Разница между трамваем и троллейбусом
Содержание:
- Главные отличия трамваев и электричек
- 2 Со временем троллейбусную сеть в Перми ликвидируют полностью.
- 6 Троллейбусные маршруты хотят ликвидировать, потому что они убыточны.
- «Татра»
- Эксплуатация в городах
- Маршрутки
- Информационные табло
- 7 Вместо того чтобы ликвидировать троллейбусы, лучше заменить их на новые — бесконтактные.
- 5 Альтернативой троллейбусам может стать электробус.
- Светодиоды и кнопки открытия дверей
- Прицепы, «голубой вагон» и универсалы
- 3 Троллейбусные маршруты заменят автобусными.
- «Фалькенрид» и «Рингхофер»
Главные отличия трамваев и электричек
Основное отличие трамваев от электричек это их назначение. Трамвай преимущественно транспорт городской, а электричка — пригородный. Этим продиктованы их отличия в техническом плане:
- ширина трамвайного пути уже, чем железнодорожного;
- разное количество вагонов в составе, трамвай состоит из одного — двух вагонов;
- высота пола в вагоне электрички намного больше, поэтому для посадки пассажиров нужны специальные платформы;
- вместимость и грузоподъёмность вагонов электрички больше, чем трамвая;
- средняя скорость движения электропоезда намного выше;
- интервал движения трамваев значительно меньше, чем у электрички;
- в трамвайном вагоне отсутствует тамбур;
- тормозная система в трамвае работает за счёт прижима тормозных колодок к рельсу, а не к колесу.
В последние годы, когда проблема защиты окружающей среды становится всё более серьёзной, пассажирскому транспорту на электрической тяге стали уделять больше внимания. Во многих странах выделяют средства на развитие городского и пригородного электротранспорта. Этот транспорт надёжен и у него полностью отсутствуют вредные выбросы в атмосферу. Работать он может в любых климатических условиях. Трамваи и электрички становятся всё более комфортными, современными и имеют большие перспективы дальнейшего развития.
2 Со временем троллейбусную сеть в Перми ликвидируют полностью.
Сегодня стоит вопрос об эффективности этого вида транспорта. Нужно понимать, что у города нет задачи ликвидировать троллейбусы просто потому, что они чем-то не нравятся. Нет плохого или хорошего транспорта. У каждого — свои преимущества и недостатки. И задача города — таким образом организовать общественный транспорт, чтобы максимально эффективно перевозить пассажиров.
Если говорить об иерархии наиболее приоритетных видов транспорта, в первую очередь, это трамваи, потому что они имеют выделенную полосу, более высокую скорость движения, чем троллейбусы. Кроме того, их движение можно организовывать в виде сцепок нескольких вагонов и перевозить больше пассажиров.
А дальше мы должны сделать выбор: либо следом за трамваями мы развиваем троллейбусы, либо мы делаем упор на автобусы. И здесь надо исходить из экономических показателей.
Троллейбус для города стоит дороже: в силу содержания контактной сети, тяговых подстанций. Есть свежий документ — постановление администрации №20 от этого года, в котором прописана стоимость одного километра: для троллейбусов это 137 руб., для автобусов — 102 руб. И это не просто городские показатели, они рассчитаны в соответствии с федеральной методикой.
6 Троллейбусные маршруты хотят ликвидировать, потому что они убыточны.
Общественный транспорт весь убыточен, потому что это социальная услуга. И вопрос о троллейбусах обсуждается не потому, что они убыточны, а автобусы, например, прибыльны. Главная причина — троллейбусами пользуются меньше пассажиров, чем автобусами и трамваями.
Причина низкой популярности кроется, скорее всего, в трёх главных недостатках троллейбусов. Это их невысокая скорость движения (автобус — 18 км/ч, троллейбус — 14 км/ч), ограниченная манёвренность на дороге и то, что существует риск не доехать до нужной точки из-за возможных проблем с контактной сетью.
Приведу пример: в 2015 году в микрорайоне Парковом поменялась маршрутная сеть. Автобусное движение было сконцентрировано на выезд на ДКЖ, а троллейбусное — на Гознак. И хотя через Гознак доехать быстрее, многие пассажиры всё равно предпочитают автобусы, потому что они точно доедут, а у троллейбусов могут возникнуть проблемы.
«Татра»
Другая легендарная модель тоже была скопирована с американской. Еще в 1932 году специально для Нью-Йорка создали вагон PCC (Presidents’ Conference Committee), который стал известен во всем мире. Он считался оптимальным по форме кузова. В 1950-е чешский завод приобрел лицензию и выпустил свои вагоны на основе PCC. Так появились «Татры», столь популярные в Москве. Самыми главными преимуществами этой модели были плавный ход и удобная система управления.
В 1959 году на столичных улицах появилась модель «Татра-2», в 1963-м к ней присоединилась «Татра-3». Эти модели можно видеть и сегодня — правда, с более современной начинкой.
Эксплуатация в городах
Через косую черту указано количество всего ПС / только действующего ПС.
|
|
|
Выведена из эксплуатации:
|
Маршрутки
Московские маршрутные такси зародились в 30-х годах прошлого века. Это были легковые автомобили ЗИС-101 и ЗИС-110, которые курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами, крупными выставками и парками, отвозили пассажиров на спортивные матчи. В 1939 году 120 автомобилей маршрутного такси доставляли посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки наряду с трамваями, троллейбусами и автобусами. В отличие от обычных такси, где работали таксометры, плата за проезд в маршрутках устанавливалась по тарифным участкам, как в автобусах и троллейбусах тех времен.
В 1964 году в Москве было 18 дневных и 10 ночных линий маршрутных такси. Тогда же начали использоваться микроавтобусы РАФ и ПАЗ, которые вытеснили легковые автомобили с маршрутного движения. Из года в год количество московских маршруток неуклонно увеличивалось, особенно много их стало в начале 2000-х годов. Но качество такого транспорта оставляло желать лучшего, поэтому в 2015–2016 годах в столице прошла реформа в системе пассажирских перевозок. Старые маршрутки сменили более вместительные, удобные и безопасные, в них действуют все льготы, а оплатить проезд пассажиры могут всеми существующими билетами и картами.
Информационные табло
На информационных дисплеях, расположенных в салоне, пассажиры могут посмотреть, какой у трамвая маршрут, узнать название следующей остановки и расстояние до нее. Также транслируются сообщения об изменениях в работе маршрутов, отображается информация о возможных пересадках и важные сообщения городских служб.
Как рассказал Сергей Матвеев, стильный внешний вид трамваев — результат работы дизайнеров и специалистов транспортного комплекса. У победителя конкурса на поставку трамваев в Москву были различные варианты расцветок и оформления «маски», как называют переднюю и заднюю части вагона.
В июне во всех московских трамваях убрали турникеты. Но в шестидверных «Витязях» их не было изначально: пассажиры входят во все двери и оплачивают проезд с помощью валидаторов, расположенных у каждой двери.
Поначалу многие пассажиры обрадовались, что можно не платить за проезд. На линии пришлось выпускать дополнительных контролеров и параллельно проводить большую информационную кампанию. Сейчас количество зайцев минимально.
К концу 2019 года по улицам столицы будет курсировать 300 «Витязей-М». По условиям контракта, поставщик обязуется проводить техническое обслуживание вагонов в течение 30 лет.
Архивные фотографии предоставлены Главархивом Москвы
7 Вместо того чтобы ликвидировать троллейбусы, лучше заменить их на новые — бесконтактные.
Да, действительно, существуют троллейбусы с автономным ходом. Есть такое техническое решение, когда контактную сеть в центре города демонтируют, оставляя её только на окраинах. И троллейбусы сначала заряжаются под сетью, а потом переходят на бесконтактное движение и едут на аккумуляторах.
Но если мы пойдём по такому пути, нам надо полностью менять троллейбусный парк и существенно модернизировать контактную сеть, потому что возраст нашей составляет уже 39 лет. Всё это требует очень больших затрат.
И здесь мы сталкиваемся с выбором — какие виды транспорта развивать наиболее перспективно.
5 Альтернативой троллейбусам может стать электробус.
В перспективе такое возможно. Электробус использовался в Перми в конце прошлого года в тестовой эксплуатации. Он зарекомендовал себя достаточно положительно. Есть ряд недочётов, связанных с тем, что техника это пока новая и необходимо её дорабатывать.
Говорить о приобретении электробусов пока преждевременно из-за их высокой стоимости, но мы видим, что за последние два года они подешевели почти вдвое и со временем должны приблизиться по цене к современным автобусам и троллейбусам.
Некоторые города России уже начинают закупать электробусы. Когда на этом рынке появится конкуренция и можно будет говорить о том, что цена электробуса будет снижаться, их вполне можно рассматривать как полноценный вид городского транспорта. Сейчас электробусы стоят дороже автобусов в 2,5—3 раза. Затрат на их эксплуатацию меньше, но это не перекрывает разрыв в стоимости приобретения.
Светодиоды и кнопки открытия дверей
В новых вагонах нет лампочек накаливания, то есть все освещение светодиодное, начиная от подсветки салона и заканчивая головными лампами. По словам заместителя главного инженера Мосгортранса, это недешево, но очень энергоэффективно и в то же время, красиво и стильно.
Кнопки открытия дверей, к которым москвичи привыкли не сразу, — это тоже экономия энергии, а также комфорт в поездках. В холодную погоду нет смысла открывать те двери, через которые никто не заходит, — теряется слишком много тепла.
В «Витязях» установлена самая современная система управления, а конструкция тележек обеспечивает трамваю максимально плавный ход.
Прицепы, «голубой вагон» и универсалы
В конце 1920-х появляются вагоны КМ (коломенский моторный) и КП (коломенский прицепной). Как следует из названий, второй прицепляли к первому. Вместимость каждого — до 60 человек. Таким образом, состав из двух вагонов мог перевозить до 120 пассажиров одновременно.
Интересная модель появилась в 1936 году — М-36. Ее окрестили голубым вагоном из-за цвета корпуса. Это был первый не деревянный, а металлический вагон. Скошенные углы, три двери, один фонарь — для своего времени дизайн был суперсовременным. К тому же вагон стал шире на 30 сантиметров, что позволило поставить мягкие сидения поперек салона.
Во время войны трамваи в столице не прекращали свою работу. Даже в критический для обороны Москвы день, 16 ноября 1941 года, когда остановилось метро.
После войны на авиазаводе в Тушине выпустили универсальный кузов для трамваев, автобусов и троллейбусов по образцу американского довоенного автобуса. Модель трамвая называлась МТВ-82, что расшифровывается как «московской трамвайный вагон». Позже производство перенесли на завод в Ригу. Вагоны были цельнометаллическими, с мягкими сидениями. Они пользовались большой популярностью не только в Москве, но и во многих других городах Советского Союза. В столице они проработали до 1981 года на большинстве маршрутов.
3 Троллейбусные маршруты заменят автобусными.
На период реконструкции, чтобы не ухудшать качество обслуживания пассажиров, троллейбусные маршруты будут заменены автобусными.
Например, троллейбус №5 в полном варианте будет заменён автобусом, который также будет следовать от ул. Гусарова до станции Пермь II. А вот троллейбусный маршрут №13 перевозит мало пассажиров, и заменять его полностью нет необходимости. Это направление будет компенсировано частично за счёт действующих автобусов, частично — за счёт нового маршрута №11 «Микрорайон Парковый — микрорайон Садовый». Например, на проспекте Парковом были построены остановки за гипермаркетом «Лента», оттуда транспорта в сторону центральной части города нет, маршрут №11 задействует это направление с выездом на улицу Подлесную.
Пассажиров о предстоящих изменениях будут информировать заранее.
Альтернативой могут стать и трамваи. Сейчас в Перми троллейбусная сеть на многих улицах совпадает с трамвайной: на ул. Героев Хасана, Куйбышева, бульваре Гагарина. Так, например, планируется строительство трамвайной линии на Парковом, что будет являться полноценной альтернативой троллейбусному движению.
«Фалькенрид» и «Рингхофер»
119 лет назад, в 1899 году, в Москве появляется первая линия электрического трамвая. Она прошла за пределами утвержденных тогда границ города — от Масловки до Петровского парка. Вскоре линию продлили до Тверской заставы. Трамвай развивал немалую скорость — до 25 километров в час.
Но нравилась эта затея далеко не всем. Например, полицмейстер Трепов возмущался, что простолюдины могут передвигаться по городу быстрее, чем он на своей лучшей тройке.
Первая система оплаты проезда была достаточно хитрой: линия делилась на четыре участка, каждый из которых состоял из нескольких остановок и стоил пять копеек. То есть поездка по всему маршруту обходилась в 20 копеек.
Первые вагоны были деревянными и узкими — 2,2 метра. Скамейки в них располагались вдоль салона. С 1909 года стали появляться модели отечественного производства. Одним из самых известных был «фонарный» вагон. Он получил свое название благодаря фонарям на крыше.