Кто придумал названия семи нот?
Содержание:
Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре
И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).
Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).
В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.
В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.
Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:
До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.
Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.
B&W XT2 37 500руб.
Звук 5
Конструкция 5
Качество / цена 4
Достоинства
— Порода и философия
— Инструмент для культурного причастия
Недостатки
— Присутствует небольшая стерильность
Конструкция
Линейку XT известного британского производителя B&W можно охарактеризовать как lifestyle. Узкие глянцевые корпуса изготавливаются из цельного куска алюминия и благодаря своей форме обладают чрезвычайной прочностью и стабильностью. Твитер, как на всех дорогих моделях B&W, вынесен в отдельный отсек, наполовину утопленный в верхнюю крышку корпуса. Внутри этого «фонаря» традиционно располагается трубка, подавляющая звуковые колебания с обратной стороны твитера (по технологии Nautilus). Алюминиевый купол твитера закрыт металлической сеткой, которая держится на магнитах и может свободно сниматься. Диффузор основного динамика выполнен из традиционного для компании материала — кевлара. Мягкий подвес дает диффузору значительную свободу в амплитуде движения. Непосредственно под динамиком располагается порт фазоинвертора с фирменной текстурой, напоминающей мячик для гольфа. Напомним, что такая поверхность уменьшает турбулентность потока, и соответственно уменьшается паразитный шум из фазоинвертора. Мощные фирменные клеммы имеют защитные колпаки. В комплекте присутствует металлический крепеж для настенного монтажа.
Звук
B&W XT2 начинают играть сразу, без раскачки и рефлексии. Точно, сдержанно, с достоинством. Тембры не оставляют надежды сомнениям. Верю! Бас на удивление глубок, верх кристально чист и прозрачен. Подача идет немного «в себя», приходится «залезать ухом» в колонку. Легко проходим джаз и популярную музыку, неплохо идет классика. Образы, правда, чуть мелковаты. Разрешение явно выше среднего. Бас иногда укрупняется. Также не отпускает чувство, что что-то осталось за бортом. Пианизм как искусство реален, тонкие планы выпуклы и хорошо заметны. Масштаб исполнителей чувствуется очень хорошо. Склоняюсь к тому, что не хватает окончаний: слишком уж быстро звуки заканчиваются, чистота звучания, конечно, возрастает, но за счет подъедания этих самых хвостов. Такая вот расческа для растрепанных звуков. Кевларовая. Высокоорганизованные колонки. Целое мировоззрение. Уважаю.
Хороший график АЧХ. Небольшой подъем на 120 Гц виноват в укрупнении баса. Высокие частоты очень линейны. Единственный дефект — провал на 3-4 кГц. Для уха это очень чувствительный диапазон, поэтому слушатель, возможно, заметит изменения в тембрах некоторых инструментов. Направленность широкая и ровная. КНИ колонки — без единой запинки и очень низкий. Просто образец. На низких частотах естественное ограничение.
А вот импеданс хотелось бы видеть поровнее.
Сборы
Что же останавливает большинство композиторов?
Во-первых, разумеется удобство исполнения и нотации. Почти все инструменты настроены в РТС-12, почти все музыканты учатся читать классическую нотацию, да и слушатели в большинстве своем привыкли к музыке, состоящей из «обычных» нот.
Возразить на это можно следующее: с одной стороны развитие компьютерной техники позволяет оперировать со звуками практически любой высоты и даже любой структуры. С другой стороны, как мы видели в статье о диссонансах, со временем слушатели становятся все более лояльны к непривычному, в музыку проникает все больше и больше сложных созвучий, которые публика понимает и принимает.
Но есть и вторая трудность на этом пути, быть может, даже более существенная.
Дело в том, что как только мы выходим за 12 нот, у нас практически теряются все ориентиры.
Какие созвучия окажутся консонантными, какие нет?
Будут ли существовать тяготения?
На чем будет строиться гармония?
Будет ли что-то похожее на тональности или лады?
Мелодические гаммы
Свое название мелодические гаммы получили из-за особенностей звучания — верхняя половина гаммы звучит мелодично, легко и певуче, словно образуя единую мелодию.
Мелодический мажор / Мелодическая гамма До мажор
Схема мелодической мажорной гаммы. Движение этой гаммы всегда идет вниз (в обратную сторону).
Мелодический мажор — редкая разновидность натурального мажора, главная особенность которого в том, что при звучание гаммы меняется в зависимости от направления движения. Если послушать мелодический мажор отдельно, то его звучание напоминает натуральный минор.
Мелодический мажор (короткий пример)
Полная версия мелодического мажора подразумевает исполнение восходящего и нисходящего звукоряда друг за другом. При движении вверх музыкант исполняет натуральный мажор, а при движении вниз понижает VI и VII ступени натурального мажора. Таким образом сыграть мелодический мажор можно только при движении звукоряда вниз.
Движение вверх — натуральный мажор, движение вниз — мелодический мажор.
Принцип построения
Тон, тон, полутон, тон, полутон, тон, тон
Структура натуральной минорной гаммы
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
- Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
- Ми (E) — медианта (III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля-бемоль (Ab) — субмедианта (пониженная VI ступень);
- Си-бемоль (Bb) — восходящий вводный звук (пониженная VII ступень).
Мелодический минор / Мелодическая гамма До минор
Схема мелодической гаммы До минор (мелодический минор, джазовый минор).
Как и мажорная версия, мелодический минор меняет свое звучание в зависимости от того, в какую сторону движется звукоряд.
Мелодический минор (короткий пример)
Мелодический минор также называют джазовым минором. В полной версии мелодического минора при движении вверх исполняется мелодический минор, а при движении вниз — натуральный минор.
Движение вверх — мелодический минор, движение вниз — натуральный минор.
Принцип построения
Тон, полутон, тон, тон, тон, тон, полутон
Структура мелодической минорной гаммы
- До (С) — тоника (I ступень, основной тон гаммы)
- Ре (D) — нисходящий вводный звук (II ступень);
- Ми-бемоль (Eb) — медианта (пониженная III ступень);
- Фа (F) — субдоминанта (IV ступень);
- Соль (G) — доминанта (V ступень);
- Ля (A) — субмедианта (VI ступень);
- Си (B) — восходящий вводный звук (VII ступень).
Голос ученых А.Н Мясоедова и Б.К. Алексеева
При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора, отчего постепенно чуть ли не повсеместно укоренилось ошибочное представление о том, что структура мелодического минора именно такова (то есть различается в зависимости от направления движения). Подобная трактовка мелодического минора встречается даже в некоторых учебниках по теории музыки (например: Павлюченко С. Элементарная теория музыки. М. — Л., 1946; Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1966).
Однако это неверно, ибо в данном случае — при нисходящем движении — происходит просто подмена (но не более того!) одного вида минора другим, а именно: мелодического — натуральным, что делается с целью ослабления восходящей направленности тяготений VII и VI повышенных ступеней.
С точки зрения серьезной науки, профессиональные педагоги правы, а мы — нет. Но так как мы говорим просто и без премудростей, учтем мнение авторов учебника «Элементарная теория музыки» (1986, §43), и запомним:
- Мелодический мажор = натуральный мажор (вверх) + мелодический минор (вниз);
- Мелодический минор = мелодический минор (вверх) + натуральный минор (вниз).
Разновидности трезвучий, септаккордов и нонаккордов
Классические аккорды имеют множество разновидностей. Трезвучий всего четыре вида, септаккордов – 16, но в практике закрепились лишь 7, вариантов нонаккордов может быть ещё больше (64), но те, которые из них употребляются постоянно, снова могут быть пересчитаны по пальцам (4-5).
Подробному рассмотрению видов трезвучий и септаккордов мы посвятим отдельные выпуски в будущем, сейчас же дадим им лишь самую краткую характеристику.
Но сначала, нужно понять, почему вообще существуют различные виды аккордов? Как мы уже отмечали ранее, в качестве «строительного материала» для аккордов выступают музыкальные интервалы. Это своеобразные кирпичики, из которых затем получается «здание аккорда».
Но вы также помните, что интервалы также имеют множество разновидностей, они могут быть широкими или узкими, а кроме того чистыми, большими, малыми, уменьшёнными и т.д. Облик интервала-кирпичика зависит от его качественной и количественной величины. И от того, из каких интервалов мы строим (а можно строить аккорды из интервалов как одинаковых, так и различных), зависит, какой вид аккорда, в конечном счёте, у нас выйдет.
Итак, трезвучие имеет 4 вида. Оно может быть большим (или мажорным), малым (или минорным), уменьшённым или увеличенным.
- Большое (мажорное) трезвучие обозначается заглавной буквой Б с прибавлением чисел 5 и 3 (Б53). Состоит оно из большой и малой терции, именно в таком порядке: сначала внизу большая терция, а над ней надстраивается малая.
- Малое (минорное) трезвучие обозначается заглавной буквой М с прибавлением тех же чисел (М53). Малое трезвучие, наоборот, начинается с малой терции, к которой сверху добавляется большая.
- Увеличенное трезвучие получается путём соединения двух больших терций, сокращённо обозначается так – Ув.53.
- Уменьшённое трезвучие образуется путём сцепления двух малых терций, его обозначение такое – Ум.53.
На следующем примере вы можете видеть все перечисленные виды трезвучий, построенные от нот «ми» и «фа»:
Септаккордов есть семь основных видов (7 из 16). Их названия складываются из двух элементов: первый – это вид септимы между крайними звуками (она может быть большой, малой, уменьшённой или увеличенной); второй – вид трезвучия, которое находится в основании септаккорда (то есть вид трезвучия, которое образуется из трёх нижних звуков).
Например, название «малый мажорный септаккорд» нужно понимать так: у этого септаккорда септима между басом и верхним звуком малая, а внутри него находится мажорное трезвучие.
Итак, 7 основных видов септаккордов можно легко запомнить так – три из них будут большими, три – малыми, а один – уменьшённым:
- Большой мажорный септаккорд – большая септима + мажорное трезвучие в основании (Б.маж.7);
- Большой минорный септаккорд – большая септима по краям + минорное трезвучие внизу (Б.мин.7);
- Большой увеличенный септаккорд – большая септима между крайними звуками + увеличенное трезвучие образуют три нижних звука от баса (Б.ув.7);
- Малый мажорный септаккорд – малая септима по краям + мажорное трезвучие в основе (М.маж.7);
- Малый минорный септаккорд – малая септима образована крайними звуками + из трёх нижних тонов получается минорное трезвучие (М.мин.7);
- Малый уменьшённый септаккорд – септима малая + трезвучие внутри уменьшённое (М.ум.7);
- Уменьшённый септаккорд – септима между басом и верхним звуком уменьшённая + трезвучие внутри тоже уменьшённое (Ум.7).
Нотный пример демонстрирует перечисленные виды септаккордов, построенные от звуков «ре» и «соль»:
Что касается нонаккордов, то их нужно научиться различать, главным образом, по их ноне. Как правило, применяются нонаккорды только с малой или с большой ноной. Внутри нонаккорда, конечно, требуется уметь различать и вид септимы, и вид трезвучия.
Среди часто встречающихся нонаккордов можно назвать следующие (всего пять штук):
- Большой мажорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и мажорным трезвучием (Б.маж.9);
- Большой минорный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и минорным трезвучием (Б.мин.9);
- Большой увеличенный нонаккорд – с большой ноной, большой септимой и увеличенным трезвучием (Б.ув.9);
- Малый мажорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и мажорным трезвучием (М.маж.9);
- Малый минорный нонаккорд – с малой ноной, малой септимой и минорным трезвучием (М.мин.9).
В следующем нотном примере эти нонаккорды построены от звуков «до» и «ре»:
Что же делать?
Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.
И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.
Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.
Так что симметрия — ключ к пониманию.
Изобретение линейной нотации
И выход был найден. Правда, не сразу. Сначала придумали такую вещь. Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту, таким образом, как бы уточняли. Но от этого записи становились громоздкими, тексты песнопений, невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой, мельтешили перед глазами. Многие признавали такую систему записи неудобной.
Великое открытие совершил один монах, известный под именем Гвидо Аретинского. Он решил избавить певцов хотя бы от одного неудобства и вместо букв, обозначавших звуки, придумал рисовать линии. Каждая линия означала какую-либо ноту, таких линий сначала было две, затем их стало четыре. А между линиями помещались невмы, и теперь любой певчий точно знал, в каких границах диапазона ему следует петь.
Со временем невмы превратились в квадратные ноты. Читать такие ноты было гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. А самим нотам были присвоены новые названия. И снова эта заслуга принадлежит Гвидо Аретинскому.
Названия и обозначения
Названия нот. История названий
В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.
За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно 212{\displaystyle {\sqrt{2}}}; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.
Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):
-
- UT queant laxis
- REsonare fibris
- MIra gestorum
- FAmuli tuorum,
- SOLve polluti
- LAbii reatum.
Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменена на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В англоязычных странах и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до (см. ниже), а также для того, чтобы каждая нота имела свою согласную в слоге (таким образом, альтерированные ноты обозначаются другими согласными с той же гласной, что и основная нота).
Обозначение нот буквами
Основная статья: Буквенная нотация
Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).
|
Существует также и английская система обозначения (см. рисунок выше), в которой ноту си обозначают буквой B (то есть, начиная с ноты ля, последовательность нот точно соответствует начальным буквам латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G). Эта система наиболее распространена в США, Великобритании, частично используется в Голландии, Швеции. Поэтому в англоязычной литературе используются правила английской системы обозначения. В русских сборниках гитарных аккордов также нередко встречается английская система.
Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза). Исключения в названиях: Aes = As, Ees = Es, а также Нes = B в немецкой системе (здесь справа выписаны используемые обозначения, а слева — те, которые могли бы показаться логичными). В английской системе нота си-бемоль не подлежит исключению и обозначается согласно указанному правилу: Bes.
Мнемонический приём для запоминания нот, расположенных на первой — пятой линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа (с интервалом в терцию). Для удобства запоминания используется фраза: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию». Для нот между линейками — фа (в буквенной системе — F), ля (A), до (C), ми (E) — используется мнемоническое правило, когда буквенные обозначения нот образуют английское слово face (лицо).
Немецкая система | Английская система | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Нота | (Бекар) | Диез | Бемоль | (Бекар) | Диез | Бемоль |
до | c | cis | ces | C | C-sharp | C-flat |
ре | d | dis | des | D | D-sharp | D-flat |
ми | e | eis | es | E | E-sharp | E-flat |
фа | f | fis | fes | F | F-sharp | F-flat |
соль | g | gis | ges | G | G-sharp | G-flat |
ля | a | ais | as | A | A-sharp | A-flat |
си | h | his | b | B | B-sharp | B-flat |
Упрощённая система
Существуют также упрощённая система записи нот, созданная для различных музыкальных инструментов: клавишная табулатура и гитарная табулатура. Табулатуру можно использовать не владея нотной грамотой.
Карта местности
Музыкальная гармония не исчерпывается пониманием консонанса.
К примеру, можно найти созвучие более консонантное, чем минорное трезвучие, однако, оно играет особую роль благодаря своей структуре. Мы изучали эту структуру в одной из предыдущих заметок.
Гармонические особенности музыки удобно рассматривать в пространстве кратностей, или сокращенно ПК.
Кратко вспомним, как оно строится в классическом случае.
У нас есть три простейших способа соединить два звука: умножение на 2, умножение на 3 и умножение на 5. Эти способы порождают три оси в пространстве кратностей (ПК). Каждый шаг по любой оси – это умножение на соответствующую кратность (Рис.4).
Рис.4. Оси в пространстве кратностей.
В этом пространстве, чем ближе ноты расположены друг к другу, тем более консонантное созвучие они будут образовывать.
Все гармонические построения: лады, тональности, аккорды, функции приобретают в ПК наглядное геометрическое представление.
Можно заметить, что в качестве кратностей мы берем простые числа: 2, 3, 5. Простое число – это математический термин, означающий, что число делится нацело только на 1 и на само себя.
Такой выбор кратностей вполне оправдан. Если мы добавим в ПК ось с «непростой» кратностью, то мы не получим новых нот. К примеру, каждый шаг по оси кратности 6, это по определению умножение на 6, но 6=2*3, следовательно, все эти ноты мы могли бы получить, перемножая 2 и 3, то есть все они у нас уже были и без этой оси. А вот, к примеру, получить 5, перемножая 2 и 3, не получится, следовательно, ноты на оси кратности 5 будут принципиально новые.
Итак, в ПК имеет смысл добавлять оси простых кратностей.
Следующее простое число после 2, 3 и 5 – это 7. Именно его стоит использовать для дальнейших гармонических построений.
Если частоту ноты до мы умножим на 7 (сделаем 1 шаг по новой оси), а затем октавно (делением на 2) перебросим получившийся звук в исходную октаву, то получим совершенно новый звук, не использующийся в классических нотных системах.
Интервал, состоящий из до и этой ноты будет звучать так:
Размер этого интервала равен 969 центам (цент – 1/100 полутона). Этот интервал несколько у́же малой септимы (1000 центов).
На рис.3 можно увидеть точку, соответствующую этому интервалу (ниже она выделена красным).
Мера консонанса данного интервала равна 10%. Для сравнения таким же консонансом обладает малая терция, а малая септима (и натуральная и пифагорейская) – интервал менее консонантный, чем данный. Стоит оговориться, что мы подразумеваем расчетный консонанс. Воспринимаемый консонанс может несколько отличаться, т.к. малая септима для нашего слуха интервал гораздо более привычный.
Где же эта новая нота будет располагаться в ПК? Какую гармонию мы сможем с помощью нее выстроить?
Если вынести за скобки октавную ось (ось кратности 2), то классическое ПК окажется плоским (рис.5).
Рис.5. Пространство кратностей.
Все ноты расположенные в октаву друг к другу называются одинаково, поэтому такая редукция до известной степени правомерна.
Что же будет при добавлении кратности 7?
Как мы и отмечали выше, новая кратность рождает новую ось в ПК (рис.6).
Рис.6. Пространство кратностей с новой осью.
Пространство становится трехмерным.
Это предоставляет огромное число возможностей.
Например, можно выстраивать аккорды в разных плоскостях (рис.7).
Рис.7. «Мажорные» трезвучия в разных плоскостях.
В музыкальном произведении можно переходить из одной плоскости в другую, выстраивать неожиданные связи и контрапункты.
Но кроме того есть возможность выходить за пределы плоских фигур и строить трехмерные объекты: с помощью аккордов или с помощью движения в разных направлениях.
Рис.8. Трехмерные объекты в ПК 3-5-7.
Обыгрыш 3D фигур, по-видимому, будет являться базой для гармонической микрохроматики.
Вот какая аналогия напрашивается в этой связи.
В тот момент, когда от «линейного» пифагорейского строя музыка перешла к «плоскому» натуральному, то есть поменяла размерность с 1 на 2, музыка претерпела одну из самых фундаментальных революций. Появились тональности, полноценное многоголосье, функциональность аккордов и неисчислимое множество других выразительных средств. Музыка практически родилась заново.
Сейчас мы стоим перед второй революцией – микрохроматической – когда размерность сменится с 2 на 3.
Как люди средневековья не могли бы предсказать, какой будет «плоская музыка», так и нам сейчас сложно вообразить, какой будет музыка трехмерная.
Поживем – услышим.
Автор — Роман Олейников
Усовершенствованный градусник тональностей
Для того чтобы на градуснике можно было подсмотреть не только количество диезов и бемолей в какой-то из тональностей, но также увидеть, какие именно это будут знаки, мы решили изготовить и представить вам его усовершенствованную модель.
На картинке вы можете видеть градусник с двойной шкалой. По правую сторону показано количество знаков в той или иной тональности. По левую сторону записаны: вверх порядок диезов (ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ), а вниз – порядок бемолей (СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА).
Для того чтобы назвать знаки тональности мы находим её на градуснике, смотрим количество знаков, а затем от нуля поднимаемся или спускаемся по левой шкале, называя все знаки до тех пор, пока не доберёмся до выбранной тональности. Диез или бемоль, который выставлен напротив нужной тональности будет в ней последним.
Например, мы хотим узнать, сколько знаков в тональности Си мажор. Находим её на градуснике – она находится среди диезных строёв, в ней 5 диезов, а именно (от «нуля»): фа, до, соль, ре и ля.
Ещё пример – разберёмся с тональностью Ре-бемоль мажор. Она записана на «морозной», бемольной стороне, знаков по градуснику пять, а именно (спускаемся от «нуля»): си, ми, ля, ре и соль.
Ниже мы представим вам ещё один вариант градусника – с буквенными обозначениями тональностей. Использовать в учёбе можно любой, какой больше понравится. Скачать оба градусника для распечатки можно ЗДЕСЬ.
История
До нот в европейской музыке использовались особые знаки — невмы. Современная музыкальная нотация восходит к трудам Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.), и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.[источник не указан 419 дней]
Во времена зарождения нотной записи с помощью нот могли быть зафиксированы только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век), «чёрной» мензуральной (XIV век) и «белой» мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта составляющая записи музыки.