Разница между трамваем и троллейбусом

Главные отличия трамваев и электричек

Основное отличие трамваев от электричек это их назначение. Трамвай преимущественно транспорт городской, а электричка — пригородный. Этим продиктованы их отличия в техническом плане:

  • ширина трамвайного пути уже, чем железнодорожного;
  • разное количество вагонов в составе, трамвай состоит из одного — двух вагонов;
  • высота пола в вагоне электрички намного больше, поэтому для посадки пассажиров нужны специальные платформы;
  • вместимость и грузоподъёмность вагонов электрички больше, чем трамвая;
  • средняя скорость движения электропоезда намного выше;
  • интервал движения трамваев значительно меньше, чем у электрички;
  • в трамвайном вагоне отсутствует тамбур;
  • тормозная система в трамвае работает за счёт прижима тормозных колодок к рельсу, а не к колесу.

В последние годы, когда проблема защиты окружающей среды становится всё более серьёзной, пассажирскому транспорту на электрической тяге стали уделять больше внимания. Во многих странах выделяют средства на развитие городского и пригородного электротранспорта. Этот транспорт надёжен и у него полностью отсутствуют вредные выбросы в атмосферу. Работать он может в любых климатических условиях. Трамваи и электрички становятся всё более комфортными, современными и имеют большие перспективы дальнейшего развития.

2 Со временем троллейбусную сеть в Перми ликвидируют полностью.

Сегодня стоит вопрос об эффективности этого вида транспорта. Нужно понимать, что у города нет задачи ликвидировать троллейбусы просто потому, что они чем-то не нравятся. Нет плохого или хорошего транспорта. У каждого — свои преимущества и недостатки. И задача города — таким образом организовать общественный транспорт, чтобы максимально эффективно перевозить пассажиров.

Если говорить об иерархии наиболее приоритетных видов транспорта, в первую очередь, это трамваи, потому что они имеют выделенную полосу, более высокую скорость движения, чем троллейбусы. Кроме того, их движение можно организовывать в виде сцепок нескольких вагонов и перевозить больше пассажиров.

А дальше мы должны сделать выбор: либо следом за трамваями мы развиваем троллейбусы, либо мы делаем упор на автобусы. И здесь надо исходить из экономических показателей.

Троллейбус для города стоит дороже: в силу содержания контактной сети, тяговых подстанций. Есть свежий документ — постановление администрации №20 от этого года, в котором прописана стоимость одного километра: для троллейбусов это 137 руб., для автобусов — 102 руб. И это не просто городские показатели, они рассчитаны в соответствии с федеральной методикой.

6 Троллейбусные маршруты хотят ликвидировать, потому что они убыточны.

Общественный транспорт весь убыточен, потому что это социальная услуга. И вопрос о троллейбусах обсуждается не потому, что они убыточны, а автобусы, например, прибыльны. Главная причина — троллейбусами пользуются меньше пассажиров, чем автобусами и трамваями.

Причина низкой популярности кроется, скорее всего, в трёх главных недостатках троллейбусов. Это их невысокая скорость движения (автобус — 18 км/ч, троллейбус — 14 км/ч), ограниченная манёвренность на дороге и то, что существует риск не доехать до нужной точки из-за возможных проблем с контактной сетью.

Приведу пример: в 2015 году в микрорайоне Парковом поменялась маршрутная сеть. Автобусное движение было сконцентрировано на выезд на ДКЖ, а троллейбусное — на Гознак. И хотя через Гознак доехать быстрее, многие пассажиры всё равно предпочитают автобусы, потому что они точно доедут, а у троллейбусов могут возникнуть проблемы.

«Татра»

Другая легендарная модель тоже была скопирована с американской. Еще в 1932 году специально для Нью-Йорка создали вагон PCC (Presidents’ Conference Committee), который стал известен во всем мире. Он считался оптимальным по форме кузова. В 1950-е чешский завод приобрел лицензию и выпустил свои вагоны на основе PCC. Так появились «Татры», столь популярные в Москве. Самыми главными преимуществами этой модели были плавный ход и удобная система управления.

В 1959 году на столичных улицах появилась модель «Татра-2», в 1963-м к ней присоединилась «Татра-3». Эти модели можно видеть и сегодня — правда, с более современной начинкой.

Эксплуатация в городах

Через косую черту указано количество всего ПС / только действующего ПС.

Город Кол-во
Кыргызстан 2 / 1
Нарын 1 / 1
Ош 1 / 0
Молдавия 50 / 44
Кишинёв 18 / 17
Тирасполь 15 / 12
Бендеры 15 / 13
Бельцы 2 / 2
Россия 659 / 552
Самара 73 / 62
Екатеринбург 65 / 61
Челябинск 63 / 53
Новосибирск 49 / 38
Рязань 46 / 34
Ижевск 39 / 38
Иваново 33 / 29
Краснодар 32 / 31
Йошкар-Ола 28 / 26
Чебоксары 28 / 28
Чита 27 / 27
Петрозаводск 23 / 16
Смоленск 20 / 19
Волгоград 14 / 9
Киров 12 / 8
Омск 10 / 9
Ярославль 9 / 6
Ульяновск 8 / 8
Стерлитамак 8 / 3
Балаково 8 / 0
Братск 7 / 2
Миасс 7 / 6
Ленинск-Кузнецкий 6 / 6
Дзержинск 6 / 5
Брянск 6 / 6
Майкоп 6 / 6
Армавир 5 / 2
Волгодонск 5 / 5
Калуга 4 / 3
Хабаровск 2 / 1
Новокузнецк 2 / 2
Тольятти 2 / 0
Рубцовск 2 / 2
Владимир 1 / 0
Астрахань 1 / 0
Альметьевск 1 / 0
Саратов 1 / 1
Узбекистан 1 / 0
Наманган 1 / 0
Украина 211 / 153
Винница 41 / 41
Хмельницкий 28 / 24
Чернигов 18 / 6
Житомир 15 / 14
Кривой Рог 11 / 8
Черкассы 10 / 6
Севастополь 9 / 0
Херсон 9 / 8
Донецк 7 / 3
Макеевка 7 / 7
Кропивницкий 7 / 2
Одесса 6 / 4
Запорожье 6 / 4
Сумы 6 / 6
Белая Церковь 5 / 4
Бахмут 5 / 3
Николаев 4 / 2
Луцк 3 / 3
Краматорск 3 / 3
Алчевск 3 / 1
Днепр 2 / 0
Харцызск 2 / 2
Краснодон 2 / 2
Харьков 1 / 0
Кременчуг 1 / 0
Всего 923 / 750
     
Город Кол-во
Россия 24 / 15
Чебоксары 7 / 7
Челябинск 4 / 2
Краснодар 3 / 3
Новокузнецк 2 / 2
Новосибирск 2 / 0
Саранск 2 / 0
Рязань 1 / 0
Екатеринбург 1 / 1
Балаково 1 / 0
Кемерово 1 / 0
Украина 3 / 0
Кременчуг 3 / 0
Всего 27 / 15
     
Город Кол-во
Россия 4 / 1
Йошкар-Ола 2 / 0
Москва 1 / 1
Казань 1 / 0
Украина 1 / 0
Херсон 1 / 0
Всего 5 / 1
     

Выведена из эксплуатации:

Город Кол-во
Азербайджан
Гянджа
Мингечевир
Армения
Ереван
Беларусь
Бобруйск
Брест
Витебск
Гомель
Гродно
Минск
Могилёв
Грузия
Кутаиси
Рустави
Сухум
Казахстан
Актобе
Алматы
Атырау
Караганда
Кустанай
Нур-Султан
Петропавловск
Тараз
Шымкент
Кыргызстан
Бишкек
Монголия
Улан-Батор
Россия
Абакан
Архангельск
Барнаул
Белгород
Березники
Благовещенск
Великий Новгород
Владивосток
Владикавказ
Вологда
Воронеж
Иркутск
Калининград
Каменск-Уральский
Ковров
Кострома
Красноярск
Курган
Курск
Липецк
Махачкала
Мурманск
Нальчик
Нижний Новгород
Новокуйбышевск
Новороссийск
Новочебоксарск
Орёл
Оренбург
Пенза
Пермь
Подольск
Ростов-на-Дону
Рыбинск
Санкт-Петербург
Ставрополь
Таганрог
Тамбов
Тверь
Томск
Тула
Тюмень
Уфа
Черкесск
Шахты
Энгельс
Сербия
Белград
Таджикистан
Душанбе
Узбекистан
Алмалык
Джизак
Нукус
Самарканд
Ташкент
Украина
Горловка
Мариуполь
Полтава
Северодонецк
Стаханов

Маршрутки

Московские маршрутные такси зародились в 30-х годах прошлого века. Это были легковые автомобили ЗИС-101 и ЗИС-110, которые курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами, крупными выставками и парками, отвозили пассажиров на спортивные матчи. В 1939 году 120 автомобилей маршрутного такси доставляли посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки наряду с трамваями, троллейбусами и автобусами. В отличие от обычных такси, где работали таксометры, плата за проезд в маршрутках устанавливалась по тарифным участкам, как в автобусах и троллейбусах тех времен.

В 1964 году в Москве было 18 дневных и 10 ночных линий маршрутных такси. Тогда же начали использоваться микроавтобусы РАФ и ПАЗ, которые вытеснили легковые автомобили с маршрутного движения. Из года в год количество московских маршруток неуклонно увеличивалось, особенно много их стало в начале 2000-х годов. Но качество такого транспорта оставляло желать лучшего, поэтому в 2015–2016 годах в столице прошла реформа в системе пассажирских перевозок. Старые маршрутки сменили более вместительные, удобные и безопасные, в них действуют все льготы, а оплатить проезд пассажиры могут всеми существующими билетами и картами.

Информационные табло

На информационных дисплеях, расположенных в салоне, пассажиры могут посмотреть, какой у трамвая маршрут, узнать название следующей остановки и расстояние до нее. Также транслируются сообщения об изменениях в работе маршрутов, отображается информация о возможных пересадках и важные сообщения городских служб.

Как рассказал Сергей Матвеев, стильный внешний вид трамваев — результат работы дизайнеров и специалистов транспортного комплекса. У победителя конкурса на поставку трамваев в Москву были различные варианты расцветок и оформления «маски», как называют переднюю и заднюю части вагона.

В июне во всех московских трамваях убрали турникеты. Но в шестидверных «Витязях» их не было изначально: пассажиры входят во все двери и оплачивают проезд с помощью валидаторов, расположенных у каждой двери.

Поначалу многие пассажиры обрадовались, что можно не платить за проезд. На линии пришлось выпускать дополнительных контролеров и параллельно проводить большую информационную кампанию. Сейчас количество зайцев минимально.

К концу 2019 года по улицам столицы будет курсировать 300 «Витязей-М». По условиям контракта, поставщик обязуется проводить техническое обслуживание вагонов в течение 30 лет.

Архивные фотографии предоставлены Главархивом Москвы

7 Вместо того чтобы ликвидировать троллейбусы, лучше заменить их на новые — бесконтактные.

Да, действительно, существуют троллейбусы с автономным ходом. Есть такое техническое решение, когда контактную сеть в центре города демонтируют, оставляя её только на окраинах. И троллейбусы сначала заряжаются под сетью, а потом переходят на бесконтактное движение и едут на аккумуляторах.

Но если мы пойдём по такому пути, нам надо полностью менять троллейбусный парк и существенно модернизировать контактную сеть, потому что возраст нашей составляет уже 39 лет. Всё это требует очень больших затрат.

И здесь мы сталкиваемся с выбором — какие виды транспорта развивать наиболее перспективно.

5 Альтернативой троллейбусам может стать электробус.

В перспективе такое возможно. Электробус использовался в Перми в конце прошлого года в тестовой эксплуатации. Он зарекомендовал себя достаточно положительно. Есть ряд недочётов, связанных с тем, что техника это пока новая и необходимо её дорабатывать.

Говорить о приобретении электробусов пока преждевременно из-за их высокой стоимости, но мы видим, что за последние два года они подешевели почти вдвое и со временем должны приблизиться по цене к современным автобусам и троллейбусам.

Некоторые города России уже начинают закупать электробусы. Когда на этом рынке появится конкуренция и можно будет говорить о том, что цена электробуса будет снижаться, их вполне можно рассматривать как полноценный вид городского транспорта. Сейчас электробусы стоят дороже автобусов в 2,5—3 раза. Затрат на их эксплуатацию меньше, но это не перекрывает разрыв в стоимости приобретения.

Светодиоды и кнопки открытия дверей

В новых вагонах нет лампочек накаливания, то есть все освещение светодиодное, начиная от подсветки салона и заканчивая головными лампами. По словам заместителя главного инженера Мосгортранса, это недешево, но очень энергоэффективно и в то же время, красиво и стильно.

Кнопки открытия дверей, к которым москвичи привыкли не сразу, — это тоже экономия энергии, а также комфорт в поездках. В холодную погоду нет смысла открывать те двери, через которые никто не заходит, — теряется слишком много тепла.

В «Витязях» установлена самая современная система управления, а конструкция тележек обеспечивает трамваю максимально плавный ход.

Прицепы, «голубой вагон» и универсалы

В конце 1920-х появляются вагоны КМ (коломенский моторный) и КП (коломенский прицепной). Как следует из названий, второй прицепляли к первому. Вместимость каждого — до 60 человек. Таким образом, состав из двух вагонов мог перевозить до 120 пассажиров одновременно.

Интересная модель появилась в 1936 году — М-36. Ее окрестили голубым вагоном из-за цвета корпуса. Это был первый не деревянный, а металлический вагон. Скошенные углы, три двери, один фонарь — для своего времени дизайн был суперсовременным. К тому же вагон стал шире на 30 сантиметров, что позволило поставить мягкие сидения поперек салона.

Во время войны трамваи в столице не прекращали свою работу. Даже в критический для обороны Москвы день, 16 ноября 1941 года, когда остановилось метро.

После войны на авиазаводе в Тушине выпустили универсальный кузов для трамваев, автобусов и троллейбусов по образцу американского довоенного автобуса. Модель трамвая называлась МТВ-82, что расшифровывается как «московской трамвайный вагон». Позже производство перенесли на завод в Ригу. Вагоны были цельнометаллическими, с мягкими сидениями. Они пользовались большой популярностью не только в Москве, но и во многих других городах Советского Союза. В столице они проработали до 1981 года на большинстве маршрутов.

3 Троллейбусные маршруты заменят автобусными.

На период реконструкции, чтобы не ухудшать качество обслуживания пассажиров, троллейбусные маршруты будут заменены автобусными.

Например, троллейбус №5 в полном варианте будет заменён автобусом, который также будет следовать от ул. Гусарова до станции Пермь II. А вот троллейбусный маршрут №13 перевозит мало пассажиров, и заменять его полностью нет необходимости. Это направление будет компенсировано частично за счёт действующих автобусов, частично — за счёт нового маршрута №11 «Микрорайон Парковый — микрорайон Садовый». Например, на проспекте Парковом были построены остановки за гипермаркетом «Лента», оттуда транспорта в сторону центральной части города нет, маршрут №11 задействует это направление с выездом на улицу Подлесную.

Пассажиров о предстоящих изменениях будут информировать заранее.

Альтернативой могут стать и трамваи. Сейчас в Перми троллейбусная сеть на многих улицах совпадает с трамвайной: на ул. Героев Хасана, Куйбышева, бульваре Гагарина. Так, например, планируется строительство трамвайной линии на Парковом, что будет являться полноценной альтернативой троллейбусному движению.

«Фалькенрид» и «Рингхофер»

119 лет назад, в 1899 году, в Москве появляется первая линия электрического трамвая. Она прошла за пределами утвержденных тогда границ города — от Масловки до Петровского парка. Вскоре линию продлили до Тверской заставы. Трамвай развивал немалую скорость — до 25 километров в час.

Но нравилась эта затея далеко не всем. Например, полицмейстер Трепов возмущался, что простолюдины могут передвигаться по городу быстрее, чем он на своей лучшей тройке.

Первая система оплаты проезда была достаточно хитрой: линия делилась на четыре участка, каждый из которых состоял из нескольких остановок и стоил пять копеек. То есть поездка по всему маршруту обходилась в 20 копеек.

Первые вагоны были деревянными и узкими — 2,2 метра. Скамейки в них располагались вдоль салона. С 1909 года стали появляться модели отечественного производства. Одним из самых известных был «фонарный» вагон. Он получил свое название благодаря фонарям на крыше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector