Нефтепровод
Содержание:
- Россия
- Газопровод
- Крупнейшие магистральные газопроводы России
- Газопроводы из России в Европу
- Нефтепроводы РФ
- Проблемы отрасли
- Примечания
- Трубы для магистральных нефтепроводов
- Трубопроводная арматура
- Переходы
- История
- Классификация трубопроводов. Диаметр магистральных трубопроводов. Условное давление
- Топливо для столицы
- Показатели деятельности
Россия
Россия в строительстве нефтепроводов несколько отставала от Америки. Хотя один из известнейших русских ученых Д.И. Менделеев еще в 1863 году предложил и теоретически обосновал идею создания трубопровода для перекачки нефти и нефтепродуктов, воплощение его замысла в жизнь произошло только 15 лет спустя.
В 1878 году запускается первый в России нефтепровод Балаханы — Черный (Азербайджан, Баку), спроектированный и построенный инженерами А.В. Бари и В.Г. Шуховым для братьев Нобель. Его длина составляла 9 км, диаметр — около 77 см, а пропускная способность — 80 тыс. пудов нефти в сутки.
Нефтепровод Баклаханы — Черный Город | |
Кстати, братья Нобель — известные изобретатели и крупные нефтепромышленники, внесли существенный вклад в технологию добычи и переработки нефти (см. Краткая история добычи нефти в России). Так Людвиг Нобель стал заменять котлованы для хранения нефти на стальные резервуары, ему также принадлежат изобретения танкера и цистерны. Альфред Нобель предложил использовать паровые насосы и новые методы очистки нефти химическими способами.
Братья Нобель | |
После запуска первых нефтепроводов, стало очевидным преимущество данного метода транспортировки перед другими способами. Тем не менее, строительство нефтепроводов в России шло довольно медленно. Основные причины такого замедленного роста заключались в недовольстве новшеством владельцев железных дорог. Железнодорожные магнаты всеми силами пытались предотвратить внедрение прокладки нефтепроводов, что неплохо получалось, благодаря хорошим связям в правительстве. Так к концу 1914 году в России было проложено около 1.2 тыс. км нефтепровода, в то время как в США к этому году проложили уже 14 тыс. км.
Гражданская и Первая мировая война серьезно замедлили строительство нефтепроводов. Подъем в этом плане стал наблюдаться в 1930 — 1940-х годах прошлого столетия. Вслед за этим последовала Великая Отечественная Война, которая снова затормозила прогресс. С середины века Советский Союз с новой силой, наверстывая упущенное, взялся за строительство нефтепроводов, и достиг в этом направлении серьезных результатов.
К 1990-му году в СССР работала нефтепроводная система протяженностью около 70 тыс. км. Однако в связи с распадом СССР строительство новых нефтепроводов было заморожено, а трубопроводная система оказалась на территории 15 государств. В результате подконтрольными России остались только 50 тыс. км нефтепровода. Тогда же проблемы в экономике затормозили развитие нефтяной отрасли в целом.
Тем не менее в 2000-ных годах компания «Транснефть», получившая в наследие нефтепроводную сеть начала активно ее расширять. В настоящее время «Транснефть» и ее дочерние общества располагают крупнейшей в мире сетью нефтепроводов, общей протяженностью 70 тыс. км., 500 насосными станциями и 22 млн. м3 резервуарных емкостей. Компания обеспечивает транспортировку порядка 90% всей добываемой в России нефти. Конечно при этом учитываются не только нефтепроводы, но также морские и сухопутные перевозки.
Газопровод
Газопровод Дзуарикау — Цхинвал
Основная статья: Газопровод
Газопрово́д — инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки газа и его продуктов (в основном природного газа) с помощью трубопровода. Газ по газопроводам и газовым сетям подаётся под определённым избыточным давлением. Газопроводы делятся на:
- магистральные — предназначены для транспортировки газа на большие расстояния под повышенным давлением;
- газопроводы распределительных сетей — предназначены для доставки газа от газораспределительных станций к конечному потребителю.
Поставки природного газа по трубопроводу вытеснили все остальные способы транспортировки в Онтарио из Западной Канады в провинции Альберта и Манитоба. Стоимость доставки газа по трубам оказалась значительно дешевле по сравнению с морскими, автомобильными и железнодорожными перевозками, так как осуществляется по кратчайшему маршруту от источника газа до потребителя, а также обладает более низкой себестоимостью транспортировки газа. Число задействованных в трубопроводном транспорте сотрудников составляет лишь 1 % от штата автотранспортной отрасли.
Российские магистральные газопроводы
Основные газопроводы из России в Европу (2009)
В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяжённости в широтном направлении:
- Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);
- Ставрополь — Москва;
- Кольцевой газопровод Московской области;
- Краснодарский край — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург;
- Средняя Азия — Урал;
- Медвежье — Надым — Тюмень — Уфа — Торжок;
- Надым — Пунга — Пермь;
- Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск;
- Нижняя Тура — Пермь — Горький — Центр (более 1700 км, 1974 г.);
- Уренгой — Помары — Ужгород — крупнейшая в мире система газопроводов, соединяет газовые месторождения Западной Сибири с конечными потребителями в Европе (4451 км, 1983 г.);
- «Союз» — газопровод из Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы (1979 г.);
- Голубой поток (1213 км, 2003 г., подводный);
- Ямал — Европа (2000 км, 2006 г.);
- Северный поток (1200 км, подводный);
- Дзуарикау — Цхинвал (175 км, 2009 г.);
- Джубга — Лазаревское — Сочи (171,6 км, включая морской участок — 159,5 км, 2011 г.);
- Сахалин — Хабаровск — Владивосток (строящийся, первый участок сдан в 2011 г.);
- Турецкий поток (строящийся, 900 км, подводный) — замена Южного потока;
- Ямал — Европа 2 (проектируемый);
- Сила Сибири (строящийся, 2158 км);
- «Алтай» (проектируемый, 6700 км).
Крупнейшие магистральные газопроводы России
Ямал — Европа
- Обеспечивает экспортные поставки газа с месторождений Западной Сибири в страны Восточной и Западной Европы через Белоруссию. Российская часть газопровода начинается в Торжке, имеет длину 402 км. Диаметр труб — 1420 мм. Проектная мощность — 32,9 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1999—2006 годах.
Уренгой — Помары — Ужгород
- Обеспечивает экспортные поставки газа с месторождений Западной Сибири в страны Восточной и Западной Европы через Украину. Длина российского участка — 3291 км. Диаметр труб — 1420 мм. Проектная мощность — 32 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1983 году.
Бованенково — Ухта (две нитки)
- Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Ямала. Состоит из двух ниток (очередей) длиной около 1200 км каждая. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 120 атм. Проектная мощность — 197,5 млрд м³ в год. Введен в эксплуатацию в 2012 году (первая очередь) и в 2017 году (вторая очередь).
Сахалин — Хабаровск — Владивосток
- Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Сахалина в Хабаровский и Приморский края. Длина газопровода — более 1800 км, давление — 100 атм. Диаметр труб — 1220 мм и 700 мм. Проектная мощность первой очереди — 5,5 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2011 году.
Северные районы Тюменской области — Торжок
- Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Тюменской области в центр Европейской части России и далее потребителям Северо-Западного региона, а также для заполнения экспортного газопровода «Ямал-Европа». Длина газопровода — 2200 км. Проектная мощность на разных участках — 20,5-28,5 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2006—2012 годах.
Ухта-Грязовец (2 нитки)
- Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Ямала и Западной Сибири в центр Европейской части России и далее потребителям Центра и Северо-Западного региона, а также на экспорт. Состоит из двух ниток длиной 970 км каждая. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Проектная мощность — 90 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2012 году (первая очередь) и в 2018 году (вторая очередь).
Грязовец — Выборг
- Является сухопутной частью газопровода «Северный поток». Длина — 900 км, диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Проектная мощность — 55 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2011—2013 годах.
Уренгой — Центр (2 нитки)
- Две нитки длиной 3211 и 3035 км соответственно. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983-1984 годах.
Ямбург — Елец (2 нитки)
- Две нитки длиной по 3146 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1986-1987 годах.
Ямбург — Западная граница («Прогресс»)
- Обеспечивает экспортные поставки в Европу через Украину. Длина 4366 км (включая участок на территории Украины). Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Проектная мощность — 26 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1987 году.
Оренбург — Западная граница («Союз»)
- Обеспечивает экспортные поставки в Европу через Украину. Длина 2677 км (включая участки на территории Казахстана и Украины). Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Проектная мощность — 26 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1980 году.
Ямбург — Тула (2 нитки)
- Две нитки длиной 2946 и 2146 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1988-89 годах.
Ямбург — Поволжье
- Длина 2730 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1990 году.
Уренгой — Петровск
- Длина 3000 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983 году.
Уренгой — Новопсков
- Длина 3609 км. Диаметр труб – 1420 мм, давление газа – 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983 году.
Сила Сибири
- Должен обеспечивать поставку газа Чаяндинского и Ковыктинского месторождений потребителям Дальнего Востока России, а также на экспорт в Китай. Длина около 3000 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2019 года
Газопроводы из России в Европу
Россия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки «голубого топлива» в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России.
Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:
- «Северный поток» — это газопровод, который соединяет Россию и Германию по дну Балтийского моря. Трубопровод обходит транзитные государства: Белоруссию, Польшу и прибалтийские страны. «Северный поток» был введен в эксплуатацию относительно недавно — в 2011 году.
- «Ямал-Европа» — длина газопровода составляет более двух тысяч километров, трубы проходят по территории России, Белоруссии, Германии и Польши.
- «Голубой поток» — газопровод соединяет Российскую Федерацию и Турцию по дну Черного моря. Длина его равняется 1213 км. Проектная мощность составляет 16 млрд. кубометров в год.
- «Южный поток» — трубопровод поделен на морские и сухопутные участки. Морской участок проходит по дну Черного моря и соединяет Российскую Федерацию, Турцию, Болгарию. Длина участка составляет 930 км. Сухопутный участок проходит по территории Сербии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словении.
«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов.
Нефтепроводы РФ
Нефтепровод — это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида и промысловые.
Самые крупные магистрали нефтепровода:
- «Дружба» — одна из крупных трасс Российской империи. Сегодняшний объем производства равен 66,5 млн. тонн в год. Магистраль проходит от Самары через Брянск. В городе Мозырь «Дружба» делится на два участка:
- южная магистраль — проходит через Украину, Хорватию, Венгрию, Словакию, Чехию;
- северная магистраль — через Германию, Латвию, Польшу, Белоруссию и Литву.
- Балтийская трубопроводная система — это система нефтепроводов, которая соединяет место добычи нефти с морским портом. Мощность такой магистрали составляет 74 млн. тонн нефти в год.
- Балтийская трубопроводная система-2 — это система, которая связывает нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтике. Мощность составляет 30 млн. тонн в год.
- Восточный нефтепровод соединяет место добычи Восточной и Западной Сибири с рынками США и Азии. Мощность такого нефтепровода достигает 58 млн. тонн в год.
- Каспийский трубопроводный консорциум — это важный международный проект с участием крупнейших нефтедобывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации труб длиной 1,5 тыс. км. Рабочая мощность составляет 28,2 млн. тонн в год.
Проблемы отрасли
Хищения и нелегальные врезки
Проблемами деятельности нефтепроводов России являются сложность их строительства и обслуживания, а также нелегальные врезки для хищения нефти. Нелегальная врезка опасна не только пропажей самой нефти, но и нефтяными загрязнениями а также пожарами. В 90-х и 2000-х годах зафиксировано немало случаев подобных нелегальных врезок, многие из которых действовали по много лет.
Состояние трубопроводов и их опор
Мониторинг состояния трубопроводов проводится ультразвуковым и инфразвуковым методами, которые позволяют отслеживать коррозию, повреждения, дефекты и деформации труб.
В 2019 году российские учёные из Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) Сибирского отделения РАН разработали технологию, позволяющую с помощью изучения акустических шумов следить за состоянием опор трубопроводов. Данный метод подходит также для оценки надежности опор мостов и строительных балок. Изучение акустических шумов, снимаемых со стенок трубопровода, позволяет отслеживать возможное ослабление опорных конструкций, по которым проложен трубопровод, и своевременно предотвращать возможные аварии. Метод, разработанный российскими учёными, позволяет определить снижение устойчивости опор на самой ранней стадии. Метод основан на измерении акустических характеристик в пролётах труб с помощью вертикального геофона и одноканальных цифровых регистраторов. Методика анализа проста, дёшева и не требует существенных затрат вычислительных мощностей.
Примечания
- Николаев А. С. Единая транспортная система / А. С. Николаев. — М.: Лицей, 2001.
- Итоги деятельности ОАО «РЖД» в 2012—2016 гг. и планы развития до 2025 года. М.: 2017. С. 2-3
- ↑
- ↑
- Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире / В. Н. Лившиц. — М.: 2002.
- Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 6. Газлифт — Гоголево. 1971. 624 стр., илл.; 27 л. илл. и карт. (статья Газопровод)
- ↑
- [rosvesty.ru/1799/interes/?id=427, rosvesty.ru, «Голубой поток»: мифы и реальность]
- . rbc.ru (8 июня 2010). Дата обращения 8 июня 2010.
- ↑
- Народное хозяйство СССР в 1960 году. — Москва: Госстатиздат, 1961. — 496 с.
- Народное хозяйство СССР в 1990 году. — Москва: Финансы и статистика, 1991. — С. 752. — ISBN 5–279–00603–3.
- ↑ Российский статистический ежегодник.2007 год
- ↑ Российский статистический ежегодник. 2011. — Москва: Росстат, 2011. — 795 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-89476-319-4.
- ↑ коллектив авторов. Российский статистический ежегодник. 2017. — Москва: Росстат, 2017. — 686 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-89476-440-5.
- . ТАСС. Дата обращения 25 мая 2019.
- . «Научная Россия». «Научная Россия» — наука в деталях! (21 мая 2019). Дата обращения 25 мая 2019.
- . Interfax-Russia.ru (21 мая 2019). Дата обращения 25 мая 2019.
Трубы для магистральных нефтепроводов
Трубы магистральных нефтепроводов (а также нефтепродуктопроводов и газопроводов) изготавливают из стали, т.к. это экономичный, прочный, хорошо сваривающийся и надежный материал.
По способу изготовления трубы для магистральных нефтепроводов подразделяются на бесшовные, сварные с продольным швом и сварные со спиральным швом. Бесшовные трубы применяют для трубопроводов диаметром до 529 мм, а сварные – при диаметрах 219 мм и выше.
Наружный диаметр и толщина стенки труб стандартизированы. В качестве примера ниже приведен сортамент наиболее распространенных электросварных труб.
В связи с большим разнообразием климатических условий при строительстве и эксплуатации трубопроводов трубы подразделяют на две группы: в обычном и в северном исполнении. Трубы в обычном исполнении применяют для трубопроводов, прокладываемых в средней полосе и в южных районах страны (температура эксплуатации 0 С и выше, температура строительства -40 С и выше). Трубы в северном исполнении применяются при строительстве трубопроводов в северных районах страны (температура эксплуатации -20…-40 С, температура строительства -60 С). В соответствии с принятым исполнением труб выбирается марка стали.
Трубы для магистральных нефтепроводов изготавливают из углеродистых и низколегированных сталей.
Основными поставщиками труб большого диаметра (529…1220 мм) для магистральных трубопроводов являются Челябинский трубопрокатный, Харцызский трубный, Новомосковский металлургический и Волжский трубный заводы.
Трубопроводная арматура
Трубопроводная арматура предназначена для управления потоками нефти, транспортируемыми по трубопроводам. По принципу действия арматура делится на три класса: запорная, регулирующая и предохранительная.
Запорная арматура (задвижки) служит для полного перекрытия сечения трубопровода, регулирующая (регуляторы давления) – для изменения давления или расхода перекачиваемой жидкости, предохранительная (обратные и предохранительные клапаны) – для защиты трубопроводов и оборудования при превышении допустимого давления, а также предотвращения обратных токов жидкости.
Задвижками называются запорные устройства, в которых проходное сечение перекрывается поступательным перемещением затвора в направлении, перпендикулярном направлению движения нефти. Конструктивно задвижка представляет собой цельный литой или сварной корпус, снабженный двумя патрубками для присоединения к трубопроводу помощью фланцев или сварки) и шпиндель, соединенный с запорным элементом и управляемый с помощью маховика или специального привода. Место выхода шпинделя из корпуса герметизируется с помощью сальникового уплотнения. По конструкции уплотнительного затвора задвижки делятся на клиновые и параллельные. На магистральных нефтепроводах задвижки оснащают электроприводом.
Регуляторами давления называются устройства, служащие для автоматического поддержания давления на требуемом уровне. В соответствии с тем, где поддерживается давление – до или после регулятора, различают регуляторы типа «до себя» и «после себя».
Предохранительными клапанами называются устройства, предотвращающие повышение давления в трубопроводе сверх установленной величины. На нефтепроводах применяют мало- и полноподъемные предохранительные клапаны закрытого типа, работающие по принципу сброса части жидкости из места возникновения повышенного давления в специальный сборный коллектор.
→
Переходы
Переходы бывают двух видов — надводные и подводные. Последние, сооружаются перпендикулярно оси потока воды. Предусматривают допустимые расстояния между уложенными параллельно трубопроводами в зависимости от ого, какой диаметр они имеют. Глубина залегания должна быть не меньше 0,5 метра от уровня предполагаемого размыва дна до поверхности трубы газопровода и не меньше, чем 1 м от проектных отметок дна.
Во время строительства переходов магистральных газопроводов в России сквозь водные или обводненные участки, трубы, для профилактики всплытия, пригружают с помощью специальных грузов. Кроме этого, могут использовать сплошное бетонирование или же засыпку с помощью минерального грунта.
К местам переходов через препятствия разных видов (как природных, так и искусственных) предъявляют требования, выполнение которых обеспечит надежность работы газопровода и его безопасное использование в будущем. Тип строительства перехода выбирается на основании сравнения показателей нескольких вариантов, между которыми и делают выбор. Очистку полостей переходов газопроводов осуществляют с помощью промывки.
Надземные переходы, которые сооружают для магистральных газопроводов, могут быть балочными, висячими и арочными. Все будет зависеть от условий строительства. Их используют на переходах через небольшие реки, балки или овраги. В балочном переходе в роли пролетного строения используется самонесущая труба.
Висячие переходы по своему строению могут быть гибкими, провисающими и вантовыми. В гибких висячих системах газопроводы прикрепляются с помощью подвесок к одному или нескольким тросам, которые перекинуты через пилоны. В провисающих системах газопровод может спокойно провисать под действием собственной массы и веса газа.
В вантовых системах труба газопровода удерживается в проектном положении благодаря наклонным тросам или жестким фермам. Арочные переходы преимущественно используют при пересечении каналов. В их состав входят жесткие арочные конструкции.
История
В 1863 году Дмитрий Менделеев предложил доставлять нефть с бакинских нефтяных приисков до морского порта не в бочках, а по трубам. Предложение не было принято. Спустя два года первый трубопровод построили в Пенсильвании, США.
В 1877 году Александр Бари и его помощник Владимир Шухов вновь выдвигают идею трубопроводного транспорта, опираясь и на американский опыт и на предложение Менделеева, и в 1878 году Шухов построил первый в России нефтепровод от Баку до нефтеперерабатывающих заводов.
По инициативе Менделеева в 1896—1906 годах по проекту Шухова был построен первый магистральный продуктопровод диаметром 200 мм, длиной 833 км для перекачки керосина из Баку в Батуми, который стал самым крупным трубопроводом в мире. В 1910—1913 годах построен нефтепровод «Грозный — Махачкала» диаметром 200 мм, длиной 162 км. После 1925 года построены нефтепроводы диаметром 250 мм: «Баку — Батуми» длиной 834 км, «Грозный — Туапсе» длиной 49 км.
В 1931 году построен продуктопровод диаметром 300 мм «Армавир — Никитовка» длиной 445 км, а к 1941 году — «Махачкала — Грозный», «Гурьев — Орск», «Малгобек — Грозный» и др.
В 1937 году в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии были проведены учения, на которых была осуществлена опытная прокладка трубопровода через реку Суйфун.
В 1938—1943 годах во время Великой Отечественной Войны несколько трубопроводов было построено в западной части Украины, где надземные балочные системы переходов получили широкое распространение. Были построены продуктопровод «Астрахань — Саратов», бензинопровод через Ладожское озеро и др.
В 2004 году контрабандисты из Эстонии и России сумели ввести в нелегальную эксплуатацию «водкопровод».
Классификация трубопроводов. Диаметр магистральных трубопроводов. Условное давление
По своему назначению трубопроводы делятся на
- местные,
- региональные и
- магистральные.
Внутренние трубопроводы – соединяют различные объекты и установки на промыслах, нефтеперерабатывающих трубопроводах и газохранилищах.
Местные или региональные трубопроводы – по сравнению с внутренними имеют большую протяженность до нескольких десятки километров. Обычно соединяют нефтепромыслы с головной станцией, с магистрального нефтепроводом или с пунктами налива нефти (нефтебазами) на железнодорожный или водный транспорт.
Магистральные трубопроводы – более 50 км и диаметром 200 мм. Характеризуются большой протяженностью в сотни и тысячи километров, диаметром до 1400 мм и выше, на которых перекачка ведется не одной, а несколькими станциями, расположенными по трассе.
Магистральным нефтепроводом называется трубопровод предназначенный для перекачки нефти.
Магистральным продуктопроводом называется трубопровод предназначенный для перекачки нефтепродуктов.
В зависимости от вида перекачиваемого нефтепродукта трубопровод называют также бензопроводом, керосинопроводом, мазутопроводом и так далее.
Режим работы магистральных трубопроводов – непрерывный, кратковременные остановки носят аварийный характер или связан с ремонтом трубопровода или заменой деталей. Согласно СНИП 2.05.06-85, магистральные нефтепроводы и продуктопроводы подразделяются на четыре класса в зависимости от условного диаметра трубы:
- 1 – диаметр 1000 – 1200 мм
- 2 – диаметр 500 – 100 мм
- 3 – диаметр 300 – 500 мм
- 4 – диаметр менее 300 мм
Магистральным газопроводом называется трубопровод, предназначенный для транспортировки газа из района добычи или производства в район его потребления, или трубопровод, соединяющий отдельные газовые месторождения.
Ответвлением от магистрального газопровода называется трубопровод, присоединенный непосредственно к магистральному газопроводу и предназначенный для отвода части транспортируемого газа к отдельно населенным пунктам и промышленным предприятиям. Магистральные газопроводы в соответствии со СНИП 2.05.06-85, в зависимости от рабочего давления в трубопроводе подразделяются на два класса:
- 1 класс — Рраб = (2,5…10) МПа, (25…100 кг/см2)
- 2 класс — Рраб = (1,2…2,5) МПа, (12…25 кг/см2)
Пропускная способность действующих однониточных магистральных газопроводов зависит от диаметра трубопровода и составляет 10 – 50 млрд. м2 газа в год.
Топливо для столицы
Инфраструктура для увеличения поставок авиатоплива в аэропорты Московского авиаузла
Силуанов: Российскую экономику перестало «колбасить» от нефти
Модернизация, перепрофилирование, ремонт, реконструкция и новое строительство воплотил в себе проект увеличения поставок светлых нефтепродуктов в Московский регион. Его площадки расположены в Московской, Рязанской и Нижегородской областях. С 2015 года построены ГПС «Шилово-3» и более 70 километров нефтепродуктопровода, а также железнодорожная сливная эстакада для перевалки авиакеросина. Под перекачку нефтепродуктов перепрофилированы нефтепроводы Горький — Рязань-2 и Рязань — Москва, а для сохранения поставок нефти на Московский НПЗ в нужном объеме построена НПС «Лобково» и реконструирован нефтепровод Ярославль — Москва. Летом 2018 года завершена реконструкция наливных станций «Нагорная» и «Солнечногорская» Московского кольцевого нефтепродуктопровода, продолжается реконструкция на крупных станциях «Рязань» и «Володарская».
Летом 2018 года проведена реконструкция наливных станций «Нагорная» и «Солнечногорская» Московского кольцевого нефтепродуктопровода.
Прямая речь
Алексей Сапсай, вице-президент «Транснефти»:
Алексей Сапсай, вице-президент «Транснефти».
— За четверть века проделана огромная работа: построено более 12 тысяч километров и заменено свыше 14 тысяч километров трубопроводов, введено в эксплуатацию более 80 перекачивающих станций, построено свыше 500 резервуаров общим объемом практически 11 миллионов кубометров. Реализация инвестиционных проектов затронула практически все регионы страны. На западном и восточном направлениях для реализации экспортных путей российской нефти и нефтепродуктов построены крупные морские нефтеналивные терминалы — порт Приморск на берегу Балтики и порт Козьмино на берегу Японского моря, для их бесперебойной работы созданы БТС протяженностью 2380 километров и ТС ВСТО протяженностью 4740 километров.
В сложнейших климатических условиях Заполярья и севера Красноярского края, при отсутствии инфраструктуры, дорог, линий электроснабжения были построены трубопроводная система Заполярье — Пурпе — Самотлор и магистральный нефтепровод Куюмба — Тайшет, с учетом природно-климатических условий были приняты нетиповые для объектов магистральных нефтепроводов решения — прокладка трубопровода на опорах, строительство производственных и служебно-бытовых объектов на сваях с вентилируемым подпольем и т.д.
Реализован проект «Юг» (протяженность трубопровода более 700 километров), который в 2017 году обеспечил начало перевалки высококачественного дизельного топлива с заводов России через порт Новороссийск. Проекты «Север-15» и «Север-25» затронули расширение и реконструкцию трубопроводов от Татарстана до Ленинградской области, в 2018 году компания завершила работы по увеличению производительности трубопроводной системы с обеспечением перевалки дизельного топлива через порт Приморск до 25 миллионов тонн в год.
Евразийская пятерка согласовала программы формирования общих рынков нефти
В центральной части России, в Московской, Рязанской и Нижегородской областях перепрофилирована, реконструирована и построена транспортная инфраструктура для увеличения поставок авиатоплива в аэропорты Московского авиаузла, увеличения поставок нефти на Московский НПЗ, завершается модернизация наливных станций Московского Кольцевого магистрального нефтепродуктопровода.
Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что все проекты по-своему уникальны как с организационной, так и с технической точки зрения, но их реализация была бы невозможна без непосредственного участия каждого работника «Транснефти», подрядных организаций, поставщиков оборудования и материалов, проектировщиков, работников строительного и авторского надзора. Накопленный компанией «Транснефть» опыт играет важную роль в совершенствовании организации строительного производства на объектах компании и позволяет уверенно планировать и реализовывать перспективные проекты.
Инфографика «РГ»
Показатели деятельности
Данные по нефтепроводам:
1913 | 1928 | 1940 | 1950 | 1960 | 1980 | 1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2016 | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Эксплуатационная длина тыс. км | СССР | — | 1,6 | 4,1 | 5,4 | 17,3 | 69,7 | 86 | — | — | — | — | — | — |
Россия | 1,1 | 0,7 | 1,7 | 3,6 | 15 | 54 | 68 | 64 | 63 | 65 | 65 | 74 | 71 | |
Объём перекачки млн. т | СССР | — | 1,1 | 7,9 | 15,3 | 130 | 627 | 611 | — | — | — | — | — | — |
Россия | 0,4 | 0,4 | 5 | 12 | 123 | 576 | 558 | 309 | 318 | 482 | 524 | 578 | 579 | |
Грузооборот млрд. т*км | СССР | — | 0,7 | 3,8 | 4,9 | 51,2 | 1220 | 1310 | — | — | — | — | — | — |
Россия | 0,3 | 0,1 | 1,5 | 3,4 | 49 | 1090 | 1240 | 668 | 745 | 1156 | 1123 | 1268 | 1308 |
Газопроводы:
1990 | 1995 | 2000 | 2005 | 2010 | 2015 | 2016 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Эксплуатационная длина тыс. км | 144 | 148 | 152 | 160 | 168 | 178 | 179 |
Объём перекачки млн. т | 543 | 474 | 511 | 565 | 537 | 493 | 509 |
Грузооборот млрд. м3*км | 1335 | 1231 | 1171 | 1317 | 1259 | 1176 | 1181 |