Верните 2007 год: как бывшие неформалы реализовали себя в жизни

Методы оценки

В качестве прямых методов оценки возможно использование данных социологических опросов, например, о занятости в неформальном секторе. Существует также большое количество аналитических методов оценки масштабов скрываемой экономики. Метод диспропорций позволяет установить вероятное наличие и примерный размер неформального сектора за счёт разных методик подсчёта одного и того же показателя — например, ВНП отдельно по доходам и по расходам.

Обычно неформальная экономика в полном масштабе прямо не наблюдается, её размеры оцениваются косвенно следующими методами:

  • По затратам электроэнергии. Затраты электроэнергии крайне сложно скрыть, поэтому, ориентируясь на динамику затрат электроэнергии и сравнивая её с динамикой производства можно выявить наличие неформального производства. Неприменим для огромного количества услуг, электроэнергии не требующих. При доминирующей доле энергоёмких производств в легальной сфере и относительно малой доле энергопотребления в неформальной экономике даёт большой разброс получаемых оценок.
  • По спросу на наличные деньги. В неформальной экономике практически нет безналичных переводов — платежи осуществляются наличными или бартером, поэтому чем больше в экономике необходимы наличные деньги, тем, при прочих равных, больше неформальный сектор экономики.

В рамках монетарного метода оценки по спросу на наличные деньги принимаются положения о том, что

  • в неформальной экономике рассчитываются наличными деньгами, так как платёжные документы могут являться доказательствами в суде,
  • в формальной и неформальной экономике одной страны скорость обращения денег примерно равна,
  • в течение определённого периода времени соотношение денежных агрегатов в официальной экономике остаётся неизменным
  • существует необходимый для сравнения период времени, когда неформальной экономики практически не было и ею можно было пренебречь.

Очевидна оспариваемость данного метода, так как

  • в неформальной экономике используются бартерные расчёты, другие средства платежа, например бумаги на предъявителя,
  • нет обоснования того, что соотношение денежных агрегатов в экономике остаётся неизменным,
  • есть основания полагать что в неформальной экономике с её прямой связью потребителя и производителя скорость обращения денег меньше,
  • корректность выделения и сравнения с базовым периодом не учитывает множества как социально-экономических так и исторически-политических факторов.

Тем не менее данный метод используется (анализ объёма денежных операций, метод Гунтманна, Файга), и даже развивается с применением корреляционно-регрессионных моделей, учитывающих доходы, налоги, процентные ставки и собственно функционирование неформального сектора.

Косвенные методы дают, как правило, завышенную оценку, прямые методы, наоборот, дают заниженную оценку, предположительно потому что при прямом анализе индивиды склонны скрывать своё участие в неформальной экономике доступными им методами, а при косвенном на оценку влияет множество не поддающихся коррекции факторов.

Хотя встречаются оценки теневой экономики с точностью до долей процентов, но при этом различные даже комбинирование различных подходов оценки доли неформальной экономики явно не позволяет добиваться настолько точных результатов: например оценки доли неформальной экономики в США 1977—1978гг варьировались от 4,4 % — 10 % до трети всего объёма экономики. Это связано с использованием косвенных методов изучения неформальной экономики, прямой сбор информации о которой в большинстве случаев неэффективен.

Трудности сбора информации для анализа неформальной экономики могут быть связаны, например, с трудностью достоверного разделения определённых экономических явлений на формальные и неформальные. Так, в 90-е годы в условиях переходной экономики в России был крайне распространён бартер как вид отношений, при этом зачастую бартер маскировал понятие, которое в уголовном законодательстве именуется как коммерческий подкуп: формально одна партия товара обменивалась на другую партию товара, на самом же деле параллельно сторона, которая больше была заинтересована в осуществлении данной сделки, платила другой.

А что думает Церковь?

Прокомментировать произведения Щепкина с точки зрения православной традиции и современного искусства Лайф попросил священника Фёдора Котрелёва, куратора нашумевшей в 2010 году выставки современного православного искусства «Двоесловие/Диалог».

— Я надеюсь, что художник выражается образным языком, играет словами, называя свои произведения иконами. Существует принципиальное отличие между картиной и иконой. Икона — это образ, который всегда отсылает в вышний мир. Кроме того, в иконах все персоны надписываются. Если изобразить, скажем, Христа по всем канонам и не надписать, что это Христос, это будет картина. 

Что касается творчества конкретного художника, он имеет право делать что угодно. Но получится ли надписать его картины как иконы? Нет, потому что на них не изображён Христос и святые. На иконах бывают второстепенные персонажи, которые относятся к жизнеописанию святого, но надписываются не они, а только канонизированные святые и Христос. Если, например, с иконы российских новомучеников убрать святых и оставить красноармейцев со штыками и собаками, то это не будет иконой. Помимо всего прочего, иконописец получает на свою работу специальное благословение. 

Зависимость от экономической ситуации


Неформальная экономика в процентах от ВВП.

Развивающиеся страны

В экономике излишне бюрократизированных и коррупционных развивающихся стран неформальная экономика заменяет собой экономику официальную, позволяя людям выживать и работать. При этом в большинстве развивающихся стран производство наркотиков с последующим их экспортом (и прочая деструктивная деятельность) занимает в общем объёме неформальной экономики сравнительно небольшую долю, хотя из этого правила имеются и исключения: по данным ЦРУ 80-90 % потребляемого в Европе героина делается из производимого Афганистаном сырья. При этом несомненно, что часть доходов от этого идёт на финансирование военных действий, которые с одной стороны интерпретируются как терроризм, а с другой как борьба за свободу.

Чрезвычайно показателен в данном случае пример деколонизации Африки, которая в конечном итоге привела к увеличению сектора неформальной экономики, особенно в Западной Африке. Сам факт деколонизации по-разному оценивается экспертами в зависимости от политических взглядов, но её последствия, связанные с резким разрывом экономических связей и демонтажом работающих общественных институтов в условиях отсутствия национальных кадров управленцев, оказались зачастую фатальными. Исчезнувшие в один момент общественные институты нанесли серьёзный урон экономике стран Африки. Экономика Южной Африки в целом и к началу нового тысячелетия не достигла уровня, предшествующего деколонизации в 60-х годах.

В развивающихся странах наибольшая доля неформальной экономики сконцентрирована в таких отраслях, как строительство, производство одежды, розничная торговля.

Страны с переходной экономикой

При переходе к другой экономической системе во время распада СССР неформальные отношения позволили многим предприятиям продолжить своё функционирование, произошла переориентация неформального сектора с обеспечения населения дефицитной продукцией (в основном перераспределительная деятельность) на реализацию более дешёвой, распространённой, и зачастую менее качественной продукции, при этом старый неформальный сектор практически растворился в торговой деятельности. Контроль государства в странах с переходной экономикой гораздо более существенен, чем в странах развивающихся, и основную составляющую неформальной экономики составляют операции, скрываемые зарегистрированными фирмами от государства.

Если рассчитывать уровень налогового бремени как средневзвешенный для «белого» и «теневого» секторов экономики, то снижение ставок налогов может привести к повышению среднего налогового бремени за счёт уменьшения «теневого» сектора и увеличения собираемости налогов. В — в России доля теневого сектора снизилась примерно на 6,2 % из-за введения упрощённой системы налогообложения.

Развитые страны

Развитые страны — это государства с развитой рыночной экономикой, многолетними традициями существования рыночных институтов и стабильной политической системой с относительно высокими уровнями доходов населения и индустриализацией. Последнее время доля теневой экономики в развитых странах возрастает, что связывают с увеличением контроля со стороны государства.

В 60-е годы на фоне демонтажа колониальной системы продолжался процесс глобализации экономики развитых стран, недостаток неквалифицированной рабочей силы во многих из них был решён за счёт миграции из стран третьего мира. Данный процесс в значительной мере способствовал увеличению неформальной экономики в развитых странах, так как менее обеспеченные мигранты легче включаются в неформальную экономику.

Велика доля неформальной экономики в сфере услуг, это связано как с тем, что основной капитал занятых в неформальном секторе — человеческий, так и с лёгкостью избежания налогообложения при непосредственном контакте с заказчиком.

Высокий уровень доходов населения развитых стран позволяет удовлетворять потребность в таких нелегальных предметах роскоши, как наркотики с высокой стоимостью (например, колумбийского или перуанского кокаина), но эти расходы составляют небольшую часть среди расходов на бытовые услуги, строительство и ремонт. На 1997 год оборот наркорынка в мировой торговле составлял 8 %.

[править] Суть

Суть концепции заключается в том, что эмо и херки не по нраву плану Путина и путинюгенду. По сей причине государство решило выпилить вышеназванные субкультуры. Согласно сабжу, расовым эмо и готам нельзя появляться в школах, вузах и прочих кошерных местах, потому что по уровню опасности они приравниваются к разного рода гопникам. Также теперь запрещено делать татуировки и пирсинг несовершеннолетним (кроме женских сережек). Ну и комендантский час для школьников запилили.

Собсно, чтобы эта концепция работала, была введена операция «Неформал». В ее рамках менты должны ловить различных говнарей, доставлять их в отделения, фотографировать, переписывать данные и дактилоскопировать. Самое интересное, что операция иногда работает, ИЧСХ, менты теперь любого гопника, алконавта, студента и вообще любую свою жертву до 30 лет ошарашивают вопросом: «А ты вообще кто, эмо, гот?» Впрочем, это может быть простым проявлением искромётного юмора милиционеров… Лет 5-6 назад в городе НН ловили всех подряд по подозрению в причастности к скинхедству, даже рэперов с длинными волосами. Причем кровавая гебня на полном серъезе не видела разницы между лысоголовами в закатаных джинсах и «неформалами». И до сих пор на просторах страны иногда бывают странные рейды по общагам, когда всем тупо задаётся один и тот же вопрос: «Отношение к субкультурам?», по итогам которого спалившихся говнарей забирают с собой, а отмолчавшихся — оставляют, будь у них хоть трёхвершковый ирокез, хоть пентак на лбу. Вобщем, Совок жив!

Причины существования

Происхождение неформальной экономики неразрывно связано с традиционализмом. С 1970-х годов рост неформальной экономики наблюдается в большинстве не только развивающихся, но и развитых стран Эта тенденция в первую очередь связана со стремлением государства расширить и углубить правовой контроль за различными областями деятельности людей. Однако она может стимулироваться и медлительностью государства при регулировании экономики в условиях быстро меняющейся рыночной ситуации или при монополизации транснациональными корпорациями целых рынков сбыта товаров и услуг.

Индивиды ищут приемлемые формы адаптации на основе ранее сформированного опыта, морально-этический базис и конкретные навыки ведения хозяйства могут передаваться из поколения в поколение невзирая на текущее законодательство, поэтому принятие законов без осуществления реально влияющих на поведение людей мероприятий является практически бесполезным. Люди, признаваясь в незнании законов, негативно характеризуют их или контроль за их исполнением для того, чтобы оправдать подобную деятельность в собственном сознании.

Бездомные.

Бедность является одновременно следствием и причиной существования неформальной экономики, так как бедные граждане заинтересованны в получении хоть каких-то доходов, при этом законность способа получения отходит на второй план перед необходимостью выживать, по системе Д для этого требуется сообразительность. Люди из некоторых социальных групп могут практически не иметь шансов на легальное трудоустройство. В некоторых случаях бездомные сами стремятся попасть в тюрьму. Для бедных слоёв населения потери времени, связанные с заключением под стражу, не так страшны, как штрафы, для богатых, соответственно, более страшны потери времени, чем штрафы.

Потребности безграничны, сила же принуждения государства ограничена, как ограничены его ресурсы, это приводит к невозможности установления законности в случаях, когда в государстве действуют явно невыгодные обществу законы, при этом люди идут на правонарушения даже под страхом смертной казни. Из моделей экономики преступления и наказания следует, что чем больше прибыли может принести правонарушение, тем больше средств необходимо будет потратить на его сдерживание, или тем более жестокие законы необходимо будет установить. Коррупция законотворческих органов приводит к принятию законов без балансирования интересов личности, общества и государства.

Доверие экономических агентов друг к другу как важный элемент неформальных связей крайне важно для существования неформальной экономики. По теории общественного договора Руссо государство должно выступать как агент-гарант и обеспечивать граждан общественными благами, однако при приватизации его функций и правомочий теневыми структурами оно эти функции утрачивает, что приводит к потере доверия к государству и праву как к гаранту соблюдения правил

Устройство государства и законов, на которых оно основано — несовершенно. Толкование права — непрекращающийся процесс, не в последнюю очередь потому, что для написания законов используется естественный язык со всем его многообразием смыслов. Несовершенство законов обусловленно, в том числе тем, что для государственных органов могут быть непонятны или неизвестны общественные обычаи делового оборота, так и для широких слоёв общества может быть непонятен механизм участия в принятии законов.

В некоторых случаях принятие закона осуществляется не для того, чтобы закрепить некий образ действий или решить имеющуюся у общества проблему, а для получения конкретными людьми или группами материальной или политической выгоды.

Типология

До сих пор не выработано однозначной и общеупотребимой терминологии и классификации разных форм ненаблюдаемой деятельности. Это связано в первую очередь с многогранностью явления неформальной экономики, с тем, что данное явление изучают представители разных наук (антропологии, права, психологии, социологии, криминологии, экономики разных направлений и др.) из разных стран, с отличающимися законами. Сам характер данной деятельности таков, что по нему сложно получить полные и подтверждаемые данные. Точно определить входящие в неформальную экономику виды деятельности невозможно ещё потому, что её состав может практически мгновенно меняться в результате изменения законов.

Права другого хозяйствующего субъекта
Законность Нарушены Не нарушены
Закон нарушен Нелегальная криминальная «чёрная» экономика Неформальная «серая» экономика
Закон соблюдён Внелегальная «розовая» экономика Легальная «белая» экономика

К внелегальной «розовой» экономике относятся, например, финансовые пирамиды.

Законность формы деятельности Соблюдение фискальных правил
Общинная и домашняя экономики + + Официальная экономика
Неформальная экономика + Теневая экономика
Нелегальная экономика Фиктивная экономика
(меньше)связь→с→официальной→экономикой(больше)

Фиктивная экономика — незаконная деятельность занятых в официальной экономике агентов, связанная со скрытым перераспределением (англ.) легальных доходов. Подобной деятельностью могут заниматься люди из руководящего персонала, поэтому эту разновидность скрываемой экономической деятельности называют также «беловоротничковой», и сильно зависит от официальной экономики. Включает в себя широкий круг деятельности, включая коррупцию, уход от налогов, ложные банкротства, промышленный шпионаж и зачастую наносит государству, корпорациям и обществу больший урон, чем другие виды скрываемой деятельности.


Один из вариантов взаимопроникновения разных типов экономик

На вышеприведённом рисунке формальная экономика составлена из двух секторов: рыночной экономики свободного предпринимательства и перераспределительной экономики государственного регулирования. Нерегулярная экономика — работа «на стороне», социальная — сектор экономической деятельности, не использующей деньги как средство обмена, в нём используется «социальный капитал» — принимаемые индивидами обязательства.

Духовное пространство

Жизнь самых стойких неформалов разделилась надвое. Днём они носят костюмы и ходят на работу, а в выходные предпочитают скучному дресс-коду патрули с черепами, чёрные джинсы, свободные толстовки. На улицах таких персонажей почти не видно, они предпочитают проводить время на закрытых тусовках. Но они, скорее, меньшинство. В целом неформалы, осознав, что мрачные идеологии не приносят в жизни никакой практической пользы, быстро отказались от собственных убеждений.

Сегодня бывшие неформалы — это кто угодно: родители, бизнесмены, прилежные офисные сотрудники, учёные — но не протестующие. Бывшие готы, эмо и панки отмечают, что для них субкультура стала частью духовного пространства. Они, может, и не выглядят эпатажно, но продолжают слушать нестандартную музыку, ездить вместе на концерты, собираться проверенными тусовками.

В иконописи мы такие авангардисты

Знаменитый богослов 1980-х Александр Мень говорил, что, по сравнению с искусством древнего мира, христианское искусство, в частности иконопись, было авангардом. Иконописцы совмещали языческие символы с новым содержанием. Тогда содержимое православной иконописи «прорвало» форму старого искусства. Прошли тысячелетия, и мы эти символы — рыба, якорь, виноградная лоза — стали воспринимать как исконно христианские, хотя изначально они таковыми не являлись.

— У Андрея Рублёва, Феофана Грека и Дионисия была очень дерзкая идея — изобразить неизобразимое, написать красками божественные энергии так, как они есть, используя лишь цвет. Если меня спросить, какое одно произведение мирового изобразительного искусства я бы оставил, я бы назвал икону «Спас в силах» Рублёва. Она вобрала в себя всё, что существовало и будет когда-либо существовать в визуальном искусстве. Это одновременно и абстракция, и портретная, и метафизическая живопись, и многое другое. К тому же именно таким я хотел бы видеть Бога в вечной жизни.

Через творчество исихастов художник приходит к философии — по его мнению, цвет и звук относятся к нечеловеческой, неземной реальности, потому как без них человек мог бы существовать, но жизнь не имела бы эмоциональной и духовной наполненности.

— Когда видишь закат, необычное дерево или поляну в лесу, то понимаешь, что сконструировать такой энвайронмент(форма авангардистского искусства. — Прим. Лайфа) с невероятным разнообразием форм и цветов мог только настоящий художник. Так и мои работы. Их основа, их главный персонаж — цвет.

«Разница художника и Бога в том, что один творит из имеющегося, а другой создаёт из небытия»

Если посмотреть на его работы одну за одной, чем ярче на них цветовая гамма, тем хуже было художнику в момент создания работы. Так он научился справляться с духовным спадом и депрессией. Кроме поста и молитв в сложные моменты помогают яркие краски, уверен он.

Православный постмодерн

Однако со временем и церковный антураж начал художнику надоедать — одни и те же слова священника, однообразные службы. Начались поиски новых форм общения с Богом, которые привели к занятиям живописью и своеобразной светской «иконописи». Духовную жизнь он не оставляет: его домашний иконостас стоит не запылённым, дореволюционное зачитанное Евангелие раскрыто на служебном тексте сегодняшнего дня.

— Я художник постмодерна, потому что мы живём в эпоху постмодерна, никуда от этого не денешься. И в то же время я своего рода иконописец, — говорит Щепкин. — Это не иконы в их каноническом смысле, но и не издевательство над ними. В своих произведениях я отвечаю за каждую точку и каждый персонаж. Всё это имеет символический смысл: цвет, композиция, вид и расположение фигур отсылают к православной иконописи. Иногда я фантазирую о том, как Бог видит нас, — получается икона наоборот.

Постмодерн, объясняет художник, смешивает всё и вся и отрицает какие-либо ценностные центры — ничто не достойно того, чтобы быть в этот центр помещённым. Некогда чёткая в искусстве и вообще в сознании людей смысловая вертикаль — от человека к Богу — превращается в горизонталь, где все на равных. Речь уже идёт не о том, что хорошо-плохо, низко-высоко, а о номинациях, когда всё многообразие тем, образов, инструментов и практик описания находит своё место в рамках одного проекта. Когда человек приходит в супермаркет, то он не задумывается об эстетической ценности товаров, для него важны и продукты питания, и бытовая химия, и предметы личной гигиены.

За каждым образом картин Щепкина — свой миф, который ложится в горизонтали и вертикали, с «оглядкой на небо» — к вождю, Богу или абстрактному идеалу. Щепкин пытается увидеть земной мир с точки зрения Бога, которому, по мнению художника, он представляется абсурдным балаганом. Темы работ художника — тоска по Богу, война всех против всех и напряжение между полами, мифологическое сознание и реклама, ритуал и потребление. Образы в картинах художника мерцающие, неоднозначные и открытые к интерпретации.

Значительная часть работ художника — это коллажи и живопись. Для коллажей он выкупает, обменивает и привозит домой чемоданами как современные издания, так и подшивки советских журналов 50—80-х годов. Говорит, что, в отличие от современной печати, из советской периодики для работы брать можно почти всё. 

История явления и понятия

Попытки государства регулировать деятельность людей возникли не позднее, чем в Шумере. До сих пор ни одна из таких попыток регулирования не была осуществлена полностью и до конца, так как в любых обществах есть люди, стремящиеся избежать регулирования.

Когда формальное регулирование ещё не появилось, деятельность в рамках неформальных норм уже существовала, и первым её названием в рамках экономической теории было «традиционная экономика». Новое название появилось потому, что в новых условиях изменилось содержание деятельности, да и использовалось старое название в теориях, которые не объясняли существование и рост подобной экономики в условиях развитой экономики.

В 60-х годах одна из теорий модернизации (девелопментализм) предсказывала, что традиционный сектор экономики в развивающихся странах исчезнет в результате экономического прогресса, когда устаревшие традиционные формы организации труда будут вытеснены более прогрессивными и более эффективными новыми формами. Этого не происходило, более того, такая деятельность даже расширялась, и экономисты начали более подробное изучение этого сектора. Обнаружилось, что он не только не сокращается, но даже вбирает и осваивает новые технологии, будучи более конкурентоспособным в некоторых видах деятельности.


Рынок в Гане

Термин «неформальная экономика» (англ. informal economy) по отношению к подобной деятельности был введён английским антропологом Кейтом Хартом, когда он проводил исследования по заказу Международной организации труда в в Гане и в в Кении, которые показали, что значительная часть горожан, занятая в малом и среднем бизнесе, практически не связана с официальной государственной экономикой. Он показал, что неформальная деятельность следует рыночной логике, хотя и существует ряд её существенных отличий от деятельности в рамках формальной экономики.

Критикуя действия правительства, де Сото показал, что экономическая система Перу (и многих других развивающихся стран) может быть охарактеризована не как рыночная экономика, а как меркантилизм. Эта книга во многом переложила ответственность за существование неформальной экономики с неразвитости местных жителей на неразвитость государственных и социальных институтов в обществе. Также значительное влияние на развитие понятия неформальной экономики оказали Рональд Коуз с «Теорией прав собственности» и Беккер с книгой «Преступление и наказание: экономический подход».

Термин неформальная экономика связывали с развивающимися странами, где около половины населения могут работать вне системы налогообложения, но, как стало понятно, все экономические системы содержат её в той или иной мере. В конце семидесятых годов в США появляется ряд статей, осветивших для исследователей проблему неформальной экономики уже в развитых странах, в частности в США (Гутман, ; Файг, ) и СССР (, Гроссман; Каценелинбойген). Такую экономику стали называть теневой, подпольной, нелегальной, подчёркивая не её неформальный характер, а скрытость от контролирующих органов, так как в развитых странах наличествует более устоявшаяся система государственных и социальных институтов, и государство имеет больше возможностей регулировать экономическую активность граждан.

Серость окружающего мира

Никто не знает, когда человечество стало напрягать схожесть черт и поведения. Ведь было же время, когда люди довольствовались звериной шкурой в качестве одежды и вместе ели одного мамонта. Как бы отреагировало племя, если бы один из его членов вдруг выкрасил добытую шкуру охрой и повязал её по-новому? Наверное, сперва бы старейшины возмутились, а потом, осознав удобство или красоту новинки, взяли бы мысль на вооружение.

Чем отличаются сегодняшние дни от минувших? Также есть бунтари, не желающие походить на остальной мир. Для них китч в одежде — это способ самовыражения, этакий крик души, при помощи которого они заявляют о себе и своих правилах. В основном, подростки-неформалы воодушевляются идеей быть яркими, а на деле даже не догадываются о том, что каждая субкультура имеет свою историю и свои ценности.

Определение

Неформальная экономика в широком смысле тождественна ненаблюдаемой, в неё подмножествами входят нерегулярная, «серая» и теневая экономики а также .

Неформальная экономика может определяться как совокупность отношений, присущая всей экономике в целом, или — в рамках экономико-социологического подхода — как особая стратегия (логика) экономических агентов, способ заработать на удовлетворении спроса людей, вне зависимости от легальности осуществляемых действий, и, с другой стороны, возможность субъектов экономики преследовать свои цели в более приемлемых для них условиях, чем те, которые существуют в рамках законов.

Кроме подобного широкого смысла «неформальная экономика» определяется как «серая» экономика: деятельность с целью получения выгоды, когда доходы и способы их получения остаются за рамками управления государственными институтами, в то время как схожие виды деятельности ими регулируются. «Серая» экономика — это скрываемая деятельность, которая могла бы быть показана, но тем, кто её осуществляет, представляется более выгодным избегать лишнего внимания контролирующих органов. В это более узкое определение входят легальные виды деятельности теневой экономики (исключая криминальные её виды, см. чёрный рынок) и не входит социальная экономика (в том числе домашняя, общинная и моральная), которая с трудом поддаётся учёту, даже если её не стараются скрыть.

В нормативных документах Росстата РФ неформальная экономическая деятельность определена более узко, фактически, как домашняя или общинная экономика: как деятельность, осуществляемая в основном на законных основаниях индивидуальными производителями или некорпорированными предприятиями, производящими продукты частично или полностью для собственного потребления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector