденты
За почти 30 лет эксплуатации корабля с ним случилось как минимум четыре громких инцидента.
1. Затонувший док
В октябре 2018 года плавучий док ПД-50 в Мурманске, где ремонтировался «Адмирал Кузнецов», затонул из-за сбоя. В результате аварии один из кранов плавдока упал на палубу авианосца.
Инцидент произошел во время запланированного выхода «Адмирала Кузнецова» из дока ПД-50 для перехода на 35-й судоремонтный завод.
Почему под Мурманском утонул гигантский док и что стало с авианосцем?
В Объединенной судостроительной корпорации тогда заявляли, что во время аварии «имели место отказ аварийных генераторов и падение напряжения». Источник Би-би-си, имеющий отношение к ОСК, рассказал, что на плавучем доке автономные системы могли быть отключены из экономии.
2. Крушение двух истребителей
В 2016-2017 годах «Адмирал Кузнецов» совершил поход в Средиземное море: тогда впервые в истории ВМФ было осуществлено боевое применение палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К в Сирии.
В ноябре 2016 года в нескольких километрах от корабля разбился российский палубный истребитель МиГ-29К.
Почему утонул МиГ-29 с «Кузнецова»?
В минобороны сообщали, что авария произошла в результате технической неисправности во время захода на посадку, когда российский истребитель выполнял тренировочный полет. При этом в интернете циркулировали слухи о том, что самолет разбился в результате целой цепочки отказов и ошибок, в начале которой стоял обрыв одного или двух тросов аэрофинишера.
Через месяц после этого другой российский истребитель — Су-33 — потерпел крушение в Средиземном море во время посадки на авианосец. Причиной крушения стал обрыв троса — самолет выкатился за пределы палубы, летчик успел катапультироваться.
3. Черный дым
В начале похода в Средиземное море с «Адмиралом Кузнецовым» произшел еще один случай. В сети появились видеозаписи, на которых видно, что над кораблем поднимается столб густого черного дыма.
Британская газета Telegraph писала со ссылкой на военно-морских экспертов, что дым якобы свидетельствует о о технической неисправности крейсера. Как утверждало издание, на корабле не работали туалеты и наблюдались многочисленные поломки.
Однако командир авианосца, капитан первого ранга Сергей Артамонов, рассказал изданию «Аргументы и факты», что дым на является признаком каких-то неисправностей и это присуще всем неатомным кораблям.
«На самом деле корабли стран НАТО тоже дым пускают. Может, их дым уходит в небеса не так высоко, как наш. Но на то у «Адмирала Кузнецова» и самая высокая труба во всем нашем флоте!» — говорил он.
4. Мусор у берегов Шотландии
В декабре 2011 года «Адмирал Кузнецов» был вынужден искать укрытия от шторма у берегов Шотландии вместе с несколькими другими российскими кораблями.
Представитель комитета по обороне Шотландской национальной партии Ангус Робертсон тогда жаловался, что экипаж наблюдавшего за российскими кораблями эсминца Британских королевских ВМС «Йорк» сообщил о факте нелегального выброса в море мусора с авианосца.
«Адмирал Кузнецов» устроил свалку у берегов Шотландии
«Учитывая сложные погодные условия, мы с радостью готовы позволить российским кораблям укрыться у шотландского побережья, но избавляться от мусора, просто выбрасывая его за борт — это более чем дурной тон», — возмущался Робертсон.
Как «Адмирала Кузнецова» чуть не сдали на металлолом
Строительство тяжелого авианесущего крейсера началось в 1982 году, через пять лет он был спущен на воду. Корабль может нести свыше 50 летательных аппаратов (28 самолетов и 24 вертолета), в составе его вооружения — крылатые противокорабельные ракеты «Гранит», зенитный ракетный и ракетно-пушечный комплексы «Клинок» и «Каштан».
На сегодняшний день «Адмирал Кузнецов» является единственным авианосцем в составе Военно-морского флота России.
В 2016 году глава Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев рассказал, что в начале 2000-х годов «Адмирал Кузнецов» мог быть продан за границу как металлолом.
«Некоторые военно-морские деятели с большими звездами на погонах хотели продать корабль на металлолом, возможно, в Китай — по схеме продажи авианосца «Варяг», который вместо того, чтобы, как заявлялось, стать парком развлечений, после ремонта вошел в боевой состав китайского флота», — говорил Ненашев РИА Новости.