Квантовый эксперимент показал, что объективной реальности не существует
Содержание:
- Связанные понятия
- Объективная реальность в теософии[править]
- Кустарная реальность
- «Everything in Its Right Place»
- Различные представления об объективной реальности, в ощущениях
- Каков механизм восприятия сознанием реальности?
- Чем реальность отличается от мечты?
- К изменению
- Трактовки реальности
- Основные составляющие материи
- Существует ли объективная реальность?
- Объективная реальность и Сверхновая хренология[править]
- Объективная реальность существует
- Субъективная реальность и ее изменение
- Человеческое влияние
- Реальность как восприятие
- Заключение
Связанные понятия
Истина
Гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических и практических задач.
Факт
Термин, в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному. Твердо установленное содержание сознания. В философии науки факт — это особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание, утверждение или условие, которое может быть верифицировано. Факт противопоставляется теории или гипотезе. Научная теория описывает и объясняет факты, а также может предсказать новые. Утверждение, которое не может быть непосредственно подтверждено или опровергнуто, называется предположением или мнением.
Мировоззрение
Совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Объективная реальность в теософии[править]
Характеризуется крайне неприятными последствиями. Как правило, больной теряет возможность видеть ангелов высших материй (в простонародье именуемых зелёными человечками).
Существует два принципиально разных способа лечения объективной реальности.
- Прекращение её созерцания путём поглощения пива и других неофициальных аддонов к водке.
- Отказ от общения с зелёными человечками и, таким образом, от рая.
Основоположником второго подхода является Адам, который, как известно, был абсолютно трезвого взгляда на вещи и, таким образом, являлся безнадёжно заражённым объективной реальностью человеком.
Кустарная реальность
Каждый в своей голове носит персональную реальность и почти каждый уверен, что этот его самопальный спектакль и есть единственная жизнь. Психика – словно комната кривых зеркал, в центре которой располагается наивный зритель, убежденный, что глядя в зеркала, он смотрит куда-то во вне – в «объективный мир». Именно эта убежденность и порождает почти все возможные «внешние» и внутренние конфликты. Каждый уверен, что его субъективный мир – настоящий, потому и доказывает упорно свою правоту – то бишь реализм своего персонального кинотеатра, где ему показывают «жизнь».
Ум обывателя – это такой психический противогаз, обороняющий от реальности, где прозрачные стекла для зрения подменены на два кривых зеркальца. Субъективная реальность, расположенная в таком уме – словно «карта» жизни, претендующая на то, что она и есть сама жизнь. Карта – недостоверная, как если бы художник стремился не столько к точности передачи, сколько выражал собственные желания и страхи.
Субъективная реальность позиционирует себя объективной. Даже, когда человек «честно» признает, что его знания ограничены, в глубине души он все равно уверен, что выходит на контакт с объективным миром, который ему известен и понятен. На деле мы просто проецируем законы своей маленькой реальности на молчаливый «экран» (объективной) жизни.
В итоге все мы наивно уверены, что в жизни все должно быть именно так, как и описывает наша субъективность. Приписываем миру законы, которых в нем нет, и упорно ждем их исполнения. Чем больше представлений о том, как все должно быть, тем сильней расхождение между субъективным и объективным. Градус этого расхождения соответствует насыщенности и сочности нашего самообмана.
Как бы мы себя ни дурачили, как бы ни настаивали на собственной правоте, в этом конфликте между субъективным и объективным победителем всегда остается безжалостная, холодная к нашим чувствам, объективная реальность. Субъективное в лучшем случае может стать живым отражением объективности. В иных случаях субъективное либо ломается, либо продолжает прятаться от прямого контакта с правдой, гордо настаивая на собственной истинности. В запущенных случаях от правды прячутся в специально отведенных для этого местах под наблюдением лечащего врача.
«Everything in Its Right Place»
Объективная реальность – ни плохая, ни хорошая, ни правильная, ни неправильная. Но в каком-то вполне реалистичном смысле в жизни все уже на своих местах и должно происходить именно так, как уже происходит, потому что подчинено естественным, реальным закономерностям.
То, что происходит – это единственно возможный вариант жизни «здесь и сейчас». Но мы с этим не согласны, потому что слишком много «знаем». Мы знаем, что должен быть мир во всем мире, счастье, гармония, человечность, знаем, кто «прав», а кто ошибается, кого казнить, кого миловать. Короче говоря, мы убеждены, что Бог неправ и должен все сделать по нашему.
Мы хотим, чтобы внешняя реальность послушно имитировала и воссоздавала субъективную. К этому капризному требованию можно свести подавляющую часть всех неврозов. Единственный способ жить хотя бы относительно здоровой жизнью – это максимальный реализм. Здоровая психика не опирается на идеалы. Она не требует от жизни лучшего, а опираясь на объективные закономерности, пользуется реальными данными. Ум при этом не спорит с судьбой, не сетует на несправедливость жизни, а внимательно ее изучает. Концепции и убеждения здорового ума – это максимально приближенное выражение реальности.
Работа психолога в том и заключается, чтобы мир клиента по обе стороны от черты, разделяющей на внешнее и внутреннее, пришел в соответствие и перестал конфликтовать. Проще говоря, все, что мне приходится на консультациях делать, сводится к «психологической» приборке, где мусор заблуждений выметается, а реалистичные грезы начинают складываться в цельный, устойчивый узор, на который личность клиента может более-менее уверенно опираться.
Процесс этот непростой и в каждом индивидуальном случае спонтанен. Иногда выливается в глубокие философские дискуссии, иногда в прямое озвучивание правды, как я ее со своей субъективной колокольни вижу. Разумеется, тыкать носом в «правду», когда ее не желают слышать, нет никакого смысла. Тем более, что и сам я могу запросто заблуждаться. Поэтому консультации – это не проповеди, а совместное исследование. В любом случае окучивать мировоззрение клиента приходится терпеливо и бережно.
Вот так и живем. Смотрим на мир и не замечаем, как он непрерывно обретает все свои черты в наших мыслях. Они – невидимые, неосязаемые, неуловимые. Их словно нет вообще. И в то же время мысли – самая сердцевина всех наших знаний о жизни. Задумайтесь… В этом «несуществующем» интимном потоке мы находим и себя и все-все, что может быть названо и озвучено. Задумчивость – наше постоянное состояние. На progressman.ru этой теме посвящен ряд статей под тегом «мысли».
Насколько мне известно, наука не знает, как мышление устроено. То есть, конечно, разные умные теории есть, но все они больше похожи на попытки трактовать вкус кофе по узору кофейной гущи на дне пустой чашки. Даже логически понятно, что при помощи мыслительного аппарата (которым и оперирует ученый ум) саму природу мысли не понять. Это – как если бы программное обеспечение пыталось познать своего программиста.
Логика подсказывает, что по-настоящему природу мышления можно постичь исключительно в индивидуальном порядке при помощи личного психического оснащения. Но выразить это понимание на словах – то есть при помощи тех же мыслей, не получится. В лучшем случае это будут все те же умные, или красивые потуги на уровне поверхностной логики.
Игорь Саторин
P.S.
На этом цикл статей о субъективном и объективном завершается. Начал его, когда хотел рассказать о том, как идеалы проникают в отношения. В итоге акцент с отношений сместился на идеальное, выдуманное, и темы пришлось разделить. В ближайшее время вероятно таки вернусь к теме отношений.
Различные представления об объективной реальности, в ощущениях
В магических и религиозных учениях говорится о том, что мир распахивает свои двери перед человеком, подчиняясь его духовной (субъективной) деятельности. Основой всего сущего считаются «Высшие силы» или Боги, создавшие этот мир (креационизм), напрямую влияющие на ход его событий (теизм) или молча созерцающие то, что в нем происходит (деизм).
Агностическое же учение, напротив, подразумевает то, что объективная реальность, данная нам в ощущениях, недостижима для абсолютного понимания и познания человеком.
Многие ученые считают, что вышеупомянутый термин, пустивший корни в нашей русской философии, означает не что иное, как проявление логической ошибки, потому что само слово «реальность» можно обозначить как данность, независимую от действий субъекта. В том понимании, что иллюзии, грезы и галлюцинации действительны для определенного субъекта (точнее для его мозга), если взглянуть на них под углом логического продолжения его психоэмоционального состояния. Обычно эти иллюзии подробно описываются в истории болезни, а иногда становятся объектом для подробнейшего изучения. Но с иной точки зрения это настоящее закономерное отсечение действительности от ее восприятия, и, как следствие, обозначение «объективная реальность» помогает увидеть отличия действительного от настоящего.
Каков механизм восприятия сознанием реальности?
Между сознанием и телом существует неразрывная связь, а человеческий мозг, являясь неотделимой частью тела, – это не что иное, как физиологический инструмент для того, чтобы каждый из нас воспринимал, анализировал и трансформировал объективно существующую реальность. Говоря на языке биологии, эта система восприятия мозгом человека окружающего мира состоит предположительно из 100 миллиардов нейронов.
Например, механизм сознания под названием «Стимул – Реакция» представляет собой работу нейронов мозга, при синхронном взаимодействии разных отделов мозга, в процессе которой создаётся настолько сильное электрическое напряжение нейронов, что достигая максимума своего заряда, они разряжаются и передают электрохимический сигнал в другие клетки. Этот сигнал и приводит в исполнение первоначальный импульс, полученный мозгом человека.
Если тот или иной стимул повторяется довольно часто, связь между нейронами укрепляется, и, наоборот, ослабевает, когда его повторение редко. Этот процесс именуется нейропластичностью. Частотность повторения конкретного стимула приводит к тому, что между группами нейронов формируются устойчивые соединения, именуемые своеобразными шаблонами мышления (то есть некими автоматическими реакциями как ответная реакция на подобные стимулы). В результате этого процесса наш мозг стремится распознать очередной стимул на очень примитивном уровне и подбирает к нему подходящую реакцию, что приводит к полной потере человеком осознанности и абстрактности мышления.
Сознание – зеркало
Однако существует иной, более тонкий и совершенный механизм сознания, обнаруженный итальянскими учёными. На основании исследований в этой сфере, они сделали вывод о наличии особой группы нервных клеток, находящихся в лобной и теменной долях головного мозга, именуемых зеркальными нейронами. Эти нейроны начинают работать ещё до того момента, когда срабатывает механизм «Стимул – Реакция».
Зеркальные нейроны создают реакцию напрямую от чувственной стимуляции, нервный импульс передаётся ещё при виде выполняемого действия также, как если бы это действие уже выполнялось наблюдающим субъектом. Таким образом, наблюдение за действием уже формирует в нашем мозге моторный план его выполнения через активацию нейронов, передачу ими электрического заряда именно по той линии, которая соответствует прямому осуществлению этого действия. С помощью зеркальных нейронов восприятие и действие образует единый мозговой процесс, целиком воспроизводящий воспринятое на уровне нейронов.
Сознание – есть не что иное, как отражение объективной реальности, и оно происходит с помощью зеркальных нейронов. Такие нейроны имеют важнейшую функцию – идеомоторную, суть которой сводится к тому, что исходным причинным фактором, приводящим их в действие, является не чувственное раздражение, не стимул, а мотивация, то есть – намерение.
Нейронное зеркальное воспроизведение возникает не от самого действия, а от образа того, что должно быть посредством его достигнуто. Если этому образу не противоречит какая-либо идея из уже существующих убеждений, образовавшихся до его возникновения, образ, сообразный намерению, способен инициировать само действие.
Через зеркальные нейроны мы можем почувствовать переживания другого человека на уровне своих эмоций. Это происходит потому, что при виде человека, выражающего какие-либо эмоции, зеркальные нейроны имеют свойство разряжаться, а наше распознание состояния другого человека активизируется. Этот процесс распознавания называется эмпатия – способность сопереживать и чувствовать других так же, как себя.
Пожалуй, самым уникальным свойством зеркальных нейронов является отсутствие реакции на восприятие стимула и их разрядки, этот процесс полностью относится к внутренней активности мозга, что положено в основу осознавания.
Суть зеркальных нейронов проявляется в информационном считывании, которое даёт возможность через имитацию активности нейронов определять и выводить полученную информацию на уровень сознания ещё до момента срабатывания рефлекса в качестве отражения. Это позволяет нам проводить самоанализ, что обусловлено активацией мозговых областей саморегуляции, учиться контролировать собственные мысли, своё поведение и чувства. Отсюда мы можем наблюдать рост нашей эмоциональной стабильности.
Чем реальность отличается от мечты?
Взаимосвязь между ними тесна настолько, что в любой момент грань может стереться. Мечта представляет собой созданный образ чего-то желаемого, несуществующего в реальности человека в данный момент. Она обладает высокой ценностью для мечтающего, и может как уводить его в мир грез, будучи несбыточной, так и стать движущей силой для постановки и достижения цели, превратившись благодаря этому в реальность.
Реальность отличается от мечты тем, что первая существует в жизни человека на данный момент, вторая же – нет, будучи плодом воображения. Если она осуществляется, став явью, то перестает быть мечтой, превращаясь в реальность. Взаимосвязь между ними определяется тем, что:
- Мечта способна влиять на реальность. Если человек желает ее осуществить, она становится стимулом к действию, которое меняет его жизнь. Это возможно, если ее осуществление способно вписаться в действительность.
- Реальность способна влиять на мечту. Ее обстоятельства могут как способствовать осуществлению второй, так и препятствовать этому.
Искаженное восприятие реальности
В некоторых случаях человеку проще и приятнее жить иллюзиями, чем действительностью
Важно различать, что такое реальный мир, а что такое вымышленный, но бывают ситуации, что мечты, плоды воображения, фантазии ощущаются человеком как реальность. Потеря связи между вымышленным и объективным – это и есть искаженное восприятие реальности
Чаще причиной тому становится неготовность индивида принять существующую действительность, например, потому что для него она непереносима.
Некоторые личности не готовы вытеснить реализм или делают это не сразу, столкнувшись с проблемой. Другим же проще уйти от тяжелой действительности, погрузившись в мир грез. При этом искаженное восприятие реальности – явление, к которому склонны мы все, потому что каждый по-своему воспринимает объективный мир. Часты случаи, когда возникает конфликт между мечтой и реальностью, чему могут быть такие причины:
- Сбывшаяся мечта разочаровала. Так бывает, когда желанное в воображении было чем-то особенным, человек представлял его себе в ярких красках, гиперболизировал. Если мечта реализовалась, такими яркими красками она может не обладать, превратившись в обыденность и разочаровав мечтающего.
- Невозможность реализации мечты. Вернувшись к вопросу о том, что такое реальность, мы понимаем, что она предлагает нам свои обстоятельства нашего бытия. Некоторые из них мы можем изменить, если хорошо постараться, но некоторые обстоятельства изменить невозможно, а с ними невозможна и реализация мечты. В этом случае приходится принять действительность такой, какой она есть, что сделать бывает сложно.
- Появление непредвиденных препятствий. Случаются ситуации, когда достижении заветного грезится уже совсем близким, но меняющаяся реальность вносит свои коррективы. Например, случаются некие непредвиденные обстоятельства, которые меняют ход событий, выступая преодолимым или непреодолимым препятствием к достижению мечты.
К изменению
Объективная, реальность, реальность, существование,сущее, бытие. Эти слова имеют философский аспект. В не философском аспекте эти понятия обозначают лишь регистрируемые органами чувств явления. Если рассматривать философский аспект, то эти понятия имеют не такую однозначную трактовку, как приведена в статье. Хочу напомнить, что про Канта, Гегеля, Платона, Юма, Куна Фейерабенда и др. философов, которые не согласны с такой формулировкой, а словари просто обходят это понятие. Считаю, что статья в таком виде не отражает общепринятых взглядов и нуждается в координальном пересмотре.—kluvand 15:30, 14 мая 2008 (UTC)
Трактовки реальности
Существует две основные трактовки реальности: реализм, утверждающий объективное существование реальности, которая лишь открывается человеком в процессе познания, и феноменализм, утверждающий, что реальность зависит от познавательной активности человека и конструируется в последней. Например, с точки зрения антиреализма олимпийские боги для древнего грека были такой же реальностью, как и электрон для современного учёного.
Реализм
Философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта. В философском значении термин Реализм употребляется в трех смыслах:
- реализм как направление противоположное номинализму и концептуализму (умеренному реализму) в средневековой философии (проблема универсалий);
- реализм служит для обозначения философского направления нового времени, противостоящего идеализму. Выразителем этого вида реализма был Гербарт со своими последователями; Эпистемологический реализм или объективизм рассматривает истинное знание независимым от знаний, представлений и верований отдельного субъекта познания. Эпистемологический реализм настаивает на идее, что наш чувственный опыт обеспечивает прямой, непосредственный доступ к объектам окружающего мира.
- реализм как направление противоположное антиреализму в современной философии науки второй половины XX в.
Феноменализм
Философское учение о том, что мы познаем не сущность вещей, «вещи в себе», а лишь явления. В основе феноменализма лежит исследование объектов познания с онтологической и гносеологической точек зрения. В первом случае объекты рассматриваются независимо от вопроса об их воспроизводимости в познании, исключительно с точки зрения взаимозависимости и относительного значения их свойств как известных форм и проявлений бытия. При этом оказывается, что одни свойства могут быть признаны постоянными и первоначальными, другие — сменяющимися и производными. Так, например, плотность или масса представляет постоянное свойство всех материальных объектов сравнительно с их цветом, формой и другими чувственно воспринимаемыми свойствами. Эти последние при известной точке зрения могут быть признаны лишь различными проявлениями массы.
Основные составляющие материи
Материя проявляется в трех общих формах:
- Движение. Под этим термином подразумевается не просто обычное передвижение тел, но и различное взаимодействие с ними в любых проявлениях и формах. Зачастую антиподом движению мы считаем покой, что вроде бы и разумно, но все же является общераспространенным заблуждением, так как состояние покоя имеет сравнительный характер, а движение — безусловный.
- Пространство. Это первая форма бытия материи. Этот философский термин применяется для обозначения строения объектов, а также их свойства иметь протяженность и вставать в один ряд с другими. Пространство можно охарактеризовать как бесконечность.
- Время. Это вторая составляющая материальной реальности. Данным термином принято пояснять продолжительность жизни любого из объектов, а также стремительное их изменение. Вторую и третью категории принято считать как неизменными, так и относительными, потому что их качества очень изменчивы и зависимы от множества факторов, но без их влияния не обходится ни один объект.
Существует ли объективная реальность?
И сегодня Массимилиано Пройетти из Университета Хериот-Ватт в Эдинбурге и несколько его коллег заявили, что впервые провели этот эксперимент: создали разные реальности и сравнили их. И пришли к выводу, что Вигнер был прав: эти реальности могут быть непримиримыми насколько, что невозможно прийти к единому мнению об объективных фактах в эксперименте.
Изначально мысленный эксперимент Вигнера начинался с одного поляризованного фотона, который при измерении может иметь горизонтальную или вертикальную поляризацию. Но перед измерением, согласно законам квантовой механики, фотон существует в обоих состояниях поляризации одновременно — так называемая суперпозиция.
Вигнер представил себе друга в другой лаборатории, который измеряет состояние этого фотона и сохраняет результат, тогда как Вигнер наблюдает издалека. Вигнер не располагает информацией об измерениях своего друга и поэтому вынужден предположить, что фотон и его измерение находятся в суперпозиции всех возможных результатов эксперимента.
Вигнер может даже провести эксперимент, чтобы определить, существует эта суперпозиция или нет. Своего рода интерференционный эксперимент, который покажет, что фотон и измерение действительно находятся в суперпозиции.
С точки зрения Вигнера, это «факт» — суперпозиция существует. И этот факт говорит о том, что измерение не могло быть проведено.
Но его друг с этим не согласится, поскольку он измерил поляризацию фотона и записал ее. Друг может даже позвонить Вигнеру и сказать, что измерение было сделано (при условии, что результат не раскрыт).
Две реальности противоречат одна другой. «Это ставит под сомнение объективный статус фактов, установленных двумя наблюдателями», говорит Пройетти.
Такова теория, но в прошлом году Каслав Брукнер из Венского университета в Австраии придумал способ воссоздать «вигнеровского друга» в лаборатории с помощью методов, включающих запутывание множества частиц одновременно.
Прорыв Пройетти же состоял в том, что они проделали это на самом деле. Они реализовали расширенный сценарий «друга Вигнера» в современном эксперименте с шестью фотонами.
Шесть фотонов были запутаны, чтобы создать две альтернативные реальности — одну, представляющую Вигнера, а вторую — Вигнеровского друга. Друга Вигнера измеряет поляризацию фотона и сохраняет результат. Затем Вигнер выполняет измерение интерференции, чтобы понять, находятся ли измерение и фотон в суперпозиции.
Эксперимент дал неоднозначный результат. Оказывает, обе реальности могут сосуществовать, даже если они дают непримиримые результаты, как и предсказывал Вигнер. Это поднимает ряд интересных вопросов, побуждающих физиков пересмотреть природу реальности.
Идея того, что наблюдатели могут в конечном итоге согласовать свои измерения в какой-нибудь фундаментальной реальности, основана на нескольких предположениях. Во-первых, универсальные факты действительно существуют и наблюдатели могут о них договориться.
Но есть и другие предположения. Одно из них заключается в том, что наблюдатели вольны делать любые наблюдения, какие захотят. И еще одно: выбор, который делает один наблюдатель, не влияет на выбор других наблюдателей. Это предположение физики называют локальностью.
Если существует объективная реальность, с которой все могут согласиться, все эти допущения будут верными.
Но результат Пройетти и его коллег предполагает, что объективной реальности не существует. Другими словами, эксперимент предполагает, что одно или больше допущений — о том, что существует реальность, с которой мы согласимся; что есть свобода выбора; или о локальности — должно быть неверным.
Конечно, есть и другой вариант. Вариант того, что существует лазейка, которую экспериментаторы пропустили. В действительности, физики пытались закрыть лазейки в подобных экспериментах много лет, однако они признают, что, возможно, никогда не смогут закрыть их все.
Тем не менее, работа имеет важные последствия для науки. Следующий шаг — пойти дальше: создать эксперименты, создающие все более причудливые альтернативные реальности, которые невозможно примирить. Куда это приведет нас, никто не знает.
Вы согласны с тем, что объективной реальности не существует? Расскажите в нашем чате в Телеграме.
Объективная реальность и Сверхновая хренология[править]
В конце прошлого века академик Наро-Фоменко предложил принципиально новое понимание объективной реальности. Он допустил, что в классическое определение вкралась опечатка, и следует читать не «данная нам в ощущениях», а «данная нам в очучениях».
Новооткрытое понятие очучения крайне заинтересовало академика, и он посвятил ему несколько фундаментальных трудов. Согласно его теории, истинное понимание объективной реальности может наступить лишь в состоянии очучения. Для достижения этого трансцендентного состояния Наро-Фоменко употреблял сушёные грибы и перебродивший хрен в сочетании с чтением математических мантр. Получившееся у него понимание реальности превзошло все ожидания и дало начало новой прогрессивной науке — Сверхновой хренологии.
Сам академик утверждает, что его метод позволяет сочетать абсолютное познание объективной реальности с абсолютно трезвым образом жизни. Оппоненты академика, напротив, уверены в обратном. Ведь совершенно очевидно, говорят они, что все труды Наро-Фоменко написаны в состоянии полного очучения. «Но так ведь в этом же вся соль!» — возражает им академик. В общем, данный научный спор ещё очень далёк от завершения.
Объективная реальность существует
Обсужденный выше фрагмент сложностной иерархии, составляющий личность, сам по себе существовать не может, поскольку внутри него нет ничего, что обеспечило бы его существование. С чего это вдруг информация решила собраться в личность?
Фрагмент, определяющий личность, может быть определен только внутри всей сложностной иерархии Вселенной. Каждое сущее в ней, как входящее в состав данной личности, так и не входящее в него, обеспечивает сходимость иерархии, то есть, собственно, обеспечивает существование Вселенной в невообразимо расширяющемся поле информационного материала, поставляемого комбинированием элементов Информационного континуума.
Да, это внешнее по отношению к личности сущее, не наблюдаемое (в терминах теории наблюдений) ею, но вместе со всем другим сущим обеспечивающее схождение Вселенной, внутри которой оказывается способна существовать личность, можно условно считать объективно существующим. Но это совсем не то объективное существование, которое имеет в виду классический материализм, это не «реальность, данная нам в ощущениях»: информации этого сущего личность не имеет, для нее оно не существует.
, что обеспечение схождения Вселенной выглядит как псевдопередача информации (или, что то же самое, передача псевдоинформации) «сверху вниз» по сложностной иерархии Вселенной в соответствии с .
Субъективная реальность и ее изменение
В детстве и подростковом периоде, основываясь на мнении окружения, а также на собственном опыте, человек создает модель мира, которая может изменяться, наподобие физических или математических моделей, меняющихся благодаря результатам, полученным в процессе экспериментальных исследований. Тот же ребенок, требующий исчезновения камней с лица земли, создал субъективную реальность, в которой камни представляют собой угрозу его комфортному существованию.
Если не предпринять никаких действий, то выстроенная модель будет оставаться неизменной долгие годы, пока не возникнет ситуация, способная изменить субъективную точку зрения. Однако отцу достаточно показать, как «злой» камень может разнообразить детскую игру в качестве строительного материала для сказочного замка, и ситуация изменится кардинально.
Внутренние и внешние каналы, поставляющие нам информацию, путем ее смешивания, превращают вполне обычные вещи в необычные. У ребенка представление простого карандаша в образе космической ракеты, создает сказочный, далекий от реальной действительности мир. Практически то же самое происходит и у взрослого человека. Его оценка информации, поступившей с помощью внешнего канала (зрения, обоняния, слуха), создает собственную субъективную реальность, которая может быть схожей с субъективными реальностями других людей только благодаря длительному сосуществованию в одинаковых условиях.
Так, могут совпадать оценки объективной реальности у людей одинаковых профессий. И все же, субъективная реальность – сугубо индивидуальна, хотя может меняться под воздействием мнения окружающих. В этом случае происходит трансформация существующей модели мира и, соответственно, изменения в жизни человека.
Таким образом, управляя собственными оценками, а значит и субъективной реальностью, человек может изменить свою жизнь и добиться долгожданного успеха.
Человеческое влияние
Не стоит думать, что понятие «материя» противоречит понятию «объективная реальность». Такой эффект возникает только тогда, когда материальное лишается тех свойств и форм, без которых оно просто перестает существовать. Например, если человек умирает, то его субъективная реальность уходит в небытие вместе с ним.
Жизнь, движение, время и пространство являются особенностями или проявлениями истинных качеств всего живого или неживого на земле, образуя мир, в котором мы живем. Объективная реальность, данная человеку в ощущениях — есть мир, существующий независимо от него и его мышления, позволяющий чувствовать и видеть то, что вокруг. Действительность не зависит как от представления субъекта о внешнем мире, так и от его позиции касательно всего сущего. Ее можно охарактеризовать как сложный механизм, действующий по своим собственным законам, и человек не может как-то значительно повлиять на ее ход.
Реальность как восприятие
В обыденной разговорной речи «реальность» может означать «восприятие, убеждения и отношение к действительности», как субъективный взгляд личности на окружающий мир, по принципу: «моя реальность не является вашей реальностью». Это выражение порой используется как разговорное в обсуждениях спорных вопросов, что реально, а что нет, когда дискутирующие стороны не могут достичь согласия. Например, в религиозном диспуте между друзьями, могут в шутку сказать: «Вы можете не соглашаться, но в моей реальности, все идут в рай».
Таким образом, реальность может быть определена, как взгляды, связанные с мировоззрением или его частью (концептуальными основами), отсюда: реальность — есть совокупность всех вещей, структур (фактических и концептуальных), событий (в прошлом и настоящем) и явлений, наблюдаемых и не наблюдаемых. Это то, что мировоззрение (будь то на основе индивидуального или общего человеческого опыта) в конечном счете, пытается описать или очертить.
Некоторые идеи из физики, философии, социологии, литературоведения, и других областей формируют различные теории реальности. Одним из таких убеждений является представление, что не существует иной реальности за пределами восприятия и убеждения каждого из нас о реальности. Такое отношение к реальности представлено в популярном на Западе заявлении, «Реальность — есть восприятие» или «Жизнь — это то, как вы воспринимаете реальность». В эти фразах указывается на антиреализм — то есть, считается, что нет никакой объективной реальности, признана ли она явно или нет.
Многие из концепций науки и философии часто определяются в культурном и социальном аспектах. Эта идея была разработана Томасом Куном в его книге «Структура научных революций» (1962), а в 1966 году вышла книга о социологии знания — «Социальное конструирование реальности» («The Social Construction of Reality») за авторством Питера Бергера и Томаса Лукмана.
Заключение
Для каждого из нас окружающий мир реален ровно настолько, насколько мы его понимаем. Многое человечеству пока еще неведомо и недостижимо для него, но придет тот день и час, когда все встанет на свои места и мир заиграет новыми красками.
Реальность – это главное понятие философского учения, потому что без него невозможно ответить на извечные вопросы:
- Что появилось вначале, сознание или материя?
- Есть ли у человека возможность постигнуть реальность, находящуюся вокруг него?
Это вопросы, в попытке ответить на которые можно сломать все зубы о гранит науки, но никак не определиться с ответом.