Секретная база подлодок в балаклаве

Аэростат-шпион

Попытка реанимировать дирижабли в военном деле. /Фото: oborona.ru

Казалось бы, эпоха аэростатов отошла в историю вместе с дирижаблями в тридцатых годах прошлого века. Однако не так давно была предпринята попытка этих летающих гигантов «воскресить», причем адаптируя их для нужд военных. Именно так появилась программа по созданию в США разведывательных аэростатов-шпионов, ведь их обслуживание и эксплуатация намного дешевле по сравнению с теми же беспилотниками.

В рамках данной программы в 2005 году была начата разработка сразу трех проектов, которые должны были удовлетворить запросы американской армии. Все они сводились к одному: дирижабль большого размера (вплоть до сотни метров длиной) должен был находиться над местом проведения боевых действий и собирать информацию при помощи высокоточного оборудования. Был найден даже «полигон» для первого применения —

это должен был стать Афганистан. Однако ряд конструктивных недоработок у прототипов привели к закрытию проекта в 2013 году.

Объект 825 ГТС

Описание и назначение

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты — вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект 825 ГТС был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих подлодок. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м². Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

Историческая справка

В период после Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США — наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара[источник не указан 1011 дней]. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.

В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961 год. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. После закрытия в 1993 году большая часть комплекса не охранялась. В 2000 году объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.

В 1993—2003 годах бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.

Expeditionary Fighting Vehicle (EFV)

Боевая машина Expeditionary Fighting Vehicle. /Фото: naked-science.ru

Еще одна амбициозная задумка, однако теперь в виде одного образца техники. Проект Expeditionary Fighting Vehicle должен был подарить американской армии инновационную амфибийную боевую машину, удовлетворяющую нужды морских пехотинцев США. На первых порах, EFV была довольно перспективной: в ней объединились немалая боевая мощь, хорошая защита и приличная скорость.

Однако на этапе испытаний был выявлен ряд недостатков, которые фактически поставили крест на массовом производстве EFV. Так, например, машина никак не могла разогнаться до максимальной скорости на воде, ее силовая установка оказалась весьма капризной. Кроме того, морских пехотинцев откровенно оттолкнула цена амфибии – около 25 млн долларов за единицу. Даже сам концепт EFV подвергся критике, ведь к тому времени противокорабельные средства были достаточно эффективными, и защита машины оказывалась перед ними уязвимой.

XM29 OICW

Футуристическая винтовка, так и не вышедшая в серию. /Фото: wikiрedia.org

В девяностых годах прошлого века две компании — американской Alliant Techsystems и немецкой Heckler & Koch — начали разработку совместной программы по созданию принципиально нового вида оружия, построенного по модульной схеме: в результате должна была получиться наполовину винтовка со стандартными пулями 5.56 мм, наполовину гранатомёт калибра 20 мм с боезапасом осколочного боеприпаса дистанционного (воздушного) подрыва.

Примерно в 1999 году необычный концепт обрел материальную форму в виде модели XM29 OICW. При многообещающих технических характеристиках внешний вид оружия оказался соответствующим — неоднократно отмечалось, что оно похоже на футуристическую «пушку» из видеоигр. Однако на деле концепт не оправдал ожидания заказчиков, оказавшись малоэффективным: неудовлетворительное поражающее действие гранаты, а также «неприемлемая масса» самого оружия поставило точку в его дальнейшей разработке, и проект был закрыт в 2004 году.

Объект 825 ГТС

Данный объект предназначался для выполнения нескольких задач. Главная из них – противоатомная защита первой категории и состоял из таких частей:

  • Водный канал под землей комбинированного типа с сухдоком;
  • Помещения для восстановления подводок и снаряжения;
  • Складские отсеки с горючими и смазочными материалами;
  • Минно-торпедная часть.

Вход и выход закрывался огромным батопортом (гидротехнические элементы защиты плавучего типа). Что давало возможность в полном смысле слова закупорить объект под водой. К сожалению, когда в девяностых годах прошлого века стратегический объект был закрыт, город рассекречен и открыт для посетителей, начался массовый грабеж.

Естественно «все сливки» сняли военные, утащив все, что можно было. После «их дело» продолжили местные жители. К счастью тут есть такие части, которые украсть не под силу. Но об этом немного позже. Стоит отметить одну важную деталь, без которой понять всю бывшую силу и мощь объекта проблематично. В 825 ГТС спокойно могли разместиться до 7 средних и 9 маленьких подводных лодок и порядка трех тысяч человек.

Сегодня это выглядит так. Центральная галерея, ведущая к доку (сухому), оснащена противоударной дверью, масса одной створки несколько тысяч тонн. Возможно, потому она и уцелела. В галерее находится небольшая выставка с макетами подлодок, боевых снарядов и так далее. А так же архивная документация, советская атрибутика.

Кстати, абсолютно все галереи объекта имеют непрямую форму. Так было задумано специально, с целью «погасить» силу ударной волны, на случай если дверь не закроется или не выдержит. Далее можно пройти к водному каналу на север, откуда лодки уходили в море. В комплексе представлены не только макеты. Здесь есть одна, но настоящая лодка (подводная), и, по словам нашего экскурсовода, даже «рабочая». Вдоль этого канала переходим к цели – 820.

Объект 825 ГТС и 820

Автомобиль-вертолёт

Один из проектов летающего автомобиля. /Фото: reddit.com

И до Второй мировой войны, и во время нее инженеры пытались создать такое оружие или военную технику, чьи способности и характеристики кажутся впечатляющими даже сейчас. Одним из таких откровенно странных проектов можно смело назвать разработку нового летательного аппарата в виде гибрида вертолета и автомобиля.

Подобную машину решили спроектировать военные инженеры британской армии. В конечном итоге у них получился агрегат, который представлял собой внедорожник, оснащенный хвостом и несущим винтом от вертолёта. Поразительно, но эта машина действительно неплохо летала. Однако крест на развитии необычного концепта поставила банальная практичность: быстро стало ясно, что транспортировка наземной техники осуществляется немного проще посредством самолётов, нежели путем создания десятков и сотен гибридов.

Подготовка стройплощадки[править | править код]

Схема столба из земли. Вид сверху и сбоку

Для начала нужно выбрать место для нашей крепости. Это может быть озеро или море.

Чем глубже вы выберете место, тем эффектнее будет смотреться крепость.

Выбранное место для базы

После того как мы определились с местом, нужно подготовить стартовую площадку — временный вход в нашу будущую базу.

Для этого нам понадобится легко убираемый материал, например, земля или песок.

Ныряем под воду и строим на дне крест 3х3 с дырой в центре. Дыру углубляем вниз. Затем крепим в центре лестницу.

Готовый вход под воду

На уровне будущего потолка базы ставим лестницы, после этого можно будет разрушать кубы над ними. Из-за лестниц вода не будет попадать в туннель, и мы сможем строить потолок, не всплывая на поверхность, чтобы подышать. Получился так называемый «сухой вход» под воду. Также можно запастись зельями подводного дыхания, но для строительства длительность эффекта слишком мала.

Основа, от которой мы будем строить, готова. Теперь приступаем к самой базе.

Объект 820 РТБ – ядерный арсенал

В свое время это была площадка для погрузочных работ, зоны арсенала. Расположена она у подземного морканала вышеописанного объекта. Объект 820-й ввели в эксплуатацию в 1959 году. Арсенал выполнял функции хранилища и подготовки ракет, торпед, ядерных боевых головок к использованию. Здесь обслуживались и собирались головные части боевых запасов.

С площадки торпеды, ракеты загружали на субмарины, располагавшиеся в водном канале. Транспортировка боеголовок осуществлялась на тележках (ход — резиновый) и при помощи специальной кран-балки. Здесь же проходил учебно-тренировочный процесс.

Вход на территорию данного объекта защищался не менее серьезно, чем на 825. Оба входа имели камеру-шлюз с двумя дверями. Одни обладали противоударным свойством, вторые – герметичным. Непередаваемые эмоции вызывают ворота выполненные из стали (листовой) и проката, внутри которых залит бетон высшей марки. Они держаться на петлях рамы закладного типа, дополнительно оснащены алюминиевыми прокладками. Вес этой конструкции порядка 10 тонн, герметичная дверь весит всего 2 тонны.

На территории объекта 820-ть можно увидеть дизель-электрическую «подлодку» проекта 641 с длиной корпуса 91 метр и способностью погружения на глубину 280 м. Такие субмарины могут использоваться для проведения операций в океанических водах. Четыре «подводки» такого типа в 1962 году участвовали в Карибском кризисе.

Не меньший интерес представляет модель «Варшавянка», изготовленная в масштабе 1:50, Владимиром Гуровым. Кстати, именно ее использовали во время съемок киноленты о подводниках. Она способна выполнять сорок команд, поэтому используется как тренажер.

На объекте 820 РТБ, есть возможность рассмотреть и другие помещения. В том числе хранилище ядерных боеголовок для торпед и ракет. Техническую площадку, на которой размещались системы жизнеобеспечения. А также шлюзовую камеру и арсенальный двор. Сегодня он закрыт от посторонних глаз высоким забором, на который ранее дополнительно была наброшена маскировочная сетка.

Мне не просто, в одной статье описать полностью про музей подводных лодок в Балаклаве. Подробное описание займет немало страниц, и вряд ли вы их дочитаете до конца. Поэтому мой вам совет – будете в Севастополе, обязательно посетите музейный комплекс. Поверьте, масса эмоций и впечатлений – обеспечено. Тем более что добраться до него не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Потолок[править | править код]

Здесь два основных варианта — делаем потолок плоским или в форме купола.

Простой, прямой потолок — это самое простое решение для подводной базы. Минимум усилий и вполне красивый результат. Если вам нравится, то можно приступать к укреплению стен и рытью вглубь.

Строительство купола — это довольно трудоёмкий процесс.

Запасаемся стеклом и строим небольшую часть стеклянного потолка

Затем убираем лишние лестницы. Расширяем комнату и ставим факелы.

Процесс строительства комнаты

Получилась подводная землянка. Теперь нужно расширять её. Копаем в горизонтальной плоскости так далеко как нам нужно. Попутно заменяем потолок на стекло.

Комната под стеклом

Закончив расширять комнату, мы можем оставить потолок как есть, и начать строить стены. Или, проделав довольно обширную работу, мы можем сделать потолок в виде купола.

Если вы решили оставить всё как есть, то сразу же приступайте к строительству стен.

План базы

Подземный водный канал (длина 602 метра) давал возможность принимать до 7 подводных лодок и осуществлять их обслуживание. Глубина канала — около 8 м, ширина — от 6 до 25 м. высота арки канала — 12 м. Вход в канал закрывался герметичной, стальной, дверью (батопортом) массой до 150 тонн. Общая площадь всего объекта, включая технические помещения и ходы — 9600 кв. м. Внутри объекта располагались казармы для подводников, столовая, кухни, ремонтные цеха. Из бухты подлодка, заходила в начало канала своим ходом, после прохождения батопорта, который после всплывал, двигатели глушились и лодку с помощью лебёдок и тросов перемещали по каналу штольни. Надобность глушить двигатель была определена пагубным влиянием вибрации на стены тоннеля. Воду откачивали, под лодку подводились специальные конструкции, и приступали к ремонту. Одним из самых ответственных секторов объекта был сектор сборки боеприпасов. Ракеты, мины и торпеды хранились в полу разобранном виде и перед погрузкой на лодку требовали сборки. В этом секторе были установлены особые условия работы: все объекты перемещались с помощью тележек вручную (на остальных территориях перемещение грузов осуществлялось при помощи электрокаров), существовал тройной контроль действий. Он заключался в следующем: один человек отдавал команду, второй записывал ее в журнал, третий ее заново проговаривал. После завершения всех технических работ и вооружения, субмарина выходила с другой стороны скалы прямо в открытое море.

Оборудование

После завершения строительства на этом объекте были автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути, прекрасно оборудованные командные пункты, собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые, комнаты отдыха.

Памятные плиты у входа в музей

Рядом со входом в музей стоит памятная плита, на которой перечислены подводники-черноморцы, удостоенные звания Героя Советского союза, и краснознаменные и гвардейские поводные лодки Черноморского флота.

  • Краснознаменные подводные лодки Черноморского флота (ЧФ): Л-4, С-31, Щ-201, Щ-209, М-111, М-117, А-5.
  • Гвардейские подводные лодки ЧФ: С-33, Щ-205, Щ-215, М-35, М-62.

Памятная плита «Помни войну! 1941–1945» перед входом в музей подземного военно-морского комплекса в Балаклаве (фото можно увеличить в новом окне для детального рассмотрения)

Рядом с памятной плитой «Помни войну! 1941–1945» в Балаклаве стоит плита со списком подводных лодок Черноморского флота (с фамилиями командиров), завоевавших призы Главнокомандующего ВМФ с 1967-го по 2010-й годы.

Памятная плита «Помни войну! 1941–1945» и плита со списком подводных лодок Черноморского флота, завоевавших призы Главнокомандующего ВМФ (фото можно увеличить в новом окне для детального рассмотрения)

По подземному каналу музея можно прокатиться на лодке. Водные экскурсии по этому тоннелю для подводных лодок проходят раз в 30–40 минут.

Туристы забираются в лодку. На дальнем плане — Балаклавская бухта

Эта подземная гавань субмарин, которая во время холодной войны была секретным военным объектом с номером 825 ГТС (или К-825), является одной из главных достопримечательностей Балаклавы и Балаклавской бухты.

Начинается водная экскурсия по подземному коридору для подводных лодок

В этом подземном тоннеле могло поместиться около 7-ми небольших дизельных подводных лодок. Кстати, у меня появился знакомый, который служил в Балаклаве в то время. Если получится, то я разузнаю у него поподробнее об этом секретном объекте.

С другой стороны этого подземного канала можно увидеть каменные штольни

А это — вход в музей

Географические координаты музей подводных лодок в Балаклаве на карте Крыма GPS: N 44.497362, E 33.596749.

Хотя сама Балаклава функционирует в качестве военного порта в течение многих столетий, база подводных лодок была построена в 1957 году. Это было во время холодной войны, на фоне бряцания оружием между США и СССР, Сталин издал директиву о создании парка атомных подводных лодок в Черном море. С этого указа и началось монументальное строительство подземного парка. Поскольку объект был секретный ему присвоили название «Объект 825 ГТС»

Эта идея стала главным атомным проектом СССР Лаврентия Берии. По приказу Берии провели растянувшиеся на годы исследования Крыма, прежде чем в конечном итоге решили остановиться на тихой бухте Балаклавы. Бухта врезаясь в береговую линию делает поворот почти под углом 90 градусов, что с моря делает ее практически незаметной, а шторм и непогода разбиваются о прибрежные скалы, делая бухту абсолютно тихой.

Началось грандиозное строительство секретного объекта. Этот объект строили четыре года, более 120 тонн породы были вырезаны и кропотливо удалены, чтобы сформировать огромные подземные камеры, открытые для воды помещения.
После окончания строительства было рассчитано, что база подводных лодок в Балаклаве практически не поддается разрушению: ее доки и коридоры защищены оболочкой из бетона и стали, способны выдержать прямой ядерный удар до 100 килотонн.

Между тем, сам город Балаклава стал одним из самых закрытых мест в СССР. Вход в Балаклаву был так ограничен, что даже родственники рабочих не смогли посетить город, не предоставивших обширную документацию, подтверждающую их обоснованность для въезда.
База подводных лодок в Балаклаве
интенсивно использовалась в течение всего периода холодной войны. В тесном сотрудничестве с Черноморским флотом, дислоцированного в Севастополе. Во время кубинского ракетного кризиса, размещение США ракет «Геркулес» в Турции, спровоцировали СССР ответить ядерным вооружением в Кубе, а также привести в боевую готовность подводные лодки в Балаклаве в ожидании приказа о контратаках на Турцию.
Вплоть до распада Советского Союза, объект в Балаклаве оставался одним из сильнейших сдерживающих факторов СССР, чтобы играть против своих врагов в Европе.

В отличие от многих подобных объектов, секретный объект базирования подводных лодок в Балаклавской бухте пережил распад СССР. Он оставался в использовании до 1993 года. Последняя русская подводная лодка выплыла из Балаклавской бухты в 1996 году. В течении долгого времени комплекс был не охраняемым, подвергался постоянному разграблению.

В Балаклаве Военно-морской музейный комплекс был основана Министерством обороны Украины 30 декабря 2002 года и открыт для посещения 1 июня 2003 года. План музея включает части 600-метрового центрального тоннеля, пустое хранилище ядерного арсенала, а также ряд жилых кварталов и подсобных помещений, доки подводных лодок.
Военно-морской музейный комплекс
находится на западной стороне бухты, которая проходит практически через весь город. Комплекс пещер объекта, тянется на расстояние более 600 метров, до входа из второго отверстия на противоположной стороне горы Таврос.
Военно-морская база, та часть которая относится к музею — это примерно 30% всего комплекса. Эта часть сейчас отремонтирована и поддерживается при постоянной температуре 15 градусов Цельсия.

Весь комплекс состоит из изогнутых тоннелей и огромных отсекающих дверей, которые были нацелены в случае ядерного удара гасить ударную волну.
На базе не только размещались подводные лодки, а еще были влажные и сухие доки, ремонтные мастерские, торпедные склады и конечно же арсенал ядерных боеголовок. Хотя база подводных лодок Балаклава была предназначена для размещения и защиты всех сотрудников доков, но в случае необходимости в ней могли укрыться и жители всего города.
В музее находится целый зал посвященный истории подводных лодок и морскому флоту, макеты кораблей, части вырезанные из подводных лодок и много всего прочего.

В одной из частей музея осталась надпись на стене той эпохи: «Не все говори что знаешь, но всегда знай, что говоришь!»

Музей подводных лодок в Балаклаве одна из потрясающих воображения достопримечательностей Крымского полуострова, один из самых посещаемый музеев Севастополя и Балаклавы.

• Подземная база подводных лодок в Балаклаве

Давным-давно, в далекой-далекой галактике я с друзьями поехал в Балаклаву. Одной из целей было посещение подземной базы подводных лодок. Не побоюсь сказать, что тогдашний мой репортаж открыл этот музей широкой общественности.

А сейчас захотелось посмотреть, как поживает эта база в современных реалиях Крыма. Что ж, поживает хорошо, а музей тем более.

В 2006 году экскурсий по каналу на плавающих средствах не было. А сейчас — пожалуйста.

Батопорт на месте. После перекрытия канала он затапливался водой и надежно закрывал входной канал.

Внутри база преобразилась заметно в лучшую сторону. Появились стенды истории строительства, истории соседних подземных объектов, ну и вообще — все привели в порядок.

СУ-528 (цифры в названии — это переставленные 825 — шифр строительства) построило не только базу в Балаклаве. На ее совести еще объект «Сотка», «Алсу» и многие другие.

На «Сотке» я так не побывал, а теперь уже не посмотришь. Туда вернулись военные и занялись восстановлением объекта, правда не понятно, в каком видел. А вот объект 221 («Алсу») мы успели исследовать.

Подземные объекты вокруг Севастополя. Проще ткнуть пальцем в то место, где их нет.

Примеры. Единственное, диаметр стволов на «Алсу» все же метров 6, а не 4, как на схеме указано.

Самостоятельно объект не посетить — только в составе экскурсии.

Экскурсовод был в теме, но не слишком разговорчив.

На стенах много разных исторических фотографий.

Галерея, посвященная атомному подводному флоту России.

На объекте почти нет прямых поворотов — все эти изгибы хитро рассчитаны на гашение ударной волны.

Гордость объекта — бывший сухой док.

И ремонтная зона для подводных лодок.

Длина канала — 600 метров. Глубина — 8 метров.

Когда-то этот док мог осушаться для докования лодки.

Сверхмалая подводная лодка «Тритон-1М».

И ее пульт управления.

Дальняя часть базы недоступна для пешеходной экскурсии. Ее можно только проплыть. Но в 2006 году мы тогда там прогулялись.

Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961 года.

За это время сменилось, в общем-то, поколения лодок и база морально устарела, но тем не менее она была в строю до 1993 года.

В 2000 году объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. А с 1993 года по 2003 базу разграбили мародеры и охотники за металлом. Музей был основан, соотвественно, в 2003 году.

Штольня красных фонарей.

Кабинет-сейф. Здесь хранились какие-то радиоактивные части для обслуживания ядерных боеприпасов к торпедам. Черное море является зоной, свободной от ядерного оружия и вообще ядерного присутствия, но СССР очень хотелось иметь ядерную дубинку на всякий случай. Поэтому база в Балаклаве с ядерными боевыми частями для торпед была очень секретной. Помимо того, что Севастополь был закрытым городом, так еще и Балаклава была еще более закрытой его частью.

Экспозиция про подводный флот.

Пульт управления подводной лодкой.

Вот так обслуживали торпеды в Балаклаве.

Реальный фрагмент корпуса подводной лодки проекта 690 «Кефаль».

Х-22 «Буря» — советская/российская сверхзвуковая крылатая противокорабельная ракета воздушного базирования большой дальности. Входит в состав авиационного ракетного комплекса К-22.

Родная тележка с макетом ядерной боевой частью торпеды.

Фильтр-вентиляционная установка.

Гермодверь.

Внезапно, метро.

Если бы не огромное количество людей в группе, было в разы интереснее. Да, стоимость билета — 200 рублей. Если вы иностранец, то вам расскажут военные тайны за 300 рублей.

Противоударные двери. Они не были герметичными. Они должны были выдержать ударную волну от ядерного взрыва. А вот за ними уже стояла гермуха. А справа палатка с сувенирами… Палатка. С сувенирами. На некогда бывшей секретной базе.

Микрогермуха.

Нравится? Жми:

Музей

Открытие и история

Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В неё бы вошли тематические экспозиционные залы, размещённые в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той — без выстрелов — воистину холодной войне в океанских глубинах.

Открытие военно-морского музейного комплекса «Балаклава» произошло 1 июня 2003 года.
Комплекс к тому времени входил в состав Музея военно-морских сил Украины.

В состав военно-морского музейного комплекса входят подземная часть завода, арсенал, а также морской причал и несколько зданий. К осмотру доступны зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки.

План развития экспозиции музея предусматривает создание подводной экспозиции в канале завода, осушения сухого дока и установку в него списанной подводной лодки; восстановление помещений завода и минно-торпедной части, создания в них экспозиций, посвященных периоду «холодной войны», истории военно-морской базы и подземного завода.

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников. В 2014 году объект перешёл под юрисдикцию России и стал южной площадкой Военно-исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации. Согласно сообщениям в прессе от марта 2014 года, Россия рассматривает возможность восстановления военной базы подводных лодок в Балаклаве.

Экспозиция

В музее действует экспозиция — «Подводные силы Черноморского флота 1944—1994 гг.»

На базе сохранившихся подземных сооружений организованы экспозиции об истории Военно-Морского Флота, о подводных силах Черноморского флота бывшего СССР, о военных и политических аспектах «холодной войны». Для осмотра открыты зоны вдоль подземного канала, бывшие цеха завода и арсенал. Представлены модели боевых кораблей, образцы техники и вооружения. В одной из штолен находится выставка раритетов Крымской войны 1853—1856 годов.

Режим работы

Время работы музейного комплекса с 10:00 до 15:00. Выходной день — понедельник.

Продолжительность экскурсии — один час.

Добраться до музея из центра Севастополя лучше всего автобусом на Балаклаву с 5-го километра (конец проспекта Генерала Острякова).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector