Самые известные космонавты
Содержание:
Женщины-космонавты СССР и России
Удивительны судьбы женщин, посвятивших себя работе в космической сфере.
Терешкова Валентина Владимировна
Первой женщиной, отправившейся в космос, да ещё и в одиночку (единственная в мире на сегодняшний день!), стала Валентина под позывным «Чайка».
Родилась Валентина Владимировна за четыре года до начала отечественной войны, 6 марта. В пятьдесят третьем окончила 7 классов школы, далее окончила еще 3 класса, совмещая обучение с работой и помогая своей семье. Обладая хорошим музыкальным слухом училась играть на домре.
Профессии Валентины до поступления в отряд космонавтов:
- браслетчица на Шинном заводе в Ярославле,
- ровница на Комбинате технических тканей того же города,
- студентка заочного отделения Техникума легкой промышленности, специальность — техник-технолог по хлопкопрядению,
- секретарь комитета ВЛКСМ,
- ученица Парашютного клуба г. Ярославля (выполнила 90 прыжков).
В 1962 году отобрана из 100 претенденток в женский отряд подготовки космонавтов. Валентина полностью соответствовала критериям, по которым происходил отбор, до 170 см в росте, до 70 кг в весе, парашютистка, возраст до 30 лет. Так же, помимо отличной подготовки в полету и успешного прохождения всех испытаний, советские власти смотрели на социальное положение (она была из рабочего класса) и умение вести активную общественную жизнь.
Полет совершила 16 июня шестьдесят третьего года на космическом корабле «Восток-6». Почти трое суток длился полёт Валентины, она сделала 48 витков вокруг Земли, вела бортовой журнал, делала снимки планеты.
После своего триумфального возвращения Валентина стала инструктором космонавтов, в этой должности проработала вплоть до апреля 1997 года.
После полета в космос Валентина Владимировна окончила Военно-воздушную академию им. Жуковского, защитила диссертацию, стала профессором, опубликовала более пяти десятков научных работ. Эта удивительная женщина была готова лететь на Марс в одну сторону.
Кондакова Елена Владимировна
Елена — первый российский космонавт женского пола, который совершил длительный полет в космическое пространство. Она родилась в пятьдесят седьмом году в Москве.
Ее полет состоялся в девяносто четвертом, когда Союза уже не стало. Вернулась на нашу планету Елена в марте 95 года, после пяти месяцев пребывание на станции «Мир». Второй полет на американском шаттле «Атлантис» проходил в 1997 году в мае с 15 по 24 числа.
Здесь будет представлен список женского отряда. Пусть часть из этих отважных женщин-космонавтов уже умершие, но запомнить эти шесть фамилий стоит:
Джон Гленн
Джон Гершель Гленн-младший — астронавт США, лётчик-испытатель, лётчик Корпуса морской пехоты во Второй мировой и Корейской войнах, сенатор от штата Огайо.
Джон Гленн — первый американский астронавт, совершивший орбитальный космический полёт. 20 февраля 1962 г. Гленн на «Меркурии-Атлас-6» три раза облетел земной шар. Продолжительность полёта составила 4 часа 55 мин. После удачного приводнения Джон Гленн стал национальным героем США – был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».
Родился астронавт в 1921 г. в американском городе Кембридж, Огайо. Окончил начальную и среднюю школу в Нью-Конкорде, затем Маскинум-Колледж; получил степень бакалавра. Прошёл обучение по программе лётчика морской авиации и в 1943 г. был принят на воинскую службу в ряды морской пехоты. Во время Второй мировой войны Джон Гленн сделал 59 боевых вылетов, летал на F4U «Корсар» над Маршалловыми островами. После Второй мировой войны продолжал служить лётчиком на острове Гуам. Он участвовал в Корейской войне. После Корейской войны Джон Гленн окончил школу лётчиков-испытателей. С 1956 по 1959 гг. служил лётчиком-испытателем. В это же время Джон Гленн окончил Университет Мэриленда.
В июле 1957 г. Джон Гленн установил рекорд скорости трансконтинентального перелёта. Он пролетел на истребителе F8U из Лос-Анджелеса до Нью-Йорка за 3 часа 23 минуты.
Вместе с Шепардом в апреле 1959 г. Джон Гленн был зачислен в первую группу американских астронавтов, которые начали подготовку к космическим полётам по программе «Меркурий». Д. Гленн был дублером Шепарда в его первом полете.
Первый полет Гленна
Первый полет Д. Гленн совершил 20 февраля 1962 года на «Меркурии-Атлас-6» — три раза облетел земной шар. Продолжительность полёта — 4 часа 55 мин. После удачного приводнения Джон Гленн стал национальным героем США и был награждён медалью НАСА «За выдающиеся заслуги».
Второй полет Гленна
Второй полёт Джон Гленн совершил в качестве специалиста по полезной нагрузке на космическом корабле «Дискавери» (STS-95) 29 октября — 7 ноября 1998 г. Джону Гленну исполнилось 77 лет — он стал самым пожилым человеком в космосе.
После первого полета Гленн в 1964 г. покинул отряд астронавтов, занимался бизнесом, работал сенатором до 1999 г., в 1983 г. он даже был выдвинут кандидатом в Президенты США, и после перерыва в 36 лет вновь отправился в космос в 1998 г.
Джон Гленн скончался на 96-м году жизни в декабре 2016 г.
- < Назад
- Вперёд >
Талгат Мусабаев
Фото: ru.wikipedia.org: UGC
Первый казахстанский космонавт на постсоветском пространстве увидел мир в январе 1951 года в селе Каргалы. Конечно, свою деятельность Талгат Мусабаев начинал еще во времена СССР. Он успел побыть инженером и инструктором гражданской авиации, вторым пилотом самолетов Ан-2 и Ту-134.
А вот полет в космос, где пробыл 341 день, Мусабаев совершил уже после распада Советского Союза. Вот как это было:
- Пополнил отряд космонавтов-исследователей 6 марта 1991 года.
- Первый полет совершил 1 июля 1994 года. Талгат пробыл в космосе 125 дней. Среди них в течение 11 часов и 7 минут он находился вне корабля в космическом пространстве для выполнения научных программ.
- Второй раз вышел в космос 29 января 1998 года и провел там 207 дней. За это время Мусабаев успел шесть раз выйти в открытый космос. В общей сложности космонавт пробыл там 32 часа и 39 минут.
- Последний раз полетел в космос 28 апреля 2001 года. Там он провел семь дней.
Не все казахстанские космонавты могут похвастать таким количеством полетов. Талгат Мусабаев стал в Казахстане Народным Героем (1995) благодаря своим достижениям. Во время путешествия он выполнил вторую и четвертую экспериментальные программы Казахстана.
Американцам придётся продлевать контракт
С одной стороны, американцы попали в зависимость от нас и их гордость ущемлена, а с другой стороны, они в выигрыше, потому что не тратят деньги на дорогостоящие запуски и направляют их на разработку новых кораблей, отметил источник в Роскосмосе. Американцы сейчас разрабатывают одновременно четыре корабля разных серий: государственный проект Orion и три проекта с участием коммерческих структур. На Orion уже потрачено более $11 млрд. Разработка сверхтяжёлой ракеты-носителя Space Launch System (SLS), которая будет способна выводить на низкую орбиту Земли до 100 тонн груза, оценивается в $20 млрд.
Дэниел Хуот сообщил, что американский корабль на коммерческой основе доставит астронавтов к МКС, как ожидается, уже в 2017 году.
Собеседник подчеркнул, что, как только корабль будет готов и будет соответствовать требованиям, он станет приоритетным способом доставки астронавтов на МКС, а места на «Союзах» больше покупаться не будут. Но у Роскосмоса по-прежнему существенные шансы на дополнительную выручку.
— Даже если у них в 2017 году будет готов свой корабль, на его обкатку уйдёт ещё несколько лет — ведь нужно думать о человеческих жизнях, — рассказывает Андрей Ионин.
«Союз» известен не только как корабль доставки и спуска астронавтов, но и как космическая спасательная капсула. Только «Союз» аттестован по всем международным стандартам для нахождения на орбите в течение полугода — люди могут в нём безопасно укрыться и спуститься на Землю. Проекты американских кораблей предусматривают лишь доставку и спуск астронавтов, они не аттестованы для долгого нахождения на орбите. Когда создавался проект МКС, американцы брали на себя создание такой спасательной шлюпки, но затем посчитали бюджет и отказались.
По международным нормам сертификации, беспилотник должен обладать подтверждённым уровнем надёжности не менее 0,95 — это пять отказов при 100 пусках, рассказал доцент МАИ Владимир Зернов. Для обитаемого корабля международная норма составляет 0,99. Шаттлы уже не подходят под эти нормы: на 150 пусков у них было два отказа. Чтобы провести международную сертификацию нового корабля, нужно провести 100 пусков и потратить на это сотни миллионов долларов. У «Союза» такая статистика: более 2 тыс. пусков при двух некатастрофических отказах.
«В ближайшие 10 лет у американцев не появится ничего подобного. «Союз» хоть и считается тесным и некомфортным, но лучше выжить в таких условиях, чем погибнуть в комфортном Shuttle»
С другой стороны, заключает он, у российской космической отрасли тоже есть только максимум 10 лет — потом выехать и заработать на советском космическом наследии уже не получится.
Л
- Лав, Стэнли Глен (Love Stanley Glen)
- Лаундж, Джон Майкл (Lounge John Michael)
- Лаусма, Джек Роберт (Lousma Jack Robert)
- Ленуар, Уильям Бенджамин (Lenoir William Benjamin)
- Лесли, Фредерик Уэлдон (Leslie Frederick Weldon)
- Ли, Марк Чарльз (Lee Mark Charles)
- Линд, Дон Лесли (Lind Don Leslie)
- Линдгрен, Челл Норвуд (Lindgren Kjell Norwood)
- Линдсей, Стивен Уэйн (Lindsey Steven Wayne)
- Линенджер, Джерри Майкл (Linenger Jerry Michael)
- Линнехан, Ричард Майкл (Linnehan Richard Michael)
- Линтерис, Грегори Томас (Linteris Gregory Thomas)
- Листма, Дэвид Корнелл (Leestma David Cornell)
- Лихтенберг, Байрон Курт (Lichtenberg Byron Kurt)
- Ловелл, Джеймс Артур (Lovell James Arthur)
- Локхарт, Пол Скотт (Lockhart Paul Scott)
- Лоу, Джордж Дейвид (Low George David)
- Лоуренс, Уэнди Берриен (Lawrence Wendy Berrien)
- Лопес-Алегриа, Майкл Эладио (Lopez-Alegria Michael Eladio)
- Лу, Эдвард Цзан (Lu Edward Tsang)
- Лусид, Шеннон Матильда Уэллс (Lucid Shannon Matilda (Wells)
Советские космонавты
Кто говорит, что космическое пространство только черного цвета, тот не слишком много знает о мире за пределами известных планет. Современные жители могут и не вспомнить, с чего начиналась история космического освоения. Фантасты всего мира придумывают возможности перемещения во времени (с точки зрения современной физики порталы возможны).
Однако, без воспоминаний о первооткрывателях мы вряд ли пересечем пределы доступного (видимого) космоса. Не выйдем в иные галактики и космонавтику ждет гибель.
Космическая нация, такой «титул» наша страна получила после успешного полета Гагарина. Подобное было не просто национальным достижением или гордостью, а заявкой на глобальное господство. Русские спустили на землю из черных глубин космоса не только славу.
Нации всего мира признали наличие нового «космического» тактического преимущества для любой проводимой военной операции, которые в современных реалиях можно было бы назвать «космическими войнами».
Первым космический воин
Им стал Гагарин Юрий, рожденный в Кашинской деревне в начале двадцатого века. Его учеба была прервана во время отечественной войны. Через шесть лет после окончания попыток немцев завоевать Союз, будущий летчик поступил в техникум Саратова, где и заинтересовался воздушными полетами. Еще через пять лет Юра поступает в летное училище.
К своему первому полету в темное пространство Юрий сумел налетать свыше двух сотен часов. В апреле шестьдесят первого года (ХХ века) он провел за пределами нашей планеты чуть больше сотни минут (108) на корабле «Восток-1». Приземление прошло успешно.
Необходимость заявить о себе общественности заставила американцев вкладывать большие деньги в борьбу с «красной страной». Победа могла бы принести духовный подъем проигравшей стране.
«Советы» не искали одобрения по поводу финансирования космических программ, но решили освещать исключительно успешные миссии. Советские граждане решили, что программа СССР не способна провалиться. Они ошибались.
В таблице ниже в хронологическом порядке указаны космонавты СССР, названия их космических кораблей, дата полета и другие данные.
Космический воин по имени Константин
Феоктистов Константин Петрович этот научный сотрудник провел в космосе сутки. Увы, второго полета он так и не дождался «по состоянию здоровья». Это «состояние» осталось с ним после неудачного «расстрела» в немецком плену.
После военных действий избрал «мирный» путь и в шестьдесят седьмом получил докторскую степень.
Первая семёрка
Алан Шепард
Алан Шепард
Алан Шепард (18.11. — 21.07.) — два космических полёта (один из них суборбитальный):
- 5 мая 1961 год, миссия «Меркурий-Редстоун-3», первый американский космический (суборбитальный) полёт, продолжительность 15 минут
- 31 января 1971 год, «Аполлон-14», продолжительность 9 суток 5 минут.
Алан Шепард — первый американец в космосе; пятый человек, ступивший на поверхность Луны (5 февраля 1971 года).
Покинул НАСА 1 августа 1974 года.
Вирджил Гриссом
Вирджил Гриссом
Вирджил Гриссом (03.04. — 27.01.) — два космических полёта (один из них суборбитальный):
- 21 июля 1961 год, миссия «Меркурий-Редстоун-4», продолжительность 15 минут
- 23 марта 1965 год, «Джемини-3», продолжительность 4 часа 52 минуты и 31 секунда. Первый в мире человек, полетевший в космос второй раз (если считать космическим первый суборбитальный полёт, что ФАИ отрицает).
Первый американский командир экипажа из 2-х (Джемини-3) и из 3-х человек (Аполлон-1, погибли до старта).
Вирджил Гриссом погиб во время пожара в кабине корабля «Аполлон-1» (27.01.1967). По мнению Д.Слейтона, если бы не эта трагедия, именно Гриссом впоследствии был бы командиром первой лунной миссии и первым человеком на Луне.
Джон Гленн
Джон Гленн
Джон Гленн (18.07. — 8.12.2016) — два космических полёта:
- 20 февраля 1962 год, миссия «Меркурий-Атлас-6», первый американский орбитальный космический полёт, продолжительность 4 часа 55 минут.
- 29 октября 1998 год, «Дискавери» STS-95», продолжительность 213 часов 44 минут. Полёт самого пожилого астронавта — Гленну было 77 лет. Обладатель уникального рекорда: перерыв между полётами более 36 лет. Единственный, кто летал на кораблях первого (Меркурий) и четвёртого (Шаттл) поколения. Первый астронавт, перешагнувший 90-летний рубеж.
Покинул НАСА 30 января 1964 года.
Скотт Карпентер
Скотт Карпентер
Скотт Карпентер (01.05.1925 — 10.10.2013) — один космический полёт:
24 мая 1962 год, миссия «Меркурий-Атлас-7», второй американский орбитальный космический полёт, продолжительность 4 часа 56 минут.
Покинул НАСА 10 августа 1967 года.
Уолтер Ширра
Уолтер Ширра
Уолтер Ширра (12.03. — 02.05.2007) — три космических полёта:
- 3 октября 1962 года, миссия «Меркурий-Атлас-8», продолжительность 9 часов 15 минут.
- 15 декабря 1965 года, Джемини-6A, продолжительность 1 сутки 2 часа.
- 11 октября 1968 года, «Аполлон-7», продолжительность 10 дней 20 часов 9 минут.
Первый человек в мире, совершивший три полёта. Единственный, кто летал на кораблях первого, второго и третьего поколения. Командир первого состоявшегося пилотируемого полёта Аполлона. Первый американский командир экипажа из 3-х человек, совершившего полёт. (Все эти рекорды должен был поставить в феврале 1967 года Гриссом, но помешала трагедия на корабле Аполлон-1 в январе 1967 года).
Покинул НАСА 1 июля 1969 года.
Гордон Купер
Гордон Купер
Гордон Купер (06.03. — 04.10.2004) — два космических полёта:
- 15 мая 1963 года, миссия «Меркурий-Атлас-9», продолжительность 1 сутки 10 часов 19 минут и 49 секунд. Первый американец провёл в космосе более суток и спал в космосе.
- 21 августа 1965 года, Джемини-5, продолжительность 7 суток 22 часа 55 минут и 14 секунд. Стал первым в мире астронавтом, совершившим два орбитальных космических полёта.
Покинул НАСА 31 июля 1970 года.
Дональд Слейтон
Дональд Слейтон
Дональд Слейтон (01.03. — 13.06.1993) — один космический полёт:
15 июля 1975 года, миссия «Аполлон (ЭПАС)», продолжительность 9 суток 1 час 28 минут.
Покинул НАСА 27 февраля 1982 года. Последний из «семёрки», кто слетал, и первый из них, умерший ненасильственной смертью.
Цели полета
Главной задачей США было опередить в освоении космоса другие страны, особенно СССР. Программа «Меркурий» предполагала выполнение определенных целей. Успешным стал запуск системы «Меркурий-Редстоун-3», на котором находился Шепард.
Главные цели полета:
- Получение опыта пилотируемых космических аппаратов во время старта, активного полета, состояния невесомости, а также вхождения в атмосферу и посадки.
- Оценивание возможностей пилота в управлении космическим кораблем, голосовой связи при полете.
- Изучение реакции человека на полет в космосе, в первую очередь физиологической.
- Возможность приземления астронавта и корабля.
Программа «Меркурий»
Работы по первой американской программе пилотируемых космических полетов начиналась в Исследовательском центре Лэнгли (Langley Research Center) в городе Хэмптон (Hampton), штат Виргиния. В Исследовательском центре Лэнгли проводились первые тренировки астронавтов США, разрабатывался космический корабль «Меркурий», проводились испытания первых кораблей «Меркурий», разрабатывались системы контроля и управления полётом и приземлением.
В 1958 году было образовано национальное космическое агентство США — НАСА. Первым администратором НАСА был назначен Кит Гленнан (T. Keith Glennan). Задание на разработку первого американского корабля было поручено Исследовательскому центру Лэнгли. Конкретно разработкой занимались инженеры Исследовательского отдела беспилотных летательных аппаратов (Pilotless Aircraft Research Division). 5 ноября 1958 года многие специалисты из отдела беспилотных аппаратов были переведены в специально созданный Космический отдел (Space Task Group, STG). В дальнейшем, именно в этом отделе были начаты работы по программе пилотируемых полётов. Летом 1959 года в отделе работало около 400 человек. С лета 1959 года начались практические работы по осуществлению программы «Меркурий». Одна группа специалистов отдела была направлена во Флориду, где планировалось строительство стартовых площадок. Одновременно вторая группа специалистов направилась в Сент-Луис, где в корпорации «МакДоннелл» (McDonnell Aircraft Corp) создавался корабль «Меркурий».
В сентябре 1961 года было принято решение о переводе Космического отдела в Хьюстон. 1 ноября 1961 года Отдел космических работ был преобразован в Центр пилотируемых космических кораблей (Manned Spacecraft Center). 1 июля 1962 года Центр пилотируемых космических кораблей был переведен в Хьюстон. Позже этот центр был преобразован в Космический центр им. Джонсона.
26 ноября 1958 года для первой американской программы пилотируемых космических полётов было выбрано название «Меркурий», имя одного из богов древнеримской мифологии. Бог Меркурий — посланник богов, покровитель торговли. В древнегреческой мифологии Меркурию соответствовал Гермес. 17 декабря 1958 года в Вашингтоне администратор НАСА Кит Гленнан официально объявил название программы пилотируемых полётов — «Проект Меркурий» («Project Mercury»).
С
- Сакко, Альберт (Sacco Albert Jr.)
- Салливэн, Кэтрин Дуайер (Sullivan Kathryn Dwyer)
- Сега, Роналд Майкл (Sega Ronald Michael)
- Седдон, Маргарет Ри (Seddon Margaret Rhea)
- Селлерс, Пирс Джон (Sellers Piers John)
- Сенкер, Роберт Джозеф (Cenker Robert Joseph)
- Сернан, Юджин Эндрю (Cernan Eugene Andrew)
- Симони, Чарльз (Simonyi Charles)
- Сирфосс, Ричард Алан (Searfoss Richard Alan)
- Скалли-Пауэр, Пол Десмонд (Scully-Power Paul Desmond)
- Скоби, Фрэнсис Ричард (Scobee Francis Richard)
- Скотт, Дейвид Рэндолф (Scott David Randolph)
- Скотт, Уинстон Эллиотт (Scott Winston Elliott)
- Слейтон, Дональд Кент (Slayton Donald Kent)
- Смит, Стивен Ли (Smith Steven Lee)
- Спринг, Шервуд Кларк (Spring Sherwood Clark)
- Спрингер, Роберт Клайд (Springer Robert Clyde)
- Стаффорд, Томас Пэттен (Stafford Thomas Patten)
- Стеркоу, Фредерик Уилфорд (Sturckow Frederick Wilford)
- Стефанишин-Пайпер, Хайдемари Марта (Stefanyshyn-Piper Heidemarie Martha)
- Стилл-Килрейн, Сьюзан Лей (Still (Kilrain) Susan Leigh)
- Стотт, Николь Мари Пассонно (Stott Nicole Marie Passonno)
- Стюарт, Роберт Ли (Stewart Robert Lee)
- Суайгерт, Джон Леонард (Swigert John Leonard)
- Суонсон, Стивен Рей (Swanson Steven Ray)
- Сэтчер, Роберт Ли (Satcher Robert Lee)
Как США скупали космический опыт СССР
В первую январскую неделю 2013 года, когда в России праздновали Рождество, президент США Барак Обама принял трудное решение: он поставил окончательную подпись под законом конгресса, разрешающим NASA до 2020 года платить Роскосмосу ежегодно сотни миллионов долларов за доставку астронавтов на МКС. Иного выбора у американцев нет: ставшие нарицательными шаттлы давно признаны опасными, а другие корабли ещё разрабатываются или обкатываются. Астронавты на МКС ждать не будут — экипаж нужно регулярно обновлять.
Собственной полноценной станции у NASA тоже никогда не было, ведь самый стабильный источник имиджа Национального аэрокосмического агентства — телескопы.
— Ещё во времена Рейгана был амбициозный проект станции Freedom, которая поражала своими размерами и массой в 100 тонн, но когда американцы подсчитали бюджет, то решили, что летать с русскими на станцию «Мир» будет вчетверо дешевле, — рассказывает доцент МАИ Владимир Зернов.
Своего лучшего клиента Российское авиакосмическое агентство нашло почти сразу после его создания. Летом 1992 года было подписано соглашение с NASA по совместному проекту «Мир — Shuttle».
— Американцы всегда были прагматичными, поэтому уже тогда заложились на решение своих вопросов, — говорит один из сотрудников Роскосмоса. — Условия для этого были идеальными: в России началась гласность, технологии стали доступными, космическая отрасль нуждалась в деньгах. Американцы буквально за копейки скупали нужные им технологии и документы.
Это был своеобразный промышленный шпионаж: NASA интересовали манёвры, стыковки, сближение, проживание, медицинское обеспечение полётов. Эксперт Роскосмоса, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин отметил, что американцы особо охотились за опытом длительного пребывания людей в космосе, который был только у СССР. Опыт был бесценным, потому что нарабатывался десятилетиями и был связан с риском для здоровья и жизни людей. У американцев в этой сфере был пробел: почти все их полёты были короткими — в пределах 10 суток.
В марте 1993 года гендиректор Роскосмоса Юрий Коптев предложил главе NASA Дэниэлу Голдину создать Международную космическую станцию (МКС, создана в 1998 году, регулярные экспедиции начались в 2000 году). Американцам проект понравился, и они профинансировали создание первых российских модулей станции.
На заре сотрудничества американские астронавты обычно летали в космос третьим членом экипажа кораблей «Союз». Он хоть и сидит справа от командира, но по обязанностям — пассажир. Затем американцы дошли до второго кресла в кабине — бортинженера. Это уже совсем другой уровень подготовки и допуска, потому что он участвует в управлении космическим кораблём — отдаёт команды, собирает различные параметры. Многие астронавты летали именно в таком качестве. Высшая ступень — командир. Он управляет кораблём, проводит стыковки. Это кресло американцам никогда не занять — российские космические корабли всегда будут пилотировать только россияне. Даже сам корабль внутри устроен таким образом, что главный оптический визир доступен только командиру.
— Американцы тогда внимательно изучали технологии, которые затем использовали для строительства своего модуля МКС, — рассказывает Андрей Ионин. — Самое смешное то, что деньги были возвратные: Роскосмос много лет бесплатно возил астронавтов на «Союзах», отрабатывая этот кредит. Только с 2006 года США стали платить России живые деньги за доставку астронавтов и грузов на орбиту «Прогрессами» и «Союзами» .