Юрий гагарин: «паша посмотри на приборы, сердце у меня бьется?»

Чем занимался Гагарин до полета?

Юрий Гагарин был третьим ребенком в семье. Свое обучение он начал в первом классе, однако так и не успел его продолжить, поскольку его родную деревню и в том числе его дом заняли немецкие оккупанты. За окном был 1941 год, и вся семья Юры думала о том, как бы спастись.

Однако после освобождения соседней деревни он смог продолжить учебу, а в седьмом классе принял решение перейти на вечернее обучение, где получил двойную специальность «формовщик-литейщик». После этого он решил не оставлять это дело и поступил в индустриальный институт, который благодаря упорному труду окончил с отличием. Но небо постоянно притягивало его к себе, и поэтому он решил начать обучаться пилотированию. На этом поприще его так же ждал успех, и Юрия в скором времени отправили в авиацию Северного Флота.

Миссия первого космического пелета

Посадка в космический корабль

Тем не менее подготовка перового полета человека в космос велась буквально со скрипом. СССР изо всех сил старался обогнать США и первым запустить человека в околоземное пространство, поэтому во многих вопросах подготовки страна шла на очень большой риск. Например, использовавшийся для запуска «Восток-1» изначально даже не был предназначен для пилотируемых полетов. Аппарат представлял копию разведывательного комплекса «Зенит-2». Для установки кресла для космонавта из аппарата убрали часть фото- и радиоаппаратуры. Такая спешка – стать первым – даже привела к нескольким ЧП, которыми могли привести к провалу миссии и гибели космонавта.

Первое случилось за сутки до старта. Оказалось, что суммарный вес корабля с Гагариным в скафандре на 14 кг больше положенного. В таком случае существовал риск не вывода аппарата на заданную орбиту. Советские инженеры подошли к решению проблемы весьма оригинальным образом — срезали часть кабелей и датчиков, которые посчитали необязательными. Но на этом все проблемы не решились.

Буквально за час до старта выяснилось, что датчик на люке «Востока-1» не выдает нужный сигнал герметичности аппарата. Инженеры быстро выяснили, что дело в неисправном контакте, но так как до старта оставались считанные минуты, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с другими инженерами со скоростью современных механиков «Формулы-1» за считанные секунды открутили 30 гаек на корабле и, поправив датчик, вновь закрутили все обратно в положенным порядке. После этого проверка герметичности прошла успешно. Старт переносить не стали.

«Восток»

Трехступенчатая ракета-носитель «Восток» из семейства Р-7 широко использовалась на первом этапе космической программы СССР. В частности, с ее помощью на орбиту были выведены все космические аппараты серии «Восток», космические аппараты «Луна» (с индексами от 1А, 1В и до 3), некоторые спутники серий «Космос», «Метеор» и «Электрон». Разработка ракеты-носителя «Восток» началась в конце 1950-х годов.

Первый запуск ракеты, осуществленный 23 сентября 1958 года, оказался неудачным, как и большинство других пусков первого этапа испытаний. В общей сложности, на первом этапе были произведены 13 запусков, удачными из которых были признаны лишь четыре, включая полет собак Белки и Стрелки. Последующие запуски ракеты-носителя, также созданной под руководством Королева, были преимущественно успешными.

Как и у Р-7, первая и вторая ступени «Востока» состояли из пяти блоков (от «А» до «Д»): четырех боковых длиной 19,8 метра и наибольшим диаметром 2,68 метра и одного центрального длиной 28,75 метра и наибольшим диаметром 2,95 метра. Боковые блоки располагались симметрично вокруг центрального второй ступени. В них использовались уже проверенные жидкостные двигатели РД-107 и РД-108. В состав третьей ступени входил блок «Е» с жидкостным двигателем РД-0109.

Каждый двигатель блоков первой ступени имел тягу в пустоте в один меганьютон и состоял из четырех основных и двух рулевых камер сгорания. При этом каждый боковой блок оснащался дополнительными воздушными рулями для управления полетом на атмосферном участке траектории. Ракетный двигатель второй ступени обладал тягой в пустоте в 941 килоньютон и состоял из четырех основных и четырех рулевых камер сгорания. Силовая установка третьей ступени была способна обеспечивать тягу в 54,4 килоньютона и имела четыре рулевых сопла.

Установка запускаемого в космос аппарата производилась на третьей ступени под головным обтекателем, защищавшим его от неблагоприятного воздействия при прохождении через плотные слои атмосферы. Ракета «Восток» стартовой массой до 290 тонн была способна выводить в космос полезный груз массой до 4,73 тонны. В целом полет проходил по следующей схеме: зажигание двигателей первой и второй ступеней производилось одновременно на земле. После того как заканчивалось топливо в боковых блоках, они отделялись от центрального, продолжавшего свою работу.

После прохождения плотных слоев атмосферы сбрасывался головной обтекатель, а затем происходило отделение второй ступени и запуск двигателя третьей ступени, который отключался с отделением блока от космического аппарата после достижения расчетной скорости, соответствующей выведению корабля на заданную орбиту.

Возвращение на Землю

Когда шла заключительная стадия полета и космический корабль проходил при спуске плотные слои атмосферы, Юрий Гагарин, увидев пламя в иллюминаторе и решив, что загорелся «Восток-1», попрощался с товарищами через радиосвязь. В то время еще не знали, что это естественный процесс, когда происходит при трении защитного жаропрочного покрытия корабля об атмосферу.

Приземление шло по заранее составленному плану. Достигнув высоты 7 км от Земли, Гагарин катапультировался. Космонавт и капсула приземлялись на отдельных парашютах. При катапультировании, в момент, когда должен был отсоединиться воздуховод корабля, случилась неполадка с клапаном скафандра, предназначенный для поступления свежего наружного воздуха. Он сразу не открылся, и космонавт стал задыхаться, но через короткий промежуток времени деталь заработала.

Другой проблемой ситуацией было посадочное место. В тормозной системе произошли некоторые отклонения во время посадки. Это послужило небольшим отклонением корабля «Восток-1» от запланированного курса и если бы Гагарин не имел хороший уровень подготовки, то мог бы оказаться при спуске в ледяных волнах Волги. Он сумел увести от реки парашют двигая стопами. Космонавт удачно осуществил приземление около деревни Смеловка (Саратовская область), в 1,5-2 км от береговой линии, недалеко от корабля. Это произошло в 10 часов 55 минут. Только через час поисковые службы смогли его обнаружить.

Юрию Гагарину — человеку, кто летал в космос было присвоено звание майора, «Герой Советского Союза», «Летчик-космонавт СССР». Он стал человеком, который смог побывать впервые в космосе и рассказать об этой еще неизведанной атмосфере.

Это позволило провести:

  1. Испытание системы корабля.
  2. Изучить влияние невесомости на человеческий организм.
  3. Исследовать воздействие полета на физиологическое и психологическое и физиологическое состояние человека.

С тех пор 12 апреля 1961 празднуется как год первого полета человека в космос.

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток»

Космические собаки

Пионерами космоса среди животных стали наши четвероногие друзья. Первые собаки, полетевшие в космос 22 июля 1951 года и вернувшиеся живыми на Землю – Дезик и Цыган. Они путешествовали с полигона «Капустин Яр» на советской ракете «Р-1 В». Их полет был суборбитальным – ракета достигла космического пространства, но выход на орбиту Земли и ее полет вокруг планеты не был запланирован. А вот настоящий орбитальный космический полет впервые совершила героическая собака Лайка 3 ноября 1957 года. Она несколько раз облетела Землю на советском корабле «Спутник-2» и погибла в космосе от перегрева и стресса через 5-7 часов после старта. Предполагалось, что она проживет на орбите неделю, хотя возвращение Лайки на Землю не было предусмотрено конструкцией корабля. Почти через 3 года – 19-20 августа 1960-го на советском корабле «Спутник-5» легендарные собаки Белка и Стрелка не только полетали по орбите, но и вернулись домой.

Откуда возникли слухи о том, что Гагарин не был самым первым человеком в космосе

Одна из версий появления слухов о том, что самым первым полетевшим в космос человеком был не Гагарин, связана с забавной историей. За несколько лет до знаменательной даты советские ученые проводили множество исследований используемой аппаратуры, в том числе, настраивали и проверяли связь. Для этого на орбиту запускали на спутниках аудиозаписи с человеческой речью.

Эти переговоры не раз перехватывали разведывательные службы таких стран, как:

  • США;
  • Англия;
  • Франция;
  • Япония;
  • Италия.

Поскольку с каждым новым запуском объем слухов все множился, Центром управления полетов принято неординарное решение: следующими иностранные спецслужбы перехватили мощные голоса хора Пятницкого.

Кроме того, большая часть сообщений иностранных СМИ совпадала с реальными датами полетов беспилотников, спутников и межпланетных станций, с испытаниями самолетов или другого оборудования. Имена людей на роль пилотов брали случайные: в основном, простых сотрудников Института авиации и космонавтики.

Особенности космического корабля «Восток-1»

Полёт первого человека в космос должен был осуществиться на корабле «Восток-1», состоявший из 2 частей:

  • кабины с наличием системы обеспечения жизнедеятельности;
  • отсека с тормозным двигателем и приборами.

Кресло, находящееся в кабине было также местом хранения:

  • рацией;
  • медикаментов;
  • продовольствия;
  • спасательной лодки (если посадка произойдет на воду).

Космический корабль был снаружи был покрыт специальной тепловой защитой, так как проходя плотность слоев атмосферы, он очень сильно нагревался. Для иллюминаторов использовалось жаропрочное стекло.

Сам процесс управления кораблем был полностью автоматизирован, т. е. космонавт был пассажиром. Но Гагарин получил также и секретный код, позволяющий активизировать ручное управление в случае необходимости. Однако это было возможно лишь в том случае, если космонавт мог решить математическую задачу. Она была записана на листке и запечатана в конверт. Справившись с ней, летчик получал код.

Все эти меры предосторожности были связаны с тем, что реакция человеческой психики в космосе еще не была известна. На случай, если космонавт окажется на грани помешательства (предполагался и такой момент), то он не сможет перейти на ручное управление и повредить оборудование

Траектория полёта «Восток-1».

Первый полет в космос

Сергей Королёв торопился осуществить первый запуск в космос, поскольку были получены данные свидетельствующие о том, что американцы тоже собираются отправить человека в космос. У них это событие было намечено на 20 апреля 1961 года.

Перед полетом, за два дня, Юрий Гагарин написал прощальное письмо своей супруге, так как не было гарантии его точного возвращения. Письмо передали жене спустя 7 лет после смерти космонавта, в 1968 году. Он разбился на самолете, выполняя тренировочный полет.

За один день до вылета ракеты, Гагарина, одетого в скафандр с креслом, вместе повторно взвесили. Выяснилось, что произошел перевес на целых 14 кг. В срочном порядке, за одну оставшуюся до вылета ночь, разработали и провели работы по ликвидации лишнего веса, чтобы облегчить космический корабль. В действия были включены обрезка кабелей важных датчиков температуры и давления, которые в дальнейшем во время полета привели к некоторым нештатным ситуациям.

12 апреля 1961 года в 09:07(московское время) – происходит знаменательное событие, был совершен 1 полет человека в космос. Из динамика прозвучало слово Гагарина ставшее потом знаменитым, «Поехали». До старта выяснилось, что крышка люка неплотно закрылась после того как летчик прошел через нее в кабину. Эта неисправность была ликвидирована оперативными действиями ведущего конструктора «Восток», Ивановским. Он за короткий срок отвернул тридцать гаек с замком, которые запирали люк, поправил прижим крышки и вновь запер люк. Ракета была готова к запуску.

Таким образом, произошел важнейший момент в истории космонавтики, в которой первый полет в космос совершил Юрий Гагарин.

Телевизионная и радиотелеметрическая системы позволяли вести регулярное наблюдение за состоянием здоровья Гагарина, а также за полетом в целом. Система жизнеобеспечения была рассчитана на десять дней.

Когда корабль прошел через плотные атмосферные слои, Юрий Гагарин увидел Землю. Как потом рассказал сам космонавт, его больше всего впечатлил вид горизонта, отделявший очень черное небо от планеты.

За время полета, который продлился 108 минут, «Восток» успел облететь вокруг земного шара всего один раз. Из них всего лишь 89 минут было проведено на орбите, остальное время ушло на взлет корабля и посадку. Максимальная удаленность орбиты «Востока» от поверхности Земли составляла 327 км.

В процессе полета, Гагарин на бортовой магнитофон записывал все что чувствовал и ощущал в процессе полета. А также вел простые эксперименты на орбите: ел, пил и вел записи карандашом. При этом он обнаружил, что последний уплывает. Это навело пилота на мысль, что в космосе предметы желательно привязывать.

Возможные риски

СССР участвовал в космической гонке. Появилась информация, что в 1961 году (20 апреля) американцы планируют отправить человека в космос. Поэтому решение о том, кто станет первым космонавтом, принималось очень быстро. На заседании ГК утвердили кандидатуру Юрия Гагарина, его дублером стал Герман Титов. Корабль «Восток» также создавался в короткие сроки. Оборудование летательного аппарата было значительно упрощено. Конструкторам пришлось пожертвовать системами мягкой посадки корабля и аварийного спасения на старте. Кроме того, на корабле отсутствовала дублирующая тормозная установка. Это решение было мотивировано тем, что на такой низкой орбите космический аппарат сойдет с траектории и упадет на Землю сам вследствие естественных причин — торможения о верхние слои атмосферы. Этот процесс, по расчетом специалистов, должен был занять десять дней. На это же время были рассчитаны системы жизнеобеспечения. О том, сколько длился космический полет Гагарина в действительности — далее.

Первые собаки в космосе

Первые псы-испытатели не достигли космического пространства. 22 июля 1951 года безродные собаки по кличке Дезик и Цыган совершили первый суборбитальный полет на высоту восемьдесят семь километров семьсот метров. Ракета Р-1В была запущено с космодрома Капустин Яр. Данная миссия прошла успешно и после неё состоялось еще пять запусков с разными собаками. 

Другая серия запусков проводилась в 1954-1956 годах. Целью этих миссий было проверка скафандров в условиях разгерметизации корабля. Собака отправляли на высоту в сто десять километров. Большая часть животных перенесла нагрузки хорошо, однако в последующих испытаниях пять собак из двенадцати погибли. 

В 1957 году животных впервые запустили на орбиту. Это был год прорыва в космонавтике. Самые первые собаки в космосе должны были испытать условия длительной невесомости, температурных перепадов и перегрузок во время запуска. Первым космонавтом суждено было стать собаке по кличке Лайка. Она приглянулась примерным поведением и приятной внешностью. Собака совершила четыре витка вокруг земли и к сожалению умерла из-за неисправно в системе терморегуляции. Однако Лайка все равно должна была погибнуть, поскольку запуск рассчитывался лишь в один конец. 

«Восток-1»

Для первого запуска человека в космос использовался космический корабль «Восток-1», созданный для осуществления полетов по околоземной орбите. Разработка аппарата серии «Восток» началась в конце 1950-х годов под руководством Михаила Тихонравова и завершилась в 1961 году. К этому времени было произведено семь испытательных запусков, включая два с манекенами человека и подопытными животными. 12 апреля 1961 года космический корабль «Восток-1», запущенный в 9:07 утра с космодрома Байконур, вывел на орбиту летчика-космонавта Юрия Гагарина. Аппарат выполнил один виток вокруг Земли за 108 минут и совершил посадку в 10:55 в районе деревни Смеловка Саратовской области.

Масса корабля, на котором человек впервые отправился в космос, составляла 4,73 тонны. «Восток-1» имел длину 4,4 метра и максимальный диаметр 2,43 метра. В состав «Востока-1» входил сферический спускаемый аппарат массой 2,46 тонны и диаметром 2,3 метра и конический приборный отсек массой 2,27 тонны и максимальным диаметром 2,43 метра. Масса теплозащиты составляла около 1,4 тонны. Все отсеки были соединены между собой при помощи металлических лент и пиротехнических замков.

В состав аппаратуры космического корабля входили системы автоматического и ручного управления полетом, автоматической ориентации на Солнце, ручной ориентации на Землю, жизнеобеспечения, электропитания, терморегулирования, приземления, связи, а также радиотелеметрическая аппаратура для контроля за состоянием космонавта, телевизионная система, система контроля параметров орбиты и пеленгации аппарата, а также система тормозной двигательной установки.

Вместе с третьей ступенью ракеты-носителя «Восток-1» весил 6,17 тонны, а их совместная длина составляла 7,35 метра. Спускаемый аппарат был оснащен двумя иллюминаторами, один из которых размещался на входном люке, а второй — у ног космонавта. Сам космонавт размещался в катапультируемом кресле, в котором он должен был покидать аппарат на высоте семи километров. Была также предусмотрена возможность совместной посадки спускаемого аппарата и космонавта.

Любопытно, что на «Востоке-1» имелся и прибор для определения точного местоположения корабля над поверхностью Земли. Он представлял собой небольшой глобус с часовым механизмом, который и показывал местоположение корабля. При помощи такого прибора космонавт мог принять решение о начале маневра на возвращение.

Схема работы аппарата при выполнении приземления была такова: в конце полета тормозная двигательная установка замедляла движение «Востока-1», после чего происходило разделение отсеков и начиналось отделение спускаемого аппарата. На высоте семи километров космонавт катапультировался: его спуск и спуск капсулы осуществлялись на парашютах раздельно. Так должно было быть по инструкции, но при завершении первого полета человека в космос почти все прошло совершенно иначе.

Нехватка кислорода для космонавта

Не самое удобное рабочее место космонавта

Из-за проблем в системе торможения корабля «Восток-1» Гагарин приземлился не в изначально запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 1000 км западнее, в Саратовской области, неподалеку от Энгельса, к северо-западу от села Смеловка.

Посадка первого космонавта также могла закончится трагично. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, кислород в герметичный скафандр Гагарина стал подаваться не сразу. Проблема оказалась в клапане подаче воздуха. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки. Был риск, что Гагарин упадет в воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполетная подготовка. С помощью парашютных строп он ушел от реки и приземлился в 2 километрах от берега.

Как проходил выбор кандидата

Юрий Алексеевич Гагарин

В этот период в военно-воздушных силах СССР проводили отбор и подготовку будущих космонавтов. 9 декабря 1959 г. Юрий Гагарин подал рапорт о зачислении его в группу кандидатов. Спустя неделю летчика-истребителя специально вызывают в Москву, чтобы пройти всестороннее медицинское обследование. В начале 1960 года была проведена еще одна специальная медкомиссия, после которой Юрия Гагарина признали годным для космического полёта.

Выбор кандидатов проводил Сергей Королёв, являющийся советским ученым, инженером конструктором, а также основоположником практической космонавтики. Отбор совершали из военных летчиков-истребителей. Всего было избрано 20 человек.

Выбор осуществлялся по конкретным физическим данным:

  • пол – мужской;
  • вес – 72 кг;
  • рост – 170 см;
  • возраст – до 30 лет.

Они были необходимы для космонавтов, поскольку у корабля «Восток» кабина имела такое строение, что в нее мог вместиться только человек, который обладал вышеперечисленными данными. А также претендент должен был быть:

  • психически здоровым;
  • с хорошей физической подготовкой;
  • коммунистом.

После окончательного отбора осталось шесть человек, претендующих на полет в космос. 1961 год знаменуется принятием на заседании ГК окончательного решения в выборе космонавта. Им стал Юрий Гагарин, а в качестве его дублера был выбран Герман Титов.

Приборная панель корабля «Восток-1»

Слава герою!

Юрий Гагарин стал человеком-символом, сделавшим первый шаг в неизведанные просторы Вселенной. Общеизвестно, что он полетел в космос старшим лейтенантом, а приземлился уже майором. На простого русского парня посыпались всевозможные премии и награды. Английская королева назвала его не земным человеком, а «небесным» и, вопреки этикету, сфотографировалась с ним. Солнечная улыбка Гагарина стала настоящим брендом. Юрий достойно выдержал испытание славой. Его подвиг показал всему миру, на что способен русский человек. И в настоящее время мы гордимся, что именно наши соотечественник совершил первый полет в космос. Золотая медаль им. Ю. Гагарина вручается астронавтам и космонавтам, внесшим свой вклад в освоение космоса. Федеральное космическое агентство учредило специальную награду — знак Гагарина. Именем первого космонавта названы многие площади, районы, улицы, бульвары, проспекты. Город Гжатск, в котором Юрий провел детство, переименован в Гагарин. О том, сколько времени длился полет Гагарина, знают во всем мире. Имя космонавта повторяют на разных языках с гордостью и восхищением.

Перегрузки

Спуск корабля «Восток», как и всех остальных космических аппаратов этого же класса, проходил по баллистической траектории. Это означало, что космонавт при посадке испытывал десятикратные перегрузки. Юрия готовили к этому испытанию, и он его успешно выдержал. О том, сколько длился полет Гагарина, знали все ученые и конструкторы, имеющие отношение к запуску первого человека в космос, ведь они следили за кораблем в режиме реального времени. Однако вряд ли у космонавта была возможность следить за временем. Психологические нагрузки оказались намного сильнее физических. После входа корабля в плотные слои атмосферы металлическая обшивка начала плавиться под воздействием высокой температуры, величина которой повышалась до 3-5 тысяч градусов. Струйки жидкого металла стекали по стеклам иллюминаторов. Кабина корабля угрожающе потрескивала. Выдержать такую нагрузку на психику было сложно даже подготовленному к любым неожиданностям космонавту. Интересно, что наручные часы Гагарина в полете с честью выдержали испытание перегрузками и исправно работали во время всего путешествия.

Сделано в Германии

«Фау-2», известная также как V-2, Vergeltungswaffe-2, A-4, Aggregat-4 и «Оружие возмездия», была создана в нацистской Германии в начале 1940-х годов под руководством конструктора Вернера фон Брауна. Это была первая в мире баллистическая ракета. «Фау-2» поступила на вооружение вермахта в конце Второй мировой войны и использовалась преимущественно для нанесения ударов по городам Великобритании.

Немецкая ракета была одноступенчатой с жидкостным двигателем. Старт V-2 осуществлялся вертикально, а навигация на активном участке траектории осуществлялось автоматической гироскопической системой управления, в состав которой входили программные механизмы и приборы для измерения скорости. Немецкая баллистическая ракета была способна поражать объекты противника на расстоянии до 320 километров, а максимальная скорость полета V-2 достигала 1,7 тысячи метров в секунду. Боеголовка «Фау-2» оснащалась 800 килограммами аммотола.

Немецкие ракеты обладали малой точностью и были ненадежными, применялись в основном для запугивания мирного населения и заметного военного значения не имели. В общей сложности за время Второй мировой войны Германия произвела свыше 3,2 тысячи запусков «Фау-2». От этого оружия погибли около трех тысяч человек, преимущественно из числа мирного населения. Основным же достижением немецкой ракеты была высота ее траектории, достигавшая ста километров.

«Фау-2» является первой в мире ракетой, совершившей суборбитальный космический полет. По окончании Второй мировой войны образцы V-2 попали в руки победителей, которые на ее основе начали разрабатывать собственные баллистические ракеты. Программы, основанные на опыте «Фау-2», вели США и СССР, а позже и Китай. В частности, советские баллистические ракеты Р-1 и Р-2, созданные Сергеем Королевым, в конце 1940-х годов базировались именно на конструкции «Фау-2».

Опыт этих первых советских баллистических ракет в дальнейшем был учтен при создании более совершенных межконтинентальных Р-7, надежность и мощность которых были настолько велики, что их стали использовать не только в военной, но и космической программе. Справедливости ради стоит отметить, что фактически СССР своей космической программой обязан самой первой «Фау-2», выпущенной в Германии, с картинкой из фильма 1929 года «Женщина на Луне», нарисованной на фюзеляже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector