Катастрофический взрыв, или как пароход погубил город (16 фото)

Более 100 человек погибли, тысячи ранены. Эхо разрыва докатилось до Кипра

1
1
Мощный взрыв произошел в Бейруте

Сначала в порту ливанской столицы произошел пожар — сообщалось, что загорелось судно с пиротехникой. На видео, снятых очевидцами, на фоне пламени действительно видны небольшие разрывы, похожие на вспышки фейерверков, и огромный столб дыма, поднимающийся в небо.

Вслед за пожаром в порту прогремел мощный взрыв, а камеры очевидцев зафиксировали огромное шарообразное облако взрывной волны. Как передают СМИ, взрыв был слышен на Кипре — в 250 километрах от Бейрута.

2
2
Взорвались химические вещества

По предварительной информации, взрыв не расценивается как террористический акт, однако точная его причина пока не установлена. В то же время первоначальную версию о взрыве на судне с фейерверками уже опровергли. По данным главы общей безопасности Ливана, взорвалась не пиротехника, а некие другие вещества. Представитель армии указал, что взрыв произошел в районе терминала, куда годами свозили конфискованные грузы.

Телеканал Al Mayadeen передавал, что на одном из складов в порту хранился бензин, а по информации Telegram-канала Lebanese news, речь шла о 2,7 тысячи тонн нитрита натрия, конфискованных в 2013 году. Позднее премьер-министр Ливана Хассан Дияб заявил, что на складе в морском порту столицы хранилось 2750 тонн аммиачной селитры. Находилась она там с 2014 года, при этом никаких специальных мер для обеспечения безопасности граждан в этой связи не принималось.

Местный телеканал LBCI приписывает опасный конфискованный груз россиянину. По его данным, аммиачную селитру конфисковали с судна Rhosus, принадлежавшего выходцу из Хабаровска Игорю Гречушкину.

3
3
Пострадали тысячи человек, 100 погибли

Окончательных данных о погибших и получивших ранения в результате ЧП пока нет. В настоящее время власти заявляют, что пострадали около 4 тысяч. Телеканал Al Arabiya передал, что среди раненых оказался генсек ливанской партии «Аль-Катаиб» Низар Наджарян: его состояние было критическим, вскоре он скончался.

На кадрах с места ЧП были видны неподвижные и покрытые пеплом тела людей. Уже известно о более чем 100 погибших, многие также считаются пропавшими без вести. Эти цифры, вероятнее всего, не окончательные. 5 августа объявили днем траура.

Отмечается, что произошедшее вызвало панику в городе, в том числе из-за перебоев со связью. Ливанский комитет Красного Креста также сообщал, что множество людей оказались заблокированы в своих домах. Ливанская армия объявила, что берет под свой контроль пострадавшие от взрыва районы.

4
4
Повреждено здание посольства России

Власти заявляют, что от взрыва в той или иной степени пострадала половина города. По словам очевидцев, разрушены дома, находившиеся рядом с непосредственным местом ЧП. Взрывной волной выбило стекла, снесло фасады и крыши зданий, расположенных даже на достаточном удалении от порта. Повреждения получило и здание международного аэропорта в Бейруте, которое находится примерно в десяти километрах от эпицентра взрыва.

В частности, пострадало здание посольства России. В дипмиссии сообщили, что взрывной волной поврежден фасад. Кроме того, незначительные травмы получила одна из сотрудниц посольства. Данными о других пострадавших россиянах дипломаты пока не располагают.

В МИД Казахстана заявили, что незначительные травмы получил консул республики в Бейруте. Здание казахстанской дипмиссии тоже пострадало.

5
5
Израиль отрицает свою причастность к произошедшему

По одной из появившихся в СМИ версий, взрыв мог быть вызван ракетным ударом ВВС Израиля по порту Бейрута. Как сообщал телеканал «Аль-Хадас», целью такой атаки мог быть склад ливанской шиитской группировки «Хезболла».

Власти еврейского государства уже опровергли это предположение и заявили о непричастности к взрыву. Группировка «Хезболла» сообщила, что ее объекты в результате взрыва не пострадали.

6
6
Другие страны предложили помощь Ливану

Одной из первых помощь в ликвидации последствий взрыва Бейруту предложила Анкара. Представитель президента Турции Ибрагим Калын выразил соболезнования семьям погибших и пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим.

О готовности оказать «всю возможную помощь» заявили и в Госдепартаменте США. Представитель ведомства отметил, что американская сторона не располагает данными о причинах взрыва и выясняет, не пострадали ли в результате ЧП граждане Соединенных Штатов.

Россия 5 августа направит в Ливан пять самолетов МЧС с помощью пострадавшим от взрыва жителям. В город доставят мобильный госпиталь, врачей, спасателей, а также специалистов Роспотребнадзора с лабораторией по выявлению коронавируса.

Тактическое ядерное оружие

Именно с ядерным оружием сравнивают мощность взрыва, произошедшего в СССР 4 июня 1989 года. Железнодорожная катастрофа на перегоне Аша — Улу-Теляк в Башкирии до сих пор считается одной из крупнейших транспортных катастроф в истории СССР/России. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв облака природного газа, образовавшегося из-за прорыва на проложенном в непосредственной близости от ЖД-путей трубопровода Сибирь — Урал — Поволжье.

Объёмным взрывом разметало два пассажирских состава, под обломками металла оказались погребены более 600 человек. Сила взрыва оказалось такой, что большинство деревьев на площади в несколько гектаров оказалось вырвано с корнем, а на месте пожарной части, построенной всего за месяц до инцидента, образовался пустырь.

Последствия ЖД-катастрофы в Башкирии. Фото: Wikimedia / Добросовестное использование

Версия №2. Теракт

Интересно, что BBC сразу же написало о взрыве и связало его со Специальным трибуналом ООН по Ливану. В пятницу, 6 августа, он должен огласить вердикт четырем заочно обвиняемым в убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Он погиб в 2005 году — автомобиль Харири заминировали. 

Главные подозреваемые — члены шиитского движения “Хезболла”, поддерживаемое Ираном. Трибунал ООН считает главными подозреваемыми четверых активистов “Хезболлы”, среди которых есть два высокопоставленных члена движения.

В Ливане некоторые СМИ не исключают, что это был террористический акт. Главным аргументом этой версии являются фото и видео, на котором запечатлен летающий над портом объект. Правда, неизвестно, был ли это управляемый самолет или беспилотник, он атаковал порт или пытался сделать фото.

Отметим, что президент США Дональд Трамп указал на то, что “Ливан атаковали”. По словам Трампа, отдельные американские генералы сомневаются, что это был производственный взрыв.

Официальные лица государства пока осторожны в своих оценках и версию теракта не упоминают. Движение “Хезболла” оперативно отвергло обвинения в причастности к взрывам. Власти Израиля также отрицают свою связь с трагедией. Тем временем, в соцсетях продолжают разгонять версии о запущенной по столице ракете, террористах-смертниках и диверсии.

Следы террористов

След взрыва не давал покоя СМИ, стали выдвигаться версии о террористических актах с применением атомного оружия. Как объяснили «Октагону» в Российском союзе химиков, такой же след может возникнуть при детонации большого объёма нитрата аммония.

После взрыва ответственность за него взяла на себя террористическая группировка ИГ (группировка «Исламское государство», запрещена в РФ). Этой же версии придерживались и власти США. Президент Дональд Трамп заявил, что у военных экспертов Белого дома есть информация о том, что взрыв мог быть преднамеренным.

«Создана группа по расследованию причин, приведших к катастрофе. Результаты расследования будут представлены в течение пяти дней. Будет установлен человек, ответственный за то, что случилось. Потому что недопустимо, чтобы на складе шесть лет находилась партия опасного вещества без принятия превентивных мер».

Хасан Диаб премьер-министр Ливана

Но эта версия не является основной. Премьер-министр Ливана Хасан Диаб в своём твиттер-аккаунте заявил, что причиной трагедии стало неудовлетворительное хранение опасных взрывчатых веществ – более 2,7 тыс. тонн аммиачной селитры лежало на складе конфискованных товаров в порту на протяжении шести лет.

Что сейчас происходит в Ливане

Экономическая и политическая ситуация в Ливане и без взрыва была достаточно нестабильной. Страна переживает мощнейший кризис со времен гражданской войны 1975-1990 годов. Только за последний год цены в магазинах выросли на 180%. Для примера, на рынке килограмм мяса стоит 50 долларов.

Ливанцы регулярно выходят на демонстрации. Представителей власти обвиняют в коррупции и отсутствии реформ. Более того, в стране недостаточно питьевой воды и отключают электричество.

В последнее время действующая возле границы с Израилем “Хезболла” также активизировалась. Власти Израиля заявляли, что представители движения пытались проникнуть на территорию государства.

Губернатор ливанской столицы Марван Аббуд отметил, что в результате происшествия 300 тысяч горожан остались без крова. По его словам, ущерб оценивается в три миллиарда долларов.

Ливанцев и иностранных граждан предупреждают о том, чтобы они не выходили лишний раз на улицу. Есть опасность того, что в воздухе находятся химикаты, которые могут повредить кожу. Посольство Канады, например, вовсе запретило своим гражданам покидать помещения.

Арзамасская пустошь

4 июня 1988 года на железном перегоне Арзамас-1 взорвался состав со 120 тоннами гексогена — сверхмощного взрывчатого вещества, которое обычно применяют для работ с твердой горной породой. Кроме самой взрывчатки сдетонировали почти 30 тонн аммонала и аммонита, в результате чего образовалось облако из ядовитых химикатов.

В радиусе 10 километров были разрушены жилые дома, в том числе многоквартирные жилые строения. Количество погибших не подсчитано до сих пор. По одним данным, в результате аварии погибло около 100 человек, по другим, жертвами взрыва стали не менее трехсот человек. Более полутора тысяч числятся пострадавшими.

Последствия взрыв ЖД-состава с гексогеном на железнодорожном перегоне Арзамас-1. Фото: Wikimedia / Добросовестное использование

Литература

  • 100 великих кораблекрушений. — М: Вече, 2003. ISBN 5-7838-0548-3
  • И. М. Короткин «Аварии и катастрофы кораблей». — М: Судостроение, 1977
  • Скрягин Л. Н. Как пароход погубил город: Очерки о катастрофах на реках, озёрах и в портах. — М.: Транспорт, 1990. — 272 с. — 125 000 экз. — ISBN 5-277-01037-8.
  • Armstrong, John Griffith. The Halifax Explosion and the Royal Canadian Navy (англ.). — UBC Press (англ.)русск., 2002. — ISBN 978-0-7748-0891-0.
  • Bird, Michael J. The Town That Died (неопр.). — Reprint. — Nimbus Publishing (англ.)русск., 1995. — ISBN 978-0-7700-6015-2.
  • Flemming, David. Explosion in Halifax Harbour (неопр.). — Formac, 2004. — ISBN 978-0-88780-632-2.
  • Gilmour, Don. Canada: A People’s History (неопр.). — McClelland & Stewart Ltd., 2001. — Т. 2. — ISBN 978-0-7710-3340-7.
  • Glasner, Joyce. The Halifax Explosion: Heroes and Survivors (англ.). — James Lorimer & Company, 2011. — ISBN 978-1-55277-943-9.
  • Kitz, Janet. Shattered City: The Halifax Explosion and the Road to Recovery (англ.)русск. (англ.). — Nimbus Publishing (англ.)русск., 1989. — ISBN 978-0-921054-30-6.
  • Kitz, Janet; Payzant, Joan. December 1917: Revisiting the Halifax Explosion (англ.). — Nimbus Publishing (англ.)русск., 2006. — ISBN 978-1-55109-566-0.
  • Mac Donald, Laura. Curse of the Narrows: The Halifax Explosion of 1917 (англ.). — HarperCollins, 2005. — ISBN 978-0-00-200787-0.
  • MacMechan, Archibald; Metson, Graham. The Halifax Explosion: December 6, 1917 (неопр.). — McGraw-Hill Ryerson (англ.)русск., 1978. — ISBN 978-0-07-082798-1.
  • Ground zero : a reassessment of the 1917 explosion in Halifax Harbour / Edited by Alan Ruffman, Colin D. Howell. — Halifax, N.S.: Co-published by Nimbus Pub. and Gorsebrook Research Institute for Atlantic Canada Studies at Saint Mary’s University, 1994. — 484 p. — ISBN 978-1-55109-095-5.
  • Veinot, Julie Ann. Courting Disaster: The Enforcement of Heteronormativity in Halifax Explosion Romances, 1918–2003 (англ.). — Acadia University, 2007. — ISBN 978-0-494-31225-4.
  • Williams, David. Media, Memory, and the First World War (неопр.). — McGill-Queen’s University Press (англ.)русск., 2009. — ISBN 978-0-7735-7652-0.
  • Beed, Blair. 1917 Halifax Explosion and American Response (англ.). — 2nd. — Dtours Visitors and Convention Service, 2002. — ISBN 0-9684383-1-8.
  • Glasner, Joyce. The Halifax Explosion: Surviving the Blast that Shook a Nation (англ.). — Altitude Press, 2003. — ISBN 978-1-55153-942-3.
  • Kitz, Janet (англ.)русск.. The Survivors: The Children of the Halifax Explosion (англ.). — Nimbus Publishing (англ.)русск., 1992.
  • Laffoley, Steven (англ.)русск.. The Blue Tattoo (неопр.). — Pottersfield Press, 2014.
  • Laffoley, Steven (англ.)русск.. A Halifax Christmas Carol (неопр.). — Pottersfield Press, 2017.
  • Mahar, James; Mahar, Rowena. Too Many To Mourn – One Family’s Tragedy in the Halifax Explosion (англ.). — Nimbus Publishing (англ.)русск., 1998. — ISBN 978-1-55109-240-9.
  • Maybee, Janet. Aftershock: The Halifax Explosion and the Persecution of Pilot Francis Mackey (англ.). — Halifax: Nimbus, 2015. — ISBN 978-1-77108-344-7.
  • Remes, Jacob A.C. Disaster Citizenship: Survivors, Solidarity, and Power in the Progressive Era (англ.). — Urbana: University of Illinois Press, 2016. — ISBN 978-0-252-08137-8.
  • Smith, Douglas. «The Railways and Canada’s Greatest Disaster: The Halifax Explosion, December 6, 1917». — Canadian Rail, 1992. — С. 202. — 431 с.

Основное по конструкции и физическим свойствам заряда

Как «Кузькина мать» бомба не являлась просто переименованным изделием проекта РН202. В конструкцию бомбы был внесён ряд важных изменений, в частности, затронувших её центровку. Для обеспечения безопасности экипажа самолёта-носителя авиабомба АН602 была оборудована тремя парашютами: вытяжным, тормозным и основным. Общий вес парашютной системы составил 813 кг.

Схема действия каждой из ступеней строилась следующим образом:

  • Первая ступень — атомный взрыв, запускающий термоядерную реакцию;
  • Вторая ступень — термоядерный взрыв при синтезе дейтерия;
  • Третья ступень — запуск ядерной реакции Джекилла-Хайда под действием быстрых нейтронов в оболочке из блоков урана-238.

Согласно расчётам советских физиков-ядерщиков, максимальная мощность подобного взрывного устройство теоретически была неограниченной. В пределах произведённых расчётов для практической реализации на заданном типе конструкции мощность взрыва составляла около 100 мегатонн, хотя могла быть без особых дополнений повышена в несколько раз.

В подготовленном к «рекордному» испытанию экземпляре «Царь-бомбы» было решено не поднимать мощность взрыва до максимальных расчётных показателей. В связи с этим третья ступень бомбы при её окончательном изготовлении состояла из свинца, а не из урана-238, как предполагалось в штатном взрывном устройстве.

Такая замена материала оболочки приводила к общему понижению мощности взрыва, что объяснялось желанием сократить до приемлемого уровня количество выбрасываемых при взрыве радиоактивных осадков. На уменьшении веса бомбы это особо не сказалось: если урановая оболочка 100-мегатонной бомбы должна была весить 2,8 тонны, то свинцовая же оболочка того же объёма — около 1,7 тонны, что на фоне общей массе АН602 было незначительным.

Вес и длина

Параметры Значения
Длина (без учёта штырей взрывателей) 8000 мм
Диаметр 2100 мм
Масса бомбы 26 413 кг
Масса вместе с парашютной системой 27 826 кг

Мощность

Расчётная мощность складывалась из суммарного объёма высвобождаемой энергии на всех трёх ступенях термоядерного взрыва. Ядерный заряд первой ступени при этом обеспечивал мощность взрыва в 1,5 мегатонны в пересчёте на тринитротолуол, а запуск последующей реакции термоядерного синтеза во второй ступени предполагал добавить к мощности взрыва ещё 50 мегатонн. Полноценное усиление взрыва «Изделия 602» за счёт урановых «слоек» третьей ступени в подготовленной к испытанию бомбе не планировалось.

Радиус поражения

В штатном оснащении «Царь-бомба» способна, в зависимости от высоты взрыва и рельефа местности, образовать сплошной огненный шар диаметром в 3-4 километра с температурой, способной обратить в пепел всё окружающее. Сила ударной волны способна практически полностью разрушить армированные железобетонные здания в радиусе 30-40 километров от эпицентра, а световая вспышка взрыва способна вызвать термические ожоги третьей степени на расстоянии около 100 километров.

Даже по самым скромным оценкам, взрыв такой силы может мгновенно и полностью уничтожить Лос-Анджелес или Париж вместе с их обширными пригородами. Кроме того, подобный взрыв приводит к длительным электромагнитным возмущениям в атмосфере, вызывающим многочасовое нарушение любой радиосвязи.

Карта испытаний «Царь-бомбы»

Примечания

  1.  (англ.). The CBC Halifax Explosion Site. Canadian Broadcasting Company (2015). Дата обращения 6 ноября 2019.
  2. . РИА Новости (6 декабря 2007). Дата обращения 6 ноября 2019.
  3. Jay White. Exploding Myths: The Halifax Explosion in Historical Context // Ground zero : a reassessment of the 1917 explosion in Halifax Harbour / Edited by Alan Ruffman, Colin D. Howell. — Halifax, N.S.: Co-published by Nimbus Pub. and Gorsebrook Research Institute for Atlantic Canada Studies at Saint Mary’s University, 1994. — P. 266. — 484 p. — ISBN 978-1-55109-095-5.
  4. ↑ Ground zero : a reassessment of the 1917 explosion in Halifax Harbour / Edited by Alan Ruffman, Colin D. Howell. — Halifax, N.S.: Co-published by Nimbus Pub. and Gorsebrook Research Institute for Atlantic Canada Studies at Saint Mary’s University, 1994. — P. 276. — 484 p. — ISBN 978-1-55109-095-5.
  5. Kitz, Janet F. December 1917 : re-visiting the Halifax explosion. — Halifax, NS: Nimbus Pub, 2006. — P. 16. — 140 p. — ISBN 978-1551095660.
  6. ↑  (англ.). NASA Safety Center. NASA (3 January 2013). Дата обращения 6 ноября 2019.
  7. MacDonald, Laura. Curse of the narrows : . — 1st Canadian ed. — Toronto: HarperCollins, 2005. — 355 p. — ISBN 978-0002007870.
  8. . web.archive.org (24 сентября 2015). Дата обращения 6 ноября 2019.
  9. 100 великих кораблекрушений. — М: Вече, 2003. ISBN 5-7838-0548-3
  10. Ground zero : a reassessment of the 1917 explosion in Halifax Harbour / Edited by Alan Ruffman, Colin D. Howell. — Halifax, N.S.: Co-published by Nimbus Pub. and Gorsebrook Research Institute for Atlantic Canada Studies at Saint Mary’s University, 1994. — P. 276. — ISBN 978-1-55109-095-5.
  11. . web.archive.org (1 апреля 2012). Дата обращения 7 ноября 2019.
  12. ↑ .
  13.  (англ.). Maritime Museum of the Atlantic (14 February 2013). Дата обращения 7 ноября 2019.
  14. . web.archive.org (15 июня 2015). Дата обращения 7 ноября 2019.
  15.  (англ.). Global News. Дата обращения 7 ноября 2019.
  16. Shiers, Kelly.  (англ.). The Chronicle Herald (6 December 2014).
  17. Conlin, Dan.  (англ.). Maritime Museum of the Atlantic (5 December 2013).
  18.  (англ.). From one moment to the next: the Halifax Explosion. University of Virginia.
  19. , pp. 53–55.
  20. , p. 53.
  21. , p. 73.
  22.  (англ.). CBC Archive (1 December 1957). Дата обращения 14 октября 2016.
  23. , p. 30.
  24. ↑ .
  25. ↑ . Halifax Professional Fire Fighters Association. Дата обращения 29 апреля 2015.
  26. Landry, Janice. . Halifax Magazine (28 ноября 2012).
  27. , p. 21.
  28. Larzelere, Alex. The Coast Guard in World War I: an Untold Story (англ.). — United States Naval Institute, 2003. — P. 74, 79—80. — ISBN 978-1-55750-476-0.
  29. (pdf) . HazNet (Winter 2014).
  30. ↑ , p. 70.
  31. , pp. 28–29, 68.
  32. , pp. 57–58.
  33. , pp. 58–59.
  34. , p. 100.
  35. ↑ . CBC. Дата обращения 20 января 2012.
  36. ↑ , p. 58.
  37. , p. 60.
  38. , pp. 42–43.
  39. , p. 31.
  40. , p. 32.
  41. Kernaghan, Lois. . The Canadian Encyclopedia (16 декабря 2013).
  42. , pp. 64–65.
  43. , p. 42.
  44. , p. 123.
  45. ↑ , p. 143.
  46. , p. 113.
  47. Elements still scourge desolated city of Halifax, 1050 bodies at morgues; all Germans being arrested, The Gazette (10 декабря 1917), С. 1.
  48. Graham, Gayle; MacDonald, Bertrum. The Halifax Explosion and the spread of rumour through print media, 1917 to the present (англ.) // Journal of the Royal Nova Scotia Historical Society : journal. — 2014. — Vol. 17. — P. 92.
  49. ↑ , p. 71.
  50. Johnston, William; Rawling, William; Gimblett, Richard; MacFarlane, John. The seabound coast (англ.). — Dundurn Press (англ.)русск., 2010. — P. 525—526. — ISBN 978-1-55488-908-2.
  51. , pp. 113–114, 122.
  52. ↑ , p. 187.
  53. , p. 270.
  54. , pp. 196–201.
  55. Kitz, Janet. The Inquiry into the Halifax Explosion of December 6, 1917: the legal aspects (англ.) // Journal of the Royal Nova Scotia Historical Society : journal. — 2002. — Vol. 5. — P. 64.

Были ли прецеденты

Стоит отметить, что взрыв удобрений — не единичный случай в мировой практике. Можно вспомнить взрыв в американском Тексас-Сити в 1947 году.

Тогда пожар на борту французского судна “Гранкамп” стал причиной детонации около 2100 тонн аммиачной селитры. Взрывались корабли и нефтехранилища. В итоге, около полутора тысяч человек погибло, более 5000 получили ранения. Порт и большая часть города оказались разрушены из-за взрыва.

На 30 лет раньше похожий взрыв произошел в порту канадского Галифакса. Сдетонировали не удобрения, а боеприпасы. Трагедия произошла также на французском корабле. Он столкнулся с норвежским судном, начался пожар, а затем и взрывы, которые разрушили целый район.

В Галифаксе из-за взрывов погибло более 2 тыс. человек, 9 тыс. человек получили ранения. Этот взрыв считают мощнейшим в доядерной эпохе.

Взрыв на испытаниях «Папы всех бомб»

Это уже наш ответ американцам – разработка авиационной вакуумной бомбы повышенной мощности, неофициально получившей название «Папа всех бомб». Боеприпас был создан в 2007 году и теперь именно эта бомба считается самым мощным неядерным снарядом в мире.

В отчетах по испытанию бомбы сказано, что площадь поражения «Папы» настолько велика, что позволяет снизить стоимость производства боеприпаса за счет уменьшения требований к точности. Действительно, к чему прицельное попадание, если разнесет все вокруг в радиусе 200 метров. И даже на расстоянии двух с лишним километров от эпицентра взрыва человека собьет с ног ударной волной. Ведь мощность «Папы» в четыре раза превосходит «Маму» — сила взрыва вакуумной бомбы составляет 44 тонны в тротиловом эквиваленте. В качестве отдельного достижения испытатели приводят довод об экологичности снаряда. «Результаты испытаний созданного авиационного боеприпаса показали, что он по своей эффективности и возможностям соизмерим с ядерным боеприпасом, в то же время, я хочу это особо подчеркнуть, действие этого боеприпаса абсолютно не загрязняет окружающую среду по сравнению с ядерным боеприпасом», — сказано в отчете и.о. начальника Генерального штаба ВС России Александр Рукшин.

«Папа всех бомб» примерно вчетверо мощнее «Мамы»

Расследование и суды

Многие в Галифаксе сперва подумали, что взрыв был результатом немецкой диверсии. Газета «Halifax Herald» некоторое время поддерживала эту версию, сообщая о том, что немцы высмеивали жертв. Сразу же после взрыва все немецкие резиденты в Галифаксе были арестованы. Пока рулевой с «Имо» норвежец John Johansen находился в больнице с серьёзными травмами, военная полиция получила сообщение о его подозрительном поведении, и Johansen был арестован как немецкий шпион после того, как у него было обнаружено письмо, якобы на немецком языке, но в конце концов оказалось, что письмо написано по-норвежски. По мере выяснения истинных причин взрыва эти подозрения рассеивались, хотя и не исчезли до конца.

Судебное следствие началось 13 декабря 1917 года в уцелевшем здании городского суда Галифакса под председательством Arthur Drysdale. Заключение, вынесенное 4 февраля 1918 года, признало обвиняемыми в столкновении судов:

  • капитана «Монблана» Айме Ле Медека (Aimé Le Médec),
  • лоцмана «Монблана» Френсиса Маки (Francis Mackey),
  • коммандера F. Evan Wyatt, старшего офицера ВМС Канады, ответственного за порт Галифакс, пропускной режим в нём и противолодочные средства.

Судья Drysdale согласился со мнением специального уполномоченного L. A. Demers, что:

с учётом характера перевозимого груза. Возможно, что судья был предубеждён общественным мнением, которое было резко антифранцузским, а также был спровоцирован «уличным» стилем выступления адвоката «Imo» Charles Burchell. Как пишет обвинитель W. A. Henry, решение стало

которые ожидали, что вина будет возложена на «Imo», шедшее по неправильной стороне пролива

Всех троих обвиняли в преступной неосторожности, повлёкшей гибель людей. Бенджамин Рассел (Benjamin Russell), судья верховного суда провинции Новая Шотландия, не счёл обвинения обоснованными

С Маки и Ле Медека обвинения были сняты, и только Wyatt предстал перед присяжными, которые 17 апреля оправдали его, прозаседав меньше, чем один день.

Судья Drysdale также провёл гражданский процесс, на котором судовладельцы тягались друг с другом в определении компенсаций ущерба. 27 апреля 1918 года он вынес решение, согласно которому всё было возложено на «Монблан». Апелляции в Верховный Суд Канады (19 мая 1919) и Судебный комитет Тайного совета (22 марта 1920), определили Монблан и Имо в равной степени виновными в навигационных ошибках, приведших к столкновению. Ни одна из сторон не была осуждена за какое-либо преступление или иным образом успешно привлечена к ответственности за любые действия, которые спровоцировали катастрофу.

Однако французское правительство такое решение не признало. Ле Медек продолжал служить в фирме «Компани женераль трансатлантик» до 1922 года. А в 1931 году, в связи с выходом на пенсию, он был награждён орденом Почётного легиона.

Итоги

Пароход «Имо» в 1918 году сняли с мели, отремонтировали и переименовали в «Гивернорен». В 1921 году он во время рейса в Антарктику наскочил на скалы и затонул.

По официальной информации, погибло 1963 человека (по данным 2002 года, были опознаны 1950 человек), пропало без вести около 2 тысяч человек. В трёх городских школах из 500 учеников выжило 11. Район Ричмонд, находящийся в северной части города, практически полностью был стёрт с лица земли. Всего в городе было полностью разрушено 1630 зданий, 12 тысяч было сильно повреждено. Общий материальный ущерб от катастрофы составил 35 миллионов канадских долларов.

18 июля 2013 года в возрасте 98 лет умерла Мэри Анастэйша Мёрфи — последняя из переживших взрыв жителей Галифакса, ей тогда было 2 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector