Нефтепровод

Россия

Россия в строительстве нефтепроводов несколько отставала от Америки. Хотя один из известнейших русских ученых Д.И. Менделеев еще в 1863 году предложил и теоретически обосновал идею создания трубопровода для перекачки нефти и нефтепродуктов, воплощение его замысла в жизнь произошло только 15 лет спустя.

В 1878 году запускается первый в России нефтепровод Балаханы — Черный (Азербайджан, Баку), спроектированный и построенный инженерами А.В. Бари и В.Г. Шуховым для братьев Нобель. Его длина составляла 9 км, диаметр — около 77 см, а пропускная способность — 80 тыс. пудов нефти в сутки.

Нефтепровод Баклаханы — Черный Город
 

Кстати, братья Нобель — известные изобретатели и крупные нефтепромышленники, внесли существенный вклад в технологию добычи и переработки нефти (см. Краткая история добычи нефти в России). Так Людвиг Нобель стал заменять котлованы для хранения нефти на стальные резервуары, ему также принадлежат изобретения танкера и цистерны. Альфред Нобель предложил использовать паровые насосы и новые методы очистки нефти химическими способами.

Братья Нобель
 

После запуска первых нефтепроводов, стало очевидным преимущество данного метода транспортировки перед другими способами. Тем не менее, строительство нефтепроводов в России шло довольно медленно. Основные причины такого замедленного роста заключались в недовольстве новшеством владельцев железных дорог. Железнодорожные магнаты всеми силами пытались предотвратить внедрение прокладки нефтепроводов, что неплохо получалось, благодаря хорошим связям в правительстве. Так к концу 1914 году в России было проложено около 1.2 тыс. км нефтепровода, в то время как в США к этому году проложили уже 14 тыс. км.

Гражданская и Первая мировая война серьезно замедлили строительство нефтепроводов. Подъем в этом плане стал наблюдаться в 1930 — 1940-х годах прошлого столетия. Вслед за этим последовала Великая Отечественная Война, которая снова затормозила прогресс. С середины века Советский Союз с новой силой, наверстывая упущенное, взялся за строительство нефтепроводов, и достиг в этом направлении серьезных результатов.

К 1990-му году в СССР работала нефтепроводная система протяженностью около 70 тыс. км. Однако в связи с распадом СССР строительство новых нефтепроводов было заморожено, а трубопроводная система оказалась на территории 15 государств. В результате подконтрольными России остались только 50 тыс. км нефтепровода. Тогда же проблемы в экономике затормозили развитие нефтяной отрасли в целом.

Тем не менее в 2000-ных годах компания «Транснефть», получившая в наследие нефтепроводную сеть начала активно ее расширять. В настоящее время «Транснефть» и ее дочерние общества располагают крупнейшей в мире сетью нефтепроводов, общей протяженностью 70 тыс. км., 500 насосными станциями и 22 млн. м3 резервуарных емкостей. Компания обеспечивает транспортировку порядка 90% всей добываемой в России нефти. Конечно при этом учитываются не только нефтепроводы, но также морские и сухопутные перевозки.

Газопровод

Газопровод Дзуарикау — Цхинвал

Основная статья: Газопровод

Газопрово́д — инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки газа и его продуктов (в основном природного газа) с помощью трубопровода. Газ по газопроводам и газовым сетям подаётся под определённым избыточным давлением. Газопроводы делятся на:

  • магистральные — предназначены для транспортировки газа на большие расстояния под повышенным давлением;
  • газопроводы распределительных сетей — предназначены для доставки газа от газораспределительных станций к конечному потребителю.

Поставки природного газа по трубопроводу вытеснили все остальные способы транспортировки в Онтарио из Западной Канады в провинции Альберта и Манитоба. Стоимость доставки газа по трубам оказалась значительно дешевле по сравнению с морскими, автомобильными и железнодорожными перевозками, так как осуществляется по кратчайшему маршруту от источника газа до потребителя, а также обладает более низкой себестоимостью транспортировки газа. Число задействованных в трубопроводном транспорте сотрудников составляет лишь 1 % от штата автотранспортной отрасли.

Российские магистральные газопроводы

Основные газопроводы из России в Европу (2009)

В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяжённости в широтном направлении:

  • Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);
  • Ставрополь — Москва;
  • Кольцевой газопровод Московской области;
  • Краснодарский край — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург;
  • Средняя Азия — Урал;
  • Медвежье — Надым — Тюмень — Уфа — Торжок;
  • Надым — Пунга — Пермь;
  • Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск;
  • Нижняя Тура — Пермь — Горький — Центр (более 1700 км, 1974 г.);
  • Уренгой — Помары — Ужгород — крупнейшая в мире система газопроводов, соединяет газовые месторождения Западной Сибири с конечными потребителями в Европе (4451 км, 1983 г.);
  • «Союз» — газопровод из Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы (1979 г.);
  • Голубой поток (1213 км, 2003 г., подводный);
  • Ямал — Европа (2000 км, 2006 г.);
  • Северный поток (1200 км, подводный);
  • Дзуарикау — Цхинвал (175 км, 2009 г.);
  • Джубга — Лазаревское — Сочи (171,6 км, включая морской участок — 159,5 км, 2011 г.);
  • Сахалин — Хабаровск — Владивосток (строящийся, первый участок сдан в 2011 г.);
  • Турецкий поток (строящийся, 900 км, подводный) — замена Южного потока;
  • Ямал — Европа 2 (проектируемый);
  • Сила Сибири (строящийся, 2158 км);
  • «Алтай» (проектируемый, 6700 км).

Крупнейшие магистральные газопроводы России

Ямал — Европа

Обеспечивает экспортные поставки газа с месторождений Западной Сибири в страны Восточной и Западной Европы через Белоруссию. Российская часть газопровода начинается в Торжке, имеет длину 402 км. Диаметр труб — 1420 мм. Проектная мощность — 32,9 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1999—2006 годах.

Уренгой — Помары — Ужгород

Обеспечивает экспортные поставки газа с месторождений Западной Сибири в страны Восточной и Западной Европы через Украину. Длина российского участка — 3291 км. Диаметр труб — 1420 мм. Проектная мощность — 32 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1983 году.

Бованенково — Ухта (две нитки)

Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Ямала. Состоит из двух ниток (очередей) длиной около 1200 км каждая. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 120 атм. Проектная мощность — 197,5 млрд м³ в год. Введен в эксплуатацию в 2012 году (первая очередь) и в 2017 году (вторая очередь).

Сахалин — Хабаровск — Владивосток

Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Сахалина в Хабаровский и Приморский края. Длина газопровода — более 1800 км, давление — 100 атм. Диаметр труб — 1220 мм и 700 мм. Проектная мощность первой очереди — 5,5 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2011 году.

Северные районы Тюменской области — Торжок

Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Тюменской области в центр Европейской части России и далее потребителям Северо-Западного региона, а также для заполнения экспортного газопровода «Ямал-Европа». Длина газопровода — 2200 км. Проектная мощность на разных участках — 20,5-28,5 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2006—2012 годах.

Ухта-Грязовец (2 нитки)

Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Ямала и Западной Сибири в центр Европейской части России и далее потребителям Центра и Северо-Западного региона, а также на экспорт. Состоит из двух ниток длиной 970 км каждая. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Проектная мощность — 90 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2012 году (первая очередь) и в 2018 году (вторая очередь).

Грязовец — Выборг

Является сухопутной частью газопровода «Северный поток». Длина — 900 км, диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Проектная мощность — 55 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2011—2013 годах.

Уренгой — Центр (2 нитки)

Две нитки длиной 3211 и 3035 км соответственно. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983-1984 годах.

Ямбург — Елец (2 нитки)

Две нитки длиной по 3146 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1986-1987 годах.

Ямбург — Западная граница («Прогресс»)

Обеспечивает экспортные поставки в Европу через Украину. Длина 4366 км (включая участок на территории Украины). Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Проектная мощность — 26 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1987 году.

Оренбург — Западная граница («Союз»)

Обеспечивает экспортные поставки в Европу через Украину. Длина 2677 км (включая участки на территории Казахстана и Украины). Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Проектная мощность — 26 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1980 году.

Ямбург — Тула (2 нитки)

Две нитки длиной 2946 и 2146 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1988-89 годах.

Ямбург — Поволжье

Длина 2730 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1990 году.

Уренгой — Петровск

Длина 3000 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983 году.

Уренгой — Новопсков

Длина 3609 км. Диаметр труб – 1420 мм, давление газа – 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983 году.

Сила Сибири

Должен обеспечивать поставку газа Чаяндинского и Ковыктинского месторождений потребителям Дальнего Востока России, а также на экспорт в Китай. Длина около 3000 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2019 года

Газопроводы из России в Европу

Россия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки «голубого топлива» в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России.

Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:

  1. «Северный поток» — это газопровод, который соединяет Россию и Германию по дну Балтийского моря. Трубопровод обходит транзитные государства: Белоруссию, Польшу и прибалтийские страны. «Северный поток» был введен в эксплуатацию относительно недавно — в 2011 году.
  2. «Ямал-Европа» — длина газопровода составляет более двух тысяч километров, трубы проходят по территории России, Белоруссии, Германии и Польши.
  3. «Голубой поток» — газопровод соединяет Российскую Федерацию и Турцию по дну Черного моря. Длина его равняется 1213 км. Проектная мощность составляет 16 млрд. кубометров в год.
  4. «Южный поток» — трубопровод поделен на морские и сухопутные участки. Морской участок проходит по дну Черного моря и соединяет Российскую Федерацию, Турцию, Болгарию. Длина участка составляет 930 км. Сухопутный участок проходит по территории Сербии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словении.

«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов.

Нефтепроводы РФ

Нефтепровод — это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида и промысловые.

Самые крупные магистрали нефтепровода:

  1. «Дружба» — одна из крупных трасс Российской империи. Сегодняшний объем производства равен 66,5 млн. тонн в год. Магистраль проходит от Самары через Брянск. В городе Мозырь «Дружба» делится на два участка:
  • южная магистраль — проходит через Украину, Хорватию, Венгрию, Словакию, Чехию;
  • северная магистраль — через Германию, Латвию, Польшу, Белоруссию и Литву.
  1. Балтийская трубопроводная система — это система нефтепроводов, которая соединяет место добычи нефти с морским портом. Мощность такой магистрали составляет 74 млн. тонн нефти в год.
  2. Балтийская трубопроводная система-2 — это система, которая связывает нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтике. Мощность составляет 30 млн. тонн в год.
  3. Восточный нефтепровод соединяет место добычи Восточной и Западной Сибири с рынками США и Азии. Мощность такого нефтепровода достигает 58 млн. тонн в год.
  4. Каспийский трубопроводный консорциум — это важный международный проект с участием крупнейших нефтедобывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации труб длиной 1,5 тыс. км. Рабочая мощность составляет 28,2 млн. тонн в год.

Проблемы отрасли

Хищения и нелегальные врезки

Проблемами деятельности нефтепроводов России являются сложность их строительства и обслуживания, а также нелегальные врезки для хищения нефти. Нелегальная врезка опасна не только пропажей самой нефти, но и нефтяными загрязнениями а также пожарами. В 90-х и 2000-х годах зафиксировано немало случаев подобных нелегальных врезок, многие из которых действовали по много лет.

Состояние трубопроводов и их опор

Мониторинг состояния трубопроводов проводится ультразвуковым и инфразвуковым методами, которые позволяют отслеживать коррозию, повреждения, дефекты и деформации труб.

В 2019 году российские учёные из Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) Сибирского отделения РАН разработали технологию, позволяющую с помощью изучения акустических шумов следить за состоянием опор трубопроводов. Данный метод подходит также для оценки надежности опор мостов и строительных балок. Изучение акустических шумов, снимаемых со стенок трубопровода, позволяет отслеживать возможное ослабление опорных конструкций, по которым проложен трубопровод, и своевременно предотвращать возможные аварии. Метод, разработанный российскими учёными, позволяет определить снижение устойчивости опор на самой ранней стадии. Метод основан на измерении акустических характеристик в пролётах труб с помощью вертикального геофона и одноканальных цифровых регистраторов. Методика анализа проста, дёшева и не требует существенных затрат вычислительных мощностей.

Примечания

  1. Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. — М.: Лицей, 2001.
  2. Итоги деятельности ОАО «РЖД» в 2012—2016 гг. и планы развития до 2025 года. М.: 2017. С. 2-3
  3. Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире / В. Н. Лившиц. — М.: 2002.
  4. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 6. Газлифт — Гоголево. 1971. 624 стр., илл.; 27 л. илл. и карт. (статья Газопровод)
  5. [rosvesty.ru/1799/interes/?id=427, rosvesty.ru, «Голубой поток»: мифы и реальность]
  6. . rbc.ru (8 июня 2010). Дата обращения 8 июня 2010.
  7. Народное хозяйство СССР в 1960 году. — Москва: Госстатиздат, 1961. — 496 с.
  8. Народное хозяйство СССР в 1990 году. — Москва: Финансы и статистика, 1991. — С. 752. — ISBN 5–279–00603–3.
  9. ↑ Российский статистический ежегодник.2007 год
  10. ↑ Российский статистический ежегодник. 2011. — Москва: Росстат, 2011. — 795 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-89476-319-4.
  11. коллектив авторов. Российский статистический ежегодник. 2017. — Москва: Росстат, 2017. — 686 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-89476-440-5.
  12. . ТАСС. Дата обращения 25 мая 2019.
  13. . «Научная Россия». «Научная Россия» — наука в деталях! (21 мая 2019). Дата обращения 25 мая 2019.
  14. . Interfax-Russia.ru (21 мая 2019). Дата обращения 25 мая 2019.

Трубы для магистральных нефтепроводов

 Трубы магистральных нефтепроводов (а также нефтепродуктопроводов и газопроводов) изготавливают из стали, т.к. это экономичный, прочный, хорошо сваривающийся и надежный материал.

По способу изготовления трубы для магистральных нефтепроводов подразделяются на бесшовные, сварные с продольным швом и сварные со спиральным швом. Бесшовные трубы применяют для трубопроводов диаметром до 529 мм, а сварные – при диаметрах 219 мм и выше.

Наружный диаметр и толщина стенки труб стандартизированы. В качестве примера ниже приведен сортамент наиболее распространенных электросварных труб.

В связи с большим разнообразием климатических условий при строительстве и эксплуатации трубопроводов трубы подразделяют на две группы: в обычном и в северном исполнении. Трубы в обычном исполнении применяют для трубопроводов, прокладываемых в средней полосе и в южных районах страны (температура эксплуатации 0 С и выше, температура строительства -40 С и выше). Трубы в северном исполнении применяются при строительстве трубопроводов в северных районах страны (температура эксплуатации -20…-40 С, температура строительства -60 С). В соответствии с принятым исполнением труб выбирается марка стали.

Трубы для магистральных нефтепроводов изготавливают из углеродистых и низколегированных сталей.

Основными поставщиками труб большого диаметра (529…1220 мм) для магистральных трубопроводов являются Челябинский трубопрокатный, Харцызский трубный, Новомосковский металлургический и Волжский трубный заводы.

Трубопроводная арматура

Трубопроводная арматура предназначена для управления потоками нефти, транспортируемыми по трубопроводам. По принципу действия арматура делится на три класса: запорная, регулирующая и предохранительная.

Запорная арматура (задвижки) служит для полного перекрытия сечения трубопровода, регулирующая (регуляторы давления) – для изменения давления или расхода перекачиваемой жидкости, предохранительная (обратные и предохранительные клапаны) – для защиты трубопроводов и оборудования при превышении допустимого давления, а также предотвращения обратных токов жидкости.

Задвижками называются запорные устройства, в которых проходное сечение перекрывается поступательным перемещением затвора в направлении, перпендикулярном направлению движения нефти. Конструктивно задвижка представляет собой цельный литой или сварной корпус, снабженный двумя патрубками для присоединения к трубопроводу помощью фланцев или сварки) и шпиндель, соединенный с запорным элементом и управляемый с помощью маховика или специального привода. Место выхода шпинделя из корпуса герметизируется с помощью сальникового уплотнения. По конструкции уплотнительного затвора задвижки делятся на клиновые и параллельные. На магистральных нефтепроводах задвижки оснащают электроприводом.

Регуляторами давления называются устройства, служащие для автоматического поддержания давления на требуемом уровне. В соответствии с тем, где поддерживается давление – до или после регулятора, различают регуляторы типа «до себя» и «после себя».

Предохранительными клапанами называются устройства, предотвращающие повышение давления в трубопроводе сверх установленной величины. На нефтепроводах применяют мало- и полноподъемные предохранительные клапаны закрытого типа, работающие по принципу сброса части жидкости из места возникновения повышенного давления в специальный сборный коллектор.

Переходы

Переходы бывают двух видов — надводные и подводные. Последние, сооружаются перпендикулярно оси потока воды. Предусматривают допустимые расстояния между уложенными параллельно трубопроводами в зависимости от ого, какой диаметр они имеют. Глубина залегания должна быть не меньше 0,5 метра от уровня предполагаемого размыва дна до поверхности трубы газопровода и не меньше, чем 1 м от проектных отметок дна.

Во время строительства переходов магистральных газопроводов в России сквозь водные или обводненные участки, трубы, для профилактики всплытия, пригружают с помощью специальных грузов. Кроме этого, могут использовать сплошное бетонирование или же засыпку с помощью минерального грунта.

К местам переходов через препятствия разных видов (как природных, так и искусственных) предъявляют требования, выполнение которых обеспечит надежность работы газопровода и его безопасное использование в будущем. Тип строительства перехода выбирается на основании сравнения показателей нескольких вариантов, между которыми и делают выбор. Очистку полостей переходов газопроводов осуществляют с помощью промывки.

Надземные переходы, которые сооружают для магистральных газопроводов, могут быть балочными, висячими и арочными. Все будет зависеть от условий строительства. Их используют на переходах через небольшие реки, балки или овраги. В балочном переходе в роли пролетного строения используется самонесущая труба.

Висячие переходы по своему строению могут быть гибкими, провисающими и вантовыми. В гибких висячих системах газопроводы прикрепляются с помощью подвесок к одному или нескольким тросам, которые перекинуты через пилоны. В провисающих системах газопровод может спокойно провисать под действием собственной массы и веса газа.

В вантовых системах труба газопровода удерживается в проектном положении благодаря наклонным тросам или жестким фермам. Арочные переходы преимущественно используют при пересечении каналов. В их состав входят жесткие арочные конструкции.

История

В 1863 году Дмитрий Менделеев предложил доставлять нефть с бакинских нефтяных приисков до морского порта не в бочках, а по трубам. Предложение не было принято. Спустя два года первый трубопровод построили в Пенсильвании, США.

В 1877 году Александр Бари и его помощник Владимир Шухов вновь выдвигают идею трубопроводного транспорта, опираясь и на американский опыт и на предложение Менделеева, и в 1878 году Шухов построил первый в России нефтепровод от Баку до нефтеперерабатывающих заводов.

По инициативе Менделеева в 1896—1906 годах по проекту Шухова был построен первый магистральный продуктопровод диаметром 200 мм, длиной 833 км для перекачки керосина из Баку в Батуми, который стал самым крупным трубопроводом в мире. В 1910—1913 годах построен нефтепровод «Грозный — Махачкала» диаметром 200 мм, длиной 162 км. После 1925 года построены нефтепроводы диаметром 250 мм: «Баку — Батуми» длиной 834 км, «Грозный — Туапсе» длиной 49 км.

В 1931 году построен продуктопровод диаметром 300 мм «Армавир — Никитовка» длиной 445 км, а к 1941 году — «Махачкала — Грозный», «Гурьев — Орск», «Малгобек — Грозный» и др.

В 1937 году в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии были проведены учения, на которых была осуществлена опытная прокладка трубопровода через реку Суйфун.

В 1938—1943 годах во время Великой Отечественной Войны несколько трубопроводов было построено в западной части Украины, где надземные балочные системы переходов получили широкое распространение. Были построены продуктопровод «Астрахань — Саратов», бензинопровод через Ладожское озеро и др.

В 2004 году контрабандисты из Эстонии и России сумели ввести в нелегальную эксплуатацию «водкопровод».

Классификация трубопроводов. Диаметр магистральных трубопроводов. Условное давление

По своему назначению трубопроводы делятся на

  • местные,
  • региональные и
  • магистральные.

Внутренние трубопроводы – соединяют различные объекты и установки на промыслах, нефтеперерабатывающих трубопроводах и газохранилищах.

Местные или региональные трубопроводы – по сравнению с внутренними имеют большую протяженность до нескольких десятки километров. Обычно соединяют нефтепромыслы с головной станцией, с магистрального нефтепроводом или с пунктами налива нефти (нефтебазами) на железнодорожный или водный транспорт.

Магистральные трубопроводы – более 50 км и диаметром 200 мм. Характеризуются большой протяженностью в сотни и тысячи километров, диаметром до 1400 мм и выше, на которых перекачка ведется не одной, а несколькими станциями, расположенными по трассе.

Магистральным нефтепроводом называется трубопровод предназначенный для перекачки нефти.

Магистральным продуктопроводом называется трубопровод предназначенный для перекачки нефтепродуктов.

В зависимости от вида перекачиваемого нефтепродукта трубопровод называют также бензопроводом, керосинопроводом, мазутопроводом и так далее.

Режим работы магистральных трубопроводов – непрерывный, кратковременные остановки носят аварийный характер или связан с ремонтом трубопровода или заменой деталей. Согласно СНИП 2.05.06-85, магистральные нефтепроводы и продуктопроводы подразделяются на четыре класса в зависимости от условного диаметра трубы:

  • 1 – диаметр 1000 – 1200 мм
  • 2 – диаметр 500 – 100 мм
  • 3 – диаметр 300 – 500 мм
  • 4 – диаметр менее 300 мм

Магистральным газопроводом называется трубопровод, предназначенный для транспортировки газа из района добычи или производства в район его потребления, или трубопровод, соединяющий отдельные газовые месторождения.

Ответвлением от магистрального газопровода называется трубопровод, присоединенный непосредственно к магистральному газопроводу и предназначенный для отвода части транспортируемого газа к отдельно населенным пунктам и промышленным предприятиям. Магистральные газопроводы в соответствии со СНИП 2.05.06-85, в зависимости от рабочего давления в трубопроводе подразделяются на два класса:

  • 1 класс — Рраб = (2,5…10) МПа, (25…100 кг/см2)
  • 2 класс — Рраб = (1,2…2,5) МПа, (12…25 кг/см2)

Пропускная способность действующих однониточных магистральных газопроводов зависит от диаметра трубопровода и составляет 10 – 50 млрд. м2 газа в год.

Топливо для столицы

Инфраструктура для увеличения поставок авиатоплива в аэропорты Московского авиаузла

Силуанов: Российскую экономику перестало «колбасить» от нефти

Модернизация, перепрофилирование, ремонт, реконструкция и новое строительство воплотил в себе проект увеличения поставок светлых нефтепродуктов в Московский регион. Его площадки расположены в Московской, Рязанской и Нижегородской областях. С 2015 года построены ГПС «Шилово-3» и более 70 километров нефтепродуктопровода, а также железнодорожная сливная эстакада для перевалки авиакеросина. Под перекачку нефтепродуктов перепрофилированы нефтепроводы Горький — Рязань-2 и Рязань — Москва, а для сохранения поставок нефти на Московский НПЗ в нужном объеме построена НПС «Лобково» и реконструирован нефтепровод Ярославль — Москва. Летом 2018 года завершена реконструкция наливных станций «Нагорная» и «Солнечногорская» Московского кольцевого нефтепродуктопровода, продолжается реконструкция на крупных станциях «Рязань» и «Володарская».

Летом 2018 года проведена реконструкция наливных станций «Нагорная» и «Солнечногорская» Московского кольцевого нефтепродуктопровода.

Прямая речь

Алексей Сапсай, вице-президент «Транснефти»:

Алексей Сапсай, вице-президент «Транснефти».

— За четверть века проделана огромная работа: построено более 12 тысяч километров и заменено свыше 14 тысяч километров трубопроводов, введено в эксплуатацию более 80 перекачивающих станций, построено свыше 500 резервуаров общим объемом практически 11 миллионов кубометров. Реализация инвестиционных проектов затронула практически все регионы страны. На западном и восточном направлениях для реализации экспортных путей российской нефти и нефтепродуктов построены крупные морские нефтеналивные терминалы — порт Приморск на берегу Балтики и порт Козьмино на берегу Японского моря, для их бесперебойной работы созданы БТС протяженностью 2380 километров и ТС ВСТО протяженностью 4740 километров.

В сложнейших климатических условиях Заполярья и севера Красноярского края, при отсутствии инфраструктуры, дорог, линий электроснабжения были построены трубопроводная система Заполярье — Пурпе — Самотлор и магистральный нефтепровод Куюмба — Тайшет, с учетом природно-климатических условий были приняты нетиповые для объектов магистральных нефтепроводов решения — прокладка трубопровода на опорах, строительство производственных и служебно-бытовых объектов на сваях с вентилируемым подпольем и т.д.

Реализован проект «Юг» (протяженность трубопровода более 700 километров), который в 2017 году обеспечил начало перевалки высококачественного дизельного топлива с заводов России через порт Новороссийск. Проекты «Север-15» и «Север-25» затронули расширение и реконструкцию трубопроводов от Татарстана до Ленинградской области, в 2018 году компания завершила работы по увеличению производительности трубопроводной системы с обеспечением перевалки дизельного топлива через порт Приморск до 25 миллионов тонн в год.

Евразийская пятерка согласовала программы формирования общих рынков нефти

В центральной части России, в Московской, Рязанской и Нижегородской областях перепрофилирована, реконструирована и построена транспортная инфраструктура для увеличения поставок авиатоплива в аэропорты Московского авиаузла, увеличения поставок нефти на Московский НПЗ, завершается модернизация наливных станций Московского Кольцевого магистрального нефтепродуктопровода.

Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что все проекты по-своему уникальны как с организационной, так и с технической точки зрения, но их реализация была бы невозможна без непосредственного участия каждого работника «Транснефти», подрядных организаций, поставщиков оборудования и материалов, проектировщиков, работников строительного и авторского надзора. Накопленный компанией «Транснефть» опыт играет важную роль в совершенствовании организации строительного производства на объектах компании и позволяет уверенно планировать и реализовывать перспективные проекты.

Инфографика «РГ»

Показатели деятельности

Данные по нефтепроводам:

1913 1928 1940 1950 1960 1980 1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016
Эксплуатационная длина тыс. км СССР 1,6 4,1 5,4 17,3 69,7 86
Россия 1,1 0,7 1,7 3,6 15 54 68 64 63 65 65 74 71
Объём перекачки млн. т СССР 1,1 7,9 15,3 130 627 611
Россия 0,4 0,4 5 12 123 576 558 309 318 482 524 578 579
Грузооборот млрд. т*км СССР 0,7 3,8 4,9 51,2 1220 1310
Россия 0,3 0,1 1,5 3,4 49 1090 1240 668 745 1156 1123 1268 1308

Газопроводы:

1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016
Эксплуатационная длина тыс. км 144 148 152 160 168 178 179
Объём перекачки млн. т 543 474 511 565 537 493 509
Грузооборот млрд. м3*км 1335 1231 1171 1317 1259 1176 1181
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector