Новая лунная афера: зачем нужна американская окололунная станция

Давление нарастает

NASA настаивает на концепции Gateway с чувством неотложности. На этой неделе лидеры агентства подтвердили, что планируют запустить первый элемент форпоста в 2022 году, который будет обеспечивать энергию и тягу. Следующий запуск принесет два компонента: упакованный ESPRIT, модуль международного партнера с научным шлюзом, хранилищем топлива и дозаправщиком, дополнительными возможностями связи и внешними средствами для размещения ценного груза; а вместе с тем модуль утилизации, который будет включать небольшой стыковочный порт, внешние роботизированные интерфейсы и расходники.

Человек в космосе может сделать многое.

Эти компоненты в сочетании с возможностями жизнеобеспечения «Ориона» смогут поддерживать экипаж в течение 15 дней на Gateway. И эти компоненты можно отправить уже в 2023 году, хотя NASA, похоже, вряд ли подготовит ракету к этому времени.

Такой полет потребует более мощной версии ракеты SLS, оснащенной совершенной новой верхней ступенью, которая позволит достичь гало орбиты «Ориону» и новым компонентам Gateway. Кажется маловероятным, что такой вариант SLS будет готов к 2024 или даже 2025 году.

«Мы очень агрессивно продвигаемся в разработке и развертывании Gateway», говорилось в конце августа на собрании Консультативного совета NASA. «То есть, у нас по графику очень быстрое развитие. Не думаю, что мы должны это менять. Думаю, нам нужно ставить агрессивные цели и подгонять к ним процессы».

Такого рода заявления говорят о том, что хотя NASA старается укладываться в обозначенные сроки, если что-то пойдет не так, вряд ли они будут выдержаны. А в программах таких размеров что угодно может пойти не так. Кажется маловероятным, что Gateway в своей нынешней конфигурации, с большим жилым модулем и отдельным шлюзом, будет завершен до 2030 года.

Или будет? Расскажите в нашем чате в Телеграме.

Является ли Луна продуктом деятельности инопланетного разума?

Такой вопрос звучит как тема для нового телесериала. Или очередного голливудского фильма про космос и все такое. Но на самом деле он являлся основой одной интересной статьи. Ее написали два довольно серьезных советских ученых. Это случилось в июле 1970 года.

Звали этих ученых Михаил Васин и Александр Щербаков. Работа была опубликована в нескольких советских периодических изданиях.

О чем же писали исследователи? В статье были перечислены аргументы, которые объясняли многочисленные загадки, окружающие Луну. И, в том числе, была озвучена гипотеза о том, что Луна – продукт чьих-то технологических усилий. В этой работе было озвучено множество вопросов о Луне и ее формировании. Эти вопросы ранее не задавал ни один другой ученый. В том числе и потому, что основные космические эксперты были убеждены, что земляне – единственный разумный вид во Вселенной. Опубликованное исследование подверглось серьезной критике. Но, в конце концов, советские ученые лишь высказали свою точку зрения. И никого не призывали считать ее официальной.

Однако выдвинутая в статье теория была весьма смелой по тем временам. Ведь в ней говорилось о том, что Луна не является естественным спутником нашей планеты. А на самом деле это планетоид. Его создали много веков назад в дальних уголках Вселенной сверхразвитые разумные существа. Они обладают технологиями, намного превосходящими наши. По мнению исследователей, Луна имеет внутреннюю оболочку. А снаружи она просто покрыта камнями и пылью. Когда постройка Луны была завершена, ее поместили на орбиту вокруг нашей планеты.

Васин и Щербаков утверждали, что есть некие лунные породы, в которых обнаружены интересные металлы. Это латунь, которая является сплавом, следы урана 236 и нептуния 237. Эти элементы НИКОГДА ранее не встречались в природе. Однако на поверхности Луны они есть!

О целесообразности создания лунной орбитальной станции

По мнению ряда специалистов, как в России, так и за рубежом, наиболее целесообразным представляется сначала развернуть на окололунной орбите лунную орбитальную станцию, главным назначением которой со временем стала бы роль пересадочной станции на пути с Земли на лунную базу. Кроме того, это может позволить на более ранних стадиях достичь многоразовости использования транспортных средств на трассе между орбитами Земли и Луны.

Естественно, что на борту лунной орбитальной станции могут проводиться и программы экспериментов по дистанционному зондированию Луны, мониторингу межпланетной среды, в том числе космических лучей солнечного, галактического и внегалактического происхождения, и по определению последствий их длительного воздействия на человека, растения и животных.

В техническом плане создание лунной орбитальной станции возможно на современном уровне развития отечественной космической техники. Однако большой необходимости в лунной орбитальной станции на первых этапах освоения Луны все же нет, и осуществление пилотируемых экспедиций и доставка грузов вполне возможны без ее наличия, что наглядно продемонстрировали экспедиции на Луну по программе «Аполлон». И даже наоборот, необходимость стыковки с этой станцией накладывает дополнительные баллистические ограничения на моменты старта к Луне. Также на первых этапах освоения Луны вряд ли целесообразно применение многоразовых космических аппаратов , так как применение многоразовых транспортных средств до начала промышленного производства ракетного топлива на Луне увеличит массу доставляемых с Земли грузов и усложнит всю транспортную космическую систему в целом.

Создание лунной орбитальной станции потребует значительного объема работ не только по выведению модулей станции на орбиту искусственного спутника Луны, но и по ее эксплуатации . Поэтому создание и эксплуатация орбитальной станции целесообразны только после начала промышленного производства ракетного топлива на Луне и серийного использования многоразовых транспортных средств. В этом случае основным назначением такой станции может оказаться хранение ракетного топлива и дозаправка им транспортных кораблей.

Лунная орбитальная станция

Главы космических агентств договорились о создании международной окололунной посещаемой платформы, которая может стать первым шагом на пути освоения дальнего космоса. Начато обсуждение потенциального облика платформы и требований к её элементам и используемым интерфейсам.

Предложения по будущей программе создания и эксплуатации станции будут представлены главам агентств—партнёров по программе МКС в первой половине 2017 года.

Программа освоения Луны — стратегическая цель российской пилотируемой космонавтики. На 2030-е годы намечена высадка космонавтов на поверхность Луны с последующим основанием лунной базы. Проектированием лунной базы занимаются в РКК Энергия и ЦНИИмаше.

Добраться до шлюза

Не нужно поднимать анналы истории космической политики, чтобы понять, почему NASA сейчас поддерживает развитие лунного шлюза, который будет стоить минимум 10 миллиардов долларов и максимум — намного больше. Но немного истории не повредит.

Вкратце все было так: в 2004 году Джордж Буш захотел отправить людей на Луну и на Марс. Инженеры NASA под руководством администратора Майка Гриффина ответили разработкой большой, дорогостоящей системы для достижения этой цели, которая никогда не финансировалась должным образом. Когда президентом стал Барак Обама, он отменил возвращение людей на Луну, потому что денег не хватило, а реализация плана сильно затянулась. Президент также отменил разработку огромной ракеты и космического аппарата Гриффина. Испугавшись потери рабочих мест и институционального статуса NASA, Конгресс надавил на Обаму. Хотя Луна из планов исчезла, NASA cказали построить большую ракету — сейчас она называется Space Launch System — и продолжить разработку космического аппарата «Орион».

Осталась большая проблема. Что делать с SLS и Orion? Критики запели, что SLS — это «ракета в никуда», потому что NASA она не нужна. Конечно, ракета и аппарат могут летать вокруг Луны, повторить миссию «Аполлона-8» 1968 года, но высадиться на другой мир с гравитацией они не могут.

План освоения Луны.

В конце концов администрация Обамы решила эту проблему, представив новую цель, предложенную сине-ленточной панелью, известной как комиссия «Августина». «К 2025 году мы ожидаем, что новый космический аппарат, предназначенный для длительных поездок, позволит нам осуществить первые в истории пилотируемые миссии за пределы Луны в глубокий космос», говорил Обама в 2010 году. «Впервые в истории мы отправим астронавтов на астероид».

Поначалу идея показалась хорошей. Астероид предложил новый пункт назначение и также решал вопрос с небольшой гравитацией. NASA могло бы отправиться туда, не нуждаясь в дорогостоящих аппаратах для спуска и подъема, которые не могло себе позволить из-за раздутых расходов на SLS и Orion (больше 3 миллиардов долларов в год).

К сожалению, после нескольких лет поиска ученые не смогли найти подходящий астероид, который подошел бы достаточно близко к Земле, чтобы астронавты могли оперативно до него добраться, потому что аппарат «Орион» позволяет команде провести всего 21 день в глубоком космосе. NASA пришло к выводу, что у него ограниченный бюджет и не хватает инструментов для отправки людей к астероиду до 2025 года — да и вообще до какого-либо года.

Таким образом, в середине этого десятилетия умные инженеры агентства разработали план, который будет одновременно и реализуем, и технически соответствовать цели президента посетить астероид до 2025 года. Элегантная на вид миссия была немного с подвохом. В рамках Asteroid Redirect Mission агентство должно отправить роботизированный аппарат из Солнечной системы, чтобы он захватил камешек размером с джип на поверхности астероида и приволок его в окрестности Луны. И в 2025 году его посетили бы астронавты при помощи «Ориона». Было очевидно, что миссия будет отменена, еще до того, как Обама покинул Белый дом.

И вот, три года назад, когда NASA потратило уже почти 20 миллиардов долларов на разработку SLS и Orion, агентству снова понадобилось что-то сделать с этими аппаратами.

Со временем инженеры из Космического центра им. Джонсона, заручившись поддержкой других центров, разработали лунный «Шлюз» (Gateway). Почему бы и нет? NASA уже знает, как проектировать и строит космическую станцию — в конце концов, Международная космическая станция еще работает. Новый форпост можно было бы разместить достаточно далеко от гравитации Луны, чтобы SLS и Orion можно было использовать для построения Gateway, и когда шлюз достроят, NASA гарантирует ежегодные пуски SLS для доставки экипажей туда на 30- и 60-дневные миссии.

Gateway решил политические и технические проблемы NASA. Поэтому, когда миссия на астероид умерла преждевременно, Gateway был дан ход. Этот план обеспечил легион подрядчиков NASA работой, и элементы Gateway можно производить так, что их сможет доставлять только SLS, а не более дешевые и маломощные ракеты.

Зачем NASA база на орбите Луны?

Вот такой сценарий представляют Конгресс, Белый дом и американское общество, размышляя над лунной космической станцией, которую NASA хочет построить в 2020-х годах. «Я представляю ее как космический порт, сухой док для проходящей деятельности», говорит Джейсон Крусан, старший сотрудник NASA из отдела, занимающегося разработкой проекта Gateway.

За последние три года Крусан и другие руководители исследований человеческими силами в NASA весьма неплохо отточили и уточнили план Gateway и, что еще важнее, разработали обоснование для создания аванпоста вблизи Луны. Пока их план работает. Вице-президент США Майк Пенсе одобрил Gateway, также как и новый администратор NASA Джим Бриденстайн.

NASA также завоевало львиную долю авиакосмических подрядчиков и огромных армий их лоббистов, предложив контракты для создания шести разных конструкций жилого модуля Gateway. Более того, представители агентства неоднократно повторяли, что будут приглашать коммерческие компании вроде SpaceX для доставки груза и обслуживания станции. Почти каждый имеет хороший шанс урвать кусочек от работы над Gateway.

Критикам осталось не так много причин для рассмотрения — публичного, во всяком случае. Но они остались и они поднимаю резонные вопросы о лунном «Шлюзе». Роберт Зубрин, аэрокосмический инженер высокого профиля, стал главным антагонистом.

Зубрин и другие утверждают, что Gateway существует не для того, чтобы сгладить путь NASA на Луну или Марс, а для того, чтобы стать целью для дорогущей ракеты космического агентства, Space Launch System, и космического аппарата «Орион». Эти транспортные средства, построенные для NASA крупными аэрокосмическими компаниями с сотнями подрядчиков по всей стране, не могут просто так взять и отправиться на Луну или Марс. В совокупности, они недостаточно мощные. NASA уже десять лет пытается придумать им оправдание. Наконец, все уперлось в концепцию Gateway.

Фантастика

Постоянное обитание человека на другом небесном теле (за пределами Земли) уже давно является постоянной темой в научной фантастике.

Реальность
Замедлившееся развитие космической техники после 1970-х годов не позволяет думать, что колонизация космоса — легко достижимая и во всех случаях оправданная цель. В силу своей близости к Земле (три дня полёта) и достаточно хорошей изученности ландшафта, Луна уже давно рассматривается как кандидат для места создания человеческой колонии. Но хотя советские и американские программы исследования Луны продемонстрировали практическую осуществимость полёта на Луну (будучи при этом очень дорогостоящими проектами), они в то же время охладили энтузиазм создания лунной колонии. Это было вызвано тем, что анализ образцов пыли, доставленных космонавтами, показал очень низкое содержание в ней лёгких элементов[источник не указан 2899 дней], необходимых для поддержания жизнеобеспечения.

Несмотря на это, с развитием средств космонавтики и удешевлением космических полётов, Луна представляется первичным объектом для основания базы. Для учёных лунная база является уникальным местом для проведения научных исследований в области планетологии, астрономии, космологии, космической биологии и других дисциплин. Изучение лунной коры может дать ответы на важнейшие вопросы об образовании и дальнейшей эволюции Солнечной системы, системы Земля — Луна, появлении жизни. Отсутствие атмосферы и более низкая гравитация позволяют строить на лунной поверхности обсерватории, оснащённые оптическими и радиотелескопами, способными получить намного более детальные и чёткие изображения удалённых областей Вселенной, чем это возможно на Земле, а обслуживать и модернизировать такие телескопы гораздо проще, чем орбитальные обсерватории.

Луна обладает и разнообразными полезными ископаемыми, в том числе и ценными для промышленности металлами — железом, алюминием, титаном; кроме этого, в поверхностном слое лунного грунта, реголите, накоплен редкий на Земле изотоп гелий-3, который может использоваться в качестве топлива для перспективных термоядерных реакторов. В настоящее время идут разработки методик промышленного получения металлов, кислорода и гелия-3 из реголита; найдены залежи водяного льда.

Глубокий вакуум и наличие дешёвой солнечной энергии открывают новые горизонты для электроники, металлургии, металлообработки и материаловедения. Фактически условия для обработки металлов и создания микроэлектронных устройств на Земле менее благоприятны из-за большого количества свободного кислорода в атмосфере, ухудшающего качество литья и сварки, делающего невозможным получение сверхчистых сплавов и подложек микросхем в больших объёмах. Также представляет интерес выведение на Луну вредных и опасных производств.

Луна, благодаря своим впечатляющим ландшафтам и экзотичности, также выглядит как весьма вероятный объект для космического туризма, который может привлечь значительное количество средств на её освоение, способствовать популяризации космических путешествий, обеспечивать приток людей для освоения лунной поверхности. Космический туризм будет требовать определённых инфраструктурных решений. Развитие инфраструктуры, в свою очередь, будет способствовать более масштабному проникновению человечества на Луну.

Существуют планы использования лунных баз в военных целях для контроля околоземного космического пространства и обеспечения господства в космосе.

Директор Института космических исследований РАН Лев Зелёный считает, что приполярные области Луны можно использовать для размещения российской или международной научной базы.

За последние 20 лет около одной трети всех американских ракет стартовало на российских двигателях первой ступени

Всего с 1999 до 2019 год на российских двигателях стартовали более ста американских ракет по программам NASA, Пентагона и коммерческим заказам. Причем российским двигателям NASA доверяло такие ответственные запуски, как отправка марсохода Curiosity, межзвездного зонда New Horizons, исследователя Юпитера Juno («Джуно»), добытчика астероидного грунта OSIRIS-REx и другие. Двигатели РД-180 показали высокую надежность: за 103 пуска произошел всего один небольшой сбой, который не привел к аварии. На этих двигателях предполагаются запуски пилотируемых космических кораблей Starliner компании Boeing. Хотя уже несколько лет американские предприятия разрабатывают замену РД-180, но планы отказаться от них продиктованы политическими соображениями — из-за усложнения отношений между Россией и США в 2015 году.

РД-180 — это кислород-керосиновый ракетный двигатель так называемого замкнутого цикла. Его эффективность и мощность обеспечиваются высоким давлением в камере сгорания и более полным использованием топлива в отличие от двигателей открытого цикла. Разница между открытым и закрытым циклом заключается в использовании части топлива, которое сжигается для вращения турбины топливного насоса. Насос закачивает основную массу топливных компонентов в камеру сгорания. В открытом цикле после турбины насоса продукты сгорания топлива выбрасываются в окружающее пространство, а в закрытом — направляются в основную камеру сгорания для полного дожигания. За счет более эффективного использования топлива повышается эффективность двигателя.

Открытый топливный цикл использовался на двигателях F-1, что снижало его удельный импульс и эффективность. Двигатель РД-180 — прямой наследник РД-170 для ракеты «Энергия», который стал самым мощным двигателем на жидком топливе в истории космонавтики.

Причина выбора РД-180 состоит не только в его эффективности и мощности. Когда в 1990-е годы заключался контракт между производителями США и России, был еще ряд факторов:

— передача опыта и технологии: американские компании получали техническую документацию и лицензию на производство на своей территории;низкая стоимость капитальных расходов на развертывание производства и испытаний: производство и испытательные стенды были уже созданы в России за счет государственного бюджета СССР;

— нераспространение ракетных технологий: контракт позволил дать работу опытным российским ракетчикам в их родной стране и сдержать передачу их опыта и технологий в третьи страны;

— политический интерес: сотрудничество Российской Федерации и США в космосе хорошо укладывалось в образ поддержки молодого демократического государства в эпоху перемен.

Чтобы полнее понять эти мотивы, нам потребуется точнее узнать обстоятельства в космонавтике и политике того времени.
С момента зарождения советская и американская космонавтики развивались в атмосфере противостояния, и сегодня многие госчиновники России и США пытаются поддерживать прежний стереотип космической гонки. Хотя существенным фактором сохранения российского космического потенциала в 1990-е годы стали именно интересы США. Начиная с середины 1990-х годов космонавтики США и России развиваются в условиях тесного взаимовыгодного партнерства. Российская космонавтика получает деньги, а американская — технологии, компетенции, расширяет спектр доступных возможностей. Основы этого симбиоза были заложены именно в 1990-е.

Америкой двигал отнюдь не альтруизм, это был вполне конкретный политический, экономический и технологический интерес: Госдепу США требовалось сохранить российские ракетные компетенции в России, чтобы они не ушли в менее дружественные страны вроде Ирана или Северной Кореи. Развивающемуся в те годы американскому космическому бизнесу был нужен дешевый доступ в космос. NASA развивало проект долговременной орбитальной станции Freedom, и в этом процессе обозначились проблемы с малым опытом длительных полетов. Сказывалась долгая концентрация американской пилотируемой космонавтики на кратковременных полетах в программе Space Shuttle. Агентству были нужны советские знания и технологии, которыми в те годы русские охотно делились за весьма умеренную цену из-за тяжелого экономического состояния страны.

Соображение третье, меркантильное…

С другой стороны, что есть такого на Луне, чего у нас нет?

Поверхность земного спутника — это реголит. То есть свалка из обломочного материала и пыли. Космическая мусорка, образованная благодаря нескончаемой метеоритной бомбардировке.

Заглянем глубже, в лунные недра.

Какие важнейшие полезные ископаемые, например, на Земле? Энергетические. Есть ли на Луне нефть? Ухмыляетесь? Может быть, уголь? Ну, а природный газ? Гляжу, ваши улыбки стали шире. Подобных ископаемых, естественно, на безжизненных планетах и планетоидах быть не может.

Конечно, в лунных недрах найдутся металлы. Похоже, что их там немало. Но металлы есть и на Земле. И если учесть, что 1 кг доставки с Луны обходится сегодня примерно в четыре десятка тысяч долларов, то бизнес в этом плане выглядит несколько странновато.

Винсент Ван Гог, «Вечерний пейзаж с восходящей луной», 1889 г.Фото: artchive.ru

Что остается?

Остается гелий-3. Его на Луне побольше, чем на нашей планете. Учитывая, что термоядерные установки начинают выходить из лабораторий и трансформируются постепенно в разряд «действующих моделей», то этот ресурс действительно имеет стратегический интерес.

Знающие люди гелий-3 называют топливом будущего.

Но это вещество слишком редкое на Земле. Один грамм элемента ныне оценивают в тысячу долларов. Давайте-ка посчитаем: 1 кг добытого гелия сколько стоит?.. Правильно! Миллион. Минус сорок тысяч за доставку этого килограмма… Вроде как выгодно, верно?

Но не все так просто. Гелий не валяется на Луне крупными сверкающими самородками. Требуется для начала построить горно-обогатительный заводик, который и будет «просеивать» реголит тоннами в надежде заполучить несколько граммов ценного энергетического ресурса.

Госдепу США требовалось сохранить российские ракетные компетенции в России, чтобы они не ушли в менее дружественные страны вроде Ирана или Северной Кореи

В 1991 году коммерческое подразделение российского космического ведомства «Главкосмос» подписало контракт с Индийским космический агентством (ISRO) на передачу технологии производства кислород-водородной третьей ступени на ракету GSLV, включая всю конструкторскую документацию. В 1992 году контракт был заблокирован по настоянию США, обеспокоенных распространением ракетных технологий в третьи страны. В 1993 году условия контракта изменили на поставки в Индию только конечной продукции — разгонных блоков и криогенного заправочного оборудования за $220 млн. Этот пример показал США, что находящаяся в тяжелом финансовом положении российская космонавтика готова распродавать ракетные технологии направо и налево, лишь бы платили. Тогда политики и чиновники США и поняли, что лучше финансировать русских самим и держать технологии в России.

Благодаря консенсусу в Белом доме, в США стартовало сразу несколько программ поддержки российской космонавтики.

В 1990-е Space Shuttle стали летать на станцию «Мир», за что Россия получила $400 млн, и началось строительство Международной космической станции. Boeing вместе с РКК «Энергия» и украинским «Южмашем» начал строительство плавучего космодрома SeaLaunch для коммерческих пусков ракет «Зенит». Российский производитель ракет «Протон» ГКНПЦ им. М. В. Хруничева открыл американское представительство International Launch Services и начал запускать с Байконура тяжелые геостационарные спутники западных коммерческих компаний.

В 1994 году подмосковное НПО «Энергомаш» заключило соглашение с американским двигателестроительным предприятием Pratt & Whitney для совместного участия в государственном конкурсе Evolved Expendable Launch Vehicle. Для реализации международного двигателестроительного проекта было создано совместное предприятие RD Amross. Новая компания обязалась поставлять российские двигатели компании Lockheed Martin, чтобы та могла создать новые ракеты для американских государственных программ.

Двигатель РД-180

В 2015 году компания Orbital заключила контракт на двигатели РД-181, которые базируются на той же технологии, но имеют одну камеру сгорания. От самостоятельного производства РД-180 Pratt & Whitney отказались по экономическим причинам. Российское НПО «Энергомаш» показало себя надежным партнером, который поставлял двигатели качественно и в срок. Американцам же потребовалось бы с нуля строить производство и испытательные комплексы, для таких мощных двигателей затраты составили бы сотни миллионов долларов. До российско-американского политического обострения 2014 года в этих затратах не было никакого смысла, а после не осталось никакой возможности участия российских специалистов в этой работе. В результате США вложили те же сотни миллионов, но в создание собственных двигателей, способных заменить РД-180: Raptor компании SpaceX, BE-4 компании Blue Origin и AR-1 компании Aerojet Rocketdyne.

Кроме того, с 1990-х годов по той же программе Evolved Expendable Launch Vehicle были созданы средние и тяжелые ракеты серии Delta IV, которые летали на кислород-водородных двигателях RS-68 американского производства.

Сейчас в государственном конкурсе на замену российского двигателя побеждает кислород-метановый BE-4, который можно использовать многократно. Пара двигателей BE-4 должна занять место на первой ступени ракеты Vulcan компании Lockheed Martin. Vulcan заменит Atlas V в 2020-е годы, пока же часть американских ракет продолжит летать на российских двигателях.

Таким образом, РД-180 действительно одни из лучших ракетных двигателей в мире, и их приобретение стало большим выигрышем американской космонавтики. Однако производители США ни в 1973 году (последний запуск ракеты с двигателями F-1), ни в 1998-м (начало эксплуатации RS-68), ни в 2017-м (начало испытаний BE-4) не утратили возможностей разработки и производства собственных ракетных двигателей.

PS: 31 мая частная компания Space X запустила к МКС пилотируемый корабль Crew Dragon c возращаемой первой ступенью, на четыре человека более вместительный и оснащенный американскими двигателями. Тем временем конгресс США выделил финансирование на заказ новых двигателей для NASA, и контракт на поставку РД-180 закрывается. Об этом читайте в The Insider материал Ивана Моисеева «У разбитого батута».

Примечания

  1. Лысенко М.П., Каттерфельд Г.Н., Мелуа А.И. О зональности грунтов на Луне // Изв. Всес.Геогр. Об-ва. — 1981. — Т. 113. — С. 438—441.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 22 февраля 2009.
  3. . РИА Новости (1 февраля 2012). Дата обращения 2 февраля 2012.
  4. Christina Reed (Discovery World). (19 февраля 2011).
  5. 3D News. (4 марта 2007). Дата обращения 26 мая 2007.
  6. . Эксперт (19 ноября 2007).
  7. . PopMech (25 сентября 2009).
  8. . NASA (14 ноября 2009).
  9. . PopMech (20 ноября 2009).
  10. Ж. «Энергия будущего». март’ 2006, с. 56
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения 1 августа 2011.
  12.  (недоступная ссылка). Дата обращения 1 августа 2011.
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения 5 сентября 2012.
  14. . Российская газета. Дата обращения 29 июля 2019.
  15. China.Com.  (недоступная ссылка) (14 февраля 2006). Дата обращения 26 мая 2007.
  16. (8 мая 2014). Дата обращения 8 мая 2014.
  17. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 9 мая 2014.
  18. CNews.Ru. (4 декабря 2006). Дата обращения 26 мая 2007.
  19. CNews.Ru. (24 января 2007). Дата обращения 26 мая 2007.
  20. . ТАСС (15 августа 2019).
  21. . РИА Новости (29 мая 2019).
  22. Популярная Механика. (21 марта 2007). Дата обращения 26 мая 2007.
  23. Констанция Барабкина. . Мойка78. Новости Мойка78 (17 мая 2018). Дата обращения 21 декабря 2018.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector