Кладбище паровозов, пермский край. старая, никому не нужная железнодорожная техника

Кладбище поездов в Ростове-на-Дону

Кладбище поездов Ростов-на-Дону представляет собой сегодня жалкое зрелище.

Музей Северокавказской железной дороги является владельцем этого самого кладбища поездов. На охраняемой площадке находятся старые списанные вагоны, тепловозы и паровозы, которые в своё время трудились на Северокавказской железной дороге. Когда все эти технические единицы занимали своё место на ростовском кладбище поездов, то намерения были благие: обязательно произвести реконструкцию списанной техники. Но прошли десятилетия лет, благим намерениям не суждено было сбыться. Сегодняшняя кладбищенская картина, пожалуй, может заинтересовать только кинематограф, который специализируются на съёмках фильмов ужасов. Правда, представители нашей свободной молодёжи тоже часто посещают данное кладбище, где делают свои фотопробы и снимают «селфи». В числе частых гостей мелькают любители цветных металлов и обычные мародёры.

Присутствие дедушки-охранника, больших собак и табличек с предупреждающими текстами, гостей не останавливает. То ли язык общий находят, то ли интересы их совпадают, но, что характерно, цветные детали с паровозов и со старых вагонов выносятся регулярно.

В какой-то степени показательна судьба одной из «Стрел», серии «ТЭП10-209Э». Указанная техника была создана Харьковском заводе транспортного машиностроения в 1966 году, а спустя 26 лет, упомянутая «Стрела» отправляется прямым ходом на кладбище поездов. После списания прошло почти столько же лет, сколько времени тепловоз эксплуатировался, но никакой реконструкции не случилось, а начинка моторного отсека исчезла, так что модернизировать уже и нечего.

Сейчас на ростовском кладбище поездов находятся два паровика, выпущенные ещё в 1946 году. Состояние хорошее, может, кого-то сможет заинтересовать интерьер купейного вагона, созданного ещё в довоенное время. Увиденные следы ржавчины сразу бросаются в глаза. Вагоны различных годов выпуска, включая и поездные составы электричек, теперь прорастают плющом, принимая форму причудливых и фантастических видов, которые вполне смогут заинтересовать любителей индустриальной фотографии.

Один из видов собственности Юго-Восточной железной дороги – это воронежское кладбище поездов, представляющее собой современную площадку, где похозяйничали вурдалаки. Паровозы и тепловозы здесь отсутствуют. Для развлечений остались только два разбитых вагона с выбитыми окнами. Вагонные корпуса, и их внутренние помещения полностью измалёваны современными картинками из области «граффти». В этом месте периодически собираются свободные художники, паркуристы и простые любители фотографии и урбанистки.

Кладбище паровозов (Ростов-на-Дону) на карте:

Куда попадают старые паровозы

Несмотря на то, что часто старую технику можно найти в таком состоянии, как на кладбище паровозов, она все равно представляет большой исторический интерес и пользуется спросом среди музейщиков и коллекционеров. Часто из таких мест она попадает в музей или на постаменты рядом с крупными или историческим железнодорожными станциями.

Если паровоз будет в плохом состоянии, его отреставрируют прежде, чем выставить на всеобщее обозрение. Упрощает задачу то, что ему необязательно быть на ходу. Достаточно просто сохранить основные элементы конструкции. В этом случае техника будет отлично выглядеть и посетители смогут составить свое впечатление о ней.

Это уже отреставрированные паровозы в музее Санкт-Петербурга.

Впрочем, бывают случаи, когда такие паровозы используют по прямому назначению. Например, в музее Рижского вокзала в Москве одно время была возможность (возможно, есть и сейчас) после осмотра основной экспозиции прокатиться в одном из двух вагонов, которые тянул за собой такой паровоз. Ощущения интересные.

Кладбище паровозов в Пермском крае

Недалеко от станции Шумково в Пермском крае есть отстойные пути, на которых стоит несколько десятков паровозов, которые уже отслужили свое и теперь в лучшем случае играют роль музейных экспонатов.

В этом месте несколько десятков паровозов под открытым небом.

Интересно, что база не является только кладбищем паровозов. Она выполняет роль именно базы. На отстойных путях находится и рабочая техника. В частности электрички, которые ожидают ремонта или временно выведены из эксплуатируемого парка, невостребованные локомотивы, снегоуборщики и другие единицы подвижного состава.

Это, конечно, интересно, но праздно шататься среди новой техники может помешать охрана. Куда проще дела обстоят именно со старой техникой. На нее можно даже залезть и рассмотреть частично сохранившиеся органы управления, кабины и механизмы.

Внутрь некоторых кабин можно залезть.

Самым старым представителем кладбища паровозов в свое время была модель ЭР 716-66 венгерского производства. Они создавались фирмой «MAVAG». Позже этот паровоз 1936 года производства выкупили и выставили в музее «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме. Также местные утверждают, что на кладбище было много паровозов серии ФД, более известных, как Феликс Дзержинской, они тоже разъехались кто куда. Часть из них уехала в Китай.

Большинство паровозов в плохом состоянии и уже заросли кустами, но есть и те, что находятся в более-менее приличном состоянии. В основном тут представлена техника периода 1940-1950 годов. Даже несмотря на плачевное состояние, они все равно поражают своей мощью.

Звезда — отличительная черта паровозов того времени.

Прогулка среди экспонатов

Большинство паровозов сохранилось не очень хорошо и местами проржавели до дыр. Но есть и такие, что до сих пор сохранили смазку и даже не скрипят при попытке повернуть какую-нибудь ручку.

И немудрено, ведь еще 30-40 лет назад их холили и лелеяли, регулярно осматривали, смазывали, проводили ремонт. Но затем нужда в них отпала, поскольку тепловозы вполне могут их заменить, имея более высокий КПД. И хотя у паровозов есть преимущество из-за доступности топлива, дальнейшее их содержание в парке сочли излишней тратой денег.

Больше всего здесь «Лебедянок», как железнодорожники нежно называли паровозы серии «Л». В основном техника времен войны и первых послевоенных лет. Самым старым экспонатом был импортный, произведен венгерской фирмой «MAVAG» в 1936 году, но недавно нашел себе новое место в верхнепышменском музее «Боевой славы Урала». Нет больше и знаменитых «Феликсов Дзержинских», которых продали китайцам.

Но и те, что остались, дарят ни с чем не сравнимый восторг от возможности занять место машиниста, заглянуть в топку и почувствовать себя кочегаром, потрогать мощные тяги, приводившие в движения колеса.

Многое было вывернуто, свинчено и срезано мародерами. Местами на паровозах выросли березки. Но все равно впечатления того стоят, чтобы это место посетить.

Из чего состоит вагон

Кроме локомотивов, на железной дороге есть еще и вагоны. Вопреки расхожему мнению, они служат долго. При этом не стоит ориентироваться на внешний вид. Часто мятый ржавый вагон может быть произведен не более 10 лет назад, а чистый и свежий — в средине восьмидесятых годов прошлого века. Все зависит от того, какой ремонт он прошел.

Вагоны в ходе своей эксплуатации постоянно проходят проверки и некоторые виды ремонта. Проверки проводятся перед погрузкой и на станциях отправления-прибытий. Если есть незначительные замечания, они отправляются в ТОР (текущий отцепочный ремонт). Раз в несколько лет в зависимости от типа вагон направляется в ДР (деповской ремонт), а чуть реже в КП (капитальный ремонт). Все сроки регламентируются соответствующими документами профильных ведомств, но среднее время между ремонтами составляет: для деповского — 3-5 лет, а для капитального — 5-7 лет.

Так выглядит тележка, выкаченная из-под вагона.

Во время ремонта принимается решение о целесообразности ремонта вагона в целом или его частей. Например, если есть трещины на раме, то эксплуатация такого вагона не допускается. Так же строго проверяются и детали тележек, в частности колесные пары, боковые рамы и надрессорные балки. Они могут ремонтироваться или переставляться под другие вагоны без ремонта, но если на них есть трещины, они переводятся в соответствующие категории металлолома и приходуются на склад по категориям лома. Позже лом продается. А крупные детали тележки измеряются сотнями килограмм. Например, боковая рама и надрессорная балка весят около 400 килограмм, а колесная пара в сборе — от 1150 до 1450 килограмм в зависимости от остаточной толщины обода (при производстве ее толщина составляет более 70 мм, а перед расформированием — менее 29 мм)

Железнодорожный тупик недалеко от станции Шумково

Кладбище паровозов — это, конечно, условное название железнодорожного тупика, отстойника, куда были отправлены отслужившие свой срок или направленные в «запас» тягачи и составы паровозов.

Развитая сеть железнодорожных путей, а также огромное количество железнодорожных составов, проходящих по железной дороге, предполагает и наличие станций технического обслуживания и ремонта железнодорожного состава. Одна из таких станций и была основана в 1970-х годах прошлого столетия в районе станции Шумково Пермского края.

Именно сюда в 1967 году были отправлены на «постой» изношенные, а порой и устаревшие экземпляры железнодорожной техники.

Изначально предполагалось, что данная техника будет являться стратегическим запасом — на случай войны или непредвиденных обстоятельств, при отсутствии электричества, ее можно будет быстро ввести в строй и использовать. Собственно, многие десятилетия за железнодорожными составами тщательно следили, поддерживая не только в работоспособном состоянии, но и охраняя от любопытных глаз и мародеров.

Тем не менее, спустя годы, техника постепенно ветшала, ржавела, приходя в современное состояние. Часть составов были списаны и вывезены в металлолом, часть были выкуплены для музеев и исторических постаментов. В частности, один из составов «прописался» в музее боевой техники в г. Верхняя Пышма, расположенном в пригороде Екатеринбурга.

«Постой, паровоз!»: интересные факты о базе запаса в Шумково

Местные жители уже давно перестали удивляться «музею» под открытым небом. Более того, многим кладбище железнодорожной техники откровенно не нравится. А между тем назвать отстойник на станции Шумково бесполезным невозможно. К примеру, недавно один из «экспонатов» был задействован в праздничном составе на День Победы в Перми. Небольшое техническое обслуживание и внешний марафет — и «старичок» уверенно отправился в путь своим ходом, говорят, ветеранам было очень приятно видеть паровоз своей молодости в движении.

Ходят об отстойнике паровозов и самые настоящие легенды. Туристы, останавливающиеся возле станции на ночлег, утверждают, что слышали странные звуки со стороны кладбища техники. Впрочем, это легко объяснить, ведь неподалеку находится действующий цех по ремонту современных составов.

Посетить это место стоит всем любителям старинной техники и истории как таковой. Во многих музеях можно увидеть модели паровозов, которые стоят и здесь. Но согласитесь, намного интереснее смотреть на настоящие машины, нежели на их копии в уменьшенном масштабе.

Как проехать к кладбищу паровозов, координаты GPS

GPS координаты кладбища паровозов: N 52º20,532´; E 57º21,854’

К кладбищу паровозов можно проехать с помощью обычного дорожного навигатора двумя способами:

Со стороны поселка Спасо — Барда: проезжаем поселок (при движении со стороны поселка Гарино или Усть — Кишерть) и сразу за мостом через реку Сылва ищем поворот направо, в сторону кладбища паровозов. В этом случае ехать придется прямо по железнодорожным путям, никуда не сворачивая. Поезда по ним не ходят, но места для разъезда со встречными машинами также нет: с одной стороны дороги высокая стена леса, с другой — заросший лесом обрыв.
Далее необходимо проехать или пройти через ворота, и двигаться вдоль кромки леса в сторону поля, на котором увидите стоящие составы.
Расстояние от дороги до места около 4 километров. Проехать можно на любом автомобиле.

Со стороны поселка Киселево: проезжаем поселок (при движении со стороны поселка Суксун) и сразу за последним домом поселка ищем поворот направо. Переезжаем мост через речку Лёк, уходим по полевой дороге налево, и далее движемся в сторону кладбища паровозов вдоль кромки леса. Река Лёк при этом тянется по левую руку.
В этом случае движемся по лесной (полевой) дороге, которая выведет прямо на поляну, на которой стоят паровозы. С этой стороны проехать можно на автомобиле повышенной проходимости практически до первого состава.
При желании машину можно оставить на окраине поселка Киселево, и пройтись пешком. Расстояние от поселка 2,8 километра.

Мы заезжали со стороны поселка Киселево:

На обратном пути, в сезон, в прилегающем лесу можно собрать неплохой урожай грибов. В основном, Маслята и Моховики, немного Сыроежек.

Общее описание проезда к кладбищу паровозов

Из г. Екатеринбург выезжаем по Московскому тракту. Проезжаем г. Ревда, пос. Ачит, пос. Шахарово. Далее, в зависимости от того, с какой стороны планируете заезжать к кладбищу паровозов (со стороны пос. Спасо — Барда или со стороны пос. Киселево).

1) Если со стороны пос. Спасо — Барда: после поселка Шахарово проезжаем стороной пос. Суксун, за пос. Голдыревский по указателям уходим на пос. Усть — Кишерть. В пос. Усть — Кишерть не заезжаем, движемся на пос. Спасо — Барда. Далее проезжаем пос. Спасо — Барда, и сразу за мостом через реку Сылва уходим направо (см. описание выше).
Расстояние от г. Екатеринбург в этом случае примерно 295 км.

2) Если со стороны пос. Киселево: после поселка Шахарово движемся в сторону пос. Суксун. В пос. Суксун на первом перекрестке после заправки у въезда в поселок уходим направо в сторону пос. Пеганово. Далее движемся в сторону пос. Меча — пос. Медведево. Не доезжая до пос. Медведево уходим налево в сторону пос. Киселево. Проехав пос. Киселево, сразу за последним домом, уходим направо (см. описание выше).
Расстояние от г. Екатеринбург в этом случае около 235 км.

Из г. Пермь выезжаем в сторону г. Кунгур. В г. Кунгур не заезжаем, двигаясь далее по трассе в сторону пос. Семсовхоз. Далее, в зависимости от того, с какой стороны планируете заезжать к кладбищу паровозов (со стороны пос. Спасо — Барда или со стороны пос. Киселево).

1) Если со стороны пос. Спасо — Барда: после поселка Семсовхоз по указателям уходим на пос. Усть — Кишерть. В пос. Усть — Кишерть не заезжаем, движемся на пос. Спасо — Барда. Далее проезжаем пос. Спасо — Барда, и сразу за мостом через реку Сылва уходим направо (см. описание выше).
Расстояние от г. Пермь в этом случае примерно 130 км.

2) Если со стороны пос. Киселево: после поселка Семсовхоз движемся в сторону пос. Суксун. Проезжаем пос. Суксун, и практически на выезде из поселка, не доезжая до заправки, уходим налево в сторону пос. Пеганово. Далее движемся в сторону пос. Меча — пос. Медведево.

Полезная информация для автотуристов:

Что нужно взять с собой в поход с палатками, списокКакие продукты взять на природуПоходная аптечка туриста

Примечание к GPS треку: в целях избежания стояния в огромных пробках, вызванных ремонтами дорог на нескольких участках между г. Екатеринбург и г. Ревда, объезжали через г. Первоуральск.

Закрытый музей под открытым небом

В Пермском крае неподалеку от ст.Шумково можно увидеть кладбище паровозов и даже по ним полазать, если, конечно, не попадетесь охране. Но такое случается не часто, особо опасливым можно попробовать получить разрешение в отделении Свердловской железной дороги.

Это не музей, а некогда секретный стратегический объект. В случае войны их собирались использовать в качестве тягового состава вместо электровозов, поскольку электричество просто могло исчезнуть. А паровозам нужны были только вода и дрова или уголь.

Поэтому сюда и пригнали в 1967 году весь сохранившийся в Кунгуре паровозный парк. В советские времена здесь стояло 140 паровозов, сейчас осталось не более двух десятков.

Чтобы добраться до кладбища паровозов, придется обойти подальше домик охраны и пройти ближний парк, где находятся снегоуборщики летом, а зимой лишние электрички. Через несколько сотен метров вы увидите первые экспонаты.

Прогулка по Кладбищу паровозов

Паровозный тупик расположился практически в поле: протянуто несколько железнодорожных веток, на одной из которых и стоят железнодорожные составы.

Много лет назад составов было гораздо больше, а на соседних ветках также стояли ожидавшие ремонта железнодорожные вагоны. Сейчас все рельсы практически заросли травой. Да и на некоторых паровозах, в месте, где должно было лежать топливо, не только растет трава, но и уже выросли березки высотой с человеческий рост.

Доживающие свой век паровозы составлены на одной из веток, близко друг к другу. Их осталось уже около 15 штук. Практически в каждый паровоз можно залезть, посмотреть внутри, представить себя машинистом такого огромного поезда. Внутри довольно таки грязно, светлую одежду одевать не стоит.

Железнодорожный тупик, по — прежнему, охраняется, хотя уже далеко не так рьяно, как в предыдущие десятилетия. Гуляя вдоль составов никого из охранников мы не встретили.

Не смотря на то, что территория железнодорожного тупика охраняется, паровозы, особенно стоящие на отшибе, постепенно утрачивают свой былой вид — от спиливания и снятия отдельных частей вандалами, до физического износа металла, из которого они были сделаны.

При прогулке к кладбищу паровозов, обратите внимание, что паровозы стоят практически посреди поля, на котором растет высокая трава. В траве могут быть змеи, одну мы видели во время прогулки

Да и большое количество ёжиков в окрестностях паровозов, которых находила наша собака, подтверждает наличие змей.

Лучше одевать плотную одежду и сапоги, а маленьких детей через высокую траву перенести на руках. Иногда траву косят, но это бывает не часто.

Как уничтожают вагоны

Когда принимается решение о том, что вагон свое отслужил (по нормативному сроку или по выявленным дефектам), он оправляется на разделку. Она проводится или на специальных площадках, или на территории ВРЗ (Вагоно-ремонтный завод) — только там есть специальное оборудование.

Разделка вагона выглядит очень красочно.

Весь вагон по частям после разделки отправляется на склад. Часть деталей — как запчасти, а часть — как лом. При этом на дефектные детали наносятся специальные повреждения, вроде пропилов, чтобы никто не мог использовать их повторно. По крайней мере, так должно быть по правилам.

Боковая рама — больше, чем просто железка, и храниться должна правильно.

Какие-то части вагона снимаются с него легко, чуть ли не на защелках, а какие-то приходится распиливать автогеном или отрезать большими гидравлическими ножницами. В частности поэтому такие работы и производятся на специальных площадках.

Такими ножницами режут некоторые из тех частей вагона, которые нельзя использовать повторно.

Когда вагон разделан, достаточно просто убрать его номер и номера всех списанных номерных деталей из базы данных ГВЦ (Главный Вычислительный Центр РЖД) и отправить все на хранение так, как это оговорено в нормативах. Например, колесные пары должны стоять на путях, а литые детали тележек не должны храниться навалом.

Легальны ли экскурсии?

Сегодня территория железнодорожной станции все еще охраняется. На подходе к запасным путям можно увидеть сторожку, в которой всегда дежурят сотрудники специализированной пермской фирмы. Разумеется, железнодорожная техника не может быть похищена. Главную опасность для отстойника техники представляют мародеры и желающие поживиться металлом. А вот к туристам отношение более лояльное. Как признаются сами сотрудники охраны, после того как губернатор Пермского края выложил в личном блоге фото со станции, количество желающих посмотреть на «достопримечательность» увеличилось в разы. Впрочем, любители неформального туризма всегда приезжали сюда посмотреть на паровозы и поезда. Обычно охрана для видимости выказывает неудовольствие визитами туристов, но осмотр территории не запрещает. Некоторые сотрудники даже готовы сопровождать посетителей во время прогулки и выступать в роли экскурсоводов.

Как добраться

От Перми это кладбище находится в 150 км. Если ехать по Пермскому тракту в направлении Кунгура, то не доезжая до него, нужно свернуть на райцентр Кишерть. После моста через реку Сылва будет железнодорожный переезд, вот по железке и можно проехать, потом дорога свернет на грунтовку. От трассы до места 4 км.

Можно доехать и электричкой, следующей в Шалю, до станции «Школьная», расположенной в селе Спас-Барда, знаменитой своим храмом с чудотворной иконой, приплывшей вверх по реке. Кладбище паровозов расположено на другом берегу Сылвы, так что придется обходить через мост.

Координаты: 57.342838, 57.363703 Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.

Почему паровозы хранят, а не утилизируют

Хранение железнодорожной техники занятие сомнительное. Если она не нужна, она будет занимать пути, которые можно использовать более рационально. А еще вагоны и паровозы состоят из металла. Металл стоит денег, а учитывая, что в конструкции одного вагона его десятки тонн, переплавка и разделка на запчасти выглядит куда более перспективной затеей. Но почему тогда паровозы стоят на кладбище?

В свое время (еще в СССР) этот объект был засекречен и на его путях хранилась техника на случай войны. Если повредить электропитание, то электровозы не смогут проехать и нужна будет автономная техника. Именно поэтому за паровозами ухаживали и даже регулярно смазывали. Потом пришло осознание, что лучше пользоваться тепловозами, а парк паровозов так и остался стоять. Возможно, на самый резервный случай, ведь несмотря на малый КПД парового двигателя, он мог ездить почти на всем, что горит. То есть с топливом было куда проще. Не надо было искать отборную солярку, как для тепловозов. Поэтому в советские времена количество паровозов на этих путях достигало полутора сотен.

Некоторые паровозы находятся в плохом состоянии.

Если вы соберетесь посетить это место, имейте в виду, что оно охраняется, но те, кто там побывал, говорят, что охрана не будет вас трогать, если вы просто будете ходить и смотреть, а не пытаться залезть на крыши или оторвать что-то на память. Впрочем, другие утверждают, что охране на глаза лучше не попадаться. Может это как раз те, кто отламывал фары от паровозов и бил у них стекла?

Если все же желание попасть на кладбище паровозов у вас будет, в этой статье подробно описано, как до него можно добраться.

Кладбище паровозов в наши дни

Официально станция Шумково и ее отстойник устаревшей железнодорожной техники все еще имеют статус особо охраняемого объекта, а вот секретность с него несколько лет назад сняли. При входе на территорию есть сторожка, сразу за которой можно увидеть «экспонаты». Это преимущественно пассажирские вагоны современного типа, изготовленные в девяностых годах. Несмотря на свою непродолжительную историю, выглядят они достаточно побитыми жизнью. Простояв годы под открытым небом и без должного обслуживания, многие вагоны прогнили и сильно заржавели. Но даже эта часть кладбища машин невероятно интересна и производит сильное впечатление.

Прогуливаясь между призраками поездов и электричек, так и хочется напеть себе под нос легендарное «Постой, паровоз, не стучите колеса…». И все же наиболее интересная часть стихийно образовавшегося «музея» находится дальше, к ней необходимо пройти через поле. Именно здесь можно увидеть настоящих «динозавров» железной дороги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector