Классификация компьютерных игр

Приключения (квесты)

Приключенческие игры часто делятся по стилю геймплея, а не сюжету или контенту. И несмотря на то, что с развитием технологий разработчики получили множество возможностей по реализации сюжетов в этом жанре, по своей сути эти игры недалеко ушли от своих текстовых предков.

Обычно в квестах игроки взаимодействуют с другими персонажами и окружающим миром для решения головоломок с подсказками, продвигаясь таким образом по сюжету. Не считая периодических мини-игр, в квестах редко встречаются экшен-элементы. Поэтому среди мейнстримных геймеров жанр не так популярен.

Интересный факт: Самым успешным квестом всех времен считается Myst. Он вышел в 1993 году, который многие считают годом расцвета жанра, и стал самой продаваемой игрой для ПК всех времен. Кроме того, он открыл миру эпоху игр на компакт-дисках.

История

Журнал был основан в издательстве «Техномир» известным ролевиком, журналистом и сценаристом Андреем Ленским (псевдоним Ричард Псмит), который и стал его главным редактором. Изначально он выпускался как специальное приложение к журналу «Игромания», в виде книг, выходил нерегулярно. Таким образом вышло 13 номеров. В первых выпусках печатались исключительно руководства и прохождения к играм. Начиная с января 2003-го года и 14-го номера журнал существовал как самостоятельное издание и выходил ежемесячно.

После смерти Ленского в 2010 году журнал начал испытывать организационные и финансовые проблемы. Без своего основателя «ЛКИ» просуществовал ещё почти два года. В декабре 2011 года издательство «ТехноМир» объявило о заморозке ЛКИ на неопределённый срок. Редколлегия вернулась в штат «Игромании». По словам директора издательства, и последнего главного редактора журнала, Дениса Давыдова, журнал может быть возрождён в случае более благоприятных финансовых обстоятельств.

Adventure Править

Adventure («Приключение») — игра-повествование в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Interactive fiction («Интерактивная литература, IF, текстовые квесты») — жанр, в котором общение с игроком осуществляется посредством текстовой информации. Развитие этого жанра, в связи с низким требованием к ресурсам, началось практически вместе с появлением компьютерных игр (IF появились уже в 1975 году) и не прекратилось даже с появлением графических игр.

Graphic adventure («Графическая приключенческая игра») — одна из разновидностей приключенческих компьютерных игр. В отличие от текстовых приключенческих игр, в которых игрок осуществлял взаимодействие с игровым миром посредством текстовых команд, в графических стало возможно управление и взаимодействие с различными объектами на игровом экране с помощью курсора.

ЛКИ-Creator

В июне 2004 года на страницах ЛКИ стартовал новый проект ЛКИ-Creator. Группа журналистов во главе с главным редактором ЛКИ Андреем Ленским, выступавшим под псевдонимом Ричард Псмит, начала разработку бесплатного и общедоступного игрового движка с открытым исходным кодом на языке Delphi. Было опубликовано несколько листингов кода простейших игр и объяснены некоторые теоретические аспекты, такие, как выбор жанра будущей игры и искусственный интеллект. От номера к номеру движок совершенствовался, включая в себя улучшенную совместимость и новые возможности. На основе двумерной версии движка, названной впоследствии «ЛКИ-Creator 2D», авторами были созданы и предложены читателю три более или менее законченных игры:

  • «Звёздный эскорт» — космическая аркада с видом сверху;
  • Filler — головоломка, ремейк классической игры «Filler». Код прислан в редакцию читателем Oct Opus.
  • «Война за обелиски» — пошаговая стратегия. Демонстрирует основные приёмы работы с плиточной картой.

«ЛКИ-Creator» основан на графическом интерфейсе DirectX версии 8.0, и, следовательно, все игры, скомпилированные с его помощью, требуют эту библиотеку. В ранних версиях «ЛКИ-Creator» имел проблемы с совместимостью и без правок в исходном коде мог был установлен только поверх Borland Delphi 5. Позднее появилась совместимость с более поздними версиями данной среды разработки.

Через несколько месяцев после старта проекта вышел «ЛКИ-Creator 3D», позволяющий создавать трехмерные приложения. В качестве примера использования в журнале были приведены фрагменты исходного кода программы «Дельфин», отрисововавшей на экране трехмерную модель дельфина, движущуюся за указателем мыши.

В последующие годы проект был заброшен. Вот некоторые причины:

  • «ЛКИ-Creator» изначально уступал по своим возможностям ближайшим аналогам, таким, как DelphiX и GLScene
  • Конфликт редакции с одним из ведущих программистов движка привел к длительной задержке в разработке и шагу назад
  • Формат журнала не позволял публиковать исчерпывающие руководства по использованию пакета

Общедоступная игра. 1971 год

В течение многих лет испытать свои силы в видеоигре можно было только в тех местах, где она была установлена (как правило, в университетах), и лишь в 50-е и 60-е годы прошлого века появились домашние версии игровых автоматов. Обычно в них была установлена электронная игра крестики-нолики.

В 1971 году были выпущены две аркадные версии Spacewar!. В сентябре того года в Стэнфордском университета штата Калифорния была установлена первая в мире аркадная игра Galaxy Game – видеоигра на автомате, работающем на монетах.

Спустя два месяца, в ноябре, для коммерческой продажи были доступны 1500 аркадных автоматов Computer Space – первого детища Нолана Бушнелла и Теда Дабни, будущих основателей компании Atary по производству и изданию компьютерных игр. Их второй и более успешно попыткой выйти на международный рынок видеоигр стала Pong. Нолан даже получил прозвище «Король Pong», как признанный основатель американской индустрии видеоигр.

Боевик

Компьютерные игры жанра action предполагают управление человеком. Главное отличие от аркад – сложность. Причем выражается она не в количестве усилий, затраченных для победы, а в проработке геймплея и окружения. Почти всегда девелопер старается сделать так, чтобы виртуальная реальность была как можно более реалистичной (невозможность забраться по отвесной стене или прыгнуть выше нескольких десятков сантиметров, вид от первого лица, ограничение на скорость передвижения и т. п.).

Можно сказать, что родоначальники все еще оставались аркадами, но большая свобода сразу выделила их в отдельную категорию.

Если составить рейтинг компьютерных игр по жанрам, action будет стоять на первом месте. Так сложилось, что все продукты этой категории всегда находятся на передовой прогресса. Бывает так, что за примитивным геймплеем прячется монстр графики, все красоты которого можно увидеть далеко не на каждом компьютере. Стоит вспомнить Doom3 или Crysis.

Квесты

Компьютерные игры в жанре квест – самые чистокровные представители сюжетных приключений. В них геймеру заранее отводится определенная роль, и с этой точки зрения рассказывается какая-либо интерактивная история. Квесты почти всегда линейны, пройти от начала до конца можно только по одному пути. Возможностей решения каждой задачи – минимум. Главные действия – общение с NPC, поиск предметов, их комбинирование.

Такое положение вещей упрощает разработку до минимума и дает возможность сценаристу до блеска отполировать сюжетную линию. Увы, сегодня квесты не являются популярным жанром, а потому и не окупаются. Редкий представитель этого ответвления попадает в топ-листы продаж или поисковых запросов. Следовательно, сегодня чаще всего можно встретить низкобюджетные продукты этого направления.

Нередко о квестах говорят, что это компьютерные игры детективного жанра. Произошло этого из-за большого числа представителей, повествующих о сыщиках. Многие разработчики просто «заворачивают» сюжеты известных книг в интерактивную оболочку.

RPG (Role-Playing Game) Править

Править

Japanese Role-Playing («Японская ролевая игра») — жанр, выделяемый среди компьютерных ролевых игр. Игры этого жанра имеют схожие, узнаваемые особенности стиля, подачи сюжета и игровой механики, разительно отличающие их от RPG «западного образца» (англ. Western-style RPG).

Править

Sandbox («Песочница») — жанр, в котором игры играют роль так называемой песочницы, где игрок может отключать или игнорировать игровые цели и задания. Этот термин используется для описания режима или опции тех игр, уровни которых являются неограниченными во времени, но в то же время имеют цель; термин «игра-песочница» неприменим для тех игр, которые являются неограниченными во времени и не имеют целей.

Править

Action RPG («Ролевой боевик, Action role-playing game, action RPG, action-RPG, ARPG») — поджанр компьютерных ролевых игр, в котором ролевая составляющая сочетается с элементами action. Другими словами, если в классической ролевой игре успех действий персонажа во время боевой ситуации зависит от персональных характеристик героя, то в ARPG не меньшую роль играет и скорость реакции самого игрока.

Править

Править

Tactical RPG («Тактическая ролевая игра, TRPG») — жанр, сочетающий элементы компьютерных ролевых игр и компьютерных стратегических игр. Основной акцент игрового процесса в тактических ролевых играх сделан на принятии тактических решений во время боя. Жанр лишен четких рамок, и многие принадлежащие к нему игры могут быть отнесены к компьютерным ролевым играм или же пошаговым стратегиям.

Править

Roguelike («Роуглайк, рогалик») — поджанр компьютерных ролевых игр. Характерными особенностями roguelike являются генерируемые случайным образом уровни и необратимость смерти персонажа — в случае его гибели игроку предлагается начать игру заново. Большинство западных игр этого жанра было разработано на некоммерческой основе и использует двумерный текстовый интерфейс и управление клавиатурой. Жанр назван по имени прародителя — игры Rogue, разработанной для системы UNIX в 1980.

5. Классификация по типу распространения игр

Платные игры

5.2. Цифровая копия игры (продажа игр через Интернет). Развитие интернет технологий и увеличение пропускной способности интернет кабелей открыло возможность скачивания файлов больших объемов по глобальной сети. Копия игры, скачанная с интернет-ресурса продавца, называется цифровой копией. Сам процесс такой продажи называется цифровой дистрибьютицией.

5.3. Оплата за игровое время. В некоторых случаях продаётся не копия игры, а игровое время.

5.3.1. Оплата за сеанс игры. Используется в играх на аркадных игровых автоматах.

5.3.2. Подписка на игру. Используется в некоторых онлайн-играх. Обычно, доступ к игре оплачивается раз в месяц.

Бесплатные игры:

5.4. Условно бесплатная игра (shareware). Игры, в которые можно поиграть бесплатно некоторое время или несколько первых уровней. Для открытия доступа к полноценной игре, её необходимо купить. Это своеобразное развитие идеи демо-версии (бесплатной ознакомительной версии игры). Отличие в том, что это не часть игры, как в демо-версии, а полноценная игра, с временно включенным режимом демо-версии.

Такой принцип игры очень удобен, он позволяет игроку сначала оценить игру, а уже затем решать, покупать её или нет. Большая часть казуальных игр распространяется именно по такому shareware-принципу.

Есть такие shareware игры, где сразу же открыт доступ ко всей игре, но если за игру не уплачены деньги, то на экране постоянно появляется реклама или просьба о материальной помощи авторам игры.

5.5. Бесплатная игра с микротранзакциями (free to play, free2play) (большая часть MMO-игр). Игры, которые можно бесплатно скачивать в интернете, устанавливать, играть без каких-либо ограничений. Оплату никто не требует. Но в игре есть возможность покупки дополнительных вещей, бонусов, улучшений, игровой валюты за реальные деньги. При этом, игровой процесс часто поставлен так, что потратив на игру реальные деньги, потратившийся игрок (донат) получает преимущество над обычными игроками.

5.6. Бесплатная игра (флеш-игра, браузерная игра, скачиваемая игра). Игра, за которую не нужно платить. Обычно это низкокачественные игры, на которые действительно никто не потратит деньги. Но иногда встречаются достойные игры, распространяемые совершенно бесплатно.

История

Первые видеоигры использовали множество электронных устройств для связи с пользователем. Так, первой зарегистрированной игрой, которую можно отнести к видеоигре, является Ракетный симулятор, интерфейсом которого выступало аналоговое устройство на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) (заявка на патент была подана 25 января 1947 года). Создание этой игры было обусловлено изобретением ЭЛТ, что позволяло формировать изображение на экране. Однако, из-за того, что Ракетный симулятор не имел растрового типа изображения, которое характерно для мониторов и телевизоров, то данное устройство чаще принимают за электронную игру (англ.)русск., но относят к видеоиграм. Но вместе с тем, с технической точки зрения, Ракетный симулятор является видеоигрой.

Ранними примерами видеоигр являются первая программная игра OXO, первая созданная для развлечения Tennis for Two, Spacewar! как первая видеоигра, которая была доступна вне разработавшей её организации. Определение видеоигры для игр этого времени имеет свои трудности, например, данные игры не создавались как интерактивные программы, и не разрабатывались как игры. При этом они не были популярными и массовыми, так как не тиражировались и не выходили за пределы тех организаций, где они были созданы. Это обуславливалось рядом сложностей, когда компьютеры 1960-х занимали комнаты, использовали радиолампы, для которых требовалось охлаждение и постоянное обслуживание. Одна из революций в компьютерных играх заключалась в переходе на транзисторную элементную базу и массовое использование телетайпа. Здесь одним из следствий явилось разграничение игр по интерфейсу взаимодействия с пользователем: видеоигры и текстовые игры.

Исторически видеоигры появились раньше, чем был создан персональный компьютер. Это обусловлено тем, что в 1960-х годах компьютерные технологии не были массовыми и не рассматривались как серьезный инструмент в гражданской сфере. Создаваемые видеоигры на электронной базе (электронные игры) сыграли важную роль в мирной социализации компьютерной техники и её интеграции в популярную культуру. В 1970-х видеоигры стали одним из самых популярных развлечений, когда устанавливались игровые автоматы в барах, кафе и других заведениях. Роль предшествующих игровых автоматов, электронных игр и видео игр на формирование компьютерной игровой индустрии бывший продюсер CNN Стивен Бакстер (англ. Steven Baxter) описывает следующим образом:

Нельзя сказать, что видеоигры выросли из пинбола, но вы можете предположить, что видеоигры не могли бы появиться без него. Это как велосипеды и автомобили. Одна индустрия приводит к тому, что появляется другая, и потом они идут вместе. Но вам придётся сначала изобрести велосипед для того, чтобы впоследствии появились легковые автомобили.

Оригинальный текст (англ.)

You can’t say that video games grew out of pinball, but you can assume that video games wouldn’t have happened without it. It’s like bicycles and automobiles. One industry leads to the other and then they exist side by side. But you had to have bicycles to one day have motor cars.

Первая видеоигра в современном понимании была разработана Баером Ральфом, когда новшество заключалось в том, что игры начали использовать экран телевизора. Момент, когда идея пришла ему в голову, он вспоминает следующим образом:

Баер Ральф работал совместно с Биллом Хариссоном (англ. Bill Harrison), и они разработали первую игровую приставку — устройство, которое передовало изображения на экран телевизора. Основные проблемы были технические, и их разработки не представляли развлекательной ценности. Позже к ним присоединился Билл Руш (англ. Bill Rusch), который первым осознал необходимость игрового фана (англ. fun, или удовольствие от игры). Однако, в конце 1960-х из-за финансовых проблем работы были свернуты.

Создателем индустрии видеоигр считается Нолан Бушнелл, который после разработки нескольких компьютерных игр создал видеоигру Computer Space (англ.)русск.. В 1971 году он, совместно с Nutting Associates (англ.)русск., выпустил 1500 игровых автоматов с данной игрой. Однако, из-за плохих продаж Computer Space, Нолан Бушнелл покинул Nutting Associates и вместе с Тедом Дабни (англ.)русск. основал фирму Atari. В этой компании была разрабатана видеоигра Pong, которая является первой коммерчески успешной видеоигрой.

Видеоигры в 1960-х — 1970-х годах выпускались на специальных телеприставках и в виде игровых автоматов. Считается, что только с начала 1980-х, когда персональные компьютеры стали доступны достаточно многим людям, видеоигры начинают рассматриваться как компьютерные.

Первая 32-битная игровая система. 1993 год

Первой 32-разрядной игровой приставкой в действительности была Amiga CD32, выпущенная в сентябре 1993 году, но её продажи не превысили 100000 единиц. Точно также провалились продажи Atari Jaguar (выпуск – ноябрь 1993 года) – продали всего 500000 экземпляров. Между ними протиснулась первая консоль компании Panasonic – 3DO Interactive Multiplayer, пользующаяся чуть большим успехом среди покупателей. Но назвать её первой 32-разрядной приставкой трудно: выпуск до 1994 года был ограничен, а стоимость в 700 долларов наложила отрицательный отпечаток на покупки консоли.

В конце 1994 года в Японии закончилась разработка Sega Saturn и Sony PlayStation, игровых приставок, превзошедших своих предшественников. PlayStation стала первой в истории консолью, тираж которой перевалил за 100 миллионов экземпляров.

Другие жанры Править

Здесь описаны другие известные жанры.

Править

Casual game («Казуальная игра») — жанр игр, предназначенных для широкого круга пользователей. Ввиду своего предназначения такая игра, как правило, обладает достаточно простыми правилами и не требует от пользователя хорошего владения компьютером. Многие подобные игры обладают также яркой привлекательной графикой и минимумом текста.

Править

Music game («Музыкальная игра») — жанр, где во главу ставится музыкальная составляющая, а от игрока требуется наличие чувства ритма. Игры данного жанра берут за основу танцы или исполнение группой музыкальных композиций. Игроки должны в соответствии с тем, что демонстрируется на экране, нажимать определённые кнопки или выполнять танцевальные движения. В случае успеха начисляются очки. Многие музыкальные игры также предлагают многопользовательские режимы, где игроки либо сражаются друг с другом на счёт, либо играют в одной команде, олицетворяя собой группу.

Править

Card game («Карточная игра») — жанр, представляющий собой компьютерный аналог карточной игры.

Править

Hack and slash («H&S, руби и режь») — обобщающий жанр игр, обычно совместимый с другими жанрами, смысл которых схож с названием.

Система оценки игр

Для оценки игр в рецензиях использовался рейтинг игры, который измерялся в процентах. По данным агрегатора отзывов «Критиканство.ру», за всю свою историю ЛКИ опубликовал 736 рецензий со средним рейтингом 79 %. Рейтинг составлялся из пяти главных и двух второстепенных параметров.

Главные параметры:

  • Увлекательность — интересно ли играть в игру?
  • Графика — насколько красиво выглядит игра, впечатляют ли эффекты, естественна ли анимация?
  • Звук — оценка качества музыки, звуковых эффектов и актёрской игры
  • Игровой мир — оценка сюжета, сценария, стиля и общего обаяния мира.
  • Удобство — удобен ли в игре интерфейс, поведение камеры, нет ли критических багов?

Второстепенные параметры:

  • Новизна — привнесла ли игра в жанр что-то новое?
  • Интерес повторной игры — присутствует ли реиграбельность?

Второстепенные параметры не имеют никакой шкалы, они либо присутствуют, либо нет.

Помимо рейтинга игры, существовали ещё четыре специальные награды: Корона, Орден, Медаль и тухлый помидор. Они давали общий вывод о качестве игры. Зависимости как таковой между рейтингом и наградой не было, но за исключением некоторых игр, все остальные сортировались по процентным группам. Награды служили оценкой игры как произведения искусства, тогда как рейтинг — оценкой игры как продукта. Поэтому порой игра могла получить низкий рейтинг и «Корону», либо наоборот — с рейтингом 90 % получить всего лишь «Медаль». Так же иногда данные значки использовались в оценке перспектив ещё не вышедшей игры: это называлось «рейтингом надежд».

Изначально оценка игре печаталась без шкалы рейтинга, однако позже это было изменено и они стали публиковаться совместно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector