Интересные факты о физике. физика вокруг нас: интересные факты
Содержание:
Зыбучие пески
В фильмах иногда показывают сцены, когда герой тонет в зыбучих песках, но на практике это невозможно. Зыбучие пески – удивительное явление, которое имеет в физике свое название – неньютоновская жидкость. Она из-за высокой вязкости не способна полностью поглотить человека или животное, но при этом из нее очень сложно выбраться. Самостоятельно это сделать очень сложно: ведь только для вытаскивания из зыбучих песков одной ноги потребуется усилие, сравнимое с подъемом среднестатистического легкового автомобиля.
Главная опасность для застрявшего – обезвоживание, палящее солнце или прилив. Для тех, кто окажется в зыбучих песках лучшим вариантом поведения будет сохранять спокойствие, широко раскинуть руки, лечь на спину и ждать помощи.
Скотч
Вряд ли вы разматывали скотч в вакууме, но ученые в своих лабораториях это сделали. И выяснили, что при разматывании возникает видимое свечение и рентгеновское излучение. Мощность рентгеновского излучения такова, что позволяет даже делать снимки частей тела! А вот почему это происходит – загадка. Подобный эффект можно наблюдать при разрушении ассиметричных связей в кристалле. Но вот незадача – никакой кристаллической структуры в скотче нет. Так что ученым придется придумать другое объяснение. Не стоит опасаться разматывать скотч в домашних условиях – в воздухе никакого излучения не происходит.
Оптика
Отрасль «Оптика» также отражает часть школьной программы (основные законы физики: 7-9 классы). Поэтому эти принципы не так сложны для понимания, как может показаться на первый взгляд. Их изучение приносит с собой не просто дополнительные знания, но лучшее понимание окружающей действительности. Основные законы физики, которые можно отнести к области изучения оптики, следующие:
Принцип Гюйнеса. Он представляет собой метод, который позволяет эффективно определить в каждую конкретную долю секунды точное положение фронта волны. Суть его состоит в следующем: все точки, которые оказываются на пути у фронта волны в определенную долю секунды, в сущности, сами по себе становятся источниками сферических волн (вторичных), в то время как размещение фронта волны в ту же долю секунду является идентичным поверхности, которая огибает все сферические волны (вторичные). Данный принцип используется с целью объяснения существующих законов, связанных с преломлением света и его отражением.
Принцип Гюйгенса-Френеля отражает эффективный метод разрешения вопросов, связанных с распространением волн. Он помогать объяснить элементарные задачи, связанные с дифракцией света.
Закон отражения волн. Применяется в равной степени и для отражения в зеркале. Его суть состоит в том, что как ниспадающий луч, так и тот, который был отражен, а также перпендикуляр, построенный из точки падения луча, располагаются в единой плоскости
Важно также помнить, что при этом угол, под которым падает луч, всегда абсолютно равен углу преломления.
Принцип преломления света. Это изменение траектории движения электромагнитной волны (света) в момент движения из одной однородной среды в другую, которая значительно отличается от первой по ряду показателей преломления
Скорость распространения света в них различна.
Закон прямолинейного распространения света. По своей сути он является законом, относящимся к области геометрической оптики, и заключается в следующем: в любой однородной среде (вне зависимости от ее природы) свет распространяется строго прямолинейно, по кратчайшему расстоянию. Данный закон просто и доступно объясняет образование тени.
Обучение
В России
Обучение физике включено в общеобразовательную школьную программу с 7 класса (основы проходят в курсе естествознания в 5-6 классах). Для школьников, проявляющих интерес к изучению физики, существуют специализированные школы — физико-математические лицеи, школы-интернаты и т. п. Кроме того, в некоторых школах организуются дополнительные занятия по углублённому изучению физики.
Для выявления наиболее сильных школьников ежегодно проводится всероссийская олимпиада по физике, победители и призёры которой в дальнейшем получают право представлять Россию на ежегодной Международной физической олимпиаде школьников.
Подготовка профессиональных физиков происходит в высших учебных заведениях, обычно на специализированных факультетах университетов. Такие факультеты обычно носят название физических, реже в названии факультета может выделяться более узкая направленность подготовки — так, на территории бывшего СССР существует большое количество радиофизических факультетов. В некоторых университетах обучение физиков и математиков объединено на физико-математических факультетах. Кроме этого, существуют отдельные высшие учебные заведения, концентрирующиеся на подготовке физиков, например, Московский физико-технический институт. Физики некоторых специальностей (биофизики, геофизики, астрофизики и т. п.) могут учиться на биологических, геологических, механико-математических факультетах вузов.
В России на данный момент параллельно действует две системы подготовки физиков — одноступенчатая («старая») пятилетняя система, по окончании которой вручается диплом специалиста, и двуступенчатая болонская, состоящая из бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года). После завершения бакалавриата вручается диплом бакалавра, после магистратуры — диплом магистра. При этом происходит постепенный переход на вторую систему с полным отказом от пятилетней.
После получения высшего физического образования есть возможность продолжить обучение в аспирантуре, по завершении которой обычно происходит защита кандидатской диссертации и присуждение учёной степени кандидата физико-математических наук. Часть кандидатов наук через определённое время защищают вторую диссертацию, получая учёную степень доктора физико-математических наук.
Учёные степени по физике в России в настоящее время присуждаются по следующей номенклатуре специальностей:
- 01.04.01 Приборы и методы экспериментальной физики
- 01.04.02 Теоретическая физика
- 01.04.03 Радиофизика
- 01.04.04 Физическая электроника
- 01.04.05 Оптика
- 01.04.06 Акустика
- 01.04.07 Физика конденсированного состояния
- 01.04.08 Физика плазмы
- 01.04.09 Физика низких температур
- 01.04.10 Физика полупроводников
- 01.04.11 Физика магнитных явлений
- 01.04.13 Электрофизика, электрофизические установки
- 01.04.14 Теплофизика и теоретическая теплотехника
- 01.04.15 Физика и технология наноструктур, атомная и молекулярная физика
- 01.04.16 Физика атомного ядра и элементарных частиц
- 01.04.17 Химическая физика, горение и взрыв, физика экстремальных состояний вещества
- 01.04.18 Кристаллография, физика кристаллов
- 01.04.20 Физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника
- 01.04.21 Лазерная физика
- 01.04.23 Физика высоких энергий
Кроме того, в ряде других научных направлений существуют такие специализации физиков, как математическая физика, механика, астрофизика, физика Солнца, физическая химия, биофизика, квантовая электроника, агрофизика, геофизика, горная теплофизика, физика атмосферы и гидросферы, ряд технических наук.
Почему в радуге семь цветов
Интересные факты о физике могут касаться даже радуги! Количество цветов в ней определил Исаак Ньютон. Таким явлением, как радуга, интересовался ещё Аристотель, а персидским учёным суть ее открылась ещё в 13-14 веке. Тем не менее мы руководствуемся описанием радуги, которое Ньютон сделал в своей работе «Оптика» в 1704 году. Он выделил цвета с помощью стеклянной призмы.
Если внимательно посмотреть на радугу, то можно увидеть, как цвета плавно перетекают из одного в другой, образуя огромное количество оттенков. И Ньютон изначально выделил только пять основных: фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, красный. Но ученый обладал страстью к нумерологии, и поэтому захотел привести количество цветов к мистической цифре «семь». Он добавил к описанию радуги ещё два цвета – оранжевый и синий. Так получилась семицветная радуга.
Опыты по адсорбции
Чтобы провести наглядные опыты по адсорбции, можно использовать таблетки активированного угля или кукурузные палочки. Есть их, конечно, после опытов будет уже нельзя. Но детям обязательно понравится такая демонстрация физических свойств веществ. Ради результата можно пожертвовать несколькими палочками.
Опыт 1 разноцветный
Разведите в пробирке или стакане чернила любого цвета. Можно использовать гуашь или акварельные краски. Теперь насыпьте в емкость растолченный активированный уголь или кукурузную палочку. Плотно накройте емкость крышкой (пробирку можно просто закрыть пальцем) и хорошенько встряхните. Ваш раствор на глазах потеряет цвет.
Если вы используете для опыта уголь – можете испытать его повторно, слив обесцвеченный раствор и залив новый, окрашенный другим цветом. Вы увидите, что эффект будет значительно слабее, ведь поры адсорбента уже частично заполнились.
Опыт 2 ароматный
Теперь давайте проверим, как адсорбенты способны поглощать молекулы летучих веществ. Говоря просто, впитывать запахи.
Для опыта вам понадобятся небольшая стеклянная банка (например, емкостью 0,5 л) и пахучее вещество (одеколон или духи). Капните одну-две капли духов в банку, обхватите ее ладонями и подержите так около минуты. Пахучая жидкость нагреется, аромат усилится.
Теперь можно понюхать содержимое банки. Только не суйте нос в банку! Сделайте это, как учат химики: легкими взмахами ладони направьте на себя пары вещества из сосуда. Так любой запах не собьет вас с ног, но почувствуете вы его обязательно.
Теперь бросьте в банку кукурузную палочку или щепотку толченого активированного угля. Плотно закройте крышкой и оставьте минут на 5.
Выждав время, откройте банку и снова направьте воздух из нее к своему носу, взмахнув ладонью. Вы почувствуете, что запах исчез! Адсорбент впитал его в себя, как частицы краски в предыдущем опыте.
Такие опыты можно демонстрировать дошкольникам и учащимся младших классов. Это и было нужно Татьяне Евгеньевне. Ребята постарше на уроках химии вместе с учителем могут провести опыты с углекислым газом (диоксидом углерода), известковой водой и адсорбентом (теми же кукурузными палочками). А если вы уже учились получать и собирать окрашенные газы (например, оксид азота или хлор), можете испытать действие адсорбентов на них. Но делайте это только вместе с учителем в лабораторном помещении! Применять эти газы дома ни в коем случае не рекомендуется.
— Вот так вот все может быть просто и эффектно, — подвел итог разговору Фомуви. – Правда, это не совсем физика. Опыты эти являются физико-химическими. Но в природе ничто не разделимо, взаимодействие веществ всегда комплексно. Тем не менее, уверен, твоим малышам обязательно понравится! Полагаю, эти опыты заинтересуют и моих читателей. Во время каникул особенно полезно вспомнить, как важны знания, которые даются в школе.
Неизвестное слово «СИ»
При изучении физики приходится решать очень много расчетных, количественных, задач, где используются единицы измерения различных физических величин. Эти единицы измерения переводятся в общепринятую международную систему единиц измерения – СИ. Широко используются такие привычные единицы, как литр, минута, час, тонна, гектар и другие. Но, решая задачи по физике, нужно и их уметь переводить в систему интернациональную (СИ). Почему? Развернутый ответ на это вопрос здесь:
Что общего в следующих обозначениях: аршин, фут, кабельтов, сажень?
Что объединяет штоф, галлон, пинту, кварту, четверть, баррель?
Сразу очень непросто дать ответ на эти вопросы. Нужно быть неплохим эрудитом для этого. Первый набор слов обозначает единицы длины, а второй – единицы объема.
До 1960 года положение в обозначении физических величин было катастрофическим. Одни и те же физические величины по-разному обозначались не только в различных науках, но и в различных разделах физики. Одна и та же величина имела от 10 до 20 и более единиц измерения. А если учесть, что в разных странах тоже имелись свои единицы измерения, то получалась полнейшая неразбериха. Помнится история Вавилонской башни, которую не могли достроить, так как строители, начав говорить на разных языках, перестали понимать друг друга. Эта же история назревала и в мире физических единиц измерения.
Без измерения нельзя обойтись в любой сфере практической деятельности человека. В производственной и научной практике приходится измерять более 2 тысяч различных величин. Кроме того, возросли требования к точности измерения, ведь в те годы развивались такие отрасли, как кибернетика, электроника, космическая техника. Необходимо было решить противоречие: много очень точных измерений физических величин необходимо человечеству, но делались эти измерения в различных единицах, которые очень сложно сводить друг с другом.
Решением этой проблемы явилось введение единого универсального языка для измерения физических величин, понятного для всех стран. Таким языком стала Международная система единиц физических величин, разработанная ведущими специалистами ряда стран и утвержденная в 1960 году XI Генеральной конференцией по мерам и весам. Сокращенно эту систему называют СИ – система интернациональная.
В основе СИ – 7 основных единиц (см. таблицу) и 2 дополнительные (радиан и стерадиан, изучаются в старших классах школы). Все другие физические единицы СИ называются производными. Они образованы основными и дополнительными единицами.
()
Над единицами величин производятся математические действия. Следует запомнить некоторые правила работы с ними:
- Складывать и вычитать можно только однородные физические единицы;
- Физические единицы можно умножать и делить;
- Однородные физические единицы можно взаимно сокращать.
Сложные комбинации физических единиц называют в честь великих ученых, внесших большой вклад в определение этих величин. Причем сами единицы пишутся с маленькой буквы, а их сокращенные обозначения – с большой, например, 12 ньютонов и 12 Н.
Для измерения малых и больших величин применяются дольные и кратные приставки к основным единицам. Например, приставки милли (м) и микро (мк) обозначают тысячную и миллионную доли, а кило (к) и мега (М) в тысячу и миллион раз большую.
2 км = 2 000 м;
3 кг = 3 000 г;
4 км = 4 000 000 мм;
5 кг = 5 000 000мг;
6 мм = 0,006 м;
7 мг = 0,007 г;
8 мкм = 0,00000 м;
9 мкг = 0,000009 г.
Изучая старинные единицы измерения длин, масс, площадей, объемов, можно перевести их в систему СИ с помощью справочников и наглядно представить эти физические величины.
Словарь
Меры длины:
1. Аршин – 1) величина, равная 0, 7112м. 2) деревянная узкая дощечка с делениями.
2. Фут – (в пер. с англ. значит «ступня»). 1 фут = 30 см 48 мм.
3. Кабельтов – 1) в мореплавании (185,2 м). 2) в артиллерии (182,87 м). 3) Специальный трос для швартовки.
4. Сажень – часто использовалась на Руси. По сведениям истории, названий саженей больше 10, между собой они никак не связаны. Простая сажень – 150,8 см.
Меры объема:
5. Штоф – одна десятая часть ведра, равная десяти чаркам – это примерно 1,23 л. Введен в петровские времена для алкогольных напитков.
6. Галлон — мера жидких и сыпучих тел в Англии, равная 4,5 л; в США — 3,7 л (для жидких тел) и 4,4 л (для сыпучих тел).
7. Пинта – исторически принятая в странах английской системы мера объема жидкостей. Применяется редко в быту и торговле.1 пинта = 0,56 л.
8. Кварта – (с лат. «четверть») мера объема. Для сухих веществ 1 кварта = 1,1012 дм3, для жидких = 0,9463 дм3.
9. Четверть – на Руси мера объёма сыпучих тел. 1 четверть = 1.4 ведра = 3,08 л.
10. Баррель – 1) Единица объема, используемая в пивоварении. 2) Единица объема в производстве нефти. 1 баррель = 159 л.
Электричество
Открывает юным ученым интересные основные законы физики 10 класс школы. В это время изучаются главные принципы природы и закономерности действия электрического тока, а также другие нюансы.
Закон Ампера, например, утверждает, что проводники, соединенные параллельно, по которым течет ток в одинаковом направлении, неизбежно притягиваются, а в случае противоположного направления тока, соответственно, отталкиваются. Порой такое же название используют для физического закона, который определяет силу, действующую в существующем магнитном поле на небольшой участок проводника, в данный момент проводящего ток. Ее так и называют – сила Ампера. Это открытие было сделано ученым в первой половине девятнадцатого века (а именно в 1820 г.).
Закон сохранения заряда является одним из базовых принципов природы. Он гласит, что алгебраическая сумма всех электрических зарядов, возникающих в любой электрически изолированной системе, всегда сохраняется (становится постоянной). Несмотря на это, названный принцип не исключает и возникновения в таких системах новых заряженных частиц в результате протекания некоторых процессов. Тем не менее общий электрический заряд всех новообразованных частиц непременно должен равняться нулю.
Закон Кулона является одним из основных в электростатике. Он выражает принцип силы взаимодействия между неподвижными точечными зарядами и поясняет количественное исчисление расстояния между ними. Закон Кулона позволяет обосновать базовые принципы электродинамики экспериментальным образом. Он гласит, что неподвижные точечные заряды непременно взаимодействуют между собой с силой, которая тем выше, чем больше произведение их величин и, соответственно, тем меньше, чем меньше квадрат расстояния между рассматриваемыми зарядами и диэлектрическая проницаемость среды, в которой и происходит описываемое взаимодействие.
Закон Ома является одним из базовых принципов электричества. Он гласит, что чем больше сила постоянного электрического тока, действующего на определенном участке цепи, тем больше напряжение на ее концах.
«Правилом правой руки» называют принцип, который позволяет определить направление в проводнике тока, движущегося в условиях воздействия магнитного поля определенным образом. Для этого необходимо расположить кисть правой руки так, чтобы линии магнитной индукции образно касались раскрытой ладони, а большой палец вытянуть по направлению движения проводника. В таком случае остальные четыре выпрямленных пальца определят направление движения индукционного тока.
Также этот принцип помогает выяснить точное расположение линий магнитной индукции прямолинейного проводника, проводящего ток в данный момент. Это происходит так: поместите большой палец правой руки таким образом, чтобы он указывал направление тока, а остальными четырьмя пальцами образно обхватите проводник. Расположение этих пальцев и продемонстрирует точное направление линий магнитной индукции.
Принцип электромагнитной индукции представляет собой закономерность, которая объясняет процесс работы трансформаторов, генераторов, электродвигателей. Данный закон состоит в следующем: в замкнутом контуре генерируемая электродвижущая сила индукции тем больше, чем больше скорость изменения магнитного потока.
Фантазии на тему мироздания о веществе и материи
Материально ли вещество? Науку уже давно, лет сто, сиё не интересует. Ибо, приведу цитату: «согласно квантовой теории поля, субатомный мир – это мир, где повсюду существует несчетное количество полей, а частицы – это локальное колебание этого поля, постоянно перемещающегося со временем«. Где или в чём эти поля вопрос «неправильный» – они просто есть.
В статье «Фантазии о физической причине лоренцева сокращения, объясняющей инвариантность скорости света и пр.» была математически обоснована зависимость положения вещественных частиц от конфигурации и скорости распространения физических полей в пространстве. Поскольку там речь тоже о полях и частицах, нечто общее в этих концепциях есть.
Замечу, что измышляемые серьёзными учёными science fiction theories, зачастую гораздо более «сумасшедшие», чем изложенные в данной статье, где, опираясь на уже обоснованное, фантазируем о полях и частицах, которые существуют не в абстрактном математическом пространстве, а как физически реальные в нашем общем со звёздами 3-х мерном пространстве.
Готовимся решить самые трудные задачи физики
Даже начиная с очень простых и скучных вопросов физики, можно быстро прийти к самым экзотическим явлениям и проблемам. В части VI приведены 10 наиболее интересных фактов из специальной теории относительности Эйнштейна и 10 наиболее интересных проблем современной физики.
Альберт Эйнштейн является одним из наиболее известных и талантливых физиков. Для многих людей он является типичным гением, который предложил совершенно необычный взгляд на природу и заглянул в самые темные уголки наших представлений о природе.
Но что конкретно сделал Эйнштейн? Что означает его знаменитая формула Е=шс2? Означает ли это эквивалентность массы и энергии, т.е. что можно преобразовать вещество в энергию и энергию обратно в вещество? Да, конечно, означает.
Это довольно неожиданный физический факт, с которым нам не приходится сталкиваться в повседневной жизни. Но на самом деле мы сталкиваемся с ним каждый день. Для генерации своего теплового излучения Солнце должно ежесекундно преобразовывать в энергию около 4,79 млн т вещества!
Согласно теории Эйнштейна, еще более странные явления происходят при достижении скорости света.
“Посмотри на этот звездолет”, — скажете вы, глядя на ракету, пролетающую рядом почти со скоростью света. — Похоже, что вдоль направления движения он стал вдвое короче во время этого полета, чем в состоянии покоя.”
“Какой еще звездолет?” — спросят ваши друзья. — Он пролетел слишком быстро, и мы ничего не заметили.”
“Время, измеренное на этом звездолете, течет медленнее, чем время на Земле. По нашим меркам требуется около 200 лет, чтобы достичь ближайшей звезды, а по меркам экипажа звездолета потребуется всего 2 года.”
“Как это понять?” — спросят все.
Физика окружает нас повсюду— в любом известном нам месте. Хотите испытать свои возможности, тогда физика — именно то, что вам нужно. В конце книги перечислено несколько самых сложных проблем современной физики: возможное существование чревоточин в пространстве и строение черной дыры, которая притягивает все, включая свет. Узнайте об этом побольше и наслаждайтесь знаниями!
Играем с зарядами и магнитами
После овладения основными законами видимого мира движущихся объектов и скрытого мира работы и энергии можно будет приступать к изучению еще более загадочных объектов. В части V читателю предлагается заглянуть в тайны еще одной части невидимого мира — электричества и магнетизма.
Большая часть физики связана с невидимым окружающим нас миром. Само вещество состоит из частиц, которые переносят электрические заряды, а в самих нас собрано невероятное количество таких зарядов.
При накоплении зарядов мы можем наблюдать такие явления, как статическое электричество и вспышки молний. Движение зарядов проявляется как привычное нам электричество из розетки.
Электричество, как часть физики, проявляется и в молнии, и лампочке. В этой книге показано не только, где проявляется, но и как ведет себя электричество. Кроме того, здесь кратко описываются принципы работы резисторов, конденсаторов и индукторов.
Физика 7: все формулы и определения
«Физика 7: все формулы и определения» — это Справочник по физике в 7 классе, доступный для скачивания в 2-х форматах: КРУПНО (формат PDF, на 3-х страницах) и МЕЛКО (формат JPG, на 1-й странице).
1 файл(ы) 255.55 KB
Физика 7 класс: все формулы и определения МЕЛКО на одной странице
1 файл(ы) 549.72 KB
В пособии «Физика 7: все формулы и определения» представлено 24 формулы
и определения за весь курс Физики 7 класса:
Название формулы (закона, правила) | Формулировка закона (правила) | Формула |
1. Цена деления шкалы прибора |
Для определения цены деления (ЦД) шкалы прибора необходимо: |
ЦД = (ВГ — НГ) / N ЦД = (Б — А) / n |
2. Скорость |
Скорость (ʋ) — физическая величина, численно равна пути (S), пройденного телом за единицу времени (t). |
ʋ = S / t |
3. Путь |
Путь (S) — длина траектории, по которой двигалось тело, численно равен произведению скорости (ʋ) тела на время (t) движения. |
S = ʋ*t |
4. Время движения |
Время движения (t) равно отношению пути (S), пройденного телом, к скорости (ʋ) движения. |
t = S / ʋ |
5. Средняя скорость |
Средняя скорость (ʋср) равна отношению суммы участков пути (S1, S2, S3, …), пройденного телом, к промежутку времени (t1 + t2+ t3+ …), за который этот путь пройден. |
ʋср = (S1 + S2 + S3 + …) / (t1 + t2 + t3 + …) |
6. Сила тяжести |
Сила тяжести — сила (FТ), с которой Земля притягивает к себе тело, равная произведению массы (т) тела на коэффициент пропорциональности (g) — постоянную величину для Земли. (g = 9,8 H/кг) |
FТ = m*g |
7. Вес |
Вес (Р) — сила, с которой тело действует на горизонтальную опору или вертикальный подвес, равная произведению массы (т) тела на коэффициент (g). |
Р = m*g |
8. Масса |
Масса (т) — мера инертности тела, определяемая при его взвешивании как отношение силы тяжести (Р) к коэффициенту (g). |
т = Р / g |
9. Плотность |
Плотность (ρ) — масса единицы объёма вещества, численно равная отношению массы (т) вещества к его объёму (V). |
ρ = m / V |
10. Момент силы |
Момент силы (М) равен произведению силы (F) на сё плечо (l) |
М = F*l |
11. Условие равновесия рычага |
Рычаг находится в равновесии, если плечи (l1, l2) действующих на него двух сил (F1, F2) обратно пропорциональны значениям сил. |
a) F1 / F2 = l1 / l2
б) F1*l1 = F2*l2 |
12. Давление |
Давление (р) — величина, численно равная отношению силы (F), действующей перпендикулярно поверхности, к площади (S) этой поверхности |
p = F / S |
13. Сила давления |
Сила давления (F) — сила, действующая перпендикулярно поверхности тела, равная произведению давления (р) на площадь этой поверхности (S) |
F = р*S |
14. Давление однородной жидкости |
Давление жидкости (р) на дно сосуда зависит только от её плотности (ρ) и высоты столба жидкости (h). |
p = g ρ h |
15.Закон Архимеда |
На тело, погруженное в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила — архимедова сила (FВ). равная весу жидкости (или газа), в объёме (VТ) этого тела. |
FВ = ρ*g*Vт |
16. Условие плавания тел |
Если архимедова сила (FВ) больше силы тяжести (FТ) тела, то тело всплывает. |
FВ> FТ |
17. Закон гидравлической машины |
Силы (F1, F2), действующие на уравновешенные поршни гидравлической машины, пропорциональны площадям (S1, S2) этих поршней. |
F1 / F2 = S1 / S2 |
18. Закон сообщаю-щихся сосудов |
Однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне (h) |
h = const |
19. Механическая работа |
Работа (A) — величина, равная произведению перемещения тела (S) на силу (F), под действием которой это перемещение произошло. |
А = F*S |
20. Коэффициент полезного действия механизма (КПД) |
Коэффициент полезного действия (КПД) механизма — число, показывающее, какую часть от всей выполненной работы (АВ) составляет полезная работа (АП). |
ɳ = АП / АВ *100% |
21. Потенциальная энергия |
Потенциальная энергия (ЕП) тела, поднятого над Землей, пропорциональна его массе (т) и высоте (h) над Землей. |
ЕП = m*g*h |
22. Кинетическая энергия |
Кинетическая энергия (ЕК) движущегося тела пропорциональна его массе (m) и квадрату скорости (ʋ2). |
ЕК = m*ʋ2 / 2 |
23. Сохранение и превращение механической энергии |
Сумма потенциальной (ЕП) и кинетической (ЕК) энергии в любой момент времени остается постоянной. |
EП + EК = const |
24. Мощность |
Мощность (N) — величина, показывающая скорость выполнения работы и равная:а) отношению работы (А) ко времени (t), за которое она выполнена;б) произведению силы (F), под действием которой перемещается тело, на среднюю скорость (ʋ) его перемещения. |
N = A / t
N = F*ʋ |
12 (двенадцать) самых необходимых (самых востребованных) формул по физике в 7 классе: