Опыт юнга
Содержание:
- Структура и содержание психики
- Введение
- Теоретические конструкты
- Песочная терапия
- Научная деятельность и достижения
- Метод амплификации
- Структура личности
- Эксперимент с точечным источником света
- Общие положения
- Индивидуализация
- Дисперсия света
- Методы, используемые Юнгом для исследования бессознательного
- Хак реальности. Том Кэмпбелл объясняет опыт Юнга и корпускулярно-волновой дуализм
- Основные компоненты структуры психики в аналитической психологии
- Основные положения, предложенные аналитической психологией
- Архетипы
- Анализ сновидений
- Замерзающие частицы
- Опыт Юнга с двумя щелями. Опыт Юнга или эксперемент с двумя щелями
Структура и содержание психики
Цельность психики, согласно Юнгу, не охватывается только сознанием. Человек не рождается совершенно новым созданием — его сознание развилось и вышло, как исторически, так и индивидуально, из изначальной бессознательности.
При этом, особенность психологии состоит в том, что здесь психика, будучи объектом научного наблюдения, в то же время является его субъектом, средством, благодаря которому мы производим эти наблюдения. Бессознательное, уходящее корнями в древность и имеющее неизвестную нам природу и границы, всегда выражается через сознание и в терминах сознания.
Сознание является, по преимуществу, продуктом восприятия и ориентации во внешнем мире. Сознание определяется Юнгом как соотношение психических фактов и Эго. Эго — это комплекс психических факторов, конструированный, прежде всего, общей осведомленностью относительно своего тела, своего существования и затем данными памяти; у человека есть определенная идея о его прошлом бытии, определенные наборы (серии) памяти. Эти две составляющие и есть главные конституэнты Его. Этот комплекс обладает мощным магнетизмом: он притягивает то, что содержится в бессознательном, и также притягивает впечатления извне.
В сознании различаются две составляющие:
1. Эктопсихическая система — связывает человека с внешними фактами.
К эктопсихическим функциям относятся:
ощущение — говорит нам о том, что вещь есть;
мышление — о том, что это за вещь;
чувство — о том, какова ценность этой вещи для нас;
интуиция — предвосхищение, которое открывает нам то, что происходит «за углом».
Под влиянием доминирующей функции складывается индивидуальный психологический тип. Так, думая, мы должны исключать всякие чувства, и, наоборот, те, кто руководствуется чувствами, пренебрегает разумными доводами. То же самое происходит в случае с парой ощущение-интуиция: невозможно воспринимать физические факты и возможности и одновременно «заглядывать за угол».
Подчинённая функция всегда соответствует архаической части нашей личности — в своей подчинённой функции мы всегда уязвимы. С другой стороны, мы цивилизованы в своей дифференцированной функции — в её пределах мы обладаем свободой воли, тогда как в рамках подчинённой функции мы ограничены.
2. Эндопсихическая система — включает элементы внутреннего характера.
К эндопсихическим функциям относятся:
память — Это некий носитель, который накапливает информацию путем отбора нужной и ненужной;
эмоции и аффекты — овладевают человеком, меняют его физиологическое состояние;
инвазия — полное господство бессознательной стороны психики, минимальный сознательный контроль. «Между поэтическим вдохновением и инвазией нет никакой разницы, и поэтому я избегаю слова „патология“».
Благодаря эндопсихической системе мы соприкасаемся с бессознательным. Бессознательные процессы недоступны непосредственному наблюдению; однако их продукты, пересекающие порог сознания, можно подразделить на два класса:
- индивидуальное бессознательное — элементы, происходящие от инстинктивных процессов и приобретенные личным опытом (в том числе забытые, вытесненные, творческие содержания и т. д.);
- коллективное бессознательное — общая для всех людей часть бессознательного, свойственная человечеству в целом. Это совокупность архетипов, проявляющихся в сказках, мифах, легендах, в фольклоре. Например, сюда относятся образы Героя, Спасителя, Дракона, мотивы двойного рождения, непорочного зачатия и др.
Индивидуальное бессознательное — это та часть psyche, где находится материал, который с таким же успехом мог бы находиться и в сознании — сфера его действия может быть сужена практически до нуля. Сфера архетипического вообще не может быть осознана. Её предполагаемые содержания появляются в форме образов, которые можно понять, лишь сопоставляя их с историческими параллелями. Если в распоряжении не будет параллелей, не получится интегрировать эти содержания в сознание, они останутся в состоянии проекции.
Введение
Эксперимент квантового ластика, описываемый в данной статье, является вариацией классического опыта Юнга на двух щелях, который устанавливает, что фотон не может интерферировать с самим собой при попытке экспериментатора определить, через какую именно щель прошёл фотон. Когда поток фотонов подвергается подобному наблюдению, характерные для опыта Юнга интерференционные полосы не наблюдаются. Эксперимент квантового ластика способен создать ситуации, при которых фотон, который был «промаркирован» для определения, через какую именно щель он прошёл, впоследствии может быть «очищен» от такой маркировки. «Промаркированный» фотон не может интерферировать с самим собой и не будет порождать интерференционные полосы, но фотон, который был «промаркирован» и затем «очищен», может впоследствии интерферировать с самим собой и будет способствовать порождению интерференционных полос, аналогичных полученным в ходе опыта Юнга.
Эксперимент квантового ластика использует установку с двумя основными секциями. После создания двух запутанных фотонов каждый из них направляется в свою секцию. Все действия по определению пути одного из запутанных фотонов (изучаемого в секции с двумя щелями) будут оказывать влияние на второй фотон и наоборот. Преимущество манипулирования парой запутанных фотонов заключается в том, что экспериментаторы могут разрушить или восстановить интерференционную картину без внесения изменений в ту секцию установки, которая содержит пластину с двумя щелями. Экспериментаторы добиваются этого за счёт манипулирования запутанным фотоном, и такая манипуляция может быть выполнена до или после того, как одна из запутанных частиц прошла сквозь щели и другие элементы установки между источником фотонов и экраном детектора. То есть, в условиях, когда секция с двумя щелями была собрана таким образом, чтобы предотвратить проявление феномена интерференции (вследствие наличия информации о выбранном пути следования фотона), квантовый ластик может быть использован для фактического стирания этой информации. При использовании этой возможности, экспериментатор восстанавливает интерференцию без внесения изменений в ту секцию установки, которая содержит две щели.
Один из вариантов этого эксперимента, квантовый ластик с отложенным выбором, позволяет принять решение сохранить или уничтожить информацию о выбранном пути уже после того как одна из запутанных частиц (та, которая проходит сквозь щели) проинтерферирует (или не проинтерферирует) с самой собой. В таком эксперименте квантовые эффекты могут имитировать влияние будущих действий на события в прошлом. Однако, временной порядок измерений в данном случае не имеет значения.
Теоретические конструкты
Те понятия и методы, на которых основывается аналитическая психология, Юнг сформулировал в своих Тавистских лекциях. Ученый включил в структуру психического бытия индивида две основные сферы. Одна из них представляет сознание, а вторая – бессознательное. Бессознательное, в свою очередь, было подразделено Юнгом на коллективное и индивидуальное. В первое понятие исследователь включил содержание психики не отдельного человека, а всего общества. Ведь оно уже само по себе обладает коллективной природой.
В целом теория Юнга включает в себя следующие элементы:
- Отправная точка созданного ученым анализа — теория, рассматривающая различные типы личности. При ее разработке Юнг указал на существование двух аттитюдов, а именно экстраверсии и интроверсии, а также четырех функций, в числе которых ощущения, интуиция, чувства и мышления.
- Основываясь на типизации личности, Юнг создал собственную модель, характеризующую бессознательное поведение индивида, а также разработал понятие архетипа.
- Личность ученый разграничил на персону и эго, аниме и тень, анимус и самость. Подобная работа была проделана им на основе рассмотрения архетипов.
Юнг полагал, что психика человека – это, в первую очередь, бессознательное. Именно поэтому люди не в состоянии полностью что-либо воспринимать или понимать. При этом любое психическое переживание может быть интерпретировано человеком с использованием множества вариантов. Юнг полагал, что любая мысль способна ветвиться до бесконечности.
Песочная терапия
Данный метод был предложен Дорой Кальф – ученицей Юнга. Эта терапия, с одной стороны, представляет собой «песочницу в миниатюре», а с другой – небольшую модель мира. Сегодня его используют клиники, проводящие юнгианский анализ в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны. Клиент в этом случае работает с плоским ящиком, наполненным песком, а также с набором фигурок, которые относятся к различным эпохам и содержат различные символы (атрибуты культуры, фигурки людей, природные элементы, деревья и дома).
Цвет ящика изнутри – синий. Это является символом воды и неба. Клиент, начиная играть с песком, создает собственную модель мира. С одной стороны, он остается взрослым, а с другой – становится в позицию ребенка. «Переустройство» мира, проводимое пациентом, гармонизирует ту его модель, которая имеется в сознании человека
На эту технику специалисты рекомендуют обратить особе внимание. При ее проведении проявляется эффект арт-терапии, который выступает прекрасной профилактикой стрессов
Научная деятельность и достижения
Одна из основных идей Карла Юнга заключалась в том, что личность человека не ограничивается приобретённым в процессе жизни опытом. Юнг утверждал, что каждый человек рождается с неким «записанным» в его психике материалом, который и составляет суть его личности. А воздействие окружающей среды не формирует в человеке личность, а лишь позволяет реализоваться тому, что в ней уже заложено при рождении.
Таким образом, Юнг отказался от многих положений классического психоанализа и классической психологии как таковой.
При этом Юнг выделял несколько видов «бессознательного»:
- Национальное;
- Расовое;
- Семейное;
- Групповое;
- Индивидуальное;
- Коллективное.
Самым древним пластом является коллективное бессознательное, которое включает архетипы, общие для всех людей на планете.
Архетипы, заложенные в бессознательном, влияют на наши поступки, мысли, идеи, чувства.
Юнг разработал ассоциативный тест, который позволял выявить работу коллективного бессознательного. Испытуемому назывался ряд слов, к которым он должен был подбирать свободные ассоциации. При этом измерялась скорость подбора ассоциаций, и эта скорость оказалась различна для разных слов. Юнг предположил, что там, где испытуемый абсолютно не задумывается и подбирает ассоциации мгновенно, задействован записанный в бессознательном архетипический код.
Некоторые части опыта, предположил Юнг, не подчиняются нашему сознанию. Такие части он назвал комплексами. Некоторые комплексы могут развиваться в результате психотравмирующих ситуаций. При этом происхождение некоторых других комплексов неизвестно. Комплексы как бы вмешиваются в жизнь человека, заглушая его сознание. Они могут заглушать его частично, как, например, при неврозах, а могут подавлять его и полностью, как при шизофрении и других заболеваниях.
Комплексы проникают в сознание человека через сновидения, телесные и психические симптомы, поведенческие стереотипы, галлюцинации, бред. Также они могут быть выявлены с помощью творчества, что делает возможным такой вид лечения, как арт-терапию.
Метод амплификации
В перечне техник юнгианского анализа находится способ, при котором выстраиваются взаимосвязи между универсальными и индивидуальными символами с использованием интерпретации. Специалист предлагает клиенту рассмотреть объекты, взятые из искусства, культуры и мифологии. После эти образы подлежат интерпретации, что позволяет человеку создать новые взаимосвязи в существующей у него модели мира.
Изначально амплификация имела отношение к алхимическому процессу. Данное понятие означало погружение человека, ставящего эксперименты, в поток образов с целью поиска новых способов их интерпретации. Несколько позже способ амплификации стал использоваться и в психоанализе. Он позволяет клиенту расширить грани своего внутреннего мира, а специалисту – открыть самые глубокие переживания пациента.
Структура личности
Три «этажа» личности:
- Эго – ядро сознания, это все мысли, чувства, переживания, мечты, ощущения, которое мы знаем и можем взаимодействовать каждый день. Основа нашей личности.
- Личное бессознательное – подсознание, всё, что забылось с детства для сознания, но остаётся в памяти. Все обиды, страхи, конфликты, которые могли перейти в комплексы, проблемы с начала жизни.
- Коллективное бессознательное – воспоминания предков, весь их жизненный опыт и чувства, которые передаются по наследству. Если вспомнить такого человека как Билли Миллиган, то в его 24-х (двадцать четыре) личностях был Рейджин Вадасковинич, владеющий сербским языком, которого сам Билли не знал.
Именно этот пункт стал отправной точкой разногласий Фрейда и Юнга.
Через сны бессознательное «общается» с сознательным. Восстановление равновесия возможно только при взаимодействии всех структур личности.
Для дальнейшего понимания этого раздела психологии нужно дать определение основным понятиям. Архетип – это общая модель восприятия, мышления человека, которые закладываются с детства. Важнейшие архетипы в аналитической психологии:
- Тень – скрытая сторона человека, то, что он никогда не покажет на публике. Это все подавленные и нереализованные желания, страхи, мечты. Однако, у этой стороны есть и плюсы, найдя гармонию со своей тенью можно не только перестать испытывать стыд, но и найти баланс в общении с другими людьми.
- Маска – то, что человек показывает, выходя в свет. Его социальный статус, роль и поведение с другими людьми. Маска, которую надевает каждый человек, когда надо показаться множеству людей.
- Анима и Анимус – самое интересное для западного читателя. Анима – представление о себе, как о женщине. Анимус – как о мужчине. И если женщина воспринимает себя как женщину, то её Анимус соберёт все мужские представления и будет проецировать на мужчину. Но в глубине души мужчина это женщина, а женщина – мужчина, что и пытается увидеть каждый в своём любимом человеке, в этом и заключается принцип влюбленности.
- Самость – именно этот архетип объединяет сознательное и бессознательное, маскулинное и феминистическое. Руководитель, отделенных от Эго и других, совершенно отдельно образование психики.
Эксперимент с точечным источником света
Пусть S — точечный источник света, расположенный перед экраном с двумя параллельными щелями S1{\displaystyle S_{1}} и S2{\displaystyle S_{2}}, а — расстояние между щелями, и D — расстояние между щелями и проекционным экраном.
Точка М на экране характеризуется одной координатой x — расстоянием между М и ортогональной проекцией S на экране.
Пусть в М падают одновременно два пучка из S1{\displaystyle S_{1}} и S2{\displaystyle S_{2}}. Считая, что опыт производится в однородной среде, заменим оптическую разность хода на геометрическую:
где δ{\displaystyle \delta } — геометрическая разность хода.
Из прямоугольных треугольников:
S1M2=D2+(x−a2)2{\displaystyle S_{1}M^{2}=D^{2}+(x-a/2)^{2}}
S2M2=D2+(x+a2)2{\displaystyle S_{2}M^{2}=D^{2}+(x+a/2)^{2}}
Тогда:
S1M2−S2M2=(S1M−S2M)(S1M+S2M)=δ(S1M+S2M){\displaystyle S_{1}M^{2}-S_{2}M^{2}=(S_{1}M-S_{2}M)(S_{1}M+S_{2}M)=\delta (S_{1}M+S_{2}M)}
и
δ=S1M2−S2M2S1M+S2M=D2+(x−a2)2−D2+(x+a2)2S1M+S2M=(x−a2)2−(x+a2)2S1M+S2M{\displaystyle \delta ={S_{1}M^{2}-S_{2}M^{2} \over S_{1}M+S_{2}M}={[D^{2}+(x-a/2)^{2}]-[D^{2}+(x+a/2)^{2}] \over S_{1}M+S_{2}M}={(x-a/2)^{2}-(x+a/2)^{2} \over S_{1}M+S_{2}M}}
Далее
δ=x2−ax+a24−x2−ax−a24S1M+S2M=−2axS1M+S2M{\displaystyle \delta ={x^{2}-ax+a^{2}/4-x^{2}-ax-a^{2}/4 \over S_{1}M+S_{2}M}={-2ax \over S_{1}M+S_{2}M}}
Для описания интерференционной картины важна лишь абсолютная величина разности хода, так что знак минус можно опустить.
Если a<<D и x<<D, то S1M+S2M≈2D{\displaystyle S_{1}M+S_{2}M\approx 2D} и
где ϕ{\displaystyle \phi }— угол, под которым данная точка «видна» из щелей.
Яркие полосы — интерференционные максимумы — появляются, когда разность хода равна целому числу длин волн δ=pλ{\displaystyle \delta =p\lambda }, где p{\displaystyle p}— целое.
Тёмные полосы — минимумы — при разности хода, равной нечётному числу полуволн: δ=2p+12λ.{\displaystyle \delta ={\frac {2p+1}{2}}\lambda .}
Освещённость — Е в точке М связана с разницей оптической длины путей следующим соотношением:
где:
- E{\displaystyle E_{0}} освещённость, созданная первой или второй прорезью;
- λ{\displaystyle \lambda } — длина волны света, излучаемого источниками S1{\displaystyle S_{1}} и S2{\displaystyle S_{2}}.
Освещённость, таким образом, периодически изменяется от нуля до 4E{\displaystyle 4E_{0}}, что свидетельствует об интерференции света. Интерференционная картина симметрична относительно максимума с x=(p=;ϕ=){\displaystyle x=0(p=0;\phi =0)}который называется «главным» или «центральным».
При использовании немонохроматического света максимумы и минимумы для разных длин волн оказываются смещены друг относительно друга, и наблюдаются спектральные полосы.
Общие положения
В чем состоит суть юнгианского анализа? Его автор вовсе не шел по пути полного отвержения существующих психоаналитических концепций. Он лишь считал их заключенными в рамки ограничений и пытался расширить видение научного направления. Психология, фактически созданная Юнгом, является более универсальной и обширной. Теорию Фрейда при этом можно считать лишь одним из ее частных случаев.
Юнг был согласен со своим учителем в том, что современному человеку приходится постоянно подавлять свои инстинктивные влечения. При этом он в большинстве случаев даже и не осознает мотивов своих поступков. Юнгианский анализ ставит своей целью помочь человеку лучше разобраться в сложившейся ситуации на основе исследований проявления бессознательной жизни индивида, а именно сновидений, фантазий, оговорок и т.д. В результате пациент начнет лучше справляться с имеющимися у него психологическими проблемами, а симптомы болезни ослабнут.
Основы юнгианского анализа не нашли свое отражение в создании научных теорий. Дело в том, что автору этой методики были более интересны непосредственные переживания человека, его мечты и чувства, значимые житейские события и духовные поиски. Юнг занимался разработкой психологии, которая была бы наиболее близка к эмоциональной сфере людей. Именно поэтому он отказался от работы над сложным теоретизированием и описанием догматических утверждений. Этим он подчеркнул эмпирический характер психологии. При этом он стремился описать рассматриваемые ею явления такими, какими они проявляются в жизни.
Индивидуализация
Одним из основных понятий юнгианского анализа являются архетипы. Они представляют собой:
- скрытые в глубине бессознательного психические первообразы;
- врожденные идеи, которые можно считать универсальными;
- изначально данные человеку модели переживания, мышления и восприятия.
Все эти элементы являются первичными представлениями о мире и не зависят от уровня полученных человеком знаний. Это структура мировоззрения, передающаяся из поколения в поколение. Архетипы Юнг рассматривает и в качестве результата переживаний, которые ранее имели место в жизни человека, и как причины этих переживаний. Познание этих элементов стало в психологии существенным шагом вперед, ведь архетипы в периоды жизненных поворотов являются теми источниками, из которых может быть получено указание, позволяющее разрешить проблему.
Их осознанная обработка приводит к развитию процесса восстановления и развертывания потенциальной целостности, которая была дана человеку еще в эмбриональном периоде. Это и есть индивидуализация личности. Данный процесс подразумевает установление непосредственных связей между самостью и эго. Причем последний из этих двух архетипов представляет собой центр сознания. Самость же является ядром психики. Она включает в себя как сознание, так и бессознательное, постоянно взаимодействующие между собой, несмотря на то что их существование проходит раздельно друг от друга.
Дисперсия света
Каждый из нас когда-нибудь видел, как переливаются лучи на граненых изделиях из стекла или, например, на бриллиантах. Наблюдать это можно благодаря такому явлению, как дисперсия света. Это эффект, отражающий зависимость показателя преломления предмета (вещества, среды) от длины (частоты) световой волны, которая проходит через этот предмет. Следствием такой зависимости является разложение луча на цветовой спектр, например, при прохождении через призму. Дисперсия света выражается следующим равенством:
n = ƒ (ƛ),
где n – показатель преломления, ƛ – частота, а ƒ – длина волны. Показатель преломления увеличивается с ростом частоты и уменьшением длины волны. Дисперсию мы нередко наблюдаем в природе. Самым красивым ее проявлением является радуга, которая образуется благодаря рассеиванию солнечных лучей при прохождении их через многочисленные капли дождя.
Методы, используемые Юнгом для исследования бессознательного
Среди основных понятий психологии Юнга следует обозначить методы, с помощью которых можно исследовать бессознательное:
- Ассоциативный тест. Для проведения теста психоаналитик подготавливает список, включающий не менее 100 слов. Список медленно зачитывается испытуемому, на каждое слово-стимул он должен выдать слово-ассоциацию. Психоаналитик отмечает слова, на которые испытуемый реагировал иначе: волновался, злился, задерживался с ответом. Список зачитывается дважды, после чего выделенные слова группируются и анализируется на предмет закономерностей.
- Анализ сновидений. Для анализа содержания снов пациент должен вести дневник, в которые ежедневно следует записывать сюжет сна. Сопоставление сюжетов снов позволяет выявить, в какой области индивид вступил в конфликт с бессознательным. Часто причиной конфликта становится личный комплекс.
- Амплификация. Метод заключается в подборе подходящих параллелей — похожих моделей поведения в искусстве, литературе, истории, религии. Из подходящего контекста берется основа, по которой анализируется содержание сновидений.
Применение методов Юнга требует творческого подхода, умения работать с разнообразной информацией.
Хак реальности. Том Кэмпбелл объясняет опыт Юнга и корпускулярно-волновой дуализм
(29 фев 2012) Решил перевести видео (оригинал уже удалили, перевод), в котором Том Кэмпбел объясняет результаты знаменитого эксперимента с двумя щелями. Уже 90 лет физики раз за разом повторяют этот эксперимент и получают те же странные результаты — когда частицы (атомы, фотоны, электроны, молекулы) ведут себя то, как частицы (корпускулы), то как волны (оставляя интерференционную картинку на экране, что свойственно волнам). Это названо корпускулярно-волновым дуализмом.
(1 мар 2012) Наговариваю перевод видео, в котором Том Кэмпбел на пальцах рассказывает об опыте Юнга — самом знаменитом эксперименте в физике, в котором демонстрируется то, что именно влияет на то, что фотон, электрон, и даже молекула фулерена C60 — ведут себя как волна или как частица. Т.е. объясняет суть про корпускулярно-волновой дуализм, о котором нам в школе говорили что-то типа «это невозможно объяснить, просто нужно запомнить».
(1 мар 2012) На видео Том Кэмпбел показывает самый знаменитый опыт в истории физики (дающий необъяснимые ранее волшебные результаты) и объясняет, что опыт доказывает — мы живем не в объективной реальности, а вероятностной реальности, основанной на информации. Что это значит? В коллективном переводе есть одна из глав о том, что наш мир — подобен многопользовательской виртуальной компьютерной игре. Вот что!
(1 мар 2012) Ура! Мой устный перевод видео, в котором Tom Campbell объясняет результаты самого знаменитого эксперимента в физике — опыта Юнга, впервые показавшего корпускулярно-волновой дуализм.
Квантовое стирание в опыте Юнга
Смотреть видео с моим переводом на ютубе, 17 минут, там есть подробно и про «квантовое стирание». Оригинал этого видео на английском уже удален автором.
Также вы можете посмотреть мультик про опыт Юнга, который есть в фильме «What the bleep do we know?» (Кроличья нора).
Современная официальная наука до сих пор не знает, чем объясняется корпускулярно-волновой дуализм — то, что электроны, фотоны и, даже, гигантские молекулы фулерена С60 (шарики из 60 атомов углерода) ведут себя то, как волна, то, как частица («корпускула» на латыни). Дело в том, что мы живем не в объективной реальности, а в вероятностной (основанной на информации, в виртуальном цифровом мире) — говорит в этом видео Том Кэмпбел. В книге «Моя большая всеобщая теория (Как все устроено)» он объясняет, что это значит — наша реальность имеет свойства виртуального компьютерного мира.
(25 янв 2017) В 2015 году ученые экспериментально подтвердили выводы из мысленного эксперимента Джона Уилера, который являетя более простой версией опыта Юнга. Том Кэмпбелл тоже снял новое видео в 2015 году об этом опыте. Я частично перевел его новое видео, но потом обнаружил. что уже есть понятные страницы на русском про этот эксперимент, и просто добавил тексты на свою страницу «Опыт Джона Уилера».
Основные компоненты структуры психики в аналитической психологии
Структура психики включает бессознательный компонент и сознание. Бессознательное не имеет четких границ, его происхождение неизвестно. Бессознательное выражено сознанием — инструментом, с помощью которого личность ориентируется в мире.
Внутри сознания находится эктопсихическая система — комплекс чувств, связывающих человека с внешними явлениями. Под влиянием комплекса органов чувств формируется психологический тип. Вторая составляющая сознания — эндопсихическая система. К ней относятся внутренние элементы, регулирующие эмоции, память, и взаимодействие с бессознательной частью психики.
Основные положения, предложенные аналитической психологией
Основными понятиями, используемыми в аналитической психологии, являются:
- Архетип — сформированная обществом модель поведения, воспринимаемая человеком на различных уровнях психики. Архетип — проявление либидо.
- Либидо — психическая энергия, используемая для достижения различных целей. В отличие от понимания либидо Фрейда, Юнг рассматривает либидо как универсальную, а не только сексуальную окраску.
- Интроверсия и экстраверсия. Классическое понимание интроверсии — направленность во внутренний мир, экстраверсии — ориентация на внешний мир. Склонность к определенной направленности врожденная, человек не может изменить ее.
- Невроз — проявление дисгармонии между индивидуальным и значением архетипов. Невроз означает, что связь сознательного с бессознательным повреждена, цель психотерапии — восстановить ее.
Задача аналитической психологии — обеспечить человеку условия для психологического созревания (индивидуализации) и таким образом сделать его неотъемлемой частью процесса роста общественного сознания.
Архетипы
К.Г. Юнг об архетипах
- Эго – центр осознания самого себя через взаимосвязь коллективного и индивидуального бессознательного. Если связь нарушается, то начинает разрушаться психика человека.
- Персона – это «маска», в которой человек появляется в обществе. У каждого индивида может быть бесчисленное количество персон. Они включают в себя манеру поведения, стиль общения, характер, представление себя в обществе.
- Анима и Анимус – женское и мужское начала. Чем меньше в мужчине Анима, тем он более груб и примитивен. Чем больше в женщине Анимус, тем меньше она склонна к жалости, терпению, состраданию. Юнг считал, что к старости оба начала уравновешиваются и человек вступает в фазу гармонии. Таким образом он обретает мудрость.
- Тень – скрытые подсознательные страхи. Они сформировались еще в детстве. Затем трансформировались в комплексы. В течение всей жизни человек подавляет свои тайные желания, мечты, опасения. Если найти гармонию с Тенью, то уйдет ощущение стыда за свои детские страхи и человек сможет найти общий язык с обществом.
- Самость – главный архетип, который организует и защищает личностную целостность. Благодаря ему индивид находит компромиссы, пути устранения противоречий. Человек может самостоятельно направить собственные негативные черты в позитивное русло. Например, агрессивность может перерасти в стремление к достижению целей (в бизнесе, спорте, искусстве и других областях деятельности).Если самость не справляется с поставленными задачами, возникают внутренние конфликты. Они могут привести к расстройству психики. Тогда на помощь приходит психотерапия.
Анализ сновидений
Ночные видения Юнг рассматривал как прямой канал, благодаря которому можно связаться с бессознательным. Данный метод предусматривает поиск взаимосвязей между индивидуальными и культуральными символами.
Основы юнгианского анализа сновидений строятся на том, что их содержание можно трактовать как интеграцию и рефлексию имеющих место жизненных процессов. Но с другой стороны, ночные сюжеты позволяют людям ассимилировать опыт всего человечества, который был накоплен в коллективном бессознательном.
В юнгианском анализе сновидений выделяют субъективный и объективный уровень трактовки увиденного. В связи с этим одни и те же образы могут быть интерпретированы совершенно по-разному. Например, появление во сне знакомой женщины может стать отражением специфики отношений к ней наяву, выражением необходимости решения той или иной проблемы или же указывать на динамику психических процессов индивида.
Помимо этого, проводимый специалистом анализ сновидений обладает проспективным или ретроспективным аспектом. Первый из них настраивает взаимосвязи с будущим и занимается поиском тех процессов, которые начинают созревать в душе человека. Что касается ретроспективного анализа, то его основной задачей является поиск взаимосвязей между сновидениями и жизненными событиями, произошедшими недавно или в далеком прошлом.
Для того чтобы произвести максимально полную интеграцию значений образов, увиденных в ночных сюжетах, специалисты могут использовать танцевально-двигательную или арт-терапию, а также иные методы, например, работу с одной из традиционных символьных систем – картами Таро. Подобные техники являются весьма эффективными, и потому рекомендуются к их прохождению.
Замерзающие частицы
В этой работе изучался распад нестабильных возбужденных атомов рубидия. Сразу после подготовки системы атомы возбуждались с помощью лазерного луча. Наблюдение проходило в двух режимах: непрерывном (система постоянно подвергалась небольшим световым импульсам) и импульсном (система время от времени облучалась более мощными импульсами).
Полученные результаты полностью соответствовали теоретическим предсказаниям. Внешние световые эффекты замедляют распад частиц, возвращая их в исходное состояние, которое далеко от состояния распада. Величина этого эффекта также совпадала с прогнозами. Максимальный срок существования нестабильных возбужденных атомов рубидия увеличивался в 30 раз.
Опыт Юнга с двумя щелями. Опыт Юнга или эксперемент с двумя щелями
В опыте пучок света направляется на непрозрачный экран-ширму с двумя параллельными прорезями, позади которого устанавливается проекционный экран. Особенность прорезей в том, что их ширина приблизительно равна длине волны излучаемого света (влияние ширины прорезей на интерференцию рассматривается ниже). На проекционном экране получается целый ряд чередующихся интерференционных полос, что и было продемонстрировано Томасом Юнгом.
На проекционном экране получается целый ряд чередующихся интерференционных полос, что и было продемонстрировано Томасом Юнгом.Если исходить из того, что свет состоит из частиц (корпускулярная теория света), то на проекционном экране можно было бы увидеть только две параллельные полосы света, прошедшие через прорези ширмы. Между ними проекционный экран оставался бы практически неосвещенным.С другой стороны, если предположить, что свет представляет собой распространяющиеся волны (волновая теория света), то, согласно принципу Гюйгенса, каждая прорезь является источником вторичных волн.Если вторичные волны достигнут линии в середине проекционного экрана, находящейся на равном удалении от прорезей, в одной фазе, то на серединной линии экрана их амплитуды сложатся, что создаст максимум яркости. То есть, максимум яркости окажется там, где, согласно корпускулярной теории, яркость должна быть практически нулевой.С другой стороны, на определённом удалении от центральной линии волны окажутся в противофазе — их амплитуды компенсируются, что создаст минимум яркости (тёмная полоса). По мере дальнейшего удаления от средней линии яркость периодически изменяется, возрастая до максимума и снова убывая.
Интерференционная картина возникает на экране, когда ширина прорезей близка к длине волны излучаемого монохроматического света. Если ширину прорезей увеличивать, то освещённость экрана будет возрастать, но контраст интерференционной картины будет падать вплоть до полного её исчезновения.