Луцкий автомобильный завод

Предыстория

В середине 1950-х годов в НАМИ был выработан перспективный типаж микролитражных автомобилей и их агрегатов, планируемых к освоению в период реализации Семилетнего плана развития народного хозяйства (1959—1965 годы). Данный типаж включал в себя три типа автомобилей: четырёхместный микроавтомобиль общего назначения, предназначенный для продажи в индивидуальное пользование (будущий ЗАЗ-965); двухместный микроавтомобиль для инвалидов, предназначенный для замены инвалидных мотоколясок Серпуховского завода (опытный НАМИ-031, в производство не пошёл) и лёгкий многоцелевой грузопассажирский автомобиль, рассчитанный на перевозку четырёх человек, либо двух человек и 200–250 кг груза.

Проработка последней концепции была начата НАМИ в 1958 году совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом с постройки опытного образца НАМИ-049 «Огонёк», конструкция которого во многом базировалась на ранее разработанном военном плавающем вездеходе НАМИ-032Г (конец 1956 или начало 1957 года). Автомобиль имел стальные несущее основание и каркас кузова (стойки, рамка лобового стекла, проём заднего борта), на которые крепились стеклопластиковые наружные панели (оперение, двери, капот, борт). В результате было достигнуто оптимальное сочетание веса — всего 752 кг в снаряжённом состоянии — и динамических качеств — максимальная скорость с 22-сильным ирбитским двигателем МД-65 составила 80 км/ч, а также расхода топлива — 6,7–7,1 л/100 км, в зависимости от дорожных условий. Использовались независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний мост при отключаемом заднем, блокируемые колёсные дифференциалы, колёсные редукторы. Грузоподъёмность составила 300 кг при двух пассажирах, либо четыре пассажира.

Впоследствии к работе над машиной подключились конструкторы перепрофилированного для производства микролитражных автомобилей завода сельхозмашин «Коммунар» (Запорожье, УССР), на котором были созданы опытные образцы НАМИ-049А «Целина» (лёгкий грузовик) и ЗАЗ-969, унифицированные по силовому агрегату с только что освоенной заводом моделью ЗАЗ-965 «Запорожец».

История предприятия ЛуАЗ.

На изначальном этапе это было относительно небольшое предприятие, в штате которого состояло 238 человек. Основной деятельностью завода был капитальный ремонт автомобилей «ГАЗ – 51» и «ГАЗ – 63», выпуск запчастей к ним, а также изготовление ремонтного оборудования, которое было востребовано Министерством сельского хозяйства.

В 1959-ом году меняется специализация завода, он становится машиностроительным и в его ассортимент теперь входят прицепы, авторефрижераторы, автолавки, кузова, а также кузовные детали и изделия специального назначения. Одновременно происходит постепенное расширение используемых площадей. А вот здесь можно заказать кузовной ремонт.

В 1965-ом году при отделе главного конструктора создаётся два собственных конструкторских бюро, которые быстрыми темпами разрабатывают техническую документацию на автомобиль «ЗАЗ – 969». А уже на следующий 1966-ой год предприятием собираются первые пятьдесят малолитражных автомобилей. Так на Волыни родилась новая отрасль народного хозяйства – автомобильная. А 11-го декабря того же года в соответствии с постановлением министра автомобильной промышленности Советского Союза Луцкий машиностроительный завод переименовывается в автомобильный. С этих пор предприятие специализируется исключительно на производстве грузопассажирских мало – и микролитражных автомобилей, а также армейских транспортёров.

В декабре 1971-го года Министерством автомобильной промышленности Советского Союза для «ЛуАЗа» была определена его автомобильная специализация, которая заключалась в создании заводом автомобилей повышенной проходимости для нужд народного хозяйства. Не останавливая конвейера, производства всех ранее выпускавшихся прочих изделий были переданы на другие специализированные предприятия.

В 1975-ом году создаётся автомобильное объединение «Коммунар» с головным предприятием в Запорожье. В это объединение входит также и Луцкий автомобильный завод. К этому времени предприятие производит небольшое количество автомобилей собственной разработки, которые славятся своим высоким качеством. В этом же году организуется серийный выпуск модели «ЛуАЗ – 967М». Продолжаются дальнейшие конструкторские изыскания по созданию новых моделей автомобилей.

ЛуАЗ-967М

В августе 1976-го года в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР на Луцком автомобильном заводе проводится реконструкция, которая позволяет обеспечить заводу выпуск автомобилей в количестве 50 тысяч шт. в год.

В 1979-ом году Луцким автомобильным заводом был освоен выпуск нового автомобиля «ЛуАЗ – 696М», который долгое время оставался единственным полноприводным транспортным средством в Советском Союзе.

100-тысячный автомобиль собственной разработки сходит с конвейера завода в сентябре 1982-го года, а с апреля 1983-го года первые автомобили экспортируются в целый ряд зарубежных стран.

В конце восьмидесятых конструкторами автозавода были предприняты попытки разработать и запустить в производство новые модели автомобилей. Так появились опытные образцы «ЛуАЗ – Прото» и «ЛуАЗ – 1301». Однако ни та, ни другая модель в серийное производство запущены не были.

1990-год для предприятия складывается более чем удачно. В этот год завод запускает в серийное производство новую модель «ЛуАЗ – 1302». Кроме того, собирается рекордное за всю историю предприятия количество машин – 16500 штук.

Спустя два года – в 1992-ом году – предприятие выводится из производственного объединения «Коммунар» и становится самостоятельным под названием ОАО «Луцкий автомобильный завод» (ОАО «ЛуАЗ»).

ЛуАЗ – 1302

В середине девяностых «ЛуАЗ», как и множество других предприятий на территории бывшего СССР, попал в трудное положение. Объёмы производства резко упали, и производство пришлось приостановить. Однако история предприятия на этом не завершилась.

В 2000-ом году, после реорганизации, в Луцке удалось организовать сборку автомобилей «ВАЗ» и «УАЗ». Следующий 2001-й год ознаменовался расширением ассортимента. Собирались «УАЗ – 3160 », «ВАЗ – 23213 («Нива»)», «ВАЗ – 21099», «ВАЗ – 2107», «ВАЗ – 2104». В 2002-ом году добавились различные модели фирм «ИЖ», «Kia», «Isuzu», «Hyundai».

В 2005-ом году Луцкий автозавод включен в состав корпорации «Богдан» В результате этого, автомобильное производство на «ЛуАЗе» переносится в другое место, а на его промышленных площадях развёртывается производство автобусов и троллейбусов различных модификаций.

В 2008-ом году предприятием запускается вторая очередь автобусно-троллейбусного проекта.

Сегодня история предприятия в Луцке продолжается.

Разработка и освоение в производстве

В 1964 году в Запорожье была выпущена опытно-промышленная партия модели ЗАЗ-969 в количестве 50 единиц. Впоследствии по организационным причинам серийное производство автомобиля было передано на механический завод в городе Луцк (ЛуМЗ), с 1959 года занимавшийся выпуском прицепов, рефрижераторов и других специальных автомобилей, а до этого — капитальным ремонтом грузовиков ГАЗ и изготовлением различной сельхозтехники, вроде транспортёров силосных масс.

На Луцком заводе на основе ЗАЗ-969 создали свой вариант, внешне отличавшийся дизайнерским оформлением кузова (другая передняя часть, изменённый рисунок узора выштамповок на боковине). Опытные образцы были собраны в 1965, а в следующем году была выпущена опытная партия.

Массовое производство началось в 1967 году, при этом из-за дефицита агрегатов привода на задний мост первый серийный вариант автомобиля, ЗАЗ-969В (в некоторых источниках также может обозначаться ЛуМЗ-969В), имел привод только на передние колёса — зато в трансмиссии имелся вал отбора мощности для привода навесного и прицепного оборудования (вероятно, не у всех машин, так как у некоторых сохранившихся экземпляров он отсутствует). 887-кубовый двигатель имел обозначение МеМЗ-969 и развивал мощность 30 л. с., от мотора модели МеМЗ-966, устанавливавшегося на «Запорожец» ЗАЗ-965А, он отличался в первую очередь изменённым принципом работы системы охлаждения — на него устанавливался нагнетающий вентилятор вместо вытяжного. Всего было выпущено 7438 автомобилей этой модификации[источник не указан 1264 дня].

В конце того же 1967 года ЛуМЗ был официально переименован в Луцкий автомобильный завод, однако его продукция по-прежнему несла марку ЗАЗ.

В 1971 году были решены проблемы с поставками агрегатов привода заднего моста, и автомобиль был запущен в серию в полноприводном варианте, который обозначался как ЗАЗ-969 (реже ЛуАЗ-969) — без литеры (не путать с опытной партией ЗАЗ-969 1964 года).

В Луцке же был налажен и выпуск другого потомка НАМИ-032, плавающего транспортёра переднего края ТПК / ЛуАЗ-967, работы по которому велись параллельно.

Модернизация

ЛуАЗ-969А

В 1975 году в серию пошёл ЛуАЗ-969А с усовершенствованным двигателем МеМЗ-969А (1,2 л, 40 л. с.). Это был первый луцкий автомобиль, который носил марку ЛуАЗ. От ЗАЗ-969В и ЗАЗ-969 его можно было отличить по наличию окошка в тенте. Было выпущено около 30,5 тысяч автомобилей этой модели.

В 1977 году была выпущена и партия закрытых цельнометаллических фургонов. У Э. Томпсона в его труде о советских автомобилях обозначается как ЛуАЗ-969Ф.

ЛуАЗ-969М

ЛуАЗ-969М «Волынь»

Общие данные
Производитель ЛуАЗ
Годы производства
Дизайн
Тип кузова 3‑дв. фаэтон (2(4)‑мест.)-универсал
Двигатель
МеМЗ-969А
Производитель МеМЗ
Тип карбюраторный
Объём 1198 см3
Максимальная мощность 40 л. с., при 4 100-4 300 об/мин
Конфигурация V4
Цилиндров 4
Клапанов 8
Макс. скорость 120
Диаметр цилиндра 76 мм
Ход поршня 66 мм
Степень сжатия 7,2
Система питания Карбюратор
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Трансмиссия
4-ступенчатая МКПП
Массово-габаритные характеристики
Длина 3385 мм
Ширина 1560 мм
Высота 1770 мм
Клиренс 280 мм (с полной нагрузкой)
Колёсная база 1800 мм
Колея задняя 1320 мм
Колея передняя 1325 мм
Масса 960—1360 кг
Динамические характеристики
Максимальная скорость 85 км/ч
Другая информация
Грузоподъёмность 400 кг
Расход топлива 10 л на 100 км при скорости 60 км/ч
Объём бака 34 л
 Медиафайлы на Викискладе

Эта модель оборудовалась, как и предшественник, 1,2-литровым 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащалась раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили: изменились панели передка, формы лобового стекла. Двери были оборудованы замками, их боковые окна получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья.

Ещё до запуска в серию ЛуАЗ-969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, а в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он (как указывается в ряде источников) вошёл в десятку лучших автомобилей Европы. В 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.

На базе этого автомобиля был создан аэродромный тягач ЛуАЗ-2403.

ЛуАЗ-1302

ЛуАЗ-1302
Общие данные
Производитель ЛуАЗ
Годы производства
Двигатель
МеМЗ-245 — 1091 см³, 53 л. с.. Мощность про 3600 об./мин. — 37,4 л.с.; крутящий момент 8,47 кгс•м при 2220 об/мин;
Трансмиссия
4-ступенчатая МКПП
Массово-габаритные характеристики
Длина 3430 мм
Ширина 1610 мм
Высота 1754 мм
Клиренс 280 мм
Колёсная база 1800 мм
Колея передняя 1360 мм
Масса 1370 кг
Динамические характеристики
Максимальная скорость 100 км/ч
На рынке
Связанные ЛуАЗ-969
Другая информация
Грузоподъёмность 400 кг
Расход топлива 7,7 л на 100 км
 Медиафайлы на Викискладе
Максимальный угол поперечной устойчивости — 40 градусов;
Глубина преодолеваемого брода — 0,5 м;
Колёса:

  • диски — 4,5J/13;
  • шины — 175/80R13.

В 1991 году начался малосерийный выпуск ЛуАЗ-1302 с двигателем МеМЗ-245-201К от «Таврии» (1,1 л, 53 л. с., жидкостного охлаждения).

Внешние отличия от «969М» заключались в появлении толстой дистанционной прокладки между панелью передка и передними крыльями, а также переносе габаритного фонаря из подфарника в фару. Машина имела усиленные лонжероны, новую панель приборов, дополнительную шумовиброизоляцию и более комфортабельные сиденья от «Таврии» (в части выпуска устанавливались старые «жигулёвские» сиденья). Расход топлива и шумность существенно снизились, динамика улучшилась.

9 мая 2002 года завод решил прекратить производство ЛуАЗ-1302 (вместо которого предполагалось освоить выпуск ЛуАЗ-1301М).

Модификации

Семейство «969»

  • ЗАЗ-969В / ЛуАЗ-969В / ЛуМЗ-969В (1966 или 1967—1971 или 1972) — временная версия, передний привод;
  • ЗАЗ-969 / ЛуАЗ-969 (1971—1975) — серийный с колёсной формулой 4х4;
  • ЛуАЗ-969А (1975—1979) — первая модернизация, двигатель МеМЗ-969А;
  • ЛуАЗ-969М (1979—1996) — вторая модернизация, обновлённый кузов;

Семейство «1301»

ЛуАЗ 1301 — проект обновления модельного ряда внедорожников ЛуАЗ, в феврале 2006 года работы по ЛуАЗ-1301 были официально прекращены.

  • ЛуАЗ-1301 (прототип 1984 года) — первый вариант ЛуАЗ-1301, по сути вариант 969М, на который был надет новый кузов, в дальнейшем мотор был заменен на мотор от «Таврии»;
  • ЛуАЗ-1301 — прототип 1988 года, впоследствии модернизирован. Последний вариант 2002 года имел двигатель МеМЗ-2457 1,2 л. мощностью 58 л. с. (также мог быть оснащён двигателями ВАЗ) и пятиступенчатую КПП;
  • ЛуАЗ-1301-08 — машина «скорой помощи» (верхняя часть кузова выполнена из стеклопластика);

Семейство «1302»

Варианты с двигателями жидкостного охлаждения, преимущественно МеМЗ-245. Производство завершено 9 мая 2002 года

  • ЛуАЗ-13021 (прототип) — грузовая модификация ЛуАЗ-969М с удлиненной на 200 мм базой и грузовой платформой. В дальнейшем был изменен тип бортового кузова, а базой для серийной модели стал 1302;
  • ЛуАЗ-13021 — серийный бортовой грузовик грузоподъемностью 400 кг. Некоторые варианты комплектовались КПП от «Москвича-2141» без привода на задний мост;
  • ЛуАЗ-13021-03 — модификация модели 13021 с нормальной жёсткой кабиной и люком в крыше;
  • ЛуАЗ-13021-04 — длиннобазная грузопассажирская модификация модели 1302, создавалась для мобильных ремонтных бригад на обслуживании ЛЭП и трубопроводов. В сдвоенной кабине четыре места, на укороченной грузовой платформе можно перевозить до 250 кг груза;
  • ЛуАЗ-1302-05 «Форос» (1998) — коммерческая модификация ЛуАЗ-1302 с 37-сильным итальянским дизельным двигателем «Lombardini» LDW-1404 и открытым кузовом с дугами безопасности.
  • ЛуАЗ-13021-07 — вариант модели 13021-04 с удлиненным кузовом типа «фургон» со стеклопластиковым верхом и металлическим задним откидным бортом
  • ЛуАЗ-13021-08 — модификация модели 13021-07 для службы Скорой помощи. Верх — из стеклопластика. Для удобного размещения носилок задняя часть кузова удлинена более чем на 600 мм, в связи с чем увеличился задний свес. Кузов имеет четыре двери: одну слева, две справа и заднюю

Прочие

ЛуАЗ-Прото (1988) — альтернативный прототип ЛуАЗ-1301 с современным на тот момент дизайном и пластиковым кузовом, разработанный в Ленинградской лаборатории НАМИ под руководством Г. Хаинова в 1988—1989 годах;

Двигатель — МеМЗ-245 («Таврия»);
Коробка передач — 6-ступенчатая, синхронизированная, две первые передачи — понижающие;

Примечания

  1. ↑ Луцкий автомобильный завод // Украинская Советская Энциклопедия. том 6. Киев, «Украинская Советская энциклопедия», 1981. стр.172
  2. ↑ В. Аркуша. В тени гигантов. // журнал «За рулём», № 8, 1989. стр.3
  3. Луцкий переднеприводный // журнал «За рулём», № 5, 1969. стр.16
  4. Шаги пятилеток 1929 — 1979 // журнал «За рулём», № 4, 1979. стр.1
  5. Годы, факты // журнал «За рулём», № 7, 1977. стр.20
  6. Л. Перель. Малолитражка из Луцка // журнал «За рулём», № 3, 1974. стр.12-13
  7. ↑ Л. Перель. А теперь «969М». Главный конструктор о модернизации луцкого джипа // журнал «За рулём», № 10, 1978. стр.10-11
  8. А. Чижиков. Шина для ЛуАЗа // журнал «За рулём», № 6, 1976. стр.13
  9. Запорожский и Луцкий автозаводы оказались в тяжелейшем положении // журнал «За рулём», № 8, 1994. стр.7
  10. ↑ Орех вишневый возле хаты… Попытка обзора украинского автопрома // журнал «За рулём», № 1, 2003. стр.84-86
  11. Производство легковых автомобилей в России и на Украине // журнал «За рулём», № 7, 1994. стр.17
  12. Леонид Сапожников. Буксует, но движется… // журнал «За рулём», № 3, 1995. стр.25-26
  13. ↑ Леонид Сапожников. Мулы от ЛуАЗа // журнал «За рулём», № 10, 1999. стр.63-64
  14. «Скорая»… для глубинки // журнал «За рулём», № 10, 1998. стр.18
  15. От тайги до… бразильских пляжей // журнал «За рулём», № 8, 1998. стр.42
  16. Алексей Воробьев-Обухов. ЛуАЗ выходит… из депо // журнал «За рулём», № 5, 1998. стр.50-51
  17. И пахарь, и дворник // журнал «За рулём», № 11, 1999. стр.12
  18. ↑ УАЗы Волыни // журнал «За рулём», № 9, 2001. стр.98
  19. ↑ Леонид Сапожников. Что нового в Луцке? // журнал «За рулём», № 10, 2001. стр.90
  20. Коротко // журнал «За рулём», № 9, 2004. стр.16
  21. Что слышно у соседа // журнал «За рулём», № 2, 2004. стр.136-137
  22. Коротко // журнал «За рулём», № 6, 2005. стр.18
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector