Раны и уколы: как работают профессиональные фехтовальщики

Мотивация выбора данной темы

Рисунок 1 – Я на тренировке в Манеже ДонНТУ

Фехтование – это огромный интересный мир. Открывая его, понимаешь, что он тебя полностью поглощает, с ним уже невозможно расстаться и он остаётся с тобой навсегда.

Фехтование принято считать cпортом, искусством, военной наукой, средством воспитания. Как вид спорта, он выделяется среди прочих своей эcтетикой, романтизмом. Это древнее боевое искусство, прекрасное и смертельное опасное.

Рисунок 2 – Я на фехтовальной дорожке с тренером, Московым Виктором Ивановичем

Фехтование имеет тысячелетнюю историю и актуально до наших дней.

Этот вид спорта оказался мне по душе, когда я впервые посетила урок замечательного тренера и человека Виктора Ивановича Москового, мастера спорта по фехтованию на саблях. Поэтому мой выбор и связан именно с этим видом оружия. Я начала посещать тренировки, которые проходили в Манеже ДонНТУ и интересоваться этим необычным видом спорта всё больше и больше.

Чуть позже я вошла в состав сборной Донецкой области по фехтованию. Начала участвовать в соревнованиях и пробовать свои силы. Именно здесь я обрела дружную, сплоченную и сильную команду, замечательных и хороших друзей.

Мы неоднократно принимали активное участие в спортивной жизни университета. Защищали его честь не только в городских, но и в областных соревнованиях.

Мы двукратные участники Универсиад Украины, которые проходили в г. Львове. Наша команда не не попала в тройку призеров, но соперничество с лучшими спортсменами Украины и Европы, олимпийскими чемпионами, оставило массу незабываемых впечатлений, удовольствия, стремления расти и развивать свои навыки в данном виде спорта.

Рисунок 3 – Сборная ДонНТУ 2012 года, соревнования во Львове

Рисунок 4 – Мужская и женская сборная ДонНТУ 2013 года и Олимпийская чемпионка Харлан Ольга (в центре), я рядом с ней

Рисунок 5 – Парад спортсменов, посвещенный IX летней Универсиаде Украины (наша команда справа, я шестая справа)

Как проходит поединок

Мы уже знаем в общих чертах, что собой представляет фехтование. Что такое фехтовальный костюм и какую разметку имеет поле боя, нам тоже известно. Следовательно, пора перейти к самому интересному – процессу схватки.

Итак, в начале боя противники становятся на линию исходной позиции боком друг к другу. При этом одна нога пересекает линию. Оружие направляется на противника, а свободная рука заводится за спину. Поединок начинается и заканчивается, когда судья дает соответствующую команду. Однако завершение схватки может также произойти, если раздается сигнал, оповещающий о том, что время раунда истекло.

Традиционно судейство осуществляется на французском языке. Перед началом схватки, судья дает команду «Ан гард!», которая переводится как «К бою!». Затем он задает спортсменам вопрос: «Эй ву прэ?», чтобы узнать, готовы ли они. Когда оба фехтовальщика отвечают, судья дает команду «Алле!». Если нужно остановить бой, он произносит слово «Альт!», которое переводится как «Стой!». Присуждая очки тому или иному бойцу, судья говорит: «А друат», «А гош» или «Ку дубль». Это обозначает: «направо», «налево» и «обоим» соответственно. При регистрации недействительного удара судья говорит: «Па конте!» – «Не считать». После начисления очков противники возвращаются на исходные позиции, и бой продолжается. А если бой был остановлен без присуждения попадания, то он возобновляется на том же месте, где остановился.

Индивидуальный поединок делится на три раунда продолжительностью в 1 минуту. Перерыв между раундами составляет также минуту. Победителем раунда становится спортсмен, который первым наберет 15 очков или будет вести в счете на момент окончания раунда. Если по окончании трех раундов счет указывает на ничью, назначается дополнительный четвертый раунд. При этом, прежде чем он начнется, проводится жеребьевка, в которой выбирается победитель на случай, если дополнительная минута не поможет.

Теперь рассмотрим командное фехтование, правила которого несколько отличаются. Если соревнования командные, то каждый фехтовальщик должен сразиться с каждым спортсменом команды противника. Так как команда состоит из трех человек, матч между двумя командами включает в себя 9 индивидуальных схваток. При этом первый бой завершается, когда одна из сторон набирает 5 очков, второй – 10 очков, и так далее до 45.

Фехтовальщик, который напал первым, получает статус атакующего, а его противник, соответственно, защищающегося. При одновременно нанесенных ударах/уколах, преимущество получает атакующий спортсмен. Попеременно приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому. Если электронная система зафиксировала удар/укол, но он был нанесен с нарушением приоритета атаки, очки не присуждаются. При взаимных попаданиях рефери действует по ситуации. Удар/укол, нанесенный после команды «Стой!», засчитывается только в том случае, если движение началось до команды.

Литература

  • Соколов Н.В. Начертание правилъ фехтовального искусства с рисунками в пяти частяхъ / помощн. главного фехтовального учителя Отдельного Гвардейского корпуса Н.В.Соколов. — Санкт-Петербург, 1843. — 178 с.
  • Олсуфьев, Владимир Александрович. Рубка и фехтование / В. Олсуфьев. — Санкт-Петербург: В. Березовский, 1904. — 31 с.
  • Аркадьев В. А. Фехтование. — М.: ФиС, 1959.
  • Бабенко О. Б. Разящие клинки. Из истории фехтования в городе на Неве. — СПб., 1996.
  • Кастл Э. Школы и мастера фехтования. Благородное искусство владения клинком. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Лейтман Л. Г., Пономарева А. М., Родионов А. В. Фехтование юным. — М.: ФиС, 1967.
  • Круглов А. Н. Фехтование в Западной Европе и Японии: духовные и философские основы. — М.: НИПКЦ «Восход-А», 2000.
  • Мишенев С. В. История европейского фехтования. — Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  • Хаттон А. Меч сквозь столетия. Искусство владения оружием. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005.
  • Хаттон А. Холодное оружие Европы. Приемы великих мастеров фехтования. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.
  • Amberger, Johann Christoph (1999). The Secret History of the Sword. Burbank: Multi-Media. ISBN 1-892515-04-0
  • Evangelista, Nick (1996). The Art and Science of Fencing. Indianapolis: Masters Press. ISBN 1-57028-075-4
  • Сальников А. В., Гульченко Е. А. Становление и развитие европейского шпажносабельного боевого фехтования XV—XVIII веков //Science Time. — 2014. — №. 3 (3).
  • Сохо Т. Письма мастера дзэн мастеру фехтования //Евразия, СПб. — 1998.
  • Прокопчик Е. И. ФИОРЕ ДЕИ ЛИБЕРИ-АВТОР СРЕДНЕВЕКОВОГО ТРАКТАТА ПО ФЕХТОВАНИЮ. — 2017.
  • Тантаро С. Дзен и фехтование. — 1991.

Маска

Голову и шею юного спортсмена защищает маска. Она состоит из металлической сетки, затыльника и ворота для горла. Различаются маски по виду фехтования и по силе, которую выдерживает воротник, — 350Н и 1600Н.

  • Сабельная маска. Сетка и воротник маски для сабли не изолированы и сделаны из токопроводящего материала. Благодаря прочному каркасу маска выдерживает сильные нагрузки.
  • Шпажная маска изолирована с обеих сторон ударостойким материалом. Шпажная маска из дешевого сегмента считается менее прочной в сравнении с предыдущей маской.
  • Рапирная маска. В отличие от маски для шпаги, оснащена электрическим воротником. Это нужно для того, чтобы регистрировать уколы, так как у рапиристов тело относится поражаемой зоной, на которое заходит нижний край маски. В остальном они похожи.

Совет

В фехтовании важно подобрать правильную маску, так как именно она защитит голову вашего ребенка. По этой причине тщательно меряйте маску:

  1. Немного обожмите бока маски, чтобы подогнать ее по размеру.
  2. Подогните затыльник, чтобы он прилегал к затылку.
  3. Теперь ребенок может надевать маску.
  4. После этого спросите его, как он себя в ней чувствует, не болтается ли она на голове, крепко ли зафиксированы подбородок и лоб, не задевает ли нос сетку. Если все в порядке, то такую маску можно взять.
  5. Чтобы усилить защиту, можно еще докупить дополнительные аксессуары для защиты головы.

Размер маски

Размер

0 (S) 1 (М) 2 (L) 3 (XL)
см ≦ 58 56-65 65-72

≧72

Требование к фехтовальной экипировке из «Правила организации и проведения соревнований по спортивному фехтованию РФ».

Фехтование

Появление шпаги дало мощный импульс развитию фехтования. Нельзя сказать, что до этого на мечах рубились, как придется, но именно легкость шпаги позволила значительно расширить арсенал фехтовальных приемов. Очень быстро появились признанные школы фехтования: итальянская, испанская, французская, немецкая. Каждая из них имела собственные особенности.

В итальянской школе фехтования впервые сделали акцент на колющих ударах острием. Именно в Италии родился принцип «убивать острием, а не лезвием». В качестве дополнительного оружия в драке нередко использовали специальный кинжал – дагу. Кстати, считается, что дуэли появились именно в Италии, заменив средневековые рыцарские турниры и поединки.

Французская школа фехтования породила легкую короткую шпагу и подарила миру основные приемы обращения с ней. Именно она лежит в основе современного спортивного фехтования.

Испанская школа фехтования носила название Дестреза, что можно перевести, как «истинное искусство» или «мастерство». В ней учили не только драться на шпагах, но и использовать в бою такие предметы, как плащ, дагу, небольшой щит

Испанцы уделяли внимание не только навыкам обращения с оружием, но и нравственному развитию бойца, философским аспектам военного искусства

Похоже ли существующее сегодня спортивное фехтование на настоящий бой на шпагах? Есть интересное утверждение о том, что попади современный мастер спортивного фехтования в прошлое, то он бы легко справился с любым мастером шпаги эпохи Возрождения. Так ли это?

Важнейшим из технических приемов современных спортсменов является атака на выпаде, которая практически полностью отсутствует в старинных итальянских и испанских школах фехтования. Однако пригодился бы он в реальном бою?

Атака на выпаде заставляет фехтовальщика растягивать стойку. В этом положении он статичен, и ему сложно защищаться от атак противника. В спортивном фехтовании после проведенного укола поединок останавливают, что, конечно же, невозможно в реальном бою. При этом единичный укол абсолютно не гарантирует победы над противником. В спортивном фехтовании практически отсутствуют защиты, бои проводятся по принципу «кто первый попал, тот и взял очко». В реальном же бою просто необходимо защищаться, ибо пропущенный укол означает не потерю очка, а ранение, а то и смерть.

Теперь давайте посмотрим на оружие, которым пользуются современные спортсмены и сравним его со шпагами старых времен. Современная спортивная шпага – это гибкий стальной пруток весом 700-750 гр, основная задача этого оружия в бою добиться легкого касания тела соперника. Шпаги старых мастеров могли весить до 1,5 кг, этим оружием можно было не только колоть, но и рубить, лишая противника, например, кистей рук.

Даже фехтовальные стойки, описанные в старинных пособиях, противоположны современным.

Это не совсем верно. Развитие японского фехтовального искусства можно разделить на два больших этапа: до наступления эпохи Эдо и после него. Ранние периоды истории Страны восходящего солнца запомнились практически непрекращающимися междоусобными войнами, в которых воины дрались на поле боя, используя длинные мечи тати и тяжелые доспехи. Техника фехтования была очень простой и соответствовала той, что использовалась в средневековой Европе.

После наступления эпохи Эдо ситуация кардинально меняется. Происходит отказ от тяжелых доспехов и длинных мечей. Новым массовым оружием становится катана, что приводит к появлению новой фехтовальной техники, сложной и утонченной. Здесь можно провести прямые аналогии с Европой, где происходили схожие процессы: тяжелый боевой меч сменила шпага. Именно появление этого оружия привело к возникновению весьма сложных школ фехтования, таких как испанская Дестреза, например. Если судить по тем письменным источникам, которые дошли до нас, то европейские фехтовальные системы мало чем уступали восточным. Хотя, конечно, имели собственные особенности.

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Оружие

  • Рапира — колющее оружие с гибким четырехгранным клинком. Уколы наносятся острием рапиры.
  • Шпага — более тяжелое колющее оружие с трехгранным клинком. Уколы шпажисты также наносят острием.
  • Сабля — рубяще-колющее оружие с гибким трапециевидным клинком. Удары саблисты могут наносить не только острием, но и клинком.

Рапира, сабля или шпага состоят из нескольких частей: клинка, рукояти и гарды — щитка, отделяющего клинок от рукояти, он защищает руки. К гарде крепится разъем для провода — двойник для рапиры и сабли или тройник для шпаги. Далее провод проходит под курткой и крепится к прибору, фиксирующему уколы. На острие рапиры и шпаги надевается наконечник — кнопка, которая замыкает электрическую цепь, сабля используется без него.

Совет. Размер оружия подбирается по возрасту фехтовальщика. Дети помладше тренируются с более короткими и легкими клинками. Начинаются размеры от 0, длина маленького клинка — 77,5 см. Клинок такого размера подходит детям до 10 лет.

Рапира

Шпага

Сабля

Область поражения

только туловище, без головы, рук и ног

все тело

выше пояса, исключая кисти

Удары

только колющие

только колющие

колющие и рубящие

Клинок

четырехгранный в сечении, очень гибкий

трехгранный в сечении, более жесткий, чем у рапиры и сабли

трапециевидный или V-образный в сечении, гибкий, может иметься небольшой изгиб вперед, а не назад, как у боевой сабли

Средняя длина клинка:

85-90 см

90 см

88 см

Максимальная длина оружия

110 см

110 см

105 см

Максимальная масса оружия

500 г

770 г

500 г

Гарда

круглая, диаметр 12 см

круглая, диаметр 13,5 см

овальная с дужкой

Рукоять

помимо классической с легким изломом часто бывает пистолетной

обычно классическая прямая или с легким изломом, иногда бывает пистолетной

слегка изогнутая, классическая (не пистолетная)

Оружие для фехтования из «Правила организации и проведения соревнований по спортивному фехтованию РФ».

Начальная подготовка

Тренировки по фехтова­нию начинаются с изучения основных двигательных навыков, и в особенности шагов, выпадов, уколов или ударов, основных позиций и т. д. После началь­ного обучения в стандартных условиях тренировок на вспомогательных снарядах и с партнером прово­дятся тренировки, в процессе которых изучают­ся боевые действия, основы фехтовальной так­тики.

Специальная фехтовальная подготовка является со­ставной частью разносторонней подготовки; в едином воспитательно-подготовительном процессе фехтовальщиков происходит параллельное гармо­ническое развитие необходимых в дальнейшей со­ревновательной практике навыков и умений. Основ­ной упор на данном этапе подготовки делается на развитие силы воли, готовности к боевым дей­ствиям.

Для развития функциональных качеств служат прежде всего специальные упражнения на развитие скорости и скоростной выносливости.

Подготовка на уровне высшего спортивного мастер­ства. Целью подготовки на уровне высшего спор­тивного мастерства является достижение высших спортивных результатов. Здесь необходимо макси­мальное развитие умений и навыков. На данном этапе подготовки тренировки фехтовальщиков все более индивидуализируются. Спортсмен специали­зируется в тех действиях, которые ему лучше всего удаются, и отрабатывает их на индивидуальных за­нятиях с тренером. Совершенствование и стабили­зация боевых навыков осуществляется преимуще­ственно в условиях, максимально приближенных к боевым. На каждом этапе подготовки спортсмен получает и необходимые теоретические знания.

Кратко о технике и тактике боя

Заглянем немного глубже в такой увлекательный вид спорта, как фехтование. Что такое бой? Это взаимодействие клинков, которое подразумевает массу тонких, хитрых, выверенных движений и приемов. Именно в этом главное отличие фехтования от поединков на тяжелом оружии.

Когда прямая атака невозможна, фехтовальщик старается нейтрализовать встречное нападение и контратаковать. А чтобы ликвидировать угрозу, не обязательно уклоняться, можно отбить клинок и тут же нанести встречный удар.

В фехтовании важную роль играют обманные движения. Это может быть: маскировка, которая помогает скрыть намерения спортсмена; финты, представляющие собой угрожающие движения; вызов, провоцирующий противника на решительные, но не всегда обдуманные действия, и прочее.

Современное фехтование, в зависимости от вида применяемого оружия, имеет некоторые различия в технике, тактике и правилах, обусловленные историй происхождения оружия. Сабля произошла от клинка, который использовали кавалеристы. Они сражались в конных поединках, поэтому рубящие удары наносились выше пояса. Этот факт предопределил размеры поражаемой поверхности в спортивном фехтовании на саблях.

Шпага по своему происхождению является дуэльным оружием. Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела

Поэтому крайне важно было нанести его первым и защититься при этом от ответного выпада. Этот же принцип перенесся и на современное фехтование

Рапира изначально создавалась как тренировочное оружие. Поэтому и условия борьбы у рапиристов самые щадящие. Именно с рапиры начинают фехтование. Женщины когда-то имели право сражаться только на рапирах. Так как оружие мало весит, с ним могут управиться даже дети. Кстати говоря, фехтование для детей мы рассмотрим немного ниже. Такое понятие, как «тактическая правота» также возникло из потребностей тренировочного боя, который должен был подготовить человека к реальному поединку.

Основные правила спортивного фехтования на саблях и история их развития

Засчитываются только удары выше пояса (корпус, руки, перчатка и маска)

Важно нанести удар первым. В зачислении очков при одновременно наносимых ударах преимущество у того, кто двигается вперёд (за исключением упреждающих ударов «в контртемп» и т. п., но они, конечно же, не являются одновременными), однако при перехвате (отводе в сторону) клинка соперника преимущество переходит к тому, кто перехватил (защита-ответ или же батман-удар).

Особенностью фехтования на саблях является то, что взять защиту на порядок более сложно, чем на нанесение удара во время атаки. Поэтому многие бойцы, особенно начинающие, стремятся атаковать как можно чаще. В случае спорной ситуации или так называемой обоюдной атаки удар не зачисляется никому. Существует система правил («приоритет атаки» и т. п.), на случай систематических повторных обоюдных атак, повторяющихся выходов за конец дорожки и пр. затягивающих бой и снижающих тем самым зрелищность поединка.

Судьи помимо технических функций выполняют и другие — предупреждение и наказание бойцов тем или иным способом за систематические травмирующие удары «с замахом», удары ниже пояса, споры с судьями по поводу присуждённого удара и прочие виды неспортивного поведения. Помимо главного судьи, на крупных соревнованиях ему обычно помогают 4 боковых судьи.

Помимо всего прочего, существуют некие дополнительные правила и общепринятый этикет поведения на дорожке. Бой начинается с приветствия и после команды судьи. Удары, нанесённые после команды окончить бой и за пределами фехтовальной дорожки, не засчитываются. Нельзя вести бой, если у противника по любой причине нет на голове защитной маски или он поднял вверх свободную руку, нельзя начинать бой, если противник не имеет в руках сабли и т. д. В принципе считается хорошим тоном признать спорный удар, а плохим тоном — всевозможные крики и бурные эмоциональные проявления во время боя. Нормой считается подойти к противнику и извиниться за нанесённый болезненный удар.

Допустимо прятать свободную руку за спину, хотя большинство опытных фехтовальщиков так не делают. При этом ни один опытный саблист никогда не будет держать свободную руку опущенной ниже пояса во время боя или же «задирать» вверх вооружённую руку.

Сейчас в сабле при продвижении вперёд запрещён скрестный шаг (продвижение с выносом ноги с невооружённой стороны вперёд ноги с вооружённой). Раньше этот приём был разрешён и назывался флэш-атакой. Перед флэш-атакой требовалось сделать минимум три шага в технически правильной «стойке», однако соблюдение этого правила судьями не отслеживалось и не наказывалось. На практике всё это часто приводило к беспорядочной беготне по дорожке, особенно у начинающих.

Также, с начала сезона 2016-2017 до конца 2016 года вводится временное изменение — теперь саблисты начинают бой на 1 м ближе друг к другу (начинают стоя сзадистоящей ногой на линии начала).

Сабля для пешего боя

Сабля была действительно универсальным оружием, одинаково пригодным и для конного, и для пешего боя. Изначально клинки сабель делались массивными, чтобы их вес способствовал разрубанию доспехов, а для придания им больших режущих свойств часто на кончиках клинков с тыльной стороны делалось утолщение – “елмань” или “перо”, что усиливало инерцию сабли при рубке.

Существовало два способа удержания клинка при совершении парадов:

  • длинные или венгерские для защиты
  • короткие или обыкновенные

Венгерские удары

Венгерский способ отличался тем, что кончик клинка при оборонительной позиции был направлен к земле, а не вверх. Эта традиция изначально обуславливалась небольшими размерами защитной гарды, оставляющей кисть руки открытой для поражения. Поэтому под рубящие удары противника подставляли клинок, держа руку выше точки соприкосновения оружия, чтобы сабля, соскальзывая вниз, не могла задеть кисть.

Внутренние удары

Для сабельного и шпажного боя старых школ были характерны так называемые “внутренние” удары, идущие снизу в сторону подбородка и горла. Отразить их было чрезвычайно сложно, и часто, чтобы избежать поражения, приходилось спасаться прыжком назад или в сторону.

По мере облегчения вооружения уменьшался и вес сабли. Манипулировать ей стало значительно проще, появилась возможность наносить кистевые удары, особенно характерные для венгерской школы. Эффективны они тем, что для их проведения достаточно простого поворота кисти. Для противника это движение оставалось неуловимым, и такой удар часто достигал цели. Сила его была меньше силы локтевого удара, но серьезно поранить противника им было вполне возможно.

Рапира и ее место в истории

Рапиру можно смело назвать самой последней и удачной модификацией меча, в качестве оружия для контактного боя. Клинок рапиры изготавливался из лучших сортов стали, поэтому отличался достаточно высокой прочностью и упругостью. При умелом владении этим оружием можно было успешно обороняться или наоборот, успешно атаковать противника, нанося ему уколы. Рапира или шпага со временем полностью вытеснили с поля боя мечи, став основным видом личного оружия для офицеров пехоты, кавалерии и флота. Оружие стояло на вооружении европейских армий вплоть до середины XVIII века. Параллельно с развитием техники боя шло разделение рапиры на боевую и гражданскую модификацию. Возникают школы фехтования, разделяемые по национальному признаку. Появляются испанская, английская, французская и немецкая школы. На передовые позиции выходит итальянская школа фехтования, основные элементы которой дошли до наших дней.

Рапира и кинжал

Гражданская шпага отличается от боевого оружия формой клинка и способом заточки. В отличие от боевой рапиры оружие, распространившееся в гражданском обществе, было легче и изящнее. Искусство владения оружием и манера фехтования накладывали свой отпечаток на принцип действия. У рапиры клинок имел узкое заточенное острие, которое являлось основным поражающим элементом. Несмотря на легкость и изящный внешний вид, рапира продолжала оставаться оружием, хотя и стала часто использоваться в качестве обязательного атрибута мужского костюма

В обществе на фоне зарождавшихся новых моделей поведения, возникает целая субкультура, где рапире отводится важное место. Личное оружие используется в качестве весомого аргумента защиты чести и достоинства

Потеря шпаги была приравнена к потере чести. Излюбленным приемом выяснения отношений становится дуэль, поединок на шпагах, где ключевым аспектом является искусство владения шпагой. Фехтование на рапирах становится обязательным элементом обучения для молодежи того времени.

Оружие принято носить не только в военное время. Офицеры теперь всегда остаются при шпаге. Вторят им знатные вельможи и чиновники, которые стараются носить гражданский вариант рапиры в качестве элемента парадного и церемониального облачения. Если в гражданском обществе рапира прочно заняла свои позиции, то в военной сфере на смену этому оружию постепенно приходя тяжелый палаш и сабля — более практичное и эффективное в бою оружие. В качестве парадного элемента военного костюма рапира продолжала использоваться вплоть до Первой Мировой войны. Кирасиры, гвардейские и флотские офицеры носили шпаги во время парадных церемоний.

Поединок дворян

Экипировка саблиста и история её совершенствования

Фехтование на саблях последним перешло на систему электрофиксации из-за некоторых технических сложностей (отсутствие простого решения с кнопкой-наконечником как в шпаге или рапире). Старые спортивные сабли, соответственно, не имели прикрепленного электрошнура. Сначала сабли делались целиком из стальных элементов, включая гарду. Рукоятка при этом делалась деревянной с нанесенным на поверхность рифлением-насечкой. Такие сабли были достаточно грубыми и тяжелыми и быстро натирали руку. В 70-е — 80-е годы в СССР перешли на более современные сабли с алюминиевыми гардами, покрытой резиной рукояткой и облегченными стальными клинками венгерского производства (с вогнутыми гранями). Особенностью этих клинков является то, что со временем они постепенно изнашиваются. Узнать такой клинок просто — обычно он деформируется после почти каждого боя и саблисту приходится «выправлять» его о дорожку (её обычно делают из медной сетки, ведение боя за дорожкой запрещено). Рано или поздно такой клинок ломается, бой при этом останавливается. Если клинок противника сломался во время нанесения ему батман-удара, то такой удар обычно засчитывают. Изношенным клинком легко пробить защиту противника за счет «захлеста», некоторые спортсмены специально старили свои клинки при помощи наждачной бумаги с этой целью, хотя это безусловно неэтичное поведение. Помимо прочего, «захлесты» часто бывают весьма болезненными для противника.

Защитная одежда также изменялась. Старые нагрудники часто делались черного цвета, чем-то напоминая ватник. Долгое время защитные штаны не использовались, вместо них можно было фехтовать в обычных тренировочных брюках. Со временем появились специальные фехтовальные перчатки промышленного производства, налокотники и специальные фехтовальные «тапочки» — напоминающие полукеды или матерчатые теннисные туфли, но имеющие увеличенное резиновое покрытие с внутренней стороны. Маски также претерпели примерно ту же эволюцию — от тяжелых и неудобных к более совершенным эргономически.

Минимальный набор для участия в тренировочном поединке — сабля, маска, нагрудник. Без надетой маски ведение абсолютно любого боя, или даже шуточное подражание бою, строго запрещено. Без нагрудника фехтовать нельзя. Ведение боя без перчатки крайне не рекомендуется. Остальная экипировка считается дополнительной и не всегда обязательна. За состоянием (износом) маски нужно тщательно следить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector