Морской старт
Содержание:
Космос и спутниковые системы
- Хронология Вселенной до появления планеты Земля
- Млечный путь
- Скорость света
- Солнечная система
- Земля (планета)
- Луна
- Астероиды
- Роскосмос (Федеральное космическое агентство)
- Ракетно-Космический центр Прогресс
- Энергия РКК им. С.П.Королева
- Российские космические системы (РКС)
- С7 Космические транспортные системы
- Морской старт (Sea Launch)
- Многоразовые транспортные космические системы
- Малые космические аппараты
- Ракетно-космический завод
- Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК)
- Космокурс
- Лин Индастриал (Lin Indastrial)
- Институт космических исследований РАН (ИКИ РАН)
- ЕКС (Единая космическая система)
- Роскосмос: Лунный скафандр
- Видеосистема для выхода в открытый космос
- Федерация Российский космический корабль
- Буран (космический корабль)
- FEDOR (Final Experimental Demonstration Object Research)
- МГ-19 Беспилотник России для полета в космос
- Международная космическая станция (МКС)
- Deep Space Gateway Лунная станция
- Колонизация Марса, Марс-500
- Космический мусор, Млечный путь
- Космонавтика США
- NASA
- Европейское Космическое Агентство (ESA)
- Германский центр авиации и космонавтики (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt, DLR)
- Space Exploration Technologies (SpaceX), Starship, Crew Dragon, Falcon, Starlink SpaceX
- Blue Origin
- Virgin Galactic
- MADV Lockheed Martin
- VOX Space
Варп-двигатель (Warp drive)
- Космические спутники стран мира
- ГЛОНАСС
- Спутниковая связь и навигация
- Глобальные системы навигации
- Мониторинг транспорта и навигация (рынок России)
- Единая территориально-распределенная информационная система дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ)
- Федеральная сеть дифференциальных геодезических станций (ДГС)
- ЭРА-ГЛОНАСС
- ECall (emergency call — экстренный вызов)
- Транспортная телематика (мировой рынок)
- Системы безопасности и контроля автотранспорта
- Геоинформационные системы — ГИС
- Самые интересные способы применения ГЛОНАСС/GPS
- В секторе систем мониторинга транспорта для госорганов царит дуополия
- GPS
- Galileo
- BeiDou
- Michibiki
- IRNSS (навигационная система)
- Mounted Assured PNT Systems (MAPS)
История проекта
В 1991-1992 годах НПО «Энергия» им. С. П. Королева (с 1994 года — РКК «Энергия» им. С. П. Королева) провело предварительные поисковые исследования по созданию ракетно-космического комплекса морского базирования.
В марте 1993 года российское предприятие предложило американской аэрокосмической компании Boeing принять участие в проекте. В ноябре того же года в городе Турку (Финляндия) на встрече представителей НПО «Энергия», Boeing, а также норвежского судостроительного предприятия Кvaerner (ныне — Aker Solutions) было подписано рамочное соглашение о создании морского космодрома и необходимости учреждения международной компании. В марте 1994 года к работам по проекту были привлечены украинские ПО «Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова» (Южмаш) и конструкторское бюро «Южное».
Космические старты
Основная статья: Список запусков ракет-носителей семейства «Зенит»
Демонстрационный спутник был запущен 28 марта 1999 года.
В октябре того же года был успешно произведен первый коммерческий запуск.
На 31 мая 2014 года осуществлёно 36 запусков ракеты «Зенит», в том числе 32 успешных, 1 частично успешный и 3 неудачных.
Количество пусков в год | ||||
---|---|---|---|---|
1999 | 2 | |||
2000 | 3 | |||
2001 | 2 | |||
2002 | 1 | |||
2003 | 3 | |||
2004 | 3 | |||
2005 | 4 | |||
2006 | 5 | |||
2007 | 1 | |||
2008 | 5 | |||
2009 | 1 | |||
2010 | ||||
2011 | 1 | |||
2012 | 3 | |||
2013 | 1 | |||
2014 | 1 | |||
2019 | ||||
2020 | ||||
2021 | ||||
2022 |
|
Без альтернативы
Главная проблема нынешнего «Морского старта» не в маркетинге, а в том, что ракета-носитель производится на Украине и заменить ее невозможно: «Зенит-3SL» подходит к стартовому комплексу как ключ к замку. Однако оптимист Филев считает это удачей: если бы Россия с Украиной не поссорились, его бы к этому комплексу и близко не подпустили. Для S7 Group «Морской старт» — входной билет в космический бизнес. Вход в тему за такую небольшую сумму — это удача. «Я из поколения, которое делало ракеты и огромные космические системы, — говорит Владислав, — и мне будет обидно, если после нас потомкам останется только iPhone». Благотворительностью покупку космодрома он не считает, а рассматривает ее как коммерческий проект, перечисляя аргументы. Первое — это наличие готового, очень современного даже по сегодняшним меркам стартового комплекса. Второе — существование серьезного задела. Третье — отсутствие тяжелой ракеты в стране. России все равно нужно выводить грузы на орбиту, особенно гражданские — военные забрасывает сверхдорогая «Ангара». Научные и коммерческие задачи надо будет решать по‑другому.
В отношении «Зенитов» Владислав Филев придерживается осторожного оптимизма. Да, «Морской старт» заточен строго под «Зениты», и производить их могут только в Днепропетровске
Но космическая тематика всегда была в стороне от политики. Например, какими бы натянутыми ни были отношения между СССР и США, сотрудничество по космическим программам не прекращалось никогда. «Космос может оказаться той самой ниточкой, которая будет связывать Россию и Украину, — улыбается Филев, — я надеюсь, что он останется той отраслью, где кооперация еще возможна». Другой довод Филева — семейство ракетных двигателей РД-171, которые производят в Химках на НПО «Энергомаш» по сложнейшим технологиям Rocket Science. Разработанный в конце 70-х, этот двигатель и сейчас вне конкуренции, недаром же американцы ставят созданные на его основе двигатели РД-180 и РД-181 на свои ракеты-носители: США до сих пор не могут разработать аналогов. Собственно, сейчас Штаты и являются единственным заказчиком этого семейства: у России после распада СССР нет своего носителя под передовой ракетный двигатель. Американцы периодически грозят прекратить закупки. И если это произойдет, России надо будет либо закрыть завод, либо договориться с Украиной, считает Филев. Да и у Украины тоже нет альтернативы.
К копированию «Зенита» на российских предприятиях Филев относится скептически. «Зачем повторять ту же самую ракету через сорок лет? — усмехается он. — Все равно потребуется заложить новые элементы и решения, которые позволили бы новой ракете быть лучше, дешевле, эффективней. Я считаю, что наша страна обречена делать ракеты. Однако нельзя оставить комплекс и ждать, когда сделают новую ракету, по трем причинам. Первое — мы потеряем технологии. Второе — людей. Третье — когда мы наконец сделаем ракету, рынок будет занят. «Зенит» для нас ключевой элемент, который не позволит вытеснить нас с рынка».
Приостановление пусковой деятельности, продажа проекта
22 августа 2014 года на сайте консорциума Sea Launch было опубликовано сообщение о приостановке пусковой деятельности в рамках программы «Морской старт». Из-за отсутствия заказов плавучая платформа и командное судно были законсервированы. Миссии по программе планировалось возобновить в период с середины 2015 года до середины 2016 года. Но этого не произошло.
В сентябре 2014 года в СМИ появилась первая информация о продаже проекта неназванному израильскому инвестору. Однако генеральный директор консорциума Sea Launch Сергей Гугкаев опроверг информацию о планах продажи.
30 марта 2016 года глава госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров сообщил, что проект «Морской старт» готовится к продаже и уже найден покупатель. Однако он не уточнил кто инвестор и объем сделки.
В ответ на заявление Игоря Комарова компания Boeing в апреле 2016 года подала в суд Центрального округа штата Калифорния прошение о наложении запрета на продажу плавучего космодрома и консорциума. Иск Boeing был удовлетворен спустя месяц. В мае калифорнийский суд обязал РКК «Энергия» выплатить Boeing компенсацию в размере $330 млн (около 20 млрд руб.). Компания через суд уже несколько лет пытается взыскать долг с партнеров по проекту — российского и украинских предприятий. В 2013 году Boeing подал в суд на РКК «Энергия» о взыскании $92 млн и $130 млн, а также процентов. Эта сумма образовалась после банкротства консорциума в 2009 году.
После достигнутого предварительного соглашения РКК «Энергия» с Boeing об урегулировании спора по проекту «Морской старт» 22 июля 2016 года суд Центрального округа Калифорнии приостановил все действия по взысканию задолженности с российского предприятия. А 16 марта 2017 года американский суд закрыл иск Boeing к РКК «Энергия»: стороны подписали мировое соглашение. После этого NASA заключило соглашение с Boeing о предоставлении мест американским астронавтам на российских пилотируемых кораблях «Союз» для полетов к МКС в 2017-2019 годах, места РКК «Энергия» будет предоставлять в рамках погашения задолженности перед Boeing.
Точка старта
154°W
Расположение платформы при запуске
Метеорологический буй в районе старта
Точка старта — акватория Тихого океана в точке с координатами 0°00′ с. ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества. По собранной за 150 лет статистике этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным и удаленным от морских путей. Однако, уже пару раз непростые погодные условия заставляли переносить время запуска на несколько дней.
Недалеко от точки старта (0°0’1″ с. ш. 153°54’46″ з. д.) находится метеорологический буй национального управления по атмосфере и океану, который не функционирует с 11 марта 2009 года.
янв | фев | мар | апр | май | июн | июл | авг | сен | окт | ноя | дек | год | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Средняя температура воздуха, °C | 25,3 | 25,4 | 25,6 | 26,4 | 26,7 | 26,3 | 25,8 | 25,5 | 26,1 | 25,4 | 25,5 | 25,4 | 25,8 |
Средняя температура воды, °C | 25,5 | 25,5 | 25,7 | 26,6 | 26,8 | 26,4 | 25,9 | 25,6 | 26,5 | 25,6 | 25,8 | 25,7 | 26,0 |
Средняя скорость ветра, м/с | 13,2 | 12,7 | 11,0 | 10,5 | 9,7 | 11,0 | 11,9 | 12,3 | 11,4 | 12,6 | 12,0 | 13,4 | 11,8 |
Порывы ветра, м/с | 16,0 | 15,3 | 13,4 | 12,8 | 11,9 | 13,4 | 14,4 | 15,0 | 13,8 | 15,1 | 14,5 | 16,1 | 14,3 |
Значимая высота волны, м | 2,2 | 2,2 | 2,0 | 2,1 | 2,0 | 1,9 | 2,0 | 2,0 | 1,7 | 1,9 | 1,8 | 2,1 | 2,0 |
Консорциум Sea Launch
В мае 1995 года руководители РКК «Энергия», Boeing, Кvaerner и Южмаш Юрий Семенов, Джеймс Ноблитт, Дитрих Шнитлер и Юрий Алексеев соответственно подписали соглашение об образовании совместного предприятия для реализации проекта — консорциума Sea Launch. Акции учрежденного консорциума были распределены следующим образом: Boeing — 40%, РКК «Энергия» — 25%, Kvaerner — 20%, Южмаш и КБ «Южное» (разработчик ракет, изготавливаемых Южмаше) — 15%. На первом этапе в проект было вложено порядка $3,5 млрд. Консорциум Sea Launch разместился в Швейцарии — в Берне, впоследствии штаб-квартира была перенесена в Ньон.
Ракеты-носители «Морского старта»
Ракета-носитель Зенит-3SL
Основная статья: Зенит-3SL
В качестве ракеты-носителя использовалась трёхступенчатая ракета Зенит-3SL — модификация ракеты-носителя «Зенит-2» с разгонным блоком ДМ. Главный разработчик — КБ «Южное» (Днепр), производилась на днепропетровском заводе «Южмаш».
- 14 августа 2017 года компания S7 подтвердила, что вплоть до 2023 года будет использовать «Зениты», после чего перейдет на «Союзы-5».
- 21 сентября 2017 года источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что Россия не будет поставлять «Южмашу» комплектующие для ракет-носителей «Зенит» — изготавливаемые в России система управления и двигатель первой ступени РД-171 будут поставляться, минуя Украину, прямиком в США, досборка ракеты и ее испытания будут осуществляться в Лонг-Биче.
- 3 октября 2017 года глава РКК «Энергия» Владимир Солнцев сообщил СМИ, что на первом этапе использования космодрома с него будут запускаться только «Зениты». На втором этапе, после модернизации космодрома и появления носителя «Союз-5», от «Зенита» откажутся.
- 13 февраля 2018 года генеральный директор компании «С7 Космические транспортные системы» (дочерняя структура группы S7) Сергей Сопов сообщил СМИ, что компания заказала у «Южмаша» производство 12 ракет-носителей до 2023 года включительно, исходя из самоокупаемости проекта в 3-4 запуска в год. В состав каждого «Зенита» входят полностью изготавливаемый в России двигатель первой ступени РД-171М, камера сгорания второй ступени, система управления и многие другие компоненты. Всего в кооперации задействовано около 150 отечественных предприятий. Их доля в стоимостном выражении от себестоимости ракеты составляет 80%. Выполнение контракта на 12 «Зенитов» принесет российским предприятиям полмиллиарда долларов.
- Ракета-носитель «Зенит» для первого пуска в рамках возобновления проекта «Морской старт» может быть изготовлена в 2019 году. Носитель изготавливает Украина при участии России, а окончательная сборка ракеты будет происходить в США.
Ракета-носитель «Союз-5» для Морского старта
По состоянию на конец сентября 2016 года, для запусков со стартовой платформы Odyssey рассматриваются разные варианты. Как сообщила пресс-секретарь «S7 Group» Анна Бажина — компания готова сотрудничать по этому вопросу с украинскими коллегами и осуществлять старты на базе ракеты «Зенит». Одновременно с этим прорабатываются другие варианты, в том числе создание новой ракеты. По словам президента РКК «Энергия» Владимира Солнцева — РКК «Энергия» готова ускорить разработку новой ракеты-носителя «Cоюз-5» для запусков с плавучего космодрома «Морской старт». При условии поддержки финансирования создания этой ракеты компанией «S7 Group», новая ракета-носитель «Союз-5» может быть создана в течение пяти лет. Компания планирует подписать меморандум с РКК «Энергия» на заказ для «Морского старта» 85 ракет среднего класса «Союз-5» (50 плюс опцион на 35).
Другие ракеты-носители
Основная статья: Квант (ракета-носитель)
25 ноября 1995 года генеральным конструктором РКК «Энергия» в Федеральное космическое агентство, Министерство обороны РФ, Госкомоборонпром России и РАН была направлена инженерная записка с предложением о включении проекта по созданию ракеты-носителя «Квант» в Федеральную космическую программу.
Одновременно с этим предложением РКК «Энергия» вела переговоры с американской фирмой «Rockwell Automation», проявившей интерес к совместному созданию ракеты-носителя «Квант» и её эксплуатации в рамках программы «Морской старт». Интерес был обусловлен значительным спросом на тот момент на ракеты-носители лёгкого класса на американском рынке услуг по запуску небольших космических аппаратов, а также желанием фирмы «Rockwell Automation» участвовать в работах по созданию и эксплуатации плавучего космодрома «Морской старт».
«Морской старт»
Хорошая идея приходит в разные головы одновременно. РКК «Энергия» им. С.П. Королева в 1991–1992 годах проводила исследования по созданию ракетно-космического комплекса морского базирования. Денег на реализацию подобного проекта в России тех лет не было, а вот вера в возможность создания совместного проекта имелась. В 1993 году компании Boeing было предложено поучаствовать в создании морского космодрома. Компанию им составили украинские ПО «Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова» («Южмаш») и конструкторское бюро «Южное» и норвежская судостроительная компания Кvaerner (в настоящее время — Aker Solutions).
морской_старт
Фото: S7 Space
Boeing отвечал за объединение составляющих в единый проект, «Южмаш» за создание требуемой ракеты-носителя, норвежская сторона строила платформу для запусков, а «Энергия» координировала запуски.
В качестве платформы использовали бывшую нефтяную платформу Ocean Odyssey, построенную в японской Йокосуке в 1982 году. Спустя шесть лет во время работы в Северном море на платформе произошел пожар. Платформу отбуксировали на ремонт на Выборгский судостроительный завод, где она была обнаружена сотрудниками «Энергии», после чего норвежцы перестроили ее под нужды космических пусков. В качестве носителя была выбрана ракета «Зенит-2S», на основе которой была разработана «Зенит-3SL».
Схема работы космодрома была следующей. В калифорнийском порту Лонг-Бич полностью собранная ракета устанавливается на стартовом столе пусковой платформы, а затем отвозится в ангар, в котором переправляется до места старта. Вместе c платформой стартует и судно управления Sea Launch Commander. Прямо посреди Тихого океана, неподалеку от острова Рождества, платформа готовится к старту. Это полупогружное судно, поэтому в специальные емкости поступает вода и платформа заглубляется в океан. Ее осадка меняется с 7,5 до 21 м. После подготовки оба судна объединяются специальным переходом. Ракета выставляется на стартовую позицию, весь персонал перемещается на Sea Launch Commander, отплывает на безопасное расстояние и уже оттуда осуществляет сначала заправку ракеты-носителя, а затем и старт. После этого команды опять занимают свои места и возвращаются в порт.
морской_страт
Фото: S7 Space
Казалось бы, такой проект обязательно должен сработать, однако даже не самые конкурентные 2000-е годы не смогли помочь «Морскому старту». Уже в 2008 году стало понятно, что проект работает в минус, в 2009 году компания объявила о своем банкротстве и финансовой реорганизации в соответствии с главой 11 кодекса США о банкротстве. После реорганизации проект продержался еще до 2014 года, после чего на «Морском старте» не было сделано ни одного старта.
Причин провала было несколько. Во-первых, проекту не удалось привлечь достаточного количества заказов, чтобы сформировать из него пул и прийти к наиболее выгодной схеме запуска нескольких ракет за один выход «в море». Соответственно на каждый запуск накладывались все издержки на перевозку, работу команды в океане, подготовку площадки и все сопутствующие процедуры.
Во-вторых, несмотря на то что точка старта была выбрана как одно из наиболее спокойных мест Тихого океана, запуски приходилось регулярно откладывать из-за плохой погоды. Каждая такая отсрочка дополнительно ударяла по прибылям компании.
В-третьих, логистика оказалась дороже, чем планировалось вначале. Из-за отсутствия достаточного количества заказов не удалось опять-таки сэкономить на массовом производстве ракет-носителей и их переброске к месту погрузки на платформу.
Наконец, в чем-то просто не повезло. За 36 запусков, сделанных с платформы «Морского старта», три закончились провалом. Больнее всего по компании ударила потеря телекоммуникационного спутника Intelsat-27. Несмотря на частичное покрытие страховкой, убытки практически уничтожили все надежды на восстановление проекта. Причиной провального запуска стал отказ бортового источника мощности, разработанного в КБ «Южное».
Не самолет и не ракета
Но это все настоящее. Когда мы начинаем говорить о будущем, глаза Филева загораются. После Вернера фон Брауна нового пока ничего не придумано, считает он. Даже революционные МиГ-25 были сделаны в далекие шестидесятые. Сегодня самолеты стали чуть надежней и экономичней, но рывка в характеристиках не произошло. В ракетостроении все даже хуже: ракеты не стали ни экономичнее, ни надежнее, но значительно подорожали. Почти все современные разработки базируются на идеях, выдвинутых еще Вернером фон Брауном. Но есть в мире один эксперимент, который может стать революционным, уничтожить разницу между ракетой и самолетом. Почти четверть века назад три инженера в Rolls-Royce выдвинули идею принципиально нового двигателя Synergistic Air-Breathing Rocket Engine, SABRE, который работает на первом этапе как турбореактивный двигатель, используя в качестве окислителя забортный воздух. На втором этапе полета он действует как прямоточный. И на третьем — как обычный ракетный двигатель, используя внутренний бортовой окислитель. Не получив поддержку в Rolls-Royce, они основали свою компанию Reaction Engines и принялись за разработку. По мере готовности отдельных технологий супердвигателя росли и инвестиции в проект: сначала правительство Великобритании, потом British Aerospace, затем, говорят, Пентагон. Еще недавно основатели Reaction Engines говорили, что первый полет планируется на 2029 год. Сейчас называют уже 2024 год. Этот самолет будет выводить на круговую орбиту 1300 кг. Вот это и есть возможное будущее.
Зачем России нужен проект «Морской старт», и есть ли перспективы у одноразовых ракет?
Я из поколения, которое делало ракеты и огромные космические системы, и мне будет обидно, если после нас потомкам останется только iPhone. Для нашей страны «Морской старт» — это идея гениальная. Потому что у России нет территорий для наземного космодрома на экваторе. Надеюсь, космос останется той отраслью, где возможна международная кооперация. У одноразовых ракет есть будущее, если добиться значительного снижения их стоимости. Я считаю, что наша страна обречена делать ракеты. Надо изготавливать стандартный продукт, производить ракеты, как пирожки. Нам нужен ракетный Т-34, который мы будем массово выпускать и который никто не победит. Нам незачем соревноваться с американцами в возвращаемости, нам нужны пирожки с ракетными двигателями.
«Морской старт» будет!
Всего до 2014 г. с платформы «Одиссей» благополучно ушли в космос 38 космических объектов. Но затем старты прекратились, и плавучий космодром был законсервирован. Начались переговоры о его дальнейшей судьбе. Все прекрасно понимают, что такой уникальный объект следует сохранить и вдохнуть в него новую жизнь. В текущем (2017) году планируется завершить сделку по продаже «Морского старта». Наибольшие шансы на приобретение имеет российский кандидат. Его имя официально не называется, на, скорее всего новым хозяином космодрома может стать совладелец авиакомпании «Сибирь» Владислав Филев.
Подготовка к морскому старту.
Однако он, вероятно, понимает, что может приобрести крупную компанию-должника. Что касается технической стороны вопроса, то корпорация «Энергия» готова построить в течение пяти лет новую ракету «Сункар», предназначенную для использования на плавучем космодроме вместо «зенита». Однако это возможно только при условии, что корпорация получит дополнительное внебюджетное финансирование от нового инвестора проекта! В свою очередь ракетный центр Хруничева заинтересован в использовании в этом проекте своей новой ракеты «Ангара-А3».
Представитель будущего владельца космодрома заявил:
«Мы готовы сотрудничать по этому вопросу с украинскими коллегами и осуществлять старты на базе ракеты «Зенит», но одновременно рассматриваем и другие варианты, в том числе и создание новой ракеты с учетом современных технологий».
Так или иначе, но хочется надеяться, что в любом случае «Морской старт», и этот прекрасно задуманный и осуществляемый проект, продолжит существование.
Третьи руки
При создании проекта в 1993 году 40% компании принадлежало Boeing, 20% — Кvaerner, 25% — «Энергии», 5% — КБ «Южное» и 10% — «Южмашу».
В «Соглашении о гарантиях и обеспечении» говорилось о пропорциональной ответственности для каждого акционера за взятые компанией кредитные обязательства. Однако, когда вместо прибылей, которые все намеревались делить, пришлось иметь дело с убытками, желающих не нашлось. Только за 2004–2005 годы проект привлек более $500 млн заемных средств. В 2009 году подошло время выплат, а денег в компании не было.
Почувствовав запах жареного, из проекта вышел Boeing, заплатив кредиторам компании $448 млн. Компания Aker Kvaerner расплатилась с Boeing к 2010 году. «Энергия» и «Южмаш» платить отказались.
морской_страт
Фото: S7 Space
Вместо оплаты «Энергия» выкупила контрольный пакет акций и пыталась вырулить проект. Увы, крах спутника в 2013 году поставил крест на всей задумке «Морского старта». Лишь в 2016 году «Энергия» и Boeing завершили судебные разбирательства. «Энергия» рассчиталась с американцами услугами, в том числе предоставлением места для американского астронавта в космическом корабле «Союз», стартовавшем к МКС в 2018 году.
«Морской старт» у «Энергии» выкупила российская компания S7, собиравшаяся восстановить запуски. Однако события 2014 года положили конец возможному сотрудничеству с украинскими производителями ракет «Зенит-3SL», впрочем, попытки как-то разрешить ситуацию компания продолжает до сих пор.
Внушительный «Одиссей»
Норвегии принадлежало и специально построенное сборочно-командное судно (СКС) Sеа Launch Commander, дооборудованное в Санкт-Петербурге. На борту СКС имеется сборочный цех, в котором во время стоянки судна происходит монтаж ракеты и проверка всех ее систем. Затем ракету в горизонтальном положении перегружают в ангар на «Одиссей», представляющий собой весьма внушительное сооружение (наибольшая длина 133 м).
На его верхней палубе размещаются ракетный ангар, цистерны с компонентами ракетного топлива, (экологически чистые керосин и кислород), пусковая установка, вертолетная площадка и многое другое. Собственные двигатели «Одиссея» позволяют ему со скоростью до 12 узлов своим ходом прийти в точку старта. Здесь «Одиссей» заполнив свои понтоны забортной водой, на 14 м увеличивает свою осадку (до 21 м), обретая при этом высокую устойчивость. После старта вода из понтонов будет откачена и «Одиссей» самостоятельно может уйти в порт приписки.
Весь участвовавший в предстартовой подготовке персонал в целях безопасности покидает «Одиссей» и переходит на СКС, который удаляется от платформы на 6-8 км. Оттуда подается команда на старт ракеты и осуществляется управление ее полетом.