Егэ по физике на 100: алгоритмы и образное мышление

Готовиться нужно заранее

Еще один выпускник — Кирилл Беляков из школы № 1547 планирует поступать в технический вуз, ему интересен ИТМО в Санкт-Петербурге, а также Высшая школа экономики, направление — программная инженерия. Экзамен по русскому языку он сдал на максимальные 100 баллов, по математике — 92, а выбранные физику и информатику — на 99 и 84 соответственно. «В написании они были все примерно одинаковыми для меня, а вот в плане подготовки сложнее всего был русский, потому что мне приходилось много чего запоминать и учить <…> Самый легкий, мне кажется, физика», — рассказал он ТАСС.

Подготовка проходила в основном в школе, а во время пандемии консультации и дополнительные занятия перешли в онлайн. Юноша выразил благодарность своим учителям по русскому языку — Ольге Косилиной и по математике — Марине Беляковой, которые активно готовили класс к испытаниям.

«Готовиться надо чем раньше, тем лучше

Сначала нужно понять, что из себя представляет ЕГЭ, что от тебя хотят в каждом задании, за что ставятся баллы, это очень важно, потому что можно очень хорошо знать предмет, но при этом написать плохо ЕГЭ. А чтобы хорошо сдать ЕГЭ, нужно прорешать как можно больше заданий, в которых помогут пособия, которые составляет ФИПИ, и быть уверенным в своих силах», — сказал он

Илья Александров из Бауманской инженерной школы № 1580 сдал на 100 баллов математику и физику, по русскому языку до максимума не хватило всего шести баллов, его результат — 94, а по информатике он получил 92 балла. В его планах — поступление в Московский физико-технический институт (МФТИ).

«Я сдавал русский язык, профильную математику, физику, информатику, потому что этот набор предметов дает широкие возможности выбора при поступлении на специальности, связанные с прикладной математикой. Для меня, наверное, как и для многих «технарей», самым сложным предметом был русский язык. <…> Самым легким мне показалась физика, я ее решил достаточно хорошо и быстро», — сказал он ТАСС.

Александров также считает, что лучше начинать готовиться к экзаменам заранее, «а не в последний год», участвовать в пробных ЕГЭ и олимпиадах. «В Бауманской инженерной школе у меня было серьезное погружение в физику и математику благодаря учителям по этим предметам, которые помогали готовиться к олимпиадам и ЕГЭ», — добавил выпускник, выразив благодарность педагогам по физике Лидии Бучневой и математике Светлане Хащининой.

Следить за временем

Яков Углов, выпускник школы № 1095, на днях узнал о том, что уже зачислен в Российский химико-технологический университет им. Менделеева. Русский язык и математику он сдал на 98 и 82 балла соответственно, а химию — на 100.

«Готовясь к экзаменам, я думал, что самым сложным для меня будет экзамен по математике, а самым простым — экзамен по русскому языку, но оказалось все наоборот. Так получилось, что на русском языке я не рассчитал время, и впопыхах дописывал сочинение. Но все успел и сдал, я доволен. Математика меня не подвела, <…> задания были классическими, ничего неожиданного я не увидел. Собственно, написал их на тот балл, на который хотел», — рассказал он ТАСС.

Выпускник отметил, что в процессе подготовки к ЕГЭ не испытывал стресса, однако долгое ожидание экзамена из-за его вынужденного переноса в связи с пандемией коронавируса все же заставило немного понервничать. По его словам, напряжение уходит в момент получения заданий, когда остается только понимание того, что время ограничено, и нужно просто решать.

«Я бы посоветовал в процессе подготовки учиться следить за временем и контролировать то, за сколько вы решаете экзамен <…> Нужно готовиться к предмету, решать нестандартные задачи <…> И нужно верить в себя. <…> Экзамен проще, чем подготовка к нему», — отметил Углов, добавив, что сложные задания — «как головоломка, которую надо начать раскручивать, и дальше у тебя все получится».

Юноша также рассказал, что для подготовки ему достаточно было школьных занятий, а также самообучения, в ходе которого он решал задания из специальных сборников ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). «Большую часть своего времени подготовки я уделял экзамену по химии. <…> Хотелось бы сказать большое спасибо моей учительнице по химии Скачковой Ольге Александровне и за ее труд», — сказал он и отметил, что дистанционное обучение способствовало успешной сдаче ЕГЭ, поскольку появилось время на самоподготовку.

Русский язык — 96 баллов

Его называют самым легким экзаменом. (На пробнике у меня было 100 баллов. Не шучу!) Спорное утверждение, однако этот средний балл по русскому языку действительно высок (особенно по сравнению с другими предметами).

Чтобы решить первую часть, необходимо знать теорию. Без нее никуда. Если вы очень начитанный человек, это тоже поможет, но с помощью одной интуиции вы не сможете решать все задания без ошибок (Я пыталась, поверьте). Теорию я знала хорошо и до 11 класса, поэтому мне не понадобилось ее переучивать. Многие советуют сборник Драбкиной, так как в нем есть и теория, и практика. После теории обязательно решайте задания. Очень много заданий. Очень. Много.

Не забывайте и про сочинение. К нему я готовилась в школе с учителем, много информации по нему есть на просторах интернета, особенно на Ютубе. Рекомендую мастер-класс по сочинению от канала «Российский учебник» и вебинары Нарушевича.

Критерии вы должны знать, но не заучивать, а понимать, что от вас требуется. Если чего-то в критериях нет – не тратьте на это свое время ни на экзамене, ни в процессе подготовки. Пишите сочинения сами – это тоже очень важно. Желательно, чтобы кто-то проверял ваши работы: учитель, репетитор, знакомый эксперт (вдруг у вас есть такие связи) Подготовка должна быть систематической: не стоит неделю уделять русскому языку, а затем месяц учить одну историю – это вам совершенно не поможет

Мой экзамен прошел плохо. Мечта о второй сотке разбилась, когда я увидела второе задание (вы понимаете какое, да?) и поняла, что не смогу его решить. Оно было совершенно нелогичным – вставить противительный союз там, где он ничего не противопоставляет. Я настолько сильно расстроилась, что расплакалась прямо в аудитории и ушла к медику. Там мне дали настойку пустырника и отправили обратно. Это помогло, хотя оставшееся время я все равно сидела в подавленном настроении.

Мой совет: никогда не отчаивайтесь и не пасуйте перед трудностями!

Русский язык — 100 баллов

Своим высоким результатом по этому предмету я прежде всего обязана своей учительнице в школе, которая по совместительству была и моим репетитором в 10 и 11 классах, не могу сказать, что мне сильно помогли дополнительные занятия с ней, потому что весь необходимый материал она давала нам на уроках. Уже в 10 классе она сказала всему нашему классу приобрести пособие Сениной 30 вариантов, по которому мы занимались весь предыдущий год. В 11 классе мы также приобрели это же пособие, но уже за 2019 год.

Занятия в школе и дополнительно оказалось достаточно для того, чтобы набить себе руку на тесты. Но на протяжении всего года вплоть до мая у меня было стабильно 3 ошибки в тесте, я уже не знала, что с этим делать, и в конце концов просто смирилась. Также для прорешивания тестов могу посоветовать небезызвестный Решу ЕГЭ, думаю какие-то комментарии по его поводу излишне.

Что касается сочинения, за него я боялась больше всего, потому что некоторые критерии его оценивания очень размыты и непонятны. В связи с этим в апреле я записалась на платные курсы в интернете, где нужно было писать 3 сочинения в неделю. Сказать, что мне это помогло, не сказать ничего. Именно в апреле я в полной мере поняла, как всё-таки правильно ставить этот злосчастный проблемный вопрос, мне разъяснили все непонятные критерии.

И так подготовку к русскому я забросила до конца мая, так как все это время посвятила подготовке к химии. За недели 2 до экзамена я завела специальную тетрадку, куда выписывала правила из заданий, где часто делала ошибки. Также почти каждый день несколько раз прочитывала словарь паронимов и ударений( не думаю, что их нужно целенаправленно заучивать, в процессе решения тестов у вас будут постепенно наслаиваться эти слова). Для прорешивания тестов хорошо подойдет сборник Цыбулько 36 вариантов, по сложности он максимально приближен к реальным заданиям.

Что касается экзамена, тест мне показался достаточно легким, по крайней мере не было таких заданий, которые бы вызывали трудности или были двусмысленны, насчет сочинения могу сказать, что мне повезло с текстом, не попался ни широко известный текст про лопаты, ни текст Паустовского.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что ЕГЭ – это лотерея, и большую роль играет, какой вариант вам попадется, повезет или нет. Но 90 баллов вы с уверенностью можете обеспечить своими знаниями, оставшиеся 10 баллов зависят от доставшегося вам варианта. Что касается ЕГЭ по русскому в целом, ни в коем случае не пренебрегайте правилами, не ленитесь их учить, если у вас проблемы именно с тестом. А насчет сочинения, пишите их как можно больше, только так вы набьете руку.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ на 100 баллов без репетитора?

Практика показывает, что по подготовиться к ЕГЭ самостоятельно вполне реально. Главное – серьезно подойти к процессу и составить себе план подготовки. Вот несколько советов для тех, кто собирается готовиться самостоятельно:

  1. Поставь себе четкую цель. Определи, куда ты будешь поступать после школы и сколько баллов тебе необходимо набрать, чтобы достичь целей. Если ты заранее выберешь факультет и специальность, тебе проще будет составить план подготовки.
  2. Основной фактор успеха – время подготовки к экзамену.Готовиться к ЕГЭ лучше начать с сентября.
  3. Не откладывай на потом.Если в школе прошли новую тему или разобрали новую форму, сразу старайся самостоятельно порешать задания, чтобы отработать новый материал.
  4. Не бойся задавать вопросы.Если чувствуешь, что до конца не разобрался в задаче, не бойся попросить у преподавателя объяснить еще раз.

Как я занималась

Уроки в школе начинались в 8:40, а домой я возвращалась в 15:30. Дважды в неделю с 16:00 до 18:00 занималась с репетитором, а потом делала уроки. В эти дни ничего для ЕГЭ уже не учила.

В остальное время после школы я смотрела записи занятий Пенкина, делала школьную домашку и снова бралась за онлайн-курс. Конспекты я не вела: когда преподаватель объяснял теорию, я делала скриншот экрана и сохраняла в отдельную папку. Занятия смотрела на скорости 2–2,5, иначе ничего бы не успела, ведь к курсу я подключилась не сразу.

ЕГЭ по физике назначили на 20 июня, а онлайн-курс окончился в середине мая. После экзаменов по математике и русскому у меня оставалось целых две недели. За это время я ещё раз пересмотрела записи курса.

Чтобы попасть к репетитору, приходилось в любую погоду выходить на улицу. Наш посёлок маленький, но к преподавателю нужно было идти и в жару, и в холод, и в дождь.

Занятия с репетитором — это живое общение, когда налаживаешь контакт и ищешь подход к человеку.

Совсем другое дело — учёба онлайн: включаешь запись, преподаватель объясняет, а ты можешь пить чай, сидеть на кровати или на полу. Удобно, когда не нужно контактировать лично. Если что-то непонятно, не нужно просить объяснить снова — можно просто перемотать и прослушать разбор задачи.

Наши преимущества

МЫ УЧИМ НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ, А ДЛЯ ЖИЗНИ!!!

ПРЕИМУЩЕСТВО 1 –»25% урока в подарок!» В большинстве центров подготовки к ЕГЭ (ОГЭ) занятия измеряются в академических часах, равных 45 минутам. В нашем центре «100 БАЛЛОВ» 1 час равен 60 минутам.

ПРЕИМУЩЕСТВО 2 – «Гарантия возврата денежных средств в случае сдачи экзамена на балл, ниже официально установленного минимального порога»

Репетиторы, выбранные по частному объявлению и иные центры подготовки к ЕГЭ (ОГЭ), не гарантируют возврат денежных средств в случае сдачи экзамена на балл, ниже официально установленного минимального порога. Мы заключаем договор, детально регламентирующий взаимные права, обязанности и ответственность! Сотрудники Информационно-Консультационного Центра 100 БАЛЛОВ принесут Вам свои извинения и возвратят денежные средства в полном объеме. За 5 лет работы нам ни ра зу не пришлось осуществлять возврат средств. 100% наших учеников сдали экзамены успешно!

ПРЕИМУЩЕСТВО 3 – «Предоставление удобных для занятий современных аудиторий»
Репетиторы, выбранные по частному объявлению, не гарантируют предоставление удобных аудиторий, как правило, занятия проходят «на дому», что создает определенные неудобства и не дает обучаемому сконцентрироваться на усвоении информации. Сотрудники Информационно-Консультационного Центра 100 БАЛЛОВ гарантируют проведение занятий в современных аудиториях с применением технических средств обучения.

ПРЕИМУЩЕСТВО 4 – «Мы подстраиваемся под Вас»
Репетиторы, выбранные по частному объявлению, как правило, диктуют свои условия и время проведения занятий, не всегда удобные Вам. Сотрудники Информационно-Консультационного Центра 100 БАЛЛОВ гарантируют приоритет Вашего мнения при формировании графика посещения занятий.

ПРЕИМУЩЕСТВО 5 – «Гибкая система скидок, демократичные цены»
Репетиторы, выбранные по частному объявлению, предлагают Вам только индивидуальные занятия, которые стоят достаточно дорого. Сотрудники Информационно-Консультационного Центра 100 БАЛЛОВ обеспечат Вам большой выбор форм проведения занятий (от индивидуальных до небольших групп), гарантируют демократичные цены, систему скидок.

ПРЕИМУЩЕСТВО 6 – «Родители имеют право присутствовать на занятиях!» Уважаемые родители! Мы абсолютно открыты для Вас! Вы лично можете оценить профессионализм преподавателя.

ПРЕИМУЩЕСТВО 7 — В подавляющем большинсве иных центров подготовки к ЕГЭ (ОГЭ) занятия проводятся в достаточно больших группах, по 5-10 человек. Подобные занятия являются абсолютно не эффективными и не приносят существенных результатов. В нашем центре Вы можете выбрать удобную для Вас форму подготовки: индивидуально, вдвоём, в группе не более 3-4 человека.

Как выпустить «стобалльника»

У учителя русского языка школы № 1547 Ольги Косилиной в 2020 году ЕГЭ с максимальным результатом сдали восемь подготовленных ею выпускников двух классов. Она и сама сдала экзамен по своему предмету в 2018 году на 100 баллов. Педагог считает, что главное — систематическая и последовательная работа по предмету. «Руководствуюсь пониманием того, что русский язык — письменный предмет, поэтому большая часть урока — это письмо, только тогда знания и умения переходят в навык», — отметила Косилина.

Предпочтение она отдает скрупулезной работе над орфограммами и пунктограммами. «Давно в одной психологической статье прочитала о том, что лучшее запоминание происходит, когда ученик стоит, пишет и проговаривает правило <…> Выделение орфограмм и пунктограмм — использование условных обозначений при письме, причем, работу эту провожу регулярно и систематически. Получается, что два условия из трех, обозначенных психологами, выполняются: ребенок пишет и, обозначая орфограммы и пунктограммы, мысленно проговаривает правило», — пояснила Косилина.

По ее словам, такая работа формирует навык осознанного письма и орфографическую и пунктуационную зоркость, что является важным условием успешной сдачи экзамена

Немаловажно и знание структуры экзамена, отметила педагог, поскольку ученик должен четко осознавать, с каким языковым явлением он работает в каждом задании. Кроме того, помогают в подготовке к сдаче русского языка и уроки литературы

«Много пишем сочинений и творческих работ, это развивает письменную речь. Чтение, совершенствование письменной речи — вот что поможет успешно сдать ЕГЭ», — добавила Косилина.

Как готовиться к ЕГЭ

 Когда начинать. Первый тренировочный вариант дают в 10 классе. Я считаю, это правильно: лучше познакомиться со спецификой ЕГЭ в самом начале.

Далее можно систематически готовиться в течение года или интенсивно в последние два месяца. В первом случае ученик раз в неделю решает тренировочный тест и задаёт по нему вопросы. Во втором мы не чаще, чем раз в три месяца напоминаем об особенностях заданий ЕГЭ. Каждый из этих вариантов работает.

 Что отработать. Все творческие задания, которые мы даём в 179-й школе, учат ребят писать тексты-рассуждения. Они тренируются находить проблему и логично её раскрывать. Это именно то, что нужно на сочинении в части C.

Но отличия таких сочинений от экзаменационных всё же есть. Я прошу их писать тексты не скучно и без клише, но на самом ЕГЭ лучше от этого уйти и писать по шаблону. Потому что так проще и быстрее. Качественный, небанальный текст нужно писать долго. Обычно мы проходим несколько редакций: ребята присылают мне тексты, и я им говорю, что хорошо, а над чем ещё нужно поработать. На ЕГЭ такой возможности нет.

Поэтому учитесь писать тексты-рассуждения для ЕГЭ. Берите темы для сочинений, пишите текст и показывайте его учителю, который сможет дать толковые замечания. Главное — много работать и каждый раз брать тему посложнее.

 На что обратить внимание. Очень полезно смотреть вебинары о подготовке к ЕГЭ

Не только для школьников, но и для учителей. В них эксперты рассказывают о полезных деталях проверки ЕГЭ, о которых не знают школьники

Важно найти хороший вебинар с хорошим преподавателем. В этом плане интернет даёт потрясающие возможности.

Стоит учитывать и то, как ребёнок воспринимает информацию. Если он визуал, то ему нужно больше читать. Если аудиал — слушать вебинары

Кинестетику важно много писать, чтобы набить руку. Память у всех тоже работает по-разному: кто-то успевает много запомнить, кто-то только часть

Все эти особенности нужно принимать в расчет.

 Понять, чего хочет эксперт. В тестовой части решайте как можно больше заданий от составителей ЕГЭ и сравнивайте свои ответы с теми, которые дают в демоверсиях. Так вы узнаете, что от вас ждут проверяющие.

Для написания сочинений советую пользоваться пособиями. Например, в книжке Н.А. Сениной сочинение очень грамотно разложено на составляющие. Автор объясняет, что учитывает составитель при выборе текста и на что смотрит при проверке эксперт.

️ Типичные ошибки. Чаще всего школьники ошибаются в заданиях на орфоэпию — расстановку ударений. Здесь сложно высчитать закономерность, поэтому нужно запоминать. Также много ошибок на синтаксис и пунктуацию. Сложные предложения — одна из самых трудных тем в русском языке.

В сочинении допускают речевые и логические ошибки. Речевые связаны с тем, что наша устная речь опережает письменную. Другими словами, мы обычно не говорим так, как пишем. Поэтому школьники часто переносят в сочинение разговорную речь.

Над логикой же вообще мало работают в обычных школах. Обычно натаскивают на теоретические вопросы и пишут диктанты, но никто не учит рассуждать и выстраивать логику текста. Поэтому в сочинении так много ошибок.

От подготовки до результатов: как проходили экзамены

Готовясь к экзаменам, ребята писали тренировочные работы, пробовали свои силы с помощью сервиса «Мои достижения», следовали советам, собранным участниками конкурса «ЕГЭ на 100». Чтобы почувствовать атмосферу испытаний, проверить свои знания и помочь детям подготовиться, ЕГЭ сдавали около тысячи московских родителей и 40 тысяч педагогов.

Экзамены проходили максимально прозрачно: во всех пунктах проведения экзамена, где сдавали ЕГЭ, работала система видеонаблюдения. В 50 из них следить за испытаниями можно было в режиме онлайн. Кроме того, на экзаменах в Москве работали около семи тысяч общественных наблюдателей. 58 общественных наблюдателей следили за ходом ЕГЭ в ситуационно-информационном центре.

Узнать свои результаты выпускники могли на портале mos.ru, с помощью сервиса «Результаты ЕГЭ» и в своей школе. Благодаря новым технологическим решениям и слаженной работе организаторов в этом году школьникам сообщили оценки раньше, чем планировалось.

Если выпускник не согласен с результатом или считает, что был нарушен порядок проведения экзамена, можно подавать апелляцию. Пересдать ЕГЭ в текущем году могут только те, кто не сдал русский язык и математику базового уровня. Все остальные сделают это только в следующем году.

Химия — 100 баллов

Тот факт, что я начала усиленно готовиться химии уже в 9 классе, немножко облегчил ее дальнейшее изучение к ЕГЭ. В этот год я ходила к репетитору, который хорошенько меня натаскал для сдачи ОГЭ, поэтому его я сдала на твердую 5. Так вот, в этот год я освоила базовые реакции и понятия в химии, что также явилось не лишним в дальнейшей подготовке.

В 10 классе я сменила репетитора, так как понимала, что того материала, который мне давал мой прошлый учитель будет явно недостаточно для успешной сдачи экзамена. Весь 10 и 11 классы мы проходили органику и неорганику, но ни о каких сложных реакция и задачах и речи не шло, поэтому весь последний год, я находила, распечатывала трудные варианты в интернете, и их прорешивание мне доставляло огромное удовольствие и интерес.

Совет будущим выпускникам: самое главное в вашей подготовке – это любовь к предмету, потому что без нее вам будет крайне трудно заставить себя готовиться и делать что-то сверх меры.

Итак, весь 11 класс я провела за постоянным прорешиванием тестов, отдельных заданий. Что касается самого КИМа, могу сказать, что упор прежде всего нужно делать на 2 часть ( но не забывайте и про 1 ), ОБЯЗАТЕЛЬНО просматривайте задания прошлых лет, потому что за день до экзамена я решила пролистать 35 задания 2014-2017 годов. И что вы думаете? Аналогичная задача попалась мне на экзамене, так что не пренебрегайте этим советом.

В связи с этим сообщаю вам о группе в Вк ЕГЭ ПО ХИМИИ НА МАКСИМУМ – это очень полезное сообщество, там постоянно публиковались задания прошлых лет, а всем, я думаю, известно, что составители редко, что придумывают новое и берут большинство заданий из банка заданий прошлых лет.

Не могу посоветовать сборник Добротина от ФИПИ, потому что варианты там ну ооочень легкие, и их прорешивания будет явно недостачно для хороших результатов, но вы можете начать с них, но ни в коем случае не останавливаться на этом. Также хорошая группа в вк — Chem4you, там есть большая подборка задач по разным типам, которую неплохо было бы прорешать.

Из каких-то пособий могу посоветовать Егорова, там в принципе довольно хорошо изложена вся нужная информация. Также что очень помогло это канал Лии Менделеевой, которая очень понятно объясняет сложные темы.

Итак, главный совет при подготовке к ЕГЭ по химии – не ленитесь, ищите самостоятельно материалы в интернете, постарайтесь заинтересовать себя, и прежде всего нужно понимать для чего вы все это делаете, то есть четко поставить себе цель( например :я хочу 90+) и каждый день к ней стремиться.

Но в то же время я являюсь противником сидения за учебниками до 3 часов ночи, это никак вам не поможет, потому что вы будете, настолько уставшими, что никакая информация не будет нормально усваиваться. Не перетруждайте себя, не отказывайте себе во сне, лучше распланируйте себе день ( чего у меня никогда не получалось), что будет намного продуктивнее.

На что обратить внимание при подготовке

1. Нарабатывайте опыт и решайте задания из правильных сборников, например, М.Ю. Демидовой. Марина Юрьевна Демидова руководит Федеральной комиссией по разработке КИМ ЕГЭ, и её сборники похожи на реальные варианты. Я прорешала пособия Демидовой и на экзамене встретила несколько знакомых задач, только с другими числами.

2. В учебнике И.В. Яковлева «Физика. Полный курс подготовки к ЕГЭ» все темы к экзамену даны в чуть большем объёме, чем требует ЕГЭ. Если будете его читать, запоминайте ровно столько, сколько нужно. У меня были сложности с постоянным током, так что я просто открыла тему «Электричество». Прочитала — и всё стало понятно.

3. Старайтесь образно представлять то, что изучаете. Мне, например, репетитор объяснял, что электрический ток можно представить так: в трубу с одной стороны толкают картошку, а с другой она выпадает.

4. Приступайте к подготовке к ЕГЭ сразу. Не думайте, что впереди полно времени. Порой мне хотелось не пойти к репетитору, отдохнуть, но я понимала, что буду каяться, когда получу низкий балл. Меня это мотивировало: я вставала, шла и делала.

Как пробудить интерес к русскому языку

Увлекательные задачи. Я даю ребятам много творческих заданий. Они пишут научно-публицистические тексты, официальные жалобы, тексты-рассуждения, статьи для блогов, детективы и триллеры. Представляют себя сотрудниками редакций и писателями-философами.

Моя задача в том, чтобы они хотели писать тексты и относились к этому как к решению интересной задачи. Ещё в начале года я объясняю, что хочу видеть в тексте: он должен быть последовательным, логичным и не содержать плагиата. А дальше мы над этим работаем.

Например, есть книжка «Увлекательные диктанты» И. Винокуровой и С. Наумовой. Там представлен текст Джерома К. Джерома, где он рассуждает о пользе желудка для человека. А дальше ученикам предлагается самим написать сочинение-рассуждение о том, зачем человеку нужны нос, легкие или сердце. Причём сделать это в стиле англичанина XIX — начала XX века.

Другой пример — журнал о науке «Кот Шрёдингера». Раньше в каждом номере публиковали рассказы учёных о самых банальных вещах: спичка, стул, стакан. Химик описывал химический состав спички, историк рассказывал историю её возникновения, а лингвист объяснял, почему спичка называется «спичка». Я задала ученикам такую же задачку: взять предмет и описать его с точки зрения разных наук. Так ребята учились собирать материал в интернете и превращать его в научно-публицистический текст.


Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»
Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»
Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»

Ещё задача — представить себя блогером и написать текст для публикации. Специфика работы блогера в том, что они пишут на темы, которые волнуют лично их и при этом интересны широкой аудитории. Ученики должны были выбрать такую тему и раз в неделю публиковать по ней новый текст во «Вконтакте» или Фейсбуке.

Однажды они писали карточки как на сайте «Медуза». Это формат статьи, где нужно задавать вопросы и отвечать на них. Вначале они читали на самой «Медузе» рекомендации, как делать эти карточки. Потом выбирали тему: кто-то сочинил текст «Как быть успешным Дедом Морозом», кто-то — «Как написать бестселлер».


Одна из статей-карточек новостного сайта «Медузы»

Были и задачи на тренировку логики. Я предлагала текст, в котором предложения были расставлены в неправильном порядке. И ребята восстанавливали правильный ход текста. Этот навык потом очень пригодился им в сочинениях на ЕГЭ.

Подобные творческие задания я даю и ребятам из Экстерната и Домашней школы Фоксфорда.

Пытливость. В основном к нам в 8-9 классы приходят ребята из других школ. Со временем выясняется, что там почти не дают возможности задавать вопросы — есть только мнение учителя.

У нас же ученики могут сомневаться в словах преподавателя и отстаивать свою точку зрения. При этом они хорошо чувствуют субординацию. Также они не боятся говорить, что что-то не понимают.

Высокая планка. Мы всегда стараемся давать ученику задания немного сложнее, чем он может решить. Если видим, что нужно объяснить попроще, опускаемся на уровень ниже. Но потом снова повышаем планку. Потому что только так можно воспитать сильного ученика: ставить высокие цели и помогать ему преодолевать трудности. Учитель должен хорошо чувствовать эту грань.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector