Нарты — это… нарты ездовые. гонки на собачьих упряжках

Нарты для собак

Не менее важным элементом таких соревнований являются специальные гоночные сани. Нарты для собак можно приобрести в специализированных магазинах вместе со всей амуницией для животных. Они различны по конструкции, материалу изготовления, весу, размерам. Но для всех моделей и видов гоночных нарт существуют обязательные элементы:

  • полозья — идут параллельно земле под небольшим углом, что придает им устойчивость;
  • дуга или баран — за него держится погонщик во время езды;
  • ножки-копылья — соединяются перекладинами;
  • настил для груза или пассажира.

Настоящий каюр (погонщик собак) делает нарты своими руками. Размер и конструкция зависят от назначения и вида зимних гонок:

  • спринт-класс, скоростные гонки на короткую дистанцию;
  • средние дистанции – до 500 км;
  • на длинные дистанции – свыше 500 км;
  • многоэтапная гонка — может состоять из несколько видов дистанций;
  • грузовые — соревнования по перевозке багажа;
  • с ориентацией на местности — трассу с контрольными пунктами проходит команда из двух человек.

Нарты ездовые могут быть предназначены для длинных или коротких дистанций, для одной собаки или запряжки до 16 голов.

Современные нарты

Прогресс давно шагнул вперед, но на снежной равнине по-прежнему актуальным транспортом остаются нарты. Собак заменили снегоходами. Усовершенствовали сами нарты. Это специализированные модели прицепных устройств, предназначенные для разных целей. Для их производства используют самые современные материалы и передовые технологии.

Снегоходы прочно вошли в жизнь сегодняшних охотников, рыболовов, туристов, участников различных экспедиций, любителей активного отдыха и обычных жителей северных широт. Полноценный отдых или работа требуют какого-то снаряжения. Для его транспортировки велосипед изобретать не стали, а усовершенствовали древнее средство передвижения – нарты.

Как надеть шлейку и составить собачью упряжку

На ферме собаковода Мякиахо в Ямсе у Вас будет возможность самим запрячь собак в упряжку, которую Вы поведете. У каждой ездовой собаки есть своя индивидуальная шлейка, в зависимости от размера и веса собаки. У собаковода Мякиахо шлейки разного размера помечены разным цветом. (Фото № 1.)

Чтобы одеть шлейку на собаку, Вам нужно «оседлать» её, зажав талию собаки своими коленями. Таким образом, даже очень темпераментная собака будет находиться под Вашим контролем, а у Вас будут свободны руки для того, чтобы заняться шлейкой. (Фото № 2.)

Левой рукой возьмите шлейку за перекрестье шейных лямок, а правой — за верёвочную петлю шлейки, к которой будет крепиться карабин тяговой постромки. Определите нижнюю грудную часть шлейки, которая должна располагаться между передними лапами собаки. (Фото № 3.) Оденьте шлейку на голову собаки, таким образом, чтобы грудная лямка располагалась между ногами собаки, а верёвочный поводок, прикреплённый к спинным лямкам, находился в центре спины по направлению к хвосту собаки. Проденьте передние лапы сквозь шлейку, расправьте лямки на спине и по бокам. После этого ещё раз проверьте, как шлейка сидит. (Фото № 4.)

В зависимости от размера нарт (санок), груза и погодных условий, в упряжке может быть от 4 до 8 или 12 собак. Тяговый поводок собаки крепится к центральному потягу. Собаки ставятся парами, на расстоянии приблизительно 2 м от следующей пары. Длина центрального потяга и всей упряжки вместе с нартами может составлять 15 метров, если в упряжку запряжены, например, 10 собак. (Фото № 5.) Центральный потяг прикрепляется к нартам специальным карабином. (Фото № 6.)

Гонки

Трудные условия выживания в условиях крайнего севера и тяжелая работа требовали положительных эмоций. Именно гонки на собачьих упряжках стали прекрасным способом отвлечься от ежедневных забот и посмотреть, чьи собаки сильнее и выносливее.

История гонок на собаках насчитывает не одну сотню лет, но известны они были только жителям Канады, США и России. Массовость и распространенность среди всего населения Земли им подарила золотая лихорадка. В крайне тяжелых условиях добычи золота надежной тягловой силой были только собаки. От их выносливости, способности тянуть тяжелый груз на большие расстояния зависела жизнь огромного количества людей.

Сильная собачья упряжка ценилась на вес золота и была гордостью своего хозяина. Далеко не все эти животные способны быть ездовыми. Лучшими породами для гонок считаются сибирский хаски, самоед, эскимосская лайка, аляскинский маламут, гренландская, чукотская ездовая собака и их помеси.

Способы запряжки собак

Известны два вида запряжки собак: веерный и цуговой. Более древней и удобной считается цуговая запряжка. К длинному центральному ремню-потягу пристегиваются собаки. Есть два способа: привязывают собак попарно или попеременно «елочкой». При таком способе животных цепляют на коротких ремешках на одинаковом расстоянии друг от друга, по очереди справа и слева.

При цуговой запряжке вожаки ставятся впереди. Как правило, это сильные собаки, способные пробивать дорогу в глубоком снегу. Удобство такой запряжки в том, что можно быстро заменить уставшую переднюю пару и продолжить движение, не теряя скорости. На гонках собак запрягают цугом.

Веерный вариант запряжки предполагает расположение животных по дуге относительно нарт. Здесь тоже есть свои нюансы, веер бывает:

  • полным – собаки располагаются на одной линии;
  • по слабо выгнутой дуге;
  • уступом – собаки запрягаются в виде клина.

При разных вариантах веерной запряжки месторасположение вожаков может быть в центре или по бокам. Запрягают нечетное количество собак. Для гонок такой способ не используют.

Виды нарт

Существует несколько разновидностей нарт, которые различаются по конструкции, грузоподъемности и другими признакам. Санки для собак бывают открытыми и закрытыми, на них можно спокойно перевозить груз и пассажиров.

Волокуши

Волокуши являются самой простой и доступной моделью современных нарт. Внешне устройство напоминает большое корыто, на которое прицеплено дышло для снегохода. Несомненными положительными качествами подобного приспособления считаются следующие:

  • невысокая цена,
  • простая конструкция,
  • небольшой вес,
  • редкое обмерзание,
  • удобно укладывать и перевозить багаж,
  • низкий центр тяжести, которые делает нарты более устойчивыми и защищает от переворачивания,
  • можно использовать на воде — они просто плывут.

К сожалению, подобные пластиковые нарты сложно использовать для перевозки людей — они очень неудобны. Кроме того, во время движения нарта полностью скользит по земле (всем низом), что при водит к тому, что повышается чувствительность к любым неровностям. В результате при серьезном ударе возможны поломки.

Внимание! При сильных ударах не исключается поломка дышла. К минусам также можно отнести невысокую грузоподъемность, возможность промокания груза, плохая устойчивость на склонах.

Грузовые нарты

Грузовые модели имеют специальные лыжи (полозья), в некоторых случаях присутствуют даже амортизаторы. Положительными моментами подобных устройств являются их довольно высокая грузоподъемность, отличная устойчивость, возможность перевозки пассажиров. В закрытых санях груз не намокнет и пострадает.

Однако подобные устройства отличаются довольно большим весом, поэтому при загрузке необходимо правильно распределять груз в нартах. Кроме того, металлические детали часто промерзают.

Нарты бывают разного предназначения — для пассажиров, грузов и совместные

Пассажирские нарты

Пассажирские нарты бывают открытыми либо закрытыми, вместимость может доходить до 8 человек. Бывают небольшого размера либо, наоборот, более большие и комфортные. Основные характеристики зависят от производителей.

Самодельные

Очень многие умельцы делают нарты для собак своими руками. При желании можно найти немало чертежей и схем. Сделать сани самостоятельно будет дешевле, чем купить. Кроме того, это позволяет создать именно то, что необходимо и хорошо подходит, а также воплотить разнообразные задумки.

Остановка и замедление скорости упряжки

Ведущие собаки знают команду «Стой!» (seis!), но разогнавшаяся и взволнованная упряжка не сможет остановиться сразу после команды стоять, поэтому для быстрой остановки нужно пользоваться тормозом. На нартах есть два вида тормозов: для остановки и для замедления скорости.

Чтобы быстро остановиться, Вам нужно нажать ногой на тормоз в виде металлической скобы с наконечниками, прикреплённый на задке санок. (Фото № 11.) Санки остановятся.

Для замедления скорости есть специальный длинный треугольный полоз, заканчивающийся резиновой пластиной, закреплённый на задке санок, который, отправляясь в путь, обычно опускают на снег. Когда нужно уменьшить скорость, например, на спуске с горы или в особенно скользком месте, на этот полоз нужно наступить – скорость санок уменьшится. (Фото № 12.)

Волокуши

— очень простая конструкция;

— маленький вес;

— они практически не обмерзают в шуге;

— на них удобно укладывать багаж;

— имеют низкий центр тяжести, что предотвращает переворачивание;

— плывут по воде.

Есть и существенные недостатки, самый главный из которых — абсолютное отсутствие комфортных условий для перевозки пассажиров. Они всей своей площадью контактируют с поверхностью земли, поэтому подвеска-амортизатор здесь отсутствует. Любая неровность, камень, бревно или пень ощутимо ударят по волокуше, пластик может не выдержать таких нагрузок и расколоться. Из-за этого их предпочтительно использовать по снегу.

Еще одна частая поломка – разрушение дышла при сильном ударе, например о дерево. Небольшую грузоподъемность, намокание груза при транспортировке по воде или по шуге, неустойчивость на склонах тоже можно записать в отрицательные характеристики волокуши.

Приучение собаки к движению в упряжке (основная команда «вперед»)

Приучение собаки к движению в упряжке

(основная команда «вперед»)

Упряжку составляют несколько пар собак, обычно от одной пары до пяти.

Собак приучают друг к другу до занятий. Для этого их: вместе выводят на прогулку на длинных поводках. Если собаки пытаются наброситься друг на друга, то дрессировщик предупреждает это запрещающей командой «фу» и наносит удар хлыстом. После того как собаки свыкнутся, их содержат и приучают ходить в упряжке вместе.

Спаренных собак вначале приучают к снаряжению и к движению в паре с пустыми сайками.

Собак для ездовой службы можно дрессировать зимой и летом. В летнее время их дрессируют в специальных тележках, зимой — в санках, нартах и на лыжах. Упряжь ездовой собаки состоит из специальной шлейки с постромками, хорошо подогнанной.

Упражнения строят так. Двух хорошо спаренных собак в специальных шлейках впрягают в легкие санки или летом в специальную тележку. Выведя собак на обкатанную дорогу, приучают их двигаться в упряжке только в одном направлении. Для этого помощник идет впереди, показывая собакам мясо. Дрессировщик, находясь около упряжки сзади собак, несколько сдерживает их, а как только они побегут за помощником, произносит команду «вперед», освобождает поводок и сам бежит за упряжкой. Когда собаки догонят отбегающего помощника, последний скармливает им мясо. Такие упражнения повторяют до тех пор, пока собаки по команде «вперед»; не будут тянуть санки самостоятельно.

В дальнейшем дрессировку усложняют

Помощник не бежит впереди, а остается около упряжки и в момент движения собак осторожно кладет на санки небольшую тяжесть. Дрессировщик, произнося команду «вперед», идет рядом с упряжкой и, если собаки сбавляют скорость или останавливаются, ударяет хлыстом по санкам или по снегу; перед ударом каждый раз произносит команду «вперед»

В дальнейшем движение в упряжке отрабатывается без помощника, только на команду «вперед».

После закрепления навыка к перевозке груза по прямой отрабатывают повороты вправо, влево и остановки. Делается это так. Проехав по прямой 200–300 метров, дрессировщик тормозит нарту или санки, произнося команду «стой». Как только собаки остановятся, он повторяет команду «стой» и подкрепляет ее дачей мяса, затем поглаживает их и одобряет командой «хорошо».

Дрессировку эту повторяют, пока у собак не выработаются четкие ответные реакции на команды «вперед» и «стой» на коротких дистанциях. После этого расстояние пробега постепенно увеличивают до нескольких километров.

В этот же период отрабатывают навыки перемены направлений влево и вправо. Достигнув определенного места, где намечено сделать поворот, дрессировщик, взявшись за соединительный ремень, произносит команду для поворота «вправо» или «влево» и показывает жестом руки в нужную сторону и, как только собаки повернут, произносит команду «вперед».

Рис. 41. Собака в упряжке

Если собаки не выполняют поворота, то их заставляют повернуть в нужном направлении ударом хлыста.

В таком же порядке дрессируют и другую пару собак для присоединения их к общей упряжке.

В дальнейшем расстояние и вес груза увеличивают. Одновременно совершенствуют ответные реакции на команды поворотов и остановки. Такие упражнения повторяют до безотказного выполнения команд.

Когда собаки в паре научатся возить соответствующий груз, их используют для буксировки лыжника. Делают это так. Дрессировщик с парой собак, одетых в шлейки и скрепленных между собой ремнем, или с одной так же снаряженной собакой на укатанной дороге встает на лыжи, произносит команду «вперед» и начинает движение вначале сам. Как только собаки наберут скорость и натянут поводок, дрессировщик незаметно заставляет их буксировать себя. Когда собаки прекращают тянуть за поводок, останавливаются, дрессировщик командой «вперед» понуждает их к движению. При буксировке лыжника обе собаки идут параллельно друг другу.

Для остановки лыжник натягивает повод и подает команду «стой». Как только собаки остановятся, поощряет их лакомством.

В дальнейшем навык буксировки совершенствуется: в движении делают повороты и остановки, увеличивают расстояния и меняют местность, переходят от дороги на наст и рыхлый снег.

Необходимо учитывать, что при движении по тонкому насту собаки могут проваливаться и ранить конечности. В этих случаях на лапы собак надевают специальные чулки.

Закрепив у собак навыки на выполнение команд остановки и поворотов, начинают увеличивать скорость движения.

Дрессировку считают законченной после того, как достаточно надежно будет закреплен навык.

Что нужно знать, чтобы научиться управлять собачьей упряжкой

Собаки хаски, которых используют в упряжках, очень красивые и сильные животные. Собачья упряжка может развивать скорость до 40 км, и поэтому управление собаками требует большой физической силы и определённых навыков, поэтому к катанию на собачьих упряжках следует отнестись с полной серьёзностью и познакомиться предварительно с правилами управления упряжкой.

Совершенно безопасно кататься в собачьей упряжке в качестве пассажира, если упряжкой управляет инструктор-профессионал. Если же Вы новичок и хотите в первый раз самостоятельно попробовать управление собачьей упряжкой, Вам нужно будет сначала пройти инструктаж, который проводится на собачьей ферме перед началом сафари и соблюдать во время езды правила безопасности.

Грузовые нарты

Грузовые сани, в отличие от волокуш, для скольжения по поверхности снабжены лыжами. Нередко модели оборудованы амортизаторами. Преимущества:

— большая грузоподъемность;

— широко поставленные лыжи обеспечивают устойчивость, а наличие коньков не позволяет им переворачиваться на склонах;

— более комфортная, по сравнению с волокушей, перевозка пассажиров;

— вода, даже если попадает на сани, не скапливается на них;

— сани-боксы обеспечивают полную сохранность груза и необременительную укладку багажа.

Вместе с тем есть и свои проблемные моменты, прежде всего, это большой вес самих саней. При транспортировке крупных или длинномерных грузов следует тщательно укладывать багаж с учетом оптимального баланса нагрузки на всю длину саней. Металлические детали обмерзают, чем доставляют дополнительные хлопоты своим владельцам

Самодельные

Нарты своими руками делает огромное количество людей. Во-первых, это дешевле. Во-вторых, можно сделать узкоспециализированные нарты для конкретной задачи. Только от опыта и умения мастера зависит, насколько подойдут изготовленные им сани для перевозки тяжелого багажа или комфортного путешествия людей. Ну и самое главное, самодельные нарты — это возможность воплотить в жизнь интересные разработки и собственные изобретения.

При выборе нарт для снегохода следует учитывать не только цель их использования, но и условия, в которых сани придется эксплуатировать. У каждой конструкции есть свои плюсы и минусы. Универсального варианта на все случаи жизни нет.

На заснеженных площадях уместны пластиковые модели. Низкая температура требует пластика высокого качества. Каменистые участки предполагают использование металлических полозьев, транспортировка людей – наличие амортизаторов, на коротких волокушах удобно перевозить небольшой груз, для тяжелого и габаритного багажа — использовать грузов
ые сани.

Правила поведения на трассе во время езды

Длина трассы на ферме Мякиахо может быть 1 км, 1,5 км или 3 км, реже 5 км в зависимости от погодных условий. На длину трассы влияет состояние снежного покрова: если снега много, то у Вас будет возможность выбрать трассы разной длины, а если снега мало, то придётся довольствоваться самой короткой трассой.

Чаще всего на собачьих упряжках отправляется в путь сразу несколько человек. Впереди всегда едет инструктор. Если караван состоит из нескольких упряжек, его обычно замыкает второй инструктор на снегоходе для обеспечения безопасности.

Нельзя обгонять впереди едущие упряжки, потому что трасса, проложенная в лесу, довольно узкая и места для безопасного обгона недостаточно. Обгоняя, Вы можете перевернуться сами или перевернуть сани другой упряжки, или упряжки собак могут запутаться.

Необходимо сохранять дистанцию между упряжками. Если у Вас что-то случилось, Вам нужно остановиться, воспользовавшись тормозами, и поднять одну руку, чтобы инструктор знал, что ему нужно прийти на помощь. (Фото № 13.) Не забудьте при остановке или поднятии руки крепко держаться другой рукой за спинку нарт, чтобы упряжка собак не вырвалась из-под контроля. (Фото № 14.) При остановке одного водителя весь караван должен остановиться для выяснения, какая помощь ему нужна.

Если Ваши санки перевернулись и Вы потеряли контроль, не пугайтесь. Мягкий снег не даст Вам ушибиться. Хорошо, если в этот момент Вам удастся удержать упряжку, потому что спустя мгновение собаки поймут ситуацию и остановятся. Все же при падении прежде всего помните о своей собственной безопасности, чтобы не пораниться. если собаки убежали, то их поимкой займётся инструктор. Не пытайтесь сами ловить собак. Другим водителям тоже нельзя помогать Вам ловить собак, потому что они в свою очередь тоже могут потерять контроль над своей упряжкой. Небольшая пауза, наверняка, доставит доставит Вам и наблюдающим массу незабываемых впечатлений!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector