Самолет ильюшин ил-76
Содержание:
Преимущества и недостатки
Десантирование техники с Ил-76
Преимущества Ил-76 выражены в его летно-технических характеристиках. Самолет до сих пор эксплуатируется и в военной, и в гражданской авиации во многих странах мира. Надежность и широкий спектр применения делают Ил-76 востребованным, несмотря на длительный период эксплуатации.
К недостаткам самолета относят его постепенное техническое старение. Ил-76 остается востребованным тяжелым транспортом для пассажиров и грузов, однако, его эксплуатация все больше требует глубокой модернизации. Многие страны продолжают использовать Ил-76 только в качестве гражданской авиации, хотя и в этой роли самолет постепенно изживает себя.
История самолета
В конце июня 1966 года МАП СССР дало задание ОКБ Ильюшина о создании военно-транспортной машины Ил-76. В феврале 67 года конструктор С. Ильюшин одобрил техническое предложение по проектировке Ил-76. В ноябре этого же года Совет Министров принял постановление о начале конструирования военного транспортника.
Главным конструктором по самолёту назначили Г. Новожилова. Над эскизным проектом работал Д. Лещинер. В мае 69 года состоялась макетная комиссия. После утверждения макета начали постройку опытного образца. На заседании руководства решили начать работу в Москве на заводе «Стрела». 25 марта 1971 года летчик Э. Кузнецов поднял самолет в воздух. А в мае на авиашоу в Ле Бурже самолет впервые продемонстрировали обществу. Госиспытания провели в гарнизоне Кречевицы. Именно этот гарнизон стал первым, где его приняли на вооружение.
Первая серийная модель поднялась в воздух 5 мая 73 года с ВПП на территории ташкентского авиазавода. На нем же начали производить первые модификации Ил-76. За все время серийного производства самолета было построено свыше 1000 экземпляров и около 100 экспортировано в другие страны. В конце 80-х годов началось конструирование новой модификации – Ил-76МФ/ТФ. А в августе 95 года был совершен первый полет. В результате этой модификации самолёт стал более экономичным (на 15%) и повысил максимальную дальность полета (на 20%). Первый серийный Ил-76МФ собрали в марте 2012 года.
И снова переделка!
Сегодня ульяновское предприятие «Авиастар-СП» имеет твердый заказ МО РФ на поставку 39 Ил-76МД-90А с оборудованием для десантирования. Однако кроме этого новейшая модификация транспортника будет использована в качестве специальных платформ. В частности, сейчас, когда ВВС достаточно динамично пополняется новыми истребителями, встал вопрос о нехватке воздушных заправщиков. Первый, пока экспериментальный экземпляр заправщика Ил-78М-90А уже собран на заводе «Авиастар-СП» и совершит первый полет в следующем году. По сути это та же машина для десантирования (в ней сохранится рампа и десантное оборудование), которую можно опционально оснащать топливными баками, унифицированными подвесными агрегатами заправки (УПАЗ) — двумя на пилонах, одним на хвосте, а также системой заполнения топливных емкостей инертным газом, дабы случайная искра не подорвала испарения в не заполненном до конца баке.
А вот готовый к отправке заказчику — Министерству обороны — самолет №?0103 перевезут в Таганрог на ТАНТК им.?Бериева для кардинального переоборудования под самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-100. Там предстоит куда более сложная переделка: в частности, будет убрана подвижная рампа, поменяют застекление кабины с целью лучше защитить экипаж от сильного излучения. Специальное экранирование предусмотрено даже для мотогондол, чтобы наводки не могли повредить работе двигателя.
Практически готовый к первому полету «Ульяновск». Это уже не испытательная машина — Ил-76МД-90А будет передан в распоряжение МО РФ. На снимке хорошо виден локатор РЛС, который поначалу «протирал» обтекатель, пока не был доработан.
Богатый опыт взаимодействия
Из материалов Минобороны РФ следует, что Воздушно-десантные войска регулярно проводят учения в Заполярье. В предыдущие годы они отрабатывали высадку на льдины, поисково-спасательные мероприятия, передвижение на собачьих упряжках, продолжительные марши, сооружение ледовых лагерей, оказание медицинской помощи и антитеррористические действия в экстремальных условиях.
Также войска ВДВ совместно с частями Северного флота участвуют в межвидовых манёврах. На этих учениях отрабатывается взаимодействие кораблей, сил противовоздушной обороны, авиации и наземных подразделений
Например, в конце августа прошлого года группировка армейского корпуса Северного флота и подразделения ВДВ осуществили высадку в порту Дудинка и выполнили задачу по обороне важного промышленного объекта при поддержке артиллерии и самолётов ВКС
- Военнослужащие ВДВ отрабатывают уничтожение лагеря ДРГ
Как ранее заявил командующий Северным флотом вице-адмирал Александр Моисеев, проведение межвидовых учений необходимо для объективной оценки возможностей новой техники, применяемой на незнакомой местности в Заполярье. Кроме того, он полагает, что подразделения ВС РФ получают богатый опыт взаимодействия для выполнения задач по защите экономических объектов в Арктической зоне РФ.
Воздушно-десантные войска вносят вклад и в улучшение условий военной службы на Крайнем Севере. Так, на международном форуме «Армия-2019» Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (РВВДКУ) представило проект системы инженерной разведки ледовых переправ с использованием ГЛОНАСС и радиолокационной станции.
Как сообщил начальник научно-исследовательского отдела РВВДКУ полковник Василий Елистратов, данная разработка способна определять толщину снежного покрова, льда, а также «просвечивать» водоёмы на глубине до 5 м. Ещё одна функция системы — обнаружение взрывных устройств, «имеющих электрический контакт».
Также по теме
«Направлялся в сторону объектов РФ»: Минобороны сообщило о сближении Су-35 с американским самолётом у границ Сирии
Истребитель ВКС России поднимался с авиабазы Хмеймим для сопровождения американского самолёта. Как сообщили в Минобороны,…
Также на «Армии-2019» был продемонстрирован комплекс «Жилец», предназначенный для поддержания оптимальной температуры тела бойца. Изделие защищает военнослужащих от арктических ветров и морозов. Специалисты РВВДКУ разработали его совместно с Институтом инженерной физики.
«Мы создали волокно, которое проводит электричество. Оно вживляется непосредственно в элементы одежды — жилеты, штаны, обувь, перчатки. Комплекс оснащён довольно мощным аккумулятором, но при этом требует небольшого расхода электричества», — рассказал RT Елистратов на полях форума «Армия-2019».
Как полагает Александр Михайлов, привлечение Воздушно-десантных войск к манёврам в условиях Крайнего Севера позволит арктической группировке войск РФ эффективнее выполнять противодиверсионные задачи, оборонять важнейшие гражданские и промышленные объекты. Параллельно с этим совершенствуются средства арктической разведки, вооружение и экипировка «голубых беретов».
С точки зрения Дмитрия Дрозденко, переброской «голубых беретов» в районы Крайнего Севера Россия также демонстрирует членам НАТО готовность защищать свои рубежи и экономические интересы от любых провокаций.
«Борьба за Арктику, её ресурсы и Северный морской путь будет только обостряться. США и другие западные государства открыто говорят о необходимости военного соперничества с нашей страной за контроль этого макрорегиона. Однако высотным десантированием, межвидовыми учениями и другими акциями Москва даёт понять, что попытки создать угрозу интересам РФ непременно найдут достойный ответ», — подчеркнул Дрозденко.
Простота и надежность: каким должен быть десантный парашют
Если вкратце обозначить основные требования к десантному парашюту, то ключевые слова – это простота и надежность. Действительно, парашют должен иметь минимально простую конструкцию, но вовремя сработать в любой ситуации. При всем этом он должен быть неприхотлив в эксплуатации – хорошая парашютная система сама позаботится о раскрытии купола. Даже десантник без особой подготовки способен с этим справиться – просто шагнуть в небо из самолета и не забыть свести ноги вместе в момент приземления.
Сама конструкция парашютов в принципе не меняется годами, чего не скажешь о тканях, из которых они изготавливаются. В самом начале это были натуральные материалы – шелк например. Затем появились синтетические – полиамид (капрон) и полиэфир (лавсан). Каждый из них имеет как недостатки, так и достоинства. К примеру, лавсан не так восприимчив к солнечному свету, температуре и внешним повреждениям.
Но, как отмечают специалисты, главное здесь другое. Одна из ключевых характеристик парашютной ткани – воздухопроницаемость. К примеру, шелк довольно сильно пропускает воздух, капрон уже не так, а воздухопроницаемость современных тканей совсем мала и иногда доходит до нуля. Чем меньше купол пропускает воздух, тем меньше может быть его размер, а соответственно, и масса. Обычно вес купола составляет порядка 15 кг.
Современные парашюты могут обеспечить мягкую посадку десантникам весом до 160 кг. Раньше этот показатель не превышал 120 кг. Дело не только в том, что десантники покрупнели, скорее увеличился объем вооружений. Если раньше прыгали без вооружений и бронежилетов, то сейчас только один бронежилет «Ратника» весит более 15 кг. Поэтому и необходимы новые легкие ткани, которые позволяют ощутимо снизить укладочный объем парашюта. Так что работа по поиску новых материалов в НИИ парашютостроения никогда не приостанавливается.
Институт участвовал в создании всех парашютных систем, которые применяются в Российской армии. С парашютами, разработанными в стенах института, совершаются как боевые, так и тренировочные прыжки из самолетов и вертолетов. Сегодня основными десантными системами разработки НИИ являются парашюты Д-6 серии 4 и Д-10. К серийному выпуску готовится система Д-14 для экипировки «солдата будущего» «Ратник». Об этих и других моделях парашютных систем – в нашей подборке.
Судьба богатырей
Цеха предприятия «Авиастар-СП» — это настоящее зеркало истории отечественного авиапрома последних десятилетий. Даже могучие Ил-76МД-90А кажутся не столь впечатляющими рядом с супергигантами «Русланами», которых здесь стоит несколько: машинам, принадлежащим в основном МО РФ, восстанавливают летную годность и продлевают ресурс. Собственно «Авиастар» — один из самых новых советских авиазаводов — создавался во второй половине 1970-х годов как раз для строительства «Русланов». В Ульяновске этих стратегических транспортников произвели более трех десятков — вдвое больше, чем на «родном» киевском «АВИАНТе». Выпуск Ан-124 был прекращен еще в 1990-х, однако десятилетие спустя начали всерьез обсуждать возможность возобновления производства «Русланов», в которых были заинтересованы и военные, и коммерческие грузоперевозчики. Еще в прошлом году на высоком уровне озвучивались планы постройки дополнительно 80 Ан-124, однако на настоящий момент любая российско-украинская кооперация в области авиастроения кажется фантастикой. Более того, могут возникнуть проблемы с продлением ресурса «Русланов», эксплуатирующихся в России — ведь для получения соответствующих документов требуется заключение представителей КБ Антонова. Не нарушится ли отлаженная процедура в условиях политической конфронтации — большой вопрос.
Внутреннее помещение транспортника ПС-90А-76.
Вооружение
За защиту транспортника отвечает пушечная подвижная установка с двумя пушками ГШ-23. С места стрелка осуществляется управление огнем. На самолете установлено два вида прицеливания: оптическая прицельная станция и радиолокационный прицел «Криптон». За постановку пассивных помех отвечают четыре автомата АПП-50Р с патронами ЛТЦ и ДО общим количеством 384 шт.
Самолет уникален тем, что на него можно устанавливать разные бомбы. Это возможно благодаря конструкции транспортника. На нем присутствуют 4 УБД-ЗДА – баллонные держатели. Сам процесс бомбометания абсолютно автоматичен благодаря установленным системам НКБП-7 и «Купол».
Д-6: рекордсмен по прыжкам
Парашют Д-6 серии 4 пришел на смену Д-5 и стал основным в войсках. Испытания новой парашютной системы начались в середине 1970-х годов, а на вооружение парашют был принят в середине 1980-х. Д-6 прошел полный цикл испытаний – он продолжал свою эволюцию на протяжении почти восьми лет. Примечательно, что все эти годы Д-6 уже применялся в войсках.
Сегодня по показателям надежности Д-6 не имеет аналогов в мире, отмечают специалисты. Дело в том, что с Д-6 прыгали солдаты-срочники с минимальной парашютной подготовкой, поэтому система активно совершенствовалась с учетом простоты и надежности. Специалисты НИИ парашютостроения активно сотрудничали с Государственным испытательным центром Минобороны и ВДВ, в результате чего система Д-6 была доработана до идеального состояния.
Этот парашют можно назвать рекордсменом по количеству прыжков – до полумиллиона прыжков в год. Его используют различные силовые структуры: Росгвардия, ФСБ, морская пехота, МЧС.
Существующие и разрабатываемые модификации самолета
-
Ил-76 – первая серийная модель.
-
Ил-76М – повышена грузоподъёмность, усилен фюзеляж.
-
Ил-76МГА – модификация для гражданских перевозок.
-
Ил-76Т – гражданский транспортник.
-
Ил-76МД – модификация с повышенной грузоподъёмностью и дальностью полета.
-
Ил-76ТД – дальний транспортный самолет. Повышены показатели грузоподъёмности и дальности полета.
-
А-50 – предназначен для дальнего радиолокационного управления и обнаружения.
-
А-60 – модифицирован из Ил-76МД. Предназначен для выполнения работ летающей лаборатории, испробован как носитель лазерного оружия.
-
Ил-76КТ – строился для проведения тренировочных мероприятий в невесомости для космонавтов.
-
Ил-78 – самолет-заправщик.
-
Ил-76МД «Скальпель» − специальная разработка под воздушный госпиталь. Имел на борту 3 медмодуля.
-
Ил-76ПС – самолет поисково-спасательный.
-
Ил-76ТД «Антарктида» − модификация Ил-76ТД для полетов в Антарктиде и Арктике.
-
Ил-78М – модифицированный.
-
Ил-76ПП – используется как постановщик помех.
-
Ил-76МДК «Космос» − усиленный самолет для более глубоких тренировок космонавтов.
-
Ил-78МК – самолет конвертируемый. Способен одновременно выполнять функции дозаправки и десантирования войск.
-
Ил-76П – предназначен для тушения пожаров.
-
Ил-76ЛЛ – летлаборатория новых авиадвигателей.
-
Ил-76МД – вариант пожарный.
-
Ил-76СК – модифицирован под ВКП.
-
Ил-76МФ – модифицирован с Ил-76МД.
-
Ил-78МК-90 – модифицирован под двигатели эконом-класса ПС-90А-76.
-
Ил-76ТФ – модифицированный Ил-76МФ.
-
Ил-76МДМ – дальний модернизированный самолет.
-
Ил-76МД-90 – модификация аппарата Ил-76МД.
-
Ил-76ТД-90ВД – гражданский тип самолета. Модернизирован с Ил-76ТД.
-
Ил-76ТД-90SW – гражданская модификация для азербайджанской авиакомпании.
-
Ил-76 «Baghdad»-1 – авиамашина ДРЛО ВВС Ирака.
-
Ил-76 «Adnan»-2 – модифицирован под локатор РЛС Tiger.
-
KJ-2000 – самолет ДРЛО китайского производства.
Характеристики самолета Ил-76:
-
Длина: 46,6м
-
Размах крыла: 50,5м
-
Площадь крыла: 300кв.м.
-
Наибольший взлётный вес: 210т
-
Вес пустого: 88500кг
-
Грузоподъёмность: до 60т
-
Объём топлива: 109000л
-
Скорость на эшелоне: 780—850км/ч
-
Дальность полёта:
-
с грузом 60т: 4000км<
-
с грузом 48т: 5500км
-
с грузом 40т: 6500км
-
Экипаж: 5 чел.
-
Число десантников на борту: 126
-
Длина грузовой кабины: 24,54м
-
Ширина грузовой кабины: 3,45м
-
Высота грузовой кабины: 3,4м
-
Объём грузовой кабины: 321кв.м.
-
Ресурс самолёта: 30000 часов/10000 посадок/30 лет
Ил-76. Галерея.
Ил-76. Видео.