Шепард, алан

[править] Project Mercury

Я надеваю свой плащ и волшебную шляпу

Успехи американских ядерщиков в виде более лёгких, чем у Советов, боеголовок, а также возможность разместить ракеты поближе к границам вероятного противника, сыграли с американскими ракетчиками злую шутку. К середине 1950-х они запилили кучу разных ракет, но все — средней дальности и с небольшой полезной массой боевой части. Королёву же в СССР дали задание на межконтинентальную ракету, да так, чтобы могла забрасывать тонн шесть. Проект был воплощён в металл в виде ракеты Р-7. Как боевая МБР ракета получилась таки хуёвая, а вот как космическая ракета-носитель — весьма прельстивая: как в 1957 году вывела на орбиту первый спутник, так и летает до сих пор. По ту же сторону океана с космическими ракетами творилось хрен пойми что: приняли решение запускать спутник аж в 1955 году, но почему-то отдали это почётное право ВМФ — казалось бы, при чём тут линкоры и крейсеры? Вместо того, чтобы взять готовые наработки от ядерных ракет, моряки зачем-то начали делать ракету с нуля… А тут советы запустили первый спутник, йоба! А потом почти сразу второй, с собачкой.

Пришла очередь американцев, но военно-космически-морской «Авангард» вместо того, чтобы гордо улететь к звёздам, поднялся всего на метр, позорно наебнулся на стартовый стол и взорвался. В прессе и обществе — шум-гам-суета и национальный позор… В панике стали пилить альтернативу, взяли баллистическую ракету «Редстоун» и нагородили на её основе… как бы так помягче сказать… в общем, хтонические вундервафли из KSP отдыхают — четыре ступени: первая — на ЖРД с каким-то йадом в качестве топлива, вторая — связка из 11 (!) пороховых ускорителей, третья и четвёртая также несли пороховые петарды. Но спутник таки запулили. FGJ, моряки потом реабилитировались и вывели на орбиту апельсинчик-авангард — летает до сих пор, самый старый искусственный объект на орбите. А Советы тем временем запустили третий спутник под полторы тонны весом — это уже была серьёзная заявка на пилотируемый полёт.

Чтобы как-то разобраться с этой вакханалией в области передовых технологий, в феврале 1958 создали DARPA (та самая военизированная конторка, которая позже сделает эти ваши интернеты), а в середине года — собственно NASA. Задачи у NASA было две — тяжёлый спутник фоторазведки с возвращаемыми плёнками и пилотируемый полёт — собственно проект «Меркурий». Работа закипела, а хули толку? Ракет-то нет. С более-менее грузоподъёмным «Атласом» наблюдался жёсткий неуспевон. Поэтому, прикинув на арифмометрах, решили начать с суборбитальных полётов на «Редстоунах», ну а потом уже дойти до орбитальных на «Атласах». Так появилось кардинальное различие между «ихними» шпионами астронавтами, которым достаточно достичь высоты больше 100 км, и нашими разведчиками космонавтами, которым необходим орбитальный полёт. Впрочем, «Атласы» тоже таскали небольшие массы, поэтому при разработке капсулы экономили на всём, на чём только могли — и масса её оказалась почти в точности равна массе третьего советского спутника (1355 кг против 1327). По воспоминаниям кого-то из летунов космических: «Мы не садились в капсулу, а надевали её на себя». 1959, 1960 и почти половина 1961 года прошли в кипише, разработке и тестировании…

Карьера астронавта

Первый американский космонавт входил в семерку претендентов, которых выбрали в НАСА в 1959 году. Они готовились для программы «Меркурий». Его профессионализм и высокие личные качества позволили ему первым из представителей США достигнуть космоса и долететь до Луны.

Первый свой полет он совершил в 1961 году. Путешествие было недолгим, но таким необходимым для Соединенных Штатов Америки. Корабль-капсула носил название «Фридом-7».

Позже астронавта готовили в качестве дублера Г. Купера на миссию «Атлас-9». В 1963 году он должен был лететь на «Атлас-10». Полет предполагалось проводить трое суток, но его отменили. После этого астронавта выбрали первым пилотом на корабль «Джемини». Начав тренировки, он прошел медицинское обследование, в результате которого у него обнаружили болезнь уха, нарушавшую деятельность вестибулярного аппарата. Из-за болезни Меньера его отстранили от полетов на несколько лет.

Для того чтобы вернуться к подготовке к полетам, Шепарду пришлось сделать операцию на ушной полости. Она прошла успешно, и астронавт вернулся к активной деятельности.

Будучи сорокасемилетним пилотом, старейшим на тот момент астронавтом НАСА, Алан произвел свой второй в жизни полет в космос. Его назначили командиром «Аполлона-14». Он совершил третью успешную экспедицию США на Луну. Произошло это в период с 31 января по 9 февраля 1971 года.

Карьера и полет на Луну

Профессиональная карьера Алана Шепарда началась на борту эсминца Cogswell, входившего в состав тихоокеанского флота Военно-воздушных сил США. Молодой человек проявил мужество в первые месяцы армейской службы и принял участие в операциях, которыми впоследствии годилась страна.

Во время командировки на Окинаву будущий астронавт был ответственным за обслуживание зенитных орудий, размещенных на корабле. Быстрая реакция и дисциплина позволили американцу отличиться и стать одним из сотен героев, участвовавших в крупнейшей войне.

Embed from Getty ImagesАлан Шепард в скафандре

После победы над Японией Шепард обосновался в Техасе и начал курс летной подготовки в 1946 году. Инструкторы, часто критиковавшие способности нового студента, приучили уроженца Дерри к ответственному отношению и труду.

Для того чтобы добиться успеха, Алан брал уроки и в конце концов заслужил одобрение и продемонстрировал результат. Он получил нашивки морского летчика после повышения квалификации и присоединился к отряду истребителей, имея отличный аттестат.

В 50-х годах Шепард занимался испытаниями военных самолетов и провел ряд ценных экспериментов для американских военно-воздушных сил. Находясь в небе над Соединенными Штатами с целью сбора информации, он занимался делом, которое с детства искренне любил.

Полученный опыт позволил Алану стать инструктором отряда летчиков, а затем, по окончании колледжа Ньюпорта, попасть на Атлантический флот. Отработав тысячи часов за штурвалом истребителей и реактивных самолетов, молодой офицер доказал командованию, что он состоявшийся профессиональный пилот.

Весной 1959 года Шепард попал в отряд астронавтов, которых в рамках программы «Меркурий» готовили к высадке на Луну. Дональд Слейтон, Скотт Карпентер, Джон Гленн и другие военные в течение двух лет тренировались, чтобы прославить родную страну.

Алану, которого опередил советский космонавт Юрий Гагарин, выпала честь первым подняться на борт ракеты «Меркурий-Редстоун». В ходе полета небольшой длительности профессиональный летчик-истребитель, в отличие от русского предшественника, вручную управлял кораблем.

Embed from Getty ImagesАлан Шепард на Луне

После успешной экспедиции и осуществления маневров в невесомости Шепард выполнял роль дублера других претендентов на полет. Он числился командиром судна «Джемини» в середине 1960-х, но из-за обнаруженной болезни Меньера его место занял другой пилот.

После операции и многомесячного лечения американец вернулся в космическую программу и вслед за Луисом Армстронгом и Баззом Олдрином произвел высадку на поверхность Луны. События 1971 года были описаны в автобиографической книге, изданной при помощи журналистов, родственников и любимой жены.

Два набора парашютов

После соответствующей команды, Херли и Бенкен запустили двигатели и начали спуск с орбиты. Скорость снижения была очень высокой: на первом этапе она составила несколько километров в секунду. Затем корабль вошел в атмосферу, и нижняя поверхность корпуса «Индевора» со специальным теплозащитным покрытием нагрелась до 2 тыс. градусов по Цельсию.

Во время приземления раскрылись два набора парашютов: сначала на высоте около 5,5 тыс. метров сработал тормозной парашют — в этот момент скорость капсулы составляла примерно 560 км в час. А затем, когда корабль снизился до 1,8 тыс. метров, над ним раскрылись четыре главных парашюта, которые аккуратно посадили «Индевор» на поверхность океана.

Image caption

В прошлом году НАСА и SpaceX отрабатывали приводнение с использованием корабля, в котором не было экипажа

Как обычно бывает во время посадки, на несколько минут перед приземлением центр управления полетами потерял радиоконтакт с астронавтами. Это происходит потому, что корабль окружают раскаленные газы, которые мешают радиоволнам.

Последний раз НАСА совершала посадку космического корабля на поверхность воды 45 лет назад, 24 июля 1975 года. Тогда американский корабль «Аполлон» приводнился в Тихом океане после стыковки с советским «Союзом-19».

Алан Шепард

А́лан Ба́ртлет Ше́пард-младшийамериканский астронавт, контр-адмирал американских ВМС. Первый американец, совершивший суборбитальный космический полёт. Второй космический полёт Шепард выполнил в качестве командира космического корабля «Аполлон-14», посадочный модуль которого совершил посадку на поверхность Луны.

Будущий астронавт родился в 1923 г. в городке Дерри в графстве Рокингхэм, штат Нью-Гэмпшир, США. Получил обширное образование и был всесторонне образованным человеком: в 1941 г. окончил морской колледж Академии адмирала Фаррагута; в 1944 г. получил диплом бакалавра естественных наук в Военно-морской академии США в Аннаполисе; в 1962 г. получил звание магистра искусств в Дартмутском колледже; в 1971 г. стал доктором естественных наук в Университете Майями; в 1972 г. получил степень доктора гуманитарных наук от Франклин Пирс колледжа. Помимо этого, в 1951 г. Алан Шепард проходил обучение в Школе морских лётчиков-испытателей Патаксент, а в 1957 г. закончил военно-морской колледж в Ньюпорте (штат Род-Айленд).

Став офицером ВМС, служил на эсминце «Когсвелл», направленном в годы Второй мировой войны в Тихий океан. После окончания войны Шепард начал готовиться к карьере военно-морского лётчика и получил это звание в1947 г. В 1950 г. Шепард поступил в Школу морских лётчиков-испытателей. В апреле 1959 г. НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства) стало набирать астронавтов для полетов на космических кораблях «Меркурий», одним из семи претендентов был Шепард.

Первый полет

5 мая 1961 г. ракета-носитель «Редстоун 3» вывела космический корабль-капсулу «Меркурий-Редстоун-3» («Фридом-7») на баллистическую траекторию суборбитального полёта. Капсула достигла высоты приблизительно в 186,5 километров и совершила посадку в водах Атлантического ракетного полигона США в 486 километрах от точки старта. Хотя полёт и был суборбитальным, Шепард, в отличие от Гагарина (чей полёт был полностью автоматическим), имел возможность управлять кораблём и совершил в невесомости успешное маневрирование. В историю вошли слова Шепарда, сказанные перед стартом «Редстоуна»: «Боже, пожалуйста, не дай мне облажаться». Говорят, здесь немного прибавили и изменили СМИ, но с тех пор американские летчики пользуются этой «молитвой Шепарда».

Позже Шепард готовился к другим космическим полетам, но они по разным причинам были отменены. В разгар подготовки к полету на новом космическом корабле «Джемини», в 1964 г., врачи обнаружили у него болезнь Меньера (болезнь уха, нарушаюшая работу вестибулярного аппарата), была проведена операция, после которой Шепард вернулся к активной подготовке к новым полётам.

Второй полет

В возрасте 47 лет, будучи к тому времени старейшим астронавтом НАСА, Алан Шепард выполнил свой второй космический полёт в качестве командира «Аполлона-14», который стал третьей успешной американской экспедицией на Луну. Это произошло 31 января — 9 февраля 1971 г.

После окончания карьеры

В 1971 г. Алан Шепард был делегатом Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1994 г. совместно с двумя журналистами он издал книгу «Полёт на Луну: внутренняя история американской лунной гонки». По книге был создан телевизионный мини-сериал в 1994 г.

Умер Алан Шепард в 1998 г. от лейкемии. Через пять недель скончалась его жена Луиза Шепард. Оба были кремированы, и их пепел был развеян над морем.

У них трое дочерей (Лаура, Джулианна и Алиса (приемная дочь) и шестеро внуков.

Поздние годы

В 1971 году Алан Шепард был делегатом Генеральной Ассамблеи ООН. В 1971 он получил степень доктора естественных наук в Университете Майами (англ. Miami University) (Оксфорд, Огайо), а в 1972 — степень доктора гуманитарных наук от Франклин Пирс колледжа (англ. Franklin Pierce College).

В 1994 году совместно с двумя журналистами он издал книгу Moon Shot: The Inside Story of America’s Race to the Moon («Полёт на Луну: Внутренняя история американской лунной гонки»). В издании книги 1994 года помещён коллаж из нескольких фотоснимков, на которых Шепард бьёт на Луне по мячу для гольфа (в действительности этот эпизод снимался только на телекамеру, и качество этой съёмки значительно хуже). В том же году по книге был создан одноимённый документальный фильм.

Скончался 21 июля 1998 года на 75-м году жизни от лейкемии в госпитале города Монтерей. Через пять недель скончалась его жена Луиза Шепард. Оба были кремированы, и их пепел был развеян над морем. У них было трое дочерей (Лаура, Джулианна и Алиса) и шестеро внуков. Алиса была племянницей его жены Луизы, и они удочерили девочку после смерти её матери.

Карьера лётчика-испытателя ВМС

В 1944 году Шепард стал офицером ВМС. Его первым назначением стал эсминец «Когсвелл» (англ. Cogswell) направленный в годы Второй мировой войны в Тихий океан. По окончании войны Шепард начал готовиться на военно-морского лётчика, сначала в городке Корпус-Кристи, а затем в Пенсаколе. Звание лётчика ему было присвоено в 1947 году. В этом качестве Шепард проходил службу в составе 42-й истребительной эскадрильи в Норфолке и Джэксонвилле. Несколько раз на борту авианосцев он выдвигался в район Средиземного моря.

В 1950 году Шепард поступил в Школу морских лётчиков-испытателей Патаксент. После её окончания участвовал в лётных испытаниях и работах по получению данных об освещённости и структуре воздушных масс над территорией Северной Америки, а также в экспериментах по разработке системы заправки в воздухе для американского ВМС. Шепард участвовал в испытаниях палубного истребителя F2H-3 «Бэнши» и первой американской угловой палубы для стартов с авианосца. После своего назначения оперативным офицером в подразделение ночных истребителей 193-го истребительного эскадрона в Моффет Филд (англ. Moffett Field; штат Калифорния), Алан Шепард совершил два выхода в западную часть Тихого океана на борту авианосца Орискани.

Повторно вернувшись в Пэтаксент, Шепард активно участвовал в лётных испытаниях палубных истребителей F3H «Демон», F8U «Крусейдер», F4D «Скайрэй», F11F «Тайгер», был назначен пилотом-испытателем создаваемого всепогодного палубного истребителя F5D «Skylancer». Пять месяцев Шепард служил инструктором школы лётчиков-испытателей. Позднее, — поступил в военно-морской колледж в Ньюпорте (штат Род-Айленд), по окончании которого в 1957 году был назначен в штат командующего Атлантического флота в качестве офицера подготовки самолётов.

Имел налёт более 8000 часов, из них 3700 — на реактивных самолётах.

Шепард на борту «Меркурий-Редстоун-3»

[править] The Magnificent Seven

Великолепная семёрка. Имею скафандр, готов путешествовать

В 1959 году среди соколов Пенсаколы NASA отобрало лучших из лучших и начало их дрессировать. К весне 1961 года всё было готово, чтобы стрелять людьми в космос. Первым, 5 мая 1961 года, через две недели после Гагарина полетел Алан Шепард. Капсула его называлась весьма странно: Mercury-Redstone 3, а кроме официального названия имела и другое погоняло — Freedom 7. Более того, никнеймы кораблей в последующих полётах менялись, а вот цифра семь оставалась неизменно. В официальном номере тройка объясняется просто — американцы нумеровали полёты капсул, а не пилотов. Перед Шепардом успели запустить удачно одну необитаемую капсулу и одну с обезьянкой. А второе имя кораблю придумал сам Шепард, цифра же обозначала не порядковый номер, а количество астронавтов первого набора. Проникшись, все остальные сохраняли семёрку в названиях своих кораблей, хотя слетало всего шестеро.

Судьбы первых астронавтов оказались различными:

  • Алан Шепард (Freedom 7) после полёта был шеф-пилотом программы Gemini, собирался лететь, но заболело ухо. После починки слетал на Луну командиром Аполлона-14, дослужился до контр-адмирала US NAVY. В общем, пацан к успеху уверенно пришёл.
  • Вирджил Гриссом (Liberty Bell 7, второй суборбитальный полёт) заменил Шепарда на Gemini 3. При посадке утопил капсулу. Потом выяснили, что пилот был не виноват, но осадочек остался. Был назначен первым командиром первого Аполлона, но сгорел на работе вместе с остальным экипажем во время пожара при испытаниях. Не фартануло.
  • Джон Гленн (Friendship 7, первый американский орбитальный полёт). Стал американским Гагариным, на волне успеха ушел в политику. Добрался до кресла сенатора и даже номинировался в президенты этих ваших СШП, но не прошел предварительный отбор (праймериз). В пылу политической борьбы пропустил программы Gemini и Apollo. Но второй раз таки полетел, уже на «Шаттле». В возрасте 77 лет. А чего добился ты?
  • Скотт Карпентер (Aurora 7) оказался форменным распездолом. Во время полета что-то не туда нажал, да ещё и не доложил об этом в Хьюстон, потом просохатил время для включения тормозного двигателя и промахнулся мимо расчётного места посадки на 400 с гаком километров. От лётной работы был отстранён, а в 1965 году его и вовсе попросили из NASA.
  • Уолтер Ширра (Sigma 7) провёл полёт на отлично, а вот дальше пошла непруха. Несколько раз включался в состав экипажей на Gemini, но каждый раз вылет откладывался. Наконец полетел на Gemini 6A — что, сцуко, характерно, после Gemini 7. Непонятно — то ли парни из НАСА хотели словить лулзов, то ли это входило в изначальную программу, но одной из задач полета было сближение с той самой Gemini 7, где уже вторую неделю ошивались без туалета и терешковых Борман с Ловеллом. Боясь отхватить неиллюзорных от немытых бомжей, Ширра не стал подводить свой корабль ближе чем на 30 сантиметров, после чего, помахав напоследок лохам, развернул корабль и быстро, решительно съебал в теплую Атлантику, оставляя будущих покорителей Луны на оставшиеся три дня на орбите. И, таки да, летал на этом вашем первом пилотируемом Аполлоне-7.
  • Гордон Купер (Faith 7) выполнил первый американский полёт длительностью более суток, чем сильно подосрал следующему. Летал на Gemini, придумал эмблемы космических полётов.
  • Дональд Слейтон (Delta 7 Ничего 7). Должен был лететь четвертым, но обнаружились проблемы с сердцем и четвертым полетел Карпентер. Злые языки утверждают, что мог полететь седьмым, но после суточного полёта Купера в NASA решили, что достаточно, и Слейтон не полетел. Побывал в космосе только в 1975 году в пропагандистских целях по программе «Союз-Аполлон», пользуясь служебным положением — до 1975 года он был начальником астронавтов и был ответственен за набор оных, по сути, именно он и решал, кто будет Армстронгом на Луне, кто Олдриным, Конрадом, Бином … Любил шутить (до второго полета Шепарда), что он единственный из астронавтов, кто летал еще меньше Шепарда.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector