Ремни безопасности и натяжители ремней безопасности автомобиля

Функция и схема работы

Пиропатрон с преднатяжителем появился тогда, когда в обиход вошли подушки безопасности. Впрочем, в некоторых моделях авто, сходящих с конвейера в последние годы, его по-прежнему нет. Чтобы понять, зачем он нужен, достаточно четко представлять себе, что происходит, если машина делает непредвиденный резкий маневр или попадает в аварию. При аварии она резко тормозит, при рывке — подается вперед или вбок. Вместе с машиной движется и сидящий в кресле человек — это только относительно самого кресла он неподвижен. И когда происходит непредвиденная ситуация, по инерции тело продолжает двигаться в прежнем направлении. Как результат — ушибленный или вообще сломанный позвоночник.

Одновременно подголовник и воздушная подушка окутывают голову и шею, не давая им удариться. Непристегнутому человеку, если машина шла на высокой скорости, эта подушка скорее навредит, чем поможет — ведь лицо сталкивается не с вытолкнувшимся, а с выстреливающим «эйрбэгом»! Риск сломать позвоночник возрастает в несколько раз.

Именно поэтому говорить о безопасности можно только в случае, если в машине есть «эйрбэг», а сидящий зафиксирован ремнем с преднатяжителем.

Конструкция

Конструктивно разные типы пиропатронов различны, но в общем случае имеется гильза с зарядом взрывчатого вещества и электрозапал.

Простейший широко распространённый пиропатрон ПП-З (7-ПП-683, чертёж ЛД34.368.016) конструктивно состоит из латунной облуженной гильзы, изолятора, центрального контакта, двух нитей накала (для надёжности) и заряда бездымного пороха. Внешне он напоминает 15 мм одноконтактный цоколь автомобильной лампы накаливания. Для его крепления используется упорная «юбка» в нижней части, а не байонетное крепление, как на лампах накаливания. Рабочее напряжение срабатывания — 24 вольта.

Более мощный пиротехнический патрон латунный ППЛ (индекс УРАВ ВВС 9-А-433), используемый для дистанционного перезаряжания автоматических пушек (ГШ-23, НР-30, 2А42, 2А72) и работы пиротехнических замков (например, в балочных держателях для сброса авиабомб), конструктивно исполнен в виде холостого патрона 6,18×60R с электровоспламенителем и 3,5 граммами зернёного семиканального пироксилинового пороха 4/7 Цфл (флегматизированного церезином).

Когда ремни безопасности пора менять?

Ремень безопасности необходимо заменить, если:

  • произошло механическое повреждение ремня — стирание, разрез в результате воздействия различных внешних факторов,
  • от старости были механические повреждения ремня — истирание, зацепление, изменение структуры ремня,
  • ремень не разматывается плавно, возникают застревания,
  • ремень не накручивается плавно, возникают застревания,
  • ремень совсем не скручивается, он болтается,
  • ремень не пристегивается (застревает),
  • мы купили подержанную машину после аварии — в ремнях сработали пиротехнические преднатяжители, ремни заблокированы или они не катятся плавно,
  • мы купили подержанную машину после аварии — ремни с механическими натяжителями могут быть повреждены из-за большой нагрузки,
  • наша собственная машина попала в аварию — были запущены пиротехнические преднатяжители,
  • наша собственная машина попала в аварию — механические натяжители были повреждены,
  • наша собственная машина попала в аварию или столкновение — механизм обмотки был поврежден,
  • машине более 15 лет и ремни безопасности еще не заменены.

Большинство производителей ставят дату изготовления на ремни. Обычно она состоит из шести цифр, две из которых означают день, две месяца и две год. В зависимости от производителя ремня цифры могут быть расположены по-разному и довольно необычно, например — месяц / день / год.

Имитация нагрузки при испытаниях системы пожаротушения.

Раз в квартал необходимо испытывать систему пожаротушения, заменяя элементы пуска на имитаторы.

И тут у нас начинаются проблемы.

Во-первых, не все производители оборудования об этом позаботились. Во вторых, об этом не позаботились ни проектировщики ни монтажники.

Если мы подключаем пиропатрон пожаротушения так же, как и остальные устройства — после модуля подключения нагрузки — то у нас никаких проблем. В качестве имитатора пиропатрона мы можем использовать хоть лампочку, хоть светодиод.

Но если мы решим подключить пиропатрон правильно — до модуля подключения нагрузки … тогда что мы будем использовать в качестве имитатора пиропатрона?

Светодиод не прокатит — он нарушит логику контроля целостности цепи и система выдаст аварию. Можно отключить контроль целостности программно, но тогда эксперимент не будет чистым.

Лампочку? Но лампочка имеет разное сопротивление нити накаливания в покое и в зажженном состоянии — об это я уже разбил лоб.

На помощь нам приходит чудное устройство — Имитатор пиропатрона пускового устройства ПУО-2.

Есть два варианта исполнения имитатора.

Имитатор пиропатрона ПУО-2 светодиодный.

Но такой имитатор не всегда принимается логикой контроля целостности цепи пуска — тогда этот контроль необходимо программно отключать на момент испытаний .

Имитатор ПУО-2 универсальный.

Имитатор ПУО-2 универсальный имеет плавкие вставки (предохранители), которые перегорают при наличии пускового импульса, обеспечивающего срабатывание пускового устройства ПУО-2.

Обнаружением пускового импульса является факт перегорания плавкой вставки (предохранителя), который может быть зафиксирован автоматически с помощью прибора управления (при наличии в нем такой опции) или подтвержден при замере сопротивления предохранителя.

Омическое сопротивление имитатора 6,8 Ом.

Однажды, прочитав этикетку С2000-КПБ, выяснил что у Болид тоже существует в теории вот такой имитатор пусковых цепей:

В руководстве по эксплуатации С2000-АСПТ ничего об этом не сказано.

Несколько модулей пожаротушения на один вход.

Соблазнительно подключать несколько модулей пожаротушения на одну линию.

Можно ведь подключать несколько табло «Выход» или оповещателей на одну линию С2000-КПБ с применением МПН:

Дело в том, что ток сработки одного модуля пожаротушения существенно больше, чем всех других устройств.

В момент сработки цепь модуля пожаротушения уходит в КЗ и С2000-КПБ отключает свой выход.

При подключении нескольких модулей пожаротушения в одну линию успеют сработать только первые 1-3 модуля пожаротушения.

В том, что линия управления уходит в КЗ при запуске пожартушения невольно убедились на практике.

Поломки и опасности

Итак, авария осталась позади, все сидящие в салоне живы и относительно невредимы. Но встает вопрос восстановления авто, в частности — что делать с «выстрелившим» преднатяжителем? Иногда бывает и такое — при покупке машины с рук оказывается, что хитрый продавец не сказал будущему хозяину, что была авария и все элементы защиты сработали.

Что делать в таком случае

Ответ на вопрос, что делать, однозначен — идти в салон и восстанавливать. Лучше не пытаться это сделать своими руками. В лучшем случае, любитель не выполнит замену качественно. А с пиропатронами это просто опасно. Есть смысл сделать это самостоятельно только в случае, если у автовладельца есть достаточные навыки для этого и он хорошо разбирается в механизмах авто.

Замена преднатяжителя

Что потребуется

Для тех, кто все же решил это сделать самостоятельно, нужны:

  • набор ключей;
  • ножовка;
  • отвертка;
  • штангенциркуль;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка.

Пошаговые действия

Далее следует цепочка шагов:

  • Машину обесточивают. Сидение сдвигают назад и откручивают болты, посредством которых оно крепилось к полу, затем вперед до упора, после этого можно открутить задние болты.
  • Проводка преднатяжителя размещается именно под сидением. Разъединяют разъем, для чего сначала вытаскивают перпендикулярно защелку. Сиденье вытаскивают через проем передней двери.
  • Снятое сиденье кладут «вверх ногами» и откручивают винт преднатяжителя. Снимают защелку, затем сам преднатяжитель.
  • Отрезают часть трубы (1 см) до поршня и немного после — ближе к основанию. Это необходимо для того, чтобы извлечь забитый поршень и металлические шарики, которыми он зафиксирован.
  • Вытаскивают поршень с тросом, устанавливают его в нужное положение и сваривают места разреза. Швы зачищают, потом детали загрунтовывают и закрашивают.

Итак, восстановить сработавший преднатяжитель можно, но лучше не заниматься этим самостоятельно. Самое безобидное, чем рискует умелец — это окончательно испортить механизм и сделать еще хуже.

Область применения

Пиропатроны получили применение в различных аварийных системах и устройствах одноразового применения. Например, подушки безопасности в автомобиле при ударе наполняются продуктами сгорания от сработавших пиропатронов. В различных системах пожаротушения, как стационарных, так и на подвижных объектах часто используются пиротехнические запорные краны, инициирующим элементом в которых служат пиропатроны. В авиационной и космической технике пиропатроны служат для приведения в действие различных замков (например, аварийный сброс крышки фонаря или выпуск тормозного парашюта). Различные типы пиропатронов широко применяются в военном деле.

Натяжитель ремня

Натяжитель (или преднатяжитель) ремня безопасности обеспечивает надежную фиксацию тела человека на сиденье, а в случае аварии предотвращая перемещение водителя или пассажира вперед относительно движения автомобиля. Такой эффект достигается благодаря сматыванию и более крепкому затягиванию ремня безопасности.


Натяжитель ремня обеспечивает надежную фиксацию водителя и пассажиров в момент удара

Многие автомобилисты путают преднатяжитель с обычной инерционной катушкой, которая также входит в конструкцию ремней безопасности. Однако натяжитель имеет свою схему действия.

Устанавливается такой механизм как на передние, так и на задние сиденья. Чаще всего устройство входит в комплектацию более дорогих машин. Однако иногда преднатяжитель можно увидеть и в максимальных комплектациях автомобилей эконом-класса.

Виды устройств

В зависимости от принципа действия выделяют несколько основных видов натяжителей ремня:

  • тросовый;
  • шариковый;
  • роторный;
  • реечный;
  • ленточный.


Шариковый натяжитель
Роторный натяжитель
Реечный натяжитель

Каждый из них оснащается механическим или автоматическим приводом. Работа механизма в зависимости от конструкции может осуществляться автономно или в комплексе пассивной системы безопасности.

Принцип работы

Схема работы преднатяжителя довольно проста. Принцип действия основан на следующей последовательности:

  • К ремню крепятся провода питания, которые в аварийной ситуации активируют пиропатрон.
  • Если энергия удара велика, пиропатрон срабатывает одновременно с подушкой безопасности.
  • После этого ремень мгновенно натягивается, обеспечивая максимально эффективную фиксацию человека.

При такой схеме работы грудная клетка человека подвергается высоким нагрузкам: тело по инерции еще продолжает двигаться вперед, в то время как ремень уже стремится максимально сильно прижать его к сиденью. Чтобы ослабить воздействие прочной ленты ремня, конструкторы стали оснащать автомобили ограничителями ремней безопасности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector