Как раскрашивают старые фильмы

История

1890-1900-е: Вскоре после появления первых фильмов, некоторые кинематографисты, следуя распространенной в те годы моде на окрашивание фотографий, прибегли к ручной колоризации кинопленки. Процесс этот был трудоемким и длительным, поскольку вручную приходилось окрашивать каждый кадр каждой копии фильма. В одной парижской лаборатории, специализировавшейся на колоризации, окраской одной картины конвейерным методом одновременно занималось 200 человек. Среди их работ – фильмы Жоржа Мельеса.

https://youtube.com/watch?v=H8QPehtzs_c

 1900-10-е: Эдвин Портер, Дэвид Уорк Гриффит и другие прибегают к фрагментарной колоризации, пытаясь усилить эффект того или иного действия в кадре. Портер окрашивает кадры пистолетного выстрела в финале «Большого ограбления поезда», Гриффит – пушечные залпы в батальных сценах «Рождения нации». В то же время студия «Пате» разрабатывает систему колоризации Патеколор, предполагающую окрашивание кадров с помощью трафаретов – из кадров-шаблонов вырезались участки, предназначенные для окраски. Технология не сильно облегчала процесс колоризации, а потому не получила распространения.

 1910-20-е: Появление т.н. цветового процесса Хандшигеля, предполагавшего фрагментарное окрашивание изображения, путем нанесения красителя на определенный участок кадра. Как и Патеколор, технология не получила особой популярности. Тем не менее, колоризованные таким способом кадры из «Призрака оперы» впечатляют и сегодня.

https://youtube.com/watch?v=THQicWN95B8

 1920-е: Черно-белую пленку продолжают окрашивать вручную, причем, к примеру, в Великобритании доля колоризованных картин достигает 50%. Однако до нашего времени дошли единицы таких копий, т.к. использовавшиеся анилиновые красители ускоряли процесс разрушения пленочного носителя. В отечественном кино первый случай колоризации – Сергей Эйзенштейн, вероятно, вдохновившись опытами Портера и Гриффита, вручную окрашивает красный стяг в финале «Броненосца “Потемкина”». Революционное звучание киноэпопеи становится благодаря этому приему еще более выразительным.

 1960-70-е: С появлением цветного телевидения, в США возникает необходимость в колоризации классических, но визуально устаревших мультфильмов, к примеру, о Микки Маусе или Бетти Буп. В то же время канадцем Уилсоном Марклом начинается разработка цифровой технологии колоризации. Впервые она применяется в научно-исследовательских целях для окрашивания черно-белых кадров высадки на Луну.

 1980-90-е: Бум цифровой колоризации голливудской классики. Первыми окрашенными фильмами становятся комедии «Топпер» и «Путь с Запада», работу над которыми проводит студия Хэла Роуча. Следом появляются цветные версии таких классических лент, как «Эта прекрасная жизнь», «Мальтийский сокол», «Касабланка», «Асфальтовые джунгли» и «Ночь живых мертвецов». Выход едва ли не каждого окрашенного фильма сопровождается бурными дискуссиями. Колоризацию, в том числе своих фильмов, активно поддерживает Фрэнк Капра. Против выступают Джордж Лукас, Билли Уайлдер и Вуди Аллен. Апофеозом споров становится проект медиамагната Теда Тернера, нащупавшего в колоризации широкие коммерческие перспективы. Тернер объявил о намерении сделать цветным «лучший фильм всех времен и народов» «Гражданин Кейн». Протест профессионального сообщества остановил эту задумку, а показ колоризованных картин с тех пор в США законодательно обязали сопровождать титром: «Перед вами измененная версия оригинального фильма». Всего за период 80-90-х годов колоризации подверглось около 300 картин.

 2000-10е: В западных странах ажиотаж вокруг колоризации идет на спад – за последние 15 лет было окрашено всего около 100 иностранных фильмов. В абсолютные лидеры сферы выбивается созданная в 2001 году компания Legend Films. До России бум колоризации советской киноклассики докатывается лишь к концу десятилетия. Впрочем, по сравнению с США бумом это назвать можно только с натяжкой, поскольку масштабы колоризации у нас в разы меньше. Первым окрашенными фильмами в 2009 году становятся «17 мгновений весны» и «В бой идут одни “старики”». За ними следуют «Золушка», «Подкидыш» и еще около десятка картин 30-70-х годов, а также лютый холивар в придачу. Сегодня на колоризации отечественных фильмов главным образом специализируются компании «Формула цвета» и «Крупный план», сотрудничающие с Legend Films, а также Госфильмофондом.

https://youtube.com/watch?v=sb1VpErLTHU

Индеец в женском обличье

Доктор Ян Стивенсон, возглавлявший отдел перцептивных исследований Медицинской школы Университета Вирджинии, много лет исследовал феномен внезапной способности говорить на чужом языке после сеансов гипноза или медитации. В своей книге «Двадцать случаев предполагаемых реинкарнаций», вышедшей в 1974 году, он описал более двух тысяч случаев, которые произошли в разное время и в разных странах. Вот наиболее яркие из них.

В 1955 году загипнотизированная женщина из Пенсильвании стала общаться на шведском языке. Ее голос огрубел, она представилась Йенсеном Якоби, который живет в Швеции в XVII веке и работает на ферме.

В 1970 году американский пастор Джей Кэрролл, увлекающийся гипнозом, ввел в транс свою жену Долорес, пытаясь избавить ее от головной боли, — и та вдруг стала называть себя Гретхен и говорить по-немецки. Пастор заинтересовался этим явлением и обратился за помощью к опециалистам. В общей сложности с Долорес было произведено 22 сеанса гипноза, они записывались на магнитофонную пленку. Изучившие записи лингвисты сделали вывод: так может говорить только человек, для которого немецкий — родной язык.

В 1974 году в Индии 32-летняя Уттара Худдар во время усиленных занятий медитацией забывала родной язык и переходила на бенгальскую речь, утверждая, что ее имя Шарада. Общавшиеся с ней специалисты подтвердили, что женщина действительно говорит на языке начала XIX века, причем никак не воспринимает появившиеся позже новые слова.

Похожий случай произошел в России — правда, уже в конце XX века, так что в книгу Стивенсона он не вошел. На представлении, где участвовал гипнотизер, женщина по имени Лидия заговорила на непонятном наречии, ее голос изменился и стал напоминать мужской. Присутствовавшие на сеансе зрители включили магнитофон. По записи, переданной лингвистам, выяснилось, что Лидия заговорила на языке канадских индейцев Оттава и считала себя мужчиной по имени Кеватин («Северный ветер»), жившим в начале XIX века.

«Семнадцать мгновений весны» (режиссёр Татьяна Лиознова, 1973 год)

Кадр из фильма

Колоризация этого всенародно любимого многосерийного фильма вызвала серьёзный общественный резонанс. Цветная версия фильма вышла в эфир одного из российских телеканалов накануне Дня Победы в 2008 году. Многие актёры высказались негативно по поводу того, во что превратился этот культовый мини-сериал. По их словам фильм утратил свой минималистичный стиль и, как следствие, свою уникальность. Процесс превращения «Семнадцати мгновений весны» в цветной фильм занял три года. Было потрачено около 3000 долларов на «раскраску» каждой минуты экранного времени. Оригинальная плёнка была отсканирована в формате высокого разрешения, затем каждый кадр был раскрашен вручную. Позже материал отправили на корректировку освещённости и компьютерную пост-обработку в Китай. Кстати, во время работы над созданием новой версии фильма, режиссёр Татьяна Лиознова выступила в качестве консультанта.

КАК РАСКРАШИВАЮТ СТАРЫЕ ФИЛЬМЫ

Ни для кого не секрет, что для того, чтобы раскрасить старый фильм, надо знать, какого цвета изначально были объекты в кадре. Для этого проводится долгая подготовительная работа. Команда колористов ездит по студиям, изучает реквизит, рассматривает цветные фотографии со съемок и даже опрашивает очевидцев процесса.Прежде чем понять, какого цвета были объекты в кадре их надо найти на складах реквизита.

В итоге, специалисты понимают, как должен выглядеть тот или иной объект, но раскрашивать каждый кадр вручную не очень логично, и на помощь приходит компьютер. То ли еще будет, когда заработают квантовые компьютеры.

При колорировании фильмов цвета берутся не с потолка.  Проводится долгая работа по изучению исходных объектов.

В начале берется несколько ключевых кадров (более правильно их называть ”кадрами цветового решения”). В них есть все основные элементы, которые надо раскрасить. Понятно, что соседние кадры будут мало отличаться и они могут раскрашиваться по аналогии. Это уже можно доверить компьютеру.

Сначала картина оцифровывается, чтобы с ней мог работать компьютер. Обычно старые пленки находятся в очень плохом состоянии и проводятся работы по восстановлению материала. Потом берется несколько сотен ключевых кадров и начинается процесс. Например, для колорирования фильма ”17 мгновений весны” было использовано полторы тысячи ключевых кадров, каждый из которых раскрасили вручную.«17 мгновений весны». было/стало.

После того, как работа по колорированию ключевых кадров завершена, все еще раз проверяется. Снова призываются на помощь участники событий и проверяется цвет реквизита из хранилищ киностудий.

Только представьте, насколько сложно восстановить, например, цвет зданий того времени, когда был снят фильм.

Когда все окончательно выверено, в дело вступает компьютер. Он анализирует оттенки серого и то, какие цвета им придали в ручном режиме на ключевых кадрах. Так пиксель за пикселем он подгоняет цвет каждого кадра.

Процесс этот очень долгий и трудоемкий. Проблема в том, что даже после того, как вся ручная работа завершена, недостаточно просто нажать одну кнопку и получить результат. Часто компьютер ошибается и надо вносить новые корректировки и использовать дополнительные ключевые кадры. Так процесс затягивается на несколько месяцев, а иногда даже больше. При этом занимается колорированием не один человек, а целая студия.

Во время колорирования не только добавляется цвет, но и убирается до 80 процентов дефектов пленки, которая долго лежала в архивах и сильно разрушилась от времени.

В нашей стране есть две основные студии, которые занимаются такими работами — ”Формула цвета” и ”Крупный план”. Основным заказчиком колоризации как правило выступает Первый канал.

Древняя египтянка из Англии

Другой особенностью ксеноглоссии является то, что она часто присуща людям, которые легко впадают в транс или подвержены гипнозу.

В середине XIX века дочь члена Верховного апелляционного суда Нью-Йорка Лаура Эдмонс принимала участие в сеансах спиритизма в качестве медиума. В эти минуты она могла говорить на десятке иностранных языков, таких как польский, французский, итальянский и другие. Специалисты, которых привлекли для исследования данного явления, отмечали богатый словарный запас и идеальное произношение девушки.

Начиная с 1927 года проживающая в английском Блэкпуле 13-летняя Иветта Кларк (в материалах Общества психических исследований Великобритании она фигурировала под псевдонимом Розмари) после участия в спиритическом сеансе вдруг начала говорить на древнееги- петском языке и рассказала, что когда-то была танцовщицей в храме, а потом стала служанкой супруги фараона, и теперь царица в какие-то моменты появляется рядом и разговаривает с ней.

Местный психолог подробно записал все слова воспроизводимой ею речи и передал запись известному египтологу из Оксфорда Алфреду Говарду Халму. Оказалось, что Розмари действительно говорит на древнеегипетском языке, который вышел из употребления более тысячи лет назад, так что ни о каких детских воспоминаниях не могло быть и речи.

Исследователи изучали способности Розмари в течение нескольких лет. Удалось установить, что ее собеседница-царица жила в XIV веке до нашей эры и была четвертой женой фараона Аменхотепа III.

Случай с Розмари выглядел настолько уникальным, что некоторые скептики предположили, будто она самостоятельно изучила древнеегипетский по имеющимся словарям и грамматикам. Ведущие специалисты-египтологи страны подготовили 12 каверзных, с их точки зрения, вопросов, ответить на которые мог только знаток их уровня. Девочка дала ответы с легкостью и не задумываясь.

Чему учит автокатастрофа

В начале XX века внезапным умением говорить на чужих языках заинтересовался французский психолог и физиолог лауреат Нобелевской премии 1913 года профессор Шарль Рише. Именно он ввел в научный обиход слово «ксеноглоссия» (от греческих «ксенос» — «чужой» и «глосса» — «язык», «речь»). Он же стал автором знаменитой фразы о данном явлении: «Факты несомненны, но объяснить их сегодня нельзя».

Тем не менее, изучение ксеноглоссии позволило выявить некоторые ее закономерности. Прежде всего — феномену часто предшествовало поражение головного мозга, связанное с травмой или инсультом.

Изучавшая данное явление старший научный сотрудник отделения патологии речи Института психиатрии Министерства здравоохранения РФ Карина Щипкова утверждает, что при нарушениях мозговой деятельности информация, которая была заложена в детстве, стирается гораздо труднее, чем усвоенная во взрослом состоянии. Другими словами, мозговая травма стимулирует воспоминания о том, что казалось давно забытым.

В 1998 году в Московском НИИ психиатрии наблюдалась 70-летняя женщина, которая после инсульта забыла родной русский язык и стала говорить на иврите. Выяснилось, что она слышала его от соседей, когда была маленькой девочкой и жила с родителями на Украине.

В 1978 году Николай Липатов из Липецкой области попал под удар молнии, после чего стал свободно разговаривать на английском, немецком и французском языках. А в 1979 году в Тульской области грузовик случайно прижал пенсионера Геннадия Смирнова к забору — и тот после происшествия внезапно овладел немецким.

Известный чешский гонщик Матей Кус в 2007 году после автокатастрофы свободно заговорил на чистейшем английском языке, хотя до этого изъяснялся на нем с грубыми ошибками. Правда, после окончательного выздоровления Матей Кус эту чудесную способность так же внезапно утратил.

ПЕРВЫЙ ЦВЕТНОЙ ФИЛЬМ

Первым фильмом, который именно сняли цветным, была лента, созданная фотографом Эдвардом Тренером. При создании фильма кадры последовательно фиксировались на пленку через цветные фильтры — красный, зеленый и синий. Для этого использовалось три разных аппарата. Так же картинка потом и воспроизводилась, через такие же фильтры, воссоздавая оригинальные цвета. Сделал он это уже более 110 лет назад. Правда, фильмом назвать это сложно, так как это просто несколько коротких зарисовок из жизни.

Вдохновили его на это работы знакомого фотографа, который экспериментировал с цветной фотографией и различными фильтрами.Официально первым цветным фильмом считается картина ”Бекки Шарп”, вышедшая на экраны в 1935 году. Произошло это в США, а режиссерам был Рубен Мамулян. В СССР первой цветной картиной был ”Соловей-Соловушко” в 1936 году.Цветные фильмы того времени были немного безумными.

Павел Сергацков: «Летят журавли» надо смотреть черно-белым»

По мнению режиссера Павла Сергацкова, колоризация старых фильмов – интересный эксперимент:

«Если делать это качественно – конечно, будет красиво смотреться. Но колоризация в то же время сильно влияет на восприятие зрителя. Я считаю, старые черно-белые фильмы – такие, например, как «Летят журавли» или фильма Чарли Чаплина – нужно смотреть в том виде, в каком они есть.

Ну вот был фильм «Артист» несколько лет назад, который получил «Оскара» (черно-белый фильм «Артист» в 2011 году снял французский режиссер Мишель Хазанавичус, многие киносообщества назвали его лучшим фильмом года, «Артист» получил «Оскара» в номинации «лучший фильм», — ред.).

Его создатели доказали, что такие фильмы могут иметь успех. А в целом – эксперимент интересный. Только нужно делать это качественно. И, возможно, делать ремейки, сохраняя наследие».

Давайте вспомним, какие из известных фильмов прошли процесс колоризации, в результате чего сделались цветными.

КОГДА НАЧАЛИ РАСКРАШИВАТЬ ФИЛЬМЫ

Несмотря на разовые работы по колоризации фильмов, массовая ручная раскраска становилась все более бессмысленной. Фильмы становились длиннее, пленки сложнее, а требования к надежности выше. Тем более, в середине века появились уже цветные фильмы и людям хватало зрелища без просмотра старых лент.

Сторонники колоризации все равно были, но они уже хотели автоматизировать процесс. Все чаще думали, как заставить компьютер делать старые фильмы цветными и в 80-е годы наконец-то дошли до этого. Многие ленты, которые мы привыкли видеть цветными, изначально были черно-белыми. Например, кадры высадки астронавтов NASA на Луну.Эти кадры не были цветным с самого начала. Их раскрасили уже позже.

Как и сейчас, сразу появилось много сторонников и противников колоризации. И с той, и с другой стороны хватало влиятельных людей из мира киноиндустрии, а главным примиряющим аргументом были привычки. То есть, если человек не видел, как кино выглядело до того, как стало цветным, он не имел претензий. С этим соглашались все.

Главным же техническим моментом, который не нравился людям, был очень плохой переход цветов. Особенно на волосах и других мелких элементах. Из-за этого цветные картины выглядели очень неестественно.

КАК ЛЮДИ ОТНОСЯТСЯ К РАСКРАШИВАНИЮ ФИЛЬМОВ

Многим россиянам, в том числе и имеющим непосредственное отношение к кинематографу, колоризация не нравится – как когда-то американцы, сегодня они называют ее «кощунством», «издевательством над классикой» и т.д. Ситуация осложняется тем, что сами авторы старых шедевров в большинстве своем уже не могут высказаться на эту тему. Некоторые режиссеры (как Георгий Данелия) дают личное благословение на раскрашивание своих старых работ, а вот о возможной позиции тех, кто уже ушел из жизни, можно только догадываться.Многие режиссёры придерживаются того же мнения. У тех, кто сейчас жив, спрашивают их мнение, а тех, кого уже нет, спросить нельзя. Вместо этого опираются на их изначальное мнение. Например, многие режиссеры в те времена, когда была возможна и цветная съемка, и черно-белая сознательно выбирали второй вариант. Они считали, чтомозг додумает куда более яркие цвета, чем их покажет оператор. Соответственно в этом ключе писались и сценарии.Это один из «оцвеченных» фильмов. Не уверена, что в цвете он выиграл.

Например, был случай, когда дочь знаменитого Леонида Быкова, которого уже нет с нами, обратилась в украинский суд, утверждая, что фильм ”В бой идут одни старики” изначально задумывался, как черно-белый.

Массовая общественность тоже так и не может определиться со своим отношением к колорированию.В связи с этим российские колоризаторы пообещали не трогать ленты тех режиссеров, для которых монохромная гамма была сознательным стилистическим решением, – Калатозова, Тарковского, Германа-старшего. Герман, например, вообще придерживался мнения, что черно-белая гамма обладает самым богатым потенциалом, поскольку дает мозгу зрителя возможность домыслить такие яркие цвета, которых бы не дала никакая цветная пленка. В свою очередь, многие зрители на интернет-форумах убеждены, что колоризовать имеет смысл только веселое, позитивное кино: они просят не повторять ошибку Тернера (от его раскраски «нуарные» картины растеряли весь свой мрачный тон) и не включать в список, например, киноленты типа «Иванова детства», которое в цвете просто «не пойдет».Соглашаясь со всем этим, Игорь Лапотенок уверяет, что, несмотря на смешанные отзывы, в деятельности колоризаторов присутствует элемент восстановления исторической справедливости – например, известно, что «Золушка» и «В бой идут одни «старики» замышлялись их режиссерами как цветные, но пленку для них в то суровое время сумели добыть только черно-белую. И лишь сегодня, после колоризации, мы можем оценить первоначальный авторский замысел во всей полноте.Что ж, о вкусах не спорят. В новом тысячелетии черно-белое кино многими воспринимается как анахронизм: массовый кинематограф уже давно ушел от монохромной гаммы и возвращаться к ней не собирается. Очевидно, что цветные версии фильмов более соответствуют современному тренду и могут рассчитывать на лучший прием у молодой аудитории. Если даже в основе колоризации лежит погоня за телерейтингами, она лишь отражает то, что и так было известно: младшему поколению цветное кино интересней, чем черно-белое.

Бесспорно, у колоризации есть как плюсы, так и минусы – какие-то фильмы от нее выигрывают, какие-то – нет. Вместе с тем хулители технологии часто упускают из внимания один немаловажный факт: именно своевременная колоризация позволила отреставировать многие любимые зрителями ленты, которые, пролежав еще хоть немного в архивах, пропали бы навсегда, безвозвратно. Теперь же, купив диск с «Офицерами» или «Подкидышем», поклонники классики всегда найдут там помимо цветной копии еще и «отремонтированную» черно-белую версию, причем в таком качестве, в каком ее не видели даже наши родители (заметим, так делается и в США). Поэтому в конечном итоге выбор остается за зрителем. Выход есть даже у тех, кто воспринимает реальность сугубо через телевизор: в каждом пульте предусмотрены настройки цветности, легко позволяющие вернуть на место «теплый ламповый» Ч/Б. Только не стоит удивляться, если дети, застав вас однажды за этими манипуляциями, скажут: «Не, пап, смотри сам».

Обработка современных фильмов

Кадр фильма до и после обработки

Современные кинофильмы обрабатываются по-разному. Используется, в основном, пять наиболее распространенных схем:

  1. Комплементарная считается самой распространенной. В ее основе – сочетание двух противоположных цветовых схем. Она дает правдоподобную картинку, ведь сочетание теплых и холодных тонов смотрится весьма гармонично.
  2. Аналогичная схема чаще применяется для создания «уютной» картинки. Во избежание контраста используются соседние цвета, и картинка выходит в одном стиле.
  3. Троичная схема – это цвета, которые располагаются на определенной дистанции. Здесь один оттенок преобладает над другими. Цветовая схема не имеет излишней насыщенности.
  4. Сплит-комплементарная походит на первую, однако вместо двух оттенков здесь задействованы три. Контраст сохранен, но не сильно выражен.
  5. Тетраидная схема разнообразна и состоит из 2-х пар противоположных тонов. Тем не менее, главный тон один. Противоположная цветовая схема дает акцент, а следующая пара – дополняет. Такая схема редка в применении, так как часто перегружает кадр.

Популярные цветовые схемы

Раскрашивание старых фильмов происходит на основе ключевых кадров (статических изображений киноленты). Специалисты в области колоризации подбирают такие кадры и подходящие для них цвета. Затем наступает черед цифровых технологий. Компьютер на основе заданной цветовой схемы придает оттенки другим кадрам. В дальнейшем работа доделывается вручную, вносятся правки, чтобы изображение выглядело реалистично.

Колоризация фотографий

Раскрашенный дагеротип Авраама Линкольна, 1863 год

До появления цифровых технологий колоризация черно-белых фотографий осуществлялась вручную. Бумажные фотографии раскрашивались акварелью, масляными красками, цветными карандашами и пастелью. Инструментами служили кисть или распылитель. Популярность раскрашивания пришлась на середину XIX — начало XX века, пока на рынке не появились многослойные цветные фотоматериалы. Сегодня колоризация фотографий в цифровом виде осуществляется с помощью графических редакторов для стилизации или при реставрации снимков.

Колоризация фото в Европе и Америке

Первые раскрашенные дагеротипы появляются около 1839 года. Иоганн Баптист Инсенринг раскрашивал дагерротипы с помощью гуммиарабика с пигментами. Способ колоризации дагеротипов с помощью гальванизации был запатентован в 1842 году Дэниелом Дэвисом-младшим, этот же способ применял Уоррен Томпсон. Самыми популярными за всю историю раскраски фотографий стали работы Уоллеса Наттинга (начало XX века). Его студия занималась раскрашиванием пейзажей.

До Великой депрессии раскрашенные фотографии были популярным и доступным сувениром среди среднего класса в Америке и Канаде. После 1930 года колоризацией фото занимались Ханс Беллмер в Европе, Луис Маркес в Мексике. С 1960-х годов вместе с возрастанием интереса к коллекционированию и антиквариату повышается спрос на раскрашенные фото. В 1970-х колоризацией фотографий занимаются Елизабет Леннард, Ян Саудек, Кэти Варгас и Рита Деберт, Роберт Раушенберг и др.

Колоризация фото в Японии

Ручное раскрашивание фотографий было распространено в Японии в 1860—1899 годах, где продолжило традиции живописи и усовершенствовало технику акварели и ксилографии. В основном раскрашивались пейзажи, портреты, сцены повседневной жизни, затем фотографии продавались как сувениры.
Наиболее известными мастерами из Японии были Феличе Беато, Чарльз Виргман, Ёкояма Мацусабуро, Адольфо Фарсари, Кусакабэ Кимби, Тамамура Кодзабуро, Утида Куити, Огава Кадзумаса и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector