Турция в ярости: геноцид армян осудили 49 из 50 американских штатов
Содержание:
- Сегодня Израиль – завтра весь мир?
- ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРИКАЗЫ
- Заговорщики
- Предпосылки
- Armenians in Eastern Anatolia
- МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- What was the political context?
- Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные
- Causes and consequences of the genocide
- Геноцид армян
- Геноцид
- Подготовка истребления армян
Сегодня Израиль – завтра весь мир?
Вывод выглядит довольно простым: попытки стимуляции рождаемости нерелигиозной части населения сами по себе могут быть лишь умеренно успешными. Трудно найти программу такого рода, которая пыталась бы повлиять на то, сколько лет женщина находится в браке – и находится ли в нем вообще.
Иными словами, даже очень щедрое материальное стимулирование деторождения – как, например, в Сингапуре или скандинавских странах – мало поможет там, где женщина будет проходить через роды и воспитание детей одна.
Кроме того, достаточно сомнительно, что такую программу вообще можно придумать. Причины снижения устойчивости брака в современном обществе лежат настолько глубоко, что, оставаясь в его рамках, вряд ли можно повернуть эту реку вспять.
Таким образом, есть вероятность, что нерелигиозные части населения не смогут устойчиво воспроизводиться (то есть иметь суммарный коэффициент рождаемости выше 2,1) в обозримом будущем. Наиболее вероятным исходом текущих демографических процессов может стать нарастающее преобладание ультрарелигиозных меньшинств – которые станут большинством – в ближайший век.
В этом случае не избежать и крушения доминирующих – то есть светских – культурных моделей современности. Может получиться так, что актуальные сегодня темы феминизма, #metoo, прав черных и тому подобное через сто лет будут выглядеть таким же устаревшими, как споры XIX века о том, нужно ли мыть руки. В ультрарелигиозных обществах просто нет места для значительной части современного культурного багажа.
Возможная победа ультрарелигиозных меньшинств в мировом масштабе – достаточно неприятная перспектива. Но, глядя из сегодняшнего дня, иной прогноз сделать затруднительно.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРИКАЗЫ
Хотя термин «геноцид» появился лишь в 1944 году, большинство ученых сходятся во мнении, что массовые убийства армян соответствуют определению геноцида. Правительство, контролируемое партией «Единение и прогресс», пользовалось чрезвычайным военным положением в стране для проведения долгосрочной демографической политики, направленной на увеличение доли турецкого мусульманского населения в Анатолии за счет сокращения численности христианского населения (преимущественно армян, но также исповедовавших христианство ассирийцев). Османские, армянские, американские, британские, французские, немецкие и австрийские документы того времени свидетельствуют о том, что руководство партии «Единение и прогресс» преднамеренно истребляло армянское население Анатолии.
Партия «Единение и прогресс» отдавала приказы из Константинополя и обеспечивала их исполнение при помощи своих агентов в Специальной организации и местных административных органах. Кроме того, центральное правительство требовало ведения тщательного контроля и сбора данных о количестве депортированных армян, типе и количестве оставленных ими единиц жилья, а также числе высланных граждан, поступивших в лагеря.
Инициатива относительно тех или иных действий исходила от высших членов руководства партии «Единение и прогресс», ими же велась и координация действий. Центральными фигурами данной операции были Талаат-паша (министр внутренних дел), Исмаил Энвер-паша (военный министр), Бехаэддин Шакир (руководитель Специальной организации) и Мехмет Назим (руководитель службы демографического планирования).
Согласно постановлениям правительства, в определенных регионах доля армянского населения не должна была превышать 10 % (в некоторых регионах — не более 2 %), армяне могли проживать в поселениях, в состав которых входило не более 50 семей, в удалении как от Багдадской железной дороги, так и друг от друга. Чтобы выполнить эти требования, местные власти раз за разом проводили депортации населения. Армяне пересекали пустыню туда-обратно без необходимой одежды, продуктов питания и воды, страдая от палящего солнца днем и замерзая от холода ночью. Высланные армяне регулярно подвергались нападениям со стороны кочевников и своих собственных конвоиров. В результате под воздействием природных факторов и целенаправленного истребления численность депортированных армян значительно снизилась и стала соответствовать установленным нормам.
Заговорщики
Мы практически выяснили, почему турки убивали армян. В Бостоне в 1919 году на IX съезде «Дашнакцутюн» было решено истребить предводителей младотурок, принимающих участие в убийствах. Операцию наименовали именем древнегреческой богини мщения Немезиды. Большую часть заговорщиков составляли армяне, сумевшие спастись от геноцида. Они горячо желали отомстить за смерть своих семей.
Операция «Немезида» действовала достаточно эффективно. Самыми известными её жертвами стали один из членов турецкого триумвирата Талаат-паша и министр МВД Оттоманской империи. Талаат, вместе с остальными вожаками младотурок, бежал в Германию в 1918 году, однако был ликвидирован в Берлине Тейлиряном Согомоном в марте 1921 года.
Предпосылки
У массовых убийств и депортаций в Османской империи были разные предпосылки и причины. Геноцид армян 1915 года был обусловлен неравноправным положением самих армян и этнического турецкого большинства страны. Население дискредитировалось не только по национальному, но и религиозному признаку. Армяне были христианами и имели свою независимую церковь. Турки же являлись суннитами.
У немусульманского населения был статус зимми. Люди, подпадавшие под это определение, не имели права носить оружие и выступать в суде в качестве свидетелей. Они должны были платить высокие налоги. Армяне, по большей своей части, жили бедно. В основном они занимались сельским хозяйством на родных землях. Однако среди турецкого большинства был распространен стереотип успешного и хитрого армянина-коммерсанта и т. д. Такие ярлыки только усугубляли ненависть обывателей к этому этническому меньшинству. Эти сложные взаимоотношения можно сравнить с распространенным антисемитизмом во многих странах того времени.
В кавказских провинциях Османской империи ситуация ухудшалась еще и по причине того, что эти земли после войн с Россией заполоняли беженцы-мусульмане, которые из-за своей бытовой неустроенности постоянно вступали в конфликт с местными армянами. Так или иначе, но турецкое общество находилось во взвинченном состоянии. Оно было готово принять предстоящий геноцид армян (1915). Причины этой трагедии заключались в глубоком расколе и неприязни между двумя народами. Нужна была только искра, которая бы разожгла огромный пожар.
Armenians in Eastern Anatolia
EB Presents: The History of the Armenian GenocideOverview of the history and controversy surrounding the Armenian Genocide.Encyclopædia Britannica, Inc.See all videos for this article
For centuries the great mountain plateau of Eastern Anatolia—in present-day eastern Turkey—was inhabited primarily by Christian Armenians who shared the area with Muslim Kurds. In antiquity and the Middle Ages the area was ruled by a succession of Armenian dynasties, although it often faced incursions by outside powers. Armenian political independence was largely brought to an end by a wave of invasions and migrations by Turkic-speaking peoples beginning in the 11th century, and in the 15th and 16th centuries the region was secured by the Ottoman Turks and integrated into the vast Ottoman Empire. Armenians retained a strong sense of communal identity, however, embodied in the Armenian language and the Armenian Church. That sense of distinctiveness was fostered by the Ottoman millet system, which accorded non-Muslim minorities significant administrative and social autonomy.
At the beginning of the 20th century, there were about 2.5 million Armenians living in the Ottoman Empire, mostly concentrated in the six provinces of Eastern Anatolia. A significant number of Armenians also lived beyond the eastern border of the Ottoman Empire, in territory held by Russia. In Eastern Anatolia Armenians lived intermixed with the dominant Kurdish nomads. Armenians did not constitute a majority in any of the regions in which they lived, although they often resided in homogeneous villages and neighborhoods within towns and cities.
Life for Armenian villagers and townspeople in the Ottoman Empire was difficult and unpredictable, and they often received harsh treatment from the dominant Kurdish nomads. Because local courts and judges often favoured Muslims, Armenians had little recourse when they were the victims of violence or when their land, livestock, or property was taken from them.
Get exclusive access to content from our 1768 First Edition with your subscription.
Subscribe today
The great majority of Armenians were poor peasants, but a few found success as merchants and artisans. Armenians’ involvement in international trade led in the 17th and 18th centuries to the establishment of significant Armenian settlements in Istanbul and other Ottoman port cities and as far away as India and Europe. Although Ottoman society was dominated by Muslims, a small number of Armenian families were able to attain prominent positions in banking, commerce, and government. For several generations in the 18th and 19th centuries, for example, the chief architects of the Ottoman court were in the Armenian Balian family. The prominence and influence of the well-educated and cosmopolitan Armenian elite had a drawback, however, in that it became a source of resentment and suspicion among Muslims. In the 19th century Armenians struggled against the perception that they were a foreign element within the Ottoman Empire and that they would eventually betray it to form their own independent state.
Young Armenian activists, many of them from Russian Caucasia, sought to protect their compatriots by agitating for an independent state. They formed two revolutionary parties called Hënchak (“Bell”) and Dashnaktsutyun (“Federation”) in 1887 and 1890. Neither one gained wide support among Armenians in Eastern Anatolia, who largely remained loyal and hoped instead that sympathizers in Christian Europe would pressure the Ottoman Empire to implement new reforms and protections for Armenians. The activities of the Armenian revolutionaries, however, did stoke fear and anxiety among the Muslims.
Anti-Armenian feelings erupted into mass violence several times in the late 19th and early 20th centuries. When, in 1894, the Armenians in the Sasun region refused to pay an oppressive tax, Ottoman troops and Kurdish tribesmen killed thousands of Armenians in the region. Another series of mass killings began in the fall of 1895, when Ottoman authorities’ suppression of an Armenian demonstration in Istanbul became a massacre. In all, hundreds of thousands of Armenians were killed in massacres between 1894 and 1896, which later came to be known as the Hamidian massacres. Some 20,000 more Armenians were killed in urban riots and pogroms in Adana and Hadjin in 1909.
МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
В июле 1908 года фракция, которая именовала себя младотурками, захватила власть в столице Османской империи Константинополе. Младотурками являлись преимущественно офицеры и чиновники балканского происхождения, пришедшие в 1906 году к власти в тайном обществе, известном под названием «Единение и прогресс», и трансформировавшие его в политическое движение.
Младотурки стремились к введению либерального конституционного режима, не связанного с религией, который поставил бы в равные условия все народности. Младотурки считали, что немусульмане интегрировались бы в турецкую нацию, если бы были уверены, что такая политика приведет к модернизации и процветанию.
Вначале казалось, что новое правительство сможет устранить некоторые причины социального недовольства армянской общины. Но весной 1909 года армянские демонстрации с требованием об автономии переросли в насилие. В городе Адана и его окрестностях солдатами Османской армии, нерегулярными войсками и гражданскими лицами было убито 20 тыс. армян; от рук армян же погибло до 2 тыс. мусульман.
В период с 1909 по 1913 год активисты движения «Единение и прогресс» стали все сильнее склоняться к резко националистическому видению будущего Османской империи. Они отвергали идею полиэтнического «османского» государства и стремились к созданию культурно и этнически однородного турецкого общества. Многочисленное армянское население Восточной Анатолии являлось демографическим препятствием на пути к достижению этой цели. После нескольких лет политических потрясений 23 ноября 1913 года в результате государственного переворота лидеры партии «Единение и прогресс» получили диктаторскую власть.
What was the political context?
The Young Turks — an officers’ movement that had seized power in 1908 — launched a series of measures against Armenians as the Ottoman Empire was crumbling through military defeats in the war. The Young Turks — calling themselves the Committee of Unity and Progress (CUP) — had entered the war on Germany’s side in 1914.
Turkish propaganda at the time presented the Armenians as saboteurs and a pro-Russian «fifth column».
Armenians mark the date 24 April 1915 as the start of what they regard as the genocide. That was when the Ottoman government arrested about 50 Armenian intellectuals and community leaders. They were later executed.
Armenians in the Ottoman army were disarmed and killed. Armenian property was confiscated.
Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные
— А в Стамбуле между тем большая армянская колония, есть церкви. Это, кстати, аргумент против геноцида.
— Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные. На этническом уровне, на бытовом. Между Арменией и Турцией сейчас не существует реального территориального конфликта, а с азербайджанцами он есть. Во-вторых, одни события были 100 лет назад, а другие — сегодня. В-третьих, турки ставили перед собой цель не уничтожить армян физически, а призвать их к лояльности, пусть и диким средствами.
Поэтому в стране сохранилось много армян, которых попытались отуречить, так сказать, исламизировать, но они внутри себя остались армянами. Сохранилась часть армян, которых переселили подальше от зоны боев. После Второй мировой войны Турция стала восстанавливать армянские храмы.
Сейчас армяне активно едут на заработки в Турцию. В турецком правительстве были министры — армяне, что невозможно в Азербайджане. Конфликт сейчас идет по совершенно конкретным поводам — и главное это земля. Вариант компромисса, который предлагает Азербайджан: автономия высокой степени, но в составе Азербайджана. Так сказать, армяне должны стать Азербайджаном. Армяне на это категорически не согласны — это будет опять резня, лишение прав и так далее.
Есть, безусловно, и другие варианты урегулирования, например, как это было сделано в Боснии. Стороны создали очень сложное государство, состоящее из двух автономных образований со своими правами, армией и так далее. Но этот вариант сторонами даже не рассматривается.
Моногосударства, государства, созданные на основании этнического проекта, — это тупик. Вопрос в следующем: история не конечна, она продолжается
Для некоторых государств очень важно получить доминирование своего народа на этой земле. И после того, как оно будет обеспечено, уже можно развивать проект дальше, привлекая другие народы, но уже на основе какой-то подчиненности
На самом деле армяне сейчас, после распада Советского Союза, и азербайджанцы, по сути, находятся на этом этапе.
Causes and consequences of the genocide
The Armenian Genocide laid the ground for the more homogeneous nation-state that eventually became the Republic of Turkey. By the end of the war, more than 90 percent of the Armenians in the Ottoman Empire were gone, and many traces of their former presence had been erased. The deserted homes and property of the Armenians in Eastern Anatolia were given to Muslim refugees, and surviving women and children were often forced to give up their Armenian identities and convert to Islam. Tens of thousands of orphans, however, found some refuge in the protection of foreign missionaries.
Armenian refugees in the CaucasusAn Armenian refugee camp in the Caucasus, 1920.George Grantham Bain Collection/Library of Congress, Washington, D.C. (digital file no. 27082)
The Armenian Genocide had both short- and long-term causes. Although the expulsion and murder of hundreds of thousands of Armenians in 1915–16 was an immediate response to the crisis of World War I and not the result of a long-held plan to eliminate the Armenian people, its deeper causes go back to Muslims’ resentment of Armenians’ economic and political successes—a reversal of traditional Ottoman social hierarchies that had Muslims superior to non-Muslims—and to a growing sense on the part of Young Turk leaders and ordinary Muslims that Armenians were an alien and dangerous element within their society.
Turkey has steadily refused to recognize that the events of 1915–16 constitute a genocide, even though most historians have concluded that the deportations and massacres do fit the definition of genocide—the intentional killing of an ethnic or religious group. While the Turkish government and allied scholars have admitted that deportations took place, they maintain that the Armenians were a rebellious element that had to be pacified during a national security crisis. They acknowledge that some killing took place, but they contend that it was not initiated or directed by the government. Major countries—including the United States, Israel, and Great Britain—have also declined to call the events a genocide, in order to avoid harming their relations with Turkey. In 2014, government officials in Turkey offered condolences to the Armenian victims, but Armenians remained committed to having the killings during World War I recognized as a genocide.
Геноцид армян
— Давай сразу начнем с конфликтной темы… Ты мне сразу скажи, а вообще геноцид турками армян был или нет? Я знаю, что ты на эту тему писал много и разбирался в этой теме.
— Несомненно то, что в 1915 году в Турции была резня и что такие вещи не должны никогда повторяться. Мой же личный подход состоит в том, что официальная армянская позиция, согласно которой это был геноцид, вызванный страшной ненавистью турок к армянам, не верна по ряду позиций.
Во-первых, совершенно очевидно, что причиной произошедшего во многом явились сами армяне, устроившие перед этим восстание. Которое началось еще задолго до 1915 года.
Все это тянулось с конца XIX века и охватывало, в том числе, и Россию. Дашнакам было все равно, кого взрывать, турецких чиновников или князя Голицына.
Во-вторых, важно знать и то, что у нас обычно не показывают: армяне, по сути, вели себя как те же самые турки — устраивали этнические чистки, резню и так далее. И если всю имеющуюся информацию соединить вместе, получится комплексная картина происшедшего
— У турок есть свой музей геноцида, посвященный территории, которую с помощью английского золота и российского оружия «освободили» армянские дошнакские подразделения. Их командиры действительно рапортовали, что там не осталось ни одного турка. Другое дело, что дашнаков тогда спровоцировали на выступление англичане. И, к слову, турецкий суд в Стамбуле еще при султане осудил организаторов массовых преступлений против армян. Правда, заочно. То есть, факт массового преступления имел место.
— Конечно. И сами турки этого не отрицают, они приносят соболезнования. Но они не называют случившееся геноцидом. С точки зрения международного права, есть Конвенция о предотвращении геноцида, подписанная, в том числе, Арменией и Россией. В ней обозначено, кто имеет право признавать преступление геноцидом — это суд в Гааге, и только он.
Ни Армения, ни зарубежная армянская диаспора ни разу не обращалась в этот суд. Почему? Потому что понимают, что доказать этот геноцид в терминах юридических, исторических они не смогут. Более того все международные суды — Европейский суд по правам человека, Французский юстиционный суд и так далее, когда армянская диаспора пыталась поднять этот вопрос в них, ей отказывали. Только начиная с прошлого октября таких судов было три — и все армянская сторона проиграла.
Вернемся в первую половину ХХ века: уже тогда было очевидно, что и турецкая, и армянская стороны прибегали к этническим чисткам. Два американских миссионера, которых послал конгресс после поражения Османской империи, увидели картину этнической чистки, устроенной именно армянами.
Мы сами видели в 1918-м, и в 1920 году, пока еще не установилась прочно cоветская власть, либо армянские, либо азербайджанские чистки. Поэтому как только исчез «фактор СССР», тут же получили Нагорный Карабах и те же самые чистки. Сегодня же эта территория зачищена по максимуму. В Азербайджане практически не осталось армян, а в Карабахе и Армении — азербайджанцев.
Геноцид
Термин «Геноцид» был предложен в 1944 году польским юристом еврейского происхождения, профессором Рафаэлем Лемкином, чья семья стала жертвой Холокоста. А уничтожение армянского населения Османской империи в 1915 г. было крупномасштабным преступлением, которое проф. Лемкин подразумевал в качестве реальной основы предложенного им определения, и которое содержало состав преступления геноцида.
9 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций приняла Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Конвенция определяет геноцид как международное преступление, которое страны-участницы Конвенции обязуются предупреждать и наказывать.
Что такое Геноцид армян?
Осуществленная в Османской Турции в годы Первой Мировой войны резня армянского населения называется Геноцидом армян.
Эта резня осуществлялась в разных районах Османской Империи со стороны младотурецкого правительства.
Первым международным откликом на эти события было сделано в мае 1915 г. Францией, Россией, Великобританией — Совместное Заявление, в котором совершенное в отношении армянского народа насилие определяется как «преступление против человечности и цивилизации». Стороны считали турецкое правительство ответственным за совершенное преступление.
Почему был осуществлен Геноцид армян?
Когда началась Первая Мировая война, младотурецкое правительство, стараясь сохранить остатки ослабевшей Османской империи, приняло политику пантюркизма: создание громадной Турецкой империи, которая, простираясь до Китая, включала бы в себя все тюркоязычные народы Кавказа и Средней Азии. Программа предусматривала отуречивание всех национальных меньшинств. Армянское население рассматривалось в качестве главного препятствия на пути реализации этой программы.
Хотя решение о выдворении всех армян из Западной Армении (Восточная Турция) было принято еще в конце 1911 года, младотурки использовали начало Первой Мировой войны как удобный повод реализовать это решение.
Сколько человек погибло в ходе Геноцида армян?
Накануне Первой Мировой войны в Османской империи проживало более двух миллионов армян. Примерно полтора миллиона армян было убито в 1915-1923 годах. Другие полмиллиона армян нашли пристанище в различных странах или насильственно обращены в ислам.
Механизм осуществления Геноцида
Геноцид является организованным истреблением людей с основной целью — положить конец их коллективному существованию. Следовательно, для осуществления геноцида необходимо централизованное планирование и внутренний механизм его осуществления, что и превращает геноцид в государственное преступление, потому что только государство наделено всеми теми ресурсами, которые можно использовать для реализации этой политики.
24 апреля 1915 года, начиная с арестов (в основном в столице Османской империи Константинополе) и последовавшего за этим уничтожения сотен представителей армянской интеллигенции, начался первый этап истребления армянского населения. В дальнейшем разбросанные по всему миру армяне стали отмечать 24 апреля как День Памяти жертв Геноцида армян.
Второй этап «окончательного решения» армянского вопроса – это воинский призыв в турецкую армию около 60 000 армянских мужчин, которые позже были обезоружены и убиты своими турецкими сослуживцами.
Третий этап Геноцида ознаменовался резней, депортацией и «маршами смерти» женщин, детей и стариков в Сирийскую пустыню. Во время этих маршей сотни тысяч людей были убиты турецкими солдатами, жандармами и курдскими, черкесскими бандами. Многие погибли от голода и эпидемий. Тысячи женщин и детей подверглись насилию. Десятки тысяч были насильственно обращены в ислам.
Наконец, последней стадией Геноцида армян является тотальное и абсолютное отрицание турецким правительством массовых убийств и уничтожения армянской нации на территории её родины. Несмотря на процесс международного признания Геноцида армян, Турция продолжает бороться против признания Геноцида всеми средствами, включая пропаганду, фальсификацию научных фактов, лоббинг и т. д..
Подготовка истребления армян
Возможно, турки геноцид армян начали, так как им нужно было искать новую идентичность после революции «Иттихат», произошедшую в 1908 году. Имперское оттоманское единство было подорвано конституцией, которая уравняла в правах разного рода жителей Порты и лишила турок великодержавного статуса. Кроме этого, данная идеология пасовала перед агрессивными принципами исламской доктрины и пантюркизма. В свой черёд позиции исламского мировоззрения подрывали атеистические взгляды предводителей «Иттихат» и факт существования близлежащей шиитской страны Персии.
Поэт и социолог Гёкальп Зия сформулировал принципы, в соответствии с которыми Османское царство приняло участие в Первой мировой войне. Именно он был самым авторитетным идеологом младотурок. Его взгляды распространялись на страну Туран, которую населяли туркоговорящие мусульмане. Он считал, что территория Турана должна была вмещать весь ареал тюркского этноса. Данное учение фактически исключало нетюрок не только из правительства, но и из гражданского общества. Она была недопустимой для армян и иных национальных меньшинств Турции.
Для основных жителей империи наиболее удобным являлся пантюркизм, который в качестве базовых правил был принят почти всеми предводителями «Иттихат». Армяне отождествляли себя, первым делом, с религиозной позиции. Вероятно, они ошибались, считая, что тюркизм лучше, чем ислам.
В период Балканской войны 1912 года этот народ в большинстве своём склонялся к принципам османизма, а армянские солдаты (более 8 000 добровольцев) играли важную роль в турецкой армии. Большинство воинов, по рассказам английского посла, обнаруживали необыкновенную храбрость. Кроме того, армянские блоки «Дашнакцутюн» и «Гнчакян» стали придерживаться антиосманской точки зрения.
Турки геноцид армян не желают признавать. А как он начинался? В 1914 году, 2 августа, Турция заключила секретное соглашение с Германией. Одним из его условий было преобразование восточных границ. Этот нюанс был необходим для образования коридора, ведущего к исламским народам России, что намекало на уничтожение армянского пребывания в реформированных владениях. Данная политика была озвучена при всём народе оттоманским руководством после вступления в войну в 1914 году, 30 октября. Обращение содержало предписание о непринуждённом слиянии всех представителей турецкой расы.
Через пару часов после подписания секретного германско-турецкого военного договора «Иттихат» сообщила о всеобщей мобилизации, результатом которой стал призыв почти всех здоровых армянских мужчин в армию. Далее, после вступления в Первую мировую войну, Османская империя оказалась втянута в боевые действия на многих фронтах. Набег турецкой армии на земли Персии и России увеличил ареал насилия над армянами.