Устройство парусного корабля «паллада»

Большие суда с прямым парусным вооружением

Корабль

Трёхмачтовый корабль

См. также: Корабль (значения)

Корабль имеет прямое вооружение на всех мачтах (числом три и более). Основной рангоут корабля состоит из трёх или более мачт, реев на всех мачтах, гика и гафеля на бизани и бушприта. Мачты могут надставляться стеньгами, бушприт — утлегарями, реи — лисель-спиртами.

Передняя мачта называется фок-мачтой, задняя — бизань-мачтой, остальные — грот-мачтами (если грот-мачт несколько, именуются с носа в корму: первая, вторая и так далее).

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей (возможны верхний и нижний), фор-брам-рей (верхний и нижний), фор-бом-брам-рей, фор-трюм-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей (верхний и нижний), грот-брам-рей (верхний и нижний), грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей. В случае нескольких грот-мачт, прибавляется номер (например: первый нижний грот-марса рей).

Реи бизань-мачты: бегин-рей, крюйс-марса-рей (верхний и нижний), крюйс-брам-рей (верхний и нижний), крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей.

Паруса фок-мачты: фок, фор-марсель (верхний и нижний), фор-брамсель (верхний и нижний), фор-бом-брамсель, фор-трюмсель. Может иметь косые паруса: фока-трисель и фор-брам трисель

Паруса грот-мачты: грот, грот-марсель (верхний и нижний), грот-брамсель (верхний и нижний), грот-бом-брамсель, грот-трюмсель. Возможны косые паруса: грота-трисель и грот-брам трисель.

Паруса бизань-мачты: бизань (бизань и контр-бизань), крюйс-марсель (реже именуемый крюйсель, верхний и нижний), крюйс-брамсель (верхний и нижний), крюйс-бом-брамсель, крюйс-трюмсель.

Если на первом ярусе бизань-мачты установлен прямой парус, то он называется бизанью, а гафельный парус называется контр-бизанью. Если прямого паруса на первом ярусе нет, то бизанью называется гафельный парус.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер, бом-кливер, летучий кливер — косые. Исторически бушприт мог иметь прямые паруса: подвешенный под ним (на блинда-рее) и бом-блинд (на блинд-стеньге).

Стаксели между фок-мачтой и грот-мачтой: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель, грот-трюм-стень-стаксель. Если грот-мачт несколько, именуются с прибавлением номера.

Стаксели между грот-мачтой и бизань-мачтой: апсель, крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стень-стаксель, крюйс-бом-брам-стень-стаксель, крюйс-трюм-стень-стаксель.

Дополнительно может нести лиселя, выставляемые на лисель-спиртах побортно от прямых парусов.

Барк

Трёхмачтовый барк

Барк имеет не менее трёх мачт, несёт косые паруса на бизань-мачте и прямые паруса на остальных мачтах. Передняя мачта называется фок-мачтой, задняя — бизань-мачтой, остальные — грот-мачтами. Паруса бизань-мачты: косая бизань (бизань), гаф-топсель. Вооружение остальных мачт то же, что при вооружении кораблём.

Бриг

Бриг

Бриг всегда имеет две мачты с прямыми парусами. Рангоут брига состоит из двух мачт: фок-мачты и грот-мачты, бушприта и реев и соответствующих стеньг, утлегарей и спиртов. На грот-мачте также имеются гик и гафель для крепления грота-гаф-триселя (иногда ошибочно называемого бизанью, что неверно, т.к. у брига нет бизань-мачты, и, следовательно, её принадлежностей).

Бриги всегда меньше кораблей и барков, и имеют меньше ярусов прямого вооружения. Поэтому, некоторых прямых парусов и соответствующего рангоута нет.

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей.

На грот-мачте также устанавливаются грота-гик и грота-гафель.

Паруса фок-мачты: фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель.

Паруса грот-мачты: грот, грот-трисель, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер, бом-кливер, летучий кливер.

Грота-стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель.

Курс относительно ветра[править]

Угол между направлением ветра и направлением судна называется курсовым углом. Сторона, с которой дует ветер, называется наветренной. Сторона, в которую дует ветер, называется подветренной. Отсюда идут термины вроде «наветренный борт» или «подветренный нок».

Галс — направление судна относительно ветра. Если ветер дует в правый борт, значит этот борт будет наветренным, а судно идёт правым галсом. Расстояние, пройденное судном без поворотов, тоже называется галсом

Важно не путать галс с тросом, держащим наветренный угол паруса, который тоже называется галсом.

Если ветер дует прямо в нос судна — это противный ветер. Против ветра судно на парусах идти не может, и положение судна против ветра называется левентик. Курс левентик — оксюморон для парусника, против ветра поможет только двигатель. Или вёсла.

Попутный ветер дует прямо в корму, и судно идёт курсом фордевинд. Вопреки распространённому мнению, фордевинд далеко не самый лучший курс, особенно для косых парусов. На прямых парусах попутный ветер дует только в задние паруса, впереди стоящие будут в ветровой тени, лишаясь смысла жизни.

Галфвинд означает, что судно движется поперёк ветра. Само направление поперёк судна называется траверс. Если ветер дует на правом траверсе — то судно идёт курсом галфвинд правого галса.

Курс между левентиком и галфвиндом зовётся бейдевинд. Ближе к левентику — крутой бейдевинд, ближе к галфвинду — полный бейдевинд. Идти этим курсом можно только на косых парусах.

Курс между фордевиндом и галфвиндом называется бакштаг

Важно не путать его со снастью, держащей мачту сзади, которая тоже бакштаг. Ближе к фордевинду — полный бакштаг, ближе к галфвинду — крутой бакштаг.

Повернуть судно на другой галс можно через фордевинд или левентик. Через фордевинд легче повернуть на прямых парусах. Поворот через левентик называется поворот оверштаг, так поворачивают суда на косых парусах.

Что делать, если нужно плыть против ветра, но паровой двигатель ещё не придумали, а вёсла с собой не взяли? Вздёрнуть глупого штурмана на рее! Судну придётся идти «змейкой», лавируя от галса к галсу в бейдевинд на косых парусах. Лавировку можно осуществлять и по ветру на бакштаг — курс фордевинд не всегда самый быстрый.

Важно уточнить, что поворотом называется именно смена галса. Если судно меняет курс, не меняя галса, оно либо спускается под ветер (в сторону фордевинда), либо берёт круче к ветру (в сторону левентика), но не поворачивает.

Вот еще некоторые важные термины

Подве́тренная сторона́ — сторона объекта, обращенная в сторону, куда дует ветер.

Наветренная сторона — сторона объекта, обращенная по направлению, откуда дует ветер.

Галью́н — просто туалет. Ранее так называлась площадка, в виде балкона, в носу парусного судна, под носовым украшением. Служила отхожим местом экипажаю.

Камбуз — просто кухня

Овершта́г — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд ) сопровождается сменой галса. Любой другой манёвр парусника поворотом не считается.

Фордевинд — 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие манёвры парусного судна поворотом не считаются.

История создания

Предшественники

Избранный в качестве прототипа для строительства новых броненосцев «Князь Потемкин-Таврический», по мнению Морского технического комитета (МТК) обладал преимуществом «в своей низкобортности». При этом учитывалось, что у потенциального противника России на Черном море — Османской империи в составе флота не имелось даже таких кораблей.

Предпосылки к созданию

В своем отчете за 1901 год государственный контролер генерал Лобко П.Л. отмечал, что к середине 1903 года российские казенные и частные верфи могут столкнуться с необходимостью сокращения объемов производства если не получат новые заказы. Некоторым заводам это грозило крахом, не говоря уже о массовых увольнениях рабочих и утрате с большим трудом накопленного опыта. Тревожащийся за состояние дел в отечественном судостроении, император Николай II заметил: «судостроение не может приостанавливаться без самых вредных для государства последствий» и повелел обсудить сложившееся положение в Особом совещании.

На состоявшемся 9 декабря совещании министр финансов граф Витте С.Ю. согласился выделить на 1903 год на новые заказы 12000000 рублей. Такие же ассигнования утвердили и на 1904 год. Отпущенные средства в первую очередь предназначались для строительства четырех эскадренных броненосцев — по две единицы для Балтийского и Черного морей.

Проектирование

Поначалу решили остановиться на типе эскадренного броненосца «Бородино», устранив выявившиеся в его конструкции недостатки и увеличив калибр средней артиллерии со 152 до 203 мм при том же числе стволов. Однако выполнение этих условий в конечном итоге выливалось в разработку совершенно нового проекта корабля водоизмещением около 16000 т, что требовало гораздо больше времени. В сложившейся ситуации МТК рекомендовалось повторить тип строящегося эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» с тем, чтобы уже с 1 марта 1903 года приступить к постройке кораблей.

20 января 1903 года Главный морской штаб (ГМШ) поручил МТК рассмотреть вопрос о целесообразности увеличения калибра средней артиллерии со 152 до 203 мм. Однако отсутствие на тот момент отчетных чертежей и полных данных по кораблестроительным элементам эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» не позволило окончательно решить вопрос об установке новых орудий. Поэтому, чтобы не заниматься разработкой нового проекта и не откладывать постройку кораблей, приняли решение ограничиться лишь корректировкой имеющегося теоретического чертежа. Изменения же в вооружении, в том числе и установку 203-мм орудий, разрешалось вводить лишь после выяснения остойчивости прототипа.

26 марта 1903 года новый управляющий Морским министерством вице-адмирал Авелан Ф.К. распорядился выдать наряды на строительство двух эскадренных броненосцев для Черного моря типа «Князь Потемкин-Таврический» без изменений в артиллерийском вооружении. Постройка головного поручалась Лазаревскому адмиралтейству Севастопольского порта, второго — Николаевскому адмиралтейству. Их основные элементы с учетом необходимых поправок выглядели следующим образом: водоизмещение 12738 т; длина по ГВЛ 115,5 м (между перпендикулярами 111,6 м), ширина 22,55 м, осадка 8,23 м; метацентрическая высота 1,15 м, скорость хода 16 узлов и мощность главных механизмов 10600 л.с.

23 июня 1903 года Николай II, рассмотрев список предполагаемых наименований будущих кораблей, принял решение назвать их в честь почитаемых в православной церкви святых: Великомученика Евстафия и Иоанна Златоуста. Спустя семь дней приказом по Морскому ведомству их зачислили в списки судов флота. В том же месяце в Севастопольском порту приступили к разбивке на плазе и составлению «практических» чертежей, их одобрение затянулось до 18 мая 1904 года.

Название парусов четырехмачтового барка.

Парусное судно. Барк. Чертежи

КОСЫЕ ПАРУСА БУШПРИТА

  1. Бом-кливер
  2. Кливер
  3. Мидель-кливер
  4. Фор-стень-стаксель

ФОК МАЧТА

  1. Фок
  2. Нижний фор-марсель
  3. Верхний фор-марсель
  4. Нижний фор-брамсель
  5. Верхний фор-брамсель
  6. Фор-бом-брамсель

КОСЫЕ ПАРУСА 1 ГРОТА

  1. Грот-стень-стаксель 1-го грота
  2. Грот-брам-стаксель 1-го грота

1 ГРОТ МАЧТА

  1. Первый грот
  2. Нижний марсель 1-го грота
  3. Верхний марсель 1-го грота
  4. Нижний брамсель 1-го грота
  5. Верхний брамсель 1-го грота
  6. Грот-бом-брамсель 1-го грота

КОСЫЕ ПАРУСА 2 ГРОТА

  1. Грот-стень-стаксель 2-го грота
  2. Грот-брам-стаксель 2-го грота

2 ГРОТ МАЧТА

  1. Второй грот
  2. Нижний марсель 2-го грота
  3. Верхний марсель 2-го грота
  4. Нижний брамсель 2-го грота
  5. Верхний брамсель 2-го грота
  6. Г рот-бом-брамсель 2-го грота

КОСЫЕ ПАРУСА БИЗАНЬ МАЧТЫ

  1. Апсель
  2. Крюйс-стень-стаксель

БИЗАНЬ МАЧТА

  1. Нижняя бизань
  2. Верхняя бизань
  3. Бизань-гоф-топсель

Бегучий такелаж парусного корабля

Бегучий такелаж  — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте.  Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.

92 — фока-топенанты
93 — фор-марса-топенанты
94 — фор-брам-топенанты
95 — фор-бом-брам-топенанты
96 — фор-трюм-топенанты
97 — грот-топенанты
98 — грот-марса-топенанты
99 — грот-брам-топенанты
100 — грот-бом-топенанты
101 — грот-трюм-топенанты
102 — бегин-топенанты
103 — крюйс-марса-топенанты
104 — крюйс-брам-топенанты
105 — крюйс-бом-брам-топенанты
106 — крюйс-трюм-топенанты
107 — фор-трисель-эренс-бакштаги
108 — грот-трисель-эренс-бакштаги
109 — бизань-эренс-бакштаги
125 — фока-брасы
126 — нижние фор-марса-брасы
127 — верхние фор-марса-брасы
128 — нижние и верхние фор-брам-брасы
129 — фор-бом-брасы
130 — фор-трюм-брасы
131 — грота-брасы
132 — нижние грот-марса-брасы
133 — верхние грот-марса-брасы
134 — нижние грот-брам-брасы
135 — верхние грот-брам-брасы
136 — грот-брам-брасы
137 — грот-трюм-брасы

Бегучий такелаж косых парусов

Бегучий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — тросовая оснастка судна (тросы и цепи, служащие для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов) закреплённая только одним концом. Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте.  Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением. В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов. Бегучий такелаж парусов: Фалы, Ниралы, Шкоты, Галсы, Гордени, Гитовы

Шкот (нидерл. schoot) — снасть бегучего такелажа, предназначенная для растягивания нижних (шкотовых) углов парусов по рею или гику. Также с помощью шкотов оттягивают назад углы парусов, не имеющих рангоута.

Гордень (нидерл. gording) — снасть бегучего такелажа парусного судна, с помощью которой прямые паруса подтягивают к реям при их уборке. В зависимости от своего местонахождения гордени получают дополнительные наименования (бык-гордень для нижней шкаторины паруса, нок-гордень — для боковой. Гордень подъёмный — простейшее подъёмное приспособление, состоящее из неподвижного одношкивного блока, привязанного к какому-нибудь предмету, например, марсу или рею и пропущенного через него троса, шкентеля. Даёт удобное направление тяги без выигрыша в силе. Тонкий гордень называют гордешок

Бегучий такелаж косых парусов барка Крузенштерн // Источник http://kruzenshtern.com/barque/

Фок-мачта: 1 — фор-стень-стаксель; 2 — кливер; 3 — мидель-кливер (средний кливер); 4 — бом-кливер; 5 — кливер-топсель; 17 — шкоты фор-стень-стакселя; 18 — шкоты кливера; 19 — шкоты мидель-кливера; 20 — шкоты бом-кливера; 21 — шкоты кливер-топселя; 22 — нирал фор-стень-стакселя; 23 — нирал кливера; 24 — нирал мидель-кливера; 25 — нирал бом-кливера; 26 — галс бом-кливера; 35 — фал бом-кливера; 36 — фал кливер-топселя;

1-я грот-мачта: 6 — грот-стень-стаксель I; 7 — грот-брам-стень-стаксель I; 8 — грот-бом-брам-стень-стаксель I; 37 — шкоты стень-стакселя; 38 — шкоты брам-стень-стакселя; 39 — шкоты бом-брам-стень-стакселя; 40 — нирал стень-стакселя; 44 — галс брам-стень-стакселя; 45 — галс бом-брам-стень-стакселя; 46 — фал стень-стакселя; 47 — фал брам-стень-стакселя; 48 — фал бом-брам-стень-стакселя;

2-я грот-мачта: 9 — грот-стень-стаксель II; 10 — грот-брам-стень-стаксель II; 11 — грот-бом-брам-стень-стаксель II; 49 — шкоты стень-стакселя; 50 — шкоты брам-стень-стакселя; 51 — шкоты бом-брам-стень-стакселя; 52 — нирал стень- стакселя; 53 — нирал брам-стень-стакселя; 54 — нирал бом-брам-стень-стакселя; 55 — галс стень-стакселя; 56 — галс брам-стень-стакселя; 57 — галс бом-брам-стень- стакселя; 58 — фал стень-стакселя; 59 — фал брам-стень-стакселя; 60 — фал бом-брам-стень-стакселя.

Бизань-мачта: 12 — апсель; 13 — крюйс-стень-стаксель; 14 — нижний бизань-трисель; 15 — верхний бизань-трисель; 16 — гаф-топсель; 61 — шкоты апселя; 62 — шкоты крюйс-стень-стакселя; 63 — нирал апселя; 64 — нирал крюйс-стень-стакселя; 65 — галс апселя; 66 — галс крюйс-стень-стакселя; 63 — нирал апселя, 64 — нирал крюйс-стень-стакселя; 65 — галс апселя; 66 — галс крюйс-стень-стакселя; 67 — фал апселя; 65 — шкот нижнего бизань-триселя; 69 — контр-шкот нижнего бизань- триселя; 70, 71 — гитовы нижнего бизань-триселя; 72 — фал нижнего бизань-трисепя; 73 — нирал нижнего бизань-триселя; 74 — шкот верхнего бизань-триселя; 75 — контршкот верхнего бизань-триселя; 76 — гитовы верхнего бизань-триселя; 77 — фал верхнего бизань-триселя; 78 — нирал верхнего бизань-триселя; 79 — галс гаф-топселя, 80 — шкот гаф-топселя; 81 — контршкот гаф-топселя; 82 — фал крюйс-стень-стакселя; 83 — нирал гаф-топселя; 84 — фал гаф-топселя.

Общие сведения

Эскадренные броненосцы типа «Евстафий» — строились по правительственному кредиту в счет судостроительной программы 1903-1923 года для Черноморского флота по откорректированным чертежам броненосца «Князь Потемкин-Таврический». Стали самыми современными кораблями Черноморского флота накануне Первой мировой войны, во время которой принимали участие в Бою у мыса Сарыч, обстреле побережья и операциях на коммуникациях противника. В 1918 году были захвачены германскими силами, а затем англо-французскими войсками. В апреле 1919 года войска Антанты покидая Севастополь взорвали цилиндры главных машин броненосцев. После нереализованных планов по восстановлению или использованию кораблей в качестве плавбатарей, в 1922–1923 годах их разобрали на металл.

Сигналы судовых тревог

а) общесудовая тревога — непрерывный сигнал звонком громкого боя в течение 25—30 с, повторяемый 3—4 раза;

Общесудовая тревога объявляется капитаном или вахтенным помощником капитана в случаях, когда для борьбы с возникшей опасностью для судна, людей и груза необходимо участие всего экипажа, а также при попадании в орудия лова взрывоопасных предметов.

  • при пожаре (взрыве) сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми, ударами в судовой колокол и объявляется голосом по радиотрансляции о месте пожара;
  • при пробоине — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о пробоине и ее месте;
  • при возникновении возможности радиоактивного, химического или бактериологического заражения — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о приготовлении судна к защите от ОМП с указанием вида заражения и действий экипажа, которые необходимо в связи с этим предпринять. При обнаружении радиоактивного заражения объявляется «радиационная опасность», химического или бактериологического — «химическая тревога»;
  • при аварийной, утечке (прорыве) аммиака — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о прорыве аммиака;

б) при оставлении судна — не менее семи коротких и один продолжительный (5 — 6 с) сигналы звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза;

в) тревога «Человек за бортом» — три продолжительных (по 5 — 6 с каждый) сигнала звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза. Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или при обнаружении человека за бортом.

В качестве дублирующих средств подачи сигналов тревоги могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. При отсутствии радиотрансляции экипаж оповещается голосом о виде тревоги, месте пожара, пробоины, заражения и прорыве аммиака. При проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала общесудовой тревоги голосом или по трансляции передается слово «учебно». Отбой всех тревог объявляется голосом или по судовой радиотрансляции.

Учебные судовые тревоги объявляются только по приказанию капитана судна.

Корпус[править]

Основой корпуса является киль, продольная балка от носа до кормы. Киль — это позвоночник судна, к которому крепится всё. Наружная часть киля дополнительно обшивается защитными нашлёпками, предохраняющие киль от повреждений и улучшающие плавучесть судна. Эти защитные нашлёпки носят название фальшкиль. На современных яхтах фальшкилем называется тяжёлый вертикальный плавник. И не забывайте о технике безопасности: минимальная безопасная глубина — семь футов под килем!

Если киль — это позвоночник судна, то шпангоуты — его рёбра. Эти изогнутые балки идут вверх, определяя форму корпуса. Внутри судна парралельно килю лежит кильсон, придерживающий шпангоуты. К нему же будут крепиться мачты. К шпангоутам крепится обшивка корпуса.

Соседние шпангоуты соединяются на уровне палуб карлингами, идущими вдоль борта. Поперёк судна на карлингах стоят, соединяя противоположные шпангоуты от борта до борта, бимсы, на которые стелится палуба. Чтобы палуба на всякий случай не провалилась, её укрепляют вертикальными несущими колоннами — пиллерсами.

Часть борта, возвышающаяся забором над палубой — фальшборт, а его перила — планширь. Снаружи на- и под фальшбортом ставятся руслени — площадки для крепления такелажа, и путенсы — сами крепления.

Оконечности киля называются штевнями. Задний конец киля называется ахтерштевень, в нём укреплёно рулевое перо. Носовой брус, поднимающийся вверх над ватерлинией, именуется форштевень. Вся обшивка замыкается именно здесь, на нём же лежит бушприт. Нос корабля по-нидерландски — гальюн, в его честь назван корабельный туалет, находившийся на балконе за форштевнем. В нижней части форштевня на уровне ватерлинии (чаще — под ватерлинией) иногда находился таран в виде выступающего вперёд бивня.

Посейдончик, милый, ты же не обидишь даму?

Невозможно представить себе парусник без красивой резной фигуры на форштевне. Поскольку стоит она на гальюне, то и называется гальюнная фигура. В глубокой древности эти фигуры служили оберегом от злых духов моря, потому изображали богов, священных животных и мифических героев. Викинги непременно изображали драконов. Большинство суеверий дожило до Средневековья. Грозный Посейдон успокаивался, если видел голую женщину — поэтому многие носовые фигуры изображали женщин и русалок. В эпоху Возрождения суеверия как-то развеялись, и начали изображать всё подряд, но некий символ в них всё равно вкладывался. На военных кораблях ставилось что-то грозное, например, лев или грифон. Часто носовая фигура служила отражением названия корабля: если судно называется, например, «королева Виктория», то гальюнная фигура изображает именно её.

И только мусульмане никого не изображали — харам-с! Носовые фигуры мусульманских кораблей исписывались стихами из Корана.

Палубаправить

Капитан стоит на юте,
Старший боцман на шкафуте.
Братцы, на шкафуте.

— Шанти из книги «Листригоны» А. И. Куприна.

У каждой части палубы есть своё название. Носовая часть, от форштевня до фок-мачты, называется бак. Если на баке есть надстройка, то она называется полубак.

Между фок- и грот-мачтой находится шкафут. Это пространство обычно захламлено шлюпками, запасными мачтами и прочими вещами, так что от шкафута остаётся пара небольших мостиков у каждого борта. Если для защиты от воды это пространство сверху не просто накрывали парусиновым тентом, а ставили надстройку — она называлась спардек.

За грот-мачтой до бизань-мачты тянутся шканцы. На больших кораблях шканцы нередко возвышаются над шкафутом. Крепко прижился английский синоним — квартердек. Это самая важная часть палубы. Здесь расположено рулевое колесо, нактоуз (ящик с навигационными приборами), сюда же ставится наружный трап.

Кормовая часть судна представляет из себя надстройку и называется ют. Он возвышается над палубой как небольшой домик, внутри которого живёт капитан. Руль и нактоуз могут находиться и здесь, в зависимости от конструкции корабля. На юте может находиться и ещё одна надстройка, называемая полуют.

Устройство косого и прямого паруса, бизани

Прямые паруса имеют четырехугольную — прямоугольную или трапециевидную форму и своей верхней стороной крепятся к рею. Нижняя сторона, обычно несколько изогнута к верху, с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащему рею или палубе корабля.

Паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом. Расстояние между швами составляет 2-3 см. Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной или «головой», боковые вертикальные края — боковыми шкаторинами и нижний край — нижней шкаториной, или «подошвой»

Верхние углы паруса называют ноковыми, нижние — шкотовыми. Для укрепления паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если — наискосок, то — боутами. Шкотовые и ноковые углы и ликтрос дополнительно обшивают кожей. Рифам называют горизонтальный ряд завязок — риф-сезней, продетых сквозь парус, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь. При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают, и получившейся рулон обвязывают риф-сезнями. Такой прием взятия рифов сохранился и до наших дней.

Стаксели  Эти треугольные паруса ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. stag — штаг, segel — парус).  Кливера. Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII веке.

Детали косого паруса: 1 — полотнище; 2 — подшивка; 3 — ликтрос; 4 — боуты; 5 — передняя шкаторина; 6 — задняя шкаторина; 7 — нижняя шкаторина; 8 — галсовый угол; 9 — ноковый угол; 10 — шкотовый угол; 11 — люверсы для крепления раксов; 12 — кренгельсы;

Стоячий такелаж парусного корабля

Стоячий такелаж  — совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.

Ванты удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади, фордуны — сзади и отчасти с боков, штаги — спереди. К прочностной надёжности и долговечности стоячего такелажа предъявляются высокие требования. Наиболее массивные снасти стоячего такелажа (ванты нижней мачты) изготовляют из стальных тросов диаметром до 50 миллиметров, накладывают попарно на оба борта в обхват топа мачты, проводят вниз к вант-путенсам, где обтягивают талрепами. Кроме того, одинарные ванты (топ-ванты) на каждый борт заводят в специальные обухи на топе мачты.  Комли-вант заводят в вилки талрепов, заламывают в сторону кормы и крепят бензелями из мягкой проволоки. Для предохранения вант от раскручивания у талрепов закладывают ворст — специальный стопор из прутковой или полосовой стали, который крепится у комлей вант. Талрепы также фиксируют стальными стержнями. Фордуны и штаги (как парные, так и одиночные) изготовляют также из толстых тросов и крепят аналогично вантам.

Все ванты и топ-ванты полностью, а фордуны и штаги в местах касания к парусам клетнюют и тируют такелажным тиром для защиты от сырости. Остальные тросы стоячего такелажа иногда покрывают в декоративных целях водостойкими белилами. К стоячему такелажу относятся также и перты — растительные или стальные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта крепится к ноку рея, другой — к середине рея за мачтой. Перты поддерживаются подпертками — обнесёнными вокруг рея короткими стропами.

50 — фок-ванты
51 — фор-стень-ванты
52 — фор-брам-ванты
53 — грот-ванты
54 — грот-стень-ванты
55 — грот-брам-ванты
56 — крюйс-ванты
57 — крюйс-стень-ванты
58 — крюйс-брам-ванты

59 — фор-стень-фордуны

60 — фор-брам-бакштаги
61 — фор-бом-брам-бакштаги
62 — фор-трюм-бакштаги
63 — грот-стень-бакштаги
64 — грот-брам-бакштаги
65 — грот-бом-брам-бакштаги
66 — грот-трюм-бакштаги
67 — крюйс-стень-бакштаги
68 — крюйс-брам-бакштаги
69 — крюйс-бом-брам-бакштаги
70 — крюйс-трюм-бакштаги

71 — фока-штаги
72 — фор-стень-штаги
73 — кливер-леер
74 — фор-брам-штаг
75 — бом-кливер-леер
76 — фор-бом-брам-штаг
77 — фор-трюм-штаг
78 — бом-утлегарь-штаг
79 — мартин-штаг
80 — мартин-бакштаг
81 — ватер-штаги
82 — грот-штаги
83 — грот-стень-штаги
84 — грот-брам-штаги
85 — грот-бом-брам-штаги
86 — грот-трюм-штаги
87 — бизань-штаги
88 — крюйс-стень-штаги
89 — крюйс-брам-штаги
90 — крюйс-бом-брам-штаг
91 — крюйс-трюм-штаг
110 — 124 — перты

Примечания

  1. Христианский святой, великомученик. Покровитель охотников.
  2. Архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трех Вселенских святителей и учителей.
  3. Норма принята во всех флотах для характеристики мощности двигателей поршневого типа. Представляет работу пара в паровых цилиндрах машины.
  4. Возбуждение электрических машин, при котором магнитный поток автоматически регулируется в зависимости от силы тока в якоре электрической машины.
  5. Короткий смоленый трос или цепь прикрепленные одним концом к верхней части пера руля; другим — к борту
  6. Поворотная балка, служащая для поднятия якоря от клюза до верхней палубы с помощью кат-талей, заложенных за скобу якоря.
  7. Особое устройство, предназначенное для досылки снарядов и зарядов в камору орудия.
  8. Грузовая стрела на носу корабля, предназначалась для использования змейкового трала (предшественник паравана).

Рангоут парусного корабля

Рангоут (рангоутное дерево, рангоутные дерева) (от нидерл. rondhout — круглое дерево) — общее название устройств для постановки парусов (их подъёма, растягивания и удержания в штатном /рабочем/ положении), выполнения грузовых работ, подъёма сигналов и т. д. Ранее на судах парусного флота рангоут изготавливался из дерева (в связи с чем и назывался рангоутным деревом), впоследствии все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или других материалов нерастительного происхождения (например, композитных материалов).

Мачты

1 — фок-мачта
2 — фор-стеньга
3 — фор-брам-стеньга
4 — фор-бом-брам-стеньга
5 — фор-трюм-стеньга
6 — флагшток
7 — грот-мачта
8 — грот
-стеньга
9 — грот-брам-стеньга
10 — грот-бом-брам-стеньга
11 — грот-трюм-стеньга
12 — флагшток
13 — бизань-мачта
14 — крюйс-стеньга
15 — крюйс-брам-стеньга
16 — крюйс-бом-брам-стеньга
17 — крюйс-трюм-стеньга
18 — флагшток
19 — бушприт
20 — утлегарь
21 — бом-утлегарь
22 — мартин-гик

Реи

23 — фока-рей
24 — нижний фор-марса-рей
25 — верхний фор-марса-рей
26 — нижний фор-брам-рей
27 — верхний фор-брам-рей
28 — фор-бом-брам-рей
29 — фор-трюм-рей
30 — грота-рей
31 — нижний грот-марса-рей
32 — верхний грот-марса-рей
33 — нижний грот-брам-рей
34 — верхний грот-брам-рей
35 — грот-бом-брам-рей
36 — грот-трюм-рей
37 — бегин-рей
38 — нижний крюйс-марса-рей
39 — верхний крюйс-марса-рей
40 — нижний крюйс-брам-рей
41 — верхний крюйс-брам-рей
42 — крюйс-бом-брам-рей
43 — крюйс-трюм-рей
44 — площадка салингов
45 — фор-гафель
46 — грот-гафель
47 — бизань-гафель
48 — бизань-гик
49 — верхний бизань-гафель

Такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка))   — совокупность снастей (тросов) всех видов, надежно крепящих отдельные части рангоута на местах и служащих для оснастки и управления им. Такелаж разделяется на бегучий и стоячий.

Гражданский флот

На гражданском флоте матрос — судовой специалист рядового состава, выполняющий на судне палубные работы (приборка, зачистка, покраска, такелажные работы, обеспечение грузовых операций и тому подобное).

В соответствии с ныне действующими требованиями[], для того, чтобы этот специалист мог быть допущен для несения ходовых навигационных вахт на судне, совершающем международные рейсы и имеющем валовую вместимость 500 регистровых тонн и более, он должен иметь квалификацию не ниже предписанной Разделом A-II/4 ПДНВ.

Сюда входят:

  • Навыки управлять рулём (штурвалом), включая использование магнитного компаса и гирокомпаса, а также переход с автоматического управления рулём на ручное и обратно
  • Выполнять команды, подаваемые на руль, в том числе на английском языке
  • Несения надлежащего визуального и слухового наблюдения

На торговом флоте матросы подразделяются на старших (AB — Able Seaman) и младших матросов (OS — Ordinary Seaman).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector