Моторное масло

Виды смазочных масел по химическому составу и их характеристики

По химическому составу смазочные масла делятся на следующие виды: минеральные (нефтяные), органические (животного и растительного происхождения), синтетические, полусинтетические.

Органические масла обладают отличными смазывающими свойствами и экологически безопасны, но работают в очень узком диапазоне температур. Кроме того, они дорого стоят, поэтому в чистом виде используются крайне редко.

Минеральные масла, которые производят из мазута (Рис.1), имеют самое выгодное соотношение цены и эксплуатационных характеристик для промышленного применения. В зависимости от способа получения, они разделяются на дистиллятные (продукты вакумной перегонки мазута) и остаточные (получают путем деасфальтизации тяжелых нефтяных остатков, образующихся при дистилляции мазута).

Дистиллятные масла превосходят остаточные по термостабильности и вязкостно-температурным свойствам, но существенно уступают им по смазывающей способности. Смешивая их в определенных пропорциях, получают товарные масла – компаундированные смазки с требуемыми техническими характеристиками.

С целью улучшения эксплуатационных свойств в состав минеральных смазочных масел вводят антифрикционные, противозадирные, антипенные, моющие и прочие присадки.

   Синтетические масла – это продукты химической переработки нефти или природного газа, в результате которой синтезируются смазочн

ые жидкости с заданными техническими характеристиками (особо высоким индексом вязкости (Рис.2), малой склонностью к пенообразованию, низкой летучестью и т.д.). Стоят они в 2 – 3 раза дороже минеральных, но окупаются тем, что гарантируют легкий пуск и устойчивую работу механизмов в широчайшем диапазоне рабочих температур, обеспечивают экономию энергии за счет меньших потерь мощности на трение, гораздо дольше служат. 

Полусинтетические смазочные материалы, в состав которых входит 50%-70% минералки и 30%-50% синтетики, объединяют в себе доступную стоимость и хорошие эксплуатационные характеристики (зависят от процентного соотношения базовой основы и пакета присадок).

Масло для дизеля и бензинового мотора.

Итак, начнём с бензиново-дизельной градации. В статье о причинах использования масла в моторах мы говорили о том, что в первую очередь производители масла исходят из того, в каком двигателе оно будет использоваться. С точки зрения использования масла дизельный двигатель отличается от бензинового в первую очередь большей компрессией. Это означает, что при более высоком давлении (считаем состояние ЦПГ одинаковым) в картер прорвётся больше продуктов горения и несгоревшего топлива, для нейтрализации которых в масле присутствуют специальные присадки. Выходит, в дизельном масле этих присадок должно быть больше, чем в бензиновом, из чего можно сделать вывод, что по данному параметру масла не взаимозаменяемы. Можно лить дизельное масло в бензиновый мотор, но не наоборот.

Кроме компрессии моторы отличаются ещё и тепловым режимом. Наверное, многие видели закипевшие в пробке бензиновые машины. Дизелей в таком положении я, например, не видел ни разу. Зато спал зимой в Бычке, который на холостом ходу охлаждался так, что из печки дул холодный воздух. Это происходит из-за более высокого КПД дизеля, поэтому и потери энергии на нагрев двигателя меньше. Как же эта разница влияет на масло? Очень просто, при более высокой температуре молекулы масляной основы быстрее распадаются на составные части, переставая выполнять при этом свои функции и дополнительно расходуя запас присадки-дисперсанта (подробно о составе масла можно почитать здесь). Уменьшить термическое разложение масла можно, применяя синтетическую основу (дорогие масла премиум-класса), которая выдерживает большую температуру. Ну а в дизелях, соответственно, при прочих равных основа может быть попроще (гидрокрекинг, или вообще минералка).

И, конечно же, дизеля и «искровики» используют разное топливо. Дизельное топливо содержит более тяжёлые фракции нефти, поэтому горит дольше по времени. Из-за этого дизель не может быть таким же высокооборотистым, как бензиновый движок (при прочих равных, как говорится). Топливо просто не успеет полностью сгореть и будет вылетать в выхлоп в виде тёмного дыма (что и наблюдается у старых КАМАЗов с неотрегулированной топливной аппаратурой при максимальных оборотах). С другой стороны, именно более тяжёлым фракциям дизель обязан своей более высокой экономичностью, ведь в них содержится больше атомов углерода, соответственно, калорийность такого топлива выше. Но нас интересует взаимодействие дизельного топлива с маслом и здесь всё плохо: из-за высокой компрессии недогоревшее топливо в виде сажи попадает в объём масла и портит его, активно расходуя всё ту же диспергирующую присадку. На современных двигателях с системой впрыска топлива Common Rail за дозировкой, обеспечивающей полное сгорание топлива, следит компьютер, что позволяет свести на нет эту проблему. А для двигателей попроще выход один – более частая замена масла.

Итого, мы выяснили, что В ТЕОРИИ масло для дизельного мотора очень даже отличается от «бензинового» масла:

а) более высоким содержанием присадок отвечающих за нейтрализацию продуктов горения топлива

б) возможностью использования более простой (читай, дешёвой) базовой основой масла.

Из основного вроде всё. Сразу хочу предупредить, «в теории» выделено не зря, потому что на практике при выпуске моторного масла производителем всё выглядит немного по-другому. И узнать об этом можно здесь (ну или позвонить по горячей линии специалистам Shell, Mobil, Castrol, или любого другого производителя и попросить их рассказать, что означает маркировка их масел по API SN/CF, например:)).

Многофункциональность и синергия.

Вообще, нужно учитывать, что очень часто присадки обладают комплексным действием, сочетая в себе две и более функций из вышеперечисленных. Например, дитиофосфаты цинка отметились практически во всех описанных свойствах (за исключением вязкостных). Другое дело, что у каждой присадки есть основное действие и второстепенное. В то же время для обеспечения одной и той же функции в разных узлах двигателя может применяться несколько разных присадок. Также нужно учитывать такое явление как синергия и обратную ему антагонистичность. Несколько присадок могут применяясь вместе могут давать дополнительный эффект, превышающий простую сумму отдельных эффектов, это и есть синергетический эффект. Однако может быть и наоборот, две присадки взаимно нейтрализуют действия друг друга. К тому же многие присадки, имея основной положительный эффект, дают проседание по другим параметрам, и для его нейтрализации приходится добавлять ещё что-то. Производители масел тратят много сил и времени на то, чтобы подобрать композицию присадок с оптимальным синергетическим эффектом при умеренной стоимости. Выглядит это как множество экспериментальных замесов с последующим их тестированием и анализом результатов. Именно поэтому никто из производителей категорически не рекомендует добавлять в их масла посторонние присадки/добавки. Неизвестно, какой суммарный эффект будет у этой новой смеси, может оказаться, что вся эта кропотливая работа пошла насмарку. Так что в данном случае имеет смысл послушать их и не искушать судьбу. Хотя, конечно, если есть достаточный багаж знаний, чёткое представление того, что и зачем заливаешь, и понимание возможных негативных последствий, то почему бы и нет. В конце концов дозировка присадок рассчитана с некоторым резервом, который, например, тратится на нейтрализацию несливаемого остатка масла после замены, и в случае чего, может смягчить последствия подобных экспериментов.

Как подразделяются автомасла по базовой основе

С целью защиты, рекламирования, продвижения своего товара на рынке, производители автомобилей, запчастей, объединились в ассоциации и создали собственные стандарты смазочных материалов.

Это необходимо потому что масло, применяемое для мотора, напрямую зависит от его конструкции. С расширением рынка продаж, ассортимента автомобилей стало востребованным взаимозаменяемость масел различных производителей.

При конструировании двигателя, одновременно под него закладываются стандарты смазки. Величина зазоров между комплектующими должна полностью заполняться вязкой жидкостью. Ее густота должна быть достаточной:

  • для смазывания всех деталей;
  • создания непрерывной масляной пленки при изменении условий эксплуатации, температуры окружающей среды;

Таким образом, в руководстве по эксплуатации автомобиля любой марки, всегда указано какой смазочный материал оптимально подходит для данного мотора.

Согласно системе API (американская система), классификация моторных базовых масел, по виду основы, подразделяет все смазки на пять групп. До 2006 года синтетическим маслам соответствовали группы IV и V, I, II, III – соответствовали минеральным основам. Начиная с 2007 года полностью минеральной осталась только I группа.

Факторы, влияющие на износ масла.

По функциям пробежались, теперь пройдёмся по факторам износа.

Есть три группы факторов, портящих масло в двигателе:

  • термическое воздействие
  • химическое
  • механическое

Термическое воздействие — это разложение масла на свои составляющие при нагревании до высоких температур. Известно, что чем больше обороты у двигателя, тем выше температура деталей вокруг камеры сгорания, в частности, поршня и клапанов. Здесь масло и подвергается перегреву, значит, езда на больших оборотах портит масло быстрее, чем на средних и малых.
Химическое воздействие — возникает при контакте и взаимодействии масла с частицами топлива и продуктами сгорания, а также воздухом и водой. В основном, всё это добро попадает в масло прорываясь через поршневые кольца в картер, превращаясь в так называемые картерные газы. При высоких температурах химические реакции взаимодействия протекают гораздо активнее, образуя различные агрессивные вещества вплоть до серной кислоты. Высокие обороты двигателя увеличивают количество газов, прорвавшихся в картер. Получается такой негативный «синергетический эффект», когда большие обороты увеличивают температуру (а с ней и термическое разложение масла), количество химически активных компонентов в картере (дающих увеличение химического разложения масла) и дополнительную активизацию реакций из-за увеличения температуры масла до 130-150 градусов и выше. Дополнительное проникновение газов в картер (и масла в камеру сгорания с его сгоранием:)) происходит когда двигатель ещё не прогрет до рабочей температуры, и тепловые зазоры между стенками не выбраны до расчётных величин.

Механическое воздействие — это разложение масла в зонах пограничного трения, когда молекулы основы разрушаются, теряют свою структуру под воздействием ударных и сдвиговых нагрузок, тем самым спасая от разрушения непосредственно детали двигателя. При высоких оборотах этот вид износа масла тоже работает активнее в единицу времени. Также механически повреждают масло частицы пыли и стружки, попавшие в зоны трения.

Итак, в качестве основных причин повышенного износа масла мы имеем:

  • езду на высоких оборотах
  • езду на непрогретом двигателе
  • езду по запылённой местности
  • езду с изношенным двигателем

Масла по степени очистки

Только что полученное растительное масло, как правило, ещё не готово к употреблению.

В большинстве случаев сырые масла имеют сильный запах, мешающий их дальнейшему кулинарному использованию, насыщены веществами, от которых ради здоровья потребителей следует избавиться, или же имеют нетоварный мутный вид.

Поэтому растительные жиры подвергают очистке. Она бывает разной интенсивности, и по её степени масла делятся на следующие виды:

  • нерафинированные;
  • гидратированные;
  • рафинированные;
  • дезодорированные.

Нерафинированное

Данный продукт подвергается лишь механической очистке, что позволяет сохранить в нём возможный максимум полезных веществ, а также вкус и запах.

Сохранение биологически активных компонентов делает его полезным для организма человека.

Например, присутствующий в нерафинированном подсолнечном масле лецитин заметно активизирует мозговую деятельность.

Однако при этом имеются и минусы в нерафинированности продукта. Он не может долго храниться, подвержен негативному влиянию солнечного света и допускает образование малоэстетичного осадка.

Важно! Для жарки нельзя использовать нерафинированное растительное масло, так как при высокой температуре из него выделяются токсичные и канцерогенные вещества.

Гидратированное

При этом виде очистки растительные жиры подвергаются обработке распылённой горячей водой температурой до 70°С, в результате чего из них удаляются фосфатиды.

Кроме того, слизистые и белковые компоненты, которые обычно и приводят к скорой порче масел, в результате процесса гидратации выпадают в осадок и убираются из продукта.

В результате он становится прозрачным, интенсивность его запаха приглушается, а сам он делается готовым к употреблению. Однако в товарную сеть масло в таком виде практически не попадает.

Рафинированное

Рафинированное масло особенно часто можно встретить в продаже, поскольку оно наиболее популярно у покупателей.

Процесс очистки в виде рафинирования состоит из двух этапов:

  1. Сначала происходит нейтрализация, в ходе которой на нагретые растительные жиры воздействуют щёлочью. Это позволяет избавить их от свободных жирных кислот, переизбыток которых придаёт им неаппетитный вкус. Кроме того, в процессе нейтрализации происходит освобождение продукта от тяжёлых металлов и пестицидов.
  2. Затем происходит отбеливание в виде обработки природными абсорбентами, например, глинами, в результате чего продукт светлеет.

Знаете ли вы? Как свидетельствует Книга рекордов Гиннесса, самый крупный цветок подсолнечника диаметром 82 см был выращен в Канаде, а само растение удалось «вытянуть» до высоты семи метров в Голландии.

Дезодорированное

Даже слабые запах и вкус масла могут негативно влиять на качество продуктов, которые из него изготавливаются. Например, на майонез и маргарин, которые производятся на его базе.

Для предотвращения этого используется процесс очистки в виде дезодорации, в ходе которого посредством горячего сухого пара температурой до 230°С в вакууме нивелируются запах и вкус продукта.

Дезодорация существенно продлевает срок хранения, однако при этом не менее существенно лишает его полезных веществ.

Какое масло выбрать – отечественное или импортное?

В наибольшей степени этот вопрос волнует автомобилистов. Еще совсем недавно ответ на него был однозначным – импортное. Но посмотрите рейтинг лучших моторных масел 2019 года, составленный специалистами «Эксперта цен» (табл.3): оказывается, масло марки Лукойл при более низкой стоимости достойно конкурирует с передовыми мировыми брендами >LIQUI MOLY, Total, ELF, MOBIL и Motul. Причем Лукойл Люкс 10W40 при вдвое меньшей стоимости переигрывает LIQUI MOLY Optimal 10W-40, а очень дешевая минералка ЛУКОЙЛ Супер SG/CD 15W-40 и вовсе не имеет конкурентов в категории «Лучшее минеральное моторное масло 15W-40»!

Табл.3

Конечно же, если ваше авто на гарантии, в двигатель нужно заливать исключительно масло, которое указано производителем. После снятия с гарантии для автомобилей, способных по паспорту «переваривать» масла SG/CD, нет смысла покупать дорогую импортную минералку – при соблюдении интервалов замены «Лукойл Супер» не доставит проблем при эксплуатации.

Не забывайте о том, что любые смазочные материалы стоит покупать только в авторизованных точках продаж и у официальных дилеров отечественных и зарубежных производителей. Это исключает риск приобрести подделку, которая может привести к некорректной работе и даже поломке дорогостоящей техники.

Состав синтетического масла

Синтетическое моторное или трансмиссионное масло состоит из компонентов нескольких классов:

  • углеводороды (полиальфаолефины, алкилбензолы);
  • эфиры (продукты реакции органических кислот со спиртами).

Разница молекул минерального и синтетического масла

В зависимости от состава и условий протекания химических реакций, масла подразделяют на следующие виды — эфирные, углеводородные, полиорганосилоксановые, полиальфаолефиновые, изопарафиновые, галогензамещенные, хлор- и фторсодержащие, полиалкиленгликолевые и так далее.

Важно знать, что многие производители присваивают своим маслам определение синтетического условно. Это вызвано тем фактом, что в некоторых странах продажа синтетики не облагается налоговыми сборами

Кроме этого, масла, полученные путем гидрокрекинга, порой тоже обозначают как синтетические. В одних государствах синтетическими маслами считаются смеси, содержащие до 30% присадок, в других — до 50%. Многие производители попросту покупают базовые масла и присадки у производителей синтетических масел. Смешивая их, они получают составы, которые реализуются во многих странах мира. Таким образом, количество торговых марок и собственно синтетического масла растет из года в год.

Классификация

С начала прошлого века их стали разделять на несколько категорий в зависимости от степени вязкости смазочного материала. Подобную систему классификации, разработанную и внедренную специалистами американского сообщества автомобильных инженеров (SAE), сразу оценили производители моторных смазок и их потребители, которым стало значительно легче подбирать их для своей техники.

Подобное разделение активно используется для того, чтобы подобрать моторные масла, их марки и характеристики в зависимости от требований потребителя.

Для разделения смазок по области применения используется система, разработанная Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA)

Значительное внимание уделяется в стандарте от ACEA, чтобы масла соответствовали требованиям экологического стандарта Euro. В России и странах СНГ используется система ГОСТ, распределением на различные эксплуатационные группы

моторное масло лукойл

В зависимости от химического состава и способа получения основы масло бывает минеральное, полностью изготовленное из продуктов переработки нефти, или синтетическое. Производителями смазочных материалов разработаны полусинтетические смазки, полученные дополнением в минеральную основу добавок.

По вязкости (SAE)

Согласно положениям стандарта SAE, общепринятого на международном уровне, моторные смазки делятся на различные группы в зависимости от их вязкостно-температурных характеристик.Техническое масло относится к одной из 17-ти категорий вязкости:

  • 8 зимних: 0W; 2,5W; 5W; 7,5W; 10W; 15W; 20W; 25W;
  • 9 летних: 2,5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60.

Литера W показывает потребителю возможность его использования при низких температурах, не утрачивая первоначальных характеристик. Для масел категории производителями указывается не только значение минимальной вязкости при 1000, но и минимальная температура пуска мотора (минимальная температура прокачивания). Согласно требованиям стандарта SAE, масла, относящиеся к категории зимних, рекомендованы к эксплуатации при температурах:

  • 0W – до -35;
  • 5W – до -30;
  • 10W – до -25;
  • 15W – до -20;
  • 20W – до -15.

Смазки, относящиеся к категории всесезонных, по стандарту SAE обозначаются сдвоенным номером: первая часть указывает на значение вязкости при отрицательных температурах, вторая – при положительных.

В зависимости от условий эксплуатации двигателя транспортного средства, по стандарту SAE масла советуем подбирать по специальным таблицам вязкости.

моторное масло eurol

По стандарту ACEA

Моторные масла по стандарту ACEA могут относиться к одной из категорий:

  • A/B – обычные масла, используемые для бензиновых и дизельных двигателей;
  • C – смазочные материалы, характеризующиеся повышенной совместимостью с каталитическими нейтрализаторами;
  • E – подходит для высоконагруженных дизельных двигателей, эксплуатирующихся в тяжелых условиях.

Масла из перечисленных выше категорий, делятся на подгруппы:

  • A/B: A1/B1; A3/B3; A3/B4; A5/B5;
  • C: C1; C2; C3; C4; C5;
  • E: E4; E6; E7; E9.

Для выбора масла, выпускаемого в соответствиями требованиям стандарта ACEA, рекомендуем использовать специальные профессиональные таблицы по подбору.

моторное масло castrol

ФИРМЕННЫЕ ПРОДУКТЫ LIQUI MOLY: МАСЛА С ПОВЫШЕННЫМИ АНТИФРИКЦИОННЫМИ СВОЙСТВАМИ

«Молиген» – это флагман линейки антифрикционных масел Liqui Moly! Разработка 2001 года, в основе которой лежали
новейшие открытия в области трибологии (науки о трении), защищена несколькими международными патентами. Уникальная
технология и использование оригинального пакета присадок обеспечивают возрастание антифрикционных и антиизносных
свойств при увеличении нагрузки. ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА МАСЛА ВОЗРАСТАЮТ ПО МЕРЕ ВОЗРАСТАНИЯ НАГРУЗКИ НА ДВИГАТЕЛЬ!
Масла «Молиген» отлично держатся в узлах трения, не стекая с контактирующих поверхностей даже при длительном простое
двигателя. Благодаря этой уникальной особенности масла значительно снижается износ двигателя при «холодном» пуске.
«Молиген» выдерживает высочайшие нагрузки и тяжелейшие условия эксплуатации, одновременно защищая и увеличивая ресурс двигателя.

Серия «Молиген» обладает расширенным диапазоном вязкости, что позволяет успешно использовать эти
масла при весьма значительных перепадах температур и нагрузок.

Серия «Молиген» представлена двумя маслами: 100% синтетикой и полусинтетикой. Эти масла обладают
расширенным вязкостно-температурным диапазоном, что позволяет использовать их при высочайших на-
грузках и практически в любых климатических условиях. А разница в стоимости «синтетики» и «полусинте-
тики» позволяет потребителю делать выбор с учетом его финансовых возможностей, т.е. «на любой коше-
лек»!

«Молиген» является своего рода «тюнинговым» продуктом, который реально способен улучшать технико-
экономические характеристики двигателя.

Масла «Молиген», по сравнению со стандартными маслами аналогичной вязкости, эффективно снижают
трение и износ двигателя, увеличивают ресурс двигателя. Эти масла обладают мощным эффектом последействия.
То есть после замены масла «Молиген» на стандартное моторное масло его действие сразу не
заканчивается, а продолжается на протяжении до 50 000 км пробега. Это происходит за счет формирования
упрочненного поверхностного слоя на взаимодействующих поверхностях в узлах трения. Этот слой обладает
исключительной стойкостью, как по отношению к износу, так и к воздействию всевозможных промывок системы смазки двигателя.

За счет сглаживания микронеровностей и микрошероховатостей поверхностей «Молиген» обеспечивает
снижение температуры в узлах трения
, что в свою очередь способствует значительному увеличению срока службы
самого масла и сохранению стабильности его свойств в течение всего межсменного периода.

«Молиген» отлично держится на поверхностях трения и не стекает в поддон, поэтому при пуске двигателя
сразу обеспечивается мгновенная смазка.

Снижается шумность работы двигателя, автомобиль становится более комфортным в эксплуатации.

Облегчается холодный пуск, в том числе и при «подсевшем» аккумуляторе, резко, в разы снижается износ
при прогреве двигателя.

Поддерживается исключительная чистота двигателя.

Масла «Молиген» изначально рассчитаны на использование низкосортного топлива, они стойки к деструкции и обладают высоким ресурсом.

Масла «Молиген» создавались специально для защиты двигателей от изнашивания и задиров в самых тяжелых условиях эксплуатации.

Каналы сбыта: в основном розничная торговля, особенно гипермаркеты. Небольшие частные сервисы, преимущественно в южных регионах России.

Потенциальные потребители: автомобилисты, автомеханики и владельцы небольших автосервисов, приобретающие
моторные масла для обслуживания автомобилей, эксплуатируемых в тяжелых и сверхтяжелых условиях.

В настоящее время Liqui Moly GmbH совершенствует линейку «Molygen» в соответствии с возросшими современными
требованиями к моторным маслам.
Расширяется линейка вязкостей: планируется выпуск масел 0W-20, 5W-30,
5W-40 для бензиновых двигателей и 5W-40, 10W-40 для дизельных, причем первые 2 класса вязкости будут
выпущены в версии Low SAPS. При этом будут использованы совершенно новые антифрикционные компоненты с уникальными
свойствами, обеспечивающие не только эффективное снижение
трения, но и поддержание двигателя в идеальной чистоте. Цвет масла станет светлее, но сохранит интенсивный зеленый
оттенок. В настоящее время образцы нового «Молигена», под рабочим названием «Молитек», проходят испытания в России.

Производство и особенности минерального масла

Моторное масло, которое находится в первой группе, получают путем перегонки сырой нефти. На нефтеперерабатывающих заводах от нефти отделяют легкие фракции, с меньшей плотностью, бензин, керосин, дизельное топливо. Остается более плотное вещество – мазут.

Первоначально, разогретый мазут в вакуумном устройстве разделяют на несколько составляющих, откачивают в отдельные емкости. Остается гудрон. Этот густой материал с малой вязкостью является основой моторных масел для тяжелых машин, военной техники, судов, тепловозов.

Выделенные фракции нефти попадают на очистку от серы, лишних углеводов парафинов и других примесей. Применяются следующие способы очистки:

  • глиной (способна очищать от азотных и серных соединений);
  • концентрированной серной кислотой (в соединении с примесями дает осадок шлама);
  • растворителем (удаляет парафин, ароматические соединения), самая эффективная.

Так получают базовую основу минеральных смазок первой группы. Качественный базовый материал обладает:

  • высокой способностью растворять присадки;
  • способностью сохранять их полезные свойства в процессе длительной эксплуатации двигателя;
  • содержанием серы от 0.03%;
  • наличием предельных углеводородов до 90%;
  • индексом вязкости до 90.

В дальнейшем к основе примешивается пакет присадок с заданными характеристиками. На последнем этапе продукт расфасовывается и поступает к потребителям.

Этот способ самый простой и легкодоступный. Все производители базовых масел для автомобилей в мире пользуются различными способами очистки нефтяных фракций, производства присадок. Свойства сырой нефти также отличаются в зависимости от месторождения. Поэтому на выходе масла первой группы разных марок немного отличаются друг от друга своими характеристиками.

В ценовой категории – это самый дешевый продукт. Его главный минус заключается в нестабильной вязкости.

Обычно в состав масла вовлекают следующие присадки:

Беззольные депрессанты предотвра­щают образование низкотемпературных отложений на деталях двигателей, выпадение осадков в картере, загрязнение фильтров, а также предотвращают рост вязкости масла при накоплении в нем частиц сажи от неполного сгорания топлива.

Зольные детергенты (моющие при­садки) – это растворимые в базовом масле мыла, обеспечивающие чистоту поршней и хорошую подвижность поршневых колец за счет удержания в масле мельчай­ших частиц нерастворимых веществ без отложения на деталях двигателя. Способность масла не давать частицам сли­паться и увеличиваться в размерах необходима для проти­водействия абразивному износу и преждевременной блокировке масляных фильтров, а также для улучшения холодной прокачиваемости (защиты двигателя при холодном запуске). Обычно в составе масла используют комбинации детергентов, обладающих способностью дополнять и улучшать эф­фективность друг друга. Детергенты содержат металлы (кальций, магний) придающие маслам зольность. Зола – это неорганиче­ский остаток, образующийся после сгорания масла. Ее избыток очень нежелате­лен, т.к. это абразивный материал. Многие детергенты придают маслу способность нейтрализовывать кислоты. Такие детергенты называют щелочными. Роль щелочных детергентов в предотвра­щении коррозионного износа деталей двигателей очень велика.

Антиокислители тормозят окисление масла кислородом воздуха при высокой температуре. Антиокислители разных классов часто вводят в составы масел в виде парных или тройных смесей, что дает лучший эффект. При рациональ­ном сочетании детергентов и антиокисли­телей удается значительно замедлить рост вязкости масла, увеличить срок его бессменной работы.

Противоизносные присадки предот­вращают быстрое изнашивание трущихся деталей двигателей в основном путем хи­мического взаимодействия с поверхнос­тями металлов и образования пленок, препятствующих контакту металла с ме­таллом, образованию рисок, задиров.

Антикоррозионные присадки защищают от коррозии антифрикционные сплавы на основе меди, свинца, олова путем образования прочных защитных пленок на вкладышах подшипников, втулках и других деталях.

Противопенные присадки препятству­ют вспениванию масла и ускоряют разрушение образовавшейся пены. В последнее время проблема вспениваемости масла приобрела особое значение в связи с при­менением дизельных масел в качестве рабочего тела в системах впрыскивания топлива под высоким давлением с помощью гидравлических насос-форсунок.

Модификатор трения (антифрикци­онные присадки) уменьшают коэффици­ент трения при граничном режиме смаз­ки, и этим повышают механический коэф­фициент полезного действия двигателей. Эти присадки вводят в энергосберегаю­щие масла.

Депрессорные присадки понижают тем­пературу застывания масел, их добавляют к зимним и всесезонным маслам для улучшения текучести при низкой температуре.

Модификаторы вязкости (загущающие присадки) повышают индекс вязкос­ти масла.

Другие присадки в моторных маслах используют редко, в тех случаях, когда к маслу предъявляют какие-либо специ­альные требования.

Минералка и синтетика.

Думаете, забыл про полусинтетику? Ан нет, так написано с умыслом, поскольку полусинтетика – понятие маркетингового плана. Вообще слова «минералка» и «синтетика» берут своё начало от происхождения базовой основы для конкретного масла. Всего этих основ пять (часто употребляемых). Две из них – минеральные (обычная и селективной очистки) и три синтетических (гидрокрекинговая (HC), полиальфаолефиновая (PAO), эфирная, к которой иногда применяют слово «эстер»). Как видите, полусинтетической базы нет, её получают смешивая минералку с синтетикой. О пропорциях смешивания говорит такая цифра: на одном из технических семинаров специалистом представителем премиум-брэнда было сказано, что после добавления 35% синтетики в минералку масло считается синтетическим. Соответственно, полусинтетическим считается базовое масло с добавлением синтетики от 0,01 до 34,99%. Ну и прямо пропорционально этим процентам полусинтетика будет работать в сравнении с минералкой или синтетикой. Если посмотреть на график, отражающий ухудшение показателей масла с течением времени, то окажется, что минералка с первого дня использования плавно ухудшает свои свойства до нуля, поскольку минеральная основа сразу же понемногу начинает распадаться, пока не превратится в нечто, совсем непохожее на масло.

Синтетика же держится на первоначальном уровне довольно долго, а затем практически моментально падает «в ноль». Связано это с тем, что синтетическая основа гораздо устойчивее к основным разрушающим факторам, поэтому её ресурс определяется срабатыванием пакета присадок. Как только их запас в масле использован, система распадается и масло столь же неотвратимо, как и минералка, перестаёт работать. Поэтому на синтетике чревато ездить слишком долго.

Ну а полусинтетика – это такая «серединка на половинку». Чуть более хорошее масло за приемлемую цену, ну и работать будет соответственно своему составу. Минеральная часть базы начнёт постепенно срабатываться до нуля, пока не останется «в живых» только синтетическая часть (линия падения характеристик на графике более пологая и не до нуля, масло ещё работает). Затем ждём срабатывания присадок (если они ещё не закончились), и всё, полусинтетика также пришла на «финиш».

Вывод из этого такой: по возможности лучше в машину заливать синтетику, поскольку в этом случае при своевременной замене масло на всём протяжении работы двигателя будет обеспечивать ему практически максимальный уровень защиты, а значит, двигатель проработает дольше. (Я сейчас не беру случаи вытекания более жидкой синтетики через сальники в наших «тазиках», поскольку это неисправность автомобиля и лечится она не заменой синтетики на минералку, а заменой сальников на хорошие, не дубеющие на морозе). Если жалко денег на синтетику премиум-класса, берите полусинтетику, она существенно дешевле. В качестве некоторого утешения приведу ориентировочные цифры пробега масел от замены до замены на разных основах:

  • минералка – 8000км
  • полусинтетика – 10000км
  • синтетика – 12000км

Так что некоторый отыгрыш по деньгам (50% стоимости минерального масла) у синтетики имеется.

Применение

Синтетика обеспечивает превосходную защиту привода даже в экстремальных условиях эксплуатации. Она подходит для машин с турбонаддувом или авто, испытывающих большие нагрузки. Для новых автомобилей, с современными моторами, предпочтительнее использовать синтетические смазочные материалы, они будут препятствовать нагарообразованию, коррозии, обеспечат стабильную работу силового агрегата.

Для изношенных двигателей лучше применять полусинтетику или минералку: в процессе эксплуатации машины, внутри мотора образовывается большое количество нагара, плюс увеличиваются зазоры в парах трения, на поршневой группе появляются микротрещины. Синтетика из-за большой текучести, не сможет заполнить пространство в парах трения — это приведет к «масляному голоданию» привода. Благодаря моющим свойствам синтетическое масло:

  1. Вымоет микротрещины (образованные на поршневой группе, в результате эксплуатации мотора), заполненные моторным маслом — увеличится расход смазочного материала.
  2. Спровоцирует отрыв нагара от поверхности элементов привода, произойдет засорение системы смазки.

Подбирая смазочный материал, обратите внимание на стоимость, продукция хорошего качества имеет высокую цену. Дешевле, можно приобрести только подделку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector