Коперниковская революция

Метафорическое использование[править | править код]

Сходство с Коперником имел философ Иммануил Кант, который разработал новую философию, названную трансцендентальным идеализмом. Некоторые более поздние философы назвали его вклад новой «Коперниковской революцией». В теории познания Кант сделал акцент на активность сознания, он поместил человека в центр всего концептуального и эмпирического опыта. Своими трудами он смог преодолеть характерный для XVII и XVIII веков тупик рационализма-эмпиризма. Это был поистине революционный вклад в философию и методологию научного исследования. Состояние философских исследований коперниковской революции подвели Имре Лакатош и его соавтор Эли Захар в статье 1978 года «Почему программа Коперника вытеснила программу Птолемея?».

Увековечение памяти

Памятники

Только в XIX веке Копернику были поставлены памятники в Варшаве, Кракове, Торуне и Регенсбурге, позднее также в Ольштыне, Гданьске и Вроцлаве. На центральной площади польского Торуня стоит памятник Копернику, на котором есть надпись: «Остановивший Солнце — сдвинувший Землю».

В честь Коперника названы

  • Химический элемент № 112 — «коперниций».
  • Малая планета (1322) Коперник (Coppernicus). Здесь необходимо пояснение: двойное p в названии соответствует фамилии отца Коперника (Koppernigk, Копперниг), а также латинской подписи самого Коперника в начале жизни: Coppernicus. В последние годы Коперник сократил подпись до Copernicus.
  • Кратер на Луне.
  • Коперниковский период в лунной истории.
  • Кратер на Марсе.
  • Орбитальная астрономическая обсерватория OAO-3 (1972—1981).
  • Университет в Торуне.
  • .
  • Принцип Коперника.
  • Международный аэропорт города Вроцлава.
  • Первый самолёт Ил-62 Польских авиалиний
  • Улицы в разных городах Польши, а также в Москве, Киеве, Львове, Ровно, Алматы (Казахстан) и других городах разных стран.

Кинофильмы и денежные купюры

В 1972 году появился польско-немецкий историко-биографический кинофильм «Коперник», поставленный к 500-летию со дня рождения учёного. В 2011 был выпущен польский мультфильм «Звезда Коперника» («Gwiazda Kopernika»).

Изображение Коперника было помещено на польскую купюру 1000 злотых (1979 год).

Почтовые марки

Первая почтовая марка с изображением Коперника появилась в Польше и была приурочена к 450-летию учёного (1923). После нацистской оккупации Польши, в 1942 году, администрация образованного на польской территории «Генерал-губернаторства» выпустила марку к 400-летию смерти учёного. После войны марки выпустили Китай (1953), СССР (1955), Франция (1957), Парагвай (1965), а Польша в период 1969—1973 годов выпускала по марке каждый год.

В 1973 году во всемирном масштабе отмечалось 500-летие Коперника, 47 стран выпустили около 200 марок и почтовых блоков (даже Ватикан выпустил четыре марки). Ещё один юбилей наступил в 1993 году (450-летие со дня смерти) 15 стран отметили его выпуском около 50 марок и почтовых блоков.

Влияние

На протяжении более тысячелетия католическая церковь главенствовала не только в религии, но и в политике и науке. Церковь поддерживала популярную теорию геоцентризма[источник не указан 1825 дней], хотя видные богословы, такие как святой Фома Аквинский и святой Альберт Великий были осведомлены о гелиоцентрической теории[источник не указан 1825 дней]. Идеи Коперника, составляющие фундамент гелиоцентрического учения, разрушили до основания принципы церковно-теологического мировоззрения и опровергли церковную картину мироздания, основанную на геоцентрической доктрине Птолемея. Своим творчеством Коперник оказал огромное влияние на всё последующее развитие естественных наук. Естествознание после Коперника развивается всё с большей и большей скоростью, проникая всё дальше в окружающий бесконечный мир.

Метафорическое использование

Сходство с Коперником имел философ Иммануил Кант, который разработал новую философию, названную трансцендентальным идеализмом. Некоторые более поздние философы назвали его вклад новой «Коперниковской революцией». В теории познания Кант сделал акцент на активность сознания, он поместил человека в центр всего концептуального и эмпирического опыта. Своими трудами он смог преодолеть характерный для XVII и XVIII веков тупик рационализма-эмпиризма. Это был поистине революционный вклад в философию и методологию научного исследования. Состояние философских исследований коперниковской революции подвели Имре Лакатош и его соавтор Эли Захар в статье 1978 года «Почему программа Коперника вытеснила программу Птолемея?».

Труды

  • Малый комментарий (Commentariolus), Гейльсберг, 1509.
  • N.C. Meditata XV, 1517.
  • Tractatus de monetis, 1519.
  • Monetae cudendae ratio, 1528.
  • De Revolutionibus Orbium Coelestium — Нюрнберг, 1543.

Полное собрание сочинений Коперника издано Яном Барановским в Варшаве в 1854 году на латинском и польском языках.

Художественное творчество

В 1509 году Коперник опубликовал собственноручный перевод с греческого на латинский 18 писем византийского историка VII века Феофилакта Симокатты. Письма имеют нравоучительный, буколический и любовный характер, в предисловии Коперник особо отметил их нравственную чистоту.

Исторический обзор[править | править код]

В 1543 году Николай Коперник опубликовал свой трактат De Revolutionibus coelestium orbium (Об обращениях небесных сфер), в котором он изложил гелиоцентрическую модель представления Вселенной. Потребовалось около 200 лет для того, чтобы эта модель заменила модель Птолемея.

Николай Коперникправить | править код

В своём труде Об обращениях небесных сфер (1543) Николай Коперник показал, что движение небес может быть объяснено без утверждения, что Земля находится в геометрическом центре системы. Это привело к выводу, что мы можем отказаться от предположения, что мы наблюдаем Вселенную из особого положения. Хотя Коперник инициировал научную революцию, он, конечно, не завершил её. Он продолжал верить в небесные сферы, и помог совсем немного для прямых наблюдений и доказательства того, что его теория ближе к истине, чем система Птолемея.

Тихо Браге и Иоганн Кеплерправить | править код

Датский астроном Тихо Браге, оставаясь в рамках геоцентрической системы, способствовал научной революции, показав, что небесные сферы в лучшем случае являются математической абстракцией, а не физическими объектами, поскольку большая комета 1577 прошла сквозь сферу нескольких планет, и кроме того, сферы Марса и Солнца пересекают друг друга. Браге и его помощники сделали также многочисленные кропотливые замечания, которые позволили Иоганну Кеплеру вывести свои законы движения планет. Пересмотренная гелиоцентрическая система Кеплера дала гораздо более точное описание движения планет, чем система Птолемея.

Джордано Бруноправить | править код

В этот же период многие учёные, вдохновлённые Коперником, такие как Томас Диггес и Джордано Бруно, отстаивали существование бесконечного числа или, по крайней мере, достаточно большого числа вселенных около других звёзд, представляющих собой далёкие от нас солнечные системы. Вопреки мнению Коперника и Кеплера (а также Галилея-агностика), к середине XVII века эта гипотеза стала широко признанной, отчасти благодаря поддержке Рене Декарта.

Исаак Ньютонправить | править код

Коперниковская революция была, возможно, завершена Исааком Ньютоном, чьи Математические начала натуральной философии (1687) дали последовательное физическое объяснение, и показали, что планеты находятся на своих орбитах благодаря привычной нам силе тяжести. Ньютон смог вывести законы Кеплера как хорошее приближение своей теории и получить ещё более точные прогнозы движения с учётом гравитационного взаимодействия между планетами.

Влияние

На протяжении более тысячелетия католическая церковь главенствовала не только в религии, но и в политике и науке. Церковь поддерживала популярную теорию геоцентризма[источник не указан 1825 дней], хотя видные богословы, такие как святой Фома Аквинский и святой Альберт Великий были осведомлены о гелиоцентрической теории[источник не указан 1825 дней]. Идеи Коперника, составляющие фундамент гелиоцентрического учения, разрушили до основания принципы церковно-теологического мировоззрения и опровергли церковную картину мироздания, основанную на геоцентрической доктрине Птолемея. Своим творчеством Коперник оказал огромное влияние на всё последующее развитие естественных наук. Естествознание после Коперника развивается всё с большей и большей скоростью, проникая всё дальше в окружающий бесконечный мир.

Исторический обзор

В 1543 году Николай Коперник опубликовал свой трактат De Revolutionibus coelestium orbium (Об обращениях небесных сфер), в котором он изложил гелиоцентрическую модель представления Вселенной. Потребовалось около 200 лет для того, чтобы эта модель заменила модель Птолемея.

Николай Коперник

В своём труде Об обращениях небесных сфер (1543) Николай Коперник показал, что движение небес может быть объяснено без утверждения, что Земля находится в геометрическом центре системы. Это привело к выводу, что мы можем отказаться от предположения, что мы наблюдаем Вселенную из особого положения. Хотя Коперник инициировал научную революцию, он, конечно, не завершил её. Он продолжал верить в небесные сферы, и помог совсем немного для прямых наблюдений и доказательства того, что его теория ближе к истине, чем система Птолемея.

Тихо Браге

Датский астроном Тихо Браге, оставаясь в рамках геоцентрической системы, способствовал научной революции, показав, что небесные сферы в лучшем случае являются математической абстракцией, а не физическими объектами, поскольку большая комета 1577 прошла сквозь сферу нескольких планет, и кроме того, сферы Марса и Солнца пересекают друг друга. Браге и его помощники сделали также многочисленные кропотливые замечания, которые позволили Иоганну Кеплеру вывести свои законы движения планет. Пересмотренная гелиоцентрическая система Кеплера дала гораздо более точное описание движения планет, чем система Птолемея.

Джордано Бруно

В этот же период многие учёные, вдохновлённые Коперником, такие как Томас Диггес и Джордано Бруно, отстаивали существование бесконечного числа или, по крайней мере, достаточно большого числа вселенных около других звёзд, представляющих собой далёкие от нас солнечные системы. Вопреки мнению Коперника и Кеплера (а также Галилея-агностика), к середине XVII века эта гипотеза стала широко признанной, отчасти благодаря поддержке Рене Декарта.

Исаак Ньютон

Коперниковская революция была, возможно, завершена Исааком Ньютоном, чьи Математические начала натуральной философии (1687) дали последовательное физическое объяснение, и показали, что планеты находятся на своих орбитах благодаря привычной нам силе тяжести. Ньютон смог вывести законы Кеплера как хорошее приближение своей теории и получить ещё более точные прогнозы движения с учетом гравитационного взаимодействия между планетами.

Метафорическое использование

Сходство с Коперником имел философ Иммануил Кант, который разработал новую философию, названную трансцендентальным идеализмом. Некоторые более поздние философы назвали его вклад новой «Коперниковской революцией». В теории познания Кант сделал акцент на активность сознания, он поместил человека в центр всего концептуального и эмпирического опыта. Своими трудами он смог преодолеть характерный для XVII и XVIII веков тупик рационализма-эмпиризма. Это был поистине революционный вклад в философию и методологию научного исследования. Состояние философских исследований коперниковской революции подвели Имре Лакатош и его соавтор Эли Захар в статье 1978 года «Почему программа Коперника вытеснила программу Птолемея?».

История

Впервые о возможном синтезе 112-го элемента заявил А. Маринов в 1971 году. Группа под руководством Маринова облучала вольфрам протонами с энергией 24 ГэВ. Предполагалось, что атомы вольфрама, столкнувшись с высокоэнергетичным протоном, приобретает достаточную энергию для слияния с другим атомом вольфрама. В результате они обнаружили цепочки α-распадов, предположительно исходящие от 112-го элемента. Однако последующие исследования показали, что подобная интерпретация результатов была ошибочной.

Коперниций впервые синтезирован 9 февраля 1996 года в Институте тяжёлых ионов (нем. Gesellschaft für Schwerionenforschung, GSI) в Дармштадте, Германия С. Хоффманном (S. Hofmann), В. Ниновым (V. Ninov), Ф. П. Хессбергером (F. P. Hessberger), П. Армбрустером (P. Armbruster), Х. Фолгером (H. Folger), Г. Мюнценбергом (G. Münzenberg) и другими. Два ядра 277Cn были получены путём реакций ускоренных атомных ядер цинка-70 на мишени из свинца-208 в ускорителе тяжёлых ионов.

Более тяжёлые изотопы коперниция были получены позднее (в и 2004 годах) в Объединённом институте ядерных исследований (Дубна, Россия) в качестве продуктов распада изотопов флеровия.

В 2006 году в том же Объединённом институте ядерных исследований синтез изотопов элемента был подтверждён его химическим идентифицированием по конечному продукту распада. Мишень из плутония-242 облучалась ионами кальция-48. В реакции образовывался изотоп элемента 114 (287Fl) и проникал в камеру со смесью гелия и аргона при атмосферном давлении. После альфа-распада примерно через полсекунды 287Fl превращался в изотоп элемента 112 (283Cn), который газовой струёй переносился в криогенную камеру с золотыми детекторами. На детекторах были зарегистрированы распады ядер элемента 112.

Открытие 112-го элемента было признано в мае 2009 годаМеждународным союзом теоретической и прикладной химии, после этого был начат процесс утверждения его названия.

Исторический обзор

В 1543 году Николай Коперник опубликовал свой трактат De Revolutionibus coelestium orbium (Об обращениях небесных сфер), в котором он изложил гелиоцентрическую модель представления Вселенной. Потребовалось около 200 лет для того, чтобы эта модель заменила модель Птолемея.

Николай Коперник

В своём труде Об обращениях небесных сфер (1543) Николай Коперник показал, что движение небес может быть объяснено без утверждения, что Земля находится в геометрическом центре системы. Это привело к выводу, что мы можем отказаться от предположения, что мы наблюдаем Вселенную из особого положения. Хотя Коперник инициировал научную революцию, он, конечно, не завершил её. Он продолжал верить в небесные сферы, и помог совсем немного для прямых наблюдений и доказательства того, что его теория ближе к истине, чем система Птолемея.

Тихо Браге

Датский астроном Тихо Браге, оставаясь в рамках геоцентрической системы, способствовал научной революции, показав, что небесные сферы в лучшем случае являются математической абстракцией, а не физическими объектами, поскольку большая комета 1577 прошла сквозь сферу нескольких планет, и кроме того, сферы Марса и Солнца пересекают друг друга. Браге и его помощники сделали также многочисленные кропотливые замечания, которые позволили Иоганну Кеплеру вывести свои законы движения планет. Пересмотренная гелиоцентрическая система Кеплера дала гораздо более точное описание движения планет, чем система Птолемея.

Джордано Бруно

В этот же период многие учёные, вдохновлённые Коперником, такие как Томас Диггес и Джордано Бруно, отстаивали существование бесконечного числа или, по крайней мере, достаточно большого числа вселенных около других звёзд, представляющих собой далёкие от нас солнечные системы. Вопреки мнению Коперника и Кеплера (а также Галилея-агностика), к середине XVII века эта гипотеза стала широко признанной, отчасти благодаря поддержке Рене Декарта.

Исаак Ньютон

Коперниковская революция была, возможно, завершена Исааком Ньютоном, чьи Математические начала натуральной философии (1687) дали последовательное физическое объяснение, и показали, что планеты находятся на своих орбитах благодаря привычной нам силе тяжести. Ньютон смог вывести законы Кеплера как хорошее приближение своей теории и получить ещё более точные прогнозы движения с учетом гравитационного взаимодействия между планетами.

Путь к открытию

Фромборский собор и окружающие его постройки обнесены мощной крепостной стеной с башнями. В одной из них Коперник квартировал в первые годы пребывания во Фромборке (сейчас там музей). В 1514 году он купил городской дом неподалеку от собора и оборудовал рядом с ним площадку для астрономических наблюдений. Он располагал так называемой линейкой Птолемея и еще несколькими примитивными угломерными приборами, которые намного уступали оборудованию хороших обсерваторий того времени. Но Копернику этого вполне хватило — его главным инструментом была голова.

Вполне возможно, что Коперник потерял доверие к системе Птолемея еще в Италии. Во всяком случае, он начал обдумывать свою альтернативную модель не позднее 1506 года, находясь в Лидзбарке. Поселившись во Фромборке, он изложил ее основы в небольшой рукописи, которую самолично размножил и разослал в нескольких экземплярах знакомым любителям астрономии. Судя по всему, он не только не озаглавил эту работу, но и не поставил на ней своего имени. Сейчас этот труд называют «Малым комментарием» (Commentariolobus). Его впервые обнаружили примерно в 1880 году в библиотеке Шведской академии наук, затем нашли в Национальной библиотеке в Вене (это были вторичные копии оригинального манускрипта, рука Коперника к ним не прикасалась). Упоминание об этом документе содержится в перечне книг личной библиотеки краковского профессора, у которого Коперник в студенчестве изучал географию. Профессор составил этот каталог 1 мая 1514 года, выделив среди них «рукопись, автор которой утверждает, что Земля движется, а Солнце пребывает в покое». Почти наверняка здесь речь идет о тексте, написанном непосредственно Коперником.

Перечитывая сегодня «Малый комментарий», нельзя не восхититься. В нем нет ни анализа наблюдений, ни геометрических схем, ни тригонометрических формул. Однако концептуальные основы новой модели Космоса изложены абсолютно четко и предельно кратко. Коперник сначала сформулировал свои претензии и к предшественникам Птолемея, и к нему самому. Он не отрицал существования небесных сфер и не пересматривал разработанные в Античности методы представления видимых путей планет на земном небосводе посредством композиции круговых движений. Однако он настаивал, что схема Птолемея столь сложна, что «не представляется достаточно совершенной и не вполне удовлетворяет разум».

«Я часто размышлял, — пишет Коперник, — нельзя ли найти какое-нибудь более рациональное сочетание кругов… при помощи меньшего числа сфер и более удобных сочетаний по сравнению с тем, что было сделано раньше». По его словам, этого вполне можно добиться, «если только согласиться с некоторыми нашими требованиями, которые называют аксиомами». Далее следуют сами аксиомы — их семь. Первые три стоит привести дословно. Первая: не существует одного центра для всех небесных орбит или сфер; вторая: центр Земли не является центром мира, но только центром тяготения и центром лунной орбиты; и третья: все сферы движутся вокруг Солнца, расположенного как бы в середине всего, так что около Солнца находится центр мира.

Далее Коперник развивает эти положения, подчеркивая, что именно орбитальное движение Земли служит причиной «большего числа видимых в небе неравномерностей». Он перечисляет планеты в порядке их удаления от Солнца (ближайшая — Меркурий, самая дальняя — Сатурн) и связывает эти расстояния с временем, за которое каждое небесное тело совершает полный оборот вокруг Солнца. Он отмечает также, что не приводит математических доказательств своей теории, «ибо они предназначены для более обширного сочинения». Оно появилось в печати лишь спустя три десятилетия после рассылки «Малого комментария».

Ссылки[править | править код]

  • Hans Blumenberg; Robert M. Wallace (translator). The genesis of the Copernican world. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1987. — С. 1,772. — ISBN 978-026252144X.
  • Koestler, Arthur (англ.)русск.. The Sleepwalkers: A History of Man’s Changing Vision of the Universe (англ.). — Hutchinson, 1959.
  • Koyré, Alexandre (англ.)русск.. From the Closed World to the Infinite Universe (англ.). — Johns Hopkins University Press (англ.)русск., 1957.
  • Kuhn, Thomas S. (англ.)русск.; Conant, James and Haugeland, John. The road since structure : philosophical essays, 1970-1993, with an autobiographical interview (англ.). — Chicago: University of Chicago Press (англ.)русск., 2000. — ISBN 978-0226457982.

Образование

Николаю было пятнадцать лет, когда он окончил учёбу в школе родного города, дальнейшее образование получал в кафедральной школе Влоцлавска. Именно здесь он начал живо интересоваться астрономией. Этому способствовал преподаватель, у которого была необычная фамилия Водка. Сам по себе учитель придерживался трезвого образа жизни и просил коллег со студентами называть его Абстемиус, что в переводе с латинского языка значило «воздерживающийся». Преподаватель Водка превосходно мастерил солнечные часы. Общаясь с ним, Коперник впервые задумался о том, что Земля по отношению к Солнцу располагается взаимно.

В 1491 году дядюшка Лукаш составил протекцию для своих племянников Николая и Анджея для поступления в Краковский Ягеллонской университет. Это заведение на тот момент славилось своими учебными программами по астрономии, математике и философии. Парни были приняты в университет на факультет искусства. Здесь поощрялся подход к науке с философской стороны. Братья Коперник занимались углублённым изучением математики, теологии, астрономии, медицины и богословия. В учебном заведении присутствовала интеллектуальная атмосфера, что развивало у учащихся критическое мышление.

В Краковском университете молодой Коперник занялся астрономией уже не на уровне праздного интереса, а довольно серьёзно. Он ходил на лекции знаменитых учёных.

В 1494 году Николай окончил университет, но при этом не получил никакого учёного звания. Вместе с братом он хотел отправиться в Италию для продолжения учёбы. Но денег на такую поездку не было, и братья планировали, что материально им поможет дядя Лукаш, который к тому моменту стал епископом Эмерландским. Однако дядя сказал, что у него нет свободных денег. Он предложил племянникам заработать, став в его епархии канониками, а на полученные средства потом отправиться учиться за границу.

Коперник проработал чуть больше двух лет и в 1497 году отправился в Италию. Дядя Лукаш поспособствовал тому, что племяннику предоставили трёхлетний отпуск для обучения, выдали наперёд жалование, а также заочно выбрали в епархию Вармии каноником.

Николай поступил в старейшее учебное заведение Европы – Болонский университет. Он выбрал юридический факультет, где изучал каноническое церковное право. Студентам преподавали древние языки (особенно Николая увлекал греческий язык) и богословие, также он вновь получил возможность заниматься астрономией. Увлекала молодого Коперника и живопись, с той поры до наших дней дошло полотно, которое считается копией его автопортрета. В Болонье Николай познакомился и стал тесно общаться с итальянским учёным Сципион дель Ферро, открытия которого положили начало возрождению европейской математики.

Но решающей в судьбе Коперника стала встреча с профессором астрономии Доменико Марией Новарой де Феррара. Вместе с преподавателем Николай провёл первое в своей жизни астрономическое наблюдение, в результате которого они сделали вывод, что в полнолуние и новолуние расстояние до Луны в квадратуре одинаковое. После этого наблюдения Коперник впервые усомнился в действительности теории Птолемея, согласно которой Земля есть центр Вселенной с вращающимися вокруг неё небесными телами.

Отучившись в Болонском университете три года, Николаю нужно было возвращаться на родину, так как закончился срок предоставленного ему для обучения отпуска. Он снова не получил диплома и звания. Прибыв в 1500 году на место службы в город Фрауенбург, они вместе с братом вновь попросили отсрочить им выход на работу и предоставить отпуск для того, чтобы завершить учёбу.

В 1502 году просьба братьев Коперников была удовлетворена, и они снова отправились в Италию для дальнейшего обучения медицинской науке в Падуанском университете.

В 1503 году в университете Феррары Николай всё-таки сдал экзамены и вышел из учебного заведения доктором канонического права. Дядюшка Лукаш разрешил ему не возвращаться домой, и Николай занялся медицинской практикой в итальянской Падуе.

Название

Учёные GSI предложили для 112-го элемента название Copernicium (Cn) в честь Николая Коперника. 19 февраля 2010 года, в день рождения Коперника, ИЮПАК официально утвердил название элемента. В средствах массовой информации в качестве русского названия элемента используется как название «коперниций», так и «коперникий». Общепризнанного и (или) официально утверждённого русского названия этого элемента на конец февраля 2010 года нет.

Споры развернулись вокруг символа элемента. Первоначально предложенный первооткрывателями символ Cp был признан неподходящим по двум причинам:

  • в органической химии этим символом обозначают радикал циклопентадиенил;
  • в Германии лютеций долгое время называли кассиопий и обозначали его символом Cp.

Ранее для него предлагались названия штрассманий St, венусий Vs, фриший Fs, гейзенбергий Hb, а также лаврентий Lv, виксхаузий Wi, гельмгольций Hh.

Примечания

  1. Коперник Николай // Большая советская энциклопедия:
  2. В документах эта фамилия встречается в написании Watzenrode или Watzelrode.
  3. Davies, Norman. God’s playground. A History of Poland in Two Volumes. — Oxford University Press, 2005. — Vol. II. — P. 20. — ISBN 0199253404.
  4. Miłosz, Czesław. The history of Polish literature. — 2. — University of California Press, 1983. — P. 37. — ISBN 0520044770.
  5. Энгельгардт М. А. Николай Коперник. Глава 3.
  6. , с. 58—60.
  7. , с. 27..
  8. , с. 13, 26.
  9. Энгельгардт М. А. Николай Коперник. Глава 4.
  10. , с. 553..
  11. Энгельгардт М. А. Николай Коперник. Глава 6.
  12. Аристарха Коперник в своём труде не упоминает ни разу — в рукописи это имя присутствовало, но из окончательного варианта было вычеркнуто. Возможно, Коперник посчитал опасным ссылаться на философа «дурной репутации».
  13. , с. 267.
  14. ↑ , с. 79—80.
  15. , с. 77—78.
  16. , с. 81.
  17. , с. 89—90..
  18. Коперник. Галилей. Кеплер. Лаплас и Эйлер. Кетле: Биогр.повествования / Сост., общ. ред. Н.Ф.Болдырева; Послесл. А.Ф.Арендаря. — Челябинск: Урал, 1997. — 456 с. — ISBN 5-88294-071-0.
  19. , с. 184—185..
  20. А. Фантоли, Галилей: в защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви. — М.: МИК, 1999. — С. 161.(неточности перевода скорректированы)
  21. O. Gingerich. The book nobody read. Chasing the Revolutionibus of Nicolaus Copernicus. Penguin books, 2004
  22. Edward Rosen. Глава 10. // Copernicus and His Successors. — Continuum, 1995. — С. 81—97. — ISBN 185285071X, 9781852850715.
  23. , с. 97—98.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector