Airbus beluga xl

Самый большой самолет

Специалисты французской авиастроительной верфи построили и уже протестировали самый большой самолет на планете. Airbus Beluga XL имеет высоту 19 метров — это целый 6-этажный дом. Длина — 63,1 метра, что сопоставимо с длиной 21-этажного дома. Если еще проще, то длина Airbus Beluga XL равна двум синим китам — самым большим млекопитающим планеты. Отсюда и название Airbus Beluga XL.

Beluga — это, на самом деле, не белуга, как можно прочитать. Это белуха — белый зубастый кит. Именно это животное изображено на самолете. Белуги же — рыбы из отряда осетровых, по своим размерам не сравнятся с настоящими китами. XL — тоже важная приставка к названию. Эти буквы указывают на максимальный размер.

Технические характеристики

Некоторые характеристики A300-600ST могут реально поразить воображение:

  • Длина — 56,15 метров
  • Высота — 17,24 метров
  • Размах крыльев — 44,84 метра
  • Площадь крыла — 122, 4 квадратных метра
  • Диаметр фюзеляжа — 7,1 метра
  • Масса без загрузки — 86 тонн
  • Максимальная взлетная масса — 155 тонн
  • Дальность полета при загрузке в 26 т — 4632 километра
  • Двигатели — 2хGeneral Electric CF6-80C2A8
  • Максимальная грузоподъемность — 47 тонн
  • Объем грузовой кабины — 1410 кубометров
  • Максимальная скорость — 750 километров в час
  • Практический потолок — 10,7 километра
  • Длина разбега по ВПП — 1,95 километра
  • Длина пробега по ВПП — 1,18 километра
  • Количество членов экипажа — 2 человека.

Именно эти данные выделяют модель от многих в классе транспортных и делают его уникальным в своем роде.

Модификации самолета, перспективы развития.

На сегодняшний день «Белуга» используется не только концерном Airbus. По соглашению с Airbus Transport International, самолетом пользуется Бундесвер для перевозки солдат и вертолетов типа Eurocopter, а также организация Международного Красного Креста.

Производители в космической отрасли используют самолет для транспортировки компонентов ракет и спутников. Для этого в грузовом отсеке соблюдается нужный температурный режим, который обеспечен системой отопления.

В настоящее время «Airbus» приступил к исследовательским работам по новому транспортному самолету на базе аэробуса A340. Задачи для новой модели будут стоять точно такие же, как и для Белуги, но компоненты будут транспортированы уже для пассажирских A380. Учитывая размеры пассажирского лайнера, его части очень тяжело транспортируются. Для этого применяются тяжелые тягачи и морские суда. Именно так сейчас компоненты А380 доставляются на окончательную сборку в Тулузу.

Европейцы создали уникальный транспортный самолет, но он так и не раскрыл полностью весь свой коммерческий потенциал. Дело в том, что инженеры европейского концерна боялись, что технология будет использована американскими конструкторами фирмы «Боинг». Этот факт изрядно тормозил распространение самолета на мировом рынке.

Эксплуатация модели А-300-600st предусматривается вплоть до 2025 года. В то же время новая модель транспортника планируется к выпуску на начало 2020 года.

В заключение отметим, что данный уникальный транспортник достойно служит на благо концерна «Airbus» и является передовым для своего времени. Многие его параметры оставляют транспортники того же класса позади. Внешний же вид машины настолько необычен и столь же хорош, что нельзя оторвать взгляд от легкого взлета, как кажется очень тяжелой «Белуги». Именно эти передовые технологии дают старт новым модификациям и разработкам для транспортировки негабаритных грузов в любой отрасли промышленности.

https://youtube.com/watch?v=d70RF27hQqs

Видео о грузовом самолете Airbus Beluga A300 600st

Скидки и полезные ссылки для путешественников

Travelata и Level.Travel – ищите горящие туры со скидками

Место производства

Доставка на головной завод концерна в Тулузе различных компонентов производится з разных концов Европы — Англии, Германии, Испании.

В Англии фирма «AeroStructures» изготавливает для самолета основную дверь в грузовой отсек. В Германии производство компонентов осуществляется тремя заводами:

  1. «Deutsche Aerospace AG» производит элементы киля.
  2. «Dornier» выпускает гидравлику для «Белуги», а также надстройку между опускающимся носом и основной грузовой дверью.
  3. «Elbe Flugzeugwerke» изготавливает верхнюю часть фюзеляжа, форкиль.

В Испании фирма «КАСА» производило цилиндрическую часть фюзеляжа, а также оперение с шайбами.

Отделение «Deutsche Aerospace AG» в Голландии — фирма «Fokker» занималась монтажом дренажа, других систем и пола грузового отсека.

Французский этап сборки производился несколькими отделениям:

  1. «Латекёр» — изготовила носовую часть
  2. «Фижеак» — произвела системы управления лайнером
  3. «Потелье» — выпустила системы вентиляции, кондиционирования и отопления.
  4. «Согерма-Сосеа» осуществляет финишную сборку, а также проводит испытательные работы и контроль за соблюдением стандартов качества.

Design

Airbus A330, the plane on which the Beluga XL is based

With 30% more capacity than the existing Beluga, it will be able to carry two A350 XWB wings instead of one. Its new fuselage is 6.9 m longer and 1.7 metre wider than the Beluga, and it will be able to lift a payload 6 tonnes heavier. Its aft section is based on the A330-300 while its forward on the A330-200 for centre of gravity reasons, and the reinforced floor and structure comes from the -200F. The A330 wings, main landing-gear, central and aft fuselage form a semi-built platform with few systems, without the aft upper fuselage while the upper central fuselage is cut off, facilitated by the metal construction.
The enlarged freight hold is mounted in three months with 8,000 new parts on the junction line.

The unpressurised hold begins with the tail adapted by Spain’s Aernnova and continues by building the upper fuselage with two side panels and a crown for each section, for a maximum diameter of 8.8m. Produced by Stelia Aerospace, its main freight door has 24 latches and the nose includes the cockpit while a four-seat courier section is supplied by Airbus. Its vertical stabiliser is 50% larger; it has auxiliary fins on the horizontal stabiliser and two ventral fins beneath the empennage.

It will operate at Mach 0.69 up to 35,000 ft over 2,300 nmi instead of the original 900 nmi. Deharde Aerospace and the P3 group provide the upper fuselage while Aciturri produces the horizontal tail plane extension, auxiliary and ventral fins.

История «воздушных грузовиков». Фото больших самолетов

Большие грузовые самолеты начали строить еще в ХХ веке. По заказу NASA в 1961 году произвели легендарную «Беременную гуппи». Это была модель Boeing B-377PG Stratocruiser, переделанная из пассажирского лайнера в грузовой. На тот момент это было огромнейшее воздушное транспортное средство. Оно могло перевезти груз массой до 15 тонн.

«Беременная гуппи», выпущенная компанией Aero Spacelines, действительно по внешнему виду напоминала брюхатую рыбку. Она выглядела очень «увесистой» — настолько, что комиссия по самолетам изначально не поверила, что такая махина вообще может взлететь. Однако тестовый полет прошел идеально, и «беременная гуппи» вскоре стала возить детали для ракет и небольшие самолеты.

Через несколько лет понадобились детали ракет, которые «беременная гуппи» перевезти уже не могла — они были слишком большие. Тогда модель усовершенствовали — размер самолета увеличили. Новое воздушное средство получило шуточное название «очень беременная гуппи». Правда, оно не прижилось. По официальной версии модель носит название «супер гуппи».

В Советском союзе тоже строили «воздушные большегрузы». В 1980-х годах выпустили ВМ-Т «Атлант». Это был грузовой самолет, который мог перевозить груз не только внутри, но и снаружи. Сверху на самолет крепился огромный контейнер-цистерна, из-за чего самолет прозвали «летающей бочкой».

Наконец, в СССР был еще один самолет-гигант — Ан-225 был «Мария». Его грузоподъемность была в 4 раза больше, чем у современного Airbus Beluga XL. «Мария» могла перевозить до 200 тонн груза, а Airbus Beluga XL лишь 51 тонну. Сверху на «Марию» крепился еще один самолет, поэтому места для перевозки было очень много. К слову, этот самолет работает до сих пор: сегодня он числится в авиапарке Antonov Airlines.

Интеграция европейских стран в создании грузового лайнера

Грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов Airbus A300-600 (Super Transporter) имеющий также название Beluga создан на базе типового широкофюзеляжного планера Airbus A300. Компания Airbus является трансатлантической, её заводы находятся в нескольких странах. Учредителями концерна, являются компании из Германии, Испании, Франции и Англии. Данный консорциум в области авиастроения является наиболее крупным и успешным, занимает большую часть рынка по выпуску гражданских самолетов. Детали лайнеров производятся на заводах расположенных в четырех странах и для сборки перевозятся на головные заводы, осуществляющие окончательную сборку. Для оперативной доставки компонентов самолетов и была создана Beluga. Крылья и шасси производятся в Великобритании, хвост и двери в Испании, фюзеляж в Германии, носовая часть во Франции, а окончательная сборка ведется в городах Тулузе (Франция), Гамбурге (Германия), и Севилье (Испания).

С начала осуществления проекта по производству самолетов Airbus в 1970 году для доставки компонентов использовались 4 лайнера Boeing Stratocruisers, но с развитием и расширением производства возможностей используемых самолетов оказалось недостаточно.

Руководством компании было принято решение в 1991 году создать компанию, которая бы разработала новый грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов. В качестве прототипа был выбран широкофюзеляжный двухмоторный Airbus A300, который был модифицирован с расширением фюзеляжа до 7.1 метров в диаметре. Для перевозки агрегатов, была изменена передняя часть самолета. Носовая часть получила новую конструкцию, была установлена специальная система позволяющая, откидывать кабину пилотов при загрузке грузов, усилена хвостовая часть для обеспечения устойчивости во время полетов.

Specifications

Data from Airbus

General characteristics

  • Capacity: 50,500 kg (111,333 lb) payload
  • Length: 63.1 m (207 ft 0 in)
  • Wingspan: 60.3 m (197 ft 10 in)
  • Height: 18.9 m (62 ft 0 in)
  • Wing area: 361.6 m2 (3,892 sq ft)
  • Aspect ratio: 10.1
  • Empty weight: 127,500 kg (281,089 lb)
  • Max takeoff weight: 227,000 kg (500,449 lb)
  • Fuselage diameter: 8.8 m (29 ft)
  • Cargo hold: 2,209 m3 (78,000 cu ft) volume
  • Powerplant: 2 × Rolls-Royce Trent 700 turbofan, 316 kN (71,000 lbf) thrust each

Performance

  • Cruise speed: 737 km/h (458 mph, 398 kn) , Mach 0.69 at FL350
  • Range: 4,300 km (2,600 mi, 2,300 nmi) at max payload
  • Service ceiling: 11,000 m (35,000 ft)

Развитие программы по созданию нового лайнера

Производство лайнера было начато в 1992 году, а в сентябре 1994 года состоялся первый полет. После прохождения летных испытаний и сертификации, лайнер Airbus A300-600 Beluga был принят в эксплуатацию в октябре 1995 года. Всего было построено 5 самолетов, которые интенсивно использовались для перевозки компонентов строящихся самолетов.

Объем грузового отсека Beluga больше чем у С-5 Galaxy и АНТ-124, но уступает АНТ-225. Однако вес перевозимого груза значительно меньше и составляет 47 т, в то время как С-5 Galaxy способен перевозить 122.5 т, а Ант-124 150 тонн. Грузовой отсек Ф-300-600 приспособлен для перевозки компонентов A380, которые ранее доставлялись с использованием морского и железнодорожного транспорта.

В ноябре 2014 года администрация компании Airbus объявила, что проектируется новый тип грузового лайнера (5 самолетов), создаваемого на базе А330-200, ввод которого ожидается в 2019 году.

История создания

Уже с 1971 года основные детали лайнеров компании «Эйрбас» перевозились воздушным путем от всех подрядчиков компании на завод в Тулузе для финишной сборки. Для этих целей концерн располагал четырьмя грузовыми «Super Guppy» — транспортниками с турбовинтовыми двигателями, летающими с 1965 года.

К началу 90-х годов производство расширилось, а перевозки осуществлялись с интенсивностью чуть менее 2 миллионов километров в год. Именно по этой причине «Супер Гуппи» полностью выработали свой летный ресурс, не говоря уже о двигателях. Модернизировать и построить новые такие самолеты, было уже невозможно и не рационально.

Погрузка вертолета в Аэробус Белуга Super Transporter

Инженеры-конструкторы концерна «Эйрбас» сделали однозначный вывод — нужно было создавать новый лайнер с тремя основными преимуществами:

  1. Скорость транспортировки
  2. Перевозка грузов большого диаметра
  3. Минимальное время на погрузочно-разгрузочные работы.

На предшественнике операции погрузки и разгрузки занимали 2 часа. Для новой «Белуги» нужно было сократить это время минимум в два раза.

Изучив самые удачные варианты мирового рынка грузовых самолетов, таких как Ан-124, Боинг-747 и других, конструкторы начали работу в 1990 году над собственной моделью транспортника-гиганта.

Основой выступила популярная и отлично показавшая себя модель А-300-600. Новая машина получила такое же наименование с приставкой ST, что означало Special Transport.

В январе 1993 года во французской Тулузе начали собирать первый летный экземпляр уникального транспортника. В марте следующего года были установлены системы двигателей и начала производиться окончательная доводка самолета.

В конце июня 1994 года «Белуга» в торжественной обстановке покинула сборочный цех. Своим видом, даже без нынешней окраски, она поразила всех специалистов в области авиации.

После всех этапов наземных работ, испытаний и проверок работоспособности систем, самолет концерна «Эйрбас» модели А-300-600 ST поднялся в воздух. Произошло это 13 сентября 1994 года.

На салоне во французском Ле-Бурже в 1995 году, Airbus Beluga был одной из главных звезд. Он явно отличался на фоне однотипных пассажирских лайнеров и вызывал всеобщий восторг у публики.

See also

  • Aviation portal
  • European Union portal

List of civil aircraft

Related development

  • Airbus A330 – Wide-body twin-engine jet airliner
  • Airbus Beluga – Outsize cargo version of the A300-600 airliner

Aircraft of comparable role, configuration and era

  • Aero Spacelines Super Guppy – Turboprop conversion and enlarged version of outsize cargo carrier Pregnant Guppy
  • Antonov An-124 Ruslan – Soviet/Ukraine four–engine large military transport aircraft
  • Antonov An-225 Mriya – Soviet/Ukrainian six-engine heavy strategic cargo aircraft
  • Boeing Dreamlifter – Outsize cargo conversion of the 747-400
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector