Реактивный ранец

Jetpack 11 октября 1961 года: Президент открыл рот…

20 апреля 1961 года Гарольд Грэм совершил первый в мире полет на ракетном ранце (перевод интервью на Хабре).
8 июня 1961 года ранец был впервые продемонстрирован публично — перед несколькими сотнями офицеров на военной базе Форт-Юстис (Fort Eustis).
15 июня 1961 года — полёт во дворе Пентагона перед тремя тысячами сотрудников военного ведомства, которые с восторгом наблюдали, как Гарольд Грэм перелетает через легковую машину.
11 октября 1961 года Грэм принял участие в показательных маневрах на базе Форт Брэгг, на которых присутствовал президент Джон Кеннеди. Пилот стартовал с десантной амфибии, находившейся на удалении от берега, перелетел через воду и успешно приземлился на берегу, рядом с президентом и его делегацией. Говорят, президент от удивления открыл рот…

Сонник — Полет, как символ.

Это очень интересный символ.Кому в детстве не снилось, как он летает! Обычно такой сон трактуется как рост ребенка, его взросление, устремление к новому.Что же думали о полете последователи различных религий?В античной культуре символ поэтического вдохновения – пегас – имеет крылья.Сирены, завлекающие путников своим дивным пением, также изображаются в виде полуптиц.У муз на голове тоже имеются крылья.Таким образом, крылья являются символом божественного, внеземного.Если герою эпоса даются крылья, это означает, что он переходит в особое состояние – состояние экстаза, духовного возвышения.Также это можно истолковать как полет на крыльях любви – неземное блаженство.

Как утопить 4 мотора за $70.000 и разработать систему безопасности для джетпаков/ховербордов/крыльев

Отрывок с падением в воду из видеоурока Ива Росси.
Привет, Хабр!
Меня зовут Дима и я немного помогаю Алексею с постройкой турбореактивного крыла.
Месяц назад Ив Росси продемонстрировал вертикальный взлёт с земли («Реактивное крыло Ива Росси: автономный вертикальный взлёт и посадка»), а пару дней назад вышло видео в котором швейцарец открывает многие секретики своего турбореактивного крыла, фэйлы на тренировках и пару слов о системе спасения.
Видео на непонятном языке, но с английскими хардсабами, мы сделали расшифровку для тех, кто любит читать.

34 года ожидания

В настоящее время большинство надежд любителей джетпаков связаны с компанией Martin Aircraft. Её основателем является Гленн Мартин (Glenn Martin), мечтавший о собственном реактивном ранце с пяти лет. С этой технологией он связал всю свою жизнь с 1981 года.

Впервые о новозеландских разработчиках узнали в 2008 году, когда был представлен первый образец под названием Martin Jetpack. Результаты не были впечатляющими: максимальная высота не превышала метра, длился полёт 45 секунд, а пилота постоянно поддерживали ассистенты

Прототип был мало похож на реактивные ранцы из фантастических фильмов, но само название «джетпак» стало отличным маркетинговым ходом, привлекшим внимание крупнейших западных СМИ.

С тех пор основатель компании практически каждый год анонсировал массовое производство технологии. По его словам, первая партия джетпаков должна была появиться в 2010 году. Это повлияло на выбор издания Time, включившего ранец в свой список «50 главных изобретений года» наряду с iPad, краудфандинг-платформой Kickstarter и беспилотным автомобилем от Google. Но потом дата выпуска первой партии сдвинулась сначала на 2012, а затем на и год.

За годы разработки реактивный ранец сильно изменился: в 2013 году появилась новая модель P12, максимальная высота полёта которого достигла 900 метров, скорость выросла до 74 километров в час, а длительность — до 30 минут. Однако у него остались существенные недостатки прошлой версии. Главный из них — массивность, делающее устройство практически бесполезным в повседневной жизни. Сложно говорить о новом способе добраться до работы и обратно, если вес джетпака составляет 200 килограмм.

Во время каждого анонса «персональный джетпак» казался уже реальной технологией, от которой могла отпугнуть разве что цена: в каждом анонсе она варьировалась от 70 до 250 тысяч долларов. В последний раз Martin Aircraft перенесли дату выхода на 2017 год (предзаказ можно будет сделать уже в 2016). Однако нельзя с уверенностью сказать, что на этот раз джетпаки действительно появятся в продаже.

Связано это и с финансовыми возможностями Martin Aircraft. Несмотря на успешные презентации и привлечение инвесторов, в первый год после выхода на биржу компания понесла убытки в пять миллионов долларов. Портал Popular Science отмечает, что это нормально для компании, не начавшей свои продажи. Но в то же время она не начинает их уже почти семь лет, а работает над технологией уже 34 года.

В ноябре 2015 года Гленн Мартин столкнулся с конкуренцией в лице основателей JetPack Aviation, построивших свою компанию на образе «единственных в мире настоящих джетпаков». «Это отличается от всего, что было в истории полётов», — заявил глава компании Дэвид Мэйман, рассказывая о модели JB-9. Он показал разработку в действии, облетев с её помощью Статую Свободы.

JB-9 — результат 25 лет разработок Меймана и Нельсона Тайлера (Nelson Tyler), трёхкратного обладателя «Оскара» за технические достижения в кинематографе. В 70-х годах реактивный ранец Тайлера широко применялся в Голливуде, однако работал около 30 секунд. По словам разработчиков, на сегодняшний день с помощью JB-9 можно провести в воздухе не более десяти минут.

Главное отличие от технологии Martin Aircraft в том, что ранец работает на небольших одноконтурных турбореактивных двигателях, как на истребителях МиГ-15. По словам создателей, в отдалённом будущем они планируют заменить их на более экономичные двухконтурные, наподобие используемых в современных реактивных самолётах. Джетпаки Мартина разработчики называют «фактически дроном», намекая на турбовинтовые двигатели P12. Ещё одно преимущество разработки Мэймана и Тайлера в «настоящем вертикальном взлёте и посадке», пока конкурент использует парашюты для посадки. При этом JB-9 намного легче — Мэйман отметил, что ранец не мешает ему пробежать несколько километров. Но максимальная высота, на которой можно подняться с помощью устройства, составляет всего 300 метров.

В JetPack Aviation ориентируются на разработки для Голливуда различных воздушных шоу, но надеются на то, что технология сможет стать массовой. Однако на сегодняшний день нет даже предполагаемой даты выпуска этой модели джетпаков.

История ракетного ранца

Ещё во время Второй мировой войны Германия широко применяла двигатели, работающие на перекиси водорода: в торпедах, подводных лодках, самолётах и ракетах. Например, истребитель-перехватчик Me-163 имел жидкостный ракетный двигатель, в который подавалась 80-процентная перекись водорода и жидкий катализатор (раствор перманганата калия либо смесь метанола, гидразин-гидрата и воды). В камере сгорания, в процессе горения, перекись водорода разлагалась с образованием большого объёма перегретой парогазовой смеси, создавая мощную реактивную тягу. Серийный самолёт имел скорость до 960 км/ч, мог подниматься на высоту 12 000 метров за 3 минуты, с продолжительностью полёта до 8 минут.
Перекись водорода также применялась в ракетах Фау-2, но в качестве вспомогательного топлива — на ней работали турбонасосы, подававшие горючее и окислитель в камеру сгорания главного ракетного двигателя.

После окончания войны немецкие ракетные технологии вместе со знаменитым конструктором Вернером фон Брауном попали в США. Один из работавших с Брауном американских инженеров, Томас Мур (Thomas Moore), придумал индивидуальный летательный аппарат, который он назвал «реактивным жилетом» (англ. «Jet Vest»). «Реактивный жилет» работал на перекиси водорода. В 1952 году Мур сумел получить грант в 25 тысяч долларов от армии США на создание и опробование своего устройства. «Реактивный жилет» был изготовлен и на стендовых испытаниях сумел на несколько секунд приподнять пилота над землёй.

Однако «жилет» Мура имел крайне неудобную систему управления. На груди пилота размещалась коробочка, от которой шли тросики к регулятору тяги и двум управляемым соплам ранца. Справа и слева коробочка имела маховички: правый маховичок управлял тягой, а слева два соосных рулевых маховичка управляли левым и правым соплами. Каждое сопло могло отклоняться вперёд или назад. Если требовалось повернуть в сторону, пилот вращал один из маховичков, отклоняя одно сопло. Для того, чтобы лететь вперёд или назад, пилот вращал оба маховичка одновременно. Так это выглядело в теории. «Реактивный жилет» Томаса Мура так и не смог совершить самостоятельный полет, армия прекратила финансирование, и работы были свёрнуты.

Концепция армии будущего в 1965 году: средства индивидуальной аэромобильности военнослужащих в сочетании с подлетающей боевой техникой представлялись нормой в обозримом будущем

В 1958 году Гарри Бурдетт и Александер Бор, инженеры компании «Тиокол» («Thiokol Corp.»), создали «прыжковый пояс» («Jump Belt»), которому они дали название «Кузнечик» (англ. Project Grasshopper). Тяга создавалась сжатым азотом высокого давления. На «поясе» были закреплены два небольших сопла, направленных вертикально вниз. Носитель «пояса» мог открывать регулирующий клапан, выпуская из баллона сжатый азот через сопла, при этом его подбрасывало вверх на высоту до 7 метров. Наклонившись вперёд, можно было при помощи создаваемой «прыжковым поясом» тяги бежать со скоростью 45—50 км/ч. Затем Бурдетт и Бор опробовали и перекись водорода. «Прыжковый пояс» был продемонстрирован военным в действии, но финансирования не было, и дальше пробных экспериментов дело снова не пошло.

Тем не менее, американские военные не утратили интереса к переносному летательному аппарату. Управление транспортных исследований армии США (U.S. Army Transportation Research Command, TRECOM) предполагало, что персональные реактивные аппараты могут найти самое разнообразное применение: для разведки, форсирования рек, высадки морских десантов, подъёма на крутые горные склоны, преодоления минных полей, тактического маневрирования и так далее. Концепция получила название «Малое ракетное подъёмное устройство» (Small Rocket Lift Device, SRLD).

В рамках этой концепции Управление в 1959 году заключило с компанией «Аэроджет» («Aerojet-General») контракт на исследовательские работы по возможности создания SRLD, пригодного для армейских целей. «Аэроджет» пришла к выводу, что наиболее подходящим является вариант с двигателем на перекиси водорода. Однако вскоре военным стало известно, что инженер Венделл Мур из компании «Белл Аэросистемс» («Bell Aerosystems») уже несколько лет проводит эксперименты по созданию персонального реактивного устройства. Ознакомившись с его работами, военные в августе 1960 года решили передать заказ на разработку SLRD компании «Белл». Венделл Мур был назначен ведущим инженером проекта.

Экспериментальные модели индивидуальных средств авиационной мобильности на реактивной тяге

От комиксов до Бонда

9 ноября 2015 года Дэвид Мэйман (David Mayman) пролетел на джетпаке вокруг Статуи Свободы в Нью-Йорке. Так он представил своё изобретение — реактивный ранец JB-9. После полёта, видеозапись которого набрала 1,3 миллиона просмотров на YouTube за две недели, Мэйман заявил, что он создал «единственный в мире настоящий джетпак».

Однако реактивный ранец — не новая разработка. Впервые джетпаки появились на страницах американских научно-фантастических комиксов «Удивительные истории» 1928 года. На обложке одного из номеров был изображён человек, летящий с помощью специального ранца за спиной.

До шестидесятых годов двадцатого века джетпаки существовали в кинематографе (американский сериал «Рокетмен») и легендах: ходили слухи, что во время второй мировой войны в Германии был создан прототип ракетного ранца Himmelstürmer («Небесный штурмовик»), но сведений о нём не осталось.

Первые настоящие полёты с помощью устройства под названием Rocket Belt состоялись в 1961 году. Оба длились всего лишь 14 секунд, но являлись доказательством прорыва в технологии. Тогда ранец планировали применять в военных целях, но позже отказались от этой идеи: к 1962 году создатели прототипа Венделл Мур (Wendell Moore) и Гарольд Грэхам (Harold Graham) смогли улучшить показатели только до 21 секунды.

В последующие годы технология джетпаков не смогла совершить существенного прогресса. Аппараты могли взлетать, высота и длительность полёта постепенно увеличивались, но они были не приспособлены к тому, чтобы использовать их в какой-либо сфере, кроме развлекательной. Поэтому создатели ранцев устраивали воздушные шоу для публики. Такие изобретатели — или «рокетмены» — собирали стадионы зрителей, желающих посмотреть на реактивный ранец. Также устройство популяризовал четвёртый фильм про Джеймса Бонда «Шаровая молния», вышедший в 1965 году: в одной из сцен картины герой Шона Коннери использовал джетпак.

Самым знаменитым «рокетменом» середины прошлого века являлся Билл Сьютор (Bill Suitor), который был дублёром Коннери и снимался в сценах полёта. За 30 лет Сьютор показал джетпак в 40 странах, выступив более тысячи раз. В 1984 году он пролетел на реактивном ранце во время церемонии открытия Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, которую посмотрели 2,5 миллиарда человек.

Следующий этап развития джетпаков связан со швейцарским изобретателем Ивом Росси (Yves Rossy). В 2002 году лётчик решил создать собственный джетпак, на разработку которого он потратил более двух лет. 24 июня 2004 года Росси совершил первый полёт.

Его устройство JetCat P400 сложно назвать джетпаком в классическом смысле — технология скорее напоминает крылья, чем ранец. Взлёт и посадка с их помощью невозможна: Росси начинает полёт, выпрыгивая из самолёта или вертолёта, а приземляется на парашюте

Однако именно многочисленные полёты привлекли повышенное внимание СМИ и общественности. Изобретатель выступал на конференции Ted и давал интервью технологическому блогу Gizmodo

За ним закрепилось прозвище Jetman, а один из его полётов над Дубаем в мае 2015 года набрал 10 миллионов просмотров на YouTube.

%тутназваниевуза% — первый в мире университет, где официально разрабатывают реактивные ранцы

Пришла мне в голову идея.
Как-то так получилось, что в мире нет университета, где системно занимаются летающими реактивными ранцами/ховербордами/крыльями. Проект от Arizona State University для конкурса DARPA для «бегунов» four-minute mile.
2019 год — год 100-летия с момента подачи заявки на патент реактивного ранца российским инженером. Это так же год хайпа турбореактивных персональных штуковин, весь мир следит за первооткрывателями в этой области. Фрэнки Запата (Zapata Racing), Ив Росси (JetMan), Ричард Браунинг (Gravity), Дэвид Майман (JetPack Aviation), Гленн Мартин (Martin Jetpack) — частные компании, делают в основном за «свои деньги», которые заработали на другом бизнесе (водных мотоциклах, недвижимости и пр.)
Моя гипотеза вот какая: А вдруг есть университеты, которые всё же являются местом, где творится будущее? Место, где рады сумасшедшим инженерам в мятых футболках с горящими глазами?
За свою жизнь я успел повзаимодействовать с несколькими вузами, попробую дать им свою субъективную оценку. Попробую до них достучаться. 27 дней назад разослал запросы. Кто-то что ответил, кто то не смог. Если кому есть что дополнить, или кто знает, какой вуз может/хочет стать первым в мире, пишите в комменты или в личку.

Огнемёты, дед мороз на танке, бигфут, баба яга на эндурике (и, возможно, джетпак) — всё для детишек на новый год

Нашел я полигон в центре Москвы, зацените.

Требования к площадке были такие:

  • соседи не жалуются на шум 100 дб
  • нет риска, что «прибегут пожарники тушить огонь», потому что бабушка вызвала
  • поближе к центру Москвы
  • просторная площадка
  • есть вертикальный конструкции, чтоб было к чему закрепиться

И нашел же, вингсьютчики посоветовали. Когда эти мужики увидели мою «турбореактивную пукалку», они спросили: «И это всё? Чё такая маленькая?»
Склад сваренных ржавых арматур, труб метрового диаметра, ракетные тягачи, БТР, танки, артиллерия… логово каскадеров в стиле безумного Макса. Под катом — короткая фото-экскурсия по локации и обзор тренировочных полигонов зарубежных турбореактивных проектов.

Сумасшедшие лодочники

«Отношение тяги к весу нашего аппарата вместе с пилотом составляет примерно 2,3 к 1, — объясняет Рэй Ли. — Это выше, чем у самых передовых самолетов вертикального взлета и вертолетов». Так что пилоту JetLev гарантирована масса удовольствий, и, в отличие от пилота традиционного ракетного ранца, их он получит без риска свернуть себе шею.

Создатель JetLev хорошо знает, какое у его аппарата главное конкурентное преимущество, и в разговоре всегда рад коснуться тем безопасности. Ли посвятил несколько месяцев изучению спортивных инцидентов и сделал JetLev настолько безопасным, насколько это возможно. В частности, из соображений безопасности разработчики ранца ограничили подъем высотой 8,5 м. Вообще-то упасть в защитной экипировке с высоты в 10 м тоже вполне безопасно, но разработчики решили подстраховаться по объективным причинам. Во‑первых, пилот может упасть в воду на мелководье, а во-вторых, он может при падении наткнуться на лодку с двигателем. «Такое падение будет мягче, чем если бы пилот просто упал на землю, — уверяют разработчики, — но он все равно может получить травмы».

Самая приятная особенность ранца JetLev заключается в том, что научиться летать на нем действительно просто. Самые способные ученики осваивают самостоятельное управление уже за несколько минут. Ракетный ранец куда опасней в освоении, дороже и сложнее.

Сопла устройства расположены выше центра тяжести пилота, поэтому вертикальное положение пилота устойчиво. Причем шланг и вода внутри него добавляют вес ниже центра тяжести. Благодаря этому чем выше полет, тем он стабильней. Мало того, если пилот все-таки упадет в воду, он легко может снова взлететь без посторонней поддержки.

Первая модель, которая выходит на рынок, оснащена двигателем мощностью 155 л.с. — с таким серьезным мотором пилот будет способен развить скорость выше 35 км/ч. А ближе к концу года запланировано появление новой, еще более мощной, 215-сильной модели. Такой ранец сможет потягаться по скорости со многими катерами. «Удивляете, наверное, окружающих своим ранцем?» — интересуюсь я, задавая в ходе интервью последний вопрос. «Случается». Однажды Ли стал летать над рекой вблизи автомобильного моста, не задумываясь о последствиях. На мосту остановились три фуры и куча легкового транспорта, практически перегородив дорогу. Дорожное движение было восстановлено, только когда Ли улетел подальше от этого места.

В другой раз, когда Рэй Ли летал неподалеку от моста во Флориде, патрульная машина обнаружила компанию зевак, остановивших автомобили на мосту. Местный шериф вышел из машины и появился перед Рэем, держа в обеих руках небольшой предмет. «Мужчина выглядел как полицейский, который направил на меня пистолет! — живо рассказывает Рэй. — Но когда я к нему подлетел, оказалось, что это телефон с фотокамерой. ‘Не против, если я вас сфотографирую? — поинтересовался шериф. — Иначе никто не поверит, что я увидел такое в своем округе».

Статья опубликована в журнале «Популярная механика»
(№4, Апрель 2009).

Сонник — Полет

Желание избежать земного притяжения.Полёты фантазии и ума.Скользить над поверхностью земли, двигаясь рывками.Контролировать реальность, никогда полностью не терять контроль, контакт.Если индивид надолго улетает в пространство или же не способен снова приземлиться.Желание избежать проблем реальности может приводить к тотальному отсутствию реализма и, возможно, боязни сойти с ума.Желание дружбы, имеющей духовную основу.На практическом уровне индивид желает переступить пределы трудностей.В физическом плане — экстаз чувственности: эрекция: эрекция и коитус; возможно, желание свободной любви.Сновидения о прогулке, но с переживанием легкости (шаги переходящие в полет).Желание избежать давления родителей, супружества, полная реализация себя за пределами дома.Отрыв от земли символизирует уход от матери, женщины или отказ от феминных черт характера.Некоторые из этих значений могут быть соединены в единый символ, применимый к различным аспектам жизни индивида.Если индивид чувствует летящим самого себя, то вышеуказанные значения вполне подходят, но если он летает с друзьями, то вполне возможно, что это лишь желание избегнуть банальной работы.

В общем, есть два пояса

Компания «Тиокол» в расчете на инвестиции со стороны военных решила идти к реактивному ранцу поступательными шагами и представила в 1958 году «Прыжковый пояс». При помощи этого устройства можно было совершать большие прыжки (до 7 метров) или двигаться по поверхности со скоростью до 50 км/ч. Разработчики добились стабильной работы устройства по части прыжков (проект получил название «Кузнечик»), но почему-то забыли, что пилоту нужно еще приземляться. Практически все испытания устройства заканчивались травмами пилотов, но создатели словно не замечали проблемы. Вероятно поэтому до полноценной модели ракетного ранца конструкторскому бюро так и не удалось добраться.

Открывает новую главу и совершает настоящий качественный скачок Венделл Мур. В его версии реактивного ранца управление делилось на наземное и воздушное: оператор с земли контролировал подачу азотного топлива, а пилот управлял углом наклона сопел. В том же 1958 «Летучий пояс» Мура смог на 3 минуты поднять человека на 5-и метровую высоту, поэтому американские военные сделали выбор в пользу разработки Венделла Мура. Венделл хотел самостоятельно пилотировать устройство, но сломал ногу на испытаниях, поэтому первым пилотом в истории считается Гарольд Грэм, сотрудник его компании «Белл Аэросистемс». До этого времени все полеты совершались со страховкой, но дополнительное финансирование позволило Муру создать стеклопалсткиовый облегченный ранец, который будет иметь тягу 127 кгс. 20 апреля 1961 года состоялся первый полет на реактивном ранце. Во время испытаний пилот пролетел порядка 35 метров за 13 секунд на высоте чуть меньше 2 метров и совершил мягкую посадку.

Казалось, что у разработки Венделла Мура большое будущее, но оставалось множество проблем. Перекись азота стоила по тем временам довольно дорого, а расход составлял 19 литров за 20 секунд (максимальное время полета). Поэтому каждые испытания стоили создателям серьезных затрат. С другой стороны, каждому пилоту в таком ракетном ранце потребовалась бы целая обслуживающая команда. Все это противоречило идее военных создать высокомобильных солдат. По сумме этих причин, устройству так и не удалось стать массовым, хотя ранец даже засветился в фильме «Джеймс Бонд. Шаровая молния» 1965 года. Да, Шон Коннери летал в этой ленте на настоящем реактивном ранце.

«Белл Аэросистемс» почти зашли в тупик со своей первой разработкой, но попытались реабилитироваться перед инвесторами, представив турбореактивный ранец 1969 году (армия выделилала на него уже $35 млн). В ранец был установлен мощный двигатель WR-19 с тягой 195 кгс. Разработчикам удалось увеличить время в воздухе и скорость полета. Пилот мог пролететь порядка сотни метров со скоростью 45 км/ч, но инвесторы оказались не в восторге. Аппарат весил порядка 50 кг, а единственным средством амортизации при посадке по-прежнему служили ноги пилота. Из-за высокой опасности эксплуатации проект решено было свернуть.

Военные разочаровались в идее создания летучих солдат и прекратили какие-либо инвестиции в подобные разработки. Небо не прекращало манить людей и множество инженеров со всего света пытались создать индивидуальное летательное средство, но следующего прорыва в области пришлось ждать почти 40 лет.

Фото: newatlas.com

В 2008 году публике был представлен Martin Jetpack. Конструкция ранца приводится в работу двухтактным бензиновым двигателем мощностью 200 лошадиных сил. Создатели Martin Jetpack почти решили проблему топлива и весьма сильно увеличили высоту полетов до 2,5 км. Аппарат работал весьма стабильно, пилоту во время испытаний не пришлось жертвовать здоровьем, но до массового производство устройство в таком виде не добралось. Компания слишком затянула с выходом второй версии и ушла с радаров.

Сейчас первенство в разработке джетпаков удерживает компания JetPack Aviation. В 2018 году они представили на CES 2018 турбореактивный ранец, способный разгоняться до 320 км/ч. В устройстве установлено шесть турбореактивных двигателей. Время в полете — 12 минут. Без дозаправки на JB-11 можно пролететь порядка 30 км на расстоянии до 4,5 км от земли. Стоимость 20-и минутной тренировки в воздухе ~$5500.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector