Полярная станция
Содержание:
Полярные станции в Антарктике
Антарктическая станция «Восток»
Основная статья: Антарктические станции
Первая высадка человека в Антарктиде произошла 24 января 1895 года. В 1898 году была основана первая британская полярная станция (лагерь), состоявшая из двух деревянных домов (англ. hut): жилого и склада. Над станцией был поднят британский флаг. В жилом доме располагался общий стол, печь и койки вдоль стен. В 1904 году основана старейшая из ныне действующих аргентинская станция Оркадас.
В середине XX века в Антарктиде появились советские станции. Простые станции состояли из палаток и представляли собой лагерь. Сложные станции включали в себя жилые или зимовочные комплексы (модули), научно-исследовательские лаборатории, нефтебазы (склад ГСМ) и аэродром. Важную роль в работе станции играл дизельный генератор (электростанция). Некоторые станции снабжались банями. Жилые помещения были оснащены кают-компаниями, кабинетами (для радистов и метеорологов), санчастью, камбузом и спортзалом. Над станцией всегда поднимался флаг. Обилие построек позволяло создавать улицу (улица Ленина на станции Мирный). Руководство станцией осуществлял «начальник станции». Уборку на станции осуществляет дежурный. Рядовые жители станции имеют статус «полярников». Нежилые станции считаются законсервированными.
Научный эксперимент
«Снежинка» будет построена в нескольких сотнях метров от этностойбища «Земля надежды». Станция будет питать энергией этот небольшой посёлок, где проживает несколько десятков ненецких семей. Её открытие, как ожидается, будет способствовать притоку туристов и в целом улучшит условия жизни коренного населения.
Площадь «Снежинки» составит около 2 тыс. кв. м. Планируется возвести два жилых и два лабораторных модуля в форме куполов. Станция будет надёжно защищена от суровых морозов и порывистых ветров. Основной слой теплозащиты зданий будет толщиной 300 мм.
- Проект жилого номера станции «Снежинка»
На объекте круглый год смогут жить более 30 человек. Станция будет оборудована одноместными номерами, библиотекой, спортзалом, смотровой площадкой и небольшой теплицей, приспособленной для выращивания различных сельхозкультур. До станции из аэропорта Салехарда можно будет добраться на электрических снегоходах и вездеходах ТРЭКОЛ. В зависимости от погоды дорога займёт 6—8 часов.
В МФТИ рассчитывают, что «Снежинка» станет одним из центров международного научного сотрудничества. На базе станции будут тестироваться технологические решения в области строительства, искусственного интеллекта, телекоммуникации, медицины, сельского хозяйства, робототехники, «интернета вещей», «умного дома», 3D-печати. Исследования и научные опыты позволят улучшить системы жизнеобеспечения в Заполярье, полагают в МФТИ.
Главная особенность «Снежинки» заключается в использовании водорода и возобновляемых источников энергии (ВИЭ). На территории станции будут установлены ветряки, солнечные панели и три купола для производства водорода посредством электролиза.
Юрий Васильев считает водород наиболее перспективным энергоресурсом для небольших арктических населённых пунктов, которые зачастую находятся в транспортной изоляции и не подключены к централизованной системе энергоснабжения.
Также по теме
Российские учёные открыли новую арктическую исследовательскую станцию
Учёные Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) совместно с коллегами из Научного центра изучения Арктики…
В Заполярье на протяжении последних десятилетий для обогрева и производства электроэнергии используются дизель-генераторы. Данная практика требует постоянного завоза топлива, что не всегда возможно из-за погодных условий. К тому же сжигание дизеля наносит ущерб атмосфере.
Водород на «Снежинке» будет производиться из воды. Совокупная генерация водородных батареек, как подсчитали в МФТИ, составит до 350 кВт. Водород будет использоваться главным образом в холодное время года, а с апреля по сентябрь станция сможет работать преимущественно на энергии ветра и солнца.
Отвечая на вопрос корреспондента RT, Юрий Васильев заявил, что стоимость основного этапа работ по «Снежинке» с учётом расходов на проектирование и продвижение проекта оценивается в €10—12 млн. Учёный не уточнил источники финансирования, но дал понять, что МФТИ рассчитывает на приток частных, в том числе иностранных инвестиций.
Замглавы ЯНАО Александр Мажаров отметил, что строительство «Снежинки» — это прежде всего научный эксперимент, который вряд ли окупится. Однако его реализация позволит протестировать экологически чистые технологии, которые будут востребованы в России в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Советский период
В 1920-1930-х годах в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции; с 1925 года — Институт по изучению Севера, с 1958 года — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). Перед ней была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике. 15 апреля 1926 года было принято постановление президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса.
В 1931 году было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на Русском Севере — Чибьюское (Северный край, ныне — Республика Коми). Добыча на нем началась в 1939 года.
В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства в 1932 году стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода «Сибиряков», который прошел СМП за одну навигацию (65 дней).
В 1937 году советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов впервые совершили перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция «Северный полюс». Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 года (программа действовала также в 2003-2015 годах).
В 1930-1940-е годы в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики, в том числе с использованием труда политзаключенных. В этот период были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 году для активизации в регионе геологоразведочных работ в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им. академика И. С. Грамберга). В 1960-1970-е годы были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и другие. В 1980-х годах нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и другие.
В 1962 году советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, достигнув Северного полюса и всплыв на поверхность (первыми аналогичную акцию в 1959 году осуществил военно-морской флот США). В 1977 году советский атомный ледокол «Арктика» стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.
Лед
Ко льду сейчас привлечено самое пристальное внимание, ведь он — наглядный индикатор происходящих в Арктике процессов
Поэтому его изучение чрезвычайно важно. В первую очередь это оценка массового баланса льда
Летом он тает, зимой нарастает, поэтому регулярные измерения его толщины по мерным рейкам на выделенном полигоне дают возможность оценивать скорость таяния или нарастания льдины, и эти данные затем можно использовать для уточнения различных моделей образования многолетнего льда. «На СП-36 полигон занимал площадку 80х100 м, и с октября по май на нем наросло 8400 т льда, — говорит Владимир Чурун. — Можете себе представить, сколько льда наросло на всю льдину размером 5х6 км!»
В первую очередь это оценка массового баланса льда. Летом он тает, зимой нарастает, поэтому регулярные измерения его толщины по мерным рейкам на выделенном полигоне дают возможность оценивать скорость таяния или нарастания льдины, и эти данные затем можно использовать для уточнения различных моделей образования многолетнего льда. «На СП-36 полигон занимал площадку 80х100 м, и с октября по май на нем наросло 8400 т льда, — говорит Владимир Чурун. — Можете себе представить, сколько льда наросло на всю льдину размером 5х6 км!»
«Мы также взяли несколько кернов молодого и старого льда, которые будут исследовать в ААНИИ, — химический состав, механические свойства, морфология, — рассказывает ледоисследователь СП-36 Никита Кузнецов. — Эта информация может быть использована при уточнении различных климатических моделей, а также, например, в инженерных целях, в том числе и для строительства ледоколов».
XVII-XVIII века
В 1648 году казачий атаман Семен Дежнев предпринял плавание вдоль берегов Чукотки. Он открыл пролив между Азией и Америкой, составил чертеж рек Анадырь и Анюй. В 1686-1688 годах торговая экспедиция Ивана Толстоухова обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 году землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков положили начало исследованию Новосибирских островов. В 1728 году, в ходе Первой Камчатской экспедиции (1728-1729), организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску. В 1733-1743 годах российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и других. Ее участники во время морских и пеших походов нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей. Ими были описаны полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1741-1742 годах Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843 году была названа в его честь мысом Челюскина. В 1746 году по материалам Великой Северной экспедиции была составлена «Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона». В 1765 году по плану, разработанному русским ученым Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды, близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.
В 1799 году была основана торгово-промышленная Российско-Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.
Арктические полярные станции России на карте
Работающая станция |
Закрытая станция |
Станция работает, как туристический объект |
Станция переведена в автоматическую метеорологическую станцию (АМС) |
Действующие арктические полярные станции России |
---|
ББС имени Н. А. Перцова Лена-Норденшельд Остров Самойловский Станция им. Хабарова Малые Кармакулы Обсерватория имени Эрнста Кренкеля Виллем Баренц Валькаркай Марре-Сале Гидрометеостанция Диксона Станция им. М.В. Попова Енисейская экологическая станция «Мирное» Остров Врангеля Остров Котельный Острова Известий ЦИК Остров Визе Остров Голомянный Мыс Баранова Северо-Восточная Научная Станция Обсерватория Тикси ГМО имени Е.К. Федорова Хатанга АМСГ Хатанга АЭ Мыс Стерлегова Сопочная Карга Колба Мыс Картеш МБС Дальние Зеленцы Белый Нос Станция им. Е.К Федорова Список арктических полярных станций, Северный Ледовитый океан |
Закрытые арктические полярные станции России |
---|
Бухта Тихая Мыс Желания Столбовой Остров Большой Бегичев Остров Вайгач Югорский Шар Бухта Провидения Маточкин Шар Залив Благополучия Земля Бунге Купол Вавилова Остров Виктория Остров Жохова Остров Колючин Остров Рудольфа Залив Лаврентия Лескино Остров Преображения Остров Русский Остров Самуила Остров Тыртов Остров Уединения Остров Ушакова Острова Гейберга Терпяй Тумса Русская Гавань Бухта Солнечная Остров Вилькицкого Мурманская биологическая станция Соловецкая биологическая станция Остров Исаченко Мыс Столбовой Список арктических полярных станций, Северный Ледовитый океан |
Общая карта
Антарктические полярные станции стран мира: | |
постоянные станции | |
сезонные станции |
1
2
3
Беллинсгаузен
Восток
Ленинградская
Мирный
Молодёжная
Новолазаревская
Прогресс
Русская
Ак. Вернадский
Амундсен-Скотт
Мак-Мердо
Палмер
Куньлунь
Свеа
Халли
Ротера
САНАЭ IV
Чан Бо Го
Тролль
Скотт-Бейс
Купол Фудзи
Сёва
Конкордия
Зучелли (Терра Нова)
Майтри
Ноймайер
Дюмон-д’Юрвиль
6
Чжуншань
Бхарати
Лоу-Раковицэ
Принцессы<br/> Елизаветы
Дейвис
Кейси
Моусон
Бельграно II
5
4
о. Лори
Оркадас
Сан-Мартин
о. Петра I
о-ва Баллени
о. Скотта
о. Дригальского
Юж. Шетландские о-ва
Атлантический океан
Индийский океан
Индийский океан
Тихий океан
Тихий океан
Тихий океан
Антарктические полярные станции стран мира
- Примечания
-
1. На острове Ливингстон (Смоленск) находится полярная станция
Охридски;
-
2. На острове Кинг-Джордж (Ватерлоо) находятся следующие постоянные полярные станции:
Беллинсгаузен;
Хубани;
Команданте Феррас;
Чанчэн;
Мачу Пикчу;
Арцтовски;
Артигас;
Фрей;
Эскудеро;
Кинг Седжон;
-
3. На острове Гринвич (Березина) (между о. Ливингстон и о. Кинг-Джордж) находится полярная станция
Прат;
-
4. На острове Симор (Марамбио) находится полярная станция
Марамбио;
-
5. На крайнем севере Антарктического полуострова находится полярная станция
Эсперанса;
-
6. На севере Антарктического полуострова находится полярная станция
О’Хиггинс (к западу от станции Эсперанса).
Полярные станции на архипелаге Южные Шетландские острова: | |
постоянные |
Беллинсгаузен
Охридски
5
Феррас
6
Мачу Пикчу
4
1
2
3
Прат
Эсперанса
7
О’Хиггинс
о. Мордвинова (Элефант)
о. Корнуэллс (Михайлов)
о. Шишкова (Кларенс)
о. Ливингстон (Смоленск)
о. Гринвич (Березина)
о. Роберт (Полоцк)
о. Нельсон
о.Кинг-Джордж (Ватерлоо)
Антарктические полярные станции стран мира на архипелаге Южные Шетландские острова
- Примечания
-
1.
Артигас
-
2.
Фрей
-
3.
Кинг Седжонг
-
4.
Арцтовски
-
5.
Хубани
-
6.
Чанчэн
-
7.
Эскудеро
Список арктических полярных станций (остальной мир)[править | править код]
Названиестанции | Месторасположение | Координаты | Страна | ГодОткрытия | ГодЗакрытия |
---|---|---|---|---|---|
Сельское поселение Абиску в шведском лене Норрботтен | Швеция | 1903 | Работает | ||
Ню-Олесунн, Шпицберген | Италия | 1997 | Работает | ||
Остров Диско у западного побережья острова Гренландия в Море Баффина | Гренландия | 1906 | Работает | ||
Айсмитте (нем. Eismitte) | Центральная часть Гренландского ледяного щита | Германия | 1930 | 1931 | |
Земля Пири на крайнем севере Гренландии | Гренландия | 1947 | НД | ||
Верхний лагерь (англ. Summit Camp) | Центральная часть Гренландского ледяного щита | США | 1989 | Работает | |
Алерт, Нунавут | Канада | 1986 | Работает | ||
Данеборг | Южное побережье Земли Уолластона, у входа в пролив Юнга, на берегу Гренландского моря | Гренландия | 1944 | НД | |
Данмарксхавн | На восточном берегу Северо-Восточного Гренландского национального парка | Гренландия | 1906 | Работает | |
Полуостров Волластон Форленд, Гренландский национальный парк | Гренландия | 1997 | Работает | ||
Рядом с вершиной горы Зеппелин, на полуострове Брогегальвойя, Шпицберген | Норвегия | 1990 | Работает | ||
Лагерь NEEM (англ. NEEM Camp) | Северная часть Гренландского ледяного щита | Гренландия | 2008 | 2015 | |
Остров Аксель-Хейберг, Нунавут | Канада | 1959 | Работает | ||
Местерсвиг (англ. Mestersvig) | Земля Скорсби, в Северо-Восточном Гренландском национальном парке | Гренландия | 1956 | Работает | |
Норд (англ. Nord) | Полуостров Принцессы Ингеборг | Гренландия | 1952 | Работает | |
Нортайс (англ. North Ice) | Северная часть Гренландского ледяного щита | Гренландия | 1952 | 1954 | |
Ню-Олесунн (норв. Ny-Ålesund) | Конгс-фьорд, Шпицберген | Норвегия | 1967 | Работает | |
Остров Аннёйа, архипелага Вестеролен, фюльке Нурланн | Норвегия | 1994 | Работает | ||
Ледник Веренскиольда, к северу от залива Хорнсунн, Шпицберген | Польша | 1971 | Работает | ||
Берег бухты Петунья, северо-западнее посёлка Пирамида, Шпицберген | Польша | 2011 | Работает | ||
Земля Оскара II, в западной части острова Западный Шпицберген, архипелаг Шпицберген | Польша | 1975 | Работает | ||
Остров Аммассалик, коммуна Сермерсоок | Гренландия | 1970 | Работает | ||
(Арктическая станция изучения Марса) | Остров Девон, Нунавут | Канада | 2001 | Работает | |
Хорнсунн (польск. Polska Stacja Polarna, Hornsund) | Гавань Исбьорн, Хорнсуннфьорд, архипелага Шпицберген | Польша | 1957 | Работает | |
Ню-Олесунн, Шпицберген | Индия | 2008 | Работает | ||
Хуанхэ (пиньинь Huánghé Zhàn) | Посёлок Ню-Олесунн, Шпицберген | Китай | 2003 | Работает | |
Юрика (англ. Eureka) | Остров Элсмир, региона Кикиктани в канадской провинции Нунавут | Канада | 1947 | Работает | |
Мыс Барроу, в 14 км от самого северного города США Барроу (Уткиагвик) | США | 1973 | Работает | ||
Canadian High Arctic Research Station | Кеймбридж-Бей, Нунавут | Канада | 2017 | Работает | |
Черчилл, Манитоба | Канада | 1976 | Работает | ||
Igloolik Research Centre | Посёлок Иглулик на острове Иглулик, Нунавут | Канада | 1975 | НД | |
Город Икалуит, Баффинова Земля, Нунавут | Канада | 1978 | Работает | ||
Утсйоки, Лапландия | Финляндия | 1958 | Работает | ||
Деревня Кильписъярви, в общине Энонтекиё, провинции Лапландия | Финляндия | 1964 | Работает | ||
Kiruna Observatory | Кируна, в шведской Лапландии, в лене Норрботтен | Швеция | НД | НД | |
На берегу озера Клуэйн, канадской территории Юкон | Канада | 1961 | Работает | ||
Myvatn Research Station | На берегу озера Миватн, на севере острова Исландия | Исландия | 1975 | Работает | |
Resolute Nunavut Station | Деревня Резольют, на острове Корнуоллис территории Нунавут | Канада | 1947 | НД | |
Sodankylä Arctic Research Centre | Соданкюля, в провинции Лапландия | Финляндия | НД | НД | |
Не далеко от авиабазы Туле, на территории коммуны Каасуитсуп | Гренландия | 1995 | Работает | ||
На берегу озера Тулик | США | 1975 | Работает | ||
Tuktoyaktuk Station | На берегу реки Маккензи | Канада | НД | НД | |
На берегу озера Дарлинг | Канада | 1994 | Работает | ||
Остров Уорд-Хант, национальный парк Куттинирпаак, Нунавут | Канада | 1957 | Работает | ||
Город Инувик, Северо-Западные территории Канады | Канада | 1964 | Работает | ||
Вапмагустуи, Квебек | Канада | 1971 | Работает |
Подготовка
13 февраля 1936 года в Кремле на совещании об организации транспортных полётов Шмидт изложил разработанный план воздушной экспедиции на Северный полюс и основании станции в его районе. Сталин и Ворошилов на основании плана приняли правительственное постановление, поручавшее Главному Управлению Северного морского пути (Главсевморпуть) организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование научной станции и зимовщиков. Руководство возложили на Шмидта.
Руководитель и пилоты самолётов экспедиции Северный Полюс 1 (слева направо): И. Т. Спирин, М. И. Шевелев, М. С. Бабушкин, О. Ю. Шмидт, М. В. Водопьянов, А. Д. Алексеев, В. С. Молоков
Выгрузка грузов на месте дрейфующей станции
Для выбора места (аэродрома) создания промежуточной базы для штурма полюса на о. Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) весной 1936 года в разведку отправились лётчики Водопьянов и Махоткин. В августе туда направился ледокольный пароход «Русанов» (начальник экспедиции И. Д. Папанин) с грузом для строительства новой полярной станции и оборудования аэродрома. На станции о. Рудольфа осталось 24 человека, Папанин вернулся в Москву.
Палатку для жилого лагеря строил московский завод «Каучук». Её каркас сделан из легко разбирающихся алюминиевых труб; стены — брезентовые, между ними проложено два слоя гагажьего пуха, пол — резиновый, надувной. К палатке пристроен тамбур.
Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции — мощную на 80 ватт и 20-ваттную аварийную. Основным источником питания служили 2 комплекта щелочных аккумуляторов, заряжающихся от небольшого ветряка или от динамо лёгкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Все оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано при личном наблюдении Кренкеля, и при непосредственном руководстве радиотехника Николая Николаевича Стромилова. Вес всего радиооборудования укладывался в полтонны.
По специальным чертежам судостроительный завод им. Каракозова (Ленинград) построил специальные нарты из ясеня, они весили 20 кг. Институт Инженеров общественного питания приготовил для зимовщиков запасы продуктов питания на полтора года, весом около 5 тонн.
Зимовщики не брали с собой врача, его обязанности были возложены на Ширшова.
13 февраля 1937 года на заседании в Кремле (Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе, Микоян, Ежов) Шмидт отчитывается о проделанной работе и о подборе участников экспедиции. Правительство дало согласие на участие в экспедиции самого Шмидта.
Эскадра воздушной экспедиции состояла из 4 четырёхмоторных самолётов АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика» и двухмоторного разведчика Р-6 (АНТ-7).
Зам. Шмидта — начальник полярной авиации (зам. нач. Главсевморпути) Марк Иванович Шевелёв. Командир лётного отряда — Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов, флагштурман экспедиции — Герой Советского Союза комбриг Иван Тимофеевич Спирин.
Флагманский самолёт вёл Водопьянов (второй пилот — М. С. Бабушкин). Вторым самолётом управлял Герой Советского Союза комбриг Василий Сергеевич Молоков. Третьим — Анатолий Дмитриевич Алексеев. Четвёртым — Илья Павлович Мазурук. Самолётом-разведчиком — Павел Георгевич Головин. На этапе разведки экспедиции помогал самолёт Р-5 полярной авиации, им управлял лётчик Л. Г. Крузе.
Синоптик экспедиции — Борис Львович Дзердзеевский. Специальный корреспондент «Известий» Э. Виленский (шеф-повар экипажа Алексеева). Кинооператор экспедиции — Марк Трояновский
Снег
Программа специальных метеорологических исследований включала несколько разделов. Исследовалась структура снежно-ледяного покрова, его теплофизические и радиационные свойства — то есть то, как он отражает и поглощает солнечную радиацию. «Дело в том, что у снега высокая отражающая способность, и по этой характеристике, например на спутниковых снимках, он очень напоминает облачный слой, — поясняет метеоролог Сергей Шутилин. — Особенно зимой, когда температура и там и там составляет несколько десятков градусов ниже нуля. Я изучал теплофизические свойства снега в зависимости от температуры, ветра, облачности и солнечной радиации». Измерялось также и проникновение солнечной радиации (разумеется, во время полярного дня) сквозь снег и лед на различные глубины (в том числе и в воду). Изучались также морфология снега и его теплофизические свойства — температура на различных глубинах, плотность, пористость, фракционный состав кристаллов в различных слоях. Эти данные совместно с радиационными характеристиками помогут уточнить описание снежно-ледяного покрова в моделях различного уровня — как в глобальных климатических, так и в региональных.
Слева: метеоданные снимаются с метеостанции дистанционно, но посидеть в тепле метеорологам удается редко — мачта часто обмерзает, анемометры перестают вращаться и их приходится очищать от изморози. Справа: толщина льда измеряется с помощью мерных реек, которые опускаются в лунки, высверленные мотобуром, на специальном ледовом полигоне.
Во время полярного дня проводили измерения доходящего до поверхности Земли ультрафиолета, а в полярную ночь с помощью газоанализаторов изучали концентрации углекислого газа, приземного озона и метана, выбросы которого в Арктике связаны, по‑видимому, с геологическими процессами. С помощью специального газоанализатора удалось также получить, по словам Сергея Шутилина, уникальные данные о потоках углекислого газа и водяного пара через поверхность снега и льда: «Ранее существовала модель, согласно которой талые воды с побережья попадали в океан, океан покрывался льдом, и под ним шли анаэробные процессы. А после того, как поверхность освобождалась от льда, в атмосферу шел поток углекислого газа. Мы обнаружили, что поток идет в обратную сторону: когда льда нет, то в океан, а когда есть — в атмосферу! Впрочем, это может зависеть и от района — например, измерения на СП-35, которая дрейфовала ближе к югу и к шельфовым морям в восточном полушарии, согласуются с приведенной гипотезой. Так что нужны дополнительные исследования».
Трещина, прошедшая по льдине, к счастью, обошла лагерь станции стороной. Такие трещины — одна из самых серьезных опасностей для людей на дрейфующей станции.
Советские и российские дрейфующие станции
Название экспедиции | Начальник экспедиции | Даты дрейфа | Координаты дрейфа | Расстояние (км) | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Начало | Конец | Старт | Финиш | |||
Северный полюс-1 | И. Д. Папанин | 21 мая | 19 февраля | 2,850 | ||
Северный полюс-2 | М. М. Сомов | 2 апреля | 11 апреля | 2,600 | ||
Северный полюс-3 | А. Ф. Трёшников | 4 апреля | 20 апреля | 1,865 | ||
Северный полюс-4 | Е. И. Толстиков | 8 апреля | 19 апреля | 6,970 | ||
Северный полюс-5 | Н. А. Волков | 21 апреля | 8 октября | 3,630 | ||
Северный полюс-6 | К. А. Сычёв | 19 апреля | 14 сентября | 8,650 | ||
Северный полюс-7 | В. А. Ведерников | 23 апреля | 11 апреля | 3,520 | ||
Северный полюс-8 | В. М. Рогачёв | 27 апреля | 19 марта | 6,090 | ||
Северный полюс-9 | В. А. Шамонтыев | 26 апреля | 28 марта | 2,660 | ||
Северный полюс-10 | Н.А.Корнилов | 17 октября | 29 апреля | 3,960 | ||
Северный полюс-11 | Н. Н. Брязгин | 16 апреля | 2 апреля | 2,400 | ||
Северный полюс-12 | Л. Н. Беляков | 30 апреля | 25 апреля | 1,595 | ||
Северный полюс-13 | А. Я. Бузуев | 22 апреля | 20 апреля | 3,545 | ||
Северный полюс-14 | Ю. Б. Константинов | 1 мая | 12 февраля | 1,040 | ||
Северный полюс-15 | В. В. Панов | 15 апреля | 25 марта | 2,330 | ||
Северный полюс-16 | Ю. Б. Константинов | 10 апреля | 22 марта | 5,850 | ||
Северный полюс-17 | Н. И. Блинов | 18 апреля | 16 октября | 1,750 | ||
Северный полюс-18 | Н. Н. Овчинников | 9 октября | 24 октября | 5,240 | ||
Северный полюс-19 | А. Н. Чилингаров | 7 ноября | 16 апреля | 6,705 | ||
Северный полюс-20 | Ю. П. Тихонов | 22 апреля | 17 мая | 3,780 | ||
Северный полюс-21 | Г. И. Кизин | 30 апреля | 17 мая | 3,605 | ||
Северный полюс-22 | В. Г. Мороз | 13 сентября | 8 апреля | 17,069 | ||
Северный полюс-23 | В. М. Пигузов | 5 декабря | 1 ноября | 5,786 | ||
Северный полюс-24 | И. К. Попов | 23 июня | 19 ноября | 5,652 | ||
Северный полюс-25 | В. С. Сидоров | 16 мая | 20 апреля | 5,754 | ||
Северный полюс-26 | В. С. Сидоров | 21 мая | 9 апреля | 5,380 | ||
Северный полюс-27 | Ю. П. Тихонов | 2 июня | 20 мая | 5,655 | ||
Северный полюс-28 | А. Ф. Чернышёв | 21 мая | 23 января | 7,634 | ||
Северный полюс-29 | В. В. Лукин | 10 июня | 19 августа | 2,686 | ||
Северный полюс-30 | В. М. Пигузов | 9 октября | 4 апреля | 7,675 | ||
Северный полюс-31 | В. С. Сидоров | 22 октября | 25 июля | 5,475 | ||
Северный полюс-32 | В. С. Кошелев | 25 апреля | 6 марта | 2,418 | ||
Северный полюс-33 | А. А. Висневский | 9 сентября | 5 октября | 3,156 | ||
Северный полюс-34 | Т. В. Петровский | 19 сентября | 25 мая | 2,032 | ||
Северный полюс-35 | А. А. Висневский | 21 сентября | 22 июля | 2,422 | ||
Северный полюс-36 | Ю. И. Катраев | 7 сентября | 30 августа | 2,905 | ||
Северный полюс-37 | С. Б. Лесенков | 7 сентября | 5 июня | 2,076 | ||
Северный полюс-38 | Т. В. Петровский | 15 октября | 20 сентября | 3,024 | ||
Северный полюс-39 | А. Ю. Ипатов | 2 октября | 15 сентября | 1,885 | ||
Северный полюс-40 | Н. И. Фомичев | 1 октября | 8 июня |
1,736 |
||
Северный полюс-2015 | Д. А. Мамадалиев | 18 апреля | 9 августа |
736 |
Термины
Полярная станция
Понятие «Полярная станция» в Росгидромете отсутствует.
Согласно Наставлению гидрометеорологическим станциям и постам (выпуска 1987 года) сети наблюдений делятся на:
- Метеорологическую (станции М-1, 2, 3 разрядов)
- Аэрологическую (АЭ)
- Гидрологическую (Г-1, 2)
- Морскую гидрометеорологическую (береговую — МГ-1, 2; судовую — СГ-1, 2, 3 и на платформах МГС — 1, 2)
Выделяют также:
- Объединенные станции (ОГМС)
- Авиаметеорологические (АМСГ-1, 2, 3, 4)
- Cпециализированные (агрометеорологические, болотные, геофизические и пр.)
Термин «Полярная станция» остался со времен Главного управления Северного морского пути и прижился.
Труднодоступная станция
Понятие «труднодоступные станции» регламентируется другим документом — Положением «О труднодоступной гидрометеорологической станции» от 22.01.1982 года
Оно определяется так:
- 1. Труднодоступными станциями являются гидрометеорологические станции, расположенные в сложных физико-географических и суровых климатических условиях полярной, таежной, высокогорной, пустынной зоны страны, либо на необжитом острове (полуострове), вдали от крупных населенных пунктов (с сетью торговых, медицинских, школьных учреждений), с которыми отсутствует регулярная транспортная связь.
- 2. Труднодоступные гидрометеорологические станции являются наблюдательными подразделениями УГМС, входят в систему Госкомгидромета (Росгидромета ныне) и имеют главной задачей производство гидрометеорологических (геофизических) наблюдений и измерений уровня загрязнения воздуха, почвы и вод с целью обеспечения государственного контроля за состоянием природной среды.
- 3. Список труднодоступных станций утверждается Госкомгидрометом (читай Росгидрометом) и объявляется приказом начальника УГМС.
Большинство станций в Заполярье относятся к труднодоступным.