Опыты по биологии в домашних условиях
Содержание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. «Биология. Введение в биологию», УМК «Сфера жизни»)
Рабочая программа по биологии. 9 класс. «Биология. Основы общей биологии», авторы И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова.
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев «Общая биология»
Рабочая программа по биологии «Биология. Человек. 8 класс». В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» — М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Эксперименты с яйцом
Опыты по биологии с яйцами для 5 класса в домашних условиях провести может абсолютно каждый.
Тонет – не тонет
Для опыта потребуется:
- литровая банка;
- вода;
- сырое яйцо;
- 5 чайных ложек соли.
Ход эксперимента:
- Налить в банку воду.
- Положить яйцо.
- Добавить соль.
Результат:
Яйцо утонет в обычной воде, но как только вы хорошенько её подсолите – оно всплывёт. Дело в том, что солёная вода тяжелее яйца, а пресная – легче.
Вверх-вниз
Знаете ли вы, что яйцо может тонуть и всплывать без вашего в этом участия? Проверьте это при помощи следующего эксперимента с яйцом.
Для опыта потребуется:
- Литровая банка.
- Сырое куриное яйцо тёмного цвета.
- Девятипроцентный столовый уксус.
Ход эксперимента:
- Налить в банку стакан уксусной кислоты.
- Опустить туда яйцо.
Результат:
Сначала яйцо утонет. Но постепенно оно начнёт покрываться пузырьками и всплывать. Но всплыв на поверхность, яйцо тут же утонет снова, и так несколько раз. Почему так происходит? Всё просто: яичная скорлупа состоит из кальция, а при его реакции с кислотой образуется углекислый газ, пузырьки которого и тащат яйцо наверх. При всплывании яйца углекислый газ переходит в воздух, пузырьков становится меньше и яйцо снова тонет. Движения яйца вверх и вниз будут продолжаться до тех пор, пока карбонат кальция не вымоется из скорлупы полностью. Яйцо при этом станет совсем хрупким и посветлеет, а на поверхности жидкости образуется коричневая пенка.
Причёска для яйца
Не все эксперименты проводятся так быстро, есть опыты по биологии для 5 класса в домашних условиях, за неделю или 10 дней дающие результаты.
Для опыта понадобится:
- сырое яйцо;
- вата;
- туба от туалетной бумаги;
- семена люцерны;
- вода.
Ход эксперимента:
- Аккуратно сделать дырочку в верхушке яйца диаметром примерно 3 см.
- Заполнить яйцо ватой.
- Скорлупу поставить в тубу от туалетной бумаги.
- Насыпать на скорлупу семена.
- Обильно полить водой.
- Поставить на окно.
Результат:
Примерно через три дня начнут появляться первые всходы, а через неделю яйцо уже обретёт замечательную зелёную шевелюру.
Цветной сельдерей
Вода поступает к растению через «сосуды», идущие по стеблю от корней к листьям. Опыт позволит проследить за тем, как питается растение.
Для опыта потребуется
- стебель сельдерея с листьями;
- пищевая краска красного и синего цветов;
- три стакана;
- ножницы.
Ход эксперимента:
- Каждый из трёх стаканов заполнить водой на треть. В один добавить красную краску, в другой – синюю, а в третий и ту, и другую (чтобы получился фиолетовый цвет).
- Надрезать стебель растения вдоль так, чтобы получилось три полоски, поставить каждую в отдельный стакан.
- Оставить сельдерей на день-два.
Результат:
Листья сельдерея приобретут разный окрас. Они вбирают красную, синюю и фиолетовую краску. Разные листья окрашиваются по-разному.
Критика и предположения
Перед тем, как начинать эксперимент, Милгрэм предложил нескольким молодым психологам, выпускникам того же Йельского университета, угадать, сколько испытуемых доведут эксперимент до конца и подадут жертве максимальный ток. Те предположили, что так поступит от одного до двух процентов участников.
Затем были опрошены психиатры. Те ошиблись ещё больше, заявив, что половина участников остановится на 225 вольтах, и лишь один из тысячи доберётся до последнего переключателя.
Полученные результаты, таким образом, оказались неожиданными для всех.
Как же объяснить поведение испытуемых, если больше половины из них подали максимальное напряжение?
Было высказано несколько предположений:
- На участников повлиял авторитет Йельского университета;
- Все участники были мужчинами, а у них отмечается повышенная склонность к жестокости;
- Участники не понимали, насколько сильны вред и боль, наносимые жертве столь мощными ударами тока;
- Участники просто имели повышенную склонность к садизму и от страданий жертвы получали удовольствие;
- Все участники эксперимента имеют склонность к подчинению авторитетам; ведь были и те, кто отказался от участия, узнав подробности эксперимента.
Эти предположения были учтены в дальнейших исследованиях, и ни одно из них не подтвердилось.
Дополнительные эксперименты
Для проверки первого предположения Милгрэм снял небольшое помещение в Бриджпорте – городе в другом штате США; при этом вывеска ничего не говорила о связи с Йельским университетом: организация представлялась просто коммерческой исследовательской компанией. Там учёный повторил эксперимент, и его результаты лишь незначительно отличались от первоначальных.
Следующий эксперимент показал, что женщины в роли «учителя» вели себя точно так же, как и мужчины.
В третьем опыте участники могли явственно слышать вопли «ученика», соответствующие силе подаваемого тока, и поэтому хорошо осознавали причиняемый ими вред. Но результаты снова оказались аналогичны первому испытанию.
Милгрэм проверил четвёртое предположение. Оказалось, что все участники были абсолютно нормальными людьми с устойчивой психикой, не страдавшими никакими психическими или умственными расстройствами. Сам исследователь вынужден был констатировать: «Они и есть мы с вами».
В частности, оказалось, что испытуемые не были садистами. В одном из опытов инструктор уходил, оставляя в комнате своего ассистента, и тогда лишь 20 процентов участников соглашались продолжать эксперимент.
Если участнику давалось право самому выбрать напряжение, почти все останавливались на 150 вольтах или даже меньшем напряжении.
Милгрэм заключил, что в сознании людей прочно закреплена необходимость подчиняться вышестоящему. Он заметил, что решающую роль во всех экспериментах играла неспособность участников открыто противостоять «начальнику», в качестве которого выступал инструктор. При этом испытуемые просили инструктора прекратить опыт, а когда тот отказывался, то они продолжали задавать вопросы и включать ток. Во время этих действий, однако, они дрожали, потели, что-то бормотали, хватались за голову и проявляли другие признаки обеспокоенности и смятения, однако покорно продолжали делать свою работу.
Один из очевидцев наблюдал, как за двадцать минут уверенный в себе солидный бизнесмен – один из участников – был доведён до нервного срыва. Он даже бил себя кулаком по голове и умолял инструктора остановиться, но тот отвечал отказом, и бизнесмен продолжал работать.
Милгрэм провёл дополнительные эксперименты, которые только подтвердили его предположения.
Выводы
В результате экспериментов Милгрэм пришёл к заключению, что для «нормальных взрослых людей» характерна готовность делать всё что угодно, следуя велениям авторитета. Исследователь выдвинул в связи с этим две теории. Первая утверждает, что человек подчиняется правилам среды и её иерархии, когда не имеет возможности принять самостоятельное решение (например, чувствует нехватку знаний). Вторая теория говорит, что подчинённому свойственно рассматривать себя как инструмент для исполнения действий другого человека, что позволяет ему снять с себя всякую ответственность за собственные деяния.