Восхождение на арарат
Содержание:
Горные и пешие походы по Армении
http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>data-autoplay=»» data-interval=»5″ data-animation=»fade» data-show_slide_delay=»90″ class=»avia-content-slider avia-content-grid-active avia-content-slider1 avia-content-slider-odd avia-builder-el-7 el_after_av_hr avia-builder-el-last «>
https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2020/03/Арагац-и-Аждаак.jpg?fit=932%2C756&ssl=1
756
932
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2020-03-10 14:17:102020-03-16 11:47:55Восхождение на Арагац и Аждаак / 7 дней
https://i2.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2020/02/kazbek.jpg?fit=932%2C756&ssl=1
756
932
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2020-02-28 15:49:402020-03-12 17:20:50Восхождение на Казбек и Арагац / 12 дней
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2018/10/69464412_447360739326242_1048423842193604608_n.jpg?fit=987%2C800&ssl=1
800
987
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2019-10-01 00:01:152020-02-17 14:39:07Восхождение на Арарат / 7 дней
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/02/АРМЕНИЯ-1.jpg?fit=932%2C756&ssl=1
756
932
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2019-02-12 16:25:042020-02-05 15:54:14Майские Праздники в Армении / 4 дня
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2017/02/16709527_1395156487182746_1322157954_o.jpg?fit=1200%2C800&ssl=1
800
1200
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2018-11-30 14:13:042019-10-21 13:57:43Армения — Зимний поход / 10 дней
https://i2.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2016/03/9999.jpg?fit=1200%2C800&ssl=1
800
1200
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2018-11-30 12:39:102019-10-25 10:32:48Армения — Путешествие Ввысь / 9 дней
https://i2.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2016/02/7777.jpg?fit=1030%2C686&ssl=1
686
1030
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2018-11-29 11:32:472019-10-01 17:19:08Восхождения на вулканы Армении / 7 дней
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2017/02/16709657_1396212943743767_1154336287_o.jpg?fit=1201%2C801&ssl=1
801
1201
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2018-11-28 17:36:092020-02-11 19:15:25Поход по Армении и Грузии / 15 дней
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2016/12/mmm.jpg?fit=1200%2C800&ssl=1
800
1200
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
2018-11-28 17:25:592020-01-10 12:46:00Весенние цвета Армении / Майский тур 5 дней
В Библии
Йозеф Антон Кох, Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине.
В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):
Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат. В некоторых переводах Библии на армянский в сказании о всемирном потопе ковчег Ноя остановился на горе Масис (Մասիս), то есть Арарат.
Есть версия, что сказание о всемирном потопе, описываемое в Библии, связано с месопотамскими преданиями. Однако в целом разные варианты сказания о всемирном потопе встречаются среди многих народов, вплоть до Австралии, островов Океании и индейских племён, что может говорить о более древнем источнике. Подробнее см. . Согласно Новосельцеву, месопотамский миф о потопе был в ассирийский период связан с южными отрогами Армянского нагорья. Иосиф Флавий в I в н. э. сообщал, ссылаясь на халдеянина Бероса, что остатки ковчега сохранились «в Армении на горе Кордуйской» — согласно Новосельцеву, в Кордиенских горах, то есть горном хребте, непосредственно примыкающем с севера к Месопотамской равнине.
По мнению Новосельцева, отождествление горы Ноя с современным Араратом, по-видимому, сложилось после V века в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну. Согласно Православной энциклопедии, лишь начиная с XI—XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис (устаревшее армянское название Арарата) стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.
В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат» (см. раздел ).
Вокруг этой традиции у местных народов сложился комплекс легенд. Арарат является священным местом для армян (см. также раздел ). Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества. Считалось, что деревня Ахури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь и посадил первый виноградник, а её название выводили из армянского «он посадил лозу»). Название города Маранд выводили из армянского «здесь находится мать» и считали местом смерти и захоронения жены Ноя. Название города Нахичевань трактовали как «он впервые сошёл» и идентифицировали с местом высадки Ноя[неавторитетный источник?]. Считалось, что на вершине горы халдеи поклонялись звёздам, и трое из них последовали за Вифлеемской звездой к месту рождения Иисуса Христа[неавторитетный источник?].
Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата
С XIII века европейцам известна армянская легенда о Святом Якове (Агопе) (являющаяся адаптацией более ранней легенды о Святом Иакове Низибийском, в которой фигурирует гора Джуди). Этот монах страждал подняться на вершину горы и поклониться ковчегу, который был виден в хорошую погоду. Трижды пытался он взойти на вершину, но, поднявшись на большую высоту, каждый раз засыпал, а проснувшись, он обнаруживал себя у подножия горы. После третьей попытки ему во сне явился ангел и сказал, что Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Но в награду за стремление к святыне ангел даровал монаху кусок дерева, из которого был сделан ковчег. Святому Якову был посвящён монастырь, расположенный выше деревни Ахури (деревня и монастырь были полностью разрушены в 1840 году, см. раздел ).
Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота (см. раздел ) армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошёл на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».
Происхождение названия
По одному из предположений название произошло производно от наименования государства ассирийского Урарту. Армяне же называют свой священный символ «Масис».
Это подтверждает информация из Википедии. Данное слово в переводе означает такие слова как большой или великий, что характерно для значимости объекта для этого народа.
В турецком языке можно встретить такое название — «Аргыдаг». Если перевести дословно, то это означает – кривая или гора боли.
Это интересно: встречаются и другие названия – Кухи-Нух или Гридах.
Какое бы наименование не существовало, его значение для турецкого и армянского народа едино и неизменно.
Немного из истории
В период 1828-1920 годов Арарат находился в составе Армении и Российской империи, но в результате армяно-турецкой войны (1920 г) и следующего за ним Карсского договора о мире он стал турецким.
Армяне раньше всегда жили у горы Арарат, и все нагорье Армянское было в составе великой Армении, представлявшей собой в те времена развитое античное государство, которое впоследствии было сокрушено турками-сельджуками. После всех действий турецкой военщины над мирным населением в 1915 году в этих местах практически не осталось автохтонного индоевропейского населения, хоть и до 1915 года армяне здесь представляли абсолютное большинство среди местных жителей.
Этимология названия
См. также: Арарат (значения)
Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами, и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что «местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием». Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка.
Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему (см. раздел ). Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту.
Местные названия Арарата:
- традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). По мнению Новосельцева, «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой». Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии. По мнению Джеймса Расселла, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья.
- турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора» или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»). По мнению Джеймса Расселла, тур. Ağrı родственно тур. ağır — «тяжёлый» и является переводом среднеиранского *masi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- — «длинный, большой». Согласно изданному в 1865 году «Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкому cлoваpю Рoccийcкой Импepии» Арарат и Агрыдаг, находящиеся в Русской Армении, являются разными горами, имеющими отличную друг от друга высоту и место расположения.
- персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح), «гора Ноя».
- арабское название Арарата — Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), «гора пахаря».
- курдское название Арарата — «Агри» (курд. Çiyayê Agirî — переводится с курдского языка как «Огненная гора», свидетельствует о вулканическом происхождении) или второе название «Чия Гри» переводится с курдского языка как «Плачущая гора».
Арарат как символ Армении
Арарат считается едва ли не самым известным символом Армении.
Известный художник-маринист Иван Айвазовский рисовал гору Арарат не менее десяти раз. На выставке в Париже на вопрос о наличии в его творчестве армянских видов Айвазовский ответил: «Вот наша Армения» и подвёл к картине «Сошествие Ноя с Арарата».
Впервые гора появилась на гербе Армении после провозглашения независимой Демократической Республики Армения в 1918 году, которая также называлась «Араратской республикой». Арарат присутствовал на эмблеме Закавказской Федерации, на гербе Армянской ССР, присутствует на современном гербе Республики Армения, будучи дополненным изображением Ноева ковчега.
Территория, на которой находится Арарат, перешла от Армянской ССР (образованной 29 ноября 1920 года) к Турции по Московскому и Карсскому договорам 1921 года. По легенде, в ответ на протест турецкого правительства против того что, на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся частью Армении, нарком иностранных дел Чичерин ответил: «На флаге Турции изображён полумесяц, но Луна не является частью Турции».
Герб Первой Республики Армении | Эмблема ЗСФСР на банкноте 1922 года | Герб Армянской ССР | Герб Республики Армения |
Восхождение
И хотя погодные условия на этой территории не радуют, восхождение всё равно происходит довольно просто, ведь здесь сконструирован специальный подъём в северной части склона горы. Главное, если вы преодолеваете подъем в летний сезон, то вы должны обязательно позаботиться о специальном снаряжении, чтобы покорение горы происходило безопасно.
Также тем, кто хочет добраться до священного Ноева ковчега, нужно учитывать то, что дойти до него с территории Армении довольно проблематично, поэтому лучшим вариантом будет, если вы начнёте своё восхождение с территории Турции, на которой и располагается эта гора.
История Арарата. Мнения историков.
Считается, что все – от мала до велика знают название этой горы. Кажется, что просто не существует в мире человека, который хотя бы раз не услышат данное название от друзей или знакомых, из газет, из телевизора, не наткнулся бы на Арарат в Интернете. Для всех гора Арарат и страна Армения являются синонимами. И при этом люди даже не догадываются, что на самом деле Арарат никакого отношения к Армении не имеет. А имеет отношение к Турции – стране, причинившей так много страданий армянскому народу. Давайте попробуем разобраться, почему же символ Армении, гора, изображенная на гербе страны, не является собственностью армянского народа.
Первая группа историков. Мнение №1.
Первая группа историков считают, что большевики в 1921 году отдали Арарат туркам для того, чтобы заручиться поддержкой Турции. В 20-е года XX века сила большевиков стала угасать, многим не нравились идеи и методы большевиков. Пошли слухи о том, что готовится заговор, в ходе которого большевики потеряют власть и будут свергнуты. Для того чтобы стать, как казалось большевикам, сильнее и остаться дальше «у руля» им нужна была поддержка держав. Самым лучшим вариантом тогда была Турция – новое государство, нуждающееся в поддержке. По теории большевиков, это должно было стать взаимовыгодным союзом, поэтому в 1921 году гора Арарат перешла к Турции.
Также после геноцида армян, который официально был завершен в 1918 году, туркам было необходимо хоть как-то причинить еще больше боли армянам и показать, что на самом деле, ничего не закончено. Подписание Московского договора в 1921 году о передаче горы Арарат Турции подкрепляло мнение турок о том, что они являются сверхдержавой. Также многие историки и политологи считают, что зачинщики геноцида со стороны турок были одержимы теорией философа Фридриха Ницше о сверхчеловеке и сверхдержаве. Такой же теорией был одурманен Гитлер во времена Великой Отечественной войны.
Вторая группа историков. Мнение №2.
Вторая группа историков утверждает, что подписание договора о переходе Арарата туркам было справедливым и ожидаемым. После того, как ужасы геноцида стали потихоньку отходить на второй план, страны начали успокаиваться и налаживать потерянные политические связи, обе стороны хотели восстановить справедливость. Разумеется, пострадавшая сторона (армянский народ) хотела этого больше, но, по всей видимости, удача сопутствовала туркам. Некоторые города Турции были на территории Арарата и необходимо было этот вопрос решать. В том же 1921 году, Армения перестает быть независимой республикой и входит в состав СССР. Политика СССР в то время считалась политикой поглощения – республики, входившие в состав Советского Союза, больше не имели права голоса. Тоже произошло и с Арменией – никто не интересовался мнением армянского народа, правительству было не выгодно разжигать войну с Турцией, и было проще отдать всю территорию под предлогом того, что раз турецкие города находятся на территории Арарата, то и весь Арарат можно «отписать».
Таким образом, обе части — Большой и Малый Арарат стали собственностью потенциального врага армян и державы, погубившей миллионы армянских жизней.
Высота горы Арарат составляет более 5100 метров, тем самым вершина Большого Арарата до сих пор является наивысшей точкой Турции.
Все это стало очередным ударом для армян, для их веры в себя и ощущения того, что в этом мире нет места для спокойной жизни армянского народа.
Дополнительные вещи и электроника
Термос (0,5 л)
На пути к вершине, вода быстро холодеет в обычной ёмкости. Поэтому нужно взять с собой термос, чтобы выпить горячий чай или теплую воду, когда станет холодно.
Походный термос
Налобный фонарь (с несколькими парами запасных батареек)
Так как наше восхождение начинается в час ночи, нужно обязательно иметь при себе налобный фонарь. Перед началом похода обязательно проверьте батарейки. В последний день фонарь должен прослужить 5 часов, до восхода солнца.
Налобный фонарь
Power bank (минимум 10.000 mAh)
Восхождение на вершину Арарата длится несколько дней. Также, учитывая изменчивые погодные условия в горах, телефоны могут разряжаться быстрее. Обязательно возьмите с собой внешний аккумулятор (power bank), с минимальной мощностью в 10.000 mAh, чтобы у вас была возможность пользоваться своим телефоном дольше.
Внешний аккумулятор
Личная аптечка
С содержимым аптечки можете ознакомиться здесь. В этой статье мы попытались собрать все основные лекарства и те вещи, которые обязательно должны быть в вашей личной аптечке.
Важно знать! У некоторых может быть аллергия на некоторые лекарства и вещества. Представленный здесь список не является безусловным
Убедитесь, что у вас нет аллергии на какие-либо лекарства, до того, как их принять. Также, прежде чем предлагать кому-либо лекарство, убедитесь, что у них тоже нет аллергии.
Аптечка
Другое
- Нижнее бельё
- Телефон
- Документы, кошелёк (храните их в прочных чехлах, чтобы защитить от загрязнений и сырости)
- Фотоаппарат
- Купальник/плавки
- Накидка от дождя для рюкзака или полиэтиленовые пакеты для упаковки вещей
- Гигиенические принадлежности
- Сосуд для воды
- Гигиеническая помада
- Солнцезащитный крем или спрей с уровнем защиты не меньше 50 SPF
На Арарате нужно обязательно пользоваться солнцезащитным кремом и смягчающей губы помадой, так как большую часть восхождения мы будем находиться под палящими лучами солнца.
Восхождение
Всем, кто желает совершить восхождение, стоит знать несколько особенностей. Её склоны достаточно плавные, поэтому поход будет не сложным даже для новичков.
В летний период стоит альпинистам позаботиться о своей безопасности. Нужно будет запастись специальным снаряжением, так как придется преодолевать ледники.
Информация для туристов: с точки зрения географического расположения, восхождение лучше совершать с турецкой стороны, чтобы не возникло никаких приграничных проблем. А вот со стороны Армении по этим соображениям лучше восхождение не совершать.
Это касается так же людей, решивших просто посмотреть на местность, к которой по библейским легендам и приданиям причалил Библейский Ковчег. Высота вершины — 5165 метров.
На вершине горы Арарат
Более 4 тысяч лет библейское сказание о первом вынужденном переселенце будоражит умы людей. Еще в начале 19 века жители армянской деревни Баязет рассказывали о случае с пастухом, который однажды весной увидел в горах огромный деревянный корабль. Турецкая экспедиция 1833 года на Арарат подтвердила историю пастуха в ее сообщении говорится о деревянном носе корабля, выступавшем из ила.
В сентябре 1878 года вершину Арарата в одиночку покорил англичанин Джеймс Брайс, впервые совершивший восхождение без ночевки за 24 часа. На высоте 4000 метров между глыбами застывшей лавы он обнаружил деревянный брус, напомнивший ему фрагмент рукотворной конструкции.
Во время Первой мировой войны, в августе 1916 года, русский авиатор Владимир Росковитский докладывал, что видел с борта аэроплана голубое пятно — озеро, а на его краю — остов большого корабля, на четверть вмерзшего в лед.
Согласно другим источникам, ковчег в то же время видели еще два русских военных пилота — лейтенанты Заболоцкий и Лесин. Совершая разведывательный полет над горным массивом, они зафиксировали на высоте 4,3 тысячи метров в озере странный объект, напоминавший многоэтажный плот. Их рапорт был доставлен царю Николаю II, который приказал направить две специальные военные команды для обследования горы.
В то же лето обе группы поднялись на Арарат и нашли конструкцию, напоминавшую Ноев ковчег. Сооружение было тщательно обследовано, обмерено, были даже взяты пробы дерева. Материалом для изготовления судна оказался олеандр. Это вечнозеленое дерево, растущее в Средиземноморье, отличается прочностью и почти не гниет, к тому же оно было покрыто составом, похожим на современный лак. Отличным «консервантом» для ковчега является также лед, в котором корабль находится 11 месяцев в году. Внутри солдаты обнаружили комнаты и измерили их – от самых больших до самых маленьких.
Ознакомившись с рапортом, Николай II намеревался организовать еще одну экспедицию для спуска судна, но тут грянул выстрел «Авроры».
Есть сведения, что ковчег видели советские летчики в годы Второй мировой войны. Один из них бежал в Америку, где представил снятый объект спецслужбам США. Возможно, он был первым, кто заснял Ноев ковчег. Тогда же судно на Арарате обнаружил американский летчик Эд Дэвис.
Воодушевленный этими сообщениями, американский историк Аарон Смит, собравший за много лет историю Ноева ковчега из 80 тысяч произведений на 72 языках мира, решил сам попытать счастья на Арарате. В 1951 году он с 40 спутниками провел 12 дней на вершине горы, но поиски не увенчались успехом. «Хоть мы и не нашли следов Ноева ковчега, моя вера в библейское описание потопа еще более окрепла», — таинственно произнес он позднее.
Ереванский исследователь Ашот Левонян обнаружил сообщение французского военнослужащего Фернана Наварры. По свидетельству француза, 6 июня 1955 года он нашел в расщелине на склоне Арарата обработанную деревянную балку. Независимая экспертиза в 16 университетах мира показала, что это разновидность дуба, а возраст балки составляет около 5 тысяч лет. Тем не менее, это не являлось доказательством того, что найденный обломок имеет прямое отношение к ковчегу. Кстати, еще один подобный фрагмент выставлен в музее Первопрестольного Святого Эчмиадзина (духовный центр Армянской Апостольской церкви) и представляется как осколок Ноева ковчега.
Небиблейские легенды
Григор Нарекаци (ок. 951—1003).
И наступает срок сказать мне честно |
Существовало поверье, что вода из горного источника помогает вызвать птицу тетагуш, уничтожающую саранчу.
В армянской мифологии существует ряд мифов, в которых упоминается гора Масис (арм. Մասիս) — так раньше по армянски назывался Арарат.
По армянской легенде, гора Масис и гора Арагац были любящими сёстрами. Но однажды Масис поссорилась со своей сестрой Арагац. Помирить сестёр пыталась гора Марута, однако её попытки не увенчались успехом. После чего последняя наложила проклятие на сестёр, согласно ему Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть.
В древнейших армянских мифах Масис (или Чёрная гора, как ещё часто именуют Арарат) — жилище змей и вишапов.
В одном из мифов, тесно соприкосновенном с историей, армянский царь Тигран, победив мидийского царя Аждахака, берёт в плен его жену Айнуш и многих мидиян. Мидияне, отождествляемые в народной этиологии с вишапидами, детьми вишапов Аждахака и Айнуш, были поселены Тиграном за восточным хребтом Масиса. В другом древнеармянском эпосе «Випасанк», тесно связанном с предыдущим, у подножия Масиса живут потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды), под предводительством главного вишапа Аргавана.
Согласно другому мифу, одному из его вариантов, сын царя Арташеса, Артавазд, по проклятию отца во время охоты на горе Масис, был захвачен каджами и в оковах заключён в пещеру. Две собаки беспрестанно грызут его цепи и он силится выйти и положить конец миру. Но от ударов кузнечных молотов оковы снова укрепляются. По другому варианту, некий герой Артавазд заключён злыми духами. По преданию он когда-нибудь освободится от заключения и завладеет всем миром. На вершине Масиса живёт царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг Масиса, являются к своему царю.
В некоторых армянских версиях мифа о всемирном потопе ковчег Ксисутра (Ноя) остановился на горе Масис. С вершины Масис Ксисутр спустился на землю.
Геополитическое положение
«Вид на Малый и Большой Арарат с деревни Сирбаган» (1838 год)
Между XVI и XVIII веками район Арарата находился на границе между Османской империей и Персией. Вершина и северные склоны Большого Арарата и восточные склоны Малого Арарата контролировались Персией.
По условиям Туркманчайского мирного договора 1828 года, вершина Большого Арарата и его северные склоны перешли к Российской империи, а Малый Арарат стал местом, где сходились границы всех трёх империй. По словам Джеймса Брайса, это не было случайностью, а являлось отражением политического значения названия горы и ассоциаций с библейской легендой. Советники Николая I настояли на включении Большого Арарата в российскую территорию, так как обладатель вершины пользовался глубоким уважением, которое все окружающие народы испытывали к ней.
По условиям Московского договора 1921 года, Сурмалинский уезд Эриванской губернии, на территории которого находился Большой Арарат, перешёл к Турции. В 1932 году было заключено турецко-персидское соглашение, по которому часть восточного склона Малого Арарата (5 или 6 км от вершины) была передана Турции. Таким образом, обе вершины сейчас находятся на турецкой территории.
В 1927—1930 гг. существовала Араратская Курдская Республика — одно из курдских государственных образований в новейшее время.