Сезон «охотника»: ми-28нм готовят к серийному производству

Различные модификации

Самая первая модификация Ми-28А не нашла своего серийного решения, поскольку не соответствовала стандартам и нормам вертолета круглосуточного функционирования. Ми-28Н, или «Ночной охотник», наоборот, показал себя с хорошей стороны и был введен в серийное производство. Его отличием была установка более модифицированного БРЭО. Наведение ракет осуществляет комплекс «Тор», производимый на ОАО «Красногорский завод имени Зверева». Нижнюю полусферу обозревает ТОЭС521, а обновленная ОПС помогает при ночных рейсах.

  1. Ми-28 – опытно-экспериментальный прототип. Кодировался как «изделие 280».
  2. Ми-28А – «изделие 286». Модернизированная модель с наличием двигателей ТВ3-117, стеклопластиковыми лонжеронами, составом оборудования, Х-образным РВ 286-1.
  3. Ми-28Л – лицензированный Ми-28А для использования в Ираке.
  4. Ми-28Н – вертолет для проведения ночных операций. Главный редуктор ВР-29.
  5. Ми-28НЭ – экспортный вариант.
  6. Ми-28НМ – модернизированный Ми-28Н. Разработки еще ведутся.
  7. Ми-28УБ – вертолет используется в учебных целях.

Опасный редуктор

Одним из главных недостатков вертолета, который повлек несколько катастроф, стал новый редуктор ВР-28. Узел получился довольно сырым и требовал многочисленных доработок.

«Ми-28Н». Фото: militaryrussia.ru

Прошло более десятка лет, прежде чем ОКБ Миля смогло устранить большую часть из них, в итоге новый редуктор, получивший индекс ВР-29, стал устанавливаться на модернизированную версию вертолета «Ми-28Н», запущенную в производство в 2006 году.

Но лучше летать от этого машина не стала, только в 2011 году инженерам удалось вылечить серьезную болезнь конструктивного узла — при работе более двух часов редуктор перегревался, что приводило к остановке винта.

Также из-за нерасчётных нагрузок на различные элементы редуктора в зубчатых передачах постоянно срезался металл, и мелкая металлическая стружка попадала на сеточки масляных фильтров. А это — приговор для вертолета и, возможно, экипажа.

История создания Ми-28

Вертолёт конструировался на конкурсной основе. Ми-28 создавали работники вертолетного завода имени М.Л. Миля. Ему противостоял Ка-50 (ОКБ Камова). Первая опытная машина совершила полет 10 ноября 1982 года. На ней не было никакого вооружения, поскольку первый полет совершался с целью проверки летно-технических характеристик. Его установили лишь на втором экземпляре. Конструкцию подкорректировали под замечания, вынесенные комиссией ВВС.

В 1985 году началась постройка третьего опытного экземпляра, в котором были учтены все замечания. В 87-м модернизированная модель получила маркировку Ми-28А. Его испытания начались в январе 88-го, и после этого вертолет продемонстрировали на авиавыставках в Париже и Ред-Хилле (под Лондоном). В 1991 году был создан второй экземпляр сотрудниками МВЗ. Через два года под Гороховцом он блестяще продемонстрировал себя на учениях.

В 96 году 16 августа вертолет прошел курс модернизации (Ми-28Н). Через четыре месяца он совершил первый опытный полет.

В 2005 году начались ГСИ (государственные совместные испытания). В программе было заложено проведение массовых наземных и воздушных испытаний. Они и показали летно-технические качества вертолета. Их проведение возглавил сам главнокомандующий ВВС России. В декабре на предприятии соорудили первый опытный образец. Начальный этап ГСИ закончился в 2007 году.

Государственные совместные испытания включали в себя два этапа. В первом характеризировалась общая картина и возможное будущее производство. Помимо этого, просматривалась способность вертолета к уничтожению наземных противников. Во втором этапе проверялась способность поражать воздушных противников с помощью ракет «воздух-воздух», а также выживаемость вертолета.

ГСИ для Ми-28Н завершились 26 декабря в 2008 году. По результатам стало ясно, что вертолет полностью соответствует требованиям и нормам ТТЗ. В 2009 году президент РФ отдал приказ на принятие вертолета на вооружение ВВС, а в 2013-м тот же приказ отдало Министерство обороны страны. В 2005 году подписали договор на долгосрочной основе о поставке 67 единиц Ми-28Н. В это же время начальник РГШ генерал Ю. Балуевский заявил о необходимости спецназа в вертолетах Ка-50 и Ка-52, но уточнил информацию насчет Ми-28Н. «Ночной охотник» является основной боевой единицей типа вертолет.

В 2006 году два экземпляра приняли участие в учениях «Щит Союза-2006» на территории Республики Беларусь. Был продемонстрирован ОП-1 (первый опытный образец) и 01-01 (первый предсерийный экземпляр). Седьмого сентября в Ростове-на-Дону были проведены государственные испытания на заводе ОАО «Роствертол».

Первые четыре Ми-28Н прикрепили к Торжокскому центру боевой авиации (2008 год). В январе этого же года первые два экземпляра поступили в Торжокский ЦБП и ПЛС АА. В период с 2009 по 2011 год в ВВС России поступило 27 серийных вертолетов (четвертая армия ВВС и ПВО). К концу 2010 года на базе 6971 сформировали первую вертолетную эскадрилью из шестнадцати серийных Ми-28Н. В октябре начались параллельные поставки вертолета на 6974-ю авиабазу. До конца 2010 г. во владение Минобороны РФ поступило 38 серийных экземпляров. После этого ВВС и завод заключили еще один договор на тридцать вертолетов. Сдать их необходимо было до 2014 года. На конец 2013 года для ВВС РФ построено 63 Ми-28Н.

Хроника катастроф

Начнем с того, на чем остановились — с редуктора, хотя это и нарушит хронологический порядок.

15 февраля 2011 года во время проведения тренировочного полёта разбился «Ми-28Н» (борт № 05). Причиной падения стала попавшая в редуктор металлическая стружка, в результате экипаж принял решение совершить вынужденную посадку.

«Ми-28Н» борт № 05 после катастрофы, 15.02.2011 г. Фото: militaryrussia.ru

При посадке машина ударилась кабиной о землю. Лётчики были доставлены в госпиталь Буденновска, где от полученных травм скончался командир экипажа подполковник Андрей Глянцев.

«Ми-28Н» борт № 05 после катастрофы, 15.02.2011 г. Фото: militaryrussia.ru

Трагедия разворачивалась следующим образом: на высоте около 1500 метров обнаружились неполадки в двигателе. Экипажу удалось снизиться до высоты 400 метров, после чего окончательно отказал редуктор, и вертолет, неуправляемо кувыркаясь и вращаясь в воздухе, рухнул на землю. Катапультирование в такой ситуации невозможно.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player

 

Больше видео вы найдете TUT и на нашем канале на YouTube. Подписывайтесь!

Похоже разыгралась трагедия в августе 2015 года на показательных выступлениях на полигоне Дубровичи. Тогда разбился еще один «Ми-28Н» (бортовой номер «15», регистрационный — RF-95316). Его пилот — ведущий пилотажной группы «Беркуты» полковник Игорь Бутенко погиб.

В августе 2012 года при выполнении учебного полета в районе Моздока совершил жесткую посадку еще один «Ми-28Н». По сведениям журнала «Военно-промышленный курьер», причиной аварии стали проблемы с главным редуктором. Машина пострадала не сильно, экипаж выжил.

Жесткая посадка вертолета «Ми-28Н» в Моздоке. Фото: militaryrussia.ru

Ну и недавняя катастрофа в Сирии, когда 12 апреля в ночь на вторник в районе города Хомса разбился «Ночной охотник». Два члена экипажа — летчики Андрей Окладников и штурман Виктор Панко погибли. По одной из версий причина катастрофы носит технический характер.

Авария «Ми-28Н» борт № 43 на Гороховецком полигоне, 19.06.2009 г. Фото: militaryrussia.ru.

Первая же официально зарегистрированная катастрофа «Ми-28Н» произошла в 2009 году. Во время стрельбы из пушки в режиме зависания произошел отказ автоматики, и бортовая система произвела пуск НАР (неуправляемая авиационная ракета). Пороховые газы попали в двигатель, вызвав его помпаж. Экипажу пришлось совершить вынужденную посадку, в ходе которой вертолет получил многочисленные повреждения.

Назначение

Военная авиация и народное хозяйство очень нуждались в перевозке целостных грузов с общей массой свыше 20 т с применением вертикального типа взлета и посадки. Таким аппаратом должен был стать, по идее, Ми-12. Учитывалось предназначение вертолета в перевозке крылатых и баллистических ракет, самоходных артиллерийских установок (таких как Су-100), танков ПТ-76 и Т-54, бронетранспортеров. В общей сложности этот универсальный вертолет мог переправить до 80 видов различной техники и вооружения.

В условиях холодной войны строились системы противовоздушной обороны в стратегических точках СССР. И возникла острая потребность в создании тяжелого грузоподъемного самолета и вертолета, которые могли бы в короткие сроки перевезти цельные тяжелые ракеты. В-12 разрабатывался в тандеме с самолетом Ан-22. В задачу самолета входила переброска военной техники на аэродром, а В-12 – на ближайшую позицию. Поэтому размеры грузовой кабины этих двух летательных аппаратов проектировались как одинаковые.

Испытания В-12 прошли достаточно успешно. Было совершено 122 вылета и 77 висений, которые продемонстрировали высокую эффективность работы всех систем вертолета.

Вооружение вертолета

Для оснащения боевыми системами предусмотрено 4 точки подвески под пилонами, кроме того, используется пушка 2А42 калибра 30 мм. Орудие является подвижным и оснащается боекомплектом в 250 снарядов. Пушка поражает живую силу (до 4 км), легкобронированную (на 1,5 км) и малоскоростную воздушную технику (до 2,5 км).

На подвесах можно расположить следующие типы ракет:

  • НАР С-8 – 4Х (20 штук), относится к неуправляемым ракетам;
  • НАР С-13 — тоже неуправляемые, подходят для борьбы с живой силой врага, легкобронированными машинами и объектами инфраструктуры;
  • Управляемые ПТРК «Штурм-В» — 16 штук;
  • Управляемые «Атака-В» — 16 штук;
  • Управляемые «Атака-ВН» — 16 штук;
  • Для поражения авиации «Стрелец» с ракетой Игла-В – 4Х4.

Сравнение «Ночного охотника» Ми 28Н с «Аллигатором» Ка 52

Если брать лётно-технические данные, то и «Аллигатор» и «Ночной охотник» по характеристикам вполне сопоставимы друг с другом. Традиционная одновинтовая схема, применённая на Ми 28 конструктивно отработана, известны все нюансы её использования. Опыт, приобретённый в боевом применении Ми 24 в Афганистане, хорошо известен во всём мире и конструкторы знают, как обеспечить живучесть этой несущей системе.

Ка 52

Расположение пилотов тандемом принято на всех ударных вертолётах, это снижает площадь поражения – ещё один плюс в пользу одновинтовой схемы, но усложняет взаимодействие экипажа при активном радиообмене в боевых условиях.

При попадании в режим вихревого кольца, машина с одним винтом более устойчива и скорость снижения в таком режиме 4 м/сек – поставим очередной плюс этой схеме несущего винта. Но вертолёт с одним винтом при посадке и висении не любит бокового ветра справа, при силе ветра выше пяти м/сек хвостовые лопасти работают на углах атаки, превышающих критическое значение, и теряется тянущее усилие, вертолёт закручивает влево и опрокидывает.

Аэродинамика соосной схемы устроена так, что её эффективность на процентов 10 превосходит аэродинамическую эффективность одновинтовой системы. За неимением трансмиссионной передачи и хвостового винта вес машины снижается и увеличивается полезная нагрузка, у такого вертолёта повышается статический потолок.

Ещё один плюс сосной схемы – в силу отсутствия рулевого винта и трансмиссии и малой зависимости суммарной тяги системы НВ от угловой скорости, на камовских машинах в отличие от одновинтовой схемы, нет ограничений на висении по угловой скорости разворота.

Но, самый большой минус несущей системы Ка 52 – это аварии при пилотировании вертолётов даже опытнейшими лётчиками. При резких маневрах происходит перехлёст лопастей винтов в результате этого и погибли лётчик-испытатель Е.И. Ларюшин и генерал Воробьёв.

Боевое крещение в Сирии

Ми-28 — усовершенствованный вариант ударного вертолёта Ми-24, который был принят на вооружение в 1971 году. В 1982 году состоялся первый полёт Ми-28. Позднее началась модернизация машины. В результате вертолёт получил возможность выполнять задачи в ночных условиях. Машине было присвоено обозначение Ми-28Н.

Также по теме


Манёвренность и огневая мощь: как проходит модернизация ударного вертолёта «Ночной охотник»

В апреле 2019 года Минобороны РФ получит опытную партию ударных вертолётов Ми-28НМ «Ночной охотник». Об этом рассказал журналистам…

В 2016 году Ми-28Н получил боевое крещение в Сирии, где эти вертолёты уничтожали бронетехнику, живую силу и укреплённые пункты террористов.

В июне стало известно, что следующий этап развития модели, новейший Ми-28НМ, прошёл успешные испытания в условиях горной и пустынной местности в Сирии. Об этом сообщила газета «Известия» со ссылкой на данные Минобороны России.

Модификация Ми-28НМ появилась благодаря в том числе сирийскому опыту, отметил в беседе с RT военный эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

«В Сирии у нас летали Ми-28Н, и в процессе их боевой эксплуатации был выявлен ряд недостатков, которые холдинг «Вертолёты России» устранил, сделав машину более совершенной», — сказал эксперт.

Он уточнил, что вертолёт способен вести боевые действия и днём, и ночью, применять различные виды вооружения — противотанковые, противопехотные.

Леонков отметил, что главное отличие новой модификации вертолёта от предыдущей — полная цифровизация машины. По его словам, теперь Ми-28НМ оснащён более современными локаторами переднего обзора, а над винтами машины устанавливаются специальные РЛС так называемого кругового обзора или станция обнаружения целей.

«Бортовой комплекс обороны сработан на основе известного комплекса РЭБ под названием «Президент-С», который позволяет отводить от вертолёта несколько поражающих элементов: переносных зенитных ракетных комплексов, зенитной управляемой ракеты, таким образом сохраняя жизнь экипажа и защищая вертолёт», — сказал эксперт.

Модификации:

Ми-28 / изделие 280 — исходная опытно-экспериментальная модификация вертолета, предназначенного для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Выпущена в двух экземплярах, проходивших испытания с 1982 по 1987 г.

Ми-28А / изделие 286 — модификация Ми-28 создана в 1985-1987 г.г. В конструкции учтены все замечания и изменения, вносимые в опытно-экспериментальные образцы по мере их доводки. Вертолет отличается модернизированными высотными двигателями ТВЗ-117ВМА мощностью 2200 л.с. каждый, улучшенным приборным оборудованием, измененной конструкцией эжекторных выхлопных устройств и модифицированным главным редуктором. На концах крыльев установлены контейнеры с кассетами инфракрасных и радиолокационных пассивных помех. Модификация выпущена в двух опытных экземплярах.

Ми-28Н «Ночной охотник» / изделие 294 — серийный вариант вертолета, созданный в 1997 г. Новейшая глубоко модернизированная модификация с интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования и вооружения, обеспечивающим круглосуточное боевое применение в сложных метеоусловиях и на предельно малых высотах (5 — 15 м) с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом (обходом) препятствий с использованием картографической информации и трехмерного синтезирования изображения местности. С 2006 г. находится в серийном производстве на ОАО «Роствертол».

Ми-28НЭ / изделие 296 — экспортный вариант Ми-28Н. Осенью 2010 г. вертолет заявлен на тендер ВВС Индии. Прототип — Ми-28Н борт №38 — переоборудован к осени 2010 г., совершал показательные полеты в Индии. Вертолет №38 показан на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г.

Ми-28УБ / изделие 298 — в начале 2010 г. начата разработка (присвоен шифр изделия) для учебной версии Ми-28Н. С идентичными кабинами летчика и оператора. По состоянию на лето 2011 г. идут работы по изготовлению прототипа ОП-1. 9 августа 2013 г. ОП-1 совершил первый полет на территории летно-испытательной станции ОАО «Роствертол» и планируется демонстрация вертолета на авиасалоне МАКС-2013.

Ми-28НМ — в 2008 г. сообщено, что ВВС России приступили к реализации проекта модернизации вертолета Ми-28Н и созданию вертолета Ми-28НМ. Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу по модернизации вертолета Ми-28НМ прошел предварительное согласование в Главном командовании ВВС России. Вертолет будет штатно оснащен надвтулочной РЛС. 

«Новый оборонный заказ. Стратегии»

Всегда готовы

Ударные вертолеты играют важную роль в современных войнах, считает бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, Герой России генерал-лейтенант Валерий Горбенко.

— Эти машины, как правило, действуют в интересах сухопутных сил и на поле боя от них зависит многое, — рассказал он «Известиям». — Вертолеты предназначены для действий на передовой и в тактическом тылу противника, способны поддерживать десантные действия. Также они помогают огнем мотострелкам, танкистам и разведке. Вооружение таких машин позволяет уничтожать широкий спектр целей: бронетехнику, ДОТы, военные и инфраструктурные объекты, а также вертолеты противника.

Главная новинка Ми-28НМ — это надвтулочная радиолокационная станция Н025Э, которую прежде устанавливали только на экспортные модели. Антенно-приемно-передающая часть РЛС располагается над несущим винтом вертолета. Со стороны она выглядит как шар — это специальный обтекатель из радиопроницаемого материала. Такое расположение радара дает круговой обзор, а также позволяет получать радиолокационное изображение местности, прячась в неровностях рельефа за искусственными и естественными препятствиями при этом оставаясь невидимым для противника. На поле боя РЛС позволяет эффективно действовать из засады, первым нанося неожиданные удары по противнику.

Радар действует в нескольких радиочастотных диапазонах и обрабатывает информацию по многим каналам одновременно. За счет этого улучшена точность измерения координат целей и параметров препятствий, а также увеличено количество одновременно сопровождаемых целей по сравнению с РЛС, установленной на Ми-24Н.

Пилоты в новом вертолете располагаются тандемом, а сама машина имеет двойное управление, что повышает ее выживаемость в боевых условиях: в случае необходимости раненого пилота может тут же заменить его напарник.

«Ночной суперохотник» получил двигатель ВК-2500П-01/ПС, промышленное производство которого было налажено на заводе «Климов». В частности, на нем установлена новая современная электронная система автоматического управления, регулирующая параметры работы двигателя в полете. Новые конструктивные решения гарантируют надежную эксплуатацию в районах не только с умеренным климатом, но и в пустынных местностях с высокой температурой, а также в условиях высокогорья, как, например, в Сирии.

В боевом арсенале Ми-28НМ — противотанковые управляемые ракеты, а также 30 мм автоматическая пушка. Он может использовать дальнобойную ракету «Атака», которая предназначена для поражения бронетехники, живой силы, долговременных огневых точек, объектов ПВО и вертолетов. «Атака» способна пробить броню толщиной почти в метр, спрятанной за динамической защитой. Такие характеристики позволят эффективно бороться с основными танками вероятного противника.

На вертолет может быть установлена лазерная станция подавления, которая обеспечивает защиту «Ночного охотника» от ракет.

В реальном времени

Модернизированная машина сильнее, чем ее предшественники Ми-24 и Ми-28Н, отмечает военный эксперт Виктор Мураховский.

— Совершенствование электронных систем связи на Ми-28НМ позволяет интегрировать его в состав разведывательно-ударных контуров наземных группировок, в том числе с комплексом разведки «Стрелец» — а это уже самый современный уровень, — рассказал «Известиям» Виктор Мураховский. — Электроника позволит летчикам получать целеуказания от передовых авианаводчиков и разведподразделений, что серьезно повысит эффективность взаимодействия с наземными войсками, так как обнаруженные цели можно будет уничтожить практически мгновенно.

Вооруженными силами начата масштабная модернизацию вертолетов. Помимо Ми-28НМ она коснется и серии МИ-35. В этом году стартует программа обновления вертолетов Ми-35М до Ми-35МВ: на них установят новые броню, двигатели и дальнобойную оптику, которая позволит на расстоянии в несколько километров находить цели и уничтожать их в любое время суток и в любую погоду. Вертолеты также получат систему радиоэлектронной борьбы и защиту от переносных зенитных комплексов. Новое оборудование превратит вертолет в современную летающую боевую машину десанта.

Работы по обновлению парка винтокрылых машин начались после изучения опыта использования Ми-35М в Сирии, где они подтвердили свои летные и боевые качества.

Интересные фактыПравить

  • Ми-28 в Modern Warfare не имеет опознавательных знаков.
  • Вертолёт совершил свой первый полёт в 1984 году, но его современная модификация, Ми-28Н, которая используется в игре, совершила свой первый полет в 1996 году. Каким образом он оказался у ультранационалистов — непонятно.
  • В Modern Warfare 3, Ми-28 появляется довольно редко, т.к. большая их часть была уничтожена во время вторжения в США

    Хотя в миссии «Персона нон грата» Ми-28 «кучками» летают над местом действия, но странно то, что в других миссиях их почти не встретишь также массивно.

    .

  • В реальности, стёкла Ми-28 могут выдержать прямое попадание осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм, в то время как в миссии «Убить одним выстрелом» игрок может убить пилота попаданием из Барретта, у которого пули имеют калибр 12,7 мм. Чего уж говорить про то, что лопасти в игре можно повредить обычными 7,62 мм пулями, хотя они (лопасти) в реальности выдерживают попадания 30-мм снарядов.
  • В Modern Warfare 2 и Modern Warfare 3 имеет одинаковый камуфляж.
  • В миссии «Убить одним выстрелом» на хвосте вертолета написано «Горячий цыпленок».
  • Модификация в игре — Ми-28Н, однако турельная установка НППУ-28 как у модификации Ми-28А. Подобный ляп присутствует у некоторых сборных моделей Ми-28Н.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector