Как поднять в воздух самолет

Связанная система координат

Самолет движется по сложной траектории, для описания перемещения судна по воздуху используются оси ОX (продольная), ОY (вертикальная), ОZ (поперечная). Так как оси движутся и вращаются вместе с самолетом, система координат была названа связанной. Все они проходят через центральную точку масс.

Ось ОХ является основной, ее называют строительной. Закладывается она на начальном этапе – при проектировании лайнера. Во время вращения вокруг данной оси самолет опускает одну консоль крыла и одновременно поднимает другую. Данное движение называют термином «крен». Осуществлять управление креном пилот может при помощи элеронов.

Вертикальная ось OY проходит перпендикулярно предыдущей. Располагается она непосредственно в плоскости симметрии конструкции. Движение вокруг данной оси в авиации называется забавным словом «рыскание». Управление движения самолета по данной оси осуществляется при помощи руля направления, в результате смещения положения которого нос воздушного судна отклоняется вправо-влево.

Ось OZ находится в перпендикулярном положении от оси симметрии. При вращении вокруг данной оси самолет совершает движение, называемое «тангажом» (говоря простым языком, самолет поднимает и опускает нос). Угол между осями OX и OZ называется углом тангажа. Если угол увеличивается, лайнер карбирует, а если уменьшается – пикирует. Тангажом управляет руль высоты.

Комплекс

Средством базового управления лайнером называют комплекс бортовых устройств и конструкций, с помощью которых лётчик приводит в действие средства регулировки, изменяющие режим полёта или балансирующие машину в заданном режиме. Сюда входят рули, элероны, переставной стабилизатор. Элементы, гарантирующие регулировку добавочных деталей контроля (закрылки, спойлеры, предкрылки), именуют механизацией крыла либо вспомогательным управлением.

В систему базового координирования лайнера входят:

  • командные рычаги, на которые пилот воздействует, перемещая их и прикладывая к ним усилия;
  • специальные и автоматические устройства;
  • проводка пилотирования, соединяющая системы базового контроля с командными рычагами.

Управление

Для управления самолета предусмотрена сложная система, которая бывает трех видов:

  • неавтоматической;
  • полуавтоматической;
  • автоматической.

Управление в неавтоматическом (ручном) режиме требует от пилота высочайшего уровня мастерства, так как ему необходимо контролировать буквально каждую деталь: угол наклона носовой части самолета, высоту, положение в воздухе и так далее. Вдобавок даже само удержание рулевых поверхностей в нужном положении требует прикладывания довольно больших физических сил. Как правило, полеты в нормальных условиях не проходят в ручном режиме, ведь автоматизация позволяет гарантировать максимальную безопасность, осуществляя контроль за настолько большим количеством параметров, одинаково уследить за которыми человек практически не в силах, а также исключая влияние человеческого фактора.

В полуавтоматическом режиме пилоту оказывается помощь со стороны автоматических систем, которые многократно облегчают процесс управления. Однако все же успех по большей части зависит от действий капитана воздушного судна. Полностью автоматический режим примечателен тем, что отдельные этапы полета проходят без участия человека вообще.

Как стать пилотом?

Человек, который управляет самолетом, — профессия пилота или летчика. Чтобы стать пилотом гражданской авиации, потребуется пройти обучение в летном училище или частной школе. Проще всего получить свидетельство частного пилота. Военный летчик подготавливается ВКС России. Чтобы стать летчиком боевого самолета, потребуется вначале стать военнослужащим по контракту и пройти обучение в военном учебном заведении.

Пилот с частной лицензией может управлять только суднами, которые не заняты в коммерческой перевозке. Стоит отметить, что существуют разные типы лицензий. После получения частного свидетельства можно получить лицензию коммерческого пилота для того, чтобы пилотировать самолеты, занимающиеся авиаперевозками. Стать пилотом и управлять самолетом можно только после подтверждения квалификации. Коммерческий пилот и военный летчик — профессии, к которым выдвигается огромное количество требований.

Посадка

Процедура посадки начинается в тот момент, когда пилот снижает высоту и заканчивается полной остановкой самолета на ВПП. Вначале пилоту необходимо зайти на посадку и лишь после этого начать снижение. Во время захода на посадку лайнер маневрирует в пределах воздушной территории аэропорта, меняет конфигурацию самолета, снижает скорость до посадочной.

Пилот сажает самолет, ориентируясь исключительно на показания приборов

Как только лайнер опускается до высоты 100 метров, необходимо переключить внимание на взлетно-посадочную полосу. После прохождения точки, находящейся на высоте 50 метров от земли, наступает самый сложный этап: пилоту необходимо уловить правильный момент и потянуть на себя штурвал так, чтобы задние шасси аккуратно коснулись ВПП. Далее нужно подать штурвал вперед, чтобы на посадочную полосу опустились и передние колеса

Затем пилот убавляет тягу и начинает торможение. Когда самолет находится на земле, направление его движения задается вновь педалями, а не штурвалом. О процессе обучения пилотов, а также наглядно о том, как управлять самолетом, рассказывает видео

Далее нужно подать штурвал вперед, чтобы на посадочную полосу опустились и передние колеса. Затем пилот убавляет тягу и начинает торможение. Когда самолет находится на земле, направление его движения задается вновь педалями, а не штурвалом. О процессе обучения пилотов, а также наглядно о том, как управлять самолетом, рассказывает видео.

https://youtube.com/watch?v=JVdzOZG2R4E%3Fenablejsapi%3D1%26autoplay%3D0%26cc_load_policy%3D0%26iv_load_policy%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26fs%3D1%26theme%3Ddark%26color%3Dred%26autohide%3D2%26controls%3D2%26playsinline%3D0%26

Взлет

Для взлета пилоту необходимо получить разрешение. Закрылки должны располагаться под углом 10 градусов. Их функция — создание подъемной силы. Сам лайнер должен быть повернут навстречу ветру. Сначала двигатели необходимо тщательно прогреть. Когда самолет готовиться ко взлету, очень интересно наблюдать в иллюминатор, как меняется положение отдельных деталей на крыльях, как выезжают новые плоскости. Это закрылки, функция которых заключается в снижении скорости при взлете. Для взлета не нужна большая скорость. Более того, для полного разгона не хватило бы никакой взлетно-посадочной полосы. Однако искусственное снижение скорости уменьшает подъемную силу.

Чтобы оторваться от земли, самолету необходимо набрать определенную скорость. При достижении необходимой подъемной силы нос лайнера сам начинает подниматься над землей (в результате увеличения так называемого угла атаки). В нужный момент пилоту необходимо потянуть за штурвал, чтобы лайнер взлетел. Как правило, непосредственно полетом управляет бортовой компьютер в автоматическом режиме, лишь в зоне турбулентности требуется вмешательство пилота.

Для обучения пилотов полностью воссоздается на тренажере кабина настоящего лайнера вплоть до компьютерного изображения ВПП

Система управления самолётом

Управление полётом самолёта по заданной траектории проводится с помощью системы управления, которая может быть неавтоматической, полуавтоматической и автоматической.

В невтоматическом, или ручном, режиме пилот, в зависимости от обстановки, самостоятельно отклоняет рулевые поверхности и удерживает их в нужном положении с помощью силы своих мускулов. В полуавтоматической системе манипуляции пилота усиливаются различными автоматическими устройствами, которые и обеспечивают управляемость самолёта. А в автоматическом режиме отдельные этапы полёты проходят вообще без участия лётчика, так как система полностью обеспечивает их автоматизацию. Но, если потребуется, пилот в любой момент может взять управление на себя.

Ответы знатоков

Apмaн Maтeшoв:

Может и сам, но обычно берегут заряд АКБ. Ресурс и т. п. Поэтому все самолеты обычно запускают от специальной машины АПА (аэродромный пусковой агрегат) самый распространенный на базе Урала, АПА-5. Как он используется написал Сергей. Только там еще кроме аккумуляторов стоит генератор.

гари томич:

блондинка есть блондинка.

Купкин Алексей:

он вообще сам по себе летает,,, как птица

W.Vovan-de-Mort:

Запуск двигателя самолёта полностью автоматизирован и осуществляется нажатием кнопки «Запуск».

АЛЕКСЕЙ ЧАРСКИЙ:

РЛЭ надо соответствующее читать, про Боинг я бы тебе ответил

Субач Андрей:

Конечно самостоятельно. Есть и машины для этих целей.

Рэдрик Шухарт:

Его заводят машины! Подцепляют два МАЗа, и они тащат его по ВПП до скорости 300 км/час. А потом пилот врубает третью скорость, а МАЗы разъезжаются в стороны (если успеют, конечно) А не успеют — кирдык машинам!

sramx:

раньше механик винт крутил. теперь рд

Sergej Ketris:

если ты имеешь в виду современный истребитель, то есть специальные машины на которых установленны аккамуляторы большой ёмкости. Данные аккумуляторы подключаются перед пуском к стартеру на самолёте, запускается один двигатель, потом от генератора этого двигателя запитывается стартер другого двигателя и так пока все двигатели не запустятся. но на борту самолёта есть аккумуляторы, с помощью которых при остановке всех двигателей, есть возможность запустить их снова. Вот такая схема если кратко и н очень технически точно.

Алексей:

ВероNika:

Если самолет малой авиации, то там всё по пунктам — есть CHECK-LIST, где это написано.

Вот, например, выдержка из такого листа, что касается именно «как завести» самолет во Франции.

Просто на русском я не знаю технических терминов (если хотите — переведите через переводчик)

Слово marche — это нажимают на.. . (на французском — бутон, на русском не знаю слово) а слово arrêt — выключают

Mise en route

Batterie- Marche Réservoir — essence sur le plus plein Mélange — plein riche (Poussé) Intercom — marche Anticollision — marche Autonomie — suffisante Alternateur — arrêt Radio — arrêt VOR — arrêt ADF — arrêt Transpondeur — arrêt Pompe électrique — marche Injections — moteur froid : 5 — moteur chaud : 1 Gaz — 1 cm Pompe électrique — аrrêt Sécurité — vérifier personne devant Magnétos — 1+2 ( both ) Manche — secteur arrière Démarreur — actionné

Afficher 1200 Tr/mn et contrôle immédiat de la pression d’huile

Лунный кот:

Мобильным пусковым агрегатом.

It’s Ost Ukraine:

с пускача, млин

ОАО «ТЗА»:

чо не видел по телеку чо ли? пропеллер раскручивают же

с буксира

mystery:

вот так .youtube m/watch?v=fbFbNKvYazI

Надежда Соцкова:

Толкают.

Viktor Fedorenko:

Устроиство турбины напоминает печку подогрева за щот подачи топлева она набирает обороты.

Сергей Тагай:

Стартером, как на автомашине если самолет поршневой, например кукурузник Ан-2, и специальным пусковым агрегатом, если реактивный. Агрегат может монтироваться на грузовой автомашине, а может быть в самом самолете.

Действия в аэропорту

После покупки билета необходимо собрать вещи, которые нужно взять с собой. Чемодан должен быть собран не позже, чем за сутки до выезда на аэровокзал. А выезжать туда необходимо за несколько часов до рейса, примерно за 2-3, чтобы успеть пройти все процедуры.

Прибытие

Впервые оказавшись в аэропорту можно потеряться, поскольку большинство вокзалов достаточно крупные, а найти нужную стойку или свой терминал бывает сложно. Поэтому перед приездом необходимо изучить данные в билете.

Практически на всех аэровокзалах при входе начинается контрольный досмотр. Его проходят даже провожающие и встречающие. Для этого все сумки и содержимое карманов нужно будет поместить на ленту сканера, а самому необходимо будет пройти через рамку металлодетектора.

Чтобы не задерживать и так большие очереди, заранее сложите все личные вещи в отдельный рюкзак, который тоже просканируют.

Регистрация

Найти нужную стойку регистрации можно на табло с расписанием рейсов. Оно выглядит, как большая электронная доска, где указаны все ближайшие вылеты. К тому же над стойками всегда висит логотип авиакомпании, что упрощает поиск.

Подойдя на регистрацию, необходимо предъявить сотруднику паспорт и билет. Иногда могут попросить также показать визу страны прилета и обратные билеты. После проверки выдают посадочный талон, который нужно сохранить до выхода из аэропорта по прилете.

Там же сдается багаж, который сначала взвешивают, а потом выдают багажную бирку.

Во время регистрации у некоторых перевозчиков можно выбрать себе место в салоне авиалайнера. Но не зная расположение кресел, разобраться с местами сложно. Поэтому можно попросить подобрать сиденье работника или же сначала посмотреть схему салона.

Досмотр

Многих, кто первый раз находится в аэропорту больше всего пугает именно досмотр. Но в нем нет ничего страшного, а делается это из соображений безопасности. Процедура занимает много времени — минимум 30 минут без учета ожидания в очередях.

Предполетный досмотр похож на контроль при входе на аэровокзал, но здесь он более тщательный. Все вещи при себе вместе с ручной кладью нужно поставить на ленту сканера и лично пройти через рамку.

В некоторых случаях работники совершают ручной досмотр. Это бывает, если металлодетектор при прохождении человека начинает пищать или же при личных подозрениях сотрудников

Важно также знать, что при наличии кардиостимулятора проходить через рамку нельзя, в этом случае тоже проводится личный досмотр

Чтобы пройти на борт, лучше не пытайтесь провозить запрещенные предметы. Их всегда обнаружат с последующим снятием такого пассажира с рейса.

Таможенный контроль

Эта процедура проводится при международных рейсах. Если же перелет внутренний — проверяют только документы.

При вылете из страны погранслужба проверяет загранпаспорт и визу. На этом этапе также могут задать типичные вопросы — цели визита и сколько у пассажира с собой денег. Есть страны, куда нельзя попасть без определенной суммы на банковской карте.

Ожидание рейса

Как только досмотры пройдены, всех пропускают в зал ожидания, где можно посетить кафе и магазины беспошлинной торговли Duty Free. Дожидаясь приглашения на посадку в самолет, главное — следить за табло и голосовыми сообщениями, чтобы не пропустить свой рейс.

Посадка на борт

Ориентиром правильного пути к выходу служит знак «GATE». Но чаще всего на аэровокзалах несколько выходов, поэтому номер нужной двери можно посмотреть в билете. Когда объявляют посадку, пассажир предъявляет посадочный талон, а сотрудник авиакомпании оставляет только корешок с информацией о месте на борту.

Авиакомпания может организовывать доставку до лайнера на автобусе. Иногда приходится идти пешком или проходить через телескопический трап. Все это зависит от дальности нахождения самолета и конкретного аэропорта.

Пассажиров встречает стюардесса, указывая примерное положение кресел. Перед взлетом в зависимости от длительности рейса выдают дорожные наборы с пледами, подушкой, тапочками и прочим. Также когда все пассажиры уже сидят по местам бортпроводники проводят инструктаж по правилам поведения во время полета и в экстренных ситуациях.

Действия в самолете

Новичкам главное внимательно слушать требования стюардов — они объявляют о необходимости пристегнуться, убрать столик, привести кресло в начальное положение, открыть или закрыть иллюминатор. Делать все это нужно обязательно, поскольку так снижаются разнообразные риски при полете.

Взлет и приземление

Это два самых важных этапа полета, которые зависят не только от профессионализма пилотов, но и от поведения пассажиров. При боязни самолетов и высоты нужно вести себя по установленным правилам. При взлете и посадке:

  • Кресло должно находиться в вертикальном положении.
  • Пассажиры должны пристегнуться и затянуть ремень.
  • Иллюминаторы необходимо закрыть, а всю технику привести в режим полета или вообще выключить.

У некоторых закладывает уши при наборе высоты, поэтому стюардессы предлагают леденцы или жвачку. Это связано с тем, что глотательные движения помогают снять напряженность.

В полете

Интернет в самолетах обычно очень дорогой, поэтому для развлечения можно заранее скачать фильм, сериал, музыку или почитать книгу. На некоторых лайнерах в спинки кресел встроены мониторы, по которым транслируют фильмы.

Также учитывайте, что на борту очень сухой воздух. Для избежания дискомфорта можно взять капли для носа и увлажняющий крем.

Во время полетов в зависимости от дальности всем предоставляются напитки и комплексные обеды. Но допустимо взять с собой легкий перекус — бутерброды, чипсы, батончики, яблоки, орешки.

Не стоит переживать за безопасность авиаперелетов, поскольку такой вид транспорта по статистике один из самых безопасных. А сложности прохождения регистрации и досмотра в аэропорту встречаются только в первый раз. Поэтому всегда будьте внимательны и сохраняйте спокойствие, чтобы начать путешествие с хорошим настроением.

Остальные органы управления

Помимо главных органов контроля, судно обладает дополнительными. Они присутствуют не во всех летательных аппаратах. Среди таких органов выделяют:

  • основной пилотажный прибор (имеется в пассажирском Боинге 737) ;
  • навигационный дисплей (электронный прибор) ;
  • панель выбора режима полета.

В современных воздушных суднах встречается большое количество электроники. Навигационный дисплей и пилотажный прибор отображают главную информацию о полете, положении самолета, скорости и других важных параметрах. Для расширения кругозора желательно знать о новых органах контроля аппарата. Пилот гражданской авиации перед началом пилотирования изучает информацию об особенностях и уникальных чертах самолета, которым он будет управлять.

Основной пилотажный прибор. 1 — FMA (Flight Mode Annunciator). Указывает режимы работы автомата тяги и системы траекторного управления самолётом; 2 — Блок указателя скорости; 3 — Авиагоризонт; 4 — Указатель работы автопилота; 5 — Блок указателя высоты; 6 — Указатель вертикальной скорости; 7 — Указатель курса и путевого угла.

Управление электроникой выполняется командиром воздушного судна и вторым пилотом. После взлета авиалайнера часто включают автопилот посредством переключения режима полета на панели выбора.

А Вы бы хотели научиться управлять самолетом?ДаНет

Связываемся с диспетчерской службой

Выполнив одну важную задачу по выравниванию самолета, приступаем к другой — сообщаем диспетчеру о своей ситуации. Для этого нажимаем специальную кнопку, расположенную прямо на штурвале — под большим пальцем. Однако здесь есть одно но — нажав на эту кнопку, вы можете отключить автопилот, поэтому если не уверены — используйте для переговоров радио, расположенное несколько ниже окна — слева от сиденья пилота. Нажимайте и удерживайте кнопку, чтобы что-то сказать и отпускайте, чтобы слушать. Для запроса нажмите кнопку и произнесите SOS или Mayday. Теперь назовите себя и объясните, что у вас случилось. Если рейс международный, лучше говорить по-английски — этот язык понимают все авиадиспетчеры. Если ответа на заранее настроенной частоте нет, тогда перенастройте приемник на частоту VHF (УКВ) — на 121,5 Мгц — ее постоянно мониторят все спасательные службы. Панель настройки частоты расположена обычно на приборной панели — между креслами первого и второго пилотов, либо напротив капитана. После того, как связь установлена следуйте в точности указаниям авиадиспетчера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector