Промышленная революция в англии

Изобретение двигателя для машин.

Первые двигатели, используемые для питания рабочих машин, использовали силу известного еще в древности водяного колеса. Однако такие двигатели можно было использовать только около рек. Бурное развитие машинного производства потребовало изобретения универсальных двигателей, которые можно было бы использовать в любой месте.

Если рабочие машины пришли из ткацкой индустрии, то машинные двигатели – из горной промышленности.

При эксплуатации горных шахт всегда одной из основных проблем была откачка воды. Еще в 1711 Томас Ньюкомен изобрел паровой насос с цилиндром и поршнем. Поскольку машины Ньюкомена имели неравномерный ход, то они часто ломались.

В 1763 к работе по усовершенствованию машины Ньюкомена приступил Джеймс Уатт, лаборант университета в Глазго. Разобравшись в недостатках традиционной модели, Уатт разработал проект принципиально новой машины. В 1769, одновременно с изобретением прядильной машины Аркрайта, Уатт взял патент на свой паровой двигатель, но его доработка до массового практического внедрения потребовала еще многих усилий. Лишь в 1775 на заводе в Бирмингеме было налажено производство паровых машин, и только еще через десять лет это производство стало давать ощутимую прибыль. Наконец, в 1784 Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, которая стала символом «века пара».

Изобретение нового двигателя не только ускорило развитие старых отраслей промышленности (например, текстильной), но и вызвало появление принципиально новых. В частности, произошел переворот в организации транспорта. Создание и распространение механических транспортных средств историки-экономисты называют транспортной революцией.

Уже в 1802 американец Роберт Фултон построил в Париже опытный образец лодки с паровым двигателем. Вернувшись в Америку, Фултон построил первый в мире пароход «Клермонт». Характерно, что машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта. В 1807 «Клермонт» совершил первый рейс по Гудзону. Сначала не нашлось ни одного смельчака, который захотел бы стать пассажиром нового судна. Однако уже через четыре года Фултон основал первую в мире пароходную компанию, а еще через десять лет в Америке и Англии число пароходов уже измерялось сотнями. С 1830-х начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия.

Одновременно с изобретением пароходов делались попытки создания паровой повозки. В 1815 Джордж Стефенсон, английский механик-самоучка, построил свой первый паровоз. В 1830 он завершил строительство первой большой железной дороги между Манчестером (индустриальным центром) и Ливерпулем (морским портом, откуда английские товары развозились по всему миру). Выгоды от этой дороги были настолько велики, что Стефенсону сразу же предложили руководить строительством дороги через всю Англию от Манчестера до Лондона. На протяжении 19 в. протяженность железных дорог в развитых странах росла взрывообразно, пик роста пришелся на 1860–1880-е (Табл. 2).

Начало промышленной революции и её причины

Изобретение прядильного станка Харгривсом и Айкрайтом, которые внедрили новые станки в текстильное производство Британии, стало толчком для промышленной революции. Ну, и, конечно же, нельзя забывать про создание более универсальной паровой машины Уаттом в 1782-1784 годах.

К началу XIX века фактором промышленной революции являлось внедрение паровых машин в США, Франции, а в середине XIX века и в России. От текстильного производства технические преобразования нашли своё применение в металлургии. Если в конце XVIII века пудлингование (переливка чугуна в железо) считалось чудом технического прогресса, то уже в середине XIX века велась выплавка цветных металлов.

Рис. 1. Завод в 19 веке.

Конечно, не только изобретение новых машин послужило основой для распространения механизации производства по всему миру, он было лишь предпосылкой для него. Основными причинами были:

  • Рост буржуазно-капиталистических отношений в жизни общества, в политике и экономике государства, которые способствовали бурному росту производительных сил в европейских странах.
  • Купля продажа свободных земельных участков. Земля больше не была ограничена феодальными угодьями. Формируется рынок свободных земельных участков.
  • Совершенствуется судебная система. Между крупными промышленниками составляются контракты, которые защищаются законами.
  • Возросло значение торговых отношений.
  • Стал активно использоваться наёмный труд рабочих при отсутствии крепостного права.
  • Кредитные ставки в банках были понижены. Развивались финансовые рынки.

Отказ от мануфактурного производства в пользу технических новшеств вносил изменения в сферу социально-общественных отношений. Признаками таких изменений являлось появление наёмных рабочих и исчезновение принудительного труда прикреплённых работников. Вместе с тем, механизация производства заводов и фабрик рождала массовую безработицу.

Рис. 2. Безработные рабочие 19 век.

Примечания

  1. Это является одним из аргументов сторонников теории первоначального накопления.
  2. Wallerstein I. The Modern World-System II. Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy. New York — London, 1980 pp. 233, 266; Wilson C. England’s Apprenticeship, 1603—1763. New York, 1984 pp. 166, 184
  3. J-F.Bergier. The Industrial Bourgeoisie and the Rise of the Working Class 1700—1914. Fontana Economic History of Europe, ed. by C.Cipolla. Vol. III, Glasgow, 1978, pp. 412—413; Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530—1780. Bristol, 1967, pp. 199—201
  4. Hill C. Reformation to Industrial Revolution. A Social and Economic History of Britain, 1530—1780. Bristol, 1967, pp. 139, 179
  5. Eric Bond, Sheena Gingerich, Oliver Archer-Antonsen, Liam Purcell, Elizabeth Macklem. . Industrialrevolution.sea.ca (17 февраля 2003). Дата обращения 30 января 2011.
  6. Hulse, David H: The Early Development of the Steam Engine; TEE Publishing, Leamington Spa, U.K., 1999 ISBN 1-85761-107-1
  7. L.T.C. Rolt and J. S. Allen, The Steam engine of Thomas Newcomen (Landmark, Ashbourne, 1997), 44.
  8. Rolt and Allen, 145
  9. Clow, Archibald & Clow, Nan L. (June 1952), Chemical Revolution, Ayer Co, с. 65–90, ISBN 0-8369-1909-2
  10. Фернан Бродель: «жить в городе, лишиться традиционной поддержки огорода, молока, яиц, птицы, работать в огромных помещениях, терпеть малоприятный надзор мастеров, повиноваться, не быть более свободным в своих передвижениях, принять твердо установленные часы работы — всё это в ближайшем будущем станет тяжким испытанием»[]
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июля 2010.
  12. . Дата обращения 20 августа 2010.
  13. James Hull, «The Second Industrial Revolution: The History of a Concept», Storia Della Storiografia, 1999, Issue 36, pp 81-90
  14. Алексей Комиссаров. . Ведомости, № 3938 (14 октября 2015). Дата обращения 4 ноября 2015.
  15. Кристофер Алесси, Чейз Гаммер, перевод — Алексей Невельский. . Ведомости (28 октября 2014). Дата обращения 4 ноября 2015.

Достижения индустриальной революции

В школе необходима в 8 классе таблица изобретений индустриальной революции. Достижения и проблемы с ее помощью становится проще анализировать. Поэтому стоит отметить, что, начав с парового двигателя, следующим важным шагом было развитие текстильной промышленности.

За ними последовали такие отрасли, как машиностроение и металлургия. Последняя отрасль стала развиваться особенно интенсивно после появления большого количества машин, которые требовали все больше металла. Поэтому исследователи того периода считают главным достижением в металлургии замену древесного угля, который использовался еще со времен средневековых кузнецов, на каменноугольный кокс. Заслуга в этом Клемента Клерка, который ввел его в употребление еще в XVII век. Но массовое распространение он получил только во время индустриализации.

На этом же фоне быстро развивается химическая промышленность. Говоря о достижениях и проблемах индустриальной революции в таблице 8 класса, надо упомянуть о том, что стало возможным промышленное производство самых востребованных и популярных химикатов. Например, серная кислота была хорошо известна уже много лет. Но способ ее получения был кардинально иным. Если раньше она образовывалась из окислов минеральной серы при сжигании, то в 1746 году химик Джон Ребук начал применять объемные свинцовые окислы, что значительно увеличило производительность процесса.

Еще одно несомненное достижение индустриальной революции, которые в быту ощутили многие обычные горожане, — это газовые фонари. Появилось централизованное уличное освещение, что сразу увеличило производительность труда, удлинило рабочий день на заводах и фабриках и послужило причиной снижения преступности в крупных городах.

Все это стало возможным благодаря шотландцу Уильяму Мердоку. Именно он первым получил светильный газ, проведя пиролиз каменного угля. Он же придумал, как накапливать, перевозить и использовать его в фонарях.

Первые газовые светильники появились в Лондоне. Это произошло в 1812 году. Уже через несколько лет практически весь уголь, который добывался на английских шахтах, шел на уличное освещение.

Роль науки

Трёхфазное магнитное поле электромотора. Три кабеля порождают переменное магнитное поле, результирующий вектор которого показан стрелками. Трёхфазный ток имеет широкое применение в промышленности.

К середине XIX в. был заложен фундамент современной химии и термодинамики, а к концу столетия обе эти науки приобрели современное состояние, что в свою очередь позволило заложить фундамент современной физической химии. Развитие этих научных дисциплин стало основой развития химической промышленности и производства анилиновых красителей. Ещё одним следствием развития химии стало совершенствование производства стали, как на стадии обогащения железной руды, так и при создании сплавов стали с хромом, молибденом, титаном, ванадием и никелем. Например, сплав стали с ванадием не подвержен коррозии и имеет повышенную прочность, вследствие чего нашёл применение при производстве автомобилей.

Одним из наиболее важных промышленных приложений неорганической химии стал процесс синтеза аммиака из атмосферного азота, разработанный к 1913 г. и широко внедренный в практику после первой мировой войны. Современное сельское хозяйство существенно зависит от дешевого азотного удобрения, производимого с помощью этого химического процесса.

Первый газовый (на светильном газе) двигатель внутреннего сгорания, нашедший сравнительно широкое применение, был разработан Жаном Этьеном Ленуаром в 1860 г. Его применяли на небольших предприятиях, для которых мощные паровые машины не были нужны, а малогабаритные паровые машины были неэффективны. Николаус Отто усовершенствовал этот тип двигателя, сделав более компактным и впятеро более эффективным (четырехтактный цикл), а Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах перевели его на жидкое топливо (бензин) и внедрили искровое зажигание, что позволило, начиная с середины 1880-х, устанавливать его на автомобили, катера и локомотивы. В 1897 г. Рудольф Дизель на основе принципов термодинамики разработал и запатентовал дизельный двигатель, значительно более эффективный (на 20-25%), чем с двигатель с искровым зажиганием. Сначала дизель применяли в качестве стационарного, с 1903 года – в кораблестроении (с 1909 года на подводных лодках), с 1914 года – на локомотивах. После затянувшейся разработки быстроходного вихрекамерного дизеля фирмой К.Бенца, начиная с 1922 г. началась его установка на сельскохозяйственных тракторах, а с 1923 г. – на грузовых автомобилях (с 1936 г. и на легковых), а также на военной технике (танк).

Одним из наиболее важных научных достижений является объединение знаний о свете, электричестве и магнетизме в электромагнитной теории Максвелла. Она стала основой для разработки динамо-машин, электрогенераторов, моторов и трансформаторов. В 1887 г. Генрих Герц исследовал предсказанные Максвеллом электромагнитные волны, что привело к изобретению радио. Для развития радиовещания в 1906—1908 гг. была изобретена электронная лампа, что позволило усиливать радиосигнал и производить все более мощные радиопередатчики. К 1920 г. началось коммерческое радиовещание. Электронная лампа оставалась в широком употреблении до середины XX в., когда её вытеснили транзисторы.

К 1884 г. усовершенствование парового двигателя привело к созданию паровой турбины, которая вначале была применена в кораблестроении, а впоследствии — и в производстве электроэнергии.

Электрификацию называют «самым важным из важнейших инженерных достижений XX в.» В 1886 г. электромотор был использован для движения трамвая и к 1889 г. появилось уже более 100 трамвайных линий. К 1920 г. трамвай стал основным городским общественным транспортом. Более мощный электромотор был создан Никола Тесла и другими учёными и изобретателями в 1890-х годах. Он нашёл широкое применение в промышленности. В 1881 г. Джозеф Суон для освещения зала театра в Лондоне поставил 1200 ламп накаливания собственного изобретения. Это первый случай, когда все освещение большого публичного здания было полностью электрическим. В это же время электричество начали применять для уличного освещения и на фабриках. Для освещения жилых зданий в крупных городах электричество начали применять в 1920-х годах, а флуоресцентное освещение было предложено для коммерческого использования на Всемирной выставке 1939 г.

Социальные изменения

Фридрих Энгельс отмечал, что примерно за восемьдесят лет Англия из страны с незначительной и мало развитой промышленностью, с редким, преимущественно земледельческим населением, превратилась в страну с индустрией, снабжающей своими изделиями весь мир при помощи чрезвычайно сложных машин, и с густым преимущественно промышленным населением. По его мнению, промышленная революция в Англии не только привела к изменению классового состава населения, но и изменила нравы и потребности нации, и имеет такое же значение для Англии, как политическая революция — для Франции, как философская революция — для Германии.

И действительно, население Англии и Уэльса, в меньшей степени — Шотландии, начало расти с 1740-х годов все возрастающими темпами, увеличившись с 7.2 млн до 20.9 млн человек за 110 лет, и превратившись в первое в мире урбанизированное общество.

Машины настолько упростили и облегчили работу, что стало возможным заменить труд мужчин трудом женщин и детей. В 1816 г . на фабриках Манчестера работало 6 600 взрослых и приблизительно столько же подростков, на фабриках Шотландии в том же году из 10 тыс. рабочих было 6 800 женщин, и из них моложе 18 лет было 4 500.

Это привело к падению заработной платы. Так, в 90-х годах XVIII века ткач получал в неделю 15 — 16 шиллингов, то в 1802 г. его заработок упал до 13 шиллингов в неделю, в 1806 г . — до 10 шиллингов, а в 1816 г . — до 5 шиллингов.

Детский труд в угольной шахте

Стараясь использовать все время, в течение которого шла вода, приводящая фабрику в движение, хозяева вынуждали детей работать по 16 — 18 часов.

Приток населения в промышленные города привёл к нехватке жилья в них и росту квартирной платы, семьи рабочих были вынуждены тесниться в трущобных жилищах.

Машинное производство вело к разорению ремесленников и кустарей. В 1807 г. ткачи обратились к парламенту с требованием установить минимум заработной платы. Они писали: «Механический ткацкий станок совсем убил нас, мы не в состоянии выдержать его разрушительней конкуренции; если парламент не обеспечит нас минимумом заработной платы, то мы все ляжем бременем на приход, то есть сделаемся нищими».

Изображение луддитов, ломающих ткацкий станок, 1812 год

Разоряемые крупным производством кустари (ткачи, прядильщики, чулочные вязальщики), а также безработные разрушали ненавистные им машины, жгли фабрики и фабричные склады. Особенно знаменитым было движение 1811—1816 гг., известное под названием луддитского.

Под влиянием стачечной борьбы парламент в 1824—1825 гг. отменил запрещение профсоюзов, существовавшее с 1799 г.

В 1838 г. среди рабочих началось чартистское движение — требование всеобщего избирательного права.

Победа машинного производства в Англии дала толчок к формированию социальной структуры индустриального общества. Промышленный пролетариат составил 45,5 % занятого населения. Урбанизация превратила Великобританию в страну городов и фабричных поселений. К концу XIX века в городах проживало почти 75 % населения, она стала самой урбанизированной страной мира.

Предпосылки промышленного переворота

Главная особенность промышленного переворота была в переходе от ручного труда к машинному. Использование новых технологий в промышленности и применение научного подхода к ведению сельского хозяйства (селекция семян и так далее) привело к многократному росту продуктивности труда, и как следствие к быстрому обогащению землевладельцев и мануфактурщиков, которые сформировали новый социальный класс: капиталистов, предпринимателей, бизнесменов.

Первые предприниматели создают первые фабрики, где трудятся уже не подневольные крепостные крестьяне, а свободные рабочие, стоит ли говорить, что их труд в разы эффективнее и сами рабочие становятся заинтересованными в увеличении собственной производительности, от которой зависит их оплата. Ручной труд постепенно заменяется машинным, появляются первые станки, активно вводится разделение труда, когда каждый из рабочих делает только одну определенную операцию, но делает ее идеально.

К примеру, если раньше один «обувных дел мастер» делал одну пару обуви целую неделю, вручную, сам, от начала и до конца, то теперь на обувной фабрике 20 рабочих за эту же неделю выпускают 500 пар обуви, используя разделение труда и частично машинный труд. Продуктивность каждого рабочего с фабрики выше продуктивности одиночного сапожника в 25 раз (!).

Как следствие, если раньше обувь могли себе позволить только богатые и обеспеченные люди, а бедные, включая самого сапожника, ходили босиком (отсюда поговорка «сапожник без сапог»), то теперь обувь становится дешевой и общедоступной, ведь ее клепают на фабрике массовым производством.

Плохо только сапожнику, у которого никто больше не желает покупать обувь ручной работы по баснословной цене, когда можно купить намного дешевле с фабрики, ему остается или пойти простым рабочим на ту самую обувную фабрику или же… создать свою собственную фабрику (так собственно и зарождалась конкуренция). Одиночные ремесленники, чей труд так ценился в средневековье, вследствие промышленного переворота вымерли подобно динозаврам.

Промышленный переворот привел к значительному удешевлению многих товаров, появлению многих новых товаров, изменил товарно-денежные отношения в обществе, стимулировал развитие науки и технике.

Промышленный переворот в Германии

В Германии новые методы производства появились довольно поздно, потому что страна была фактически разделена на множество мелких государств. Тем не менее, после образования в 1834 году Германского таможенного союза, в который вошли 18 государств с населением около 26 млн человек, в горнозаводских районах Верхней Силезии, в Сааре и Рурском регионе началось развитие такой отрасли как тяжелая промышленность.

В то же время активное строительство железных дорог по всей Европе придало решительный импульс расширению германского сталелитейного производства и машиностроения. Благодаря довольно крупным запасам капитала и высоким стандартам подготовки кадров немецкие предприятия к концу XIX столетия на втором этапе индустриализации смогли занять лидирующие позиции в химической и электротехнической отраслях производства.

Промышленная революция в Германии сопровождалась усилением позиций рабочих организаций. Первая политическая партия рабочих была создана в Германии в 1863 году, за ней последовала СДПГ (Социал-демократическая партия Германии), основанная в 1869 году и существующая и по сей день. К слову, первая рабочая партия Великобритании — Лейбористская партия — была основана только через полвека в 1906 году.

Эпоха технологической революции в США

Основная статья: Вторая промышленная революция в США

В последние десятилетия второй промышленной революции США переживали период самого быстрого экономического роста за свою историю. Американская эпоха «позолоченного века» была временем развития тяжелой промышленности, фабрик, железных дорог и угледобывающей отрасли экономики. Начало её связывают с открытием в 1869 г. первой трансконтинентальной железной дороги, по которой люди и грузы могли попасть с восточного побережья в Сан-Франциско за шесть дней. В это время по объёму промышленного производства США обогнали Великобританию и вышли на первое место в мире. Протяженность железных дорог между 1860 и 1880 гг. выросла втрое, а до 1920 г. увеличилась ещё в три раза. Строительство и эксплуатация железных дорог стимулировали развитие угледобычи и производства стали. Потребность в привлечении капитала и высокая доходность железных дорог способствовали консолидации американского финансового рынка на Уолл-стрит. К 1900 г. концентрация капитала достигла стадии создания крупных корпораций, трестов. Они доминировали в производстве стали, машиностроении, в добыче и переработке нефти и других отраслях. Первой корпорацией с капиталом более миллиарда долларов была «U.S.Steel», созданная финансистом Джоном Морганом в 1901 г. Он скупил и объединил ряд компаний по производству стали, в том числе основанную мультимиллионером Эндрю Карнеги «Carnegie Steel Company». Другими широко известными корпорациями стали Standard Oil Джона Рокфеллера и железнодорожные и пароходные компании Корнелиуса Вандербильта.

Создание крупных предприятий потребовало привлечения большого количества рабочих. Большая часть из них имела низкую квалификацию и выполняла простые повторяющиеся операции под руководством опытных инженеров и технологов. Потребность в рабочих и инженерных кадрах привела к росту стоимости труда и заработной платы. В стране появилось множество инженерных колледжей. Железные дороги и крупные корпорации требовали сложной системы управления, которые нанимали молодых людей в возрасте 18-21 год на низшие должности в своей внутренней иерархии и постепенно повышали их квалификацию и заработную плату до тех пор, пока к 40 годам они не достигали статуса инженера, кондуктора или начальника станции. Аналогичные карьерные схемы применялись на производстве, в сфере финансов и в торговле. Такие служащие вместе с владельцами малого бизнеса составили средний класс, численность которого быстро росла, особенно в городах американского Севера.

С 1860 по 1890 гг. в США было оформлено около 500 000 патентов на новые изобретения, в десять раз больше, чем за предшествующие семьдесят лет. Среди них наиболее известны воздушный тормоз Вестингауза, значительно повысивший безопасность железнодорожного транспорта, линии электропередачи переменного тока, разработанные Тесла и Вестингаузом, электростанции и множество устройств для передачи, распределения и использования электроэнергии, предложенные Томасом Эдисоном и др.

Промышленный переворот в странах Западной Европы

Промышленный переворот как исторический процесс определялся общими нормами и определенными особенностями в каждой стране. Первой его осуществила Великобритания в конце XVIII — первой половине XIX в. Именно здесь сложились все необходимые для этого условия: выгодное географическое положение (доступные берега, большое количество рек, сырьевые ресурсы), наличие рынков сбыта английских товаров и господство в мировой торговле, свершившийся аграрный переворот, политика меркантилизма и протекционизма, которую проводило английское правительство. Все это сделало страну лидером в переходе от традиционного к индустриальному обществу.

Промышленный переворот начался в текстильном производстве, затем распространился в металлургии, энергетике, транспорте и был неразрывно связан с техническими изобретениями.

В 1733 г. английский механик Дж. Кей усовершенствовал ткацкий станок «летучим челноком». Изобретатель Дж. Харгривс в 1765 г. создал механическую прялку «Дженни», которую начали использовать на производстве. В последней трети XVIII в. С. Кромптон сконструировал мюль-машину, которая базировалась на принципах работы прялки «Дженни», но давала тонкую и прочную хлопчатобумажную пряжу. Благодаря этому Великобритания начала поставлять дешевые и качественные ткани во все страны мира. В 1792 г. Э. Картрайт запатентовал механический ткацкий станок, который заменял работу 40 ткачей. Впоследствии во Франции были изобретены станки для изготовления шелковых и льняных тканей, открыт метод их отбеливания и способы окрашивания.

Ключевое значение в истории промышленности имели изобретения шотландца Дж. Уатта. В 1769 г. он создал первый паровой двигатель, который после многих усовершенствований превратил в универсальную паровую машину двойного действия. Это позволило широко использовать уголь как основное топливо, ликвидировало зависимость от наличия источников воды, позволило размещать фабрики и заводы в любой местности. Паровые машины активно начали применять в различных отраслях промышленности, и их количество и мощность постоянно росли. Если в 1800 г. в Англии насчитывалось 320 паровых машин, то в начале XIX в. — 15 тыс.

Изобретение Дж. Уатта способствовало изменениям в средствах транспортировки и связи. В передовых странах были проложены сети шоссейных дорог, построены каналы, сконструированы механические транспортные средства. В частности, в 1807 году американец Р. Фултон построил первый пароход. Англичанин Дж. Стефенсон в 1820-х годах сконструировал паровоз, который был использован на первой в мире железной дороге общего пользования Дарлингтон — Стоктон. 27 сентября 1825 г. поезд совершил первый рейс. Он двигался со скоростью 8 км/ч и вез 600 пассажиров и 12 вагонов угля. После этого в Великобритании, а затем и по всей Европе развернулось железнодорожное строительство.

Важным направлением промышленного переворота стало совершенствование металлургического процесса. Еще в 1735 г. англичанин А. Дерби для получения качественного чугуна начал выплавлять железную руду вместе с каменным углем, вместо древесного. С того времени изготовления чугуна происходило в доменных печах с коксом в качестве топлива.

Революционным изобретением стал токарный станок английского механика Г. Модели, который точно нарезал винты и гайки. На его основе были созданы и другие модели металлообрабатывающих станков, что позволило наладить массовое производство машин машинами.

Итак, промышленная революция началась в последней трети XVIII в. в Великобритании, охватила Францию, Германию, Бельгию и другие европейские страны и в целом завершилась в 1860-1880-х годах. Она создала экономические предпосылки для утверждения индустриальной цивилизации.

Промышленная революция как механизация производства.

В ходе промышленной революции возникает новый элемент производительных сил общества – машина, которая состоит из трех основных частей: машины-двигателя, передаточного механизма и рабочей машины. Важнейшими из них являются рабочая машина, которая обрабатывает материал труда, заменяя «умелые руки» работника, и двигатель, дающий рабочей машине энергию, намного превосходящую силу человека. Именно в зависимости от того, как происходило формирование этих механических устройств, выделяют три этапа промышленной революции:

1-й этап – появление рабочих машин (первоначально в текстильном производстве, а затем и в других отраслях);

2-й этап – изобретение паровой машины как двигателя для рабочих машин;

3-й этап – создание рабочих машин для производства других рабочих машин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector