«сухие»

Первое поколение: номер один с инициалами «Су»

В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Победителем был признан проект Павла Сухого. Работы над «Ивановым» завершились появлением первого самолета с инициалами «Су» – боевого многоцелевого бомбардировщика Су-2 (изначально ББ-1, «ближний бомбардировщик»). Самолет строился крупной серией с 1940 по 1942 годы, и всего было произведено около 900 машин.

Самолет Су-2

Практически каждую машину Сухого можно отметить биркой «Сделано впервые». Первый серийный самолет Су-2 не был исключением и предоставил военным летчикам удивительный по тем временам комфорт: просторная и теплая, даже в морозы, кабина, хороший обзор у летчика и штурмана. Огромным преимуществом в бою оказалась возможность управления машиной из кабины штурмана.

Самолеты Су-2 героически сражались в воздушных боях Великой Отечественной войны, защищали небо Сталинграда. Они применялись в роли ближних бомбардировщиков, разведчиков и корректировщиков. Еще одну немаловажную задачу решали экипажи Су-2: речь идет о сбросе листовок на русском и немецком языках над занятой противником территорией. Только за один месяц с самолетов было сброшено до 45 тысяч листовок. Они вселяли надежду миллионам людей в оккупированных городах, рассказывая о больших потерях фашистских войск, сообщая о начале налетов союзной авиации на немецкие города.

Примечания

  1. Здесь и далее приведены данные для ударного Су-28К (также обозначался Су-27КШ) «Гроза» по состоянию проекта на 1975 год; истребители Су-27К (иначе — Су-27КИ) и Су-29К «Молния», при общей унификации их конструкции с Су-27КШ, имели существенные отличия в деталях, в т.ч., в составе экипажа (Су-27КИ, например, проектировался одноместным) и вооружения.
  2. Двухместными были версии Су-28К (Су-27КШ) «Гроза» и Су-28КРЦ (Су-27КРЦ) «Вымпел»; истребители Су-27К/27КИ и Су-29К «Молния» проектировались одноместными.
  3. УР класса «воздух-земля» и противокорабельные мог применять только штурмовик Су-28К (Су-27КШ) «Гроза»; истребители Су-27К/27КИ и Су-29К «Молния» рассчитывались только на ракеты воздушного боя.
  4. В конце 1970-х годов проект ПФИ Т-10 был существенно переработан (получив индекс Т-10С), а в 1984 году принят на вооружение ВВС и войск ПВО СССР под обозначением Су-27. Фактически Т-10С — уже другой самолёт, мало похожий на ранний Т-10 даже внешне.
  5. Здесь «ВПК» означает «военно-промышленная комиссия» (полностью — Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам).
  6. После смерти Генерального конструктора П. О. Сухого в 1975 году этому опытно-конструкторскому бюро было присвоено его имя.
  7. Впоследствии обозначение «Су-28» было присвоено учебно-тренировочному самолёту на базе штурмовика Су-25.
  8. Впоследствии обозначение «Су-29» было присвоено двухместному учебно-пилотажному самолёту на базе одноместного спортивного Су-26.
  9. Когда на вооружении состоят самолёты единого семейства вместо множества типов — это упрощает как комплектование авиагрупп и снабжение их запчастями, так и подготовку лётчиков. То есть при прочих равных условиях затраты на содержание авиапарка получаются меньшими.
  10. Шифр «Молния» к этому проекту перешёл от истребителя МиГ-23А, который машина КБ Сухого должна была заменить.
  11. Главный конструктор Михаил Симонов говорил, что на Т-10С от Т-10 остались прежними только катапультное кресло лётчика и колёса шасси.
  12. Сначала экземпляр Т-10-3, позже к нему добавились Т-10-15 и Т-10-20.
  13. Тормозные щитки перед нишами шасси были сделаны по образцу тяжёлого перехватчика МиГ-31, и в этом виде они появились на опытном самолёте Т-10 (в том числе и на Т-10-3, проходившем испытания по взлётам с трамплина и посадкам с тормозным гаком). В дальнейшем, при перепроектировании самолёта в 1979 году, тормозной щиток вновь вернули на верхнюю поверхность фюзеляжа — именно там он и находится на серийных самолётах Су-27 и Су-33.
  14. При перепроектировании самолёта в 1979-1980 годах форму крыла, в числе прочего, изменили — на серийном Су-27 и всех машинах на его базе (в том числе палубном Су-33) оно получило прямые кромки и концевые балки вместо скруглённых законцовок.
  15. Подобно тяжёлому перехватчику МиГ-31; в дальнейшем такие основные опоры получил недавно принятый на вооружение ВВС России фронтовой бомбардировщик Су-34.
  16. «Кайру» тогда разрабатывали для вооружения новейших ударных самолётов — истребителя-бомбардировщика МиГ-27К и фронтового бомбардировщика Су-24.

Особенности Су-33

Су-33 приспособлен для действий с палубы авианосца и, в сравнении со своим прототипом Су-27, имеет следующие особенности конструкции:

  • складывающиеся крылья для компактности машины и возможности размещения на борту большего числа самолетов;
  • конструкция крыла усовершенствована для повышения летных характеристик;
  • конструкционное решение с передним горизонтальным оперением повышает подъемную силу и устойчивость самолета;
  • для наращивания боевого радиуса машины и времени полета предусмотрена штанга дозаправки в воздухе;
  • оснащен специальными навигационными системами, предназначенными для маневров при посадке на палубу;
  • усиленные шасси повышают возможности маневрирования на палубе;
  • применена специальная антикоррозионная защита элементов конструкции машины с целью увеличения срока эксплуатации;
  • способен взять большое количество ракет типа «воздух-воздух» в один боевой вылет.

Кроме того, Су-33 оснащен специальным контейнером, позволяющем ему производить дозаправку в полете других самолетов.

Палубный истребитель Су-33 в полёте.Палубный истребитель Су-33, фото с авиасалона МАКС-2005.

Популярный истребитель

В свою очередь, Су-30СМ2 является новой модификацией истребителя Су-30СМ, разработанного ОКБ Сухого. Это тяжёлый многоцелевой истребитель поколения 4++, предназначенный для завоевания господства в воздухе. Он был создан по заказу ВКС России на основе экспортного варианта Су-30МКИ, который был разработан в конце 1990-х годов для поставок в Индию.

  • Полёт пары истребителей Су-30СМ в ходе учения по ПВО

Максимальная взлётная масса Су-30СМ составляет 34,5 т при максимальной скорости 2125 км/ч. Полная боевая нагрузка истребителя — 8 т, он может нести шесть управляемых ракет для воздушного боя и авиационные бомбы массой до 500 кг. Также Су-30СМ оснащён 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-1.

«На Су-30СМ стоят двигатели с изменяемым вектором тяги, модули РЭБ «Хибины» последнего поколения, которые защищают его от оружия класса «воздух — воздух», зенитных управляемых ракет, РЛС «Барс», которая позволяет видеть различные цели и, соответственно, применять самолёту различные типы вооружения, в том числе ракеты класса «воздух — воздух», крылатые ракеты», — рассказал RT военный эксперт Алексей Леонков.

Также установлена электродистанционная система управления, которая позволяет самолёту с полным комплектом вооружения совершать фигуры высшего пилотажа, добавил Леонков. По словам специалиста, эта техника делает Су-30СМ многофункциональной боевой единицей.

Также по теме


«Никаких ограничений по боевому применению»: в чём преимущества российского Су-57 перед американским F-35

На воздушном параде 9 мая в небе над Москвой пролетит звено самолётов пятого поколения Су-57. Новейшая отечественная машина…

«Су-30СМ2 отличается от Су-30СМ тем, что на нём было изменено бортовое оборудование — теперь в состав силовой установки входят два двигателя АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги. Это значительно повысило его манёвренность во время воздушного боя. Данный истребитель претерпел изменения в связи с боевой эксплуатацией в Сирии», — рассказал Леонков.

Стоит отметить, что интерес к Су-30СМ, Су-30МКИ и других модификаций этой платформы проявляют целый ряд зарубежных заказчиков.

Так, в январе 2018 года во время турне министра обороны Сергея Шойгу по странам АТР была достигнута договорённость о продаже шести Су-30 Мьянме.

В начале 2019 года Минобороны Армении сообщило о планах закупить у России четыре истребителя Су-30СМ. В октябре 2019 года глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев сообщил, что РФ поставила восемь истребителей Су-30К в Анголу.

Одним из главных импортёров этого истребителя является Индия — модификация Су-30МКИ была создана именно по её заказу. К 2018 году на вооружении индийских войск состояло не менее 240 истребителей Сухого.

В июле 2019 года замдиректора ФСВТС Владимир Дрожжов сообщил, что Индия закупит у России ещё 18 истребителей Су-30МКИ. Кроме указанных стран, различные модификации истребителей Су-30МК и Су-30СМ эксплуатируют Китай, Вьетнам, Венесуэла и Алжир.

Модификации Су-30 пользуются большой популярностью у иностранных заказчиков из-за соотношения цены и качества, пояснил Юрий Кнутов.

«Индийские пилоты довольно хорошо владеют этим самолётом, их техники знают, как эти самолёты ремонтировать, отработаны вопросы запчастей, за счёт этого следующие поколения модификации Су-30 привлекательны для ВС Индии. Кроме того, последний конфликт Индии с Пакистаном продемонстрировал определённое достоинство российских самолётов, которые обладают сверхманёвренностью и могут уходить от любых самолётов и ракет», — подчеркнул эксперт.

В свою очередь, Су-30СМ2, полученные на основе этих самолётов, усилят боеспособность ВКС России и повысят её обороноспособность, считает Юрий Кнутов.

«Эти самолёты, находясь на вооружении ВКС РФ, позволят надёжно обеспечить безопасность российских границ, несмотря на то что США сейчас делают ставку на прорыв российских ПВО с использованием самолётов, имеющих технологию «стелс», — например F-35, F-22, B-2 Spirit и F-15. Россия принимает ответные меры и берёт на вооружение самолёты, которые имеют новейшие прицелы, ракеты повышенной дальности и обладают сверхманёвренностью», — подытожил эксперт.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: И.Бедретдинов «Су-25»

Технические характеристики
  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 15,33 м (с ПВД)
  • Размах крыла: 14,36 м
  • Высота: 5,2 м
  • Площадь крыла: 30,1 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 6
  • Угол стреловидности по передней кромке: 20°
  • База шасси: 3,58 м
  • Колея шасси: 2,5 м
  • Масса пустого: 10 740 кг
  • Масса снаряжённого: 13 150 кг
  • Нормальная взлётная масса: 16 990 кг
  • Максимальная взлётная масса: 20 500 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 840 кг
  • Силовая установка: 2 × ТРД Р-195
  • Тяга: 2 × 4 300 кгс (42,2 кН)
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
  • Посадочная скорость: 240 км/ч
  • Скорость сваливания: 175 км/ч
  • Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой)
    • на высоте:

      • без ПТБ: 900 км
      • с 4× ПТБ-800: 1 250 км
    • у земли:

      • без ПТБ: 400 км
      • с 4× ПТБ-800: 750 км
  • Перегоночная дальность: 2 500 км (с двумя ПТБ по 1150 л и двумя по 800 л)
  • Практический потолок: 10 000 м
  • Высоты боевого применения: 30—7000 м
  • Нагрузка на крыло: 714 кг/м² (при макс. взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 0,42 (при макс. взлётной массе)
  • Длина разбега:  
    • на бетонной ВПП: 550 м
    • на грунтовой ВПП: 600 м
  • Длина пробега: (без тормозного парашюта)
    • на бетонной ВПП: 400 м
    • на грунтовой ВПП: 600 м 
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка:

    • с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5 /-2 g
    • с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2 g
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: двухствольная 30 мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 200 сн.
  • Точки подвески: 11
  • Боевая нагрузка:  
    • нормальная: 2 000 кг
    • максимальная: 6 000 кг
  • Управляемые ракеты:  
    • ракеты «воздух-воздух»:

      • 2 × Р-60 (АА-8)
      • 2 × Р-73 или Р-27Р/Т или Р-77
    • ракеты «воздух-поверхность»:

      • 16 × сверхзвуковых противотанковых ракет «Вихрь» или
      • 4 × Х-25Л/МЛ/МТП/МА/МПУ и
      • 2 × Х-29Л/Т или Х-58 или Х-31А/АД/П или Х-35 (с РЛС «Копье») или
      • 8 × С-25Л
  • Неуправляемые ракеты:  

    • 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или
    • 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или
    • 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты

    • 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или
    • 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или
    • 8 или 32 × 100 кг или
    • 6 × КАБ-500Кр или
    • 8 × контейнеров КМГУ-2

Это конец?

Самолет непосредственной авиаподдержки сухопутных войск Су-25 был «зачат» в неофициальном разговоре двух человек. Первым был полковник ВВС по фамилии Савченко, который преподавал тактику в Академии им. Гагарина. Вторым — автор мемуаров «Рядом с Сухим» Самойлович. Вдвоем они решили, что Советскому Союзу вскоре вероятно понадобится штурмовик, которых у нас не разрабатывали со времен поршневых самолетов военного времени Ил-2 и Ил-10. Самойлович санкционировал разработку на свой страх и риск. Сухому об этом доложили, лишь когда по проекту образовались робкие успехи.

«Реакция его была молниеносной, — пишет Самойлович, — начинаем разработку аванпроекта. И тут же приказал строить макет самолета. Штурмовику было присвоено наименование Су-25… В августе 1968 г. был разработан аванпроект самолета, который мы разослали в Генеральный Штаб, Военно-воздушным силам, МАП, ЦАГИ и морякам. На это мы получили сокрушительный вердикт: такой самолет ВВС не нужен. Вспоминаю свою встречу с П.О.:

— Павел Осипович, это конец? Мы прекращаем разработку?

— Ни в коем случае. Эта тема приобретет союзников. Кроме того, не забывайте, что я во время войны разрабатывал самолеты-штурмовики: Су-2ШБ, Су-6, Су-8. Я считаю, что мы обязаны восстановить штурмовое направление в нашей фронтовой авиации».

Сухой принял решение строить Су-25 на свой риск, без решения вышестоящих организаций, за счет средств, выделяемых на другие темы, то есть практически нелегально. Как в воду глядел Павел Осипович! Вскоре маршала Малиновского на посту министра обороны сменил маршал Гречко, и Министерство обороны обратилось в Минавиапром с просьбой начать работы по созданию самолета-штурмовика. В отличие от предшественника, Гречко не был сторонником того, что войну можно выиграть только ракетами.

Особенности конструкции перехватчика Су-15

Данная машина была изготовлена как цельнометаллический среднеплан с реданной схемой конструкции. Корпус аппарата имел полумонококовую конструкцию и был разделен на две части: переднюю и хвостовую. Они соединялись с помощью болтового крепления.

В передней части самолета были размещены практически все системы, а именно: РЛС, кабина пилотов, воздухозаборник, опора передней стойки шасси, баки для топлива, передний двигатель и вооружение. Воздухозаборник лобовой конструкции обеспечивал подачу воздуха к переднему и заднему двигателю. Сверху воздухозаборника был размещена антенна для БРЛС под названием «Торий». Из-за расположения воздухозаборника конструкторам пришлось сместить расположение кабины пилотов влево от центральной оси самолета. В задней части корпуса был расположен еще один двигатель и тормозные щитки.

Силовая установка Су-15 была представлена двумя турбинными двигателями типа РД-45Ф. Воздух к двигателям подавался по воздушным каналам, которые были совмещены с корпусом аппарата. В обслуживании они были достаточно удобны, поскольку были оснащены множеством люков и съемных щитков.

Крыло имело угол стреловидности в 35 градусов. Оно было сконструировано из двух консолей, а сама обшивка крыла крепилась непосредственно к корпусу самолета. В консоль крыльев входил такой набор составляющих частей: лонжерон, стингеры, нервюры, дополнительные стенки, литые носки и, конечно же, обшивка. Механика крыла состояла из элеронов и закрылок.

Что касается шасси машины, то оно было представлено тремя стойками, которые при полете убирались в корпус самолета. При складывании стоек шасси ниша закрывалась створками, а сами опоры были зафиксированы замками. Передняя стойка имела одно управляемое колесо, а две задние имели по два колеса. Все колеса системы шасси были оснащены тормозами. Кроме того, самолет имел парашютное торможение. Все это привело к сокращению дистанции остановки при посадке аппарата.

Су-30МКК

Создан на базе Су-30М2, был собран в КнААПО в марте 1999 года. Его создали в связи с заинтересованностью в обновлении воздушных сил КНР. Данная модификация отличается от базовой отсутствием ПГО и наличием двигателей УВТ. Оперение подобно самолету Су-35 с разницей в наличии мощной антенны УКВ. Также самолет оснастили РЛС класса Н001ВЭ, которая способна достигать области действия до 100 км передней полусферы и 40 км задней. Встроена новая система ведения групповых боевых действий, система управления самонаводящихся ракет разных классов. На крыльях размещено 12 точек подвески.

Следует отметить базовое вооружение Су-30. В наличии имеется пушка ГШ-301 (одноствольная), ракеты класса «воздух − воздух» Р-27 средней дальности полета, четыре УР Р-73 с ТГС малой дальности, бомбы калибром до 500 кг (в частности ФАБ-250), КМГУ, НУРС и другое неуправляемое оружие класса «воздух − поверхность».

Самолет состоит на вооружении таких стран, как Россия (3 Су-30, 32 Су-30СМ, 16 Су-30М2, 5 Су-30СМ), Ангола (11 Су-30К), Алжир (16 Су-30), Венесуэла (24 Су-30МК2), Вьетнам (4 Су-30МК2-В, 48 Су-30МК2), Индия (200 Су-30МКИ), Индонезия (11 Су-30МК/МК2, 5 Су-27СК/СКМ), Казахстан (1 Су-30МК2), КНР (73 Су-30МКК, 24 Су-30МК2), Малайзия (18 Су-30МКМ), Уганда (6 Су-30МК2), Ирак (10 Су-30К).

Су-30, который по кодификации НАТО получил название Flanker-C, – многоцелевой двухместный истребитель, сконструирован на базе Су-27.

Этот самолет стал первым в мире серийным самолетом, который обладал сверхманевренностью.

Маневрировать под огнём противника

Су-34 — многофункциональный двухместный самолёт, предназначенный для уничтожения наземных, надводных и воздушных целей, объектов инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО, а также для проведения разведки и постановки помех. Все эти боевые задачи «Утёнок» может выполнять на значительном удалении от аэродрома базирования.

Взлётная масса Су-34 составляет 38,2 т, максимальный запас топлива во внутренних баках — 12,1 т, боевая нагрузка — 8 т, практический потолок — 15 км, дальность полёта без дозаправки — 4 тыс. км. Благодаря двум турбореактивным двигателям АЛ-31Ф самолёт способен развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч.

Также по теме


Облегчённый арсенал: на что будут способны российские БПЛА с новыми малогабаритными боеприпасами

Российские ударно-разведывательные беспилотники получат малогабаритные авиационные боеприпасы массой от 50 до 100 кг. Об этом сообщил…

«Тяга двигателей на режиме «полный форсаж» составляет 12 500 кгс (килограмм-сил. — RT), на режиме «максимал» — 7770 кгс. С целью повышения автономности базирования в состав силовой установки самолёта Су-32 включена вспомогательная силовая установка ТА-14-130-35, разработанная ОАО «НПП «Аэросила», — говорится в материалах Sukhoi.

Су-34 оснащён 12 точками подвески. Машина способна применять широкий арсенал средств поражения. Например, удары по воздушным целям осуществляются ракетами малой дальности класса «воздух — воздух» с инфракрасной головкой самонаведения (ГСН) Р-73Э и РВВ-МД и ракетами средней дальности класса «воздух — воздух» с активной радиолокационной ГСН РВВ-АЕ.

«Поражение надводных целей производится сверхзвуковыми противокорабельными ракетами Х-31А и Х-31АД в количестве до шести единиц, а также дозвуковыми ракетами Х-35УЭ в количестве до шести штук и Х-59МК — до трёх штук. Номенклатура управляемого оружия для уничтожения наземных целей представлена ракетами Х-38МЛЭ с лазерной головкой наведения (до шести единиц) и Х-59М2Э с телевизионно-командной системой наведения (до трёх штук)», — информирует компания Sukhoi.

Также Су-34 может применять корректируемые авиабомбы КАБ-500КР и КАБ-500ОД с телевизионной системой наведения и КАБ 500С-Э, оснащённые спутниковой системой наведения. Для поражения особо важных объектов предназначены КАБ-1500КР и КАБ-1500ЛГ-Ф-Э массой около 1,5 т.

На сайте Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) отмечается, что Су-34 по боевым возможностям относится к поколению самолётов 4+. Вооружение позволяет экипажу самолёта «вести прицельное бомбометание» и маневрировать под огнём противника.

  • Пилоты самолёта Су-34 на авиабазе Хмеймим
  • РИА Новости

«Самолёт отличают высокие лётно-технические и манёвренные характеристики, прицельные системы большого радиуса действия, современная бортовая система связи и информационного обмена с наземными пунктами управления, сухопутными войсками и надводными кораблями, а также между самолётами», — считают специалисты ОАК.

Высокие боевые и эксплуатационные качества Су-34 привлекают потенциальных зарубежных покупателей. В ноябре 2019 года на международной выставке Dubai Airshow глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев сообщил журналистам, что компания уже получила заявки на экспортные поставки «Утёнка». По его словам, «несколько партнёров даже летали на этих самолётах».

Последние изменения

02.07.2020

Юридический адрес изменен с 109428, город Москва, Рязанский проспект, дом 8а строение 9, офис 104, этаж 1 на 109428, город Москва, Рязанский проспект, дом 8астр9, офис 104, этаж 1

29.04.2020

Новое лицо, имеющее право действовать без доверенности: Генеральный директор Порошина Оксана Алексеевна

Порошина Елена Анатольевна больше не является лицом, имеющим право действовать без доверенности

02.04.2020

Новый учредитель:
физическое лицо
Порошина Оксана Алексеевна
доля уставного капитала 3 678 896 424 руб.

Физическое лицо
Порошина Елена Анатольевна
более не является учредителем

19.12.2019

Новое лицо, имеющее право действовать без доверенности: Генеральный директор Порошина Елена Анатольевна

Гольцман Евгений Эдуардович больше не является лицом, имеющим право действовать без доверенности

25.05.2017

Юридический адрес изменен с 109156, город Москва, улица Генерала Кузнецова, дом 18 корпус 2, пом XXIII на 109428, город Москва, Рязанский проспект, дом 8а строение 9, офис 104, этаж 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector