Скафандр космонавта

СИЛУЭТ

В 1964 году Пьер Карден представил публике новую коллекцию под названием «Эра космоса». Она состояла из моделей будущего, которые имели простые геометрические формы и были изготовлены, в основном, из неорганических материалов. Гениальный дизайнер, «похоронивший» классическую элегантность стал выразителем минималистического направления, который очень подходил к футуристическому стилю и остается  верен ему всю свою жизнь.

В этом же 1964 году дизайнер Андре Курреж показал коллекцию моделей, напоминающих костюмы астронавтов. Очарованный техническими открытиями века, он творил моду будущего. Курреж предпочитал четкие геометрические линии в силуэте и считал, что в недалеком будущем все будут одеваться в обтекаемые платья, костюмы астронавтов и носить обувь на плоской подошве. За это его стиль иногда называют футуристическим.

В современном прочтении космический силуэт остается довольно облегающим, но, формы и решения костюма могут быть совершенно разные и неожиданные. Некоторые дизайнеры работают в направлении минимализма, а другие экспериментируют со сложным кроем, создавая вещи из передовых материалов с модным футуристическим эффектом.

Известные марки представляют зрителю яркие блестящие наряды загадочных инопланетянок или милых романтических барышень, на ножках которых красуются космические сапожки. Образы могут быть очень смешанными, что позволяет использовать разные тенденции в одном наряде. Сочетание космоса с романтическим стилем, готическим, авангардным, спортивным и многими другими дают очень интересные результаты.

Каждая женщина может почувствовать себя пришелицей не только на улицах города, но и на морском побережье, облачившись в переливающийся купальный костюм, местами напоминающий космический скафандр.

В качестве основополагающих моментов остаются четкие геометрические линии и характерные детали костюма, такие как: вырезы – лодочки, стойки, высокий воротник – труба, карманы, клапаны и массивные застежки.

Не смотря на налет скрытого от нас неизвестного будущего, одежда в этом стиле вполне пригодна для носки в обычной жизни. Достаточно надеть изделие в серебристом цвете или с космическим принтом и Вы уже в теме.

Какие типы скафандров бывают

Получается, скафандр — это то, что расширяет наши горизонты и позволяет оказаться там, где нам не положено быть просто по нашей физиологии. Но какие же типы скафандров используются покорителями неизведанных и опасных мест?

Водолазные скафандры

Да, то, в чем водолазы работают на большой глубине, тоже называется скафандрами. Есть даже модели, которые способны погружать человека на глубину до 600 метров, сохраняя внутри нормальное давление. Это не только позволяет сохранить жизнь и здоровье водолаза, но и обеспечивает более быстрое всплытие и погружение. Если не пользоваться подобными средствами защиты, то человек не сможет погрузиться на такую глубину и будет вынужден подниматься на поверхность очень медленно, проходя все стадии декомпрессии.

Некоторые подводные скафандры обеспечивают просто фантастические показатели. автономности.

Авиационные скафандры

Почти все хоть раз куда-то летали на самолете. Во время полета некоторые испытывали заложенность ушей или носа. Это только незначительные признаки того, что человек столкнулся с изменением давления. Такое изменение все равно очень плавное и не способно причинить вреда здоровью или привести к тому, что человек потеряет сознание.

А ведь скорость набора высоты (скороподъемность) современных истребителей в десятки раз выше не только того, что по нормативам положено обычному авиалайнеру, но даже намного выше его технических возможностей.

Некоторым пилотам приходится пользоваться скафандрами.

Все это приводит к тому, что пилоту часто требуются скафандр, который защитит его от таких перепадов давления, перегрузок во время маневров, которые достигают нескольких G, а также при подъемах на высоту 30 000 метров и более. Мировой рекорд высоты для самолета был поставлен на истребителе МиГ-25РБ, когда он поднялся на 37 650 метров.

Скафандр для стратосферных полетов

Есть скафандры и для стратосферных полетов. В конце пятидесятых годов прошлого века эти системы защиты активно тестировались для создания космических скафандров и средств спасения. Для этого людей в скафандре поднимали на высоту до 40 000 метров в открытой гондоле, прикрепленной к стратостату. Проблема в том, что люди слишком часто погибали, и эксперименты прекратили. Впрочем, все было не зря и накопленных данных исследователям хватило, чтобы разработать скафандры для космонавтов.

Уже в 2012 году в рамках проекта Red Bull Stratos австриец Феликс Баумгартнер совершил прыжок с высоты 39 000 метров, установив тем самым два мировых рекорда — максимальной высоты прыжка и максимальной скорости падения.

Так выглядел прыжок Баумгартнера с высоты 39 900 метров.

Для подготовки к этому прыжку он и его команда несколько лет готовились и проводили тренировки. Основная проблема была в том, что при падении с такой высоты и наборе очень большой скорости тело становится нестабильным по мере увеличения давления и его может закрутить так, что человек потеряет сознание и погибнет. При таких прыжках надо уметь управлять полетом не хуже, чем пилот самолета.

Для сравнения скорость падения обычного парашютиста при прыжке с 4000-5000 метров составляет примерно 180-200 километров в час. Баумгартнер же преодолел звуковой барьер и разогнался до 1350 километров час.

Космический скафандр

Самым привычным типом скафандров является космический. Учитывая его сложность и то, что он делает для космонавта, можно сказать, что это небольшой космический корабль, который надет на человека.

Скафандр — это настоящее торжество инженерной мысли.

На самом деле, так и есть. В нем предусмотрены все системы жизнеобеспечения, что позволяет человеку находится в космосе несколько часов.

Делятся они на два типа — мягкие и жесткие. В космос человек в любом случае летит в скафандре, просто некоторые имеют возможность выхода в космос, а некоторые — нет.

Полеты в космос

В конце 1950-х годов началась новая эра освоения внеземного пространства. Именно в этот период советскими инженерами-конструкторами было начато проектирование корабля «Восток» — первого космического транспортного средства. Однако изначально планировалось, что скафандры космонавтов для этой ракеты не понадобятся. Пилот должен был находиться в специальном герметичном контейнере, который перед приземлением отделялся бы из спускаемого аппарата. Однако данная схема оказалась весьма громоздкой и, кроме того, требовала проведения длительных испытаний. Именно поэтому в августе 1960 г. внутренняя компоновка «Востока» была переработана.

Специалисты бюро Сергея Королева поменяли контейнер на катапультируемое кресло. В связи с этим будущим космонавтам понадобилась защита на случай разгерметизации. Ею и стал скафандр. Однако времени на его стыковку с бортовыми системами катастрофически не хватало. В связи с этим все то, что было необходимо для жизнеобеспечения пилота, разместили непосредственно в кресле.

Первые скафандры космонавтов получили название СК-1. За их основу был взят высотный костюм «Воркута», разработанный для летчиков истребителя-перехватчика СУ-9. Полной реконструкции подвергли только шлем. В нем установили механизм, который управлялся специальным датчиком. При падении давления в скафандре мгновенно захлопывалось прозрачное забрало.

Снаряжение для космонавтов изготавливалось по индивидуальной мерке. К первому полету оно было создано для тех, кто показал самый лучший уровень подготовки. Это тройка лидеров, в которую вошли Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов.

Интересно, что космонавты в космосе побывали позже скафандра. Один из специальных костюмов марки СК-1 был отправлен на орбиту во время двух испытательных беспилотных запусков корабля «Восток», состоявшихся в марте 1961 г. Кроме подопытных дворняг на борту находился манекен «Иван Иванович», облаченный в скафандр. В груди этого искусственного человека установили клетку с морскими свинками и мышами. А для того чтобы случайные свидетели приземления не приняли «Ивана Ивановича» за инопланетянина, под забралом его скафандра была размещена табличка с надписью «Макет».

Скафандры СК-1 использовались на протяжении пяти пилотируемых полетов корабля «Восток». Однако женщины-космонавты в них летать не могли. Для них была создана модель СК-2. Впервые она нашла свое применение во время полета корабля «Восток-6». Изготовили данный скафандр, учитывающий особенности строения женского тела, для Валентины Терешковой.

Кирасиры

В целях облегчения конструкции и увеличения подвижности внешних скафандров существовало целое направление (прежде всего в США), изучавшее возможность создания цельнометаллических жестких скафандров, напоминающих глубоководные водолазные. Однако частичное воплощение идея нашла только в СССР. Советские скафандры «Кречет» и «Орлан» получили комбинированную оболочку — жесткий корпус и мягкие ноги и руки. Сам корпус, который конструкторы называют кирасой, сваривается из отдельных элементов из алюминиевого сплава типа АМГ. Такая комбинированная схема оказалась на редкость удачной и сейчас копируется американцами. А возникла она по необходимости.

Американский лунный скафандр был сделан по классической схеме. Вся система жизнеобеспечения располагалась в негерметичном ранце на спине астронавта. Советские конструкторы, возможно, также пошли бы по этой схеме, если бы не одно «но». Мощность советской лунной ракеты Н-1 позволяла доставить на Луну только одного космонавта, в отличие от двух американских, а облачиться в одиночку в классический скафандр не представлялось возможным. Поэтому и была выдвинута идея жесткой кирасы с дверцей на спине для входа внутрь. Специальная система тросиков и боковой рычаг позволяли надежно закрыть за собой крышку. Вся система жизнеобеспечения располагалась в откидной дверце и работала не в вакууме, как у американцев, а в нормальной атмосфере, что упрощало конструкцию. Правда, шлем пришлось делать не поворотным, как в ранних моделях, а монолитным с корпусом. Обзор же компенсировался гораздо большей площадью остекления. Сами шлемы в скафандрах настолько интересны, что заслуживают отдельной главы.

Конструкция

Из каких материалов делают скафандры? Давайте разберём на примере EMU. Если первые космические скафандры целиком делали из мягких тканей, современные их варианты сочетают мягкие и жёсткие компоненты, которые обеспечивают поддержку, мобильность и удобство (хотя с последним ещё можно поспорить). Сам материал скафандр делается в 13 слоёв: два слоя внутреннего охлаждения, два сдавливающих слоя, восемь слоёв тепловой защиты от микрометеоритов и один внешний слой. Эти слои включают следующие материалы: трикотажный нейлон, спандекс, уретановый нейлон, дакрон, неопреновый нейлон, майлар, гортекс, кевлар (из которого делают бронежилеты) и номекс.

Все слои сшиты и скреплены вместе, чтобы стать цельным покрытием. Также, в отличие от первых скафандров, которые сшивались индивидуально для каждого космонавта, современные EMU обладают компонентами различных размеров, которые подойдут всем.

Костюм супергероя

Все началось в 2016 году, когда SpaceX обратилась к Хосе Фернандесу с предложением принять участие в конкурсе. От участников требовалось создать комфортный и красивый костюм для космических путешествий. По данным Forbes, изначально Хосе не был знаком с компанией SpaceX и думал, что его просят придумать костюм для очередного фантастического фильма. Но нет — создаваемый шлем должен был быть не только приятным глазу, но и обеспечивать астронавтам свободу движений и максимальную безопасность.

Однажды Фернандес поделился, что глава SpaceX Илон Маск описал свое видение скафандра SpaceX следующими словами:

Опыта в создании героических образов у Хосе Фернандеса было навалом. За свою карьеру он успел разработать костюмы для таких фильмов, как «Бэтмен против Супермена», «Новый человек-паук» и «Первый мститель: Противостояние». А помните светящиеся костюмы из фантастического боевика «Трон: Наследие»? Это тоже дело рук Хосе Фернандеса.

Илон Маск — заядлый любитель всего фантастического, поэтому не удивительно, что он выбрал Фернандеса

В 2016 году, во время работы над костюмами для фильма «Бэтмен против Супермена», Хосе сделал невероятное — он позволил актеру Бену Аффлеку свободно двигать шеей в костюме Бэтмена. Во всех предыдущих фильмах про «человека – летучую мышь» актеры были скованы в движениях из-за жесткости супергеройской маски. Хосе Фернандес сшил костюм таким образом, чтобы актеру было легче двигать шеей, что наверняка положительно сказалось на его игре в кино. Также он здорово помог актеру Хью Джекману в роли Росомахи в фильмах про «Людей Икс» — ранее, из-за жесткого костюма, он с трудом поднимался по лестницам. Поговаривают, что иногда ему даже требовалась помощь от работников съемочной площадки.

У Бэтмена из фильма 2016 года действительно необычный костюм — в прошлых кинокартинах он был явно меньше

ОБУВЬ

Обувь также должна поддерживать образ. Как правило, она либо облегающая и минималистическая, либо нарочито грубая и массивная, на высокой подошве, типа «луноходов» с круглым носом. Прекрасно для этих целей подойдут кроссовки на платформе.

Поклонники футуризма могут смело выбирать туфли из современных синтетических материалов, пластика в сочетании с кожей, декорированные металлом, прозрачные, блестящие, похожие на туфельки Золушки, главное чтобы они были удобные и практичные.

Такая обувь прекрасно вписывается в городские реалии. Летом ее можно носить с шортами и льняным пиджаком (возможно с серебристым напылением), а весной с тренчем и простым белым платьем.

Тема космоса то затихает, то вновь поднимается с новой силой. Периодами на смену закрытой и просторной одежде приходит облегающая, блестящая и прозрачная. Аксессуары являются важным дополнением к образу человека будущего. Прозрачные сумки из пластика, металлизированные детали, головные уборы, похожие на космические шлемы, зеркальные очки, украшения необычной формы из современных материалов – все это неотъемлемые составляющие футуристического направления.

Многие эпатажные селебрити не обходят стороной наряды в этом необычном стиле. На сцене под лучами софитов они выглядят завораживающими, харизматичными и загадочными существами, прилетевшими с других планет. Оригинальный крой костюмов из самых неожиданных материалов делают сценический образ ярким и фееричным.

А для тематических вечеринок и ночных клубов лучшего наряда и придумать сложно. Платье, усыпанное камнями и пайетками, сверкающее под лучами прожекторов не останется незамеченным. Единственный его недостаток в том, что оно чересчур запоминающееся и использовать его повторно будет весьма проблематично.

Тем не менее, женщины просто обязаны сверкать, блистать и чувствовать себя настоящими звездами как можно чаще. А благодаря одежде в космическом стиле это сделать совсем не сложно.

А что Вы думаете по этому поводу? Давайте обсудим!

Жду Ваших комментариев!

История создания

Слово «скафандр» имеет французские корни. Ввести это понятие предложил в 1775 г. аббат-математик Жан Батист де Па Шапель. Конечно, в конце 18-го века о полетах в космос никто даже и не мечтал. Слово «скафандр», которое в переводе с греческого означает «лодко-человек», решено было применить к водолазному снаряжению.

С приходом космической эры это понятие стало использоваться и в русском языке. Только здесь оно приобрело несколько иной смысл. Человек стал взбираться все выше и выше. В связи с этим возникла необходимость в специальном снаряжении. Так, на высоте до семи километров это теплая одежда и кислородная маска. Расстояния же в пределах десяти тысяч метров из-за падения давления требуют наличия герметичной кабины и компенсирующего костюма. В противном случае при разгерметизации легкие летчика перестанут усваивать кислород. Ну а если подняться еще выше? В таком случае понадобится космический скафандр. Он должен быть весьма герметичным. При этом внутреннее давление в скафандре (как правило, в пределах 40 процентов от атмосферного) сохранит жизнь пилоту.

В 1920-х годах появился ряд статей английского физиолога Джона Холдена. Именно в них автором было предложено использовать костюмы водолазов для защиты здоровья и жизни воздухоплавателей. Автор даже попытался внедрить свои идеи в жизнь. Он построил подобный скафандр и испытал его в барокамере, где было установлено давление, соответствующее высоте 25,6 км. Однако строительство аэростатов, способных подняться в стратосферу, — удовольствие не из дешевых. И американский воздухоплаватель Марк Ридж, для которого и был предназначен уникальный костюм, средств, к сожалению, не собрал. Именно поэтому скафандр Холдена на практике испытан не был.

«Сокол»

Конструкция современной версии скафандра («СОКОЛ КВ-2») включает два склеенных слоя: силовой – снаружи, и герметичный – внутри. К гермооболочке подведены трубопроводы для осуществления вентиляции. Трубопровод для подведения кислорода подключен только к шлему скафандра. Габариты скафандра зависят напрямую от параметров человеческого тела, но имеют требования к космонавту: рост 161-182 см, обхват груди – 96-108 см. В целом значительных нововведений в этой модели не было и скафандр отлично справляется с поставленной целью – сохранение безопасности космонавта во время космической транспортировки.

IVA

В СССР/России с 1973 года используются модификации скафандра «Сокол». Любопытно, что у него есть деталь конструкции, роднящая скафандр с водолазными костюмами — вместо герметичной молнии используется распах на груди, через который скафандр надевается (хорошо виден на фото ниже). Под названием «Шеньчжоу» с минимальными изменениями он используется в космической программе Китая.

«Сокол» и «Шеньчжоу»

В США на шаттлах использовались аж три разных модели. В первых экспериментальных полетах под названием SEES применялся модифицированный скафандр от самолета-разведчика SR-71. Затем, когда шаттл объявили пригодным для эксплуатации, астронавты летали без скафандров вообще. После катастрофы “Челленджера” из доступных компонентов собрали даже не скафандр, а высотно-компенсирующий костюм LES. Вместо трубок и лент там использовались надувные мешки, а для герметизации шлема вокруг шеи надувался воротник. Начиная с STS-65 LES заменили на скафандр ACES, разработанный компанией David Clark Company и являющийся прямым потомком скафандров для Gemini и SR-71.

Слева направо SEES, LES, ACES

Полезные рекомендации

Чтобы космический шлем подошел по размеру, нужно замерить окружность головы так, чтобы сантиметровая лента проходила по выступающей части лба и затылка. Все измерения необходимо проводить без учета носа (на изделии есть иллюминаторное окошко), иначе шлем окажется очень большим.

Прежде чем браться за работу, нужно подготовить инструменты. Среди них обязательно должны присутствовать скотч, клей и элементы декора. Все остальное зависит от того, по какой технологии будет выполнен шлем. Для того чтобы добиться сходства с реальным прототипом, готовое изделие можно покрасить в белый или серебристый цвет, украсить синими и красными полосами, наклеить флаг.

Шлем – это часть скафандра, поэтому он в итоге должен присоединяться к карнавальному костюму. Нередко для этого используют провода и гофрированные трубки. Создать изделие можно своими руками вместе с ребенком. Для малышей такое действо будет увлекательным и познавательным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector