Ударение в слове новость

Уровни ударения

В некоторых языках выделяют первичное и вторичное ударение. Традиционно считается, что английский язык обладает двумя уровнями ударения, как, например, в словах cóunterfòil и còunterintélligence , а в некоторых работах даже говорилось о том, что он имеет четыре уровня ударения, но эти исследования часто противоречат друг другу.

Фонетисты, такие как Питер Ладефогед, считают, что эти разные уровни ударения являются лишь фонетической особенностью, а не собственно фонемическим ударением. Они указывают на то, что предполагаемое вторичное ударение часто не характеризуется усилением респираторной активности, обычно связанной с ударением. В соответствии с их анализом слог в английском языке может быть либо ударным, либо безударным, а безударный, в свою очередь, может быть редуцированным или нет. Это всё, что необходимо для фонемического анализа. Кроме того, последний ударный слог в обычной интонационной единице получает дополнительное интонационное или «тоническое» ударение. (Интонационное ударение может возникать и в других местах для того, чтобы обозначить контраст или другие просодические эффекты.) Это сочетание лексического ударения, просодики конца синтагмы или предложения, а также редукции некоторых безударных гласных создаёт впечатление нескольких уровней фонетического ударения:

  • Лексическое ударение
    1. В сочетании с тоническим ударением: слог, находящийся и под лексическим, и под просодическим ударением, в исследовании Ладефогеда соответствует первичному ударению в традиционном понимании.
    2. Без тонического ударения: слог, находящийся только под лексическим ударением, соответствует вторичному ударению в традиционном понимании.
  • Без ударения
    1. На нередуцированном гласном: безударный слог с нередуцированным гласным соответствует вторичному ударению в традиционном понимании или ударению третьего уровня в более подробном описании.
    2. На редуцированном гласном: безударный слог с редуцированным гласным считается безударным или имеющим ударение четвёртого уровня.

Таким образом, в фонемической транскрипции английских слов, в которой редуцированные гласные обозначаются символом «шва», для обозначения ударения необходим лишь один символ. Например, в слове cóunterfòil ударение падает только на первый слог: /ˈkaʊntɚ.fɔɪl/; последний же слог — безударный, но гласный в нём не редуцируется. (Обычно безударный дифтонг oi не редуцируется в английском языке.) В слове còunterintélligence оба отмеченных слога находятся под ударением: /ˈkaʊntɚ.ɪnˈtɛlɪdʒəns/. Кажущиеся различия ударения обусловлены просодикой и появляются при изолированном произнесении слов, как это делается (как это ни смешно) при озвучивании слова для транскрибирования. Эти различия исчезают, когда слово переносится в нефинальную позицию, например, как во фразе «counterintelligence operations are going well», где только на слово well падает «основное» ударение. (В речи некоторых носителей языка первый слог слова counterintelligence может быть безударным, но нередуцированным: /kaʊntɚ.ɪnˈtɛlɪdʒəns/. Безударный дифтонг ou/ow обычно не редуцируется в английском языке.

Графическое обозначение

Основная статья: Знак ударения

Существуют различные системы обозначения ударения и деления на слоги.

  • В русском языке ударение обозначается акутом над гласным слога: говори́ть. Обычно на письме знак ударения проставляется только при необходимости смыслоразличения или для логического подчёркивания: Я знаю, что ты знáешь — Я знаю, чтó ты знаешь; Вы смóтрите — ну и смотри́те; …в бóльших количествах…. В словарях и другой учебной литературе (в том числе в детских книгах) ударение может обозначаться чаще или даже повсеместно. В словарях наряду с основным ударением может отмечаться и побочное (второстепенное) ударение, для этого используется гравис: о̀колозе́мный. Иногда, обычно из-за технических ограничений, для обозначения ударения используется заглавная буква «…в бОльших количествах…», или курсив («в больших…»). Над буквой ё ударение никогда не ставится, поскольку написание ё почти всегда подразумевает ударную позицию (кроме некоторых заимствований и сложносоставных слов: «сёдзё», «трёхэта́жный»). Если пишущий не употребляет букву ё последовательно, то её употребление аналогично использованию знака ударения.
  • В Международном фонетическом алфавите (МФА) основное ударение обозначается вертикальной чертой наверху перед слогом, второстепенное — вертикальной чертой внизу: или /sɪˌlæbəfɪˈkeɪʃən/ (от англ. syllabification).
  • В английском языке в обычном письме ударение не обозначается. В некоторых словарях, не использующих стандартный МФА, ударение обозначается штрихом после ударного слога: /si-lab′-ə-fi-kay′-shən/. Многие справочные издания вместо фонетического алфавита применяют разнообразные системы фонетической транскрипции «английского на английский» (подробнее см. Pronunciation respelling for English), в которых ударение обозначается полужирным шрифтом или заглавными буквами: si-lab-if-i-kay-shun или si-LAB-if-i-KAY-shun.
  • В испанском (кастильском) языке, а также в некоторых других близкородственных языках Испании, позаимствовавших кастильскую орфографию, имеются чёткие правила определения положения ударения в многосложных словах: предпоследний слог, если слово оканчивается на гласный, «n» или «s», и последний слог, если слово оканчивается на прочие согласные; в таких случаях ударение на письме графически не обозначается. Во всех случаях отклонений от этих правил ударение обязательно обозначается знаком «акут» над гласным слога: bésame, corazón. Знак ударения также указывается при необходимости разбить дифтонг: «biología» (биология), «oír» (слышать), или для различения омофонов («cómo» (как?), «como» (как, подобно); «sé» (знаю), «se» (возвратное местоимение) и т. д.).
  • В итальянском языке правила определения положения ударения довольно сложны, но на письме ударение обычно обозначается только на последнем слоге, знаком «акут» для закрытых звуков или «гравис» для открытых звуков (при том, что существенного противопоставления гласных по открытости/закрытости в итальянском нет). Знак акута или грависа также указывается для различения омофонов: он(а) даёт и da от, да и si -ся, и в редких случаях при необходимости разбить дифтонг: capìi .
  • В нидерландском языке специальное обозначение ударения обычно осуществляется с помощью акута на гласном (или, в случае дифтонга, на первых двух гласных) ударного слога. Сравните achterúítgang (ухудшение) и áchteruitgang (чёрный выход).
  • В новогреческом языке все многосложные слова пишутся с акутом над гласным ударного слога (в случае, если этот гласный обозначается диграфом, знак ударения ставится на вторую из букв). Акут также используется для различения некоторых односложных слов-омографов, например, η (определённый артикль) и ή («или»); здесь, конечно, ударение в обоих словах одинаково.

Базовая информация, которую стоит повторить

Ударение — одно из главных средств звуковой организации слов и речи в целом. С фонетической точки зрения это выделение определенной единицы: слога в слове или слова во фразе.

Чтобы избежать распространенных ошибок, рекомендуем повторить основные правила постановки ударения в самостоятельных частях речи.

  1. Существительные:

    а) в словах иностранного происхождения, как правило, ударение остается на том же слоге, на котором оно ставилось в понятии-первоисточнике (бульОн, гардерОб и др.);

    б) в существительных, которые обозначают меры длины и оканчиваются на -метр (километр, сантиметр и т. д.), ударным оказывается последний слог;

    в) в существительных, образованных от глагола, ударение остается на том же слоге, что и в глаголе (поедАтьпоедАние).

  2. Прилагательные:

    а) в словах, образованных от существительных, ударение остается на том же слоге, что и в производящем слове. Например: слИваслИвовый;

    б) слог, который является ударным в прилагательном полной формы, останется таковым и для прилагательных в краткой форме. Например: красИвый — красИв;

    в) в ряде прилагательных ударным является корень слова в полной форме в единственном и множественном числе, а также в краткой форме в мужском и среднем роде. Если же речь идет о кратком прилагательном женского рода, ударным становится окончание. Например: прАвый — прАв — прАво — прАвы — правА;

    г) если в кратком прилагательном женского рода ударным является окончание, то в сравнительной форме ударение переходит на суффикс. Например: сильнА — сильнЕе.

  3. Глаголы:

    а) в глаголах прошедшего времени ударным является тот же слог, который был таковым в неопределенной форме. Например: игрАть — игрАл — игрАла;

    б) в некоторых глаголах ударение остается неподвижным во всех формах, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание. Например: лгАть — лгАл — лгАли — лгалА. Исключение составляют глаголы класть, красть, красться, слать, послать, отослать. В них даже в прошедшем времени женского рода ударение остается на прежнем месте;

    в) в глаголах с приставкой вы- ударение падает на первый слог. Например: крАла — вЫкрала;

    г) в глаголах, которые оканчиваются на -ить, при спряжении ударным является окончание. Например: включИть — включИшь — включИт — включИм — включИте — включАт. Исключение составляют глаголы опОшлить и освЕдомиться. В них ударение не переходит на другие слоги при спряжении;

    д) в глаголах, которые образованы от прилагательных, ударение, как правило, падает на -ить. Например: острый — обострИть. При этом данное правило не распространяется на глагол озлОбить;

    е) если речь идет о возвратных глаголах, то в форме прошедшего времени ударение перейдет на окончание или суффикс. Например: начАться — началсЯ.

  4. Причастия:

    а) в действительных причастиях прошедшего времени, которые имеют суффикс -вш-, ударной, как правило, является гласная, находящаяся перед суффиксом. Например: посмотрЕвший;

    б) в кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударным является окончание. Например: принятА;

    в) если в полной форме ударным является суффикс -енн-, то в краткой форме ударение остается неизменным только для причастий мужского рода. Во всех остальных случаях оно перемещается на окончание. Например: включЕнный — включЕн — включенА — включенО — включенЫ.

  5. Деепричастия:

    а) ударение в большинстве случаев остается на том же слоге, что и в неопределенной форме глагола, от которого образовано слово. Например: запилИть — запилИв;

    б) в деепричастиях с суффиксами -в- и -вши- ударным является гласный звук, находящийся перед этим суффиксом. Например: принЯв.

  6. Наречия:

    а) ударение на приставку до- падает в следующих словах: дОверху, дОнизу, дОсуха. Исключение составляют наречия добелА, донЕльзя;

    б) Приставка за- является ударной в следующих словах: зАгодя, зАтемно, зАсветло.

Ударение при подготовке к ЕГЭ

Наверняка, самые сложные ударения в русском языке ЕГЭ проверит в форме теста

Рекомендуется подготовиться к сдаче экзамена и обратить внимание на действительно сложные нюансы

Также обратите внимание на то, что самые сложные ударения в русском языке ЕГЭ может проверить и предложив написать интересное сочинение на тему по заданному тексту. Готовясь к экзаменам, не забывайте о том, что всякое слово может иметь несколько значений

Точное определение можно понять из контекста. Так, логическое и смысловое ударение это два разных типа ударения и подчас они могут даже противоречить друг другу

Готовясь к экзаменам, не забывайте о том, что всякое слово может иметь несколько значений. Точное определение можно понять из контекста. Так, логическое и смысловое ударение это два разных типа ударения и подчас они могут даже противоречить друг другу.

Не старайтесь просто запомнить разницу. Лучше всего будет ее понять. Тогда любая частная проблема, связанная с ударением, не вызовет никаких затруднений.

Эти слова следует заучить

Помимо двух вышеупомянутых в русском языке есть еще целый ряд слов, в произношении которых традиционно делаются ошибки. Далее приводится список правильных ударений, который нужно просто заучить.

Итак:

  • Аэропорта – ударение на четвертый слог.
  • Баловать – на последний слог.
  • Включит – ударение на второй слог.
  • Девелопмент – на второй слог.
  • Деньгами – ударение на второй слог.
  • Договор – на последний слог.
  • Донельзя – ударение на второй слог.
  • Жалюзи – на последний слог.
  • Закупорить – ударение на второй слог.
  • Инсульт – на второй слог.
  • Каталог – ударение на последний слог.
  • Квартал – на последний слог.
  • Красивее – ударение на второй слог.
  • Обеспечение – ударение на третий слог.
  • Облегчить – на последний слог.
  • По средам – ударение на последний слог.
  • Приняв – на второй слог.
  • Свёкла – ударение на первый слог.
  • Сливовый – на первый слог.
  • Торты – ударение на первый слог.
  • Феномен – на второй слог.
  • Ходатайство – ударение на второй слог.
  • Черпать – на первый слог.
  • Щавель – ударение на второй слог.

Этот список можно озаглавить так: «Говори правильно – ударение ставь в нужных местах» — и повесить у себя над рабочим столом. Или над кроватью, чтобы повторять перед сном. Или на зеркале в ванной, чтобы каждое утро начинать грамотно. Для быстрого эффекта желательно не просто читать слова про себя, но и произносить их вслух. И громко. И по нескольку раз. Пройдет всего пару недель (а у кого-то, может, и дней), и правильное произношение гармонично впишется в устную речь. Главное -желание, совсем немножко усилий — и все получится!

Ударение в русском языке

Основная статья: Ударение в русском языке

Огромную и особую роль в русской лингвистике играют ударения, которые указывают не только на меняющуюся интонацию в сказанном, акцентируя главное и второстепенное, но и полностью изменяют смысл произнесённого, а также и записанного или напечатанного впоследствии — как в отдельном слове, так и в целом предложении.

В русском языке ударный гласный отличается от безударного силовыми, количественными и качественными характеристиками; тонического ударения нет (но высота звука может измениться в момент ударения). В среднем ударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного.

Ударение может стоять на любом слоге и любой части слов (зо́лото, боло́то, молоко́); в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой (нога́ — но́гу, при́нял — приняла́).

Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): кля̀твопреступле́ние, самолё̀тострое́ние, о̀колозе́мный, вѝце-президе́нт.

Также во всех словах, где присутствует буква ё, ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные (напр., амёбиа́з) и сложные, составные слова (напр., трёхъя́русный).

В русском языке нет единых правил ударения, для выяснения принятого и допустимых вариантов для конкретной формы слова можно обратиться к орфоэпическим словарям или специализированным словарям ударений.

История ударения в русском языке

В древнерусском были довольно чёткие правила ударения:

  • Каждая морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) может быть самоударной (или типа a), правоударной (или типа b) и безударной (или типа c).
  • Единица ударения — слово с предлогами, союзами, частицами. При этом вспомогательные слова, стоящие перед словом, всегда безударные, после слова — всегда самоударные.
  • В древнерусском также были редуцированные гласные (их обычно обозначают буквами ъ и ь). Они были сильными и слабыми; последняя — всегда слабая. Если перед слабой редуцированной будет ещё одна редуцированная, та будет сильной. Слабые редуцированные ныне исчезли, сильные превратились в о и е (коньцьконец, коньцаконца).
  • Находим первую ударную морфему. Если она самоударная — ударение на неё, если правоударная — на слог правее.
  • Но если ударение падает на слабую редуцированную — смещаем его левее.
  • Если все морфемы безударные — ударение на первый неслабый слог.

Например, корень рук- безударный, окончание самоударное, окончание и предлог на безударные, и выходит рукá, рýку, въ рýку, нá руку.

Современное ударение сдвигается в другие, более сложные правила, при этом одни слова работают по старым правилам, другие по новым. Фразы на ру́ку и на́ руку значат совершенно разное. Появились безусловно-ударные морфемы — например, суффикс -ив-(ый) (счастли́вый). Ударение взяло на себя функцию различия падежей — жены́ распалось на жены́ (р.п. ед.ч.) и жёны (и.п. мн.ч.). В словах на -ер/-ёр ударение даёт понять, механизм это или человек: верёвочный стáртер, стартёр с флагом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector