Раздел 1. цикличность как повторяемость истории

Циклизм

Циклизм особенно наглядно проявлялся в развитии стран как древнего, так и средневекового Востока. Его не могли не заметить и люди, которые по роду своей деятельности были далеки от науки.

Идея исторического циклизма существовала давно. Как уже указывалось, она присутствует во Всеобщей истории Полибия. Но последний имел в виду не социо-исторические организмы, взятые сами по себе, а только формы их государственного устройства.

Различные представители циклизма по-разному определяли g; жизненный субстрат культуры, по-разному описывали фазы ее су — ществования, по-разному классифицировали и распределяли g живые и умершие культуры. Россия и Европа, впервые изданной в 1871 году, говорил § о культурно-исторических типах, выделяя десять типов: египет — § ский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский или древне сЗ семитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, з: новосемитский или аравийский, германо-романский или европей-i ский

Вико идея циклизма совмещается с идеей поступательного развития.

Из числа современных мыслителей прямо объявлял себя последователем О. Сорокин, который уже был упомянут как приверженец циклизма.

В свете этого важнейшим становится вопрос о характере отношений между двумя типами вертикальных связей: межстадиальными и межсоциориыми. Необходимо выявление того, как может сочетаться и сочетается смена стадий всемирно-исторического развития со сменой, с заменой одних социоисторических организмов и их систем другими, как может совмещаться возникновение, расцвет и гибель отдельных конкретных обществ с поступательным развитием человеческого общества, циклизм в развитии отдельных обществ с прогрессом человечества.

Хотя в литературе часто утверждается, что в античной историографии чуть ли не господствовала теория исторического круговорота, согласиться с этим вряд ли возможно. Конечно, идея циклизма в античной мысли присутствовала.

А характерной особенностью развития древневосточных обществ был циклизм — чередование периодов их расцвета и упадка, а то и просто гибели.

Тойнби, Л.Н. Гумилева выделенные ими социальные единицы ( культурно-исторические типы, культуры, цивилизации, этносы, суперэтносы) возникают, расцветают и с неизбежностью погибают. На этом основании их объединяют с построениями Ибн Халдуна и Дж. Вико и характеризуют все эти теории как концепции исторического циклизма, или исторического круговорота. Формальные основания для этого, безусловно, имеются. Однако между внешне сходными построениями тех и других существует принципиальное различие.

Во-первых, эти теории жестко противопоставлялись идее общественного прогресса, хотя при более тщательном анализе обнаруживается, что на всем протяжении развития социальной философии теории круговорота в различных вариантах включали в себя эту идею, и это вполне логично, ибо цикл есть сопряжение восходящей и нисходящей ветвей развития. Во-вторых, возникновение циклических теорий несколько прямолинейно коррелировалось в литературе с политическими симпатиями и эмоциями их авторов, а также морально-психологической атмосферой соответствующего времени. Бесспорно, указанные факторы накладывают определенный отпечаток на любое творчество, но нельзя упускать главное: теории циклизма отражают определенные стороны объективной социальной динамики и появление их на разных исторических этапах указывает на существенный характер этих сторон. В-третьих, несколько преувеличивалась метафизичность этих концепций, забывалось, что в определенных пределах метафизический подход является правомерным и даже необходимым.

История человечества, таким образом, полиостю раздроблена не только в пространстве, но и во времени. Существует множество исторических образований и, соответственно, множество историй. Вся история человечества есть бесконечное повторение множества одинаковых процессов, есть совокупность множества циклов. Поэтому такой подход к истории с полным основанием можно назвать не просто плюралистическим, а плюралъно-циклическим. Исторический плюрализм неизбежно включает в себя циклизм.

Цикличность как основа мироздания

Мысль о том, что все в мире повторяется, возникла задолго до появления исторической науки в ее современном виде. Еще древние египтяне сформировали концепцию о цикличности всего сущего. Затем эти идеи «подхватили» жители Древней Греции, а в XIX веке их развили такие философы как Артур Шопенгауэр и Томас Браун. О цикличности нам также говорят календари майя, ацтеков, инков и многих других народов мира. Тезис о вечном повторении хорошо раскрыт в индуизме. Здесь существует такое понятие как сансара – круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой. Вселенная, согласно верованиям древних индусов, существует лишь на протяжении «дня Брахмы» – бога творения. Один такой день исчисляется примерно 4320000 лет (по другой версии 311040000000000 лет). С наступлением «ночи Брахмы» она исчезает, а затем появляется вновь, когда приходит новый день. Религия вообще склонна к подобным «повторениям». Если верить Библии, человечество уже пережило один конец света (Всемирный потоп), а в будущем нечто подобное повторится вновь, теперь уже в виде так называемого Судного дня.

Доллар будет расти

Несмотря на мрачные прогнозы по доллару от некоторых экспертов, американская валюта жива, здорова и процветает. Аналитики указывают, что в августе доллар даже подрастёт. Это связано с тем, что население после всех сложностей лета и особенно весны активно интересуется валютой. Как экспрессивно отметила для РБК независимый финансовый консультант Наталья Смирнова,

Мы уже писали о перспективах дефолта в отдельном материале. Центробанк позднее отмёл возможность дефолта, однако осадочек у народа остался.

1998? Спасибо, не надо. Фото: yaplakal.ru.

Кроме прочего, за валюту иностранных государств играют санкционные опасения. Сейчас они прежде всего связаны с риском новых ограничений против России: «Северный поток−2», публикации о связи России с талибами.

Наконец, третий фактор, который тоже играет против рубля, это открывшиеся границы страны. Те, кто не успел отдохнуть в России и может себе позволить уехать, будут активно интересоваться валютой. Как говорит Денис Порывай из Райффайзенбанка, это приведет к росту импорта услуг, что также негативно для российской валюты.

Цивилизация: рождение и гибель

Историю человечества сложно представить линейной и последовательной. В тот или иной отрезок времени на вершине развития находились разные цивилизации, вершившие судьбы мира и двигавшие человечество вперед. Например, захватническая политика Александра Македонского привела к распространению во многих регионах мира высокоразвитой эллинистической культуры. Если смотреть на Новое время, можно вспомнить Гражданский кодекс Наполеона, легший в основу правовых документов множества государств и похоронивший архаичные феодальные порядки.

Расцвет могущественной цивилизации нередко становился точкой отсчета нового исторического периода, и наоборот: ее гибель может ознаменовать собой наступление «темных» веков. Нечто подобное мы могли видеть на примере Римской империи, крушение которой в 476 году н.э. считается началом Средневековья в Западной Европе.

В силу всего вышесказанного вопрос цикличности истории сначала уместно рассмотреть на примере отдельно взятых цивилизаций. Выводы о том, что каждая из них имеет несколько этапов своего развития, отстаивали такие известные исследователи как Арнольд Тойнби. Оригинальный подход предложил российский ученый Валентин Александрович Мошков. Историю стран и народов он видел в качестве непрерывного ряда циклов, которые длились по 400 лет. Причем каждый из них, в свою очередь, делится на два равных 200-летних цикла, знаменующих упадок и возвышение.

И хотя взгляды этих ученых часто критикуют, многие исследователи все же выделяют в истории каждой цивилизации четыре этапа: зарождение, развитие, расцвет и угасание.

  • Зарождение обусловлено формированием некоей объединяющей социальной философии.
  • Следующий этап — развитие, связан с появлением целостного социального порядка и наличием в обществе определенных базовых ценностей, переставших быть уделом кучки маргиналов.
  • Расцвет цивилизации, кроме качественного роста во всех сферах, может быть ознаменован созданием империи и агрессивной внешней политикой. Однако сколь бы сильным ни было государство – его все равно ожидает крах.
  • На этапе угасания резко обостряются социальные экономические и политические противоречия. Все сложнее становится поддерживать высокий уровень образования и науки. На этом этапе империя становится очень уязвимой – как для внешних врагов, так и для внутренних неприятелей (к числу которых, например, могут относиться ранее порабощенные народы).

Арнольд Джозеф Тойнби

Второй цикл (4 сезон)

Second Season
Цикл историй 4 сезон 1 серияЦикл историй 4 сезон 2 серияЦикл историй 4 сезон 3 серияЦикл историй 4 сезон 4 серияЦикл историй 4 сезон 5 серияЦикл историй 4 сезон 6 серияЦикл историй 4 сезон 7 серияЦикл историй 4 сезон 8 серияЦикл историй 4 сезон 9 серияЦикл историй 4 сезон 10 серияЦикл историй 4 сезон 11 серияЦикл историй 4 сезон 12 серияЦикл историй 4 сезон 13 серияЦикл историй 4 сезон 14 серияЦикл историй 4 сезон 15 серияЦикл историй 4 сезон 16 серияЦикл историй 4 сезон 17 серияЦикл историй 4 сезон 18 серияЦикл историй 4 сезон 19 серияЦикл историй 4 сезон 20 серияЦикл историй 4 сезон 21 серияЦикл историй 4 сезон 22 серияЦикл историй 4 сезон 23 серияЦикл историй 4 сезон 24 серияЦикл историй 4 сезон 25 серияЦикл историй 4 сезон 26 серия

Есть ли шансы?

Беспощадная статистика говорит, что за последние 22 года рубль в августе снижался по отношению к доллару 17 раз. Не все снижения были так же велики, как дефолтное падение 1998 года на 58,41%, в 2018 году снижение составило 8%.

Валерий Емельянов из «Фридом Финанса» говорит о том, что исключения случаются. Например, рубль не потеряет к доллару, если в августе нефть начнёт расти. Нечто подобное случилось в июле: тогда баррель нефти вернулся к ценам выше 40 долларов. Однако для роста нефти нужны свои предпосылки: рост спроса на топливо, геополитические события, срыв нефтяных поставок. Емельянов сейчас не видит просвета:

Как прокомментировал эксперт, в самом мрачном для рубля сценарии доллар взлетит до 77 рублей, а при нейтральном едва превысит 75 рублей.

 Егор Сусин из Газпромбанка высказался так:

Главный инвестиционный стратег «Открытие Брокер» Константин Бушуев ждёт впереди волну ослабления рубля до 73−74 к доллару: на фоне пресловутой репатриации дивидендов российских компаний к нерезидентам.

Лето, как и обычно, будет на глобальных рынках вялым и низколиквидным, любой негатив будет восприниматься остро. Сейчас к этим обычным трендам добавляются выборы в США, санкционные ожидания и опасения второй волны коронавируса. Экономист «БКС Премьер» Антон Покатович напоминает ещё и об ослаблении счёта текущих операций, сохранении рынков рыночной коррекции и рисках оттока капитала из российских активов, если ЦБ будет и дальше снижать ключевую ставку. Впрочем, Покатович не исключает, что ситуация может обостриться, и тогда коррекция будет ещё глубже:

Однако эксперты ждут, что к концу года доллар вернётся к значениям 65−67 рублей. Как прокомментировал для ПРАЙМ директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков, к концу года перспективы для рубля улучшатся:

Другие опрошенные ПРАЙМ эксперты предполагают, что рубль укрепится до уровня 65−66 за доллар, либо 68−69 рублей за доллар к концу года. Факторами, которые поспособствуют этому, Бушуев и Емельянов назвали рост цен на нефть, снижение глобальных рисков и пробуждение аппетита инвесторов к развивающимся рынкам.

Куда человечество путь держит

Но что будет со всей человеческой цивилизацией в целом? Будет ли она вечно переживать периоды расцвета и заката, рождения и гибели культур? Возможно, но это будет лишь частью истины. Сложно себе вообразить, например, возврат к правовой и административной системе, действовавшей в Западной Европе в Средние века. И едва ли мы в XXI веке станем свидетелями войн, аналогичных тем, которые велись в прошлом столетии. В последнем случае свою роль играют два фактора: во-первых, технологии достигли такого уровня развития, при котором война двух мощных держав грозит уничтожить всю жизнь на планете (и это является сдерживающим фактором). Во-вторых, цивилизованные страны научились решать между собой вопросы мирно, без кровопролития.

Здесь также важно отметить наличие единых для государств постиндустриального мира ценностей, появившихся в результате социокультурной эволюции последних веков. Сюда входят такие базовые ценности как права человека и уважение к свободе слова

Их носителями являются не только европейцы и американцы, но и многие народы, включая сотни миллионов представителей среднего класса стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Станет ли либеральная демократия западного образца конечной точкой эволюции человеческой цивилизации или же она погибнет вместе с политическим влиянием Запада – неизвестно. Долговременный прогноз вообще вещь неблагодарная.

Подведем итог. Тезис о повторяемости истории имеет право на жизнь, но его не стоит воспринимать слишком буквально. Ни одно из событий мировой истории не повторяется «один в один». А уж тем более спустя многие столетия, за которые в мире произошло множество структурных перемен

Нужно осторожно относиться к высказываниям в духе «мы через это уже проходили». Во многих случаях они используются в качестве орудия пропаганды

Читайте Интесенс в и

Суеверия?

Психология человека устроена так, что несколько повторяющихся случаев он склонен рассматривать как закономерность. Аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Валерий Емельянов рассказал РБК, что август в стране ждут с суеверными предчувствиями, однако так ли это? По словам Емельянова, не всё так однозначно. Сильные обвалы рубля приходились как раз на июль. В брокерской компании FxPro рассказали, что страх августа стал самоподдерживающимся. Это работает так: инвесторы знают о ситуации с рублём, избавляются от российской валюты в конце июля, а в августе их действия находят отражение.

Пожалуй, в России август — самый красивый месяц лета. Фото: mayak−74.ru.

Но есть ли у летних обвалов какие-то реальные причины? Емельянов предполагает, что к делу причастны дивиденды:

Ещё один вариант касается спроса на валюту. РБК взял комментарий у главы Центра разработки стратегий Газпромбанка Егора Сусина:

Кроме того, на ситуацию могут повлиять падение деловой активности в мире (на этот сезон приходятся отпуска), склонность инвесторов в конце лета выходить из рискованных бумаг.

Циклы в истории, культуре, искусстве

  • Издательство: Государственный институт искусствознания, 2002
  • Тираж: 100 экз.
  • К-во страниц: 415

Составитель Н. В. Вдовина. Ответственный редактор Н. А. Хренов.

Данный сборник составлен из материалов международной конференции «Циклы в истории, культуре, искусстве», состоявшейся в июне 2002 года в Государственном институте искусствознания. В публикуемых статьях продолжает обсуждаться проблема переходных процессов в истории культуры, исследуемая в последние годы Отделом эстетики и теории искусства ГИИ и Комиссией междисциплинарного изучения художественной культуры при Научном совете по комплексной проблеме «История мировой культуры» РАН. Однако на этот раз под переходом понимается смена циклов. Для выявления принципа цикличности в истории искусства и истории культуры авторы прибегают к циклической парадигме, разрабатываемой в теории цивилизации, философии истории и в других гуманитарных дисциплинах. Для обсуждения этого вопроса приглашены представители разных научных дисциплин, что позволяет применить при анализе рассматриваемого объекта междисциплинарный подход. Часть публикуемых статей посвящена философским и культурологическим аспектам смены циклов. Однако большинство авторов пытаются обнаружить принцип цикличности как в истории отдельных видов искусства, так и в истории искусства в целом. Особый раздел посвящен истории философско-эстетических представлений о циклизме и их воздействии на искусствоведческие дисциплины.
Книга рассчитана на искусствоведов, культурологов, историков, социологов, всех тех, кто интересуется теорией и историей искусства, а также вопросами методологии изучения культуры.

От редколлегии 3Раздел I. Идея циклизма в культурологическом контексте 6Н. А. Хренов Искусство в контексте истории ХХ века и на фоне повторяющихся флуктуаций в больших длительностях времени 6 Э. В. Сайко Ритмы и циклы пространственно-временного континуума социальной эволюции 62
М. С. Каган О сфере действия и границах циклической структуры процессов самоорганизации природных и антропосоциокультурных систем 77
А. С. Ахиезер Циклизм как условие, средство и цель человеческой жизнедеятельности (Логика культуры и циклизм) 83 Л. А. Черная Философско-антропологические циклы в развитии мировой культуры 104 А. А. Пелипенко Жизненные циклы культурных систем 125Раздел II. Методологические аспекты циклической интерпретации истории искусства 142О. А. Кривцун Художественно-исторический цикл: поиск смыслообразующих оснований 142 К. Л. Лукичева Когнитивная роль циклических идей в становлении методологии истории искусства 160 И. Ф. Муриан Циклические формы движения в истории и искусстве. Постановка вопроса 176 В. М. Петров Между аналитизмом и синтетизмом: измерения 50-летних циклов в истории и в искусстве 191Раздел III. Циклические процессы в отдельных сферах художественного творчества 215
М. Н. Бойко Цикличность в истории европейского романа 215 В. И. Мильдон К понятию «возвратности» (цикла) в истории русской литературы 239 Ю. Н. Холопов Циклы в музыкальной истории 256
О. А. Юшкова Ритм пластических циклов в изобразительном искусстве 272 Э. Шмулевич Вечное возвращение мифа (на примере жанра научной фантастики) 292Раздел IV. Из истории становления философско-эстетических представлений о циклизме 302
В. М. Дианова Концепция циклического развития культуры Джамбаттисты Вико и ее последователи 302
К. Г. Исунов Концепция Н. А. Бердяева в ряду циклических композиций истории 316 В. П. Крутоус Идея развития и цикличность в эстетике М. М. Бахтина 334
В. Г. Арсланов Цикл или порочный круг? («Динарий кесаря» и «Аллегория благоразумия» Тициана в контексте «теории тождеств» Мих. Лифшица) 344Раздел V. Попытки циклического истолкования художественной культуры ХХ века 362
К. Б. Соколов Смена циклов государственной культурной политики: от тоталитаризма к либерализму 362 Н. А. Ястребова ХХ век. Способы художественных обобщений и циклический повтор 390 М. Н. Афасижев Парадигмы циклического развития модернизма и постмодернизма 398

«За» и «против»

Если верить сторонникам циклического подхода, каждая из цивилизаций проходит все четыре этапа перед тем, как уйти в небытие. Обычно насчитывают несколько десятков таких культур. Арнольд Тойнби выделил в истории 21 цивилизацию, включая православную культуру периода Восточной Римской империи и «новую» православную цивилизацию России.

Кстати, эта классификация была очень тепло воспринята славянофилами, желающими доказать «фундаментальную разницу» между западной и русской культурой. Нам такие различия кажутся эфемерными, ведь Россия развивалась под огромным влиянием Запада. Однако эти выводы совсем не говорят о том, что каждый россиянин чувствует себя частью западной культуры. Скорее, как показывают последние события, все с точностью наоборот. Данный пример хорошо иллюстрирует, сколь размытыми могут быть границы двух цивилизаций.

И это лишь одна из возможных трудностей цивилизационного подхода. Другие из них также вызваны уникальными обстоятельствами, с которыми сталкивается та или иная культура, та или иная цивилизация. Например, закат Минойского государства в 1400-х годах до н. э. был вызван природной катастрофой — сильнейшим извержением вулкана. Следовательно, мы не знаем, как бы сложилась его судьба, не будь этого катаклизма, и не можем однозначно судить о циклах его развития.

При этом крупнейшие империи едва ли могли пасть жертвой одного природного катаклизма или быть захваченными неприятелем. Такие прецеденты в истории есть, но они, скорее, исключение из правил. Приведем пример: официальной датой краха Римской империи считают 4 сентября 476 года н.э., когда вождь отряда варваров Одоакр сверг с престола последнего императора Ромула Августа и сам стал королем Италии. Однако ни свержение императора, ни разграбление Рима варварами не были бы возможными без затяжного социально-экономического и политического кризиса. В последние годы территория государства сократилась до размеров современной Италии. Очень сложной была ситуация с армией. Если образ дисциплинированного легионера в сверкающих доспехах еще можно соотнести с расцветом империи, то к моменту ее заката он был уже не актуален. Тогда на страже Рима стояли варвары-наемники, чьи ценности сильно отличались от римских, а уровень дисциплины и оснащенности зачастую оставлял желать лучшего.

С похожими трудностями к концу своего цикла сталкивалась каждая из империй. К этому моменту некогда доминирующие в обществе идеи окончательно утрачивали свой вес, а экономика не обеспечивала потребностей растущего населения. Само существование государства уже не рассматривалось в качестве ценности, и никто из его жителей не хотел воевать и уж тем более умирать за него.

Что-то похожее случилось в 1991-м, когда рухнул Советский Союз. Некогда великая держава канула в Лету отнюдь не из-за происков внешних врагов: такого монстра как СССР в принципе нельзя было победить силой. Его крах произошел в силу глубочайшего внутреннего кризиса – как идейного, так и экономического.

Таким образом, разные цивилизации, вне зависимости от времени их появления и продолжительности существования, действительно проходили через несколько циклов. Среди них зарождение, развитие, расцвет и смерть. Особняком стоит Китай, который неоднократно в своей истории переживал подъемы и спады. Достигал высочайшего уровня развития, а затем утопал в крови междоусобных войн. Единый Китай существует и поныне, а первое централизованное государство на его территории было создано Цинь Шихуанди более 2 тыс. лет назад. Однако многие другие империи пали, и возродиться из пепла им было уже не суждено.

Развалины дорического храма. Гюбер Робер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector