Юрий гагарин: правда о гибели космонавта №1

Гагарин и английская королева

Первый космический полет, естественно, стал событием мирового масштаба, поэтому просьбы о визите посыпались буквально отовсюду. Советское руководство сочло это хорошей возможностью улучшить имидж страны, поэтому первый космонавт отправился в самое настоящее мировое турне — причем рассказывали, что порой график визитов был таким жестким, что делегация валилась с ног от усталости. За 1961 год Гагарин посетил Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, Польшу, Кубу, Бразилию с остановкой на острове Кюрасао, Канаду с остановкой в Исландии, Венгрию, Индию, Цейлон и Афганистан.

Юрия Гагарина (на краю справа) приветствуют жители города Тампере в Финляндии. Фото — РИА Новости

Визиты продолжались и в последующие годы — всего космонавт посетил около 30 стран.

Гагарин в Египте. где ему вручили высший орден республики «Ожерелье Нила». Фото — Википедия

Особенно известным стал визит Гагарина в Великобританию, в рамках которого он встретился с королевой Елизаветой II.

Елизавета II в 1960-х. Фото — Getty Images

Рассказывается, что своим обаянием и непосредственностью космонавт сразил британский высший свет — так, выпив чай с лимоном, он будто бы съел дольку, что было нарушением этикета. Выход из неловкой ситуации нашла сама королева. Она воскликнула: «Всем пить чай по-гагарински!», потом невозмутимо достала свой лимон и съела его. После чего весь королевский двор сделал то же самое.

Гагарин (стоит в машине в центре) едет по улицам Манчестера. Фото — РИА Новости

До этого она якобы поддержала гостя, не знавшего принадлежности столовых приборов, и также стала есть одной ложкой. Самой же достоверной историей является та, которая рассказывает, что Елизавета II в нарушение протокола сфотографировалась с космонавтом. Возмущенным придворным она сказала, что Гагарин не обычный, земной человек, а небесный, и потому протокол на него не распространяется.

Детство

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревушке Клушино, в Западной области СССР, в семье зажиточных крестьян. Мальчик был третьим из четверых детей. Детство Юры проходило спокойно и радостно, отец и мать уделяли ему много внимания. Алексей Иванович, глава семейства, много занимался поделками из дерева и с удовольствием приобщал к этому детей.

Юрий Гагарин в детстве

В 6 лет Юра пошел в школу, но успел закончить только первый класс, прежде чем началась Великая Отечественная война. Немецкие войска захватили часть территории СССР, дошли они и до Клушино, так что работа многих государственных учреждений, в том числе и школы, прекратилась. Став известным человеком, Юрий предпочитал никогда не вспоминать о мрачных временах оккупации. Известно, что солдаты Германии выгнали семью Гагариных из дому и, отступая, забрали с собой молодежь в качестве военнопленных. Так увезли его брата и сестру.

В 1943 году Клушино освободили, а вскоре после окончания войны Гагарины переехали в Гжатск, где мальчик продолжил учебу. Юрий был очень способным и любознательным юношей, занимался множеством видов деятельности, начиная от музыки и заканчивая фотографией.

После того, как Гагарин закончил 6 классов, он решил переехать в Москву, так как чувствовал себя слишком стесненным в небольшом городе. Родители пытались отговорить амбициозного юношу, но не смогли этого сделать. Так, в 1949 году 15-летний Юрий Гагарин переехал в столицу.

Юрий Гагарин (в центре) — учащийся Саратовского индустриального техникума с друзьями. 1953 год

Подросток жил у родственников, учился в ремесленном училище, одновременно проходя программу за седьмой класс в школе рабочей молодежи. Тогда же молодой Гагарин увлекся баскетболом и вскоре стал капитаном команды. В 1951 году юноша переехал в Саратов, где и начал проходить обучение в индустриальном техникуме. Во время учебы произошло первое знакомство Юрия с небом.

В 1954 году Гагарин попал в клуб авиалюбителей, где читались доклады отцов-основателей космонавтики. Послушав выкладки Циолковского, юноша просто влюбился в идею полетов за пределы Земли, хотя вряд ли мог представить себе тогда, чем обернется его увлечение. В следующем году Гагарин выпустился из техникума, параллельно молодой человек продолжал состоять в клубе авиалюбителей и уже успел самостоятельно выполнить несколько полетов на маленьком учебно-тренировочном самолете.

Юрий Гагарин протирает свой самолет в аэроклубе ДОСААФ города Саратова. 1954 год

Через несколько месяцев после того, как будущий космонавт закончил учебу, его призвали на прохождение армейской службы в военное авиационное училище в Чкалове. Там у Гагарина возник серьезный конфликт, едва не стоивший молодому человеку жизни. Гагарин, назначенный помощником командира взвода, был чрезвычайно строг по части дисциплины, что, разумеется, не устраивало его сокурсников. Однажды ночью его подловили и жестоко избили, после чего юноша пролежал в больнице месяц, прежде чем смог вернуться к службе. Примечательно, что это происшествие нисколько не сломило боевой дух, отношение к подопечным он не поменял.

Курсант Гагарин легко справлялся с любыми заданиями, кроме посадки самолета. Аппарат постоянно клевал носом, и из-за того, что требования к обучающимся были крайне строги, было принято решение отчислить Гагарина.

Юрий Гагарин с родителями

Молодой человек, не представлявший без неба своей жизни, готовился уже поставить крест на своей карьере, но в этот момент начальник училища, которому не давали покоя загадочные неудачи лучшего студента, обратил внимание на маленький рост парня и предположил, что именно из-за этого он имеет проблемы с углом обзора во время посадки. Гагарину дали еще один шанс, при этом перед полетом положили на кресло подкладку, увеличившую высоту сидения

Предположение оказалось верным.

В 1957 году Юрий Гагарин окончил училище и начал служить в Мурманской области.

Космонавтика

В 1959 году Гагарин дослужил до чина старшего лейтенанта, получив звание военного летчика 1-го класса. Тогда же на государственном уровне было закреплено постановление о поиске и отборе кандидатов на полет за пределы Земли. Услышав об этом, летчик написал руководству рапорт, в котором просил зачислить его в кандидаты.

Лейтенант Юрий Гагарин в самолете во время службы в Заполярье. 1958 год

Отбор проходил не по навыкам или заслугам, проверками руководил Королев и в первую очередь смотрел на физические данные претендентов. Первые ракеты были ограничены в размерах и грузоподъемности. Рост, чуть было не стоивший летчику карьеры, в этот раз стал счастливым билетом Юрия. В рост юноша был 165 см (по некоторым данным и вовсе 157), а вес будущего космонавта составлял 68 кг – будь Гагарин крупнее, он мог бы и не поместиться в космическом корабле.

После многочисленных проверок Гагарина утвердили как одного из 20 предполагаемых будущих космонавтов. В марте 1960 года летчик приступил к тренировкам.

Юрий Гагарин на приёме у врача

Несмотря на жесткую конкуренцию, Гагарин сумел завоевать симпатии даже своих соперников. Надежный, сильный и доброжелательный юноша никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя, и это было видно по его поведению и манере речи. Космонавт легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

Улыбка Юрия Гагарина

Гагарин обожал небо и отдавался занятиям целиком, на остальное у него просто не было времени. В результате по анонимному вопросу, проведенному среди кандидатов в космонавты, большая часть назвала именно Гагарина как человека, наиболее подходящего для первого полета в космос. Несмотря на то, что летчик не был лидером ни в одной области подготовки, по сочетанию навыков, черт характера и психологической устойчивости именно он был признан идеально приспособленным для путешествия в космос.

«В космосе был, Бога не видел»

«В космосе был, Бога не видел» — еще одно громкое высказывание, приписываемое Юрию Гагарину. Его подлинность довольно сомнительна — считается, что источником крылатого выражения стал генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, однажды на партийном пленуме по вопросам антирелигиозной пропаганды сказавший: «Ну что вы там за Бога цепляетесь? Вот Гагарин летал в космос, а Бога не видел».

Никита Хрущев и Юрий Гагарин на торжественной встрече космонавта на Внуковском аэродроме 14 апреля 1961 года. Фото — РИА Новости

Тем не менее, отношение Юрия Гагарина к религии является предметом серьезных дискуссий. В собственной книге «Дорога в космос. Записки летчика-космонавта СССР», он писал:

«Полет человека в космос нанес сокрушительный удар церковникам. В потоках писем, идущих ко мне, я с удовлетворением читал признания, в которых верующие под впечатлением достижений науки отрекались от бога, соглашались с тем, что бога нет и все связанное с его именем — выдумка и чепуха».

Однако далеко не все специалисты уверены в искренности изложенных там утверждений — ведь книга была мощным идеологическим инструментом, записывалась со слов космонавта корреспондентами газеты «Правда» и редактировалась высокопоставленным офицером.

Кроме того, существуют свидетельства и религиозности Юрия Гагарина. Так, Валентин Петров, один из работников Центра подготовки космонавтов, говорил:

«Юрий Алексеевич, как все русские люди, был человеком крещеным и, насколько я могу знать, верующим. Для меня незабываемой остается наша совместная поездка в Троице-Сергиеву лавру в 1964 году, как раз когда Гагарину исполнилось 30 лет.

Когда мы пришли в лавру, толпа народу пошла к нему за автографами. Еще даже служба не успела кончиться, но все, узнав о приезде Гагарина, поспешили к нему. Вот такая была народная любовь к Юре, и он не мог никому отказать».

Троице-Сергиева лавра. Фото — Википедия

В статье корреспондента «Известий» Сергея Лескова «Главный полет человека» утверждается:

«Детей в деревенской семье полагалось крестить — Юра не был исключением. Он и сам в церкви выступал в роли крестного отца, ходил с грудной племянницей вокруг купели, о чем она через много лет сама рассказывала мне в городе Гагарине. Мало того, космонавт Гагарин крестил своих дочерей Лену и Галю, но был вынужден это скрывать, обряд совершали подальше от Москвы — в Смоленской области».

Юрий Гагарин с дочерьми Леной и Галей. Фото — РИА Новости

Также известен факт, что в 1966 году Юрий Гагарин не подписал осуждающее религию обращение советских космонавтов — «Юным атеистам-ленинцам Страны Советов».

Прощальное письмо космонавта

Перед своим историческим полётом в космос 10 апреля 1961 года Юрий Гагарин на всякий случай написал прощальное письмо родным. Долгое время родные и близкие не знали о письме. И только после авиакатастрофы под Киржачом письмо вручили супруге первого космонавта — Валентине Гагариной.

Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!

Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос!

Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой.

В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать всё до конца.

Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то ещё в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полёт людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.

Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.

Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чём-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и всё. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г.

Халатность руководства

Факты говорят о том, что экипаж учебного «МиГ-15» имел устаревшую информацию о погодных условиях. Свежие данные должны были быть предоставлены им в процессе полета, но их так и не передали. Выполнив снижение, самолет сделал переворот с выходом из пикирования и попал в зону с повышенной облачностью. Это не вызвало у летчиков беспокойства, так как, по их данным, нижний край облаков находился на высоте в 900 метров, хотя в реальности эта цифра составляла всего 400 метров. Когда они увидели землю, высота для выхода в горизонтальное положение оказалась слишком маленькой. Возможно, эти события и спровоцировали трагедию.

Авиакатастрофа

После защиты дипломной работы в академии Жуковского и длительного перерыва в полётах Ю. А. Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — «спарка»). В период с 13 по 22 марта 1968 года он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным.

Утром 27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели на учебном самолёте МиГ-15УТИ с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта условия видимости были нормальными, а высота нижней границы облаков составляла 900 м над земной поверхностью. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже в 10:31 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась.

Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржача Владимирской области. Утром следующего дня на месте падения самолёта приступили к работе члены Государственной комиссии. Были обнаружены фрагменты тел Серёгина и Гагарина, опознанные родственниками и сослуживцами. На месте авиакатастрофы были найдены личные вещи пилотов, бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва, а также на ветке был найден клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание.

3 версии крушения МиГ-15УТИ

Был другой самолет

Такой версии придерживается космонавт Алексей Леонов. Он считает,что к срыву самолета в штопор привел неосторожный маневр истребителя Су-15,несанкционированно оказавшегося в районе полета. Леонов утверждает,что ему известны факты из отчета комиссии,расследовавшей гибель Гагарина.

«При этом летчик нарушил режим,спустился до высоты 450 метров — а я это знаю,так как беседовал со свидетелями, — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10−15 метров в облаках,пройдя рядом с Гагариным,перевернул его самолет,вогнав в штопор,вернее,в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет совершил полтора витка и на выводе столкнулся с землей», — цитирует слова Леонова РИА Новости.

Нарушилась герметичность кабины

Эту версию оспаривают специалисты,которые считают,что разгерметизация на такой высоте не представляет угрозы для экипажа.

Пилотам не хватило высоты

Версия летчика-космонавта Владимира Аксенова. По его мнению,экипаж Гагарина и Серёгина,совершил ошибку в сложных метеоусловиях,и не сориентировался в обстановке,что привело к падению самолета.

По мнению летчика-космонавта после переворота Гагарин и Серегин задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и неожиданно попали в слой сплошной облачности. Аксенов считает,что предпосылками для попадания в плотные облака после переворота могли стать увеличение высоты и плотности облачности по сравнению с ее общим уровнем в месте входа в нее самолета или недостаточная начальная высота ввода самолета в переворот.

Что показала «яма»?

Объективности ради надо признать: и на месте падения самолета, и затем, когда все скрупулезно собранное доставили в московские НИИ различных специализаций, была проделана колоссальная работа. С достаточной степенью достоверности реконструированы временные и прочие параметры столкновения самолета Гагарина-Серегина с землей.

Оно произошло через 60-70 секунд после доклада: «Понял, выполняю». По срезу вершин деревьев, направлению оси разброса обломков МиГа и показаниям некоторых стрелочных приборов (отпечатки на циферблатах) было установлено, что истребитель врезался в землю с углом пикирования 50 градусов при скорости полета около 700 км/час и с небольшим правым креном. Скорость снижения в момент столкновения с грунтом была 145 м/сек — вдвое больше, чем ее среднее значение с начальной высоты 4200 метров и до нуля.

Гагарин остался живым в памяти земляков и друзей-космонавтов

Руль высоты находился в положении вывода из пикирования, но не на границе диапазона его возможной перекладки (32 вверх), а лишь на половине этого предела. Значит, ручка управления была взята «на себя» не до упора. Перегрузка на этом вертикальном маневре, которая давила в тот миг на пилотов (и, конечно, на конструкцию самолета), достигала почти 11 крат — каждый из летчиков «весил» около тонны. Курс полета при сближении с землей зафиксировался строго на юг — практически в обратную сторону от установленного направления выхода из зоны пилотажа.

Такие «убийственные» параметры, безусловно, не могли быть результатом намеренных действий экипажа, а явились следствием возникшей нештатной ситуации, обвально усугубившейся до катастрофического исхода всего за одну минуту.

Первый полет в космос

Полет на корабле «Восток» был сопряжен с огромными рисками для жизни Гагарина. По причине спешки не были продублированы некоторые важные системы, корабль не оборудовался системой мягкой посадки, даже не была создана система аварийного спасения на случай неполадок во время старта. Шанс, что первый космонавт погибнет, так и не поднявшись в воздух, был очень большим.

12 апреля 1961 года осуществился взлет с космодрома «Байконур». Из-за того, что возникли неполадки с оборудованием, Гагарин поднялся на 100 километров выше, чем изначально планировалось. Если бы возникли проблемы с тормозной установкой, космонавту пришлось бы возвращаться на Землю больше месяца, при этом запас воды и пищи был рассчитан всего на 10 дней.

Несмотря на многочисленные проблемы, Юрий Гагарин благополучно спустился с атмосферы. Его аппарат приземлился не там, где планировалось. Космонавта довезли до ближайшего поселка, и уже оттуда Юрий позвонил начальству с докладом об успешном приземлении и отсутствии травм. Поскольку полет был секретным, даже советские СМИ узнали о технологическом прорыве родного государства только на следующий день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector