Влияние современных гаджетов на жизнь ребёнка

Время, проведенное у экрана, и развитие мозга у детей

Кристакис беспокоится не зря – от младенчества до дошкольного возраста дети буквально одержимы изучением причинно-следственных связей, и эта исследовательская фаза совпадает с периодом развития мозга.

Мозг моей дочери весил примерно 333 грамма при рождении, а к двум годам – уже примерно 1000 граммов. Это 300-процентное увеличение массы. Для сравнения, ее мозг вырастет всего лишь на 300 граммов за последующие 18-20 лет.

С рождения до 3 лет связи между нейронами в ее мозгу увеличатся в шесть раз. И постоянное взаимодействие с миром (в том числе электронным миром) – то, что формирует эти связи. Правда в том, что мы до сих пор не знаем, какова степень воздействия смартфонов и других сенсорных устройств на развитие.

«Я думаю, это тот самый вопрос на миллион долларов, – говорит Рейчел Барр. – Мы знаем очень мало».

Одна из проблем, затрудняющих исследование, – невозможность исследовать мозг детей с помощью МРТ, так как дети или боятся аппарата, или не могут лежать совершенно неподвижно внутри него.

Команда Рейчел Барр пытается с помощью специального устройства решить эту проблему. Дети до 5 лет надевают функциональное устройство инфракрасной спектроскопии (fNIRS), и специальные датчики измеряют активность мозга.

Система быстра, удобна и безопасна, поэтому команда Барр использует ее для работы с дошкольниками, чтобы измерить влияние различных устройств на их разум.

Но она только вводится в работу, поэтому получить представление о положительных и отрицательных моментах в использовании экранов можно, наблюдая за поведением ребенка.

Гаджеты в школах

В мировой практике дети давно пользуются гаджетами в процессе обучения. Они ищут информацию, работают с видео, смотрят презентации, обсуждают задания в чатах. Теорию можно изучить дома, а на уроке выполнять практические упражнения. В период болезни школьники не пропускают материал. Да и учиться детям с использованием смартфона гораздо интереснее.

По мнению многих экспертов, стандартное изучение материала в школе устарело. От школьников требуют навыки, которые не пригодятся из-за ускоренного технологического прогресса. В некоторых школах уже ввели электронные дневники, даже родители общаются и решают вопросы в общих чатах. Это делает процессы удобными, эффективными и быстрыми.

В то же время, собственные смартфоны и планшеты мешают детям заниматься. Они отвлекают – школьники не могут сосредоточиться на уроках. Поэтому многие учебные заведения вводят запреты на использование телефонов. Гаджеты, например, складывают перед уроком в специальную коробку. А после занятия телефон можно взять обратно.

Отметим, что российские школы и сами ученики не готовы полностью переходить на подобное обучение. Как показывает практика, дети используют гаджеты для развлечения, а не для обучения. Трудно проконтролировать, чем школьник занимается в смартфоне. Он может параллельно с просмотром обучающего видео переписываться или играть.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

К чему приводит чрезмерное увлечение гаджетами

1. Смешение реальностей. Дети перестают отличать виртуальный мир от реального. Это вызывает страхи, проблемы с учебой и мотивацией, отсутствие коммуникативных навыков;

2. Зависимость от гаджетов приводит к тому, что у детей пропадает интерес к жизни, обучению и хобби. Падает успеваемость в школе. Подростки ничем не хотят заниматься и развиваться;

3. Задержка в развитии моторных навыков. В итоге дети не умеют вырезать из бумаги, собирать пазлы и кубики, делать аппликации, лепить из пластилина и даже завязывать шнурки;

4. Многие дети прячутся в виртуальном мире из-за отсутствия заботы, внимания и любви со стороны родителей. Они становятся замкнутыми, остаются наедине со своими проблемами.

5. Появляется агрессия и жестокость, раздражительность и повышенная возбудимость. Нередко развиваются нервные и психические расстройства, синдром гиперактивности и дефицита внимания;

6. Смартфон или планшет негативно влияет на зрение ребенка. Яркие мерцающие экраны вредны для здоровья глаз. Они ухудшают остроту зрения, особенно если держать экран близко к себе. Глаза быстро устают, краснеют, появляется дискомфорт и слезоточивость;

7. Отстающая речь. Малыши учатся разговаривать путем общения с родителями, родственниками и другими детьми. Без регулярного и активного общения с реальными детьми наблюдается задержка в развитии речи. Малыши, зависимые от гаджетов, начинают говорить гораздо позднее сверстников;

8. Телефоны и компьютеры негативно влияют на формирование характера. Малыш учится манипулировать взрослыми, становится более капризным. Кроме того, он может получить вредный контент, который совсем не предназначен для детей;

9. Ухудшение сна. По мнению ученых, синий свет, который излучают телефоны, угнетает выработку гормона сна – мелатонина. Дети дольше засыпают, хуже и меньше спят. Исследовательская работа доказала, что час перед электронным экраном сокращает сон на 15,6 минут. А ведь здоровый и полноценный сон крайне важен для развития детей;

10. Снижает физическую активность. Дети, сидя на планшетом, телефоном или компьютером, перестают гулять и играть в подвижные игры, практически не двигаются и не дышат свежим воздухом. В результате падает иммунитет, и дети чаще болеют, ухудшается осанка. Они слабеют, набирают лишний вес. Нарушается вещественный обмен, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом и разными внутренними органами;

11. Излучение радиации. Конечно, мобильные телефоны и компьютеры дают не такое сильное излучение, как рентген или ультрафиолет. Но при продолжительном воздействии техника оказывает негативное влияние на ребенка. Растущий организм воспринимает излучение острее, чем взрослый.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ

Положительное влияние современных гаджетов на детей

Во-первых, телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.

Во-вторых, в наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям. Они учат детей дошкольного возраста чтению, счету, рисованию

Они помогают развивать их память, внимание, логическое мышление. Также есть обучающие мультфильмы, рассказывающие ребёнку о природе, мире, вселенной, обо всём окружающем мире

Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка

Кроме этого, в Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.

Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.

Какое «рано» – еще слишком рано

Родители считают, что дети до 2 лет вообще не должны пользоваться смартфонами и планшетами. На самом деле последняя и часто цитируемая рекомендация Американской академии педиатрии касается возраста до 18 месяцев.

Однако новые исследования показывают, что все не так-то просто с возрастными ограничениями.

Недавно 25 семей добровольно позволили записывать для исследования короткие сеансы видеочата их детей с бабушками и дедушками на FaceTime, Skype и Google Hangouts

Детям было от 6 до 24 месяцев, но исследователи отметили, что дети «на удивление успешно» фокусировали внимание на другого человека (в данном случае, на бабушек и дедушек на экранах). В психологии это называется «совместное внимание»

Совместное внимание – основа для изучения языка, абстрактного мышления и множества других способностей, включая способ наладить эмоциональные отношения с дальними родственниками. Тот же эксперимент с видеочатом для детей от 12 до 25 месяцев показал, что интерактивные уроки намного полезнее для детей, чем просмотр предварительно записанного видео того же урока

Тот же эксперимент с видеочатом для детей от 12 до 25 месяцев показал, что интерактивные уроки намного полезнее для детей, чем просмотр предварительно записанного видео того же урока.

Одна из причин, по которой рекомендации не совпадают с исследованиями, заключается в том, что Американская академия педиатрии пересматривает свои рекомендации раз в пять лет, а технологии меняются гораздо быстрее.

Например, iPad был выпущен в 2010 году, и примерно в том же году Американская академия педиатрии опубликовала свои последние руководящие принципы.

Фото: Shayanne Gal/Business Insider

· Как определить зависимость от гаджетов у детей?

Гаджет-зависимость у детей можно определить, проведя маленький тест. Предложите ребёнку честно и откровенно ответить утвердительно («да») или отрицательно («нет») на такие заявления:

1. Не могу день провести без компьютера, смартфона, других технических средств.

2. Когда я не использую гаджет, я начинаю нервничать.

3. Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую.

4. Вру родителям, сколько времени провожу со своими гаджетами.

5. Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать.

6. Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.

7. Когда я уделяю время компьютеру, смартфону, у меня хорошее настроение, испытываю чувство эйфории.

8. Требую от родителей покупки (установки) новых версий игр, других современных устройств.

9. Иногда после проведенного времени за техническими устройствами у меня болит голова, режут и слезятся глаза, расстраивается сон (отвечать утвердительно, если есть хотя бы один признак).

10. Предпочитаю игру на компьютере, смартфоне встрече с друзьями, прогулке.

Подвести итог просто. Посчитайте ответы «ДА»:

· 1-4 — нет поводов для беспокойства;

· 5-6 — тенденция к зависимости;

· 7-10 — наблюдается зависимость от гаджетов.

Как лечить зависимость от гаджетов у детей? Паниковать не следует. Решение проблемы состоит в правильной расстановке приоритетов. Возможны такие варианты: Побеседуйте с ребенком. Сознательно ограничьте время использования любых технических устройств. Будет трудно, но мотивируйте свои действия спокойно. Специалисты рекомендуют отключать гаджеты 1-2 раза в неделю, а в году — на две недели (можно во время совместного отпуска). Заставьте своего ребёнка отложить гаджет. Выберетесь с ним куда-то вместе: кататься на велосипедах, на прогулку в лес, в парк, в кино, в театр — куда угодно… Такие мероприятия помогут вам выстроить другие отношения, дадут возможность вернуть ребёнка к нормальной жизни. Но помните, что процесс этот не бывает быстрым. Он будет сопровождаться ссорами, недовольством со стороны детей. Но это, честно говоря, единственный путь.

Как детям пользоваться смартфоном

Выбирайте детский контент, который подходит по возрасту. Следите за ребёнком, что он смотрит, во что играет и что делает. При разумном подходе гаджеты принесут пользу. Включайте малышу интерактивные развлечения, развивающие игры и приложения. Сократите объем развлекательных видео и игр, исключите насилие и негативный контент. Не оставляйте надолго кроху наедине с гаджетами.

Пользуйтесь планшетом вместе с детьми – рисуйте, выполняйте задания, играйте. Не выбирайте приложения с часто сменяющимися изображениями и яркими, неестественными цветами. Это отрицательно влияет на психику и зрение. Малыш становится возбужденным, капризным и агрессивным. Глаза быстрее устают.

Чтобы не навредить зрению, уменьшите яркость экрана и держите гаджет на расстоянии минимум 40 сантиметров. Не давайте играть в темноте и делайте гимнастику для глаз, старайтесь использовать естественное освещение. Чередуйте занятия на планшете с физической активностью. Делайте зарядку или гимнастику, играйте в активные игры каждые 20-30 минут.

Не давайте гаджеты перед сном. Устанавливайте четкий лимит времени и контролируйте малыша. Не давайте телефон, если малыш устроил истерику, если нужно чем-то занять детей. В первом случае, это скоро превратиться в манипуляции родителями. А во-втором отдавайте предпочтение играм на улице, рисованию, лепке, активным и развивающим занятиям.

Не используйте гаджеты для компенсации нехватки родительского внимания. И сами реже пользуйтесь телефоном при малыше. Помните, что вы – главный пример для детей. Выполняйте эти несложные рекомендации, и сможете снизить вред смартфонов и другой техники.

Преимущества использования гаджетов

Планшет приносит некоторую пользу владельцу и его родителям.

1. Развивающие приложения. Всё, что можно создать, создаётся и для ребёнка. Маркеты завалены играми и приложениями для детей. Не все из них полезны, но можно выбрать и те, которые будут обучать: учить внимательности, показывать цвета и формы, буквы и цифры и т. д.

Развивающие мультфильмы тоже можно смотреть с экрана устройства.

2. Свободное время. Иногда маме необходимо занять ребёнка, чтобы выполнить какие-то дела по дому. В этом случае гаджет становится родительским помощником.

3. Социальный аспект: дошкольник идёт в ногу со временем и не отстаёт от сверстников. Это благотворно влияет на самооценку ребёнка и его положение в компании друзей.

Эти преимущества не имеют никакого смысла, если злоупотреблять возможностью поиграть на планшете.

Слишком много – это сколько

Еще одна распространенная рекомендация – ограничение времени у экрана для детей до двух часов в день.

Новейшие рекомендации Американской академии педиатрии – фактически вдвое сократить это время до «не более часа в день» для детей в возрасте от 2 до 5 лет.

В руководстве также рекомендуется отключать телефоны и другие устройства во время еды и по крайней мере за час до сна, так как иначе качество сна снижается. Отчасти дело в воздействии синего света на циркадные ритмы организма

(Взрослые, обратите внимание: эти рекомендации относятся и к вам.)

Но основное обоснование ограничения времени у экрана основано на исследованиях о влиянии сидения у телевизора: чем больше дети сидят у телевизора, тем выше риск ожирения, а также задержек языкового, когнитивного и социально-эмоционального развития. В то время как в отличие от смартфонов телевизоры не интерактивны и не портативны.

Кристакис ставит вопрос о контенте. «Положительное влияние образовательных программ на маленьких детей весьма преувеличено, – считает он. – Если дети будут постоянно смотреть образовательные программы по iPad или по телевизору, они будут лишены множества вещей, которые действительно важны для познавательного, эмоционального и социального развития маленьких детей».

Фергюсон также не разделяет мнение Американской академии педиатрии, что содержание всегда должно быть образовательным.

«Дети не могут постоянно учиться. Это сведет и их, и родителей с ума. Иногда нужно сделать перерыв».

То же самое относится и к детям дошкольного возраста. Исследование, проведенное в декабре 2017 года Национальным центром здоровья детей в Великобритании, является одним из крупнейших и самых последних.

Другими словами, двухчасовое ограничение на пользование телефонами и планшетами не может быть признано железным правилом.

«Каждый родитель принимает решение, наблюдая за собственным ребенком», – говорит Кристакис и добавляет, что «некоторые дети вообще вне опасности» и могут пользоваться устройствами в течение длительного времени.

Фергюсон также считает, что родители должны доверять своей интуиции и что время от времени можно нарушать правила.

«Просто делайте перерыв время от времени, и пусть ваш малыш передохнет и поделает что-то простенькое, – сказал он. – Будьте гибкими. Полчаса или час, проведенный у экрана, не сломает вашего ребенка».

С какого возраста покупать телефон ребенку

Влияние гаджетов на детей изучают ученые из разных стран. Они ведут статистику, сколько малышей и с какого возраста начинают пользоваться смартфонами. Например, 75% американских детей до восьми лет уже владеют телефоном или планшетом либо и тем, и другим.

В Великобритании каждый третий школьник 8-16 лет пользуется собственным планшетом. При этом 87% детей используют гаджет для игр. В России у 28% малышей старше трех лет есть сотовые телефоны. Более подробные данные исследований вы найдете здесь.

Педиатры не советуют давать гаджеты малышам до двух лет

Но и после этого возраста важно отбирать контент и следить за временем. Детям 3-5 лет рекомендуется проводить за компьютером или смартфонам не дольше часа в день

Для ребят школьного и дошкольного возраста 6-18 лет – не дольше двух часов.

Не спешите покупать малышу электронный гаджет. Ведь он легко может обойтись без техники, и при этом также легко может “подсесть” на нее. В раннем возрасте малыш развивается по всем направлениям. И в то же время дошкольники склонны к скорому возникновению зависимости от интернета и даже игромании.

Темная правда о «цифровой зависимости»

Если вы беспокоитесь, что ваши дети слишком много сидят за телевизором, со смартфонами, планшетами и другими устройствами, вы не одиноки. В 2016 году организация Common Sense Media опросила 620 родителей и 620 их детей-подростков в США.

Около половины подростков подтвердили, что «чувствуют зависимость» от своих телефонов, и 59% родителей сказали, что считают своих детей зависимыми.

Но понимание слова «зависимость» в обществе отличается от его интерпретации среди ученых и врачей.

Например, при рассмотрении расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ (включая алкоголь, опиоиды и кокаин), в пятом издании «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» (DSM-5) зависимость определяется как расстройство спектра с различной степенью опасности.

Кроме того, «цифровая зависимость» по-прежнему остается спорным понятием, хотя недавно Всемирная организация здравоохранения включила «игровые расстройства» в свой кодекс болезней.

«Да, люди не знают меры в использовании цифровых устройств, но они перегибают палку и с множеством других вещей – едой, сексом, работой и физическими упражнениями, – считает психолог Крис Фергюсон (Стетсонский университет). – И возникает вопрос: в чем отличие чрезмерного увлечения именно цифровыми устройствами».

«Другими словами, человек уже имел депрессию, синдром дефицита внимания или что-то похожее, и только потом начал испытывать проблемы с игровой зависимостью», – говорит Фергюсон. И неясно, виноваты ли собственно новые технологии или они становятся просто способом уйти от реальности.

Фото: 20th Century Fox

«Людей привлекают забавные вещи, и некоторым людям трудно ограничивать себя в пользовании этими забавными вещами», – добавил он.

И все же все сказанное не отменяет потенциального вреда цифровых технологий, особенно для маленьких детей, считает Димитрий Кристакис, педиатр детской больницы Сиэтла.

«Мы много говорим о цифровой зависимости у детей старшего возраста и у взрослых, но, я думаю, она начинает формироваться в младенчестве», – считает Кристакис.

Первое поколение «экранных детей»

Речь рождается только в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми. Первая функция речи – коммуникативная, социализирующая. Сначала ребенок слышит комментарии родителей по поводу его действий и ощущений, он связывает слова родителей со своими действиями.

Далее ребенок сам хочет как-то воздействовать на родителей, сообщить им о своих желаниях и ощущениях. Чем более активным образом ребенок взаимодействует с миром, тем больше у него развивается речь. Активность при этом тоже должна быть специфической — она должна быть в большой степени коммуникативной. Коммуникативная деятельность ребенка очень сильно зависит от родителей.

От того, какое они придают ей значение, от того, разговаривают ли они с ребенком, оставляют ли они ему пространство для коммуникативной активности. Если ребенку уже два, а тем более три года, а родители все еще продолжают относиться к нему как к младенцу, стараются угадывать и предупреждать все его желания, не ожидая от него никаких усилий, то мотивация к говорению у него снижается.

Зачем ему вообще говорить, если и так хорошо? Уровень взаимодействия с окружающими людьми остается примитивным, само взаимодействие — пассивным.

Еще более снижают мотивацию безмолвные компьютерные игрушки. Если телевизор хоть как-то стимулирует речь (картинки в телевизоре постоянно сопровождаются эмоционально нагруженной речью), то для перехода на более высокий и сложный уровень психического функционирования нужен серьезный комплекс усилий.

Чем больше ребенок времени проводит, уткнувшись в экран, тем меньше он учится коммуницировать, накапливать опыт общения, сканирования и обмена эмоциональными состояниями.

Возможные преимущества экранного времени и цифровая зависимость

Думая о рисках, легко упустить положительные стороны пользования смартфонами и планшетами.

Когда дети прикасаются к сенсорному экрану, они ожидают определенный результат. И это дает не только забавный опыт, но и «большие преимущества» для изучения информации, которые не могут предоставить статические устройства – книги, телевидение и игрушки.

Барр говорит, что смартфоны – весьма полезная штука при вдумчивом использовании. Можно создавать огромные электронные библиотеки, например.

Чем младше ребенок, тем меньше его мозг способен воспринимать абстрактные идеи. Так что участие взрослого очень полезно: «Видишь кошку на экране? Она похожа на нашу».

Эксперты считают, что можно весьма весело и полезно провести время со смартфоном или планшетом. Особенно если родители и дети будут проводить его вместе.

«Подумайте, что важно для вашего ребенка, как он связывает реальный и цифровой мир? И подумайте, как бы вы могли помочь ему перемещаться между этими двумя мирами, – советует Рейчел Барр

– Так же, как и в любой другой игре, прежде всего, обращайте внимание на то, чем ребенок интересуется и на чем он заостряет внимание»

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА

Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.

А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.

Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.

К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector