Прялка «дженни»
Содержание:
- История прялки до начала промышленной революции
- Спор по поводу вклада Харгривса
- Особенности промышленного переворота
- История
- Использование прялок сегодня
- Прялка как произведение искусства
- Начало промышленной революции в Англии
- Особенности экономического развития во второй половине XIX в.
- Народные традиции славян, связанные с прялкой
- Джеймс Харгривс — биография
- Развитие идеи
- Механическая прялка
- Начало промышленного переворота.
- Роль государства в экономике.
- Перемены в экономике крупнейших стран.
История прялки до начала промышленной революции
Разобравшись с тем, что такое прялка и ее основными не электрическими видами, стоит узнать об истории этого приспособления.
Процесс изготовления нитей появился очень давно. Изначально пряже скручивали в нитки просто с помощью рук. Чтобы упростить этот труд, вскоре стало использоваться веретено, а потом и ручная прялка.
Когда именно появилось это приспособление – точно не известно. Согласно археологическим находкам, в Древнем Риме оно уже активно использовалось. Однако нитки от ручных прялок получались неравномерными, да и качество очень сильно зависело от исходного материала.
Механическая прялка с колесом пришла в Европу из Индии, где она появилась между 500-1000 гг. Наиболее древние изображения этого предмета относятся к Багдаду (1234 г.) и Китаю (1270 г.).
В Европе это изобретение распространилось где-то к XIV в, хотя существует изображение с использованием этого прибора, датируемое концом XIII в.
Европейцы усовершенствовали механическую модель, и она стала более практичной и эффективной. Однако индусы и китайцы долгие столетия все равно оставались лидерами по производству тканей, хотя их качество не всегда было достойным.
Спор по поводу вклада Харгривса
Ложные заявления о Харгривсе выдвигались еще в 1835 году. В 1780-х годах велась жестокая юридическая борьба за аннулирование самых важных патентов Ричарда Аркрайта. Томас Хайс утверждал, что он был настоящим изобретателем как прядильной машины, так и вращающейся «дженни». Были собраны противоречивые доказательства относительно обстоятельств нескольких изобретений, и, хотя патенты Аркрайта были аннулированы, вопрос об авторстве не был решен. Ричард Гест, пишет в Edinburgh Review , внес несколько ошибок, и с тех пор сохраняется искаженное представление о его жизни и вкладе. Записи приходских захоронений показывают, что Харгривс (неправильно написано как «Харгрейвс») не умер в работном доме, как утверждалось; другие записи показывают, что ни жена Харгривcа, ни какая-либо из его дочерей не носили имени Дженни, вопреки мифу, повторяемому в школьных учебниках еще в 1960-х, детских книгах еще в 2005 году и на образовательных сайтах по настоящее время
«Дженни» относится к двигателю, распространенному сленговому термину в Ланкашире XVIII века, который иногда встречается даже сейчас.
Особенности промышленного переворота
Революция в английской промышленности началась значительно раньше, чем в других государствах. Она стала первым примером массового внедрения машин на производство, ее отличают следующие особенности:
- В первую очередь машины внедрялись в текстильное производство. Дело в том, что Англия столетиями специализировалась на изготовлении шерсти и тканей, легкая промышленность не требовала больших капиталовложений, быстро приносила доход.
- Активное внедрение машин в текстильной промышленности приводило к увеличению спроса на металл для их изготовления. Таким образом, развитие хлопчатобумажного производства стимулировало развитие тяжелой промышленности.
- Развитие металлургии увеличивало объемы добычи древесного угля, ради которого уничтожались большие запасы леса. Это заставило промышленников перейти на совершенно новый вид топлива- каменный уголь, который применялся в выплавке чугуна и железа, использовался в качестве источника энергии для паровых машин.
- Промышленный переворот полностью уничтожил класс крестьян и ремесленников в Англии, которым приходилось становиться наемными рабочими.
Внезапное увеличение объемов производимой продукции требовало развития транспорта. На завершающем этапе промышленного переворота паровую машину использовали для создания новых видов транспорта — паровозов и пароходов. Строительство железных дорог в Англии удешевило в десятки и сотни раз грузоперевозки по отдельным регионам страны, что способствовало дальнейшему развитию легкой и тяжелой промышленности.
История
Джеймс Харгривс работал в Стэндхилле плотником и ткачом на обычном станке. Примерно с начала 1760-х годов он начинает заниматься усовершенствованием прядильных устройств. В 1765 он, борясь с конкуренцией дешевых индийских тканей, соорудил механическую прялку, а несколько лет спустя (примерно в 1762-1765) изобрел прядильную машину периодического действия.
Существует версия, что на мысль об изобретении машины с несколькими вертикальными веретенами Харгривса подтолкнул случай: однажды маленькая Дженни нечаянно опрокинула прялку, однако колесо её продолжало вертеться, а веретено продолжало прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном, а не горизонтальном положении.
Прялка «Дженни» приводилась в движение одним рабочим и производила по меньшей мере в шесть раз больше, чем могла произвести обыкновенная прялка за то же время. Таким образом, каждая новая прялка такого типа лишала работы как минимум пять прядильщиков. Харгривс успел продать не так много экземпляров своей машины, однако это вызвало сильное недовольство местных прядильщиков — в 1768 году они разрушили дом изобретателя и оборудование. Харгривс переехал в Ноттингем и, совместно с Томасом Джеймсом, построил прядильную фабрику, став одним из первых крупных фабрикантов. В 1770 году Харгривс получил патент на своё изобретение.
Использование прялок сегодня
Рассмотрев вопрос о том, что такое прялка ручная и самопрялка, а также историю этого прибора, стоит уделить внимание ее месту в современном мире. Помимо музеев этот прибор можно встретить у любителей ремесел
Дело в том, что в последние годы по всему миру растет интерес к традиционным народным ремеслам, вроде гончарства, бондарства или ткачества. Как известно, изготовление тканей невозможно без прядения. Те, кто занимается этим, в том числе и для продажи, предпочитает использовать бытовую электрическую прялку (это быстрее)
Помимо музеев этот прибор можно встретить у любителей ремесел. Дело в том, что в последние годы по всему миру растет интерес к традиционным народным ремеслам, вроде гончарства, бондарства или ткачества. Как известно, изготовление тканей невозможно без прядения. Те, кто занимается этим, в том числе и для продажи, предпочитает использовать бытовую электрическую прялку (это быстрее).
Однако есть энтузиасты, любящие полноценно реконструировать процесс изготовления тканей. Именно они используют деревянные прялки, как у предков. Кстати, приобрести такой агрегат несложно. Можно либо изготовить его из дерева по чертежу, либо заказать у мастера. Ну а если есть желание почувствовать дух старины – можно купить по объявлению старинную прялку – благо стоят они недорого.
Прялка как произведение искусства
Прялка была не только рабочим инструментом, никакое другое орудие труда так не украшалось. Они и до сих пор считаются произведениями искусства. Для украшения прялок применялась роспись, резьба по дереву, инкрустирование и другие методы декорирования.
Такой предмет стоял как украшение избы, использовался в народных обрядах, скрашивал монотонный труд прядильщицы. Кроме росписей, часто на прялках красовалась подпись мастера и дарственные надписи или пожелания. Почти все методы резьбы по дереву зародились именно при украшении прялок.
Поверхности прялки были довольно сложными. Можно сейчас увидеть на выставках, в музеях, а также на фотографиях резные бока, стояк с яблоком, башенки сверху и так далее. В этом случае судить о народном искусстве, как о примитивном, не стоит. Посещая разнообразные музеи, где выставлены старинные прялки, можно увидеть насколько многогранно, сложно и искусно они были украшены.
Конечно, говоря о росписи, имеют в виду прялки, которые были полностью ручными и состояли из двух основных частей: вертикальной, куда привязывается прядильная нить, и горизонтальной. Вертикальная часть, в свою очередь, состояла из лопати и шейки. Расписывали и раскрашивали в основном лопать.
Начало промышленной революции в Англии
Итак, главными условиями для начала промышленной революции в Англии стали: формирование рынка свободной рабочей силы и скопление в руках буржуазии больших капиталов. Промышленный переворот в Англии начался в 1740-1770-х гг. с технических изобретений в хлопчатобумажной промышленности. Создание первых машин сделало возможным организацию фабрично-заводского производства, при котором активно применялся механизированный труд.
Машинный труд пришел на смену ручному благодаря английским изобретателям:
- Джону Кей,
- Джеймсу Харгривсу,
- Эдмунду Картрайту,
- Джеймсу Уатту.
В 1733 году Джон Кей усовершенствовал ткацкий станок изобретением «челнока-самолета». Благодаря этому техническому новшеству вместо двух ткачей с работой мог справляться только один рабочий. Челнок уже не нужно было пропускать вручную между нитями основы, теперь ткач нажимал педаль,которая запускала автоматическое перебрасывание челнока.
Челнок-самолет Джона Кея значительно сократил скорость производства пряжи, однако это изобретение настроило ткачей враждебно по отношению к его создателю. Автоматический челнок позволил владельцам мануфактур вдвое сократить число ткачей, а оставшимся рабочим приходилось трудиться в несколько раз интенсивнее. Не раз Джон Кей подвергался нападкам ткачей, а однажды они чуть не лишили его жизни, ворвавшись в дом к изобретателю. Последние годы Джон Кей провел во Франции в крайней бедности, куда переехал из-за преследований ткачей, отсутствия поддержки со стороны английского правительства.
В 1765 году английский механик Джеймс Харгривс изобрел механическую прялку, которую назвал в честь своей шестилетней дочери «Дженни». Прялка была простой в устройстве, позволяла одному рабочему работать сразу на 8, а затем и на 16 веретенах. Прялка Джеймса Харгривса замещала функции прядильщика, рабочему только оставалось вращать колесо, которое приводило в движение веретена, накручивавшие нити.
Механическая прялка Джеймса Харгривса увеличивала производительность труда более чем в 8 раз. Следовательно, машина лишала работы сразу 8 человек. Конструкция была простой и недорогой в исполнении, благодаря чему вскоре широко распространилась по всей Англии. Однако, как и Джон Кей, Харгривс поплатился за свое изобретение – рабочие, бывшие некогда друзьями Джеймса,сожгли его дом.
В 1785 году Эдмунд Картрайт изобрел механический ткацкий станок. Машина имела ножной привод, автоматически выполняла следующие операции:
- перебрасывание челнока между нитями основы;
- прибой уточной нити;
- сматывание запасных нитей;
- шлихтование основы;
- укладка готовой ткани в специальный ящик (расположенный под станком).
Ткацкий станок увеличивал производительность труда более чем в 40 раз, однако требовал приложение большой физической силы для приведения в движение ножного привода.
В 1784 году произошел прорыв в промышленном развитии — Джеймс Уатт изобрел универсальную паровую машину. Вскоре машины Уатта появились на многих суконных и хлопчатобумажных фабриках, а в начале XIX века они были установлены на паровозы и пароходы.
Появление новых видов техники привело к небывалому английской промышленности, строительству фабрик и заводов, замене человеческого труда машинным.
Особенности экономического развития во второй половине XIX в.
Во второй половине XIX в. в экономике
передовых стран Европы вновь происходят перемены. Они повлияли на жизнь
общества и политическое развитие этих стран и всего мира.
Эти перемены связаны с зарождением монополий. Монополиями
считаются крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности,
которая может быть индивидуальной, групповой, акционерной, и осуществляющие
контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени
концентрации производства и капитала с целью установления повышенных цен и
извлечения повышенных прибылей.
Появление монополий было вызвано
прогрессом в технике, усложнением производственного процесса. Для него требовалось
все больше капитала, так как все дороже становились машины и сырье. Поэтому
предприниматели начинали объединяться.
Ускорению этого объединения
способствовали экономические кризисы. Внедрение новой техники вело к сокращению
рабочих, в результате они переставали покупать про изводимые товары. Так
возникал кризис перепроизводства. Первый такой кризис произошел в Англии еще в
1825 г. В 1858 г. начался первый мировой экономический кризис. Во время
кризисов многие предприятия закрывались, предприниматели разорялись.
Объединению предпринимателей было проще преодолеть последствия кризисов.
Важнейшей стороной развития монополий
стала новая роль банков и других финансовых учреждений в экономике. Рост концентрации
производства и капитала заставлял промышленные компании искать с банками
прочные связи для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае
изменения экономической конъюнктуры. Банки из посредников превращаются во
всесильных монополистов. Во второй половине XIX в. ускорился процесс сращивания
производства и капитала. Существовали монополии следующих типов: синдикат,
трест, картель, концерн.
Картель — объединение самостоятельных
предприятий, основанное на временном соглашении с целью установления контроля
над рынком определенного товара, повышения цен на этот товар и обеспечения
монопольно высокой прибыли. Чем выше концентрация производства и капитала в той
или иной отрасли, чем меньше в связи с этим число господствующих в ней
предприятий, тем больше возможностей сговора между ними для контроля над
рынком. На определенной стадии концентрации такой сговор становится
необходимостью.
Картель может предусматривать
установление обязательных для всех участников минимальных цен на товары,
разграничение районов сбыта, определение общего объема производства или сбыта
и доли в нем каждого участника.
Синдикат представляет собой объединение
самостоятельных предприятий какой-либо отрасли промышленности, основанное на
соглашении о совместном сбыте товаров. Синдикат создается с целью обеспечения
монопольного господства на рынке, установления монопольных цен и получения
наивысшей прибыли. Участниками синдиката являются как отдельные предприятия,
так и целые тресты и концерны, которые используют синдикат для подчинения
своему контролю мелких предприятий и расширения своего влияния на внутренних и
внешних рынках.
Трест — это форма объединения, при
которой объединяющиеся предприятия теряют свою самостоятельность и подчиняются
единому управлению. Владельцы вошедших в трест предприятий лишаются права
распоряжаться ими непосредственно.
Высшей формой монополий были концерны —
объединения; предприятий, банков, торговых фирм на основе общей финансовой
зависимости от определенной группы капиталистов.
Нередко формально самостоятельные
концерны объединялись в финансовые группы посредством системы участий в
финансовой зависимости от головного общества — «финансового дома» (Морганов,
Рокфеллеров в США).
После мирового экономического кризиса
1873 г. начинается процесс развития картелей, которые, правда, быстро
распадались. К концу XIX столетия картели были одной из основ европейской
экономики. К началу ХХ в. число концернов и трестов в США увеличилось с 185 до
250. Новым явлением стало появление международных картелей в добывающей,
химической, металлургической, электротехнической и других отраслях
промышленности.
Народные традиции славян, связанные с прялкой
Будучи особо важным элементом быта предков, с ручной прялкой (как более древней) было связано много традиций.
В частности, для девушки она была верной спутницей от колыбели до гробовой доски. К примеру, у восточных славян пуповину новорожденной было принято перерезать на прялке, а при крещении малышку передавали крестной матери над этим приспособлением.
Чтобы девочка не плакала, в колыбель ей клали прялку.
Также она считалась оберегом девичьей чести. А сватаясь, жених дарил невесте собственноручно изготовленный для нее экземпляр.
У каждой хозяйки должна была быть собственная прялка, которую она украшала по своему желанию и подписывала. Ее не принято было одалживать — это считалось дурной приметой.
Однако с тех пор как появилась механическая прялка с колесом, многие из этих традиций постепенно упразднились.
Как правило, у славян пряли во время свободное от работ на земле. Чаще всего это происходило с октября по март месяц, с перерывом на Рождественские праздники. Хотя у сербов распространено было символичное прядение в Рождество в хлеву подле скота.
Джеймс Харгривс — биография
Джеймс Харгривс в 1764 году изобрел прядильное устройство, получившее название «Прялка Дженни». Этот аппарат увеличил производительность труда и сыграл важную роль в массовом переходе от ручного труда, затратного по времени и усилиям, к машинному производству.
Жизненный путь
Будущий изобретатель родился в 1720 году в графстве Ланкашир, расположенном в Северо-Западной Англии. Вместе со своей семьей он жил в небольшом городке Блэкберн, известном тем, что в этой местности производились льняные и хлопковые ткани. Этот товар пользовался стабильным спросом, которому не соответствовало ручное производство.
Изготовление пряжи было источником дохода многих местных жителей и, в том числе, самого Джеймса Харгривса. В период с 1740 по 1750 годы он работал ткачом на ручном станке в городе Стэндхилл. В 1760 году ему удалось создать усовершенствованную кардочесальную машину. Через несколько лет, в 1765 году, Харгривс разработал и собрал устройство, благодаря которому его имя вошло в мировую историю — прядильную машину «Дженни». Изначально, изобретатель пользовался этим устройством сам, но со временем продал несколько таких-же своим знакомым ткачам.
Устройство прялки
Машина Харгривса была оснащена несколькими веретенами, в основании каждого из которых был расположен блок с приводным шнуром. Все шнуры были переброшены через барабан, приводившийся в движении с помощью колеса. Для управления аппаратом было достаточного усилий одного человека, который рукой крутил колесо.
Фото: Прялка Джеймса Харгривса
Это устройство значительно увеличивало производительность труда, заменяя собой как минимум пять прядильщиков. К тому же, оно позволяло одновременно создавать полотно из разных нитей — льняных, хлопковых и шерстяных. Единственным недостатком производимой таким образом пряжи была ее недостаточная прочность. Для решения этой проблемы приходилось добавлять в пряжу льняную нить.
Распространенная версия создания «Прялки Дженни»
По одной из самых популярных версий, прядильный аппарат Джеймса Харгривса был назван в честь его дочери. Во время того, как он работал, девочка случайно задела прялку и та упала на пол
Харгривс обратил внимание, что веретено по инерции продолжало крутиться, находясь в вертикальном, а не в горизонтальном положении. Тогда ему и пришла мысль о нескольких расположенных рядом веретенах, которые двигались бы одновременно
Переезд в Ноттингем
Вначале соседи Джеймса не относились к его разработкам враждебно или настороженно, даже с удовольствием покупали у него прядильные машины. Но вскоре люди поняли, что улучшение производительности труда прядильщиков приводит к большим, чем раньше объемам пряжи, поставляемых на продажу. Спрос перестал сильно превышать предложение, что привело к снижению цены на их товар. Люди, привыкшие поколениями иметь стабильный заработок, встретили эту новость с недовольством.
Фото: Джеймс Харгривс
Конфликт между изобретателем и местными жителями привел к тому, что в 1768 горожане вломились в его дом, сломали оборудование и привели в негодность жилище. Харгривс был вынужден переехать в Ноттингем. С новым местом жительства он не прогадал, ведь там в это время занимались производством чулочно-носочных изделий и был стабильный спрос на пряжу.
В этом городе Джеймс Харгривс совместно с Томасом Джеймсом основал ткацкую фабрику. В 1770 году он получил патент на свое изобретение. Это позволило Харгривсу подать в суд на пользовавшихся его разработками ткачей из графства Ланкашир, который ему не удалось выиграть. Умер изобретатель в 1778 году, до последних дней жизни оставаясь деятельным и не отходя от дел.
Значение изобретения в исторической перспективе
Создание Джеймсом Харгривсом усовершенствованного прядильного аппарата стало важным шагом к переходу от ручного производства к механизированному, массовому. Оно ознаменовало начало промышленной революции. Кроме того, «Прялка Дженни» послужила прообразом многих созданных в дальнейшем механизмов. Так, изобретатель прядильной машины периодического действия Сэмюэл Кромптон утверждал, что в своей деятельности основывался на разработке Харгривса.
Развитие идеи
Машина Харгривса предназначалась для прядения хлопка, но нить из неё выходила слишком тонкой и легко рвалась. Для прочности в основу хлопковой нити приходилось вплетать нить льняную. Английский парикмахер Ричард Аркрайт, узнав от своих клиентов — ткачей о проблемах с машиной Харгривса, решил усовершенствовать её. В 1769 г. он создал свой прядильный станок, из которого хлопковая нить выходила настолько прочной, что не требовала добавления льна. Некоторые типы современных электрических прядильных машин действуют по тем же принципам, что и первые механические прялки, но процесс прядения сейчас полностью автоматизирован, и один рабочий может обслуживать целый цех с десятком станков по сотне веретён каждый.
Поделиться ссылкой
Механическая прялка
Это приспособление для изготовления нитей стало настоящим прорывом для XIV в. Ведь благодаря ему можно было значительно быстрее, а главное качественнее прясть.
Механическая прялка (фото ниже) изначально состояла из колеса, которое быстрее подавало нить на катушку. В движение оно приводилось с помощью педали (которая появилась лишь в XVI в.).
Со временем конструкция была усовершенствована с помощью вилки (рогульки) возле катушки. Теперь женщинам не нужно было останавливаться и отдельно перематывать нити.
Конечно, этот прибор был сложнее по своей конструкции, а значит, и дороже. Но, начиная с XV в. он довольно скоро практически вытеснил ручную прялку. Которой пользовались теперь только приверженцы традиции и те, кто не мог себе позволить приобрести механический ее вариант.
Самопрялка (как часто называли механическую прялку) постепенно приобрела следующую конструкцию. В ней был небольшой стульчик для пряхи, а также вертикальное колесо с желобком для нити. По бокам колеса располагались два стержня, которые служили не только опорой, но и подставкой для веретена.
Механические прялки у славян делились на две категории: русские (колесо расположено под прямым углом к полу) и чухонки (колесо находится под другим углом к полу).
Начало промышленного переворота.
Технические достижения. В конце ХVIII в.
в промышленности ряда стран Европы начался переход от мануфактурной стадии с ее
ручной техникой к фабричной системе производства. Этот переход называется
промышленным переворотом, повлекшим за собой важные последствия.
Промышленный переворот начался в Англии в
последней трети ХVIII в. Потребности развития мануфактур способствовали ряду
изобретении в области механики. В 1733 г., например, был изобретен «летучий
челнок» для выделки сукна, что значительно ускорило производство тканей.
Изобретение это стимулировало работу прядильщиков: вскоре была создана машина,
прявшая нить без участия человека. Несколько лет спустя Дж. Харгривсом была
изобретена знаменитая прялка «Дженни», а еще через несколько лет в Англии
появилась первая прядильная фабрика, на которой машины работали с помощью
водяного колеса.В других отраслях промышленности тоже в
это время произошли существенные изменения. В 1765 г. Джеймс Уатт построил паровую
машину, а спустя шесть лет усовершенствовал ее. Изобретение паровой машины
привело со временем к повсеместному распространению фабрики.
Паровая машина — тепловой двигательвнешнего сгорания, преобразующий энергию водяного пара в механическую работу возвратно-поступательногодвижения поршня, а затем во вращательное движение вала. В более широком смысле паровая машина — любой двигатель внешнего сгорания, который преобразовывает энергию пара в механическую работу. Первая паровая машина построена в XVII в |
Для работы машин нужен был уголь, поэтому
стала усиленно развиваться его добыча. Возросла потребность в металле, что привело
к усовершенствованию металлургии. Острая конкуренция предпринимателей в XIX в.
потребовала от владельцев предприятий постоянного внедрения на производстве
последних достижений науки. Накопленные знания позволили получить из угля кокс
и с его помощью резко снизить затраты при производстве чугуна.
Еще в 1722 г. французский
естествоиспытатель А.Реомюр открыл секрет производства стали. Рецепты Реомюра
стали осуществимыми после того, как в 1856 г. англичанин Г Бессемер нашел
способ продувания воздуха через горячий чугун с целью выгорания из него
излишнего кислорода и превращения в сталь. Практически одновременно братья Э.
и П. Мартены создали специальную печь для восстановления чугуна, названную их
именем.
В 1825 г. Дж. Стефенсон провел
пассажирский состав. Протяженность железных дорог росла очень быстро. В 1830
г. стокилометровый рельсовый путь связал Манчестер с Ливерпулем. А к 1850 г.
Англия покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км.
Железнодорожная лихорадка способствовала быстрому развитию металлургии,
машиностроения, паровоза и вагоностроения.
Роль государства в экономике.
В первой половине XIX в. резко
сократилось государственное вмешательство в экономику. Банкиры, владельцы
промышленных предприятий настойчиво отстаивали свободу предпринимательства. По
их мнению, роль государства должна была ограничиться лишь охраной общих
условий, благоприятствующих развитию хозяйственной жизни страны (пути
сообщения, средства связи, поддержание устойчивости денежного обращения), и
защитой их внешних интересов.
Однако во второй половине XIX в.
возрастает роль государства в управлении колониями, а войны (например,
франко-прусская 1870-1871 п.) содействуют получению страной-победительницей
огромных военных контрибуций. Государственное вмешательство в экономическую жизнь
заключал ось также во введении фабричного и государственного законодательства
страхования рабочих.
Старые государственные предприятия еще
сохраняются, прежде всего, в военной области, но уже теряют свое былое
значение. Государственные земли, недра, леса постепенно переходят в частные
руки. Во владении государства остаются только транспорт и дороги, имеющие
важный стратегический характер.
Наиболее сильное влияние государства на
экономику было в Германии. Здесь происходило огосударствление железных дорог, была
введена табачная монополия.
К началу ХХ столетия происходит
сращивание крупнейших монополий с государственным аппаратом. Государственные
чиновники возглавляли монополистические объединения. В некоторых случаях
монополии наделяются функциями государственной власти. Нередко государственные
и частные монополии переплетались между собой.
Перемены в экономике крупнейших стран.
Франция окончательно превратилась в
страну монополистического капитала в начале ХХ в. В эти годы происходили
быстрый рост концентрации производства, увеличение монополий и их укрепление.
В 1897 г. в стране начался экономический
подъем, который охватил все отрасли промышленного производства, особенно металлургическую.
Экономический подъем сопровождался ростом внешней торговли, усиленным ввозом
сырья и машин, ростом внутреннего движения грузов, повышением доходов железных
дорог и увеличением стоимости векселей французского банка.
К концу XIX в. на первое место по темпам
роста промышленности выходят США и Германия.
Развитие производства потребовало защиты
прав рабочих, руками которых и создавалось национальное богатство государств.
Раньше всего это было предпринято в Германии, где было введено государственное
страхование рабочих.
В Англии также узаконили профсоюзы
(тред-юнионы), предоставив им статус юридического лица и судебную защиту их
фондов. Был запрещен труд детей до 10 лет на производстве. В 1891 г. принят
закон о бесплатном начальном образовании.
Профессиональный союз (профсоюз) — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. |
Особенно велико было значение профсоюзов
в США, где рабочее движение приняло широкий размах. Американские профсоюзы
(ОРТ и АФТ) возглавили движение рабочих за свои права. Борьба эта проходила в
форме стачек, массовых выступлений, нередко сопровождавшихся столкновениями с
полицией. Главными требованиями рабочих было увеличение заработной платы,
введения 8-часового рабочего дня, охраны труда на производстве.