Как на самом деле выглядел иисус христос?
Содержание:
Другие иконы Христа Спасителя
В православной иконографии существуют и другие иконы Христа. Так, на иконе «Спас благое Молчание» Он предстает в виде ангела в образе юноши в белых одеждах и с крыльями, то есть еще до Его воплощения в человеческий образ.
На иконе «Спас Великий Архиерей» Иисус предстает в пышных священнических одеждах, с короной на голове и Евангелием в руках, благословляющим человечество.
Икона «Добрый пастырь» воплощает образ Иисуса-пастыря, то есть пастуха, пасущего Свое стадо (людей), нередко с овцой на плечах, символизирующей заблудшие души.
На иконе «Христос во гробе» и иконе «Спас в терновом венце» представлены самые трагические моменты земной жизни Спасителя – Страсти Христовы. Они призваны напомнить людям, какие муки за них пришлось принять Спасителю, и как смиренно Он их принял.
Одежда
Во времена Христа богатые люди надевали длинные одежды по особым случаям, чтобы показать людям свой высокий статус. В одной из своих речей Христос сказал: «И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях» (Евангелие от Марка глава 12, стих 38).
Считается, что слова Христа являются наиболее исторически точными частями Евангелия, поэтому мы можем предположить, что сам он длинные одежды не носил.
В те времена средний мужчина носил тунику до колен — хитон, а туника женщины была длиной до щиколоток. Если что-то в этом распорядке менялось, возникал скандал. В апокрифических Деяниях Павла и Феклы, относящихся ко II веку, рассказывается, какой шок вызвала ситуация, когда женщина надела мужскую тунику. Чаще всего туники были сшиты из одного куска ткани.
Также мы знаем, что поверх туники также носили накидку, и известно также, что именно к этой части одежды прикоснулась женщина, желавшая получить исцеление (Евангелие от Марка глава 5, стих 27).
Накидку носили по-разному. Иногда она полностью закрывала тунику. (Некоторые философы предпочитали носить лишь накидку без туники, оставляя открытой правую верхнюю часть туловища).
Определить положение и богатство человека можно было по размеру, качеству и цвету накидки. Фиолетовый и некоторые оттенки синего говорили о роскоши и почете владельца. Это были королевские цвета, потому что использовавшаяся краска была невероятно дорога.
Но цвета могли свидетельствовать и об ином. Историк Иосиф Флавий описал течение зелотов, желавшее освободить Иудею от римлян, — группу убийц-трансвеститов, носивших окрашенные накидки, намекая тем самым, что это предмет женской одежды. Из этого можно сделать вывод, что мужчины, не наделенные высоким статусом, должны были носить одежду из неокрашенной ткани.
Но Христос не носил белую одежду, для создания которой требовалось отбеливание или добавление мела. В Иудее такую одежду ассоциировали с ессеями, которые строго следовали еврейским законам. Разница между одеждой Христа и яркими белыми одеяниями описывается в девятой главе Евангелия от Марка, когда три апостола поднялись на гору с Иисусом, одежда которого начала излучать яркий свет. Перед преображением одежда Христа предстает самой обычной, сделанной из некрашеной шерсти.
Об одежде Христа также можно узнать во время описания его казни, когда римские солдаты начали делить его одежды, разорвав их на четыре части. Одним из элементов его одеяния, скорее всего, был талит — прямоугольное покрывало для молитвы.
Пространство константинопольской церкви в Новгороде
Такое собрание важнейших реликвий Страстей привело некоторых моих западных коллег к любопытному заключению, что здесь, на обороте иконы, представлена не просто сцена Поклонения Кресту, но воссоздано пространство византийской императорской церкви Богоматери Фаросской в Константинополе, где хранились важнейшие реликвии Страстей Господних.
Это была маленькая, драгоценно украшенная церковь в центре Большого дворца, рядом с императорскими покоями, где на протяжении нескольких столетий собирали важнейшие реликвии, связанные именно с Искупительной Жертвой и Страстями Христовыми. Заметим, что это имело глобальный религиозно-политический смысл. Обладание важнейшими реликвиями Страстей было самым ярким подтверждением духовной силы и символом власти над всем христианским миром. В этой связи интересно, что в Византии (именно в Византии, а не, скажем, в Сербии или Древней Руси) не было распространено паломничество в Иерусалим.
Золотое свечение, пурпурная пряжа и предвидение Жертвы. Читаем иконы с академиком Алексеем Лидовым
Известны византийские тексты, которые говорят: зачем вам идти в Иерусалим, где ничего нет, идите в наш новый Иерусалим, в церковь Богоматери Фаросской, где вы можете приложиться к важнейшим реликвиям, которых нет в городе, захваченном мусульманами.
Идея, что художник пытался воспроизвести именно пространство Фаросской церкви, не доказуема, хотя и может быть принята как остроумная гипотеза. При этом, несомненно, художник предпринимает попытку создать новую икону из собирания в ней всех важнейших святынь, связанных со Страстями Господними. И, вполне вероятно, образ Фаросской церкви как важнейшего христианского храма мог возникать в литургии новгородской церкви. Не исключено, что икона была написана для храма Спаса на Нередице, согласно летописи, расписанной в 1199 г. Потому мы можем, как я сделал в одной из своих работ, додумать ее литургическое бытование внутри пространства этого храма. Мы знаем, что эта икона использовалась в процессиях вокруг алтаря, по храму и вокруг храма, и также находилась в пространстве, где в подкупольной зоне размещалось два образа Спаса Нерукотворного, показанные напротив друг друга.
В целом ряде других византийских храмов эта традиция возникает в XI веке, когда под куполом, на внешних сторонах восточной и западной арки появляются изображения Мандилиона и Керамидиона. По моей гипотезе, такое расположение, скорее всего, связано с тем, что эти две реликвии именно таким образом были показаны в церкви Богоматери Фаросской. Расположение святынь в константинопольской церкви нам известно из уникального описания одного крестоносца, который участвовал в захвате Константинополя в 1204 году и написал, что эти реликвии висели в драгоценных ковчегах на цепях, как раз под восточной и западной подкупольными арками. Вероятно, что расположение таким же образом Мандилиона и Керамидиона уподобляло каждый храм византийскому Иерусалиму – церкви Богоматери Фаросской.
Спас Нерукотворный на убрусе. Церковь Спаса на Нередице, Новгород, XII век
Если наша логика верна, то мы можем прочитать глубокий смысл этой двусторонней иконы, где как раз Спас Нерукотворный изображен на лицевой стороне – важнейшая святыня из церкви Богоматери Фаросской, которую дополняют святыни Страстей Христовых на обратной стороне. Когда с этой процессионной иконой в конце XII века внутри пространства храма ходили верующие, также это пространство включало в себя образы Мандилиона и Керамидиона на подкупольных арках, то получалась духовная связь с византийским Иерусалимом, образы актуализировались и приобретали особое литургическое звучание.
Спас Нерукотворный на чрепии. Церковь Спаса На Нередице XII век
Иконография Пасхи
У людей, посещающих храм во время празднования Светлого Христова Воскресения, нередко возникает вопрос. Почему икона Праздника Пасхи в разных храмах может значительно отличаться по своему сюжету и написанию?
В некоторых случаях можно увидеть икону, на которой изображен Спаситель, выходящий из могильной пещеры. В других храмах представлен совершенно другой сюжет: Иисус Христос выводит людей из ада, начиная с Адама и Евы. При этом обе иконы считаются “правильными” пасхальными. Это иногда вызывает недоумение даже у верующих и давно воцерковленных людей. Ведь обычно сюжет праздника на иконах не отличается, даже при естественных отличиях эпохи написания и разных иконописцах.
Дело в том, что Пасха является исключением и имеет сразу два иконографических типа.
Первый тип
Одними из первых образцов иконографии праздника Пасхи являются византийские фрески и мозаики. На них чаще всего изображается сюжет, изложенный в не вошедшем в Библию апокрифе “Евангелие от Никодима”:
Согласно Церковному Преданию, Спаситель после Своей телесной смерти сошел в ад для спасения душ умерших людей. После грехопадения Адама и Евы никто из людей вне зависимости от их образа жизни и святости в рай не попадал. Их души томились в аду, ожидая пришествия Мессии – Спасителя. Но Господь своими крестными страданиями дает людям надежду на спасение. Этот великий момент в истории человечества и изображается на византийских иконах Пасхи.
Данный иконографический тип икон выстроен по определенным принципам:
— Спаситель занимает центральное место на иконе и вокруг Него изображены несколько окружностей, из которых исходят лучи света. Это является символом Его величия и божественного достоинства. Ведь даже в преисподней Иисус Христос оставался Богом.
— В руках Христос держит символ Своих страданий – крест.
— Края белоснежного одеяния парят в воздухе и напоминают крылья херувима. Это указывает на то, как Иисус Христос поднимается из ада.
— Под стопами Спасителя изображена кромешная тьма – бездна. На некоторых иконах из тьмы выглядывает антропоморфная фигура сатаны или бесов.
— Фон на иконах обычно золотой, желтый, оранжевый или песчаный. Эти цвета символизируют вечную славу Иисуса Христа.
— Первыми из ада Спаситель выводит Адама и Еву. Они обычно изображаются встающими с колен. Это символ выхода, подъема из греховного состояния, предшествующего спасению.
Второй тип
Второй иконографический тип: Спаситель выходящий из гроба. Появился в Европе. По обе стороны от Иисуса Христа могут быть изображаются ангелы. Иногда вместо пещеры изображается саркофаг с откинутой крышкой. Эта икона появилась в Европе, а в России широко распространена с XVII – XIX веков Ее как сюжет прост и привычен для восприятия верующих людей.
В то же время икона содержит некоторые несоответствия догматической традиции Церкви. Основное расхождение — для выхода Спасителя из пещеры не требовалось отваливать камень от входа в гробницу. Ведь тело Иисуса Христа после Воскресения не имеет внешних преград. По Преданию, караульные стерегли пустую пещеру. Ангелы отвалили камень рано утром, чтобы показать, что гробница пуста и Христос воскрес.
Также из евангельского повествования известно, что ангелы во время Воскресения Иисуса Христа находились в пещере, а не снаружи. Римские воины, которые иногда присутствуют на иконе, изображаются спящими, что также не соответствует истине. В Римской Империи была строжайшая дисциплина, сон во время караула карался смертью. Но несмотря на эти неточности, второй тип иконографического изображения Пасхи распространен среди праздничных икон.
Изображение Иисуса Христа
Первой иконой, на которой изображен лик Спасителя, считается образ Спаса Нерукотворного. По Преданию Церкви, икона получила свое название благодаря тому, что лик Иисуса Христа не был делом рук художника. Правитель города Эдессы Авгарь Ухама был неизлечимо болен проказой. Он послал в Палестину своего слугу Ананию, чтобы изобразить Иисуса Христа на холсте. Христос умылся, отёр Свое Лицо и на полотне чудесным образом остался отпечаток Его лика. Так был явлен миру нерукотворный образ Спасителя. Это изображение было принесено в Эдессу и Авгарь исцелился от проказы. Образ Иисуса Христа был размещен над вратами Эдессы. Со временем “Спас Нерукотворный” был утерян, но чудотворные списки этой иконы существуют в наши дни.
Изображения Иисуса Христа появились в первые века христианства в римских катакомбах. Часто образ Спасителя имел аллегорический вид. Господь изображался в виде
- ягненка (агнца) (Ин. 1:29),
- пеликана (символ милосердия, разорвал себе грудь, чтобы кровью накормить птенцов),
- дельфина (спаситель утопающих), пронзенного трезубцем,
- ягнёнка под якорем, символизирующим крест,
- рыбы (ихтис).
Также были распространены антропоморфные изображения: Орфей, играющий на арфе, пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Но Трулльский собор в 692 годузапретил изображать Иисуса Христа в аллегорическом виде.
Изображения Спасителя, близкие традиционным иконописным образам, распространены начиная с VI века.
Документальные свидетельства о Христе
Древнейшие упоминания об Иисусе из Назарета имеются во множестве источников. Некоторые писались еще современниками Христа и не только христианами, но и теми, кто осуждал их как сектантов.
Первым нецерковным автором, упоминающим Иисуса, считается древнееврейский историк Иосиф Флавий, живший в первые десятилетия после него. В своих трудах он дважды ссылается на Христа. В частности, пишет про Иакова – брата «Иисуса, которого называют Христом».
Еще 15 лет спустя имя Христа всплывает в сочинениях двух известных древнеримских писателей и влиятельных политиков Плиния Младшего и Тацита. Первый в переписке с императором Траяном рассказывает об обычаях христиан и пишет, что они почитают Христа как бога. Второй в своем знаменитом историческом труде «Анналы» описывает казни христиан и подтверждает, что «Христа, от имени которого происходит это название , казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат».
«Христос перед Пилатом», мозаика по эскизам Николая Бодаревского. Wikimedia
Для сравнения: легендарный король Артур, центральный герой британского эпоса и множества рыцарских романов, не упомянут ни в одном из значимых исторических документов эпохи, в которой предположительно жил. Первые записи о нем появились только спустя 300-400 лет, причем их достоверность сомнительна – скорее, это фольклор.
Вот еще один показательный факт: современники Христа и античные деятели, родившиеся вскоре после него, не сомневались в реальном существовании Иисуса из Назарета. Его могли не признавать, презирать как незаконнорожденного (Мария забеременела до бракосочетания с Иосифом, о чем четко сказано в Евангелиях от Матфея и Луки), считать авантюристом и мошенником, который выдает ложь за правду, но никто не оспаривал, что такой человек действительно жил.
Первохристианство от первохристиан
«Свинцовый кодекс», который недавно был обнаружен в Иордании, подлинный! Данный факт совершенно точно установили физики британского Университета графства Суррея. Этот кодекс представляет собой 70 табличек из меди и свинца. Он четко датируется первым веком нашей эры.
В кодексе на различных древних языках, которые использовались в то время, сделаны записи-свидетельства о самом возникновении и самых первых годах существования христианства.
Еще несколько лет назад о существовании этих книг было совершенно ничего не известно.
Эти таблички случайно обнаружил бедуин, пасший скот в горной местности на севере Иордании. Все металлические таблички лежали в пещере. Вероятно, именно в ней прятались первые христиане от гонений со стороны римских властей, иудейских священников и фанатиков и других преследователей.
После находки таблички были незаконно перепроданы в Израиль. Это спровоцировало большой международный скандал
Узнав о случившемся, власти Иордании, сразу потребовали от еврейского государства возврата столь важной уникальной реликвии
Плащаница
Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя , иконе икон .
— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы , в которой важное место всегда отводится тому , что лежит за пределами человеческого творчества , — говорит Ирина Языкова. — Нерукотворный образ содержит веру в Боговоплощение , действительное свидетельство этого воплощения
Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился .
В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа ( правда , обе прослеживаются только с VI века ): одна из них была распространена на Западе , другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани.
Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне . В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: « Спас на убрусе» , то есть на куске ткани , и « Спас на чрепии» , то есть на черепице или камне.
— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице , — рассказывает Ирина Языкова, — ткани , на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик , но и Тело Господа нашего Иисуса Христа
История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы ( и идеи ) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы
Волосы и голова
Если первые христиане не пытались изобразить Христа небесным правителем, то он представал обычным человеком: без бороды и с короткими волосами.
Image caption
Отражение примерной внешности Христа можно найти на стенах синагоги III века в городе Дура-Европос
Возможно, у Иисуса была борода, как это бывает свойственно странствующим мудрецам, но только лишь по той причине, что он не посещал цирюльника.
В целом небритость и борода были присущи философам и отличали их от всех остальных. Древнегреческий философ Эпиктет называл это «обоснованным, исходящим от природы».
В целом же в греко-римском мире I века считалось обязательным, чтобы мужчина был гладко выбрит и коротко стрижен. Длинные роскошные волосы и борода были уделом богов. Стриглись даже некоторые философы.
В древние времена борода не считалась отличительной чертой евреев. Мало того, когда евреев преследовали, гонителям было сложно отличить их от всех остальных (это описывается в Маккавейской книге). При этом на монетах, выпущенных Римом после взятия Иерусалима в 70 году, можно увидеть плененных евреев с бородами.
Поэтому возможно у Иисуса в соответствии с традицией философов была короткая борода, как у мужчин с римских монет, но, скорее всего, у него были короткие волосы.
Будь у него волосы чуть длиннее, чем было общепринято, можно было бы ожидать какую-то реакцию. Считалось, что евреи с неостриженными бородами и длинными волосами были назареями, то есть теми, кто принял обет. То есть на какое-то время они посвящали себя Богу, обязуясь не пить вино и стричь волосы. В конце своего обета на специальной церемонии они брили голову в иерусалимском храме (об этом можно прочитать в новозаветной книге Деяний глава 21, стих 24).
Но Христос не принимал обет назарея, потому что в Библии говорится, что он пил вино. Его даже обвиняли, что он пьет его чересчур много. Будь у него длинные волосы и отличительные черты назарея, без комментариев о несоответствии его вида и стиля поведения точно бы не обошлось. Вино назарею не полагалось вообще.