Летающая подводная лодка

Историческая справка

В истории количество случаев удачных приводнений самолётов насчитывается больше десятка. Во времена СССР произошел один из самых ярких случаев, когда на водную поверхность Невы в экстремальных условиях приводнился советский авиалайнер ТУ-124. Благодаря мастерству командира корабля В.Я. Мостового и высокому профессионализму экипажа, обошлось без жертв, хотя посадка осуществлялась при неубранном шасси, что при экстренной посадке на воду может привести к непоправимым последствиям. Синяками и царапинами отделались 44 пассажира и члены экипажа.

Еще одним интересным и трагическим случаем из истории посадки самолетов на воду можно назвать эпизод с захватом террористами самолета авиакомпании Ethiopian Airlines, произошедший 23 ноября 1996 г. Террористы заставили экипаж направиться в сторону Австралии, но в районе Коморских островов закончилось авиатопливо, и экипаж предпринял попытку посадить самолет на море. Все происходило в спокойную погоду, недалеко от пляжа, глубина моря не превышала полкилометра. Но при маневре самолет зацепился за воду крылом, упал и развалился на части. Из 175 человек погибли 125, в их числе оказались преступники, захватившие авиалайнер.

Комичный случай произошел в 2009 г., когда из-за попавших в двигатели во время взлета гусей, авиалайнер компании US Airways со 150 пассажирами на борту приводнился на Гудзоне. Самолет сел благополучно, только 5 человек получили травмы различной тяжести, тяжелые травмы получила одна из стюардесс.

200 миль от берега

Минобороны заявило, что будет использовать Бе-200 в мирных целях. Первая партия изготавливается в поисково-спасательном варианте, сохранившем также способность тушения пожаров.

Самолёт способен до шести часов патрулировать в двухсотмильной зоне от берега. Для наблюдения и поиска пострадавших он оснащён специальной оптической наблюдательной станцией, включающей тепловизионный канал. С его помощью Бе-200 может работать даже ночью и в условиях тумана. На борту амфибии, которая может садиться прямо в море, есть места для 45 человек, надувная лодка и средства помощи пострадавшим.

В 2019 году самолет продемонстрировали с подвесными спасательными контейнерами КАС-150. Такие используются авиацией ВМФ для оказания помощи потерпевшим бедствие на воде.

бе200

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В одноразовые контейнеры в зависимости от комплектации могут быть загружены различные предметы снабжения и спасательное имущество, включая лодку, надувной плот и даже одежду. Их сбрасывают в тех случаях, когда обстановка не позволяет сесть на воду из-за сильных волн или недостаточно длинного участка свободной акватории.

Сейчас на вооружении Минобороны состоят немногочисленные самолеты-амфибии Бе-12. Ими оснащены Черноморский и Тихоокеанский флоты. Кроме поисково-спасательных задач эти машины занимаются противолодочными задачами. По словам министра обороны Сергея Шойгу, возможно использование в этой роли в перспективе и Бе-200.

Дальнейшие разработки летающей лодки

Нужно отметить, что практически все наработки на основе гидроплана заканчивались неудачей. Также на аппараты, изготовленные по типу экроплана и летающего автомобиля, не дали положительных результатов. Ни одно из подобных творений так и не попало в масштабное производство.

С другой стороны, наиболее верной веткой развития стали подводные самолеты, которые способны летать в водной среде. Установленные крылья на такой машине позволяют осуществлять дополнительную подъемную и утопляющую силу только при движении. Но и эти модели имеют недостатки из-за медленного и неглубокого погружения. 

Разновидности

Поплавковый гидросамолёт de Havilland Turbo Otter

Самолёт-амфибия Бе-12

В зависимости от конструктивного исполнения различают следующие типы гидросамолётов:

  • Летающая лодка — самолёт, нижняя часть фюзеляжа которого выполнена в виде лодки, приспособленной для быстрого перемещения по поверхности воды. Пример: Хьюз Геркулес.
  • Поплавковый гидросамолёт — обычный или специально построенный самолёт, на котором закреплены один, два или больше поплавков для стоянки и передвижения по поверхности воды.
  • Амфибия — самолёт любого из двух выше перечисленных типов, на котором установлено сухопутное шасси для посадки на твёрдую поверхность, или имеющий шасси, способное удерживать самолёт на любой поверхности, например воздушная подушка.
  • Гидросамолёт на подводных крыльях (Бе-8).

Примечания

  1. СВВП с кольцевым крылом и вертикальным положением при взлете и посадке в корабельной авиации не применялся
  2. Автомати́ческий радиоко́мпас — бортовой радиопеленгатор, предназначенный для навигации летательных аппаратов по сигналам наземных радиостанций, путем непрерывного измерения курсового угла радиостанции (КУР — угол, заключенный между продольной осью воздушного судна и направлением на радиостанцию, он отсчитывается по часовой стрелке). Для более подробной информации см. одноименную статью в Википедии.
  3. Также для этой же цели, в случае отсутствия в районе боевых действий самолетов противника, могли использоваться истребители, которые своим стрелковым вооружение повреждали установки ПВО
  4. Также существовал метод «Золотые клещи» (от нем. die Goldene Zange), но его применяли самолеты Германии берегового базирования. Торпедоносцы выходили на цель, развернувшись строем фронта с интервалами около 100 метров между самолетами, после чего сбрасывали торпеды с дистанции более 1000 метров. Цель такого сброса торпед — перекрыть частым гребнем торпед район впереди по курсу цели. Использовался против конвоев. Широкого распространения не получил. В английском языке называется «Золотой гребень» (от англ. Golden Comb). Более подробно можно узнать из одноименной статьи Википедии.

Эксплуатация и применение

Пассажирские гидросамолёты в Ванкувере

После широкого распространения гидросамолётов (в первую очередь — крупных летающих лодок) на регулярных дальних линиях в 1930—1940-х годах они были вытеснены с этих маршрутов самолётами наземного базирования — сначала винтовыми, а затем и реактивными. Причиной тому стало несколько факторов: появление новых самолётов большой дальности, послевоенное развитие мировой аэродромной сети, а вскоре — и выход на дальние авиалинии реактивных пассажирских машин, радикально превосходящих летающие лодки по скорости и высоте полёта. Гидросамолёты заняли свою нишу в авиации общего назначения и продолжают широко эксплуатироваться на местных авиалиниях — в первую очередь в труднодоступных местах, где строительство аэродромов невозможно или нецелесообразно, но при этом имеются водоёмы, пригодные для эксплуатации гидросамолётов. К таким местностям относятся, в частности, северные территории ряда стран — Канады и США (Аляска), расположенные в тайге и тундре, где весьма велико число рек и озёр; островные государства (Мальдивы, Сейшелы и пр.), где постройка аэродромов на небольших островах невозможна, и т. д. По этой причине на современном рынке представлено большое число моделей гидросамолётов: абсолютное большинство из них — поплавковые модификации сухопутных моделей.

Амфибия на поплавковом шасси — de Havilland DHC-2 Mk 3 Turbo Beaver

Лётная эксплуатация гидросамолётов (и амфибий) имеет ряд характерных особенностей (в навыках пилотирования, выполнения взлёта и посадки на воду, руления по водной поверхности) и требует необходимой квалификации лётчика. Гидросамолёты выделены в отдельную категорию пилотского свидетельства. Таким же образом отдельно выделены летающие лодки и поплавковые гидросамолёты (что вызвано различиями в эксплуатации — летающие лодки более устойчивы на воде и могут эксплуатироваться при большем волнении, а для поплавковых гидросамолётов эксплуатация даже при среднем волнении небезопасна и может быть запрещена).

Техническая эксплуатация гидросамолётов (и в особенности амфибий) также значительно сложнее и дороже, особенно на морских гидроаэродромах, так как требует постоянных мер по защите самолётов от коррозии, тщательной помывки и выполнения перечня обязательных операций после каждой посадки на море. Аэродромы для амфибий требуют сугубо морского оборудования типа швартовочных бочек, катеров для буксировки самолётов и перевозки людей и т. д., должны быть оборудованы съездами с суши на море, транспортировочным оборудованием для вытягивания самолёта на берег. В результате эксплуатация гидросамолёта часто обходится дороже, чем обыкновенного «сухопутного» при значительно большем техническом ресурсе последнего.

Можно ли на борт самолета брать еду?

Взять еду в самолет целесообразно, а в некоторых случаях – необходимо. Даже если сам перелет длится недолго, вам придется часа два провести в аэропорту до вылета, да и после приземления у вас не сразу будет возможность полноценно поесть.

Кроме того, компании-лоукостеры не включают в стоимость билетов питание на борту. А значит, стоит взять с собой в дорогу легкий перекус или полноценный обед.

Вопрос, можно ли проносить в самолет еду, сейчас решается однозначно – можно. Чтобы не голодать в дороге, захватите бутерброды, сухофрукты, орехи, печенье, конфеты. В салон разрешают брать свежие овощи и фрукты, но желательно брать их немного, чтобы съесть за время полета.

Что можно брать в самолет из еды для малышей:

  • детское питание в баночках;
  • детскую воду;
  • грудное молоко или его заменитель в бутылочках;
  • отварные овощи и мясо без бульона;
  • печенье.

Если вы собираетесь везти с собой пищевые продукты не для того, чтобы съесть их в дороге, обязательно уточните, какие запреты на ввоз и вывоз есть в странах отправления и назначения.

Так, в страны ЕС вас не пустят с мясными продуктами, точно так же закон строг к молочным продуктам (на детское питание запрет не распространяется). Особые запреты на вывоз продуктов существуют в странах Юго-Восточной Азии – там нельзя брать в самолет дуриан, арбузы, кокосы. Во Вьетнаме под запрет попадает соус ныок-мам.

Алкоголь на борт самолета, как правило, можно взять только в том случае, если он куплен в магазине Duty Free. Приложение № 1 к Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров (РФ)* оговаривает, что алкоголь можно перевозить в багаже, при этом ничего не говорится о ручной клади. Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа (Украина)** содержат такую же норму.

Между тем и с провозом в ручной клади товаров из Duty Free могут возникнуть сложности. Например, алкоголь, купленный за пределами Шенгенской зоны, могут не разрешить к провозу в странах ЕС. Будьте готовы к тому, что при пересадке в аэропорту любой из стран ЕС вы встретитесь с требованием переложить алкоголь в багаж.

Стоит также учитывать, что в большинстве государств существует определенный лимит на ввоз и вывоз алкоголя, их тоже нужно учитывать. Так, в Египет и Таиланд нельзя ввозить более 1 литра алкоголя, при этом учитывается его количество в багаже и в ручной клади. Ввоз алкоголя в Саудовскую Аравию запрещен.

Что делать, если ваш рейс задержали

Разновидности гидросамолетов в основном зависят от конструктивного исполнения:

  1. Летающая лодка – самолет, у которого нижняя часть фюзеляжа выполнена по типу лодки. Такая особенность приводит к быстрому перемещению по поверхности воды. Самый удачный экземпляр – «Хьюз Геркулес».
  2. Амфибия – единственный тип, который может соединять в себе все типы гидросамолетов. На него устанавливается сухопутное шасси, позволяющее садиться аппарату на поверхность. Иногда устанавливается воздушная подушка, позволяющая удерживать амфибию на любой поверхности. Бе-8 – самолет с подводными крыльями.
  3. Поплавковый гидросамолет – может быть обычным или специально построенным самолетом, на который крепится один, два или более поплавков для передвижения и стоянки по поверхности воды.

«Альтаир» на Каспии

Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, планируется сформировать несколько авиационных отрядов, которые будут оснащены Бе-200. Первый из них появится на Каспийском море. Формирование аналогичных подразделений на других флотах и места их дислокации пока находятся в стадии обсуждения, пояснили собеседники издания.

В настоящее время Минобороны уже законтрактовала шесть «Альтаиров». По словам начальника морской авиации ВМФ генерал-майора Игоря Кожина, в нынешнем году ожидается поставка трёх Бе-200. Первый из них уже передан в военно-морской учебный центр в Ейске, где началась его опытная эксплуатация. 24 июля этот самолёт примет участие в Главном военно-морском параде в Санкт-Петербурге.

Ранее Каспийская флотилия не имела собственной авиации. Небольшие авиаотряды включали в ее в состав лишь в Гражданскую и Великую Отечественную войну. Теперь Каспийское море станет для летающих лодок учебным полигоном. В такой роли оно использовалось ещё с советских времён, когда там испытывали различные экранопланы, включая знаменитый «Лунь», получивший за рубежом прозвище «Каспийский монстр» — это огромный аппарат с противокорабельными крылатыми ракетами на борту.

лунь

Экраноплан «Лунь», 1994 год

Фото: ТАСС/Алексей Жигайлов

В первую очередь Бе-200 будут нужны при проведении поисково-спасательных операций и охраны водных районов, считает военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— Самолет может садиться и взлетать с воды даже при сильном волнении — это редкое качество для современной техники, — рассказал «Известиям» специалист. — Также есть противопожарные модификации амфибии, которые могут набирать воду и распылять ее над горящими объектами — Бе-200 хорошо подходит для тушения огня на больших площадях. Аппарат имеет большой потенциал для модернизации. В частности, он разрабатывался с возможностью его применения как противолодочного. В СССР гидросамолеты были на всех флотах и играли важную роль.

Технические проблемы

Летающая подводная лодка должна быть эффективной и в воде, и в воздухе. И это при том, что вода в 775 раз плотнее воздуха.

Наибольшей технической проблемой является масса летающей субмарины. В соответствии с законом Архимеда, для нахождения под водой на постоянной глубине, масса вытесняемой субмариной воды должна быть равна массе самой субмарины. Это противоречит подходу к проектированию летательного аппарата, который гласит, что самолёт должен быть как можно легче.

Таким образом, чтобы самолёт смог находиться под водой, он должен увеличить свой вес примерно в четыре раза. В фюзеляже или в крыльях должны быть встроены большие водяные цистерны (до 30 % объёма самолёта), чтобы самолёт получил возможность погружаться, заполнив ёмкости балластной водой. В то же время, трудно создать мощные (и в то же время лёгкие) аккумулятор и электромотор для эффективного перемещения такой массы под водой.

Следующей серьёзной проблемой является значительное сопротивление воды на крылья при движении. Крылья не позволяют летающей субмарине развивать большу́ю скорость под водой. Другими словами, либо крылья должны убираться или отбрасываться, или следует устанавливать более мощный электромотор.

Далее, трудноразрешимой проблемой является давление воды на больших глубинах. На каждые 10 метров глубины давление вырастает на 1 атмосферу (с поправкой на давление воздушного столба к итогу добавляется 1). Так, например, на глубине 25 метров давление составляет 2,5 атмосферы (с поправкой — 3,5), а на глубине 50 метров уже 5 атмосфер (с поправкой — 6). Это настолько значительные величины, что на таких глубинах давление не выдержит ни один обычный самолёт. Таким образом, чтобы противодействовать давлению необходимо значительно увеличить всестороннюю, а не только аэродинамическую прочность, а следовательно — и массу самолёта.

Если, например, летающая подводная лодка должна взлетать не с поверхности воды, как обычные гидросамолёты, а непосредственно из-под воды, то для подобного взлёта необходимы ещё более мощные двигатели, причём сразу двухсредные. Для турбовинтового двигателя это труднодостижимо при любой прочности материалов, а для реактивного принципа движения потребуется совмещать гидрореагирующее твёрдое топливо и обычное ракетное (и решить проблему начального воздухообеспечения при взлёте). То есть при разработке необходимо учитывать зачастую противоречащие друг другу требования аэродинамики и гидродинамики.


Экспериментальная летающая подводная лодка в заливе Монтерей (штат Калифорния)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector