Сознание человека. почему сознание это не мозг

Примерное развитие

В процессе эволюции менялись не только физические характеристики живых существ. Психика тоже претерпевала ряд качественных изменений. Их можно представить в виде краткой схемы:

Животные и предки людей – индивидуальности у сознания нет, оно достаточно примитивно. В это же время появляется общественное сознание, т.е. одна идея и цель для всех. Именно оно стало толчком для дальнейшего развития.
Стадное – в группе нужен вожак, который ведет за собой остальных. Появляется иерархия. Каждый чувствовал себя защищенным.
Начинает определяться состояние разумного человека

Оно позволяет наблюдать за разными явлениями и делать выводы.
Совершенствуются высшие психические функции: речь, память, мышление, внимание, восприятие.

Подобная схема позволяет понять, что развитие сознания в ходе эволюции нельзя посчитать простым процессом.

Функции есть, а сознания нет

Существует когнитивное понятие сознания. Примерами когнитивных задач, которые мы выполняем как сознательные субъекты, могут быть речь, мышление, интеграция информации в мозге и т. д. Но это определение слишком широкое: получается, если есть мышление, речь, запоминание, значит, есть и сознание; и наоборот: если нет возможности говорить, значит, и сознания нет. Часто это определение не работает. Например, у пациентов в вегетативном состоянии (которое наступает, как правило, после инсульта) есть фазы сна, они открывают глаза, у них бывает блуждающий взгляд, и родственники часто принимают это за проявление сознания, что на самом деле не так. А бывает, что когнитивных операций нет, а сознание есть.

Если в МРТ-аппарат поместить обычного человека и попросить представить, как он играет в теннис, у него произойдет возбуждение в премоторной коре. Эту же задачу поставили перед пациенткой, которая не откликалась вообще ни на что, — и увидели на МРТ такое же возбуждение в коре. Тогда женщину попросили представить, что она находится в доме и ориентируется внутри него. Потом ее начали спрашивать: «Вашего мужа зовут Чарли? Если нет, представляйте, что вы ориентируетесь в доме, если да — что вы играете в теннис». Реакция на вопросы действительно была, но ее можно было отследить только по внутренней активности мозга. Таким образом,

Между сознанием и когнитивными функциями тоже нет прямой связи. В 1987 году в Канаде произошла страшная трагедия: лунатик Кеннет Паркс заснул перед телевизором, а потом «проснулся», завел машину, проехал несколько миль до дома родителей своей жены, взял монтировку и пошел убивать. Затем уехал и только на обратном пути обнаружил, что у него все руки в крови. Он позвонил в полицию и сказал: «Мне кажется, я кого-то убил». И хотя многие подозревали, что он гениальный лжец, на самом деле Кеннет Паркс — удивительный потомственный лунатик. У него не было мотива для убийства, а еще он сжимал нож за лезвие, отчего на руке у него были глубокие раны, но он ничего не чувствовал. Следствие показало, что Паркс не находился в сознании в момент убийства.

Я сегодня видел у кого-то в руках книгу Николаса Хамфри «Пыльца души». В 1970-х Николас Хамфри, будучи аспирантом и работая в лаборатории Лоуренса Вайскранца, открыл «слепое зрение». Он наблюдал за обезьяной по имени Хелен, у которой была корковая слепота — не функционировали зрительные отделы коры головного мозга. Обезьяна всегда вела себя как слепая, но в ответ на некоторые тесты вдруг начала демонстрировать «зрячее» поведение — каким-то образом распознавала простые объекты.

Обычно нам кажется, что зрение — сознательная функция: если я вижу, значит, я осознаю. В случае «слепого зрения» пациент отрицает, что он что-то видит, однако, если его попросить угадать, чтó находится перед ним, он угадывает. Все дело в том, что у нас есть два зрительных пути: один — «сознательный» — ведет в затылочные зоны коры головного мозга, другой — более короткий — в верхний отдел коры. Если у боксера будет работать только сознательный зрительный путь, он вряд ли сможет уворачиваться от ударов — он не пропускает удары как раз благодаря этому короткому, древнему пути.

Зрительное восприятие — это когда вы можете сказать, «что» и «где», а зрительное ощущение — это когда при этом вы еще имеете ментальную картинку. Выполняется примерно одна и та же когнитивная функция распознавания объекта, но в одном случае это распознавание сознательно, а другом — нет. «Слепое зрение» — это зрительное восприятие без сознания.

Именно наличие приватного опыта является ключевым компонентом, позволяющим сказать, есть сознание или нет. Это более узкое понятие называется феноменальным сознанием (phenomenal consciousness).

Как работает подсознание?

Подсознание – словно огромный резервуар с информацией, находящийся в нашей голове. Он хранит всю нашу память, творческие возможности, убеждения, рефлексы и инстинкты. В нем записано все, что мы когда-либо видели, слышали, учили и делали. Так как большую часть этой информации мы уже давно никак не используем, нам кажется, что мы давно уже забыли.

Однако подсознание ничего не забывает, а все бережно хранит, сложив по полочкам. Оно практически полностью управляет нашей жизнью. Подсознание контролирует все жизненно важные процессы — дыхание, сердцебиение и пищеварение. В нужный момент оно находит и использует любую хранящуюся в нем информацию. Правда, не всегда с пользой для нас.

Когда мы спим и видим сны – это подсознание выдает нам какую-то информацию. Известный психолог и психотерапевт Карл Юнг придавал снам очень большое значение. Он изучал и интерпретировал сны пациентов, которых ему приходилось лечить.

Юнг считал, что с помощью снов подсознание человека говорит о чем-то важном, хочет предостеречь или о чем-то предупредить. Карл Юнг также стал автором понятия «коллективного бессознательного»

Очень важно осознанно относиться к тому, что мы смотрим или слушаем в течение дня – какой информацией мы наполняем наш мозг. От этого во многом будет зависеть наше мироощущение, восприятие реальности и вся наша жизнь

Например: у меня есть знакомая, которую в детстве сильно испугала и укусила кошка. Теперь этой женщине 33 года и она до сих пор испытывает неосознанный панический страх при виде кошек. Этот страх передается и ее детям, которые видят ее реакцию на животное.

Также формируются и другие страхи, фобии, привычки, убеждения и программы поведения. Часто для этого даже, бывает, не нужен личный пережитый опыт – достаточно ребенку услышать высказывания родителей или людей, представляющих для него авторитет.

Много лет назад у меня несколько раз были ситуации, когда мне доводилось возвращаться с корпоратива на машине, находясь в сильно подвыпившем состоянии. Ехать приходилось из незнакомого района города. Дорогу домой я не знал. Так как мое сознание, — сами понимаете, было измененным, а точнее – полностью отключенным (иначе я бы не сел за руль), работало только подсознание – «автопилот».

Оно «довозило» меня домой быстро и точно. Очнувшись утром, я обнаруживал свою машину аккуратно припаркованной в ряду плотно стоящих автомобилей. Так мое подсознание выручало меня, активировав записи моего пути на корпоратив.

Это НЕ пример того, как надо добираться домой после банкета. Это о том, как подсознание записывает всю информацию, поступающую в наш мозг.

Получается, что каждый человек живет так, как он хочет, или точнее – как хочет его 90% , то есть подсознание. Нужно только осознать это. Часто человек говорит: «Я хочу быть счастливым, здоровым и иметь семью и детей», а сам постоянно болеет, чувствует себя несчастным и живет один.

Не стоит винить судьбу, свое окружение, обстоятельства или что-то еще. Хотя, конечно, это легче и удобнее всего. И еще так безопаснее для тех, засевших в подсознании, убеждений, которые привели человека к такой жизни и его удерживают в ней.

Как же нам добраться до своего подсознания?

Мы регулярно видим и слышим некоторые сигналы своего подсознания во сне. Единственная сложность с правильной расшифровкой увиденного. К тому же, чаще всего, если нам что-то бывает нужно отыскать в архивах мозга, то что-то другое.

Поговорить со своим подсознанием и получить ответы на любые вопросы мы можем во время медитации. Медитировать можно, например, удобно расположившись в тихом месте, в помещении или на природе. Можно включить спокойную тихую музыку. Надо закрыть глаза и полностью отключиться от своих мыслей, прислушиваясь только к своему внутреннему голосу,  внутренним ощущениям.

Некоторые люди способны, даже находясь в активном состоянии, слышать свой внутренний голос, свою интуицию. Однако, чаще всего, человеку бывает трудно в своей повседневной суете специально выделить время, найти подходящее для медитации место, настроиться и получить нужное расслабление. Тогда можно пойти к специалисту.

Существует много методик, позволяющих успешно работать с подсознанием. Это Тета-хилинг, Эриксоновский гипноз, НЛП (откроются в новой вкладке). Во время такой работы человек находится в медитативном (трансовом, гипнотическом) состоянии. Сознание в таком состоянии не активно, сигналы поступают только из подсознания.

Психология сознания

Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.

Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики:

  • процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
  • активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).

Структуралисты

В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» — нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно — прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание — неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?

Функционалисты

Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание — это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание — не существующая в реальности фикция.

Функции и свойства

Психологические характеристики сознания типичны. Им присущи конкретные свойства, позволяющие индивиду изучать и взаимодействовать с окружающим миром:

  • активность — внутреннее состояние личности побуждает к устойчивой деятельности;
  • интенциональность — направленность на конкретный предмет;
  • рефлексия — позволяет познавать самого себя;
  • мотивационно-ценностный характер — сознание всегда направлено на достижение результата.

Развитие сознания возможно только благодаря социальным контактам. Психологи полагают, что развитие познания связано с появлением речи. Вначале она становится способом общения, дальнейшем — средством мышления.

Помимо общего понятия, выделяют такие типы сознания:

  • житейское — примитивное, развивается в процессе первичного изучения мира;
  • проектное — направлено на решение бытовых проблем, рабочих задач;
  • научное — комплексное исследование мира;
  • эстетическое — направлено на эмоциональное насыщение, процесс преобразования мира;
  • этическое — контроль поведения в соответствии с нравственными установками индивида.

Развитие сознания продолжается параллельно с процессом эволюции. Научно-технический прогресс значительно ускорил его. Можно предположить, что в будущем скорость развития станет еще выше.

Структура

Существует 3 уровня познания. Человек с детства имеет низший уровень, который с возрастом повышается. Если этого не происходит, индивид остается с низшим уровнем сознания. Он воспринимает мир как ребенок, не способен выстраивать нормальные отношения.

У каждого уровня есть свои типичные особенности:

  1. Высокий уровень. Для личности, достигшей высшей формы развития, характерна сильная интуиция, высокий интеллект, объективность, развитое аналитической мышление. Скорость развития зависит от внешних обстоятельств и деятельности. Индивиды, занятые интеллектуальным трудом, быстрее развиваются. Они более склонны к рефлексии и глубокому анализу явлений. Развитие проходит быстрее у людей, работающих в творческой сфере. Развитая интуиция — необходимое качество для успешной деятельности. Такие люди уже в раннем возрасте отличаются от сверстников тем, что быстрее справляются с усвоением новой информации и решением сложных задач. Таких людей не более 15% от общего числа.
  2. Средний уровень. Он присущ большинству людей. Этого уровня сознания достаточно, чтобы удовлетворять жизненные потребности. Люди со средним уровнем развития заняты решением только своих проблем. Их не интересуют философские вопросы, уровень интеллекта и осознанности не позволяет им оперировать такими категориями познания.
  3. Низкий уровень. Встречается у 20–25% людей старше 18 лет. Таких людей относят к невежественным и интеллектуально неразвитым. Они не заинтересованы в саморазвитии. Все интересы направлены на достижение удовольствия без оценки последствий своих действий. Люди с низким уровнем развития обладают примитивным мышлением, которое обычно свойственно детям дошкольного возраста.

Познание динамично. При желании индивид может самостоятельно развить его и достичь высокого уровня. Чем старше он становится, тем сложнее перестроить работу процесса изучения мира и стимулировать его развитие.

Структура сознания

К особенностям сознания следует отнести концептуальность и категориальность, самосознание, связь с общественностью, отражение отношений. Сознание в психологии делится на два слоя. Первый – это бытийный, который подразумевает опыт действий и самые чувственные образы. Второй – это рефлективный, он подразумевает осмысление действительности, значение и смысл происходящего. Подобная структура сознания в психологии показывает всю сложность решения различных задач.

Например, на бытийном уровне идет выбор на разрешение наиболее сложных жизненных ситуаций, сознание в этом случае помогает визуализировать в этот момент нужный образ и задействовать двигательную систему, которая зависит от ситуаций окружающего мира. На рефлекторном уровне сознания понятия, идеи, жизненные и научные знания соотносятся с их значением. Если вдруг появляются трудности при осмыслении значений, то наблюдается непонимание.

Сознание в Психологии

Психика при эволюции живых существ развивалась как отражение действительности в мозгу. Наивысший уровень ее развития присущ человеческому сознанию.

Психология возникновение сознания людей объясняет общественным способом жизни людей и их трудовой деятельностью, которые и побуждают развитие сознания.

Сознание в психологии представляет собой достаточно сложное понятие. При его определении возникает много трудностей, которые связаны с различными подходами к изучению этого вопроса. Проблема сознания — одна из сложнейших в психологической науке.

По определению В.Вундта, сознание в психологии заключается в том, что мы находим в себе определенные психические состояния. С этой позиции сознание представляет собой внутреннее свечение, которое иногда бывает ярче или темнее, а может вообще погаснуть.

У.Джеймс определяет сознание как хозяина психических функций, практически отождествляя его с субъектом.

К. Ясперс считает сознание в психологии особым психическим пространством, своего рода «сценой». Стаут пишет о том, что сознание бескачественно, поскольку само является качеством психических процессов и явлений.

Представителей французской школы (Хальбвакс, Дюркгейм, др.) также признают бескачественность сознания, но понимают его как плоскость, являющуюся основой для проецирования на нее понятий, концептов, которые составляют содержание сознания общественного. Они практически объединяют понятия сознания и знания (сознание – продукт общественного знания).

Интересен взгляд на сознание в психологии Л.Выготского. По его определению сознание – это рефлексия человеком действительности, самого себя и собственной деятельности. Сознание не дается изначально, не порождается природой, оно – продукт деятельности общества, которое его производит.

Б. Ананьев пишет о сознании как о психической деятельности, динамическом соотношении логических и чувственных знаний, их системе. По его мнению, сознание выступает составной частью эффекта действия.

Сознание является высшим уровнем саморегуляции и психического отражения, который присущ только человеку. Оно выступает как меняющаяся совокупность образов чувственного и умственного уровней во внутреннем опыте человека, которые способны предвосхищать его практическую деятельность.

Сознание характеризуется интенциональностью (направлено на предмет), активностью,

способностью к самонаблюдению, рефлексии, различными уровнями ясности, мотивационно-ценностным характером.

Сознание любого человека уникально. Его изучение сталкивается с серьезными трудностями. Прежде всего, это связано с тем, что психологические явления представляются человеку и осознаются им в той мере, в которой он способен их осознать.

Во-вторых, сознание не локализуется во внешней среде и его нельзя расчленить во времени. Поэтому его невозможно изучать стандартными психологическими методами (измерять, сравнивать).

Структура сознания в психологии разделяется на три уровня отражения действительности: чувственно-эмоциональный (отражение объекта действительности органами чувств); рационально-дискурсивный (отражение объекта опосредованное, то есть выделение в нем обобщающих существенных черт и свойств); интуитивно-волевой (целостное восприятие объекта, определяет самосознание, приводит к единству чувства и разум).

Самосознание в психологии определяется как совокупность процессов психики, посредством которых человек осознает себя как субъект действительности. Самосознание отражает бытие личности не зеркально. Представление человека о себе не всегда адекватно. Мотивы человека не всегда отражают его действительные побуждения. Самопознание является результатом познания, то есть оно не дано только в переживаниях. Оно не присуще человеку изначально, а является продуктом развития.

fb.ru>

Что такое сознание?

Изучением сознания занимается философия, психология и другие науки, предметом исследования которых является искусственный интеллект. В широком смысле сознание воспринимается как форма любого психологического отражения. В узком смысле сознание определяется как восприятие того, что поступает в мозг человека. Из этого понятия следует вывод, что сознание свойственно только людям.

Хотя ученые прилагают все силы на изучение этой психологической особенности человека, до конца ее форму и источник развития понять невозможно. Поэтому компьютерам и роботам не удается достичь сознательных действий. Исследователи могут узнать схему работы новейшего компьютера, однако между ним и работой человеческого мозга существует ряд отличий.

На практике сознание представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, которые и являются предметом глубоких размышлений. Ученые считают, что подобные психологические процессы происходят в мозге некоторых развитых животных: лошадей, дельфинов, собак, обезьян и других. Однако наличие данного психологического процесса еще не указывает на осознанность и способность к восприятию. Механизм протекания процесса и результат переработки информации – это главное свойство, присущее только человеку. Учитывая индивидуальность и сложность формирования сознания, его начинают причислять к феномену, хранящего много тайн и непонятных человеку особенностей.

Что значит сознание в психологии и философии

Основной интерес к сознанию с точки зрения психологии связан с осознанием самого себя, знанием о своем существовании и реальности. Самосознание — это мыслительное и психическое явление, формирующее в человеке целостную и единую личность, имеющую определенное представление (образ) о себе и своих качествах. Этот образ является осознанием своего «Я».

В философии сознание тоже рассматривается с точки зрения самосознания и его развития. Самосознание является постоянно продолжающимся процессом формирования отношения человека к внешним условиям, начиная от восприятия своего физического тела в окружающем мире, затем осознания себя частью социума, и до формирования устойчивого и индивидуального образа — «Я».

Самосознание ориентировано, в основном, не во внутрь себя, а на внешний мир — на окружающих людей и их отношения, на происходящие вокруг события и свою роль в них. Есть философское выражение: «Бытие определяет сознание». Самосознание характеризуется собственным сформированным отношением к событиям окружающей реальности.

Сознание человека

Структура сознания включает в себя определенное отношение к окружающей среде, людям и из этого складывается индивидуальная картина мира. Складывающиеся отношения, познание и переживание – все это свойства сознания человека, развивающиеся непосредственно через социум. Если проводить качественную характеристику сознания, можно выделить базовые свойства:

  • активность – осознанное восприятие явлений мира человеком по степени значимости;
  • интенциональность – стремление или влечение к реализации осознанно намеченных целей.

Функции сознания

Структура и функции сознания направлены на взаимодействие с внешним миром, той действительностью, в которой пребывает индивидуальное сознание конкретного человека и выполняют роль регуляторов в решении жизненно важных проблем и приобретении опыта. Первостепенно-важными являются следующие функции сознания:

  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив);
  • творческая (познание природы, явлений механизмов и обретения опыта многообразия и свободы из которого можно творить что-то новое);
  • познавательная (в результате преобразования материального и идеального представлений добывать знания о действительности);
  • коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации);
  • аккумулятивная (сознание опираясь на память накапливает знания, которые конкретный человек добыл сам, или знания предшествующих поколений);
  • аксиологическая (способность сознания оценивать полученные знания, действия и поступки других людей и применять в зависимости от своих актуальных потребностей).

Уровни сознания

Центральным аспектом сознания является сознание «Я» – «Я есть!», «Я мыслю!» «Я существую!». Слои или уровни сознания человека, способствующие тому, что человек может сказать о себе «Я..!»:

  1. Бытийное сознание – содержит в себе исток рефлексивного начала, здесь рождаются образы и смыслы (опыт, свойства движения, практическая деятельность, чувственные образы), отражается и творится бытие (сложные задачи
  2. Рефлексивное сознание – мышление о мире, регуляция поведения (самосознание, самопознание, самооценка, размышление о себе или интроспекция). Этот слой сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробление целого на части и выявление причинно-следственных связей.

Развитие сознания

Сущность и структура сознания менялась на протяжении всей эволюции, как это происходило видно из этапов, следующих один за другим:

  1. Психика животных и предчеловека . Здесь отличия незаметны, индивидуального сознания еще нет, предчеловеки отличаются от умных приматов наличием общественного сознания включавшего в себя общую на всех идею, задачу, одна на всех мысль должна была стать толчком к развитию следующего этапа.
  2. Стадное сознание . Среди «стаи» людей выделяется сильная и самая умная «особь» – вожак, появляется иерархическая структура управление и сознание претерпевает изменения. Стадное сознание позволяло чувствовать каждой отдельной особи себя более защищенной, а общие цели и задачи помогали захватывать территории и увеличивать численность стада.
  3. Сознание разумного человека . Ежедневные открытия и наблюдения за природными процессами последовательно способствовали развитию сознания и нервной системы в целом у человека разумного. Появляются размышления о себе и природе вещей.
  4. Сознание человека родового общества, самосознание . Происходит совершенствование высших функций мозга: речи, мышления (в особенности абстрактного).

Безошибочность иллюзии

Можно выделить некоторые характеристики феноменального сознания или сознания вообще: квалитативность, интенциональность, субъективность, приватность, отсутствие пространственного протяжения, невыразимость, простота, безошибочность, прямое знакомство и внутренняя природа. Таково рабочее определение сознания.

Квалитативность (качественность) — это то, каким образом вы испытываете свой внутренний субъективный опыт. Обычно это сенсорные характеристики: цвета, тактильные, вкусовые ощущения и т. д., а также эмоции.

Приватность сознательного опыта означает, что вы не видите то, как я вижу вас. Даже если в будущем изобретут средство увидеть то, чтό другой человек наблюдает в своем мозге, то все равно нельзя будет увидеть его сознание, ведь увиденное будет вашим собственным сознанием. Нейроны в мозгу можно увидеть хирургическим путем, но с сознанием это не сработает, потому что это абсолютная приватность.

Отсутствие пространственного притяжения свидетельствует о том, что, когда я смотрю на белую колонну, моя голова не увеличивается на объем этой колонны. У ментальной белой колонны нет физических параметров.

Невыразимость ведет к понятию простоты и неразложимости на другие характеристики. Некоторые понятия невозможно объяснить через более простые. Например, как объяснить, что значит «красное»? Никак. Объяснение через длину волны не считается, потому что, если начать подставлять его вместо слова «красное», значение высказываний изменится. Некоторые понятия можно выразить через другие, но в первом приближении они все кажутся невыразимыми.

Безошибочность означает: вы не можете ошибаться насчет того, что находитесь в сознании. Вы можете заблуждаться в суждениях о вещах и явлениях, вы можете не знать, чтó стоит за ментальным образом, но если вы с этим образом сталкиваетесь, значит, он существует, даже если это галлюцинация.

И хотя не все исследователи согласны с таким рабочим определением, любой, кто занимается сознанием, так или иначе интерпретирует эти характеристики. Ведь эмпирически ответить на вопрос, что такое сознание, не получается из-за того, что мы не имеем к нему такого же доступа, как ко всем феноменам естественного мира. А от выстроенной нами эмпирической теории зависит, как мы будем работать с пациентами в тяжелом состоянии.

Структура

Самопознание — что это такое в психологии и философии

Сознание человека это в психологии ключевое понятие. Подобный механизм многокомпонентный. В. Зинченко выделял два слоя:

  1. Бытийный – складывается из опыта и чувственных образов;
  2. Рефлективный – появляется после осмысления индивидом происходящего.

В психологической литературе можно найти и другую версию. Некоторые придерживаются мнения, что сознание представлено в виде следующих компонентов: мышления, эмоций, воли, мотивации, самосознания.

Есть еще одна версия. В ней на первый уровень помещают восприятие окружающего мира и себя, это дает первичные знания. Дальше идет процесс познания сущности объекта, потом подключается эмоциональная сфера в виде воспоминаний и переживаний. В конце появляется ценностно-смысловой компонент, который включает духовное познание.

На данном этапе развития психологии нет единого представления структуры сознания. Каждая школа специалистов имеет свое мнение на этот счет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector