Гороскоп по дате рождения 21 июля 1969
Содержание:
- Православный календарь
- План запуска ракеты и корабля на орбиту Земли
- Лунная кабина.
- Предложенные производные
- Народная традиция
- Эксплуатационный профиль
- Корабль и экипаж
- В ходе третьего полета к Луне могли погибнуть астронавты
- Влияние Луны 21 июля 1969 года с 12:11 по 23:59
- Умерли 21 июля
- Полеты по программе «Джемини».
- Библиография
- Миссия прервана. Кратко об аварии
- Советская программа пилотируемых полетов на Луну.
Православный календарь
День памяти преподобной Евдокии (Евфросинии), княгини Московской, супруги князя Дмитрия Донского (1407). Евдокия (в монашестве Евфросиния) носила на себе несколько одежд, украшения. Ходила молва о ее желании нравиться и иметь любовников, чем были оскорблены ее сыновья. Призвав сыновей, Евдокия скинула одежды, и они были поражены истощением, ее худой иссохшей кожей. Мать попросила сыновей хранить тайну: «Пусть виденное вами да будет тайною для мира. Кто любит Христа, должен сносить клевету». Евфросиния построила на свои средства Вознесенский девичий монастырь в Москве, церковь Рождества Богоматери и др.
План запуска ракеты и корабля на орбиту Земли
Вот как выглядел сценарий запуска и полета корабля “Аполлон-13”.
Старт миссии 11 апреля 1970 года. Ракета “Сатурн V” с кораблем на борту отправляется с площадки A стартового комплекса LC-39 космического центра Кеннеди.
Все три ступени “Сатурн V” выводят “Аполлон-13” на 190-километровую геопереходную орбиту вокруг Земли. После чего инженеры проверяют системы космического корабля, это занимает порядка двух часов, и на основе отчета специалисты либо разрешают дальнейший полет, либо запрещают.
Если все идет по плану, третья ступень ракеты S-IVB включается во второй раз через 2,5 часа после запуска, чтобы вывести корабль на траекторию к Луне. Затем командно-служебный модуль отделяется от ступени и продолжает 75-часовой путь к спутнику. Один из членов экипажа извлекает из S-IVB лунный модуль и соединяет его с командным: вводит в конус стыковочного узла LM-7 штырь стыковочного узла CSM-109.
Фото: NASA / Схема полета корабля по гибридной траектории. Также здесь показано место, куда упадет третья ступень ракеты
Третья ступень “Сатурн V” должна была не просто отработать, а внести свой вклад в науку: через шесть часов после запуска, когда корабль уже отделится от S-IVB, ступень планировалось направить к поверхности Луны.
По плану, S-IVB ударит по поверхности примерно в 200 километрах к западу от места посадки “Аполлона-12”. В результате выделится количество энергии, эквивалентное количеству, выделяемому при взрыве тонны тротила, что вызовет сейсмическую волну, которую зарегистрируют сейсмодатчики ALSEP, доставленные “Аполлоном-12”. Таким образом ученые рассчитывали вычислить толщину лунной коры.
Лететь к Луне “Аполлон-13” будет по двум траекториям: половина пути по траектории свободного возврата, после по гибридной. Первая траектория позволяет вращаться кораблю вокруг спутника на расстоянии 389 км над поверхностью и в случае нештатной ситуации аппарат может вернуться домой без совершения каких-либо маневров. При движении по второй траектории корабль не может вернуться на Землю без дополнительных изменений курса.
NASA добавило гибридную траекторию полета по следующим причинам:
— с ее помощью можно было легко сформировать орбиту вокруг спутника, которая проходила в 109 км над районом исследования Фра Мауро;
— эта траектория помогла бы достигнуть поверхности Луны в самый оптимальный момент времени в плане освещения: в день прилунения Солнце должно находиться на лунном небе под углом 9.9°, что создает хорошую видимость и обеспечивает безопасную температуру для членов экипажа.
Фото: NASA / Сцена прилунения Аполлона-13 в представлении художника
Коррекцию орбиты, переход с траектории “свободного возврата” на “гибридную”, астронавты проводят через 9 часов после запуска включением основного двигателя служебного модуля Service Propulsion System (SPS). Корабль выходит на начальную лунную орбиту с радиусом 106 на 311 км 15 апреля. На следующий день астронавты Ловелл и Хейз переходят к «Водолею» и начинают готовиться к спуску. Маттингли отсоединяет лунный модуль от «Одиссея». Через 79 минут после расстыковки Маттингли запускает основной двигатель служебного модуля и на скорости 21 м/с поднимается на “орбиту ожидания” радиусом 96 на 115 км. В 02:44 GMT (05:44 по мск) 16 апреля «Водолей» начинает спуск. Если все идет по плану, прилунение в местность Фра Мауро состоится в 05:55 мск.
Лунная кабина.
В то время как основной блок корабля спроектирован с расчетом на вход в атмосферу, лунная кабина рассчитана только на полет в безвоздушном пространстве. Поскольку на Луне нет атмосферы и ускорение силы тяжести на ее поверхности в шесть раз меньше земного, посадка и взлет на Луне требуют значительно меньше энергетических затрат, чем на Земле.
Посадочная ступень лунной кабины имеет форму восьмигранника, внутри которого располагаются четыре бака с топливом и двигатель с регулируемой тягой. Четыре телескопические стойки посадочного шасси оканчиваются тарельчатыми опорами, чтобы кабина не провалилась в лунную пыль. Для амортизации удара при прилунении стойки посадочного шасси заполнены сминаемым сотовым заполнителем из алюминия. Экспериментальное оборудование размещается в специальных отсеках между стойками.
Взлетная ступень снабжена небольшим двигателем и двумя топливными баками. Из-за того что испытываемые космонавтами перегрузки сравнительно невелики (одно лунное g при работе двигателя и около пяти g при посадке), а ноги человека хорошо амортизируют умеренные ударные нагрузки, конструкторы лунной кабины не стали ставить кресла для космонавтов. Стоя в кабине, космонавты находятся близко к иллюминаторам и имеют хороший обзор; поэтому отпала необходимость в больших и тяжелых иллюминаторах. Иллюминаторы лунной кабины немногим больше размеров человеческого лица.
Предложенные производные
Монтировка телескопа Аполлона
Одно предложенное Заявление Аполлона было орбитальным солнечным телескопом, построенным из избыточного LM с его двигателем спуска, замененным телескопом, которым управляют из каюты стадии подъема, приземляющиеся удаленные ноги и четыре солнечных батареи «ветряной мельницы», простирающиеся от секторов стадии спуска. Это начали бы на беспилотном Saturn 1B и состыковали бы укомплектованная Команда/Обслуживающий модуль, названная Apollo Telescope Mission (ATM).
Эта идея была позже передана оригинальному влажному дизайну семинара для орбитальной мастерской Скайлэба и переименовала Монтировку телескопа Аполлона, которая будет состыкована на порту стороны Multiple Docking Adapter (MDA) семинара. Когда Скайлэб изменил на «сухой семинар» дизайн, готовый на земле, и начал на Saturn V, телескоп установили на шарнирной руке и управляли из MDA. Только восьмиугольная форма контейнера телескопа, солнечных батарей и имени Монтировки телескопа Аполлона была сохранена, хотя больше не было никакой связи с LM.
Грузовик LM
Грузовик Аполлона ЛМ (также известный как Лунный Модуль Полезного груза) был автономной стадией спуска LM, предназначенной, чтобы поставить до полезного груза на Луну для беспилотного приземления. Эта техника была предназначена, чтобы поставить оборудование и поставки к постоянной укомплектованной лунной основе. Как первоначально предложено, это было бы начато на Saturn V с полной командой Аполлона, чтобы сопровождать его к лунной орбите и вести его к приземлению рядом с основой; тогда основная команда разгрузила бы «грузовик», в то время как орбитальная команда возвратилась в Землю. В позже планах AAP LPM был бы поставлен беспилотным лунным транспортным средством парома.
Народная традиция
Праздник Казанской Божьей Матери. Казанская. Прокопий. Прокоп Жнец. Прокопий Жатвенник. Прокофий. Зажинки.
Праздник Казанской Божией Матери — очень чтимый в народе. Он справляется по нескольку дней. Ходят в гости. Гуляют. «Кто на Казанской женится, счастлив будет».
День летней Казанской почитался праздником, наиболее торжественно его отмечали в тех деревнях, где Казанская была престольным праздником. Сюда съезжались гости, молодежь устраивала гулянья».
«Что Казанская покажет, то и зима скажет». «Коли на Казанскую черница (черника) поспевает, то поспела и рожь». Зажин ржи. «Прокоп летний — жнец и жатвенник, жатву начинает».
Начало самой сильной жары. Готова к употреблению ирга. Появляются черные грузди.
Около Прокопьева дня начинают сено собирать в валы, потом копнить, а из копен складывать зароды. В ягодный год дел невпроворот. Черника зреет под комариные песни. Черника — не только лакомство. Издавна в народе ягоды и листья ее употреблялись в качестве эффективного лекарственного средства, особенно при расстройствах желудка и кишечника, при сахарной болезни, ревматизме и подагре. Многовековой опыт подсказывает, что очень полезно есть чернику в больших количествах в жаркое летнее время.
Зерно в колосу — торопись жать полосу. Пока колос в поле — трудись подоле.
Именинники: Прокофий.
Эксплуатационный профиль
В запуске Лунный модуль сидел непосредственно ниже Команды/Обслуживающего модуля (CSM) со свернутыми ногами в Spacecraft-to-LM Adapter (SLA), приложенном к третьей стадии S-IVB ракеты Saturn V. Там осталось через земную парковочную орбиту и ожог ракеты Trans Lunar Injection (TLI) посылать ремесло к Луне.
Вскоре после TLI SLA открылся и отделенный CSM, обернулся, возвратился, чтобы состыковаться с Лунным модулем и извлек его из S-IVB. Во время полета на Луну были открыты состыковывающиеся люки, и Пилот LM вошел в LM, чтобы временно двинуться на большой скорости и проверить его системы (за исключением толчка). В течение полета он выполнил роль технического чиновника, ответственного за контроль систем обоих космических кораблей.
После достижения лунной парковочной орбиты Командующий и Пилот LM вошли и привели в действие LM, заменили люки и стыковку оборудования, развернутого, и захватили его этапы приземления и отделились от CSM, летя независимо. Командующий управлял средствами управления полетом и дросселем двигателя, в то время как Пилот Лунного модуля управлял другими относящимися к космическому кораблю системами и держал Командующего, донес на статус систем и навигационную информацию. После визуального осмотра посадочного устройства Пилотом Командного модуля LM был забран к безопасному расстоянию, тогда двигатель спуска был указан вперед в направление путешествия, чтобы выполнить 30 вторых ожогов Вставки Орбиты Спуска, чтобы уменьшить скорость и пропустить perilune LM к в пределах приблизительно поверхности о uprange посадочной площадки.
В этом пункте двигатель был запущен снова для Приведенного в действие Инициирования Спуска. В это время команда летела на их спинах, в зависимости от компьютера, чтобы замедлить передовая и вертикальная скорость ремесла к почти нолю. Контроль был осуществлен с комбинацией удушения двигателя и охотников отношения, управляемых компьютером при помощи приземляющегося радара. Во время тормозящей высоты фазы, уменьшенной к приблизительно, тогда, заключительная фаза подхода пошла в приблизительно. Во время заключительного подхода транспортное средство сделало подачу к почти вертикальному положению, позволив команде ожидать и вниз видеть лунную поверхность впервые.
Наконец приземляющаяся фаза началась, приблизительно uprange предназначенной посадочной площадки. В этом пункте ручной контроль был позволен для Командующего, и достаточно топливного запаса было ассигновано, чтобы позволить приблизительно двум минутам времени парения рассматривать, где компьютер брал ремесло, и сделайте любые необходимые исправления. (Если необходимо, приземление, возможно, было прервано в почти любое время, выбросив за борт стадию спуска и запустив двигатель подъема, чтобы подняться назад в орбиту для чрезвычайного возвращения к CSM.) Наконец, 66 дюймов (1 676 мм) долго исследует распространение от трех разбойников высаживающегося на берег, коснулся поверхности, активировав контрольную лампу контакта, которая сигнализировала о времени для сокращения двигателя спуска, позволяя LM обосноваться на поверхности.
Когда готовый, чтобы оставить Луну, LM отделил бы стадию спуска и запустил бы двигатель подъема, чтобы подняться назад в орбиту, используя стадию спуска в качестве платформы запуска. После нескольких ожогов исправления курса LM был бы рандеву с CSM и доком для передачи горных образцов и команды. Закончив его работу, LM был отделен и послан на солнечную орбиту или врезаться в Луну.
Корабль и экипаж
В статье “The Original Mission of Apollo 13” известный американский физик и научный журналист Эндрю Липэйдж называет такие цели миссии “Аполлон-13”:
— исследовать заранее выбранную местность и взять оттуда образцы лунного материала;
— разместить на поверхности спутника комплект научных приборов ALSEP (Apollo Lunar Surface Experiments Package);
— сделать орбитальные снимки потенциально пригодных мест для посадки будущих миссий.
NASA официально объявило состав экипажа “Аполлона-13” в августе 1969 года. Первоначально в него входили:
— капитан ВМС США Джеймс Ловелл-младший в качестве командира корабля;
— морской летчик Томас Маттингли II в качестве пилота командного модуля (CM);
— летчик Фред Хейз-младший как пилот лунного модуля (LM).
Фото: NASA / Официальный логотип миссии
Самым опытным из трех астронавтов был Джеймс Ловелл. До назначения в команду “Аполлона-13” Ловелл участвовал в экспедициях “Джемини-7” (1965 год), “Джемини-12” (1966 год, был командиром корабля) и даже успел посетить орбиту Луны в составе миссии “Аполлон-8” (1968 год, был пилотом командного модуля). К 1969 году общее время, которое астронавт провел в космосе, составило 24 дня. Чуть позже, благодаря миссии «Аполлон-13», Ловелл станет первым человеком в истории, который четыре раза слетал в космос и дважды побывал на орбите Луны.
Фото: NASA / Первоначальный состав экипажа миссии: (слева направо) Джеймс Ловелл, Томас Маттингли и Фред Хейз
Для Маттингли и Хейза полет к спутнику должен был стать первым космическом полетом в жизни. Маттингли вошел в состав 5-го набора астронавтов в 34 года, до этого он служил военным летчиком-испытателем на авианосце. Хейз пришел в команду астронавтов в 36 лет, ранее он работал в NASA гражданским летчиком-испытателем.
Как Маттингли, так и Хейз до включения в основной экипаж “Аполлон-13” входили в дублирующий миссии “Аполлон-11”: первый в качестве пилота командного модуля, второй — лунного.
Резерв “Аполлона-13” выглядел следующим образом:
— командир миссии — Джон Янг, ранее летал в космос на корабле “Джемини-10” (1966 год, был командиром) и участвовал в испытательном полете к Луне на корабле “Аполлон-10” (1969 год, был пилотом командного модуля);
— дублирующий пилот командного модуля — Джон Суайгерт, до того как стать астронавтом, он работал гражданским летчиком-испытателем в аэрокосмической компании North American Aviation;
— дублирующий пилот лунного модуля — Чарльз Дьюк-младший, который, как и Суайгерт, еще ни разу не летал в космос.
Для запуска экипажа “Аполлон-13” к Луне NASA использовало сверхтяжелую трехступенчатую ракету-носитель “Сатурн V” под обозначением SA-508.
Космический корабль миссии состоял из командно-служебного модуля CSM-109 и лунного модуля LM-7. Вместе с полезной нагрузкой и топливом стартовая масса CSM-109 была почти 29 тонн, а масса LM-7 чуть больше 15 тонн. Эндрю Липэйдж в своей статье пишет, что комбинация CSM-109/LM-7 с общей массой 44 тонны была самым тяжелым космическим кораблем когда-либо запущенным человеком в космос, а также обладала самой большой полезной нагрузкой, отправленной к Луне за все время программы “Аполлон” (корабль “Аполлон-13” превзошел по общей массе “Аполлон-12” на 69 кг).
Чтобы во время миссии не путать командно-служебный модуль с лунным, им были присвоены позывные. CSM-109 — «Одиссей», некоторые журналисты пишут, что такое имя было дано с отсылкой к культовому научно-фантастическому фильму Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея». LM-7 — «Водолей», возможно, такой позывной двухступенчатый лунный модуль получил в честь известного американского мюзикла «Волосы», выпущенного в 1967 году, в котором герои называли себя “детьми Эры Водолея”.
Фото: NASA / Командно-служебный модуль Одиссей перед установкой на ракету, 10 декабря 1969 года
В ходе третьего полета к Луне могли погибнуть астронавты
Слева направо: Джеймс Ловелл, Джон Суайгерт, Фред Хейз
Следующей лунной миссией должен был стать «Аполлон-13». Ее запуск состоялся 11 апреля 1970 года. В составе экипажа были Джеймс Ловелл, Джон Суаргейт, Фред Хейз. Спустя два дня после запуска произошла серьезная авария — взорвался кислородный бак на служебном модуле космического аппарата. Экипаж так и не смог высадиться на Луну.
Вид из корабля над поверхностью Луны.
Именно во время этой экспедиции прозвучала знаменитая фраза: «Хьюстон, у нас проблемы».
Последствия взрыва.
На время операции по спасению экипажа ряд стран, в том числе СССР, объявили режим радиомолчания на использовавшихся частотах. Кстати, по мотивам этих событий даже сняли фильм. Он так и называется – «Аполлон-13». Советуем посмотреть, если кто еще не видел.
Влияние Луны 21 июля 1969 года с 12:11 по 23:59
нейтральный период
8 лунный день.
Восьмой лунный день — день очищения.
Желательно отнестись к себе с критичностью и проанализировать прошлое.
Хорошее время для очистительных процедур как телесных, так и духовных.
Можно устроить разгрузочный день или поголодать.
Провести процедуры по очищению и омоложению организма, принять водные процедуры.
Юная растущая Луна или 1-я лунная фаза.
Период лунного цикла от новолуния до 1-й лунной четверти.
Энергетика живительных сил Солнца начинает накапливаться.
Это период, когда процессы в человеческом организме и психике пробуждаются и стабилизируются.
Эмоциональное состояние человека находится в скрытой форме.
Хорошее время для различных начинаний и общений.
Творческих людей посещает вдохновение.
«Включайте» свой мозг, стройте планы, принимайте важные решения, займитесь организационными вопросами в бизнесе, совершайте финансовые сделки, не избегайте физических нагрузок.
Оставайтесь миролюбивыми и отзывчивыми.
Луна в знаке Весы
Время стремления к эмоциональному равновесию.
Внимание рассеяно и трудно сосредоточиться на отдельных вопросах и вещах.
Если вам все нравится и у вас прекрасное настроение, значит, вы достигли равновесия между духовным и материальным.
Опасно впадать в крайности, желательно соблюдать меру во всем.
Старайтесь отложить дела, требующие незамедлительного решения
Умерли 21 июля
1730 (290 лет назад)
Мусин-Пушкин Иван АлексеевичПервоприсутствующий Московской сенатской конторы (1725-1727)
1796 (224 года назад)
Роберт Бернс (Robert Burns)Шотландский Поэт
1944 (76 лет назад)
Зубачев Иван НиколаевичСоветский Офицер
Клаус Шенк фон Штауффенберг (Claus Philipp Graf von Stauffenberg)Полковник вермахта
Фридрих Ольбрихт (Friedrich Olbricht)Немецкий военный деятель
Альбрехт Мерц фон Квирнхайм (Albrecht Mertz von Quirnheim)Полковник германской армии
1948 (72 года назад)
Горки Аршиль (Адоян Востаник Манук)Армянский Художник
1970 (50 лет назад)
Герасимов Михаил МихайловичРоссийский Антрополог
1983 (37 лет назад)
Холостяков Георгий НикитичГерой Советского Союза
2001 (19 лет назад)
Шепарёв Александр АлександровичПочетный гражданин
2003 (17 лет назад)
Тен Юрий МихайловичПолитический Деятель
2004 (16 лет назад)
Эдвард Льюис (Edward B Lewis)Американский Генетик
2006 (14 лет назад)
Та Мок (Chhit Choeuna)Камбоджийский Диктатор
2012 (8 лет назад)
Сусанна Лотар (Susanne Lothar)Немецкая Киноактриса
2017 (3 года назад)
Джон Херд (John Matthew Heard)Американский Киноактер
Полеты по программе «Джемини».
Проект «Джемини» можно разделить на три основных этапа: летно-конструкторские испытания, длительный полет и полет со сближением и стыковкой с кораблем-мишенью. Первый этап начался с беспилотных полетов «Джемини» 1 и 2 (8 апреля 1964 и 19 января 1965) и трехвиткового полета В.Гриссома и Дж.Янга на борту «Джемини» 3 (23 марта 1965). В полетах «Джемини» 4 (Дж.Макдивитт и Э.Уайт мл., 3–7 июня 1965), 5 (Л.Купер и Ч.Конрад-мл., 21–29 августа 1965) и 7 (Ф.Борман и Дж.Ловелл-мл., 4–18 декабря 1965) исследовалась возможность длительного пребывания человека в космосе путем постепенного увеличения продолжительности полета до двух недель – максимальной длительности полета к Луне по программе «Аполлон». Полеты «Джемини» 6 (У.Ширра и Т.Стаффорд, 15–16 декабря 1965), 8 (Н.Армстронг и Д.Скотт, 16 марта 1966), 9 (Т.Стаффорд и Ю.Сернан, 3–6 июня 1966), 10 (Дж.Янг и М.Коллинз, 18–21 июля 1966), 11 (Ч.Конрад и Р.Гордон-мл., 12–15 сентября 1966) и 12 (Дж.Ловелл и Э.Олдрин-мл., 11–15 ноября 1966) первоначально планировались для стыковки с кораблем-мишенью «Аджена».
Частная неудача вынудила НАСА осуществить один из наиболее драматических орбитальных экспериментов 1960-х годов. Когда ракета «Аджена», корабль-мишень для КК «Джемини» 6, взорвалась на старте 25 октября 1965, он остался без мишени. Тогда руководство НАСА решило вместо этого осуществить сближение в космосе двух кораблей «Джемини». По этому плану нужно было сначала запустить «Джемини» 7 (в его двухнедельный полет), а затем, быстро проведя ремонт стартового стола, запустить «Джемини» 6. В ходе совместного полета был снят красочный фильм, показывающий сближение кораблей вплоть до касания и их совместное маневрирование.
«Джемини» 8 осуществил стыковку с кораблем-мишенью «Аджена». Это была первая успешная стыковка двух кораблей на орбите, но полет был прерван менее чем через сутки, когда не выключился один из двигателей системы ориентации, в результате чего корабль получил такое быстрое вращение, что экипаж едва не потерял контроль над ситуацией. Однако, используя тормозной двигатель, Н.Армстронг и Д.Скотт восстановили контроль и осуществили экстренное приводнение в Тихом океане.
Когда его мишень «Аджена» не вышла на орбиту, корабль «Джемини» 9 попытался осуществить стыковку с дооборудованным стыковочным агрегатом мишени (стыковочной мишенью «Аджены», установленной на небольшом спутнике, запущенном ракетой «Атлас»). Однако, поскольку используемый при выведении обтекатель не раскрылся, его не удалось сбросить, что сделало стыковку невозможной. В последних трех полетах корабли «Джемини» успешно стыковались со своими мишенями.
Во время полета «Джемини» 4 Э.Уайт стал первым американцем, осуществившим выход в открытый космос. Следующие выходы в открытый космос (Ю.Сернан, М.Коллинз, Р.Гордон и Э.Олдрин, «Джемини» 9–12) показали, что космонавты должны тщательно продумывать и контролировать свои движения. Вследствие невесомости отсутствует сила трения, которая дает точку опоры; даже просто стоять становится трудной задачей. При осуществлении программы «Джемини» было проверено также новое оборудование (например, топливные элементы для получения электричества за счет химической реакции между водородом и кислородом), которое впоследствии сыграло важную роль при выполнении программы «Аполлон».
Библиография
- Kelly, Thomas J. (2001). Moon Lander: How We Developed the Apollo Lunar Module (Smithsonian History of Aviation and Spaceflight Series). Smithsonian Institution Press. ISBN 1-56098-998-X.
- Baker, David (1981). The History of Manned Space Flight. Crown Publishers. ISBN 0-517-54377-X
- Sullivan, Scott P. (2004) Virtual LM: A Pictorial Essay of the Engineering and Construction of the Apollo Lunar Module. Apogee Books. ISBN 1-894959-14-0
- Stoff, Joshua. (2004) Building Moonships: The Grumman Lunar Module. Arcadia Publishing. ISBN 0-7385-3586-9
- Stengel, Robert F. (1970). Manual Attitude Control of the Lunar Module, J. Spacecraft and Rockets, Vol. 7, No. 8, pp. 941-948.
- Левантовский В. И. Механика космического полета в элементарном изложении. — М.: Наука, 1970. — 492 с.
Миссия прервана. Кратко об аварии
Старт миссии состоялся 11 апреля в 22:13 мск. Во время пуска возникла проблема, которую удалось решить не откладывая полет: пятый двигатель второй ступени S-II-8 самопроизвольно выключился на 132 секунды раньше, чем было запланировано; остальные четыре двигателя продолжали работать. К моменту этого отказа двигатели уже проработали достаточное время, и было решено не прерывать полет, а скомпенсировать отключение центрального двигателя продлением работы четырех боковых двигателей на 34 секунды. Кроме того, во время отключения второй ступени высота орбиты оказалась ниже расчетной на 20 км, а скорость ниже расчетной на 1700 м/c. Хотя эти показатели и были ниже запланированных, они все еще оставались в пределах нормы, поэтому миссию не отменили.
Фото: NASA / Запуск Аполлона-13, 11 апреля 1970 года
После выхода на “орбиту ожидания” экипаж “Аполлона-13” снял полетные скафандры и приступил к включению и проверке всех систем корабля. Никаких неполадок выявлено не было.
Третья ступень вторым включением разогнала корабль до 10,4 км/с и отправила к Луне.
Основной блок корабля, состоящий из служебно-командного модуля, отделился от третьей ступени ракеты, и Джон Суайгерт приступил к маневрам по извлечению лунного модуля.
Все шло по плану до 13 апреля, проблемы начались после того, как “Аполлон-13” поменял траекторию полета с траектории свободного возврата на гибридную. В 06:06 мск Суайгерт включил в кислородном баке № 2 служебного модуля вентилятор, Ловелл и Хейз в это время проверяли приборы «Водолея». Тогда никто не знал, что в баке произошло короткое замыкание, в результате возникла искра, которая зажгла поврежденную проводку вентилятора. Последовал громкий звук, корабль затрясло и примерно через 95 секунд кислородный бак взорвался. Приборы в Хьюстоне показали, что экипаж находится в опасности: могло отключиться питание и сбиться ориентация корабля в пространстве.
Фото: NASA / Эвакуация экипажа Аполлона-13, 17 апреля 1970 года
Было принято решение отменить посадку на Луну и переоборудовать командный модуль в спасательную шлюпку. При помощи ученых из Хьюстона было проведено несколько коррекций траектории, операции по сбросу служебного и лунного модулей, что позволило астронавтам благополучно вернуться домой.
Миссию “Аполлон-13” выполнили частично: удалось сбросить на поверхность Луны третью ступень ракеты-носителя и получить сейсмограммы.
Об аварии написано много, мы сообщили о ней кратко. В этом материале нашей целью было рассказать, какие задачи экипаж “Аполлона-13” должен был бы решить на Луне, если бы не взрыв в кислородном баке служебного модуля.
О новых публикациях на сайте вы можете узнать из наших групп в соцсетях. Подписывайтесь: , , , , Telegram
У нас выходят и материалы, которые мы не публикуем на сайте, а размещаем на каналах. Заходите и читайте: и Instagram
Советская программа пилотируемых полетов на Луну.
Вслед за «Востоком» советские ученые и инженеры создали «Союз» – космический корабль, который занимает промежуточное место между «Джемини» и «Аполлоном» по своей сложности и возможностям. Спускаемый отсек располагается над агрегатным отсеком, а над ним находится бытовой отсек. Во время старта или спуска в спускаемом отсеке могут находится два или три космонавта. Двигательная установка, системы электроснабжения и связи находятся в агрегатном отсеке. «Союз» выводился на орбиту ракетой-носителем А-2, которая была разработана на смену носителю А-1, использовавшемуся для вывода кораблей «Восток».
Согласно первоначальному плану полета человека вокруг Луны, сначала должен был запускаться беспилотный разгонный блок «Союз-Б», а затем – четыре грузовых корабля «Союз-А» для заправки его топливом. После этого спускаемый отсек «Союза-А» с экипажем из трех человек стыковался с разгонным блоком и направлялся к Луне. Вместо этого довольно сложного плана в конце концов было решено использовать более мощную ракету «Протон» для запуска к Луне модифицированного «Союза», названного «Зонд». Состоялись два беспилотных полета к Луне («Зонд» 5 и 6, 15–21 сентября и 10–17 ноября 1968), которые включали возвращение аппаратов на Землю, однако запуск 8 января внепланового «Зонда» оказался неудачным (вторая ступень ракеты-носителя взорвалась).
Схема полета к Луне была примерно такой же, как в программе «Аполлон». Трехместный корабль «Союз» и одноместный спускаемый аппарат должны были выводиться на траекторию полета к Луне ракетой-носителем Н-1, имевшей несколько большие размеры и мощность, чем «Сатурн-5». Специальная двигательная установка должна была затормозить связку для перехода на окололунную орбиту и обеспечить торможение спускаемого аппарата. Заключительный этап посадки спускаемый аппарат должен был осуществлять самостоятельно. Слабым местом этого проекта было то, что лунный модуль имел один двигатель, который использовался и для спуска, и для взлета (баки с топливом для каждого этапа были раздельными), поэтому положение космонавтов становилось безвыходным в случае отказа двигателя на спуске. После кратковременного пребывания на поверхности Луны космонавты возвращались на окололунную орбиту и присоединялись к своему товарищу. Возвращение на Землю в корабле «Союз» происходило подобно тому, как было описано выше для КК «Аполлон».
Однако проблемы – как с кораблем «Союз», так и с носителем Н-1 – не позволили Советскому Союзу осуществить программу высадки человека на Луну. Первый полет корабля «Союз» (В.М.Комаров, 23–24 апреля 1967) закончился гибелью космонавта. При полете «Союза-1» появились проблемы с солнечными батареями и системой ориентации, поэтому полет было решено прервать. После первоначально нормального спуска капсула начала кувыркаться и запуталась в стропах тормозного парашюта, спускаемый аппарат с большой скоростью врезался в землю, и Комаров погиб.
После 18-месячного перерыва запуски по программе «Союз» возобновились полетами кораблей «Союз-2» (беспилотный, 25–28 октября 1968) и «Союз-3» (Г.Т.Береговой, 26–30 октября 1968). Береговой осуществлял маневры и сближался с кораблем «Союз-2» до расстояния 200 м. В полетах «Союза-4» (В.А.Шаталов, 14–17 января 1969) и «Союза-5» (Б.В.Волынов, Е.В.Хрунов и А.С.Елисеев, 15–18 января 1969) был достигнут дальнейший прогресс; Хрунов и Елисеев перешли в «Союз-4» через открытый космос после стыковки кораблей. (Стыковочный механизм советских кораблей не позволял переходить из корабля в корабль непосредственно.)
Кроме того, между различными конструкторскими бюро существовало острое соперничество, которое не позволяло многим талантливым ученым и инженерам не только работать над лунной программой, но даже использовать необходимое оборудование. В результате на первой ступени ракеты Н-1 было установлено 30 двигателей (24 по периметру и 6 в центре) средней мощности, а не пять больших двигателей, как на первой ступени ракеты «Сатурн-5» (такие двигатели в стране имелись), и ступени не проходили огневых испытаний перед полетом. Первая ракета Н-1, запущенная 20 февраля 1969, загорелась на 55-й секунде после старта и упала в 50 км от места запуска. Вторая ракета Н-1 взорвалась на стартовом столе 3 июля 1969.