Век карманных субмарин: мини-субмарины

Экипаж

Экипаж подводных лодок проекта «Пиранья» состоял из трёх офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов. Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, боевые пловцы/водолазы имели возможность использовать подаваемую с неё по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. В ходе эксплуатации ПЛ проекта для каждой лодки было сформировано по два сменных экипажа. Существовал ещё и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок.

Конструкция

Корпус ПЛ проекта 865 был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. Полная подводная скорость достигала 6,7 узлов, надводная — 6 узлов. Дальность плавания под водой экономичным ходом (4 узла) достигала 260 миль, в надводном положении — 1000 миль.

В центральном посту располагались пульт оператора, приборные стойки и средства отображения информации, а также органы управления основными системами и устройствами. Под палубным настилом центрального поста размещалась аккумуляторная яма. Ближе в нос от пульта оператора находились входной люк, перископ, шахта выдвижного устройства комплекса РЛС. Центральный пост ограничивала носовая сферическая переборка, имевшая входной люк в шлюзовую камеру. На носовой переборке располагался иллюминатор для наблюдения за работой водолазов и шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру. Там же находились приборы управления системой шлюзования водолазов.

От электромеханического отсека центральный пост отделяла плоская кормовая переборка с газоплотной дверью. В электромеханическом отсеке на амортизированной платформе, отключённой[прояснить] от прочного корпуса, стояли на амортизаторах дизель-генератор мощностью 160 кВт, гребной электродвигатель постоянного тока в 60 кВт, насосы, вентиляторы, компрессор и другое оборудование. Благодаря системе двухкаскадной амортизации в сочетании с шумопоглощающими покрытиями на корпусных конструкциях подлодка проекта 865 имела минимальное акустическое поле. Электромеханический отсек в походе посещали только для проверки состояния технических средств. Винт, размещённый в поворотной кольцевой насадке, выполнял также функции вертикального руля.

Доставить или спасти

К слову, предназначенные для доставки диверсантов подводные аппараты и были самыми первыми мини-подлодками в современном понимании этого слова. Они появились еще до Второй мировой войны. Их задача проста: скрытно доставить, высадить и эвакуировать команду бойцов специального назначения.

Мини-подлодки, выполняющие спасательные функции, появились немногим позже диверсионных (с1960-х), их принципиальное устройство немногим сложней и мало изменилось до сегодняшнего дня. Разве что в последнее время появились как телеуправляемые, так и полностью автоматические аппараты. Они широко распространены в крупных флотах мира и очень близки по функциональности. Достаточно упомянуть хотя бы британский Scorpio, спасший экипаж другой мини-подлодки, российской, у берегов Камчатки в 2004 году.

Подводная лодка 865 «Пиранья» фото

Похожее

Японский линкор «Ямато» — самый большой в мире

Адмирал Кузнецов — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Варяг — бронепалубный крейсер Российского Императорского флота

Подводные лодки проекта 941 «Акула» — самые большие в мире

Подводные лодки проекта 955 «Борей»

Аскольд — бронепалубный крейсер Российского императорского флота

Немецкий линкор «Бисмарк» — корабль Второй мировой войны

Фото АПЛ РФ (21 фото)

Французские линкоры типа «Ришелье» Второй мировой войны

Худ — британский линейный крейсер Второй мировой войны

Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки

Джеральд Р. Форд — авианосец США

Ракетный крейсер «Москва» (Слава) — флагман Черноморского флота России

Эскадренный миноносец «Настойчивый» — флагман Балтийского флота

Линкор «Октябрьская Революция» («Гангут»)

Проект 1234 шифр «Овод» малые ракетные корабли

Ляонин (бывший Варяг) — первый авианосец Китая

Корабельная установка АК-630. Дальность стрельбы. Скорострельность

Проект 11351 «Нерей» (Тип «Менжинский») — сторожевые корабли погранвойск

Проект 1143 «Кречет» — тяжелые авианесущие крейсеры

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

Ракетный крейсер «Варяг» (Червона Украина) — флагман Тихоокеанского флота России

Сверхмалые подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Затонувшие корабли

Громобой — броненосный крейсер российского императорского флота

ССВ-33 «Урал» — корабль радиоэлектронной разведки проекта 1941 шифр «Титан»

Гнейзенау — германский линкор тип «Шарнхорст»

Фото американских авианосцев. Подборка

Акаги — японский авианосец Второй мировой войны

Проект 641Б «Сом» — дизель-электрическая подводная лодка

Проект 1135 «Буревестник» (тип «Бдительный») — сторожевые корабли

БДК типа «Иван Рогов» — большой десантный корабль

«Бора» и «Самум» — малые ракетные катера на воздушной подушке

«Императрица Мария» — русский линкор Первой мировой войны

Линкор «Фусо» — линейный корабль ВМС Японии 1915-1944 год

Россия — броненосный крейсер российского императорского флота

Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый») — сторожевые корабли (фрегаты)

«Дельфин» — первая российская подводная лодка

Проект 1135М «Буревестник» (тип «Резвый») — сторожевые корабли

Рональд Рейган — авианосец США

Американские линкоры типа «Айова» Второй мировой войны

«Литторио» — итальянский линкор Второй мировой войны

«Адмирал граф Шпее» — германский линкор Второй мировой войны

Мистраль — десантные корабли-вертолетоносцы

Джордж Буш — авианосец США

АПКР К-18 «Карелия» — атомный подводный ракетный крейсер

Пересвет — броненосец российского императорского флота

КИК «Маршал Крылов» — корабль измерительного комплекса проекта 1914.1

Шарль де Голль — авианосец ВМС Франции

Английский линкор «Родни» тип «Нельсон» Второй мировой войны

«Дюнкерк» — французский линкор Второй мировой войны

Японские линкоры типа «Исэ» Второй мировой войны

Дизель-электрические подлодки проекта 633

Линкор «Ямасиро» — линейный корабль Японии 1917-1944 год

Космонавт Юрий Гагарин — научно-исследовательское судно

Подрыв и затопление авианосца списанного в утиль

АК-726 — корабельная 76-мм артустановка

Подводные лодки типа «Касатка»

«Альбион» — десантно-вертолётный корабль-док ВМС Великобритании

Адмирал Ушаков — русский броненосец

Кета — подводная лодка

Тип «Сом» — подводные лодки 1904 — 1906 годов

Форель — подводная лодка

Тип «Осётр» — подводные лодки

Подводные лодки тип «Карп»

You have no rights to post comments

Тактико-технические характеристики 865 «Пиранья»

Разработчик проекта……………..СПМБМ «Малахит»Главный конструктор……………..Л. В. Чернопятов, Ю. К. Минеев (с 1984)Скорость (надводная)……………..6 узловСкорость (подводная)……………..6,7 узловРабочая глубина погружения……………..180Предельная глубина погружения……………..200Автономность плавания……………..10 сутокЭкипаж……………..3 + 6 водолазовРазмерыВодоизмещение надводное……………..218 тВодоизмещение подводное……………..319 тДлина наибольшая (по КВЛ)……………..28,3 мШирина корпуса наиб………………4,7 мВысота……………..5,1 мСредняя осадка (по КВЛ)……………..3,9 (средняя)Силовая установка……………..дизель + электродвигатель, 220 л. с.ВооружениеТорпедно-минное вооружение…………..2 400-мм торпеды, 4 мины ПМТ

Однако теперь всё изменилось…

Бесшумные подводные убийцы, изделия проекта 865 «Пиранья», были по достоинству оценены ещё во времена ВМФ СССР. К сожалению, их рождение пришлось на, пожалуй, самую неблагополучную для российского ОПК эпоху — 1989-1992 годы. Конструкторы ценой запредельных усилий сумели ещё заложить и довести до сдачи заказчику две субмарины обычного типа, оснащённые дизель-электрической энергетической установкой. К сожалению, в серию проект пойти не успел. Всё ограничилось двумя прототипами — МС-520 и МС-521. Последняя была признана годной по всем параметрам. Её передача флоту состоялась в конце 1990 г.

Согласно замыслу конструкторов, небольшие подводные плавсредства предназначались для работы на небольших глубинах и даже в речных акваториях. Годились подлодки и для диверсионной деятельности, при непосредственном заходе на рейд баз ВМФ вероятного противника. Тем не менее в строю «Пираньи» пробыли совсем недолго. В 1999 г., всего лишь через 9 лет после окончания ходовых испытаний, их сдали на… металлолом.

С учётом вышеизложенного легко понять восторг неравнодушных к морскому делу инженеров, когда в 2017 г. было принято решение о выделении средств из бюджета на развитие такого нужного ВМФ проекта — нового поколения субмарин мини-класса. Так изобретение получило вторую жизнь в новой России. Две подлодки, заложенные на стапелях в Санкт-Петербурге, получили соответственно литерно-цифровые обозначения и личные имена: П 650 и П 750 — «Супер-Пиранья 1» и «Супер-Пиранья 2»

Самое важное заключается в том, что предприятию удалось сохранить всю рабочую документацию и в минимальные сроки доработать проект до современного уровня. В этой связи становится ясно, что субмарины не будут проходить долгий процесс сложной обкатки, а весьма быстро пойдут в серию

Технологии и кадры

В предшествующее Первой мировой войне десятилетие на российских верфях были построены девять «Осетров» и 12 «Сомов». В 1915 году в империи были изготовлены пять подлодок Holland 602F разработки американской Electric Boat Company.

Также в 1915 году в строй вступила головная субмарина типа «Барс», построенная по российскому проекту. До 1917 года включительно российская промышленность изготовила 20 аппаратов. Большая их часть вошла в состав советского флота. В период Первой мировой войны императорские подлодки наносили торпедные удары, выполняли досмотровые и дозорные функции.

  • Русская подводная лодка «Дельфин»

В беседе с RT писатель-маринист, советский офицер-подводник Николай Черкашин высоко оценил возможности, которыми обладал подводный флот императорской армии. По его словам, уровень научно-технического и промышленного развития царской России позволял создавать вполне современные для своего времени субмарины.

«По большому счёту для строительства подводного флота у России были необходимые материалы, технологии и — самое главное — кадры. Конечно, наша страна пользовалась западными разработками, однако наши инженеры не копировали зарубежные проекты — на их основе создавались оригинальные образцы», — отметил Черкашин.

Также по теме

«Самодостаточный класс кораблей»: какими возможностями обладают многоцелевые российские корветы

На предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду нового многоцелевого корвета проекта 20380 «Ретивый»….

Тяжёлым ударом для российского подводного флота стала революция и гражданская война. Однако, как заявил эксперт, в 1920-е годы большевики развернули массовое строительство субмарин. В результате в относительно короткие сроки СССР достиг паритета по субмаринам с ведущими западными державами.

«Несмотря на ряд объективных проблем, советский подводный флот достойно справлялся с поставленными задачами в период Великой Отечественной войны. Немцы явно недооценили потенциал Советского Союза, хотя подлинного расцвета подводный флот СССР достиг в 1970—1980-е годы», — говорит Черкашин.

В разговоре с RT военный эксперт Дмитрий Литовкин акцентировал внимание на том, что служба подводника во все времена была сложным и опасным занятием. Моряки сильно рисковали, участвуя в боевых действиях и эксплуатируя субмарины, которые часто строились по экспериментальным проектам

«Очень часто наши моряки погибали, всплывая на поверхность для того, чтобы дизельный двигатель получил кислород. В итоге они становились жертвами бомбёжек авиации. Кроме того, периодически экипаж погибал из-за несоблюдения техники безопасности и ошибок при эксплуатации субмарин. Однако вплоть до 1980-х годов подобные трагические инциденты регулярно происходили во всех флотах мира», — пояснил Литовкин.

Как подчеркнул аналитик, в настоящее время вопросам безопасности российских субмарин уделяется самое пристальное внимание. Подлодки изготавливаются из прочных огнестойких материалов, а экипаж постоянно отрабатывает действия в случае ЧП

Тем не менее специфика службы подводника такова, что гарантий от возникновения нештатных ситуаций быть не может, констатировал эксперт.

«Раньше моряки-подводники были фактически камикадзе. Впоследствии научно-технический прогресс значительно уменьшил риск для жизни подводников, но полностью исключить форс-мажор невозможно. Как и прежде, подводники — это мужественные люди, работающие со сложной техникой и осознающие опасность каждого похода в море», — резюмировал Литовкин.

Проект подводной лодки «Пиранья» — это ещё советская история

Модель подводной лодки «Пиранья-Т»

С 1990 по 1999 годы в состав ВМФ СССР, а затем и ВМФ России, входили две малых подводных лодки проекта 865 «Пиранья»: опытная лодка МС-520 и серийная лодкаМС-5621. В связи с развалом СССР проект был закрыт из-за отсутствия финансирования. «Пираньи» стали венцов советского кораблестроения в части малых подводных лодок.

Десятилетиями велись работы над разработкой специальных средств доставки «морского спецназа» к вражеским берегам. И много лет основным требованием к таким подводным средствам доставки была, по понятным причинам, скрытность. Так в СССР появились сверхмалые субмарины «Тритон» и большое количество средств доставки, которые позволяли буквально просачиваться на сильно охраняемые объекты потенциального противника.

Макет сверхмалой субмарины типа «Тритон»

После многолетней работы над созданием сверхмалых подводных кораблей на петербургском СПМБМ «Малахит» была разработана подводная лодка проекта 865 «Пиранья».  «Пиранья» отличалась от своих подводных предшественников возросшим водоизмещением и, как следствие, возможностью принимать на борт уже не двух человек, а группу из шести десантников. Это не считая трех членов экипажа. Кроме того, разработчикам «Пираньи» удалось заставить «нырнуть» подлодку на глубину до 200 метров.

Впрочем, «Пиранья» не была только грузопассажирским таки для спецназа. Изначально лодка проектировалась как полноценная боевая единица флота, которая если и не могла похвастаться полным функционалом ударной подлодки, но могла существенно осложнить жизнь личному составу вражеского порта, военной базы и других объектов, расположенных на морском побережье. Для выполнения задачи «усложнения жизни» на лодках проекта 865 разместили целый арсенал самого разнообразного оружия и снаряжения, применяя которые можно было успешно парализовать целый регион.

Например, в состав вооружения «Пираньи» входил специальный комплекс минно-торпедного вооружения ПМТ-1 с акустическим обнаружением. Этот комплекс позволял через  400-мм торпедный аппарат выставлять мины как во вражеских акваториях, так и на маршрутах боевого патрулирования кораблей противника. Соответственно, через торпедные аппараты можно было не только ставить мины, но и применять специальные торпеды «Латуш», которые «работали» в большом диапазоне глубин.

Подводные лодки «Пиранья» не предназначались для проведения стратегических операций, но 3-4 таких подлодки, в группе, могли, путем проведения намеченных мероприятий, так «обработать» район, что противнику потребовалось бы до полугода только на разминирование. Это не учитывая другого возможного и весьма вероятного ущерба.

Как в счастливых снах

Волны сомкнулись у нас над головой, и окружающая нас стеклянная сфера мигом исчезла. Возникло удивительное ощущение, что я не сижу внутри судна, а просто нахожусь под водой, при этом почему-то ухитряясь оставаться совершенно сухим. Мы медленно опускаемся и зависаем над самым дном. Наклонившись вперед, я вглядываюсь в темный ил прямо у меня под ногами. Наше появление спугнуло какую-то буроватую рыбешку, и она извивается над илом в поисках убежища. Вглядываюсь вверх — там, на изнаночной стороне водной поверхности, среди серебристых бликов пляшет бело-желтое пятно солнца. Я опасался, что погружение вызовет чувство клаустрофобии или какие-то другие страхи, но ничего подобного — в душе царит безмятежность, как в счастливых снах. «Эта штуковина сделана не для того, чтобы перемещаться в ней из пункта А в пункт Б, — говорит Конен. — Ее предназначение — вот так зависать в водной толще, чтобы сверху любоваться просторами глубин».


C-Quester 3 Рынок субмарин для частного использования еще недавно казался чрезвычайно перспективным, так что сразу несколько производителей поспешили заявить о готовящихся интересных новинках. Производитель: U-Boat Worx м // Количество пассажиров: 3 // Водоизмещение: 4,17 тонны // Максимальная глубина погружения: 100 м // Максимальная скорость: 3 узла (5,4 км/час) // Запас хода: 6 часов (системы жизнеобеспечения рассчитаны на 96 часов). Компания U-Boat Worx выпускает относительно недорогие субмарины за счет предельного сокращения объемов, в которых поддерживается атмосферное давление. В результате конструкция лодки получается простой и компактной. «Сухое пространство» не расходуется под аккумуляторы, электронику и агрегаты воздушного питания — каждый из этих узлов размещается в собственном герметичном контейнере. Прототип C-Quester 3 на волнах смотрится и держится так же элегантно, как и под водой. Благодаря дублирующему наружному корпусу он представляет собой как бы «субмарину внутри шлюпки». В компании говорят, что трехместная модель будет предложена на рынке уже в этом году по цене в $500 000.

Долгое время можно было только мечтать о том, чтобы иметь собственную подводную лодку и самому на ней плавать. В течение целого века субмарины использовались достаточно широко — но лишь в военных и иногда научных целях. На рынке развлечений подобные аппараты почти не появлялись. Правда, в последние годы частные подводные лодки вошли в моду, став игрушками для богатых, и какая-нибудь мегаяхта без подлодки на борту воспринималась уже как роскошный автомобиль без встроенного DVD-плеера. Российский олигарх Роман Абрамович держит на своей 377-футовой яхте Pelorus двухместную подводную лодку, а 413-футовая яхта Пола Аллена Octopus стоимостью $450 млн может похвастаться десятиместным подводным аппаратом. Сейчас большинству миллиардеров не до роскошных игрушек, так что все мировое производство в этой сфере может лишь окуклиться и ждать окончания кризиса. Если этот рынок в сегменте «хай-энд» все-таки выживет, то очевидно, что со временем технологический прогресс сделает мини-субмарины доступными и для более широкого круга покупателей.

Технологии
Когда 3 мало, а 6 — уже много: почему у автомобиля 4 колеса

Главное — незаметность

В период зарождения подводного флота маленькими были абсолютно все подводные лодки. Гиганты водоизмещением в десятки тысяч тонн — технологический феномен времен холодной войны. В чем же заключается смысл уменьшения размеров? Вместе с ними уменьшается и вероятность обнаружения корабля, а скрытность — главное достоинство любого подводного объекта военного назначения. Засечь лодку, которая своими габаритами, скоростью передвижения и интенсивностью физических полей едва отличается от крупной рыбы, не способны ни действующие, ни перспективные средства подводного наблюдения.

Другое дело, что первоначально «маленькие» еще не обладали тем комплексом качеств, который делает их по-настоящему эффективными: отсутствовали соответствующие технологии. Необходимая автономность оставалась мечтой. Микроэлектроника и прочие системы с приставкой микро- находились в зачаточном состоянии. Они совершенствовались на протяжении всей второй половины XX века, но долгое время лишь незначительно. И лишь за последние 10−15 лет количество перешло в качество.


Загрузка мини-подлодки SDV (SEAL Delivery Vehicle) в сухой док, установленный на подводной лодке «Даллас» (SSN-700, класс «Лос-Анджелес»). SDV — это аппарат мокрого типа, предназначенный для транспортировки команды спецназа (в легководолазном снаряжении) и оборудования, необходимого для специальных миссий.

Были изобретены и внедрены в практику принципиально новые решения, позволяющие воплотить идею незаметных подводных аппаратов на совершенно новом технологическом уровне. Стали доступны миниатюрные источники энергии высокой емкости. С помощью систем GPS и акустических маяков стало возможным реализовывать исключительно высокое качество позиционирования. Оснащение аппаратов современными средствами навигации, связи, светотехники, оптико-телевизионными системами радикально изменило их функциональные возможности и облик. Низкий уровень физических полей, простота в обслуживании, способность самостоятельно находить, идентифицировать и уничтожать цели — весь этот набор появился у мини-подлодок совсем недавно. А достичь подобных результатов позволил комплексный подход к проектированию подводных аппаратов: они начали рассматриваться как элементы масштабной системы, предназначенной для решения целого спектра сложнейших задач.

Оружие
Новая «Арктика»: каким станет атомоход проекта ЛК-60Я

При этом сама концепция применения мини-лодок — не подвергать риску крупные подводные аппараты и их экипаж, избегая их попадания в зону действия систем освещения обстановки противника, — использовалась еще во время Второй мировой. Достаточно вспомнить нападение англичан на «Тирпиц» в 1943-м, при котором было задействовано целое соединение мини-подлодок. Кстати, широко известны случаи атак на английские линкоры подводными диверсантами.

Универсальный солдат

Но вершиной подводного кораблестроения должно стать создание автоматического аппарата, максимально универсального с точки зрения задач своего применения.

С 1996 года специалисты Центра подводной войны ВМС США в Ньюпорте продолжают работы по созданию поистине уникального боевого НПА Manta. Он ориентирован на внедрение на АПЛ SSN 794 (в носовой оконечности АПЛ должно размещаться сразу четыре аппарата). Мини-подлодки скатоподобной формы практически не будут нарушать гидродинамических характеристик и общей архитектуры носителя. Прорабатывается несколько вариантов размеров и габаритов аппарата — длина от 15 до 25 м и масса от 50 до 90 т.


Роботы-дельфины. Глайдер Slocum компании Teledyne Webb Research, разработанный Дугласом Уэббом, бывшим исследователем из Океанографического института в Вудс Холе. Глайдер Slocum будет положен в основу аппаратов поддержки боевых операций на литорали (Littoral Battlespace Sensing-Gliders, LBS-G), которые Teledyne взялась разработать в рамках контракта с ВМС США уже ко второй половине 2010 года. Эти небольшие аппараты могут быть оснащены широким набором датчиков для патрулирования акватории на протяжении многих недель.

НПА, отработка макета которого проводится в настоящее время, обещает стать одной из наиболее мощных и многофункциональных автономных мини-подлодок в мире. После запуска Manta действует как самостоятельная подлодка, принимающая, впрочем, команды от «материнской» АПЛ и передающая на нее принимаемые собственными датчиками сигналы. Управляется Manta по собственной боевой программе, на ее борту находится своя система кораблевождения, гидроакустическая станция, аппаратура радио- и гидроакустической связи. Соответствие аппарата перспективным требованиям ВМС США уже подтверждено испытаниями макета опытного образца MTV (Manta Test Vehicle), проведенными в 2007—2008 годах. Разведка, наблюдение и рекогносцировка в прибрежных районах; поиск и уничтожение подводных лодок противника; обнаружение минных заграждений; сбор океанографических и картографических данных — все это далеко не полный список задач, ради выполнения которых и создается Manta. Более того, предполагается, что аппарат не просто аккумулирует в себе все возможности современной подводной автоматики, но и окажется способен выполнять функции, которые до настоящего времени обеспечиваются только обитаемыми системами. Например, способность полностью самостоятельно, без вмешательства человека, применять имеющееся на борту оружие. Уже отработана возможность использования на Manta разнообразных торпед, ракет, донных мин, а также систем радиоэлектронного подавления.

Использование «Манты» должно увеличить площадь акватории, которую контролируют соединения ВМС США, а также существенно снизить риск обнаружения и уничтожения американских АПЛ.


Роботы-ремонтники. Автономные или телеуправляемые подводные роботы могут заменить водолазов в деле инспектирования подводной части корпуса кораблей и судов. Робот HAUV 2 разработан компанией Bluefin Robotics в сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом по заказу Отдела военно-морских исследований специально для выполнения такой работы. Доплеровский измеритель скорости аппарата и автономная система навигации позволяют HAUV 2 с высокой точностью ориентироваться относительно корпуса судна.

Вооружение

Комплекс вооружения ПЛ размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщика типа «Протон» или 2 транспортировщика типа «Сирена-У») и двух устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две решётки для 400-мм торпед «Латуш» (специальный вариант торпеды СЭТ-72), используемых «самовыходом» на всём диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой, и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса.

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решётки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперёд по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины. Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На «Пиранье» был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Радиан-М», а также гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».

Примечания

  1. ↑ Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство. Под редакцией В. М. Пашина. —СПб.:ЦНИИ им акад. А. Н. Крылова, 2004. ISBN 5-900703-83-5
  2. Вооружение и военная техника России. —М.: ООО «Военный парад», 2005. ISBN 5-7734-0011-1
  3. Lenton, H.T. GERMAN WARSHIPS of the Second World War Arco Publishing (1976) pp.285-286
  4. Kemp, Paul. Underwater Warriors (неопр.). — Arms & Armour Press, 1996. — С. 55—57. — ISBN 1854092286.
  5. Kemp, Paul. Underwater Warriors (неопр.). — Arms & Armour Press, 1996. — С. 225—228. — ISBN 1854092286.
  6. ↑ Watts, Anthony J. Japanese Warships of World War II Doubleday & Company (1967) p. 213
  7. Watts, Anthony J. Japanese Warships of World War II Doubleday & Company (1967) p.216
  8. Вудворд, стр. 419
  9. Kemp, Paul. Underwater Warriors (неопр.). — Arms & Armour Press, 1996. — С. 158. — ISBN 1854092286.

Русские малютки могут справиться с авианосцем

ТТХ «супер-пираний» с крошечным водоизмещением всего-то в 730 тонн делают их сопоставимыми по грозной мощи и манёвренности с АПЛ-охотницами с водоизмещением 1,2 тыс. — 12 тыс. тонн. Кроме того, наличие на борту «Калибров» или «Ониксов» позволит П 650 претендовать на такой трофей, как… авианосец. Кстати, помимо четырёх ракет, дремлющих в вертикальных пусковых «стаканах», «малыш» может ещё похвастаться и четырьмя 533-мм торпедами. Впечатляет и заявленная рабочая глубина погружения — до 300 метров. А дальность хода позволяет совершить настоящий поход — от 1.200 до 1.500 миль с силовой установкой анаэробного типа, что даёт автономию подводного хода до трёх недель.

Кстати, П 750 нарастила дальность уже до 2.000 морских миль, хотя, конечно, и водоизмещение у неё другое — порядка 950 тонн, что приблизительно на 200 тонн больше зубастой младшей сестры. Помимо заявленного стандартного вооружения, единого для обоих типов, вторая «Супер-Пиранья» способна принять на борт дополнительно 12 глубинных мин.

Если провести вдумчивый анализ характеристик, то получится, что надобность в колоссальных подводных кораблях может и отпасть, так как наша «хищная рыба» справится теоретически и с оперативно-тактическими задачами класса атомного подводного крейсера.

Похоже, прав был гросс-адмирал гитлеровского подплава Дёниц, который прогнозировал отказ от суперлинкоров класса «Тирпиц» в пользу подводных убийц.

Не забыли создатели грозного чуда и о диверсионной составляющей лодки. Она даёт возможность командованию отправить вместе с командой ещё и шестёрку боевых пловцов с полной выкладкой и штатным вооружением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector